Научная статья на тему 'Военно-организационная деятельность советского государства по созданию национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа как института этнополитики 1920-х годов'

Военно-организационная деятельность советского государства по созданию национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа как института этнополитики 1920-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / КРАСНАЯ АРМИЯ / АВТОНОМИИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ИНСТИТУТ / ЭТНОПОЛИТИКА / 1920-Е ГГ / NATIONAL UNITS / RED ARMY / AUTONOMIES / NORTH CAUCASUS / INSTITUTE / ETHNOPOLITICS / 1920S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна

Рассматривается процесс создания национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа (1925-1929 гг.). Применены системный, структурно-функциональный, сравнительный методы. Источниковая основа статьи включает в себя неизученные документы Национальной комиссии Северо-Кавказского крайкома ВКП(б), Революционного военного совета и Политического управления Северо-Кавказского военного округа, областных исполкомов Советов. Определены основные аспекты создания национальных формирований: организация военно-мобилизационного учёта и допризывной подготовки, проведение мобилизации, воспитательная и идеологическая работа, обучение командного состава. Раскрыты особенности пятилетнего плана развертывания национальных частей в СКВО. Выявлены разногласия в краевом политическом руководстве по вопросам сроков и форм военной реформы. Впервые освещены итоги инспектирования состояния Национальной кавалерийской школы северокавказских народностей и национальных эскадронов в автономиях. Установлены затруднения создания национальных формирований, вызванные языковым и религиозным барьерами, низкой грамотностью призывников, межэтническими и клановыми отношениями. Сделан вывод о том, что смысл и приоритеты функционирования национальных частей РККА на Северном Кавказе значительно изменились вследствие свертывания нэпа, перехода к коллективизации и централизации власти. Из средства распространения мировой революции в странах Востока национальные части РККА превратились в институт повышения лояльности народов Северного Кавказа. Национальные части Красной Армии не достигли высокой политической и организационной эффективности, что вызвало их роспуск в 1938 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of creating national formations of the Red Army in the autonomies of the North Caucasus (1925-1929) is considered. Systemic, structural-functional, comparative methods are applied. The source of the article includes unexplored documents of the National Commission of the North Caucasian Regional Committee of the CPSU(b), The Revolutionary Military Council and the Political Administration of the North Caucasian Military District, and the regional executive committees of the Soviets. The main aspects of the creation of national formations are determined: organization of military mobilization accounting and pre-conscription training, mobilization, educational and ideological work, training of command staff. The features of the five-year plan for the deployment of national units in the North Caucasus Military District are revealed. Disagreements were revealed in the regional political leadership on the timing and forms of military reform. For the first time, the results of the inspection of the state of the National Cavalry School of North Caucasian nationalities and national squadrons in autonomies are highlighted. The difficulties of creating national formations caused by linguistic and religious barriers, low literacy of conscripts, inter-ethnic and clan relations have been identified. It is concluded that the meaning and priorities of the functioning of the national parts of the Red Army in the North Caucasus have changed significantly due to the curtailment of NEP, the transition to collectivization and the centralization of power. From the means of spreading the world revolution in the countries of the East, the national parts of the Red Army became an institution for increasing the loyalty of the peoples of the North Caucasus. The national units of the Red Army did not achieve high political and organizational effectiveness, which caused their dissolution in 1938.

Текст научной работы на тему «Военно-организационная деятельность советского государства по созданию национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа как института этнополитики 1920-х годов»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 1

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

УДК 93/94 "1920" (470.6) DOI 10.23683/0321-3056-2019-1-45-53

ВОЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО СОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КРАСНОЙ АРМИИ В АВТОНОМИЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК ИНСТИТУТА ЭТНОПОЛИТИКИ 1920-х ГОДОВ

© 2019 г. Д.С. Кокорхоева а

а Ингушский государственный университет, Магас, Россия

MILITARY ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF THE SOVIET STATE ON CREATION OF NATIONAL UNITS OF THE RED ARMY IN THE AUTONOMOUS REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS AS THE INSTITUTE OF ETHNOPOLITICS IN 1920s

D.S. Kokorkhoeva а

а Ingush State University, Magas, Russia

Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна - Dugurhan S. Kokorkhoeva -

кандидат исторических наук, профессор, Candidate of History, Professor,

кафедра истории, Department of History,

Ингушский государственный университет, Ingush State University,

пр. И.Б. Зязикова, 7, г. Магас, РИ, 386001, Россия. I.B. Zyazikova Ave, 7, Magas, RI, 386001, Russia.

