Научная статья на тему 'Из истории организации комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе: мотивы создания и роль в системе управления автономиями (1924-1927)'

Из истории организации комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе: мотивы создания и роль в системе управления автономиями (1924-1927) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РКП(Б) ВКП(Б) / АВТОНОМИИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КОМИССИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ / PARTY-STATE ADMINISTRATION / THE RCP(B) VCP(B) / AUTONOMIES / THE NORTH CAUCASUS / THE COMMISSION ON NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна

Статья посвящена определению мотивов создания комиссии по национальной политике РКП(б) ВКП(б) на Северном Кавказе и её роли в системе управления автономиями (1924-1927). Впервые доказано, что инициатива создания комиссии при краевом комитете РКП(б) принадлежала руководителям экономического совещания при краевом исполкоме Советов. Мотивом создания комиссии стала перегруженность центральных и краевых органов власти. Раскрыты функции комиссии по национальной политике: аналитическое обеспечение, подготовка принятия политических решений по партийной и советской линиям, регулирование конфликтов между краем, округами и автономиями, между этническими группами. Установлено руководящее положение комиссии по отношению к Национальному совету при Северо-Кавказском крайисполкоме Советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Organization of the Commission on National Policy of the RCP(b) - VCP(b) in the North Caucasus: Motives for the Creation and Role in the System of Autonomy Management (1924-1927)

Purpose: The article is devoted to the determination of the motives of the creation of the Commission on national policy of the RCP(b) VCP(b) in the North Caucasus and its role in the system of autonomy management (1924-1927). Methods: the principles of historicism, institutional approach, structural and functional method. Results: During the period of the new economic policy, the system of bodies of party and state power in the North Caucasus gradually grew stronger. The need for a more effective conduct of national policy was caused by the creation in the summer of 1924 of a commission on national policy in the North Caucasus under the Regional Committee of the RCP(b). For the first time it is proved that the initiative for the formation of such a body came from the leaders of the Economic meeting of the regional executive committee of the Soviets and was motivated by the congestion of the central and regional authorities. The created commission engaged in analytical support, preparation for the adoption of political decisions on the party and Soviet lines, and regulation of conflicts between the region, districts and autonomies, and between ethnic groups. Discussion: The Commission interacted, first of all, with the Regional National Council of North Caucasus Regional Executive Committee, being in relation to the last decision-making body, as well as with the party committees of autonomous regions. In the conditions of the curtailment of the NEP, the institutions for coordinating ethnic interests gradually lost their representative and open character, which manifested itself in the North Caucasus by the end of 1927.

Текст научной работы на тему «Из истории организации комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе: мотивы создания и роль в системе управления автономиями (1924-1927)»

hold expedition 1951-1953. Materials on the history of the proletariat and the peasantry of Russia in the late 19th-early of the 20th century. Under the General editorship of academician A.M. Pankratova]. Moscow, Goskultprosvetizdatm, 1955, 222 p.

13. Ionov A.V. Pesny i skazy Donbassa [Songs and stories of Donbass]. Stalino, Donbas Press, 1960. 346 p.

14. Delo оb uchregdenii dolghnostey policeiskih uryad-nikov nа kamennougolnyh rudnikah Таgаnrоgskоgо оkrugа v 1889 gоdu [The case of the establishment of police rites in the coal mines of the Taganrog district in 1889]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovs-koy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 32. Op. 2. F. 46. Op. 1. D. 3142. L.1.

15. Pоpоv M.R. Zapiski zemlevol'tca [Zemlevoletc's notes]. Moscow. 1933. 467 p.

16. Delo po obrazovaniyu i deyatelnosty komissii dlya issledovaniya na meste pologeniya gornorabochih Yuga Rossii [The case of the establishment and activities of the Commission to study the situation of miners in the South of Russia]. In: Gosudarstvennyy Arhiv Rostovskoy Oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 455. Op. 2. D. 282.

17. Terpigorev A.M. Vospominaniya gornogo ingenera. [Memoirs of a mining engineer]. Moscow, Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1956, 272 p., p. 76.

Статья написана в рамках исследования «Модернизация России: исследовательский опыт и образовательные практики» при финансовой поддержке гранта Южного Федерального Университета (ЮФУ) (проект № ВнГр-07/2017-16).

28 августа 2018 г.

УДК 94 (470+571) «1924-1927»

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РКП(б) - ВКП(б) НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: МОТИВЫ СОЗДАНИЯ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМИЯМИ (1924-1927)

Д.С. Кокорхоева

DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-47-55

В современной России необходимы эффективные формы управления межэтническими отношениями и их прогнозирования на макрорегиональном уровне. При коренных различиях между советской и современной национальной политикой востребован исторический опыт регулирования межэтнических конфликтов, управления развитием субъектов федерации на основе общегосударственных приоритетов. Важным аспектом национальной политики 1920-х годов было представительство интересов автономных образований Северного Кавказа на уровне макрорегиона (в 1921 - первой половине 1924 гг. называвшегося Юго-Востоком России, а со второй половины 1924 по 1934 гг. - Северо-Кавказским краем). Такое представительство интересов давало возможность отчасти выражать запросы

Кокорхоева Дугурхан Султангиреевна - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории Ингушского государственного университета, 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, пр. им. И. Зязикова, 7, e-mail: [email protected], т. 8(8734)554222, *127.

