Научная статья на тему 'О некоторых аспектах экономической безопасности современной России'

О некоторых аспектах экономической безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / PRODUCTIVE FORCES / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INDUSTRIAL RELATIONS / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ВОЗВРАТНОСТЬ КРЕДИТОВ / REPAYMENT OF LOANS / БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Нухова Заира Казанаповна

Цель. Опираясь на разнообразную научную литературу, авторы подвергают анализу процессы обеспечения национальной и региональной безопасности нашей страны сквозь призму экономической развитости и финансового благополучия. Методы. В качестве основного метода авторами избрана диалектическая методология вкупе с основными формами правильного мышления. Результаты. Предложен механизм обеспечения экономической безопасности России посредством коренного изменения природы и сущности способа производства материальных благ в направлении его совершенного и идеального состояния. Выводы. Сформулированные авторами выводы могут быть использованы соответствующими субъектами, занимающимися проблемами обеспечения экономической безопасности современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Нухова Заира Казанаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY OF MODERN RUSSIA

Aim. Based on a variety of scientific literature, the authors analyze the processes of ensuring the national and regional security of our country through the prism of economic development and financial well-being. Methods. As the main method, the authors chose dialectical methodology in combination with the main forms of correct thinking. Results. The mechanism of ensuring economic security of Russia through a radical change in the nature and nature of the method of production of material goods in the direction of its perfect and ideal state. Summary. The conclusions formulated by the authors can be used by the relevant subjects dealing with the problems of ensuring economic security of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах экономической безопасности современной России»

Экономические науки / Economical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 33

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-103-109

О некоторых аспектах экономической безопасности

современной России

© 2018 Казиев Н. Э. 1 Магаррамов М. Д. 1 2, Нухова З. К. 2

1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Резюме. Цель. Опираясь на разнообразную научную литературу, авторы подвергают анализу процессы обеспечения национальной и региональной безопасности нашей страны сквозь призму экономической развитости и финансового благополучия. Методы. В качестве основного метода авторами избрана диалектическая методология вкупе с основными формами правильного мышления. Результаты. Предложен механизм обеспечения экономической безопасности России посредством коренного изменения природы и сущности способа производства материальных благ в направлении его совершенного и идеального состояния. Выводы. Сформулированные авторами выводы могут быть использованы соответствующими субъектами, занимающимися проблемами обеспечения экономической безопасности современного российского государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, региональная безопасность, экономическая безопасность, производительные силы, производственные отношения, финансовая безопасность, возвратность кредитов, банкротство.

Формат цитирования: Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Нухова З. К. О некоторых аспектах экономической безопасности современной России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 12. № 2. 2018. С. 103-109. 001: 10.31161/ 19950667-2018-12-1-103-109

Certain Aspects of Economic Security of Modern Russia

© 2018 Nizami E. Kaziev 1, Magarram D. Magarramov 1 2, Zaira K. Nukhova 2

1 Regional Centre for Ethnopolitical Research, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

ABSTRACT. Aim. Based on a variety of scientific literature, the authors analyze the processes of ensuring the national and regional security of our country through the prism of economic development and financial well-being. Methods. As the main method, the authors chose dialectical methodology in combination with the main forms of correct thinking. Results. The mechanism of ensuring economic security of Russia through a radical change in the nature and nature of the method of production of material goods in the direction of its perfect and ideal state. Summary. The conclusions formulated by the authors can be used by the relevant subjects dealing with the problems of ensuring economic security of the modern Russian state.

Keywords: national security, regional security, economic security, productive forces, industrial relations, financial security, repayment of loans, bankruptcy.

For citation: Kaziev N. E., Magarramov M. D., Nukhova Z. K. Certain Aspects of Economic Security of Modern Russia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 103-109. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-103-109. (In Russian)

Введение

Актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнений по той простой причине, что в современном мире все больше и больше растут угрозы безопасности нашего государства, что непременно отражается и отразится на самочувствии его округов, включая и Северо-Кавказский. Поэтому научный анализ обозначенной проблемы требует от нас выявить общие вопросы национальной безопасности, а затем - конкретную разновидность ее обеспечения - экономическую.