E-mail: dugurhan@mail.ru E-mail: dugurhan@mail.ru

Рассматривается процесс создания национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа (1925-1929 гг.). Применены системный, структурно-функциональный, сравнительный методы. Ис-точниковая основа статьи включает в себя неизученные документы Национальной комиссии СевероКавказского крайкома ВКП(б), Революционного военного совета и Политического управления Северо-Кавказского военного округа, областных исполкомов Советов. Определены основные аспекты создания национальных формирований: организация военно-мобилизационного учёта и допризывной подготовки, проведение мобилизации, воспитательная и идеологическая работа, обучение командного состава. Раскрыты особенности пятилетнего плана развертывания национальных частей в СКВО. Выявлены разногласия в краевом политическом руководстве по вопросам сроков и форм военной реформы. Впервые освещены итоги инспектирования состояния Национальной кавалерийской школы северокавказских народностей и национальных эскадронов в автономиях. Установлены затруднения создания национальных формирований, вызванные языковым и религиозным барьерами, низкой грамотностью призывников, межэтническими и клановыми отношениями. Сделан вывод о том, что смысл и приоритеты функционирования национальных частей РККА на Северном Кавказе значительно изменились вследствие свертывания нэпа, перехода к коллективизации и централизации власти. Из средства распространения мировой революции в странах Востока национальные части РККА превратились в институт повышения лояльности народов Северного Кавказа. Национальные части Красной Армии не достигли высокой политической и организационной эффективности, что вызвало их роспуск в 1938 г.

Ключевые слова: национальные формирования, Красная Армия, автономии, Северный Кавказ, институт, этнополитика, 1920-е гг.

The process of creating national formations of the Red Army in the autonomies of the North Caucasus (1925-1929) is considered. Systemic, structural-functional, comparative methods are applied. The source of the article includes unexplored documents of the National Commission of the North Caucasian Regional Committee of the CPSU(b), The Revolutionary Military Council and the Political Administration of the North Caucasian Military District, and the regional executive committees of the Soviets. The main aspects of the creation of national formations are determined: organization of military mobilization accounting and pre-conscription training, mobilization, educational and ideological work, training of command staff. The features of the five-year plan for the deployment of national units in the North Caucasus Military District are revealed. Disagreements were revealed in the regional political leadership on the timing and forms of military reform. For the first time, the results of the inspection of the state of the National Cavalry School of North Caucasian nationalities and national squadrons in autonomies are highlighted. The difficulties of creating national formations

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

caused by linguistic and religious barriers, low literacy of conscripts, inter-ethnic and clan relations have been identified. It is concluded that the meaning and priorities of the functioning of the national parts of the Red Army in the North Caucasus have changed significantly due to the curtailment of NEP, the transition to collectivization and the centralization of power. From the means of spreading the world revolution in the countries of the East, the national parts of the Red Army became an institution for increasing the loyalty of the peoples of the North Caucasus. The national units of the Red Army did not achieve high political and organizational effectiveness, which caused their dissolution in 1938.

Keywords: national units, Red Army, autonomies, North Caucasus, institute, ethnopolitics, 1920s.

Тема создания национальных формирований Красной Армии в автономиях Северного Кавказа важна для осмысления мотивов и приоритетов советской этнополитики 1920-х гг. Данная проблематика остаётся малоизученной вопреки тому, что её анализ позволяет по-новому осветить курс «коренизации» этнополитики и территориальную модель комплектования РККА, степень лояльности населения в отношении советской власти. Учёт этнокультурных факторов в комплектовании Вооружённых Сил злободневен и для современности.

Уровень разработанности научной темы в историографии нельзя признать достаточным. Историки советского периода идеализировали опыт национальных формирований РККА, будучи скованы идеологическими рамками. Основное внимание они уделяли участию национальных формирований в Великой Отечественной войне [1]. Отсутствовали до 2000-х гг. работы, выполненные на материалах Северного Кавказа. Ведущим современным исследователем взаимоотношений народов Кавказа и Красной Армии (1918-1945 гг.) является автор монографии [2] и ряда статей [3, 4] А.Ю. Безугольный. Также отметим монографию В.Е. Иванова [5], статью В.В. Градосельского [6], диссертацию Р.Н. Эль-Беайни [7]. Тема бегло затронута в монографии Ю.Ю. Карпова о национальной политике на Северном Кавказе 1920-1930-х гг. [8, с. 225-229]. В них проанализированы ранее недоступные источники. Но и в этих работах основное внимание уделено общим закономерностям комплектования и функционирования национальных формирований РККА, союзному законодательству, а не реализации военной реформы в автономиях Северного Кавказа.

Цель нашей работы - выяснить особенности создания и функционирования национальных формирований РККА на Северном Кавказе в контексте направленности партийно-государственной этнополитики (1925-1929 гг.). Цель предполагает раскрытие таких аспектов темы, как организация военно-мобилизационного учёта и допризывной подготовки, проведение мобилизации, воспита-

тельная и идеологическая работа, обучение командного состава.

Кратко поясним, что применительно к 19251929 гг. под автономиями Северного Кавказа понимаются: Дагестанская АССР, а также автономные области в составе Северо-Кавказского края: Чеченская, Ингушская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Адыгее-Черкесская. Они имели сходные экономические и социокультурные условия для формирования национальных частей РККА.