автономий, смягчать противоречия между уровнями управления, вырабатывать согласованные решения. В условиях сложившейся к началу 1920-х годов политической системы реальные властные полномочия принадлежали органам Коммунистической партии, а Советы депутатов, как правило, выполняли партийные директивы. Поэтому актуален анализ деятельности комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе, существовавшей в 19241930 гг. Протоколы заседаний данной комиссии и материалы к ним хранятся в Центре документации новейшей истории Ростовской области, а директивы и переписка комиссии с местностями отложились в фондах архивов республик Северного Кавказа и являются источниками открытого доступа. Но деятельность комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на

Dugurhan Kokorkhoeva - Ingush State University, 7, I. Zyazikov Prospect, Magas, 386001, Republic of Ingushetia, e-mail: [email protected], tel. +7(8734)55-4222, *127.

Северном Кавказе исследована недостаточно в сравнении с Национальным Советом, работавшим одновременно при Северо-Кавказском крайисполкоме Советов, хотя названная партийная комиссия была руководящей структурой в отношении Национального Совета. Мало внимания уделяется решениям комиссии, как и взаимодействию партийных и государственных органов 1920-х годов с близкими функциями. Названные обстоятельства определяют актуальность работы и её ракурс.

Степень разработанности научной проблемы недостаточна. Роль краевых органов Коммунистической партии в проведении национальной политики на Северном Кавказе периода НЭПа освещалась историками советского периода М.Т. Узнародовым [1], Н.С. Нечипурно-вой [2]. В их работах теория и практика управления межэтническими отношениями во многом идеализировалась, преуменьшалось значение конфликтов между партийно-государственным руководством края и автономий. В постсоветский период сняты цензурные и идеологические ограничения для исследований национальной политики 1920-х годов. Следует отметить основанные на расширенной документальной базе обобщающие и специальные труды Дж. Смита [3], Ю.Ю. Карпова [4], Т.П. Хлыниной, Е.Ф. Кринко и А.Т. Урушадзе [5], А.М. Бугаева [6]. В них наиболее глубоко раскрыты такие аспекты, как участие автономий в обсуждении проблем образовательной и языковой политики, административно-территориального переустройства, кадровых назначений, улаживания межэтнических конфликтов. Но современные исследователи ещё не провели системного анализа роли комиссии по национальной политике РКП(б) - ВКП(б) на Северном Кавказе в системе управления автономиями.

Цель статьи - определить мотивы создания комиссии по национальной политике РКП(б) -ВКП(б) на Северном Кавказе и её роль в системе управления автономиями (1924-1927 гг.). Это требует выявить, как выдвигались предложения о создании данной комиссии, раскрыть полномочия и функции комиссии, её решения и взаимодействия с другими органами управления.

Географические рамки исследования определены существованием Северо-Кавказского края (в 1924-1934 гг.), включавшего в себя автономные образования Северного Кавказа, за исключением Дагестанской АССР -до 1931 г. Но по партийной и правоохранительной линиям Дагестан и в 1924-1931 гг. сохранял

соподчинение краевым органам в Ростове-на-Дону. Хронологические рамки статьи выбраны в соответствии с периодом наибольшей стабилизации системы управления автономиями Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1924-1927 гг.). Партийные организации в макрорегионе возглавлялись сначала Юго-Восточным краевым бюро ЦК РКП(б), а с лета 1924 г. - Северо-Кавказским краевым комитетом РКП(б), которому напрямую были подчинены партийные органы автономий. Завершающий период существования комиссии по национальной политике (1928 -начало 1930 гг.) в статье не представлен. На данном этапе внимание партийных органов края сосредоточилось на индустриализации и коллективизации, а значение национальной политики в системе управления резко снизилось, мнения представителей автономий перестали в прежней степени учитываться при принятии решений.

Источниковую базу работы составляют документы ВЦИК РСФСР, Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) - ВКП(б) и СевероКавказского краевого исполнительного комитета Советов, а также краевого экономического совещания и статистического бюро. Они включают в себя всероссийские и краевые, областные нормативно-правовые акты, служебные записки органов государственного управления в крайком РКП(б), доклады на совещаниях членов Юго-Восточного краевого бюро ЦК РКП(б) с секретарями губернских и областных партийных органов, протоколы и резолюции краевого комитета РКП(б), планы и порядок работ комиссии по национальной политике при крайкоме РКП(б) и краевого Национального совета при крайисполкоме, положение о Северо-Кавказском краевом представительстве в Москве, доклады секретаря крайкома РКП(б) А.И. Микояна на совещаниях и конференциях, предложения партийных активистов о перестройке работы краевого Национального совета.

Следует учитывать, что в 1920-е годы автономии Северного Кавказа, как и республики Средней Азии, автономии в Сибири существовали в условиях традиционного аграрного общества. Этим они коренным образом отличались от относительно модернизированных русских областей, в частности Дона, Кубани и Терека. Все стороны повседневной жизни по-прежнему регулировались на Северном Кавказе традиционными религиозными и сословными институтами [4, с. 123-218; 7]. Это сохраняло ситуацию «полиюридизма», постоянного жёсткого сопер-

ничества между партийно-советской системой управления, воспринимавшейся в автономиях во многом как чуждая, насаждённая извне, а также неформальными институтами - шариатом, ада-тами, исламским духовенством, традиционными этническими элитами [8].

