3. Касавин И.Т.. Рациональные границы и перспективы человеческой деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М..1990. С.101; С.307.
4. Колесникова, И. А. Интегративные основы современной педагогики [Текст] / И. А. Колесникова // Гуманитарий. - СПб. 1995. - №1. - С. 116-117.
5. Лазарев, В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 12-18.; Рубцов, В. В. Проектирование образовательных систем как вид со-ци-альной практики [Текст] / В. В. Рубцов // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. - М., 1997. - 126 с.
6. Цуникова Т.Г. Моделирование системы управления качеством инновационного образовательного процесса в технических вузах [Текст] / С.В. Филатов, Т.Г. Цуникова // Транспортное дело России. -2012. - № 9. - С. 223-225. (авт. участ. - 50 %).
7. Цуникова Т.Г. Некоторые аспекты инновирования лингвистической подготовки аспирантов и магистров в рамках компетен-тностного подхода к обучению [Текст] / Цуникова Т.Г. // Сборник научных трудов Первой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» Часть 2 . РА-ДИОИНФОКОМ: - МГТУ МИРЭА, 2013. - С.241-245 (0,5 п.л.).
8. Цуникова Т.Г. Субъектно-деятельностная составляющая модели управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете [Текст] / С.В. Филатов, Т.Г. Цуникова //Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции. -С.М.-Мадрид: МАНПО, 2012. - С.270-278 (0,5 п.л., авт. участ. -50 %).
ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Евсеев А.В., соискатель кафедры педагогики Военного университета, svm2107@rambler.ru
Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая. Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее субкультуру, философию и историю.
Ключевые слова: военная культура, актуальность, субкультура, исследования, военная субкультура.
MILITARY SERVICE AS A FACTOR INFLUENCING FORMATION OF YOUTH
SUBCULTURE
Evseev A., the applicant of the Department of pedagogy of the Military University, svm2107@rambler.ru
The military culture bears guarding function in relation to the general culture of Russia and is a peculiar indicator of its condition when the general level of culture decreased, its military component degraded also. Meanwhile the military culture allows to find in her everything that it is necessary for us. At full capacity to involve its potential, it is necessary to comprehend soundly its subculture, philosophy and history.
Keywords: military culture, urgency, subculture, researches, military subculture.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что изменение системы государственного устройства и преобразование военного социума, вносят свои изменения в формировании молодежной субкультуры. Кризис духовных ценностей, ухудшение физического и нравственного здоровья молодежи, проявившие себя в начале и середине 90-х годов, также актуальны и сейчас. Снижение общего уровня образования и личной культуры призывников и солдат оказывают влияние на формирование молодежной субкультуры, одновременно снижая общий уровень культуры воинских коллективов сказывающийся на функциональной готовности к выполнению возложенных на воинский коллектив задач.
В этих условиях для Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо определиться с приоритетами в формировании молодежных субкультур, и выбрать такие, которым не страшны ни политические конъюнктуры, ни инфляция во времени. Такими приоритетами может стать военной культура и военная субкультура как фактор формирования молодежной субкультуры это обусловлено тем, что снижение общекультурного уровня в обществе и армии способно стать серьезной силой, дестабилизирующей обстановку как в отдельном регионе так и в стране в целом.
Современными исследователями также уделяется внимание изучению места роли культуры в жизни военнослужащего. Подобная проблематика нашла отражение в работах А.С. Бычкова, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Б.Ф. Сафронова, В.М. Савченко, Т.Н. Табунова.
В последнее время появились работы, исследующие характер и специфику духовной жизни российских воинов, ее противоречивые тенденции, факторы, воздействующие на нее. Это работы А.И. Анцышкина, И.В. Демидова, В.Н. Иванова, В.Н. Ксенофонтова, Г.В. Осииова, В.А. Ремизова и др.
Широкий спектр историко-культурных и историко-педагогичес-ких исследований взаимоотношений армии и религиозных организаций представлен работами В.Н. Осташкина, К.А. Паюсова, Д.И. Сидорова, В.А. Суглобова, Д.В. Шутько, Я.Н. Щапова и др.
Проблемы воспитания воинского долга рассматриваются в работах А.А. Аронова, Д.А. Волкогонова, А.Н. Григорьева и др.
Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих анализируются в публикациях А.Г. Трофимчука и А.В. Косте-невского, Е.Г. Гужва и др..
Теория и практика социально-культурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой.
Социально-педагогические особенности художественного образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах Л.А. Рапацкой, С.А. Ермоловой, А.А. Жолтаевой, И.Н. Жуковой и др. Музыкально-педагогический аспект православной культуры рассмотрен в работах Л. Кик-надзе, В. Медушевского, Т. Стуловой, Г.М. Цынина и др..
Законодательные акты, определяющие правовую основу существования Вооруженных сил, в своей основе содержат требования к военнослужащим их права, обязанности, правила поведения и внешний вид, тем самым, давая основания для существования военной культуры и появления военной субкультуры, как её составной части.
Анализ выше перечисленных работ позволяет говорить о том, что, являясь существующей объективной реальностью, военная культура занимает свое место в системе человеческих ценностей, а изучение военной субкультуры помогает понять особенности связанные с жизнедеятельностью людей связавших свою жизнь с армией и флотом.
Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния. Вся наша история свидетельствует, о том что, когда военная культура в стране находилась на должном уровне развития, все в стране процветало. В то же время, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая.
Александр Свечин, труды которого до сих пор изучают в американском Вест-Пойнте, писал: «Россия постоянно находится в угрожаемой ситуации, что обуславливает необходимость серьезного отношения к военному делу. В этих условиях требуется высшее военное искусство, нетерпимы формализм и леность, шаблон и предрассудки, догмы, подражание и штундизм. Необходимо самостоятельное военное творчество, которое обеспечивает экономный способ военного развития России и одновременно её надежную защиту. И вообще: армия думает - и потому прогрессирует, культивирует военную работу в интересах целого, действует в соответствии с единой доктриной - и только вследствие этого побеждает! Её ведут большие творческие идеи, и следует защищать их. Они пронизаны жизненным духом, представляют собой «в высшей степени чистое и подвижное пламя» (Декарт), творческий пожар, в -огненных сполохах которого сгорают заблуждения и рождается высшее военное знание» [1, С. 1].
Военная культура зиждется на «трёх китах» - обычаях, традициях и законах, а воспитание личности воина определяет триада культуры: наука, религия и искусство, в тоже время военная культура имеет ряд специфических особенностей, главной из которых является формирование воинского духа. «Побеждает та армия, которая умеет думать», - так говорил один из отцов русской военной реформы второй половины XIX века Николай Николаевич Обручев. - «И та, у которой есть духовный стержень».
Военная культура, обращенная на личность, бывает естественной, когда человек вбирает ее в себя в ходе самой жизни по принципу «можно» - «нельзя» и осознанной, когда человек понимает суть происходящих явлений, носитель последней становится самым ценным для армии и общества. В тоже время формирование осознанной личности профессионального военного требует довольно продолжительного времени и влечет за собой определенные трудности, как для общества, так и для армии.
Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее философию и историю.
Проанализировав литературные и электронные источники можно сказать, что военная культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, образованных в процессе воинской деятельности.
Говорить о том, что военная культура является единым целым при ее рассмотрении не приходиться, так как в ней есть свои субкультурные проявления связанные, прежде всего с тем, что Вооруженные силы Российской Федерации на сегодняшний день состоят из трех видов и трех родов войск имеющих сою историю и свои традиции. Несмотря на то, что их связывает единство закона, и государства они имеют свою специфику, определяющую их атрибутику, корпоративность, образ жизни и возраст.
Специфика Вооруженных сил видна в атрибутике военнослужащего, и мы с легкостью можем отличить военнослужащего, который проходит службу в Военно-морском флоте от военнослужащего проходящего службу в Сухопутных войсках, военнослужащего Воздушно-десантных войск от военнослужащего Ракетных войска стратегического назначения, а вот найти отличия даже внешние между военнослужащими Военно-морского флота проходящими службу на корабле или берегу для простого обывателя, не сталкивавшегося с Вооруженными силами будет весьма и весьма затруднительно, несмотря на то, что все будет перед глазами. Но не только атрибутика будет определять отличия военнослужащих друг от друга, но и жаргон, на котором они будут общаться между собой включающий в себя несколько групп слов и выражений:
■ первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат, значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.).
■ вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придаётся многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т. п.).
■ третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских субкультурах, лексика в преступных группировках; слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах).
■ четвёртая - слова и выражения, характерные лишь для отд. регионов, в т. ч. и имеющие корни в областных диалектах.
К внутренним отличительным признакам будет относиться корпоративность, заключающаяся не только в том, что можно говорить, а что нет, но и в том в каких социально-бытовых условиях
проживают военнослужащие и люди, связавшие свою жизнь с военным делом. Закрытые городки или место, удаленное от центра.
Естественно, что военнослужащие воинские части, которых расположены, в больших городах имеют больше возможности приобщаться к культурному наследию страны и региона, а военнослужащие, дислоцирующиеся вдалеке от больших городов, а порой и населенных пунктов приобщаются к тем культурным элементам, которые преобладают в расположении. Зачастую военнослужащие, особенно срочной службы склоны к тому, что бы приобщаться к субкультуре деструктивной направленности зародившейся в результате бытовой нестабильности и отсутствия социально-культурных элементов воинской части.
Военная субкультура имеет не только деструктивную, но и конструктивную составляющую, а также имеет свою социальную на-правленность[5], выражающуюся в самобытности самой военной культуры.
В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Военная субкультура не исключение, так как в ней так же присутствует свой фольклор, зародившийся в окопах и казармах развивающийся в армейской самодеятельности. Словесный вид данного творчества включает в себя различные предания из военной истории и истории сообщества носителей различных субкультур, о жизни и «деяниях» её легендарных представителей; специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, дразнилки, страшилки и пр.
Игры бывают как созданные в рамках военной субкультуры (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деструктивно направленных, и т. д.) так и общеизвестные (нередко в той и иной мере модифицированные), которые стали значимыми для носителей конкретной субкультуры, признаком принадлежности играющих к той или иной субкультуре.
Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие определённое мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления; отражающие и пропагандирующие ценности и нормы военной субкультуры; рассказывающие о ключевых, реальных или мифических событиях в жизни её носителей.
Зачастую военная субкультура, сформированная в воинской части носит элементы казарменной субкультуры[6]. Казарменная субкультура, как и нарушения воинской дисциплины, имеет множество причин своего возникновения. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с малой изученностью военной культуры и военной субкультуры как элемента педагогического процесса воинской части. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, казарменная субкультура легко усваивается и быстро распространяется в воинской среде. В обычных условиях местами ее функционирования являются подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, строения и т.д.
Усвоение норм и ценностей казарменной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности в воинском коллективе. На ее живучесть в воинской среде влияют пробелы в системе допризывной подготовки молодежи, ошибки в работе с молодым пополнением различных субкультур, недопонимание их особенностей.
Анализируя вышеизложенное можно сказать, что военная субкультура - это часть военной культуры, идентифицирующая группы людей по определенным признакам.
Под идентификацией в данном случае понимается отождествление с обобщенным образом военно-социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, ее целей и ценностей.
Основными признаками военной субкультуры является атрибутика, корпоративность, жаргон и возраст.
Таким образом, военная культура, которая является совокупностью духовных и материальных ценностей, образовавшихся в ходе воинской деятельности, имеет свою субкультурную составляющую, идентифицирующую группы людей по определенным признакам, целеустремленных на организацию системы учебно-воспитательной деятельности командиров, специалистов воспитательных структур и общественных организаций на подготовку воинов-патриотов и воинских коллективов к действиям по предназначению.
ТЯАШРОЯТ БШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2013 | 193
Литература:
1. Армия и культура. Военные традиции как фактор безопасности страны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.win.ru
2. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
3. Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.
4. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
5. Мудрик А.В., Социальная педагогика:Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина.-5-е изд., доп.-М.;Издательский центр «Академия»,2005.-200с.
6. Р. Ю Поляков «Казарменная субкультура курсантов» М., 1999.
ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Книтель Н.Ю., соискатель кафедры педагогики Военного университета
В статье рассматриваются некоторые аспекты становление и развитие военной подготовки молодежи к военной службе, в системе общего образования в различные исторические периоды.
Ключевые слова: стстема подготовки, программа военного обучения, допризывная подготовка.
