Научная статья на тему 'Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы'

Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL PRACTICE / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамхоева Лейла Магомедовна

Цель. Рассмотреть вопросы проведения педагогической практики на основе компетентностного подхода для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его компетентности. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлен опыт проведения педагогических практик в Дагестанском государственном педагогическом университете. В ходе подготовки и участия в педагогических практиках у студентов происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вывод. Педагогическая практика представляет собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Прохождение студентами педагогической практики повышает уровень их профессиональной компетентности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамхоева Лейла Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Practice as Background of Formation the Primary School Teacher’s Competences

The aim of the article is to consider the issues of conducting the pedagogical practice on the basis of the competence-based approach in order to increase the effectiveness of the future teacher's professional training and the formation of his competence. Methods. Observation, questioning, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. The experience of carrying out pedagogical practices in Dagestan State Pedagogical University is presented. In the course of preparation and participation in pedagogical practices, students develop the general professional and professional competencies. Conclusion. Pedagogical practice is an effective form of teaching students, which contributes increasing the motivation of learning, interest in studying the subjects of the psychological and pedagogical cycle. Passing by students the pedagogical practice increases the level of their professional competence in general.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Халилова Гюлбениз Газиевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра романо-германских, восточных языков и методики преподавания (РГВЯиМП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: [email protected]

Гусейнова Диана Шихабутдиновна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (ДГУНХ), Махачкала, Россия; email: [email protected]

Муталибов Агабег Ширинбекович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра РГВЯиМП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 12.02.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Gulbeniz G. Khalilova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Roman-Germanic, Oriental Languages and Teaching Methods (RGOL&TM), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia: e-mail: [email protected]

Diana Sh. Guseynova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of English, Dagestan State University of National Economy (DSUNE), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Agabeg Sh. Mutalibov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of (RGOL&TM), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia: e-mail: [email protected]

Received 12.02.2019

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147.88

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-82-86

Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы

@ 2019 Хамхоева Л. М.

Ингушский государственный университет, Россия, Магас; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть вопросы проведения педагогической практики на основе компетент-ностного подхода для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его компетентности. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлен опыт проведения педагогических практик в Дагестанском государственном педагогическом университете. В ходе подготовки и участия в педагогических практиках у студентов происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вывод. Педагогическая практика представляет собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Прохождение студентами педагогической практики повышает уровень их профессиональной компетентности в целом.

Ключевые слова: педагогическая практика, компетентностный подход в образовании, профессиональная компетентность, самостоятельная работа студентов.

Формат цитирования: Хамхоева Л. М. Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 13. № 1. С. 82-86. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-131-82-86

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Pedagogical Practice as Background of Formation the Primary School Teacher's Competences

@ 2019 Leila M. Khamkhoeva

Ingush State University, Russia, Magas; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the issues of conducting the pedagogical practice on the basis of the competence-based approach in order to increase the effectiveness of the future teacher's professional training and the formation of his competence. Methods. Observation, questioning, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. The experience of carrying out pedagogical practices in Dagestan State Pedagogical University is presented. In the course of preparation and participation in pedagogical practices, students develop the general professional and professional competencies. Conclusion. Pedagogical practice is an effective form of teaching students, which contributes increasing the motivation of learning, interest in studying the subjects of the psychological and pedagogical cycle. Passing by students the pedagogical practice increases the level of their professional competence in general.

Keywords: pedagogical practice, competence-based approach in education, professional competence, independent work of students.

For citation: Khamkhoeva L. M. Pedagogical Practice as Background of Formation the Primary School Teacher's Competences. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 12. No. 1. Pp. 82-86. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-82-86 (In Russian)

Введение

Как известно, постоянное совершенствование педагогического мастерства является одним из условий, способствующих его соответствию реалиям времени. По меткому выражению К. Д. Ушинского, учитель является самым важным элементом в педагогическом процессе, так как «... влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [6, с. 29].

Это актуально в силу того, что современные ученики, живущие в мире развитых информационных технологий, менее зависимы от учителя. Большую часть знаний они черпают из различных источников информации. В этой ситуации учитель должен взять на себя роль своего рода координатора, систематизирующего знания ребенка и его представления о мире.

Выполнить эту работу (а по сути, миссию) учитель сможет только в том случае, если он обладает даром и умением убеждать. Этому нельзя научить никакими дисциплинами или методическими разработками. Убедить ученика в чем-то учитель сможет только тогда, если продемонстрирует истинные знания сути проблемы, грамотность, терпение и интеллигент-

ность. Педагогом и настоящим учителем стать можно только в том случае, если он будет уважать личность ученика, знать свой предмет, будет проявлять готовность рассмотреть проблему с точки зрения ученика. Именно поэтому в учебном плане педагогических вузов придается огромное значение педагогике и психологии как специальным дисциплинам.

