Научная статья на тему 'Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России'

Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / АНТИЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭПОХА "РЕФОРМАЦИИ" / ЗНАНИЕ В ЭПОХУ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / NATURAL-SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ANCIENT PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / THE ERA OF "REFORMATION" / KNOWLEDGE IN THE ERA OF NEW AND MODERN TIMES / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / SPIRITUAL SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Алиев Абдулмалик Магомедович, Велиев Омар Велиханович

Цель. Выявить детерминированность между наличием у общества знания в условиях постиндустриального общества, развитости, глубокой освоенности научно-педагогического знания, педагогических технологий, учёта педагогического опыта предшествующих поколений и процессом обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства. Методы. Метод историзма, а также принципы и подходы социальной диалектики вкупе с основными формами правильного мышления использованы при проведении данной работы. Результаты. Сформулированные авторами исследования обобщающие выводы и предложения позволят существенно обновить и оптимизировать педагогический образовательный и воспитательный процесс, поднять в обществе престиж научно-гуманитарного и естественно-научного знания, вкрапливать их достижения в хозяйственный механизм страны и тем самым способствовать обеспечению духовной безопасности современного российского общества и государства. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие положения могут быть использованы работниками органов государственной власти и публично-правовых образований в направлении совершенствования реалий современного образовательного пространства нашей страны, обеспечении генерации новых научных знаний, вкраплении их в непосредственный производственный процесс с венчурными и инновационными технологиями. Всё это в своей совокупности является панацеей для обеспечения национальной (духовной) безопасности современного российского общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Алиев Абдулмалик Магомедович, Велиев Омар Велиханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Pedagogical Knowledge as a Tool to Ensure the National Security of Modern Russia

The aim of this research is to reveal the determinism between the presence of the knowledge of society in the conditions of post-industrial society, development, deep mastery of scientific and pedagogical knowledge, pedagogical technologies, considering the pedagogical experience of previous generations and the process of ensuring the spiritual security of modern Russian society and the state. Methods. The method of historicism, as well as the principles and approaches of social dialectics in conjunction with the basic forms of correct thinking. Results. The generalizing conclusions and proposals formulated by the authors of the study will significantly update and optimize the pedagogical educational process, raise the prestige of scientific-humanitarian and natural-scientific knowledge in society, integrate their achievements into the economic mechanism of the country and thereby contribute to the spiritual security of modern Russian society and the state. Summary. The generalizing provisions formulated by the authors can be used by employees of public authorities and public law education in the direction of improving the realities of the modern educational space of our country, ensuring the generation of new scientific knowledge, incorporating them into the direct production process with venture and innovative technologies. All this in its totality is a panacea for the national (spiritual) security of modern Russian society and the state.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России»

Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: elena26.06@mail.ru

Караханов Мурад Нуруллахович, доктор экономических наук, профессор, кафедра социо-гуманитарных дисциплин, ДГПУ, e-mail: gak0110@mail.ru

Принята в печать 05.02.2019 г.

Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: elena26.06@mail.ru

Murad N. Karakhanov, Doctor of Economy, professor, the chair of socio-humanitarian disciplines, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Received 05.02.2019

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-33-39

Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России

©2019 Казиев Н. Э. 1 Магаррамов М. Д. 1 2, Алиев А. М. 2, Велиев О. В. 2

1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: www.dgpu.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить детерминированность между наличием у общества знания в условиях постиндустриального общества, развитости, глубокой освоенности научно-педагогического знания, педагогических технологий, учёта педагогического опыта предшествующих поколений и процессом обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства. Методы. Метод историзма, а также принципы и подходы социальной диалектики вкупе с основными формами правильного мышления использованы при проведении данной работы. Результаты. Сформулированные авторами исследования обобщающие выводы и предложения позволят существенно обновить и оптимизировать педагогический образовательный и воспитательный процесс, поднять в обществе престиж научно-гуманитарного и естественно-научного знания, вкрапливать их достижения в хозяйственный механизм страны и тем самым способствовать обеспечению духовной безопасности современного российского общества и государства. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие положения могут быть использованы работниками органов государственной власти и публично-правовых образований в направлении совершенствования реалий современного образовательного пространства нашей страны, обеспечении генерации новых научных знаний, вкраплении их в непосредственный производственный процесс с венчурными и инновационными технологиями. Всё это в своей совокупности является панацеей для обеспечения национальной (духовной) безопасности современного российского общества и государства.

Ключевые слова: научное знание, гуманитарное знание, естественно-научное знание, античное педагогическое знание, эпоха «реформации», знание в эпоху Нового и Новейшего времени, постиндустриальное общество, духовная безопасность.