Теоретическая основа работы востребовала применить системный, структурно-функциональный, сравнительный (кросс-территориальный) методы исторического исследования. Использованы также подходы социальной истории для анализа повседневных условий призыва в ряды Красной Армии, образа жизни красноармейцев и командного состава. Данная совокупность научных подходов даёт возможность переосмыслить формирование национальных частей РККА на Северном Кавказе в качестве целостной и взаимообусловленной совокупности мероприятий; выяснить механизм принятия решений о реализации военной реформы в условиях автономий.

Источниковая основа статьи включает в себя документы Национальной комиссии СевероКавказского крайкома ВКП(б), Революционного военного совета и Политического управления Северо-Кавказского военного округа, ряда областных исполкомов Советов (Дагестанского, Кабардино-Балкарского) автономий. В особенности важны резолюция Национальной комиссии Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) о состоянии национальных частей от 24.02.1926 г. и подготовительные аналитические материалы к ней [9; 10], постановление данного партийного органа о распространении обязательной военной службы на народы Северного Кавказа от 10.01.1927 г. [11], пятилетний план работ Северо-Кавказского военного округа по проведению учёта и обязательной военной службы в 19251929 гг. [12], донесения Политического управления СКВО члену Реввоенсовета СКВО, секретарю крайкома РКП(б) А.И. Микояну о социальном составе набора добровольцев [13] и со-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

стоянии комсомольской организации в кавалерийском национальном полку [14]. Данные источники впервые вводятся в научный оборот.

Предпосылки создания национальных формирований РККА на Северном Кавказе были неблагоприятными. В дореволюционный период народы региона, как правило, не призывались на регулярную военную службу, уплачивая взамен специальный налог. Добровольцы служили в вооруженных силах империи на иррегулярных началах, только в кавалерии, считая службу в пехоте или обозе оскорбительной. В период Гражданской войны и её рецидивов - повстанческих выступлений (1918-1924 гг.) на Северном Кавказе возникали «партизанские» формирования, периодически вливавшиеся в ряды регулярной Красной Армии, но недостаточно лояльные политически, подверженные дезертирству. Их приходилось перебрасывать в отдаленные от Кавказа регионы, чтобы избежать беспорядков. Тем не менее осенью - зимой 1920 г. массовые мятежи под исламскими лозунгами развернулись в Дагестане, Чечне и Карачае. Шейх Али Митаев в Чечне имел боеспособные отряды своих последователей-мюридов, которые превосходили численностью красноармейцев. В итоге национальные части РККА, сформированные из народов Северного Кавказа, были распущены весной 1921 г. в рамках массовой демобилизации.

Непрекращающиеся межэтнические и клановые конфликты из-за земли, захватов скота и заложников, политическое повстанчество (мятеж во главе с Н. Гоцинским в Дагестане был подавлен только в 1925 г. при войсковой операции по разоружению автономий) диктовали сохранение местных отрядов самообороны, организованных по кланово-родственному принципу. Регулярные же части РККА на Северном Кавказе состояли в основном из призывников-славян, как и партийные, и комсомольские ячейки, члены которых имели право ношения оружия [15].

Народы Северного Кавказа не имели традиций несения регулярной военной службы на общегосударственных основаниях. Дело осложнялось также низкой грамотностью горцев, особенно - на русском языке. Согласно докладной записке «Советское строительство в нацобла-стях» (февраль 1927 г.), грамотность составляла в Карачаево-Черкесии 18,3 % взрослых жителей, в Северной Осетии - 17, в Адыгее - 12, в Кабардино-Балкарии - 8,1, в Ингушетии - 3,5 и в

Чечне - 0,5 % [16]. Традиционное исламское образование на основе арабского языка помочь в военном строительстве не могло и отвергалось советскими органами как «реакционное». Во многих местностях (Дагестан, Чечня) молодые люди не имели фамилий, что вынудило военкоматы в 1926-1928 гг. проводить призыв со слов старейшин по жребию и определять возраст по внешнему облику [17].

Изложенные причины объясняют, почему центральная власть избегала до установления относительно прочного контроля над Северным Кавказом проводить призыв в Красную Армию среди горских народов (повторяя практику Российской империи). Как выяснил А.Ю. Безугольный, общероссийские нормативно-правовые акты 1920-1923 гг. допускали исключения из принципа всеобщей военной службы. В частности, ВЦИК РСФСР постановлением от 28.09.1922 г. на основании рекомендаций Наркомата по делам национальностей предоставил временную отсрочку «тем из населяющих РСФСР народностей, которые по своим культурным и бытовым особенностям ещё не могут... дать вполне годных воинов» [18; 3, с. 106]. Кроме того, разорённое Гражданской войной государство резко сократило в первой половине 1920-х гг. военные расходы, временно отказавшись от новых призывов в РККА.