Цель - рассмотреть вопросы проведения педагогической практики на основе компетентностного подхода для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его компетентности.

Методы - наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.

Результаты и обсуждение

Профессиональное становление студентов как будущих педагогов невозможно без педагогической практики. Именно пактика способна выработать умение буущих учителей решать самые сложные проблемы как учебной, так и воспитательной деятельности.

Педагогическая практика студентов является важным средством совершенствования профессионального мастерства будущего учителя начальных классов, дополняющим теоретическую подготовку

студентов. Педагогическая (производственная) практика обеспечивает условия для закрепления полученных знаний и формирования у студентов практических умений и навыков, важных для обучения и воспитания младших школьников. Педагогическая практика на педагогическом факультете Ингушского госуниверситета (ИГУ) проводится в базовых образовательных организациях республики, обладающих необходимыми кадровыми и научно-техническими ресурсами.

Как показывает анализ педагогических практик наших студентов, они сталкиваются с определенными трудностями преподавания в период прохождения педагогической практики. В этой связи на педагогическом факультете ИГУ, на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования, на заседаниях Совета факультета неоднократно рассматривались проблемы, с которыми сталкиваются студенты при прохождении педагогической практики. Как свидетельствуют результаты анализа, студенты испытывают проблемы при работе с учениками разновозрастных групп, прежде всего, на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, музыки. В начальных классах многих школ в связи с отсутствием специализированных кадров эти уроки ведут учителя начальных классов.

Отягчающим фактором является также и то обстоятельство, что часть детей в сельских школах Республики Ингушетия не владеют на момент поступления в первый класс русским языком. При этом в Ингушетии во всех школах обучение организовано на русском языке, в том числе и в начальной школе. А для усвоения учебного материала требуется хорошее знание того языка, на котором ведется обучение детей.

Как отмечают аналитики современного российского образования, в вузе наблюдается излишняя теоретизированность процесса обучения при низком уровне практических умений и навыков. Безусловно, в идеале учитель начальных классов должен быть подготовлен практически по всем направлениям. Однако студентов-будущих педагогов не обучают составлению кален-дарно-тематического планирования, образовательной программы и других содержательных документов, от которых зависят системность и качество образования школьников.

Практически ежегодно, при прохождении педагогической практики студенты испытывают подобные сложности. Поэтому полагаем, что целесообразно с первых курсов обучать студентов педагогических вузов ведению всей необходимой документации, погружать будущего педагога в школьную жизнь. Для этого следует больше внимания уделять вопросам практического обучения и методике работы в смешанных группах. Это представляется нам важным, поскольку молодой педагог с первых дней пребывания в роли учителя сталкивается с конкретной проблемой, при решении которой он руководствуется исключительно знаниями, полученными в университете, а также опытом, приобретенным в этот период.

На конференциях, проводимых на педагогическом факультете ИГУ по итогам завершения педагогической практики, студенты традиционно выражают критическое мнение по некоторым вопросам профессиональной подготовки: как правило, они удовлетворены уровнем своей подготовки в целом как учителя начальных классов, однако считают недостаточным уровень своей подготовленности как учителя-организатора, учителя-воспитателя. В частности, по итогам педагогической практики 2018 года студенты выразили предложение о необходимости акцентирования в учебном процессе большего внимания вопросам комплексной практической подготовки студентов к педагогической деятельности.

Традиционно перед началом педагогической практики в нашем университете проводились установочные конференции, на которых уточняются задания для студентов в период прохождения ими практики, а также актуализируются некоторые организационные задачи. Нам представляется, что в перспективе будет целесообразным проводить установочные мини-тренинги, на которых можно будет отре-флексировать статусную позицию студентов в период прохождения практики, настраивая их таким образом психологически на выполнение всех видов педагогической деятельности. Это позволит студентам в непринужденной обстановке обсудить и проигрывать субъективно сложные ситуации, которые могут возникнуть на практике.

В целях решения этих задач нами разработаны учебные задания с учетом лично-

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

сти каждого студента, что привело, в свою очередь, к расширению учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов. То есть, параллельно с различного рода рекомендациями и материалами, в которых содержатся программа практики, образцы заданий и отчетной документации, мы приводим в обязательном порядке ссылки на методическую, учебную литературу, в которой студенты могут найти решения многих проблем в их педагогической деятельности.

Кроме того, непосредственно перед началом педагогической практики нами проводится семинар для студентов «Готовимся к школе», на котором обсуждаются вопросы и проблемы, решение которых представляют определенную сложность для начинающего учителя. Это своего рода «стажерская площадка», на которой студенты, уже прошедшие педагогическую практику, делятся своими впечатлениями и опытом со студентами, которым предстоит такая практика. В частности, всем студентам раздаются буклеты (памятки) с советами и рекомендациями от студентов уже прошедших практику, что представляется весьма полезной и действенной новацией.