В начале исследования имеет смысл остановиться на рассмотрении общих вопросов обеспечения общенациональной безопасности, нашедших свое отражение в научных публикациях известных ученых современной России [10]. Так, Э. Г. Шевелевым в своей научной статье рассматривается проблема совершенствования, развития и реализации национальной безопасности и приводятся новые методологические подходы к обеспечению национальной безопасности. Автором сформулировано определение понятия субъекта национальной безопасности, включающего в себя, по его мнению, личность, общество и государство. Им рассмотрены внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России, а также описан системный подход к разработке и разрешению проблем обеспечения национальной безопасности и их реализации.

Вопросам обеспечения общенациональной безопасности посвящено коллективное научное исследование [4]. В этом глубоком научном труде ведущих аналитиков и экспертов исследовательской деятельности НИЦ «Национальная безопасность» проделан анализ современной геополитической ситуации и тенденций ее развития с определением места и позиции нашей страны в мире. Опред-мечен характер противоречий, вызовов, угроз национальным интересам и безопасности России. Определены внутриполитические аспекты, факторы, проблемы, перспективы развития, стратегические ориентиры и

задачи в интересах обеспечения безопасности и занятия российским государством достойного места в мировом сообществе.

В статье З. А. Кучкарова и А. В. Никитина [7] предпринята попытка доказать тезис о том, что выработка общенациональных стратегий развития и документов высокого уровня занимает одно из самых важных мест в системе стратегического планирования государства, поэтому документы высокого уровня раскрываются в подзаконных актах. Случаи некорректного определения понятий на абстрактном уровне приводят к противоречиям и толкованиям в подзаконных актах, что, в свою очередь, отражается напрямую на деятельности людей. И такой итог развития ситуации, по мысли авторов, не способствует обеспечению процесса общенациональной безопасности.

Цель исследования - выявить концептуальные основы обеспечения экономической безопасности современного российского государства с использованием диалектических принципов и подходов, основных форм правильного мышления.

Для анализа и научного разрешения проблемы экономической безопасности современной России как непременного условия обеспечения безопасности СКФО необходимо сформулировать дефиницию общенациональной безопасности. Под ней в тексте настоящего исследования понимается комплекс или система мер, предпринимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, представителями научных учреждений, направленных на обеспечение безопасности общества, государства и отдельно взятой личности.

Сформулировав авторское определение обозначенной проблемы, есть смысл выделить разновидности общенациональной безопасности.

Можно выделить такие разновидности общенациональной безопасности как: а) экономическая; б) финансовая; в) транспортная; г) информационная д) военная; е) политическая; ж) социальная; з) духовная; и) муниципальная; к) региональная; л) международная и др.

Периодизация материала охватывает постсоветский период развития экономики нашей страны в проекции совершенства способа производства материальных благ и финансового обслуживания такого способа. По этой причине в данном исследовании мы остановимся на характеристике экономической и ее производной - финансовой безопасности, которые в конечном итоге способствуют обеспечению общенациональной безопасности современного российского государства.

Начнем с экономической безопасности. На наш взгляд, этот вид безопасности является наиболее фундаментальным и основным по той простой причине, что ее отсутствие чревато для государства и общества в целом системными проблемами во всех сферах общественной жизни. Именно экономика определяет и детерминирует жизненность и живучесть всех социальных, правовых и политических институтов, предопределяет конечный, позитивный результат их деятельности, обеспечивает жизнеспособность всего государства и общества [8]. Данный вывод находит свое подтверждение в целом ряде научных статей известных ученых современной России [5].