Опора центральной власти на местные партийные и советские органы, имевшие слабый авторитет у населения и погрязшие в клановых конфликтах, была непрочной. Партийные организации автономных областей, Горской и Дагестанской АССР оставались весьма малочисленными и слабыми по политическому влиянию на население. Горская АССР, созданная в начале 1921 г., вскоре начала дробиться на различные автономные образования и координирующую роль в управлении народами Северного Кавказа выполнить не смогла [4, с. 71-83; 9].

Уже в 1922-1923 гг. сотрудники краевых органов управления поняли, что необходимы постоянно работающие и наделённые достаточными полномочиями учреждения, которые снимали бы напряжение между краевым уровнем власти и различными автономиями, координировали курс и направляли автономии в русло общегосударственной политики. Так, в докладной записке о районировании Юго-Востока России было указано, что краевой экономический совет (крайЭКОСО) летом 1923 г. разработал проект положения о «национальном совещании по делам национальных республик и областей». 21 августа 1923 г. данный проект обсуждался на совещании представителей краевых и областных органов государственного управления [10]. Заместитель председателя крайЭКОСО В.Н. Хронин в докладе на совещании членов Юго-Восточного краевого бюро ЦК РКП(б) с секретарями губкомов и обкомов (ноябрь 1923 г.) предложил создать «Национальное совещание» при крайисполкоме Советов для согласования вопросов национальной политики [11]. В июне 1924 г. В.Н. Хронин предложил Наркомату по делам национальностей РСФСР создать в составе Юго-Восточного (вскоре переименованного в Северо-Кавказский) крайисполкома Советов вторую палату - по делам национальностей [12]. Упрочение в СССР однопартийной системы сделало неизбежным создание партийного координационного органа, который взял бы на себя регулирование частых разногласий между краевым уровнем власти и автономиями, разрабатывал и прогнозировал меры национальной политики, реализуемые посредством советских учреждений.

Исходное состояние партийных организаций РКП(б) в автономных областях Северного Кавказа оставалось весьма тяжёлым. Авторы «Тезисов по оргработе в национальных областях» (декабрь 1924 г.), составленных по итогам массовых обследований, признавали слабость большевистских организаций, их замкнутость и крайне слабую работу среди горцев, проистекавшие из «технической и политической безграмотности» партработников, их слабой инициативности, неосведомлённости председателей и членов местных советов в вопросах государственного строительства [13]. Подобные оценки давались и позже, в январе 1925 г. и январе 1926 г. Это свидетельствует о сложности задач повышения эффективности национальной политики. Ядром проблемы была слабость кадровой и институциональной опоры советской системы в автономиях, «двойная лояльность» местных партийных руководителей, связанных религиозными и этническими нормами и отношениями.

Важной мерой реформирования управления автономиями стало создание на заседании III пленума Юго-Восточного краевого комитета РКП(б) 31 июля 1924 г. комиссии по национальной политике партии на Северном Кавказе при крайкоме. Её председателем был утверждён первый секретарь крайкома РКП(б) А.И. Микоян, а заместителем председателя - заведующий агитационно-пропагандистским отделом крайкома Н.Ф. Гикало. В состав комиссии вошли также второй секретарь крайкома Б.П. Позерн, председатель крайисполкома Н.Б. Эйсмонт, полномочный представитель ОГПУ по краю Е.Г. Евдокимов, ряд краевых функционеров, а также руководители партийных органов автономий: С.Г. Мамсуров, И.Б. Зязиков, Б.Э. Калмыков, Д.Н. Гутекулов, Ш.-Г.У. Хакурате, М. Энеев, Т.Э. Эльдерханов, Д.А. Коркмасов, С.А. Тако-ев [14]. Но работа комиссии налаживалась с трудом, что подтверждается проведением её первого заседания только 26 ноября 1924 г. В организационном заседании участвовали лишь 10 из 19 членов комиссии, что объяснялось сложностью выезда в Ростов-на-Дону с мест. План работы был подготовлен и утверждён только на втором заседании комиссии. Чтобы обеспечить полноценную работу комиссии, было решено созывать её заседания накануне пленумов крайкома и краевых партийных конференций на несколько дней [15]. Затем состав комиссии неоднократно обновлялся по решениям бюро крайкома РКП(б) и вырос в 1926 г. до 43 чел. [16, с. 77].

Представляет интерес документ «Ближайшие задачи и важнейшие вопросы работы комиссии», принятый на её первом заседании. В нём сформулированы полномочия и функции комиссии как экспертно-аналитического, так и управляющего свойства:

- изучение и регулирование взаимоотношений между различными социальными группами внутри каждой национальности, равно как между национальностями в автономных областях, между автономиями и соседними округами (с русским населением, в том числе с казачеством);

- усиление руководства «культурным ростом» народностей, в особенности - их письменностью, школами, издательским делом и краеведением;

- изучение особенностей сельского хозяйства автономий, его улучшение, направление переселенцев главным образом с гор на равнины;

- изучение и оздоровление кооперации и торговли в автономиях;

- укрепление Советов, привлечение жителей автономий к управлению;

- подготовка национальных кадров партийных, советских, комсомольских, кооперативных органов, главным образом низового звена;

- максимальное внимание работе комсомола и женских организаций в автономиях [17].