Формат цитирования: Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Алиев А. М., Велиев О. В. Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 33-39. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-33-39

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

Scientific and Pedagogical Knowledge as a Tool to Ensure the National Security of Modern Russia

©2019 Nizami E. Kaziev 1 Magarram D. Magarramov 1 2, Abdulmalik М. Aliev 2, Omar V. Veliev 2

1 Regional Centre of Ethnopolitical Researches, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: www.dgpu.ru

ABSTRACT. The aim of this research is to reveal the determinism between the presence of the knowledge of society in the conditions of post-industrial society, development, deep mastery of scientific and pedagogical knowledge, pedagogical technologies, considering the pedagogical experience of previous generations and the process of ensuring the spiritual security of modern Russian society and the state. Methods. The method of historicism, as well as the principles and approaches of social dialectics in conjunction with the basic forms of correct thinking. Results. The generalizing conclusions and proposals formulated by the authors of the study will significantly update and optimize the pedagogical educational process, raise the prestige of scientific-humanitarian and natural-scientific knowledge in society, integrate their achievements into the economic mechanism of the country and thereby contribute to the spiritual security of modern Russian society and the state. Summary. The generalizing provisions formulated by the authors can be used by employees of public authorities and public law education in the direction of improving the realities of the modern educational space of our country, ensuring the generation of new scientific knowledge, incorporating them into the direct production process with venture and innovative technologies. All this in its totality is a panacea for the national (spiritual) security of modern Russian society and the state.

Key words: scientific knowledge, humanitarian knowledge, natural-scientific knowledge, ancient pedagogical knowledge, the era of "reformation", knowledge in the era of New and Modern times, post-industrial society, spiritual security.

For citation: Kaziev N. E., Magarramov M. D., Aliev A. M., Veliev O. V. Scientific and Pedagogical Knowledge as a Tool to Ensure the National Security of Modern Russia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 33-39. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-33-39 (In Russian)

Введение

Актуальность темы исследования вытекает из сложившейся сложной ситуации на внешнеполитической арене, международной санкционной изоляции нашей страны США и их союзниками, имеющими своей целью ослабить Россию, сделать её слабой марионеткой, сырьевым придатком развитых стран. Конечно же этого допустить нельзя и по этой причине необходимы гуманитарные научные исследования по педагогике, в своей сущности, опирающиеся на исторический опыт формирования и использования научных знаний для активного преобразования социальной действительности в нашей стране.

Как известно, путь человечества к знанию достаточно сложен, тернист и требует соответствующего обращения к истории

его становления, развития и современного состояния.

Как известно античное общество было названо одним из известных исследователей позапрошлого столетия «детством человечества» и, что в античной философии в зачаточном состоянии можно обнаружить все позднейшие типы мировоззрений. Не является исключением педагогическое мировоззрение, формировавшееся во все известные времена, включая и античное, посредством педагогического образования и воспитания.

Анализ источников, принадлежащих античным мыслителям, позволяет выявить педагогическую квинтэссенцию их трудов, в которых нашли свою материализацию несколько важных теоретических положений, имеющих свой познавательный ак-

сиологический и праксиологический потенциал. Он состоит в следующем.

Синкретизм знания с бытием, в своей совокупности дающие представления об окружающем мире и логика, как наука о формах правильного мышления, в рамках которого посредством понятий, суждений и умозаключений постигается истина.

Сочетание теоретического и практического, теории и практики. Это дихотомич-ность оправданно считалась лучшим инструментом к осознанному и результативному действию.

Аксиологичность образования заключалась в его способности принести обществу и государству реальную выгоду и пользу, развитием и совершенствованием личности, степень совершенствования которой определялась её отношением к истине.

Наличие реального творческого начала, позволяющего созидать и руководить, в своей совокупности, преобразующего окружающую действительность, а мысли, идеи, знания и опыт постоянно генерируют прогрессивное, позволяющее руководителю активно и осознанно преобразовать окружающую действительность, с помощью педагогического мастерства, медицины, инженерного дела и музыки.

Вслед за античностью, средневековая схоластика, опирающаяся на божественные откровения, библейские тексты и сказания, учение отцов церкви потворствовали гер-берторианской педагогике, покоящейся на абсолютном подчинении обучающихся педагогу, отсутствии реального простора для диспута, возможности критики установленных истин, линчевание прогрессивно мыслящей интеллигенции.

Ситуация коренным образом меняется в связи с Реформацией. На лоне католической церкви возникли различные направления со своими обрядами и ритуалами, спецификой их отправления. Так, возникли такие течения как лютеранство, пуританизм, протестантизм, кальвинизм, анабаптизм и др.