Так, А. Л. Еделев в своем научном труде справедливо отметил теоретические вопросы исследования экономической безопасности как основы стратегической стабильности субъектов Российской Федерации. Обосновывается и формулируется положение о том, что в современных условиях большое значение приобретает системное требование обеспечения стратегической стабильности и устойчивого развития субъектов РФ, а именно в создании предпосылок, предотвращающих кризисные и конфликтные ситуации в регионах. В соответствии с этим определяются сущность экономической безопасности и стратегической стабильности субъекта Федерации, уточняется содержание категорий «угроза» и «опасность» в контексте безопасности развития региональных экономических систем. Формулируется определение экономической безопасности территориально-административного образования как совокупности условий и факторов, при которых обеспечивается стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики.

На наш взгляд, способ производства материальных благ и ее составляющие - произво-

дительные силы и производственные отношения предопределяют конечную судьбу и результативность устойчивого экономического развития современной России и ее регионов, включая Северный Кавказ. Поэтому экономические управленцы нашего государства, должны в первую очередь и ежедневно думать о совершенствовании уровня развития производительных сил.

Первый срез решения этой проблемы связан с внедрением, как в промышленность, так и в сельское хозяйство передовых технологии, не отстающих по своим характеристикам от зарубежных аналогов.

Второй срез, тесно связанный с первым, предполагает такое положение дел, когда внедрение указанных технологий должно быть сопряжено с подготовкой и переподготовкой соответствующих кадров, могущих работать с такими технологиями.

В то же время, известно, что сегодня в экономической теории наука справедливо и обоснованно рассматривается как одна из важнейших составляющих понятия «производительные силы». Поэтому предприятиям отечественной промышленности и сельского хозяйства нужно тесно корреспондировать с научными ведомствами для внедрения их достижений в непосредственный процесс производства. Речь идет о венчурных технологиях, технологиях Ноу-хау, создании в каждом крупном промышленном предприятий отделов НИОКР (научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок). И в последующем разработки таких отделом могли бы стать основой технологической модернизации промышленных и сельскохозяйственных мощностей нашего государства.

Говоря о производственных отношениях отечественной экономики, как отношениях по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, следует подчеркнуть диалектическую зависимость этих отношений от состояния и уровня развития производительных сил. Иначе говоря, изменение характера и уровня развития производительных сил должно повлечь за собой адекватное изменение природы и сущности производственных отношений.

Производственные отношения имеют две стороны научного рассмотрения, а именно: социально-экономическая и организационно-экономическая. Как известно, в основе

социально-экономической стороны лежат отношения собственности. Благо, у нас как в Конституции РФ, так и в Гражданском кодексе РФ признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Но, к большому сожалению, от декларативного провозглашения их равного правового статуса, до реального, а не только формального обеспечения их равенства - огромная и труднопреодолимая разница. Речь идет о шельмовании государственными органами и органами местного самоуправления индивидуальных предпринимателей, руководителей юридических лиц различных организационно-правовых форм посредством необоснованных проверок, учинением препятствий во время регистрации и получения официального статуса в налоговых органах, разрешения споров в административном и гражданско-правовом порядке с принятием решений в пользу государственных и муниципальных органов. Конечно, в последнее время приняты целый ряд нормативно-правовых актов, ограждающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от необоснованных проверок со стороны контролирующих органов. Тем не менее, часто встречаются случаи нарушения указанных правовых актов со стороны чиновников различных рангов и мастей, а интересы субъектов предпринимательской деятельности оказываются попранными и нарушенными и, как результат, ухудшается бизнес-климат в нашей стране. В результате снижается инвестиционная привлекательность государства, «страдают» микроэкономические и макроэкономические показатели. Таким образом, подвергается угрозе экономическая безопасность нашего государства.

Вместе с тем, процессы огульной приватизации государственных предприятий, в результате которого нарушается оптимальное соотношение частного и государственного секторов отечественной экономики в проекции 50% х 50%, - есть не менее острая проблема обеспечения экономической безопасности нашего государства. В том числе в связи с таким положением дел исследователь проблемы О. А. Богачева в своей научной статье [2] подвергла научному анализу один из самых крупных и сложных объектов системы обеспечения экономической безопас-

ности государства - государственная собственность. В этой работе автор справедливо подчеркнула возможности и способы возможно эффективного и рационального использования государственной собственности для кумулятивного развития экономики нашей страны посредством минимизации рисков, связанных с нарушением федерального законодательства, ограждающего государственную собственность от необоснованных и неправомерных на нее посягательств со стороны разного рода потенциальных и реальных правонарушителей.