В этот перечень не вошли многие направления партийной политики в автономиях, которые тогда реализовались и занимали, судя по архивным документам, основную долю усилий партийно-государственного аппарата и правоохранительных органов [18]. Среди них - борьба с политическим бандитизмом, взятием заложников и самовольным захватом земельных угодий, порождавшими острые затяжные конфликты между автономиями; ограничение влияния конфессий; создание «национальных» воинских формирований в составе РККА и народной милиции; увеличение рабочей прослойки среди национальностей автономий. Нуждались в разрешении и вопросы внутрикраевого районирования: определение границ автономных областей, Дагестанской АССР, а также округов СевероКавказского края после упразднения Горской АССР. Делимитация обосновывалась, как правило, географией проживания того или иного народа, которая ввиду чересполосного проживания и неясности списка этнических номинаций поощряла затяжные конфликты. Районирование неразрывно связано с курсом властей на уравнительную земельную реформу, модернизацию

экономики и поощрение миграции из трудоизбыточных горных местностей на равнины.

Поэтому краевая партийная комиссия на практике выполняла ряд функций, напрямую не установленных нормативными актами. Так, на заседании членов бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) 6 декабря 1924 г. было принято рекомендованное комиссией постановление «О взаимоотношениях народов соседних автономных областей и соседних с ними округов». Комиссия рекомендовала обеспечить взаимное представительство народов автономий и округов на заседаниях съездов Советов и расширенных пленумов исполкомов для «упрочения национального мира» [19]. Этим смягчалось недоверие между представителями народов Северного Кавказа и русским населением округов (Грозненского, Сунженского, Владикавказского и др.).

На заседании бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) 25 ноября 1924 г. партийная комиссия рекомендовала направить в Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую автономные области представителей бюро крайкома, а также заслушать их доклады и выступления конфликтующих группировок партийно-советских руководителей автономий на заседании краевой комиссии. Комиссия добилась того, что съезд Советов Карачаево-Черкесии был отложен до смягчения конфликта между карачаевской, черкесской и русской частями местных партработников [20].

Решения партийной комиссии по перечисленным вопросам выносились на заседания бюро Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) для утверждения, становясь директивами для выполнения государственными органами. Анализ архивных дел в фонде 7 Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО) подтверждает, что инициативу в разработке и принятии решений проявляли в основном руководители края - А.И. Микоян, Б.П. Позерн, Н.Б. Эйсмонт, Н.Ф. Гикало, а не представители автономий.

Обратим внимание на задержку в создании Национального совета при крайисполкоме Советов, что подтверждает верховенство партийных органов над государственными. 13 января 1925 г. бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) вынесло решение создать «советскую комиссию» (Национальный совет при крайисполкоме по вопросам культуры и просвещения горских народностей) под председательством Н.Ф. Гикало. Органу поручалось разрешение

межэтнических и межрегиональных конфликтов [21]. Функции Национального совета, как видно из положения о нём и его названия, существенно сократились в сравнении с проектами 1923-1924 гг., когда этот орган мыслился в качестве посредника между краем и автономиями, благодаря которому союзные структуры власти смогут снять с себя решение мелких повседневных вопросов [4, с. 98]. Ведь В.Н. Хронин в записке членам краевого бюро ЦК РКП(б) в июне 1924 г. сравнивал статус Национального совета с краевым экономическим совещанием и предлагал, чтобы ни один из вопросов автономий не мог обсуждаться крайисполкомом без заключения совета. Автономные республики и области получали по проекту Хронина право приостанавливать распоряжения крайисполкома, касающиеся автономий. При наличии разногласий между данными органами право решения передавалось бы на разрешение высших органов власти СССР [22].

Напротив, практическая деятельность партийной комиссии с лета 1924 г. пошла по пути соподчинения автономных областей краю и в бюджетных, и в земельных, и в политических вопросах. Главным фактором стал курс усиления централизации власти, определившийся после совещания ЦК РКП(б) по национальному вопросу (1923). Это произошло также вследствие слабости ресурсов влияния номенклатуры автономных областей, конфликтов между различными автономиями. Исключением стала только Дагестанская АССР, руководящие органы которой отказались войти в состав края и добились прямого соподчинения своей республики РСФСР по линии государственной власти [4, с. 100-108; 23].

На стадии наибольшего развития новой экономической политики (осень 19241926 гг.) Коммунистическая партия проводила курс «Лицом к деревне», включавший в себя, среди прочего, проведение относительно свободных выборов в местные Советы и амнистию части лиц, лишенных гражданских прав. В данных условиях парткомиссия по национальной политике на Северном Кавказе разрабатывала меры соблюдения законности в избирательных кампаниях, давала директивы крайисполкому Советов и местным государственным органам. Так, на своём заседании в июне 1927 г. комиссия указала на необходимость обеспечить пропорциональное представительство всех народов в областных и местных Советах, что поручалось краевому Национальному совету при крайиспол-

коме. Данная установка была внесена в резолюцию бюро крайкома ВКП(б) [24].