Принципиально иной курс военной политики принимается XII съездом Российской коммунистической партии (большевиков) в апреле 1923 г. Делегаты съезда приняли резолюцию «По национальному вопросу», в которой потребовали провести «практические мероприятия по организации национальных войсковых частей, с соблюдением всех мер, необходимых для обеспечения полной обороноспособности республик» [19]. Этот курс был конкретизирован в итоге пленума Реввоенсовета СССР (ноябрь -декабрь 1924 г.), принявшего пятилетнюю программу военного национального строительства. В 1925 г. программа была одобрена III Всесоюзным съездом Советов. Предполагалось за октябрь 1925 - сентябрь 1929 гг. создать национальные военные формирования из числа призывников всех автономий и союзных республик СССР, доведя их общую численность до 51 434 чел., т. е. до 10 % штатной численности РККА. Наряду с созданием национальных военных частей планировалось «сконцентрировать» малочисленных военнослужащих той или иной народности в однородных по этносоставу взво-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

дах, ротах, батальонах «обычных» частей. Создавались новые военные школы для ускоренной подготовки командного состава из числа «националов» [20, с. 306]. Юридическую силу реформа обрела со вступлением в силу закона СССР «Об обязательной военной службе» от

18.09.1925 г. Закон предусмотрел «особый порядок» прохождения рядом народов обязательной военной службы в виде допризывной подготовки и территориальных краткосрочных сборов по согласованию с ЦИК автономных республик [21].

Исследуем особенности военной реформы в Северо-Кавказском военном округе. «Ориентировочный план работ по проведению учёта и распространения закона об обязательной военной службе в национальных областях СКВО с

I.Х.1925 по 1.Х.1929 гг.», составленный Реввоенсоветом данного военного округа, предусматривал организацию территориальной кавалерийской дивизии из числа призывников горских народов (штатная численность 1889 чел.) [12]. К началу 1925 г. реально существовал только Дагестанский отдельный кавалерийский эскадрон. Первый призыв планировалось вести на добровольной основе, после тщательной разъяснительной пропаганды.

По итогам первого добровольного призыва осени 1925 г. Политическое управление СКВО

29.01.1926 г. направило донесение № 27 секретарю крайкома ВКП(б) А.И. Микояну. В нём призыв оценивался положительно: бедняки составили 71,7 % из 200 призывников. Грамотны на русском языке (очевидно, на бытовом уровне) 65,8 % призванных; на родных языках грамотно 42,6 %. Вместе с тем авторы донесения признавали крайнюю неравномерность партийного и комсомольского ядра призывников в различных автономиях. Так, в Кабардино-Балкарии большевики составляли 30 % добровольцев, в Ингушетии и Северной Осетии - по

II,7, в Дагестане и Адыгее - по 3 % (в Чечне коммунистов-призывников не было). Удельный вес комсомольцев колебался от 48 до 79,4 %. Младший командный состав был укомплектован представителями народов Северного Кавказа только на 50 %, что создавало языковой барьер [13].

Представляют значительный интерес «Предложения по докладу т. Володина в Нацкомис-сию Крайкома ВКП(б) о состоянии Нацчастей СКВО», составленные до 23.02.1926 г. [10]. В.Г. Володин являлся также членом бюро край-

кома ВКП(б). Автор давал реалистичную оценку состояния национальных частей, упоминая не только сочувствие населения автономий и хорошее качество набора добровольцев, но и финансовые и организационные трудности: недостаточное обеспечение жильём, продовольствием; слабость учебных пунктов допризывной подготовки и местных военкоматов; отсутствие материального обеспечения семей призывников в территориальные части; нехватку строевых лошадей у призывников.

В.Г. Володин предлагал возложить финансирование части расходов по организации нацформирований и допризывной подготовке на бюджет края (ввиду дотационности автономий). Сформулированы предложения по усилению общего и политического воспитания призывников: ввести в штат частей переводчиков с русского языка на национальные; печатать уставы и иную военную литературу на горских языках; обеспечить регулярное информирование командного состава национальных частей о жизни в их автономиях путём личного посещения военных школ руководителями областей; расширить преподавание краеведения в СевероКавказской национальной военной школе и окружной военно-политической школе. Признавая острую нехватку грамотного комсостава, В.Г. Володин предлагал расширить набор «националов» в военные школы на добровольной основе, а их младший командный состав временно комплектовать лучшими «в строевом и политическом отношении» из числа русских и татар [10, л. 10]. Осенью 1926 г. планировалось впервые провести мобилизационный учёт призывников - «националов» в качестве подготовительной меры к введению всеобщей обязательной службы.

Предложения В.Г. Володина были поддержаны Национальной комиссией крайкома ВКП(б) во главе с А.И. Микояном. Комиссия 24.02.1926 г. приняла резолюцию, в которой возражала против планируемого Народным комиссариатом обороны СССР сокращения плана развёртывания национальных формирований на Северном Кавказе (комиссия отстаивала набор кавалерийской дивизии, а не полка) [9].