В своей совокупности способ производства материальных благ есть конкретное и абстрактное выражение хозяйственного механизма экономики страны. Точнее, понятие «хозяйственный механизм» по своему объему и содержанию включает и иные аспекты хозяйственной деятельности, включая вопросы ценообразования, источников инфляции и др., которые в своей совокупности также требуют научного осмысления, регулирования и сознательного управления ими во имя повышения эффективности и результативности отечественной экономики.

Вместе с тем, позитивная динамика макроэкономических показателей нашей страны детерминирована качественным состоянием производительных сил и диалектически с ними связанных производственных отношений, элементов хозяйственного механизма, отношений собственности, процессов организации производства, венчурных, инновационных технологий (НИОКР, Ноу-хау) и необходимым информационным сопровождением всех этих процессов.

Производным от экономической, является финансовая безопасность [1].

Эта безопасность представляет собой такое обращение денежных средств, как всеобщего эквивалента, выражающего стоимость товаров в стране, когда выпущенные государством в обращение денежные средства не должны выпускаться в обращение никакими другими субъектами, кроме как уполномоченными государством на выполнение этих действий субъектами. Ибо нарушается экономически обоснованное количество денег в обращении, а также качество выпускаемых в обращение банкнот. Другая сторона проблемы связана с получением фальшивомо-

нетчиками незаработанных доходов и небольшим, но ростом инфляции. Следовательно, с учетом указанных и целого ряда других аспектов в стране нужно систематически и решительно бороться с фальшивомо-нетчеством.

Представляется, что еще одним, не менее важным аспектом обеспечения финансовой безопасности нашего государства является деятельность коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, прежде всего, акционерных обществ (открытого и закрытого) типов по эмиссии ценных бумаг, акций. В стране часто встречаются случаи, когда величина уставного капитала указанных юридических лиц оказывается значительно ниже, нежели суммарная номинальная стоимость выпускаемых ими акций. В таком случае нарушаются права акционеров. Данный факт часто выявляется только в случаях банкротства указанных юридических лиц, когда встает проблема возврата акционерам хотя бы номинальной стоимости приобретенных ими акций. Конкурсные управляющие обанкротившихся компаний не могут произвести выплаты акционерам, хотя ими в свое время на покупку указанных ценных бумаг были вложены немалые денежные средства. И, как результат, эти люди начинают испытывать неприязнь не только в отношении нерадивых руководителей акционерных обществ, объявленных банкротами, но и в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений, кому законом вменено в обязанности сохранить в незыблемом качестве существующий публичный правопорядок.

Другой срез обеспечения финансовой безопасности в стране связан с созданием на международной арене нескольких, помимо евро и американского доллара резервных валют. Только честная финансовая конкуренция многочисленных мировых валют, низвергнет на нет дутый, ничем не подкрепленный, не обеспеченный и неоправданный курс американского доллара. Пока в мире главенствует одна американская валюта, национальные богатства нашей страны и многих других стран современного мира, будут за бесценок скупаться мировыми долларовыми миллионерами и миллиардерами, включая в целом всем американским государством.

Вызывает огромную озабоченность такое положение дел, когда в стране создаются сотни и сотни всякого рода сомнительных коммерческих банков, которые вначале активно привлекают у граждан денежные средства, завлекая их неоправданно высокими ставками банковского процента, но вскоре выясняется их финансовая неплатежеспособность, вызванная рисковой денежной и кредитной политикой. А расплачиваться, как всегда приходится рядовым, обманутым гражданам и, частично, государству.