Ещё одним институтом, усилившим позиции краевого уровня власти в отношении автономий, стало представительство СевероКавказского края в Москве, созданное в апреле 1925 г. Положение о нём составлял А.И. Микоян, оно было утверждено решением бюро крайкома РКП(б), а затем - крайисполкома. В функции представительства вошли: наблюдение и руководство деятельностью командируемых в центр представителей местных органов, составление заключений по вопросам, возбуждаемым органами управления автономий и затрагивающим интересы всего края. Вводился единый аппарат представительства в Москве, кандидатуры представителей автономных областей должны были согласовываться с крайкомом РКП(б) и входить совместно с краевыми делегатами в единую коллегию представительства при всероссийских органах власти [25].

Принципиальное значение для понимания национальной политики в автономиях имеет доклад первого секретаря Северо-Кавказского крайкома РКП(б) А.И. Микояна на конференции по вопросам культуры и просвещения горских народов (июнь 1925 г.). Руководитель края твёрдо отстаивал партийный курс самоопределения народов в форме этнотерриториальных автономий (даже «наимельчайшие народы получили разрешение вопроса о самоопределении в порядке государственного оформления»), придания национальным культурам советского содержания [26, л. 4, 16]. Но интерес в современных условиях представляют не столько эти стандартные идеологические лозунги, сколько размышления А.И. Микояна о долгосрочной специфике национальной политики в крае. Он признавал, что советская власть застала на Северном Кавказе мозаичность, чересполосицу многочисленных народностей. Горцы ещё не знают капитализма, а чеченцы - даже и феодализма, у них господствует родовой быт. Следовательно, многие народности ещё не оформились в нации и не имеют национального самосознания («у нас племена, а не нации»). Если горцы будут строить социализм изолированно, опираясь только на свои внутренние силы, никакого социализма не получится [26, л. 6-8]. Из этого А.И. Микоян делал вывод об интегрирующей роли экономики русских округов для автономий, русского языка как средства межнационального общения и интеграции в мировую культуру. Родные же языки, освобождённые от «реакции арабской культуры», оста-

нутся средством «домашнего» общения внутри своих народов. Для господствовавшего в 19231932 гг. курса национальной политики по «коре-низации» и «позитивной дискриминации» русского населения это весьма нетипичные идеи, видимо, ставшие обобщением практического опыта на Северном Кавказе. Продуктивен и тезис А.И. Микояна о различии двух стадий национальной политики. На первой из них власть обеспечивает государственно-правовое равноправие и самоопределение народов, упраздняет экономические основы розни между народами. Это, по мнению докладчика, уже достигнуто к 1925 г. На второй стадии необходимо добиться подъема культур отстающих в развитии народностей, преодолеть их взаимную вражду, развивать максимальную самодеятельность и участие в общественной жизни единого («интернационального») государства [26, л. 3, 5-6].

Партийно-советские лидеры 1920-х годов проявляли уверенность в том, что строительство новых наций на Северном Кавказе пойдёт в позитивном для власти, социалистическом русле и не создаст рисков сепаратизма. Последующее развитие СССР доказало, что на каждом этапе этнополитики необходимо тщательно соблюдать баланс интересов народов и регионов, чтобы обеспечить позитивное развитие федерализма и межэтнических отношений.

Аналитические функции выполнялись комиссией по национальной политике РКП(б) -ВКП(б) на Северном Кавказе в форме составления докладов для краевых партийных и государственных инстанций. В частности, информационные записки о религиозной ситуации в автономиях обсуждались на заседаниях пленумов комиссии 14-16 июня 1927 г. и 16 октября 1928 г., а также на национальном совещании 16 января 1930 г. [27].

В условиях ограничения новой экономической политики советские институты согласования этнических интересов постепенно теряли свой представительный характер. Например, доклады и резолюции Северо-Кавказского краевого Национального совета уже в мае 1926 г. редактировались руководством большевистской фракции данного органа и утверждались крайкомом ВКП(б) [28]. В конце декабря 1927 г. два члена Национального совета - А. Искер и С. Кундуков представили секретарю крайкома ВКП(б) В.И. Иванову предложения о перестройке работы своего учреждения. Они жаловались на то, что президиум краевого Национального совета и его пленум принимают неконтролируемые боль-

шевистской фракцией решения. В итоге принято решение секретариата крайкома ВКП(б) о руководстве партийной фракции крайисполкома над Национальным советом, о назначении нового председателя совета - С. Мамсурова и нового ответственного секретаря совета. Резолюции пленума Национального совета отныне составлялись в агитационно-пропагандистском отделе и утверждались секретариатом крайкома ВКП(б). Функции краевого Национального совета были пересмотрены в русле обеспечения его полной лояльности партийным органам [29], хотя формально он продолжал работать до 1933 г. Комиссия по национальной политике РКП(б)-ВКП(б) на Северном Кавказе в 19281929 гг., судя по её документам, стала уделять основное внимание вопросам коллективизации, а не собственно этническим проблемам [6, с. 78-79]. В феврале 1930 г. Национальная комиссия Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) была упразднена.