Представляют интерес «Тезисы к докладу о времени и порядке распространения закона об обязательной военной службе на горские народности», отредактированные В.Г. Володиным в сентябре 1926 г. [22]. В документе учтены итоги призывной кампании 1926 г., когда в РККА

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

по Северо-Кавказскому военному округу набрано 5367 представителей народов автономий (7,1% всех призывников СКВО) [2, с. 135]. Первый обязательный призыв запланирован на осень 1928 г. в количестве 77 тыс. горцев 19021908 гг. рождения. Лица «национального» командного, административного, медицинского и политического состава, служившего в РККА или вооружённых силах Российской империи и белых правительств (последние - после снятия с особого учёта) подлежали летом 1927 г. учёту и зачислению в запас командного состава [22, л. 51, 52]. Авторы тезисов планировали длительную агитационную кампанию, создание в автономиях на местном и областном уровнях военно-учётного аппарата. Предполагалось сначала создать национальные кавалерийские взводы, а осенью 1928 г. развернуть их в полки и к осени 1931 г. организовать национальную кав-дивизию. Допуская комплектование целых подразделений РККА горцами, штаб СКВО предлагал также включение подразделений горцев в общевойсковые части с преимущественно русским населением. Авторы тезисов подчёркивали, что «во избежание антагонизма между национальными областями» учёт и призыв военнообязанных нужно провести одновременно, без ограничений для каких-либо народностей [22, л. 52, 53]. В агитационной брошюре СКВО отмечалось, что нельзя доверить воинскую службу торговцам, помещикам, кулакам, муллам, «порочным и преступным элементам - эксплуататорам» [23, с. 6]. Данные тезисы получили одобрение в записке и.о. командующего войсками СКВО и члена Реввоенсовета СКВО в Национальную комиссию при крайкоме ВКП(б) от 02.09.1927 г.

В то же время условия работы партийных, советских и военных органов власти в автономиях Северного Кавказа создавали сильные препятствия для выполнения замыслов. Так, руководители СКВО признавали, что возраст призывников приходилось определять по их внешнему виду или опросом, а в Дагестане жители не имеют фамилий и сотрудники аульных советов зачастую не знают русского языка. Это открывало широкие возможности для злоупотреблений и вынуждало органы власти полагаться прежде всего на областные, а не местные советы [22, л. 52; 24]. На заседании бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) 05.10.1926 г. возник острый спор о допустимости ношения оружия комсомольцами в автономиях. Коман-

дующий войсками округа И.П. Уборевич предлагал оставить им оружие, поскольку правоохранительные органы и советы еще очень слабы, а «самые неблагонадёжные элементы» -помещики, кулаки и мусульманское духовенство по-прежнему вооружены. Напротив, начальник Политуправления СКВО В.Г. Володин настаивал, что «мы можем иметь в лице комсомола хорошо вооружённую организацию, но мало политически устойчивую...» Таким образом, краевые инстанции сомневались в политической верности даже комсомольцев [25].

В условиях коллективизации и раскулачивания (1928 г.) отношение горцев к всеобщей воинской обязанности ухудшилось. Второй секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) В.И. Иванов в директивном письме обкомам и оргбюро ВКП(б) автономных областей 30.04.1928 г. признал: проведение закона об обязательной военной службе горцев проходит «местами весьма неудачно». В большинстве случаев партийные организации слабо руководят данной работой, нет агитации и разъяснительной работы с населением, нет отдельных собраний с бедняками, молодёжью и женщинами. Чаще всего закон о воинской службе лишь зачитывался председателями аульных советов на сходах жителей, не везде он был переведён на местные языки с русского. Хотя в Адыгее закон восприняли положительно, в других автономиях возникло серьёзное сопротивление. Пассивными его формами были искажение списков призывников (внесение в них только бедняков), предложения сходов заменить призыв денежным либо натуральным налогом, указание на отсутствие военной регулярной службы горцев при империи. В итоге значительная доля призывников имела неприемлемые, по оценке Реввоенсовета СКВО, моральные и правовые качества, а поэтому негативно влияла на весь состав национальных частей [8, с. 228-229]. В Чечне дело дошло до отказа нескольких аульных сходов Ножай-Юртовского округа провести призыв. Сходы избрали своих ходатаев для поездки в Москву с жалобой, толпа ворвалась в сельсоветы, уничтожила списки избирателей. Были избиты председатель Ножай-Юртовского местного совета и народный судья [26, л. 82-82 об, 85-85 об].

Северо-Кавказский крайком ВКП(б) поставил перед местными партийными, советскими и военными органами задачу послать в самые отстающие по выполнению призыва районы авторитетных работников, срочно выправить все

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

недочёты и организовать отпор кулакам и духовенству со стороны самой горской молодёжи и бедняков. В результате количественный план призыва 1928 г. был выполнен.

Но участившиеся выступления жителей автономий против коллективизации, а также общий поворот национальной политики СССР к централизации власти сделали формирование национальных частей РККА малоактуальным. С 1932 г. призывники из автономий Северного Кавказа, как правило, стали направляться на службу в воинские части с преобладанием славянского контингента. От создания национальной кавалерийской дивизии горцев Северного Кавказа органы власти отказались. Ликвидирована в 1935 г. была и Северо-Кавказская кавалерийская школа горских национальностей, работавшая в Краснодаре. Полное же сворачивание сети национальных частей и соединений в регионе состоялось вследствие постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» от 07.03.1938 г. [27, с. 92-93].