В результате экономического кризиса 2008 года, на поддержку банковских структур из золотовалютных резервов нашего государства были выданы много миллиардные суммы. Эти денежные средства, по сути, принадлежали всему российскому многонациональному народу. Многочисленные банковские структуры в состоянии экономического кризиса не могли выполнять перед клиентами свои денежные обязательства по той простой причине, что руководителями указанных организаций выдавались кредиты, заведомо зная их невозвратность. Встречались случаи, когда такие кредиты выдавались по принципу личного знакомства, кумовства, покровительства, мздоимства и целого ряда других обстоятельств, которые должны быть исключены из практики кредитования физических и юридических лиц.

Заслуживает критики попытки поднять планку существующего пенсионного возраста наших граждан (и это не отвечает интересам социальной безопасности государства) по той простой причине, что такие действия будут нарушать основополагающий принцип правового государства - принцип справедливости. Ведь по действующей у нас в стране Конституции РФ все граждане равны перед законом. Так, почему-то одна часть граж-дан(-ок) выходила и выходит на пенсию по достижении ими 60- и, соответственно, 55-летнего возраста. А другая часть граждан(-ок), если последуют указанные выше изменения в сторону увеличения возраста выхода на пенсию, выйдет на пенсию в более позднем возрасте. А величина их трудового вклада, учитываемого при назначении пенсии, при этом окажется примерно одинаковой. Хотя понятны действия лиц, инициирующих эти нововведения. Они ими объясняются нехваткой у Пенсионного фонда РФ денежных средств на выплату пенсий. Это не является

аргументом для нарушения принципа справедливости и не отвечает социальной безопасности государства, хотя можно возразить доводом, что такими действиями в то же свремя обеспечивается финансовая безопасность государства. Как видно, в этой дихотомии есть противоречие между механизмами обеспечения финансовой и социальной безопасности.

Право выбора между этой амбивалентностью механизмов обеспечения финансовой и социальной безопасности государства остается за законодателями и главой нашего государства.

Следует поддержать действия финансовых институтов нашей страны, направленные на обеспечение безопасного обращения денежных средств посредством использования платежных карт и на введение в обращение отечественной платежной карты «Мир». Поскольку существующие ныне в обращении платежные карты «Visa», «Mastercard» и др. могут быть в любое время заблокированы их эмитентами, которые, как известно, не являются резидентами нашей страны, то есть осуществляют свою деятельность на территории иностранных государств и, по сути, обслуживают их финансовые интересы. Как известно, политика санкций указанных иностранных государств направлена на разрушение экономических устоев нашей страны, включая финансовые. По этой причине такие действия не

1. Агарков Г. А., Зыков В. В. Экономическая защищенность территории в контексте экономической безопасности предпринимательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. № 11. С. 85-91.

2. Богачева О. А. Государственная собственность: роль и место системе обеспечения экономической безопасности федеративного государства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2008. № 1. С. 99109.

3. Гельвановский М. И. Национальная безопасность и конкурентоспособность: взаимосвязи и приоритеты в условиях глобализации // Вестник экономической безопасности. 2010. № 6. С. 40-53.

4. Гушер А. И., Бочарников И. В., Лутовинов В. И., Манойло А. В., Ремарчук В. Н., Ружейников В. В. Россия-2014: безопасность и развитие. Аналитический проект. М., 2014.

отвечают интересам финансовой безопасности нашего государства и подрывают ее незыблемые устои.

Заключение

Подытоживая сказанное, можно сформулировать несколько обобщающих выводов, суть которых сводится к следующему:

а) обеспечение национальной безопасности России невозможно представить без обеспечения безопасности тех федеральных округов, которые входят в ее состав, включая и СКФО;

б) одним из главных, стержневых оснований обеспечения безопасности российского государства и СКФО, как составной его части, является экономическое и финансовое. Только коренное изменение природы и сущности производительных сил и производственных отношений в направлении их совершенного и идеального состояния являются теми панацеями, от которых зависит степень развитости и совершенства устоев национальной и региональной безопасности;

в) обеспечение финансовой безопасности также является непременным и важным условием обеспечения как экономической, так и иных видов безопасности государства, поскольку финансы являются своеобразным дирижером экономического ансамбля и очень важно соблюсти правила их эмиссии, законного обращения, кредитования и возвратности.