Подведём итоги. В период новой экономической политики укреплялась система органов партийно-государственной власти на Северном Кавказе. Потребность в более эффективном проведении национальной политики вызвала создание в июле 1924 г. Комиссии по национальной политике на Северном Кавказе при краевом комитете РКП(б). Впервые установлено, что инициатива образования органа исходила от руководителей Экономического совещания при краевом исполкоме Советов. Мотивами создания комиссии были перегруженность центральных и краевых органов власти, необходимость более эффективного согласования интересов государства в целом и автономий, обеспечение представительства интересов автономных образований в краевом комитете РКП(б). Функции Комиссии по национальной политике на Северном Кавказе включали в себя: подготовку принятия политических решений крайкома РКП(б) и крайисполкома Советов; аналитическое обеспечение решений крайкома Коммунистической партии; урегулирование конфликтов между краем, округами и автономиями, между различными этническими группами; рекомендации крайкому по кадровым решениям. Впервые установлено, что часть функций названной Комиссии выполнялась неформально, без нормативного закрепления, что было результатом преобладания неформальных политических практик управления. Комиссия по национальной политике партии выполняла, прежде всего, координирующую роль, интегрируя краевой уровень власти с автономиями, а также

обеспечивала представительство и согласование интересов регионов. Комиссия взаимодействовала прежде всего с краевым Национальным советом при Северо-Кавказском крайисполкоме, будучи по отношению к нему директивным органом, а также с партийными комитетами автономных областей. В условиях свертывания нэпа Комиссия по национальной политике ВКП(б) постепенно теряла свои изначальные функции представительства и согласования этнических интересов, что проявилось в Северо-Кавказском крае к концу 1927 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. УзнародовМ.Т. Деятельность Кавказского и Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) по руководству партийными организациями Юго-Востока России в 1920-1924 гг. Орджоникидзе: Ир, 1968. 207 с.

2. Нечипурнова Н.С. Партийное руководство опытным административно-хозяйственным районированием Северного Кавказа. Орджоникидзе: Ир, 1968. 188 с.

3. Smith J. Soviet nationality policies from Lenin to Gorbachev // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза. М.: Социально-политическая мысль, 2005. С. 507-525.

4. КарповЮ.Ю. Национальная политика Советского государства на северокавказской периферии в 2030-е гг. ХХ в. СПб.: Петербургское востоковедение, 2017. 400 с.

5. Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф., Урушадзе А.Т. Российский Северный Кавказ: исторический опыт управления и формирования границ региона. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. 272 с.

6. Бугаев А.М. Образование автономий горских народов Северного Кавказа: этапы становления // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 78-81.

7. A State of nations: Empire and nation-making in the age of Lenin and Stalin / Ed. by R.G. Suny, Т. Martin. Oxford: Oxford univ. Press, 2001. XII, 307 р.

8. Записка Восточного отдела ОГПУ «О мерах борьбы с мусдуховенством». Октябрь 1926 г. // Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 85. Д. 171. Л. 39-42.

9. Стенографический отчёт расширенного пленума Крайэкономсовета с участием представителей мест. 8-12 марта 1924 г. // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 135. Л. 205-218, 224-237, 245.

10. Докладная записка о районировании Юго-Восточной области. 21 декабря 1923 г. // ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 135. Л. 69-69 об.

11. Тезисы доклада т. Хронина на краевом совещании Юго-Восточного бюро ЦК совместно с секре-

тарями губкомов и обкомов края. После 30 окт.

1923 г. // ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 135. Л. 44 об.

12. Отчёт В. Хронина о поездке в Москву по вопросам районирования и другим вопросам. Июнь

1924 г. // ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 135. Л. 9.

13. Тезисы по оргработе в национальных областях. Декабрь 1924 г. // Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 25. Л. 62-64.

14. Протокол № 3 III пленума Северо-Кавказского крайкома РКП(б) 31 июля 1924 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 25. Л. 5.

15. Протокол № 1 комиссии по национальной политике партии на Северном Кавказе. 26 ноября

1924 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 45. Л. 1-2.

16. Акопян В.З. Проблемы национальных меньшинств в деятельности комиссии по национальной политике Северо-Кавказского крайкома (1920-е годы) // Научная мысль Кавказа. 2013. № 2. С. 76-79.

17. Ближайшие задачи и важнейшие вопросы работы комиссии // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 45. Л. 4.

18. Протоколы № 1-18 бюро Юго-Восточного крайкома РКП(б) 9 мая-31 июля 1924 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 15. Л. 1, 11,21,32, 42, 61-62,68, 76.

19. О взаимоотношениях народов соседних автономных областей и соседних с ними округов: Постановление бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) 6 декабря 1924 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 25. Л. 41.

20. Выписки из протокола № 1 комиссии партии на Северном Кавказе. 25 ноября 1924 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 25. Л. 40-41.

21. Постановление бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) по докладу тт. Микояна и Эйсмонта о поездке в Грозный, Чечню, Сунжу, Владикавказ, Осетию, Ингушетию и Кабарду. 13 янв. 1925 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 100. Л. 7.

22. Секретная записка В.Н. Хронина по вопросам районирования в адрес Юго-Восточного бюро ЦК. После 12 июня 1924 г. // ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 135. Л. 34 об-35.

23. Ибрагимова А.Ш. Далгат Магомед Алибекович -общественно-политический и государственный деятель Дагестана. 20-30-е гг. ХХ в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2009. 26 с. С. 19.