Подведём итоги исследования. Создание национальных формирований РККА целесообразно изучать как одно из проявлений курса «корениза-ции» национальной политики, а также внедрения территориально-милиционной системы комплектования и подготовки Красной Армии. Центральная партийно-государственная власть и органы власти автономий Северного Кавказа имели политические расхождения в мотивах и приоритетах реформ. ЦК РКП(б), Совнарком и ЦИК СССР были заинтересованы в первую очередь в повышении боеспособности и численности РККА. Для партийных и советских органов автономий было важно повысить степень своего влияния на население, и призыв горцев в Красную Армию воспринимался как жест политического доверия власти, признак повышения статуса автономий. В условиях продолжавшихся в 1920-х гг. антисоветских восстаний власть преследовала на Северном Кавказе прежде всего политические цели военной реформы.

Определены основные аспекты создания национальных формирований в СКВО: организация военно-мобилизационного учёта и допризывной подготовки, проведение мобилизации, воспитательная и идеологическая работа, обучение командного состава. Особенности пятилетнего плана развертывания национальных частей на Северном Кавказе состояли в слабости низового партийно-государственного и во-

2019. т. 1

енного аппаратов власти и острой нехватке национального командного состава, что требовало проводить реформу поэтапно и с одновременным сохранением территориальных частей РККА. Выявлены разногласия в политическом руководстве Северо-Кавказского края между краевым комитетом ВКП(б) и Реввоенсоветом СКВО по вопросам сроков и форм военной реформы. Инспектирование состояния Национальной кавалерийской школы северокавказских народностей и национальных эскадронов в автономиях (1925-1926 гг.) свидетельствует о слабой политической и военно-технической подготовке командного состава и курсантов. Установлены затруднения создания национальных формирований, вызванные языковым и религиозным барьерами, низкой грамотностью призывников, межэтническими и клановыми отношениями.

Смысл и приоритеты функционирования национальных частей РККА на Северном Кавказе значительно изменились вследствие свертывания нэпа, перехода к коллективизации и централизации власти. Из средства распространения мировой революции в странах Востока национальные части РККА превратились в институт повышения лояльности народов Северного Кавказа. Национальные части Красной Армии не достигли высокой политической и организационной эффективности, что вызвало их роспуск в 1938 г.

Литература

1. Маркарян В.М. Коммунистическая партия -организатор и руководитель национальных воинских формирований Красной Армии в период мирного социалистического строительства (1922-1938) : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1975. 23 с.

2. Безугольный А.Ю. Народы Кавказа и Красная Армия. 1918-1945 годы. М. : Вече, 2007. 512 с.

3. Безугольный А.Ю. Призывное законодательство и комплектование Рабоче-Крестьянской Красной Армии представителями нерусских национальностей в 1920-е гг. // Вестн. Калмыцкого ин-та гуманитарных исследований РАН. 2013. № 3. С. 102-113.

4. Безугольный А.Ю. Проблема языковой адаптации военнослужащих РККА нерусских национальностей в межвоенный период (1920-е - 1941 гг.) // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. История России. 2017. Т. 16, № 3. С. 364-377.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

5. Иванов В.Е. Национальные воинские части в СССР: опыт строительства и применения. Екатеринбург : Высшая школа МВД РФ, 1996. 135 с.

6. Градосельский В.В. Национальные воинские формирования в Красной Армии (1918-1938 гг.) // Военно-исторический журн. 2001. № 10. С. 2-6.

7. Эль-Беайни Р.Н. Деятельность государственных и военных органов СССР по созданию и развитию национальных воинских формирований (19231939 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. 174 с.

8. Карпов Ю.Ю. Национальная политика советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. ХХ в.: эволюция проблем и решений. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2017. 399 с.

9. Резолюция Национальной комиссии СевероКавказского крайкома ВКП(б) о состоянии национальных частей СКВО от 24 февраля 1926 г. // Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 200. Л. 335.

10. Предложения по докладу т. Володина в Нац-комиссию Крайкома ВКП(б) о состоянии Нацчастей СКВО. До 23 февраля 1926 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 242. Л. 10-11.

11. Постановление Национальной комиссии Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) по вопросу «О распространении закона об обязательной военной службе на горские народы края» от 10 января 1927 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 440. Л. 11-13.

12. Ориентировочный план работ по проведению учёта и распространения закона об обязательной военной службе в национальных областях СКВО с 1.Х.1925 по 1.Х.1929 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 62-63об.

13. Политдонесение Политуправления СКВО № 27 «О формировании нацчастей» члену РВС СКВО А.И. Микояну от 29 января 1926 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 200. Л. 292-293.

14. Политдонесение Политуправления СКВО № 38 «Комсомол в нацкавполку» члену РВС СКВО А.И. Микояну от 10 июля 1926 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 200. Л. 373-375.

15. Письмо № 4/сс командующего войсками СКВО И.П. Уборевича секретарю крайкома и председателю Нацкомиссии крайкома ВКП(б) М.С. Чудову. 19 ноября 1926 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 64-65.