5. Еделев А. Л. Экономическая безопасность - основа стратегической стабильности субъекта Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. 438-448.

6. Кондрат Е. Н. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты. М., 2013.

7. Кучкаров З. А., Никитин А. В. Опыт выработки решений по обеспечению национальной безопасности в США // Интеграл. 2014. № 2-3. С. 50-53.

8. Магаррамов М. Д., Гасанов М. Г. Экономика России от инноваций к модернизацион-ному рывку: проблемы и перспективы развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 44-48.

9. Тынчерова В. Р. Экономическая безопасность: проблемы, способы обеспечения // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сборник научных

Литература

трудов Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 266-270.

10. Шевелев Э. Г. Системология национальной безопасности на рубеже веков: состояние и

1. Agarkov G. A., Zykov V. V. Ekonomicheskaya zashchishchennost' territorii v kontekste ekonomicheskoy bezopasnosti predprini-matel'stva [Economic security of the territory in the context of economic security of enterprise]. Bulletin of Tyumen State University. Socio-economic and legal research. 2011. No. 11. Pp. 85-91. (In Russian)

2. Bogacheva O. A. State property: the role and place of the system of economic security of the Federal state. Aktual'nyye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Actual problems of social and economic development of Russia]. 2008. No. 1. Pp. 99-109. (In Russian)

3. Gelvanovsky M. I. National security and competitiveness: relationships and priorities in the context of globalization. Bulletin of economic security. 2010. No. 6. Pp. 40-53. (In Russian)

4. Gusher A. I., Bocharnikov I. V., Lutovinov V. I., Manoylo A. V., Remarchuk V. N., Ruzheynikov V. N. Russia-2014: security and development. Analytical project. M., 2014. (In Russian)

5. Edelev A. L. Economic security, the basis of strategic stability of the subject of the Russian Federation. Audit and financial analysis. 2008. No. 5. Pp. 438-448. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Казиев Низами Эмирович, кандидат философских наук, профессор, директор Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail .com

Магаррамов Магаррам Джабраило-вич, доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека, ДГПУ; ведущий научный сотрудник, РЦЭИ ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail .com

Нухова Заира Казанаповна, кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения и прав человека, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

перспективы развития // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2004. № 2(6). С. 4764.

6. Kondrat E. N. Gosudarstvennyy finansovyy kontrol' i finansovaya bezopasnost' Rossii. Pravovyye aspekty [State financial control and financial security of Russia. Legal aspects]. M., 2013. (In Russian)

7. Kuchkarov Z. A., Nikitin A. V. Experience in developing solutions to ensure national security in the United States. Integral. 2014. No. 2-3. Pp. 5053. (In Russian)

8. Magarramov M. D., Gasanov M. G. Russia's Economy from innovation to modernization spurt: problems and prospects. Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. 2013. No. 2. Pp. 44-48. (In Russian)

9. Tyncherova V. R. Economic security: problems, ways of ensuring. Ekonomicheskaya bezopasnost': pravovyye, ekonomicheskiye, ekologicheskiye aspekty [Economic security: legal, economic, environmental aspects]. Collection of scientific papers of the International scientific-practical conference. Moscow, 2016. Pp. 266-270. (In Russian)

10. Shevelev E. G. Systemology of national security at the turn of the century: the state and prospects of development. Bulletin of Samara University. Aerospace technics, technology and engineering. 2004. No. 2(6). Pp. 47-64. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Nizami E. Kaziev, Ph. D. (Philosophy), professor, director, Regional Centre for Ethno-Political Research (RCEPR), Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences (DSC RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Jurisprudence and Human Rights, DSPU; leading researcher, RCEPR DSC RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Zaira K. Nukhova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of Jurisprudence and Human Rights, DSPU, Makhachkala, Russia; email: m.magarram@gmail.com

References

Принята в печать 19.04.2018 г.

Received 19.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.