THE GENESIS OF THE PROBLEMS OF MILITARY TRAINING OF THE YOUTH IN
THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION
Knitel N., the applicant of the Department of pedagogy of the Military University
The article considers some aspects offormation and development of the military training of youth for military service, in the system of General education in various historical periods.
Keywords: system of training, program of military training, pre-conscription preparation.
Существующие проблемы и современное состояние военной подготовки молодежи к военной службе не могут быть проанализированы без рассмотрения данного вопроса в исторической ретроспективе.
Система подготовки молодежи к военной службе прошла ряд исторических этапов, позволяющих учесть опыт и ошибки в этом направлении на сегодняшний день.
Началом деятельности нашего государства в этом направлении можно считать декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. Данный документ обязывал трудящихся в возрасте 18-40 лет без отрыва от работы пройти 96-часовую программу военного обучения. Он устанавливал обязательное подготовительное военное обучение школьников 16-18-летвего возраста. Программа Всеобуча предусматривала обучение действиям одиночного бойца.
В апреле 1919 г. 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке утвердил «Положение о допризывной военной подготовке молодежи». Тем самым положив начало реализации программы по подготовке учащихся к защите Отечества, и появлению96-часовой «Программы военного обучения» [1. С.2].В рамках Всевобуча в стране осуществлялась допризывная подготовка молодежи 16-18 лет.
В январе 1919 г. приказом Реввоенсовета Республики № 106 в местных органах Всевобуча были созданы отделения спорта и допризывной военной подготовки. Всего по стране на 1 января 1921 г. было учтено 1160379 человек допризывного возраста, а прошло подготовку 193856 юношей[2. С.38].
В Положении о допризывной военной подготовке молодежи указывалось, что ее цель состоит в том, чтобы дать учащимся начальные военные знания, укрепить их здоровье, способствовать выработке выносливости, наблюдательности, смелости, твердого характера, взаимной выручки и т.п. В школах первой ступени (от 8 до 12-летнего возраста) главное внимание уделялось физическому развитию учащихся. Одновременно ставилась задача выработать у детей основсознательной дисциплины. Элементы военного обучения вводились минимально.
Допризывная подготовка молодежи общеобразовательных школ второй ступени осуществлялась в единстве и на базе физического воспитания. Занятия проводились в учебное и внеучебное время. Учебный план включал стрелковую, тактическую, строевую подготовку, окопное дело, обучение штыковому бою, ознакомление с пулеметом и др. Изучение курса завершалось проверкой знаний. Девушки осваивали ДВП по собственному желанию. Основными формами и методами военной подготовки являлись занятия типа урока, практические занятия, рассказ с показом, заучивание учеб-
ного материала и контроль. Старшеклассники посещали оборонные кружки, занимались ручным трудом, скаутизмом, разучивали военно-патриотические песни.
28 сентября 1922 г. был принят декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола». В Красную Армию теперь призывались мужчины 20-летнего возраста. Для призывников предусматривалась подготовка к службе в армии в виде учебных сборов. В марте 1923 года было создано массовое добровольное Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), которое ставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации, широко пропагандировать среди населения авиационные знания, реализуя лозунга «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!». Данная организация взяла на себя подготовку молодежи к службе в наиболее наукоемком в то время роде войск.
Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО). Всю свою работу Общество вело через ячейки, которые создавались на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах, техникумах и объединялись в волостные, районные, уездные, губернские, областные, краевые, республиканские организации ОСО. Это позволило расширить систему всеобщей военной подготовки до масштабов страны.
Дальнейшее укрупнение оборонных обществ произошло 23 января 1927 года в связи с объединением Авиахима и ОСО в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР - Осоавиахим . Главной своей задачей Осоавиахима было на основе организации оборонно-массовой работы дать каждому соавиахимовцу первоначальные военные знания, воспитать патриотические чувства у членов Общества, подготовить к военной службе.
В августе 1928 г. Коллегия Наркомпроса приняла постановление «О воспитательной и образовательной работе трудовой школы в связи с задачами обороны страны». В 1929-30 учебном году в 111Х-X классах в порядке опыта (по три школы на область) выделялось по 2 часа в неделю на изучение военного дела. В отдельных школах программа допризывной подготовки отрабатывалась в процессе физического воспитания и внеклассной работы. Важное значение в связи с этим имело введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) 1-й ступени, включавшего в себя испытания по бегу, прыжкам, метанию,