24. О предварительных итогах перевыборов в Советы в нацобластях: Резолюция пленума Нацкомиссии Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). Июнь 1927 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 606. Л. 1.

25. Основные положения о Северо-Кавказском краевом представительстве в Москве. 12 апреля

1925 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 113. Л. 45-46.

26. Доклад А.И. Микояна на конференции по вопросам культуры и просвещения горских народов. Июнь 1925 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 208. Л. 2-16.

27. Кратов Е.В., Кратова Н.В. Источники по проблеме государственно-конфессиональных отношений в Северо-Кавказском крае. 1924-

1934 гг. [Электронный ресурс]. URL: www.stpds. ru/userfiles/file/E_V_Kratov,%20N_V_Kratova. docx (дата обращения: 27.07.2018).

28. Резолюции и тезисы к докладам I пленума СевероКавказского краевого Национального совета по вопросам культуры и просвещения горских народностей. 7 мая 1926 г. // ГАРО. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 534. Л. 1-236.

29. Предложения А. Искера и Кундукова «Об итогах пленума Крайнацсовета при КИКе». 27-29 декабря 1927 г. // ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 713. Л. 55-56.

REFERENCES

1. Uznarodov M.T. Deyatel'nost' Kavkazskogo i Yugo-Vostochnogo byuro TsK RKP(b) po rukovodstvu partiinymi organizaciyami Yugo-Vostoka Rossii v 1920-1924 gg. [The activities of the Caucasian and South-Eastern Bureau of the Central Committee of the RCP(B) on the leadership of party organizations of the South-East of Russia in 1920-1924]. Ordzhonikidze, Ir Publ., 1968, 207 p.

2. Nechipurnova N.S. Partijnoe rukovodstvo opytnym administrativno-hozyaistvennym raionirovaniem Severnogo Kavkaza [Party leadership of the experienced administrative and economic regionalization of the North Caucasus]. Ordzhonikidze, Ir Publ., 1968, 188 p.

3. Smith J. Soviet nationality policies from Lenin to Gorbachev Tragediya velikoj derzhavy: Nacional'nyi vopros i raspad Sovetskogo Soyuza [The tragedy of a great power: The national question and the disintegration of the Soviet Union]. Moscow, Social'no-politicheskaya mysl' Publ., 2005, pp. 507-525.

4. Karpov Yu.Yu. Natsional'naya politika Sovetskogo gosudarstva na severokavkazskoj periferii v 20-30-e gg. XX v. [The national policy of the Soviet state in the North Caucasus periphery in the 20-30s of the 20th century]. St.-Petersburg, Peteiburgskoe vosto-kovedenie Publ., 2017, 400 p.

5. Khlynina T.P., Krinko E.F., Urushadze A.T. Rossijskij Severnyij Kavkaz: istoricheskij opyt upravleniya i formirovaniya granits regiona [The Russian North Caucasus: historical experience in the management and formation of the borders of the region]. Rostov-on-Don, SSC RAS Publ., 2012, 272 p.

6. Bugaev A.M. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 2014, no. 12, pp. 78-81.

7. A State of nations: Empire and nation-making in the age of Lenin and Stalin. Ed. by R.G. Suny, T. Martin. Oxford, Oxford Univ. Press, 2001, XII, 307 p.

8. Zapiska Vostochnogo otdela OGPU "O merah bor'by s musduhovenstvom". Oktyabr' 1926 g. [Note of the Eastern Department of the OGPU "On measures to combat muslim duhovenstvo". October 1926]. In: Rossiyskiy gosuarstvennyy arkhiv sotsi-al'no-politicheskoy istorii [Russian State Archive of Social and Political History]. F. 17, Op. 85, D. 171, L. 39-42.

9. Stenograficheskiy otchet rasshirennogo plenuma Krayekonomsoveta s uchastiem predstaviteley mest. 8-12 marta 1924 g. [The verbatim report of the enlarged plenum of the Regional Economic Council with the participation of the representatives of the places. March 8-12, 1924]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485. Op. 1. D. 135. L. 205-218, 224-237, 245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Dokladnaya zapiska o raionirovanii Yugo-Vostochnoj oblasti. 21 dekabrya 1923 g. [Memorandum on the re-gionalization of the South-Eastern region. December 21, 1923]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485. Op. 1. D. 135. L. 69-69 ob.

11. Tezisy doklada t. Hronina na kraevom soveshanii Yugo-Vostochnogo byuro TsK sovmestno s sekre-taryami gubkomov i obkomov kraya. Posle 30 okt.

1923 g. [Proc. Comrade Khronin's report at the Reg. Meeting of the SouthEastern Bureau of the Central Committee together with the secretaries of the Provincial and Regional Party Committees. After October 30 1923]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485. Op. 1. D. 135. L. 44 ob.

12. Otchet V. Hronina o poezdke v Moskvu po vo-prosam rayonirovaniya i drugim voprosam. Iyun'

1924 g. [V Khronin's report on the trip to Moscow on issues of regionalization and other issues. June 1924]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485. Op. 1. D. 135. L. 9.

13. Tezisy po orgrabote v nacional'nyh oblastyah. Dekabr' 1924 g. [Abstracts on organizational work in national areas. December 1924]. In: Tsentr dokumen-tatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 62-64.