В основе взглядов, на которые опирается лютеранство, лежит положение о том, что окружающий мир, пусть и сотворён-ный Богом, познаваем человеческим разумом.

Для Англии XVII столетия пуританизм свою этику счёл одним из важных инструментов развития науки. Пуритане, являясь меньшим по числу населением Англии,

заняли 2/3 мест в изначальном составе Лондонского королевского общества, то есть научного сообщества, подталкивавшего и стимулировавшего процесс генерирования науки.

В период с 1880 по 1940 гг. круг американских ученых с непропорционально высокой степенью пополняется за счет американских протестантов. А в XXI в. учёные, исповедующие протестантизм, составляют значительную часть в инновационном секторе науки. А в соответствии с данными научных исследований, проведенных университетом Экзетера (Великобритания), протестантизм, вкупе с иудаизмом, буддизмом и индуизмом, является религией, потворствующей развитию инновационного, венчурного капитала. По данным этой же научной организации, негативный эффект на объем инновационных инвестиций оказывают католичество, мусульманство и православие. Хотя вряд ли можно согласиться с этим тезисом по той простой причине, что в нашей стране, значительную часть населения которой составляют православные, к венчурным инвестициям относятся весьма предпочтительно и благосклонно и благо, что это является частью магистральной линии высшего политического руководства страны.

Ф. Меланхтон (1497-1560), опираясь на религиозные первоначала протестантизма, создал методологическую матрицу для естественнонаучных исследований, то есть перенёс акцент от наблюдений к выявлению причины явлений, логическим путём вывел главную причину среди других побочных, незначимых и вероятных. Этот же исследователь был великим реформатором образования в Германии. Его заслугой считается существующая и ныне в нашей стране классно-урочная система. Теоретическое обоснование этой системы сформулировал протестантский педагог Я. А. Ко-менский.

Если говорить о пуританизме, то его ценности выражались учеными в своих трудах с идеями рационализма, ценность которых заключалась их познавательным отношением к миру, возможностью преобразовать его посредством не только религиозных догматов, но и рационально, разумно созданной системы образования и воспитания.

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 1. 2019

В Новое время огромный вклад в развитие педагогической науки и образования внесли представители немецкой классической философии И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Феербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и другие мыслители, которые развитие науки вообще и педагогической, в частности, видели в рамках классического университета, как социального института, объединяющего представителей разных научных знаний, профессий, сутью и основным предназначением своей деятельности они считали выработку нового знания, имеющего практическое значение. И не зря сегодня у нас в стране во всех вузах преподается курс философии, в которой важное место по праву занимают наряду с другими мыслителями, представители немецкой классической философии. А к Капиталу К. Маркса вновь и вновь обращаются учёные, политики и экономисты развитых стран мира, особенно в условиях циклического кризиса

Начиная со второй половины XIX в. Императорское московское техническое училище (ныне - МГТУ им. Н. Э. Баумана) сформировал собственно русский способ подготовки кадров для промышленности и, как результат, этот университет дал стране и миру создателей вертолетов и тепловозов, аэродинамических труб и пассажирских реактивных самолетов, автоматических станочных линий и телевизионных трубок. Научные разработки этого университета позволили нашей стране впервые в истории человечества покорить космическое пространство.

В середине XX в. на государственном уровне США в связи с советскими научными достижениями и, особенно в отраслях военно-промышленного комплекса, военно-космической сфере, поставили и стали решать проблемы обучения в средних школах с упором на выявление талантливых детей из всех слоев американского и западноевропейского общества. Не смотря на такие их усилия им все-таки не удалось опередить советскую систему подготовки учащихся в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Но в связи с непродуманной перестройкой всех сторон общественной жизни нашей страны, мы утратили лидерство в области образования и воспитания. Страна начала слепо копировать западные модели образования и воспитания.

В лихие 90-е годы прошлого столетия руководство страны из-за объективных трудностей, связанных прежде всего с отсталостью экономики, перестройкой хозяйственного механизма, проведением рыночных реформ, перешло на путь остаточного финансирования российской науки и образования, что негативно отразилось на процессе и результативности проведения фундаментальных научных исследований, и в целом на состоянии системы отечественного образования и воспитания. «Утечка мозгов» стала в стране обыденным явлением, обнищание учёных и учителей рядовыми случаями.