Большинство студентов, которым предстоит педагогическая практика, полагают, что основной их задачей на практике является возможность личной апробации себя в роли учителя; другие полагают, что практика - это возможность применить теоретические знания, полученные ими в период учебы. Лишь меньшая часть считает, что целью педагогической практики является вооружение учащихся новыми знаниями и умениями. Именно эти студенты и понимают правильно смысл педагогической практики. И здесь четко вырисовывается другая проблема - актуальность непрерывного и постоянного образования самого педагога. В наши дни учитель не может ограничиваться только знаниями, полученными в период учебы в е: учитель успешен до тех пор, пока он сам учится,

144 с. 2. Блонский П. П. Мои воспоминания. М., 1971. 175 с.

3. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М. : Просвещение, 1989. 189 с.

иначе он может оказаться в ситуации, когда не сможет ответить на многие вопросы и вызовы. Учитель должен руководить процессом обучения и воспитания ребенка, способствуя развитию его умственных способностей.

В век бурно развивающихся информационных технологий деятельность учителя немыслима без свободного владения им компьютерными технологиями. Работа с компьютером на уроках позволяет лучше усваивать и закреплять учебный материал, при этом реализовать этот процесс можно и дифференцированно. Одновременно учитель должен формировать информационную культуру детей посредством их обучения возможности находить и использовать различные виды информации. Кроме того, будет весьма плодотворным, на наш взгляд, привлечение родителей учащихся школы к процессу информационного обучения. Родитель, который знаком и активно использует информационные технологии, сможет быть в курсе всех проблем своего ребенка, так как электронные дневники позволяют быть родителям активными участниками образовательного процесса.

Вывод

От высокой организованности педагогической практики и ответственности самих студентов зависят не только ее результаты, но и подготовленность самих студентов к миссии педагога.

Невозможно ограничиваться при проведении практики только разработками уроков и пассивным созерцанием со стороны студентов-практикантов. Практикант в школе должен стать полноправным субъектом педагогического процесса и его руководителем. Только такой поход обеспечит решение проблемы формирования у будущего учителя всех профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для его становления как Учителя.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М. : Академия, 2004. С. 3-57.

6. Ушинский К. Д. Педагогические статьи 1857-1861 гг. Собрание сочинений. Т. 2. М.; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 29-32.

Литература

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Просвещение, 1990.

4.Исаев И. Ф. педагогическая культура Академия, 2002. 208 с.

Профессионально-преподавателя. М. :

References

1. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego peda-gogicheskogo obrazovaniya [General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1990. 144 p. (In Russian)

2. Blonsky P. P. Moi vospominaniya [My memories]. Moscow, 1971. 175 p. (In Russian)

3. Elkanov S. B. Osnovy professional'nogo samovospitaniya budushchego uchitelya [Fundamentals of professional self-education of the future teacher]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1989. 189 p. (In Russian)

4. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 208 p. (In Russian)

5. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. Pp. 3-57. (In Russian)

6. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie stat'i 18571861 gg. Sobranie cochinenij [Pedagogical articles 1857-1861. Collected Edition. Vol. 2. Moscow; Leningrad, APS RSFSR Publ., 1950. Pp. 2932. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Хамхоева Лейла Магомедовна, старший преподаватель, кафедра педагогики и методики, Ингушский государственный университет, Россия, Магас; e-mail: [email protected]

Принята в печать 15.02.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Leila M. Khamkhoeva, senior lecturer, the chair of Pedagogy and Methods, Ingush State University, Russia, Magas; e-mail: [email protected]

Received 15.02.2019

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.016

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-86-91

Структурирование содержания математических и естественнонаучных знаний как фактор формирования универсальных компетенций в педагогическом образовании

@ 2019 Ярахмедов Г. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - выделением базисных единичных элементов, структурных единиц и категориальных признаков в структурах математического и естественнонаучного знания построить образовательный процесс по определенным логическим схемам, способствующим эффективному отбору содержания образования и формированию универсальных компетенций. Методы. Анализ структур знаний различных предметных областей, синтез сложных структур из структурных единиц и аналогия действий по определенным логическим схемам. Результат. Предложена методика выявления структурных единиц в различных предметных областях знания, позволяющая обнаруживать сходство процессов построения с их помощью более сложных объектов и понятий. Вывод. Обобщение научных понятий на основе родственных понятий междисциплинарного содержания, отбор и структурирование содержания образования происходит по изоморфным логическим схемам. Количественные характеристики структурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.