14. Protokol No 3 III plenuma Severo-Kavkazskogo kraykoma RKP(b) 31 iyulya 1924 g. [Minutes No 3 of the Third Plenum of the North Caucasian Regional Committee of the RCP(B) July 31, 1924]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 5.

15. Protokol No 1 komissii po nacional'noj politike partii na Severnom Kavkaze. 26 noyabrya 1924 g. [Protocol No. 1 of the Committee on National Policy of the Party in the North Caucasus. November 26, 1924]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 1-2.

16. Akopyan V.Z. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2013, no 2, pp. 76-79.

17. Blizhaishie zadachi i vazhneishie voprosy raboty ko-missii [Nearest tasks and the most important issues of the work of the commission]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center

for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 4.

18. Protokoly No 1-18 byuro Yugo-Vostochnogo krai-koma RKP(b) 9 maya - 31 iyulya 1924 g. [Minutes No. 1-18 of the bureau of the South-East Regional Committee of the RCP (B.) May 9 - July 31, 1924]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 15, L. 1, 11, 21, 32, 42, 61-62, 68, 76.

19. O vzaimootnosheniyah narodov sosednih avtonom-nyh oblastej i sosednih s nimi okrugov: Postanovlenie byuro Severo-Kavkazskogo kraikoma RKP(b) 6 dekabrya 1924 g. [About the relationship between peoples of neighboring Autonomous communities and the neighboring districts: Resolution of the Bureau of Severo-Caucasian regional Committee of the RCP(b) December 6, 1924]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 41.

20. Vypiski iz protokola No 1 komissii partii na Severnom Kavkaze. 25 noyabrya 1924 g. [Extracts from the Protocol No 1 of the Party Commission in the North Caucasus. 25 Nov 1924]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 25, L. 40-41.

21. Postanovlenie byuro Severo-Kavkazskogo krajkoma RKP(b) po dokladu tt. Mikoyana i Eismonta o poez-dke v Groznyj, Chechnyu, Sunzhu, Vladikavkaz, Osetiyu, Ingushetiyu i Kabardu. 13 yanv. 1925 g. [Decree of the Bureau of the North Caucasian Regional Committee of the RCP(B) On the report c. Mikoyan and Ejsmont about a trip to Grozny, Chechnya, Sunzha, Vladikavkaz, Ossetia, Ingushetia and Kabarda. Jan. 13 1925]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 100, L. 7.

22. Sekretnaya zapiska V.N. Hronina po voprosam rajonirovaniya v adres Yugo-Vostochnogo byuro CK. Posle 12 iyunya 1924 g. [Secret note of VN. Chronin on zoning to the South-Eastern Bureau of the Central Committee. After June 12, 1924]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485, Op. 1, D. 135, L. 34 ob-35.

23. Ibragimova A.Sh. Dalgat Magomed Alibekovich -obshestvenno-politicheskij i gosudarstvennyj deya-tel'Dagestana. 20-30-e gg. XXv. [Dalgat Magomed Alibekovich is a politician and statesman of Dagestan. 20-30-s of the 20th century. A thesis submitted for the degree of Candidate of History]. Mahachkala, 2009, 26 p., p. 19.

24. O predvaritel'nyh itogah perevyborov v Sovety v natsoblastyah: Rezolyutsiya plenuma Natskomissii Severo-Kavkazskogo krajkoma VKP(b). Iyun' 1927 g. [On the preliminary results of re-election to the Soviets in the national regions: resolution of the Plenum of the National Commission of North Caucasus region committee of CPSU(b). June 1927]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 606, L. 1.

25. Osnovnye polozheniya o Severo-Kavkazskom krae-vom predstavitel'stve v Moskve. 12 aprelya 1925 g. [The main provisions of the North Caucasian regional representation in Moscow. April 12, 1925]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 113, L. 45-46.

26. Doklad A.I. Mikoyana na konferencii po voprosam kul'tury i prosvesheniya gorskih narodov. Iyun' 1925 g. [Report of A.I. Mikoyan at a conference on the issues of culture and education of mountainous peoples. June 1925]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 208, L. 2-16.

27. Kratov E.V, Kratova N.V. Istochniki po probleme gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij v Severo-Kavkazskom krae. 1924-1934 gg. [Sources on the problem of state and religious relations in the North Caucasus region. 1924-1934], available at: www.stpds.ru/userfiles/file/E_V_Kratov,%20N_V_ Kratova.docx (access July 27, 2018).

28. Rezolyutsii i tezisy k dokladam I plenuma Severo-Kavkazskogo kraevogo Nacional'nogo soveta po voprosam kul'tury i prosvesheniya gorskih narod-nostej. 7 maya 1926 g. [Resolutions and abstracts to the reports of the First Plenum of the North Caucasus Regional National Council for the Culture and Education of Mountainous People. May 7, 1926]. In: Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [The State Archives of the Rostov Region]. F. R-1485, Op. 1, D. 534, L. 1-236.

29. Predlozheniya A. Iskera i Kundukova "Ob itogah plenuma Krajnacsoveta pri KIKe". 27-29 dekabrya 1927 g. [Proposals by A. Isker and Kundukov "On the Results of the Plenum of the Regional Council at the REC". December 27-29, 1927]. In: Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region]. F. 7, Op. 1, D. 713, L. 55-56.

3 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.