16. Советское строительство в нацобластях (докладная записка, февраль 1927 г.) // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 66.

17. Доклад РВС СКВО в Национальную комиссию при крайкоме ВКП(б) Северо-Кавказского края. 2 сентября 1927 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 60 об.

18. Декреты Советской власти. М. : Политиздат, 1976. Т. VIII. 444 с.

19. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. М. : Политиздат, 1984. Т. 3. 494 с.

20. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг. : в 2 кн. М.; СПб. : Летний сад, 2006. Кн. 1. 720 с.

21. Собрание законов и распоряжений правительства СССР (СЗ СССР). 1925. № 62. Ст. 483.

22. Тезисы к докладу о времени и порядке распространения закона об обязательной военной службе на горские народности. До 15 декабря 1926 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 49-55.

23. Почему горцы Северного Кавказа призываются в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Ростов н/Д. : Изд-во ПУ СКВО, 1927. 16 с.

24. Записка и.о. командующего войсками СКВО и члена Реввоенсовета СКВО в Национальную комиссию при крайкоме ВКП(б) от 2 сентября 1927 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 60 об-61.

25. Письмо ком. войск СКВО Уборевича № 4/сс секретарю крайкома и председателю Нацкомиссии Крайкома Чудову; письмо члена бюро крайкома Володина секретарю крайкома ВКП, председателю Нацкомиссии Крайкома Чудову // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 607. Л. 63-65.

26. Директива секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) В.И. Иванова обкомам и оргбюро ВКП национальных областей Северо-Кавказского края 30 апреля 1928 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 828. Л. 82-86.

27. Безугольный А.Ю. Реализация программы национального военного строительства в Дагестане и в горских областях Северного Кавказа в межвоенный период (1920-1930-е гг.) // Вестн. Дагестанского науч. центра. 2014. № 55. С. 88-94.

References

1. Markaryan V.M. Kommunisticheskaya partiya -organizator i rukovoditel' natsional'nykh voinskikh formirovanii Krasnoi Armii v period mirnogo sotsialis-ticheskogo stroitel'stva (1922-1938): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The Communist Party is the Organizer and Leader of the National Military Units of the Red Army during the Period of Peaceful Socialist Construction (1922-1938)]. Moscow, 1975, 23 p.

2. Bezugol'nyi A.Yu. Narody Kavkaza i Krasnaya Armiya. 1918-1945 gody [The Peoples of the Caucasus and the Red Army. 1918-1945]. Moscow: Veche, 2007, 512 p.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

3. Bezugol'nyi A.Yu. Prizyvnoe zakonodatel'stvo i komplektovanie Raboche-Krest'yanskoi Krasnoi Armii predstavitelyami nerusskikh natsional'nostei v 1920-e gg. [The Draft Legislation and the Recruitment of the Workers 'and Peasants' Red Army with Representatives of non-Russian nationalities in the 1920s]. Vestn. Kal-mytskogo in-ta gumanitarnykh issledovanii RAN. 2013, No. 3, pp. 102-113.

4. Bezugol'nyi A.Yu. Problema yazykovoi adaptatsii voennosluzhashchikh RKKA nerusskikh natsional'nostei v mezhvoennyi period (1920-e - 1941 gg.) [The Problem of Language Adaptation of the Servicemen of the Red Army of non-Russian Nationalities in the Interwar Period (1920s-1941)]. Vestn. Rossiiskogo un-ta druzhby narod-ov. IstoriyaRossii. 2017, vol. 16, No. 3, pp. 364-377.

5. Ivanov V.E. Natsional'nye voinskie chasti v SSSR: opyt stroitel'stva i primeneniya [National Military Units in the USSR: Construction Experience and Applications]. Ekaterinburg: Vysshaya shkola MVD RF, 1996, 135 p.

6. Gradosel'skii V.V. Natsional'nye voinskie formi-rovaniya v Krasnoi Armii (1918-1938 gg.) [National Military Units in the Red Army (1918-1938)]. Voenno-istoricheskii zhurnal. 2001, No. 10, pp. 2-6.

7. El'-Beaini R.N. Deyatel'nost' gosudarstvennykh i voennykh organov SSSR po sozdaniyu i razvitiyu natsional'nykh voinskikh formirovanii (1923-1939 gg.) : dis. ... kand. ist. nauk [The Activities of State and Military Bodies of the USSR in the Creation and Development of National Military Formations (1923-1939)]. Moscow, 2012, 174 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Karpov Yu.Yu. Natsional'naya politika so-vetskogo gosudarstva na severokavkazskoi periferii v 2030-e gg. XX v.: evolyutsiya problem i reshenii [The National Policy of the Soviet State on the North Caucasus Periphery in the 20-30s of 20th Century: the Evolution of Problems and Solutions]. Saint Petersburg: Peterburg-skoe Vostokovedenie, 2017, 399 p.