Ситуация начала меняться к лучшему после прихода к власти В. В. Путина [1]. Был наряду с другими принят и реализован национальный проект «Образование». После его реализации ситуация в школах и университетах существенно изменилась в лучшую сторону. В них были проведены текущие и капитальные ремонты зданий, сооружений, обновлена материально-техническая база, повышены заработные платы учителей и профессорско-преподавательского состава. Но общий вектор развития отечественного образования почему-то до сих пор остаётся в русле так называемого «балонского процесса», реализовывая который страна отказалась от многих достижений советской системы образования и науки. Сегодня по форме работы с учащимися школ и студентами вузов тестирование - анахронизм западной модели образования, является чуть ли не главным инструментом оценки как текущих, так и итоговых знаний. Живое общение между экзаменаторами и абитуриентами в процессе поступления в вузы - кануло в прошлое. А между тем именно устные экзамены позволяли принимать в вузы людей с положительной социализацией, общественно приемлемым поведением, установками и образом жизни. А со временем именно из них вырастали будущие руководители государственных органов и публично-правовых образований с гуманистическим мировоззрением, каждодневно служащих интересам общества и государства, по сути, обеспечивающих их духовную безопасность.

Общественно опасным является положение дел, когда согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 2 поколения в программах подготовки учащихся средних общеобразовательных школ и по ФГОС 3 +

для студентов вузов урезается значительное количество часов, отводимых на освоение гуманитарных предметов - отечественной истории, русской литературы, правоведения, этики, эстетики и других дисциплин соответствующего цикла. По сути, речь идёт о формальном и фактическом отказе государства от концепции гуманизации и гуманитаризации современной российской средней и высшей школы. В то же самое время отдается приоритет так называемым точным наукам, что недопустимо, поскольку гуманитарные и естественнонаучные дисциплины синкретично дополняют друг друга. И наметившийся крен со стороны государства в поддержку вторых, есть не что иное как извращение сути дела. Без высокой духовности (а она даётся именно постижением основ гуманитарных наук) не один специалист по точным наукам не будет чувствовать себя одухотворённым, способным творчески и результативно подойти к выполнению своей работы, глубоко осознать свою востребованность и полезность обществу и государству.

В то же самое время, например, философия, являясь гуманитарной наукой и учебной дисциплиной, даёт метод и методологию для проведения фундаментальных научных исследований не только в социально-экономической, но и в естественно-научной области. Без метода и соответствующей методологии проведения научных исследований их результативность и значимость представляются практически невозможными, а значит, говорить в современных условиях России о переходе к экономике венчурных и инновационных технологий посредством использования современных научных достижений, тоже представляется проблематичным.

Поэтому необходим своеобразный патерналистский баланс со стороны органов управления российской наукой и образованием в плане равной поддержки дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла, ибо их равная финансовая поддержка, тандем, параллельное развитие есть панацея от разрешения целого ряда проблем экономической, политической, социальной и духовно-нравственной систем, эффективное развитие которых является важным условием обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Нынешняя система исследовательского университетского образования должна учесть теоретические положения, вырабо-

танные античной и последующими эпохами развития человечества.

Речь идёт о необходимости переноса университетского исследовательского обучения как по гуманитарным, так и по естественнонаучным дисциплинам к методике постижения истин после выдвижения соответствующих гипотез, то есть современному обществу необходимо знание, имеющее практическое, праксиологическое значение.

Такие истины в области естественнонаучного образования есть не что иное как технологизация полученных знаний, т. е. они имеют реальное практическое значение и востребованы обществом и государством, особенно в условиях технологических революций и вкрапления их достижений в реальный производственный процесс венчурных и инновационных технологий (ноу-хау).

Вместе с тем, познание и полученное посредством с ним знание получает свое аксиологическое оправдание в соответствующем измерении, находящем своё воплощение в интеллектуальном продукте и субъективной самооценке исследователя в плане собственного удовлетворения либо неудовлетворения полученным результатом. Одним словом, знание материализуется в творчестве и, в то же самое время, такая материализация со временем становится устаревшей, и по этой причине нужна генерация новых знаний и их реализация в передовых технологиях. Такова логика и диалектическая взаимосвязь между педагогикой и педагогическим творчеством, знанием и опытом, знанием и передовыми технологиями, субъективным и объективным, сознанием и бытием, идеальным и материальным.

Заключение

Завершая исследование, есть необходимость в формулировке обобщающих положений, суть которых сводится к следующему:

1. Путь России в постиндустриальное общество является сложным, тернистым и многогранным. Его прохождение требует адекватных времени действий и решений со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, учитывающих исторический опыт формирования общества научных знаний, способности вкрапливать их достижения в реальную экономику, обретения самости в педагогических технологиях, учёте прошлого опыта

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

образования и воспитания подрастающего поколения.