9. [Resolution of the National Commission of the North Caucasus Regional Committee of the CPSU(b) on the State of the National Parts of the North Caucasian Military District of February 24, 1926]. Tsentr dokumen-tatsii noveishei istorii Rostovskoi oblasti (TsDNIRO) [Documentation Center of the Latest History of the Rostov Region (DCLHRR)]. Fund 7. In. 1. File 200. L. 335.

10. [Proposals for the Report of Comrade Volodin to the National Commission of the Regional Committee of the CPSU(b) on the State of the National Units of the North Caucasian Military District. Until February 23, 1926]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 242. L. 10-11.

11. [Resolution of the National Commission of the North Caucasus Regional Committee of the CPSU(b) on

the Issue "On the Extension of the Law on Compulsory Military Service to the Mountain Peoples of the Region" Dated January 10, 1927]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 440. L. 11-13.

12. [The Approximate Plan of Work on the Registration and Dissemination of the Law on Compulsory Military Service in the National Regions of the North Caucasus Military District from 1.X.1925 to 1.X.1929]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 62-63 ob.

13. [Political Report of the Political Administration of the North Caucasian Military District No. 27 "On the Formation of National Parts" to the Member of the Revolutionary Military Council of the North Caucasian Military District A.I. Mikoyan on January 29, 1926]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 200. L. 292-293.

14. [Political Report of the Political Administration of the SKVO No. 38 "Komsomol in the National Regiment" to the Member of the Revolutionary Military Council SKVO A.I. Mikoyan on July 10, 1926]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 200. L. 373-375.

15. [Letter No. 4/ss of the Commander of the Troops of the North Caucasian Military District I.P. Uborevich to the Secretary of the Regional Committee and the Chairman of the National Commission of the Regional Committee of the CPSU(b) M.S. Chudov. November 19, 1926]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 64-65.

16. [Soviet Construction in the National Domains (Memorandum, February, 1927)]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 66.

17. [Report of the North-Caucasian Military District to the National Commission at the Regional Committee of the CPSU(b) of the North Caucasus Region. September 2, 1927]. TsDNIRO [DCLHRR)]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 60 ob.

18. Dekrety Sovetskoi vlasti [Decrees of Soviet Power]. Moscow: Politizdat, 1976, vol. VIII, 444 p.

19. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsii i plenumov TsK [CPSU in Resolutions and Decisions from Meetings, Conferences and Plenums of the Central Committee]. 9th ed., ad. Moscow: Politizdat, 1984, vol. 3, 494 p.

20. Reforma v Krasnoi Armii. Dokumenty i materialy. 1923-1928 gg. [Reform in the Red Army. Documents and Materials. 1923-1928]: in 2 books. Moscow; Saint Petersburg: Letnii sad, 2006, vol. 1, 720 p.

21. Sobranie zakonov i rasporyazhenii pravitel'stva SSSR (SZ SSSR) [Collection of Laws and Orders of the USSR Government (NW USSR)]. 1925, No. 62, art. 483.

22. [Abstracts to the Report on the Time and Procedure for the Extension of the Law on Compulsory Military Service to Mountain Peoples. By December 15, 1926]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 49-55.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

23. Pochemu gortsy Severnogo Kavkaza prizyvayutsya v Raboche-Krest'yanskuyu Krasnuyu Armiyu [Why the Mountaineers of the North Caucasus are recruited to the Workers 'and Peasants' Red Army]. Rostov-on-Don: Izd-vo PU SKVO, 1927, 16 p.

24. [Note of the Acting Commander of the North Caucasian Military District and a Member of the Revolutionary Military Council of the North Caucasian Military District to the National Commission of the Regional Committee of the All-Union Communist Party of the Soviet Union of September 2, 1927]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 60 ob-61.

25. [Letter of the Com. the Troops of the North Caucasian Military District Uborevich No. 4/ss to the Secretary of the Regional Committee and the Chairman of the National Commission of the Regional Committee Chudov; Letter of the Member of the Bureau of the Regional Committee Volodin to the Secretary of the

Regional Committee of the CPSU,Chairman of the National Commission of the Regional Committee Chudov]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File 607. L. 63-65.

26. [Directive of the Secretary of the North Caucasus Regional Committee of the CPSU(b) V.I. Ivanov to the Regional Committees and the Organizing Bureau of the All-Union Communist Party of the National Regions of the North Caucasus Territory on April 30, 1928]. TsDNIRO [DCLHRR]. Fund 7. In. 1. File. 828. L. 82-86.

27. Bezugol'nyi A.Yu. Realizatsiya programmy natsional'nogo voennogo stroitel'stva v Dagestane i v gorskikh oblastyakh Severnogo Kavkaza v mezhvoennyi period (1920-1930-e gg.) [Implementation of the Program of National Military Construction in Dagestan and in the Mountain Regions of the North Caucasus in the Interwar Period (1920-1930s)]. Vestn. Dagestanskogo nauch. tsentra. 2014, No. 55, pp. 88-94.

Поступила в редакцию / Received 9 января 2019 г. / January 9, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.