2. Формирование общества, в котором будут главенствовать ценность и значимость гуманитарного, естественнонаучного знания является неотъемлемым условием для обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства, поскольку высокая духовность, аккумулирующая в себе достаточно высокий уровень развития педагогики, образования, воспитания, ценность и преобразовательное значение научного знания, высокий уровень общей, нравственной, правовой культуры, нравственное и правовое сознание, искусство в самом широком смысле, являются теми детерминантами, которые предопределяют конечную судьбу безопасности развитых общества и государства.

3. Развитие отечественной педагогики, образования и воспитания требует от современного российского государства, ради обеспечения её же духовной безопасности, выделения из федерального бюджета значительных финансовых средств, поскольку материально-техническая база средних общеобразовательных школ, средне-специальных и высших учебных заведений

блемы противодействия национальному и поли-

tor in countering religious and political extremism. Aktual'nye problemy protivodejstviya nacion-al'nomu i politicheskomu ekstremizmu. Vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Казиев Низами Эмирович, кандидат философских наук, профессор, директор, Региональный центр этнополитических исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, РЦЭИ, ДНЦ РАН; профессор, кафедра правоведения и прав человека, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); Махачкала, Рос-

требуют коренного обновления и совершенствования с учётом достижений современной науки и техники. Сегодня нужно строить не просто новые здания школ, но их база технических средств обучения (ТСО) должна соответствовать требованиям и стандартам постиндустриального общества. Вместе с тем, вряд ли стоит год от года сокращать количество бюджетных мест для поступления в педагогические и технические вузы, поскольку платная форма обучения порой бывает не по карману талантливым, но бедным согражданам. Нужно также существенно увеличить размер стипендий студентов, чтобы учёба и образование, а не подработка на стороне, были главным уделом их деятельности, ведь стране нужно, чтобы существующие университеты выпускали компетентных педагогов, специалистов и мастеров своего педагогического дела. И в своей совокупности - это тот минимум, без которого вряд ли можно говорить о сколько-нибудь серьёзном и значимом научно-техническом и научно-гуманитарном прорыве отечественного образования и университетской науки.

cal extremism. All-Russian scientific and practical conference]. Makhachkala, 2008. Pp. 443-446. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Nizami E. Kaziev, Ph. D. (Philosophy), professor, director, Regional Centre of Ethnopoliti-cal Researches (RCEPR), Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences (DSC of RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Mаgarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, a leading researcher, RCEPR, DSC RAS; professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Abdulmalik M. Aliev, Ph. D. (Law), assis-

Литература

1. Юсупова Г. И. Роль идеологического фактора в противодействии религиозно-политическому экстремизму // Актуальные про-

тическому экстремизму. Всероссийская научно-практическая конференция. Махачкала, 2008. С. 443-446.

References

1. Yusupova G. I. Role of the ideological fac- [Actual problems of countering national and politi-

сия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Алиев Абдулмалик Магомедович, кандидат юридических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин и методики преподавания, ДГПУ; Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Велиев Омар Велиханович, кандидат философских наук, доцент, кафедра со-циогуманитарных дисциплин, ДГПУ; Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

tant professor, the chair of Legal Disciplines and Teaching Methods, DSPU; Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Omar V. Veliev, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Socio-Humanistic Sciences, DSPU; Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Принята в печать 21.01.2019 г.

Received 21.01.2019

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-39-44

Диагностика специальной выносливости профессиональных борцов греко-римского стиля

@ 2019 Магомедов М. Г., Исмаилов Ш. О., Абдулбасиров Г. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы рассматривается диагностика специальной выносливости и соревновательной деятельности спортсменов. Даётся описание диагностики специальной выносливости борцов греко-римского стиля. Также в работе анализируется классификация физических качеств профессиональных борцов греко-римского стиля. Методы. Представлен комплекс показателей для дифференцированной оценки специальной выносливости в условиях спортивной практики. Результаты. Экспериментально обоснован комплекс простых показателей, рекомендуемых для дифференцированной оценки способностей борцов по каждому из пяти факторов, в комплексе определяющих уровень развития специальной выносливости. Вывод. В статье представлены взаимосвязанные сведения о структуре специальной выносливости борцов греко-римского стиля, по методике целостной и дифференцированной оценки данного качества.

Ключевые слова: специальная выносливость, диагностика, борец, соревновательная деятельность, спортсмены, уровень развития специальной выносливости.

Формат цитирования: Магомедов М. Г., Исмаилов Ш. О., Абдулбасиров Г. Д. Диагностика специальной выносливости профессиональных борцов греко-римского стиля // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 39-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-39-44

Diagnosis of Special Endurance of Professional Greco-Roman Wrestlers

@ 2°i9 Magomed G. Magomedov, Sharip O. Ismailov,

Gasan D. Abdulbasirov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.