УДК 37.013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
METHODOLOGY OF IMPLEMENTING FORMATIVE POTENTIAL OF MILITARY SUBCULTURE AS EXEMPLIFIED IN EDUCATING THE MILITARY PERSONNEL OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS OF
THE RUSSIAN FEDERATION
© 2015
С.Ю. Овсянников Военный университет (Россия, Москва)
S.Yu. Ovsyannikov Military University (Russia, Moscow)
В работе рассмотрены педагогические методы реализации конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании военнослужащих внутренних войск МВД России в целях повышения эффективности воспитательного процесса в воинских частях и профилактики негативных субкультурных проявлений в воинских коллективах.
The article displays the pedagogical methods of the implementation of the formative potential of the military subculture in educating the military personnel of the internal troops of the Ministry for Internal Affairs of the Russian Federation which is aimed at enhancing the educational process in military units and preventing harmful subcultural manifestations.
Ключевые слова: армия; атрибутика; воспитание; военная субкультура; военнослужащие; внутренние войска; конструктивный потенциал; ритуалы; традиции; сленг.
Keywords: army; attributes; education; military subculture; military men; internal troops; formative potential; rituals; traditions; slang.
На современном этапе развития Российского общества одним из актуальных направлений деятельности государственной политики Российской Федерации является молодежная политика, предполагающая создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности
[1; 2; 3].
Одним из принципов Стратегии государственной молодежной политики является учет интересов и потребностей различных групп молодежи.
Логично предположить, что многие из таких групп молодежи являются участниками различных молодежных субкультур.
Однако при общем понимании необходимости учета интересов и потребностей молодежных субкультур граждан-
ского общества из общего внимания выпадает тот факт, что молодежная субкультурная часть общества присутствует не только в гражданском обществе, но и в армейской среде, которую также необходимо принимать во внимание и осуществлять меры педагогического характера с целью осуществления качественного воспитания военнослужащих на основе реализации конструктивного потенциала военной субкультуры.
Комплексный анализ научных исследований показал, что отдельные аспекты проявления военной субкультуры рассматривали И.А. Алехин, В.Н. Герасимов,
B.В. Богуславский, С.В. Бойко, С.А. Грибков, В.И. Добреньков, А.В. Деникин,
C.В. Захаренко, А.Б. Князев, В.П. Мася-гин, А.С. Миронов, С.И. Музяков, М.А. Низиков, П.В. Петрий, В.Б. Прылип-ко, В.М. Савченко, Л.Н. Толстова, Е.В. Туркин, Е.И. Федак, Б.Я. Шведин, В.М. Шевцов и др.
В военной педагогике аспекты воспитания военнослужащих, принимавших участие в неформальных молодежных организациях, анализировали И.А. Липский, А.П. Мурачев, С.М. Соловьев и др.
Важным обстоятельством выступает то, что современная государственная социальная политика также строится на основе учета субкультурных особенностей различных групп граждан и закреплена в ряде важных концептуальных и целевых программных документов.
Вместе с тем вопросы реализации конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании личного состава внутренних войск МВД России на уровне специального исследования не рассматривались.
Поэтому проблема военной субкультуры и реализация ее конструктивного потенциала во внутренних войсках МВД России является актуальной на данном развитии общества.
Понятие «субкультура» ведет начало от более раннего понятия «культура».
В свою очередь понятие «Культура» имеет более 5000 тыс. различных значений. Приведем ниже несколько подходов к пониманию понятию «Культура».
Согласно Толкового словаря русского языка понятие «Культура» происходит от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4].
Понятие «Культура» включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
В качестве научного термина понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа (1632-1694) [5].
Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура ввел немецкий просветитель И.К. Аделунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода» [6].
И.Г. Гердер (1744-1803), вводивший в конце 80-х гг. XVIII в. в научный обиход термин «культура», прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом земледелие [7].
В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли» [8].
И. Кант, например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. «Внешний, «технический» тип культуры он называет цивилизацией, - отмечает А.В. Гулыга. Кант видит бурное развитие цивилизации и тревожно отмечает ее отрыв от культуры, последняя тоже идет вперед, но гораздо медленнее. Эта диспропорция является причиной многих бед человечества» [9].
С течением времени в обществе стали появляться группы людей, преимущество молодежи, взгляды на жизнь которых не совпадали со взглядами и мнением большинства членов общества [10].
Они отличались от приверженцев основной культуры своим мировоззрением, нестандартным поведением и внешностью, отличающейся присущими только им атрибутикой, а также отличиями в разговорном языке, насыщенном свойственными только ему жаргонизмами - так называемым сленгом [11].
Когда таких членов общества стало много, они стали образовывать ответвления от общей культуры общества, которая полочила название - субкультура.
Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии - обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Принято различать субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.
В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодежные субкультуры [12].
В 1950 г. американский социолог Д. Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел британский социолог Д. Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» [13].
По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Французский социолог М. Мафессо-ли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур [14].
Российский орнитолог В. Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы» [15].
В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы «Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».
В современном обществе слово субкультура в основном ассоциируется с неформальными молодежными объединениями, но при этом большая часть общества не понимает, что субкультурная сторона отношений присутствует во всех социальных объединениях и группах.
Субкультура малых групп связана, как правило со спецификой внутригруп-повых отношений, такими как: возрастные особенности (субкультура детей, подростков, пожилых людей, стариков), спецификой и особенностями производственных и профессиональных отношений (субкультуры студентов, преподавателей, менеджеров, военнослужащих, политиков и. т.д.), индивидуальными интересами объединяющих группы (субкультура геймеров, скейтеров, байкеров, ани-мешников, реперов и т.д.), физиологическими особенностями и отличиями (субкультура глухонемых, инвалидов, и т.д.), а также с социальной направленностью субкультуры (конструктивные и деструктивные субкультуры) [16].
Несмотря на то, что военная субкультура сама по себе интегрирована в общую культуру общества и культуру военнослужащих, она является субкультурой закрытого типа и зачастую несет в себе деструктивную направленность [17].
В целях понимания проблемы реализации конструктивного потенциала военной субкультуры необходимо разобраться в понятии потенциал.
В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского «potentia» и в переводе означает мощь, силу, возможность. В связи с этим он трактуется по-разному. В «Словаре иностранных слов» приводится толкование термина как мощь, сила [18].
В Большой Советской Энциклопедии дается определение термина «потенциал» как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [19].
«Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет потенциал как «физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь» [4].
Научное употребление данного термина своими корнями уходит в философию Аристотеля, рассматривавшего акт и потенцию как основу онтологического развития. Соответственно бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление (развитие) представлялось как переход от первого ко второму. При этом потенциал рассматривался Аристотелем как «способность вещи быть не тем, что она есть в категории субстанции качества количества и места, что позволяло соотнести актуализацию и движение» [20]. В то же время, согласно Аристотелю, действительность всегда предшествует возможности и лежит в основе ее реализации.
Проблему отношения возможного и действительного за рубежом исследовали П. Лаплас, Г.В. Лейнил, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Энгельс.
В научной литературе достаточно часто обсуждается вопрос о соотношении понятий «потенциал», «ресурсы», «резервы» и «возможности». Этот аспект проблемы находит отражение в работах В.П. Горшенина, С.А. Дрокина и др. [21].
Представляется возможным предположить, что первоначальными мерами по реализации потенциала военной субкультуры в целях воспитания личного состава подразделений внутренних войск следует считать разъяснение командованию подразделений и воинских частей сущности феномена военной субкультуры, возможных методов и средств реализации его конструктивного потенциала в целях целенаправленной организации воспитательной работы и задания правильного вектора этому явлению.
Мероприятиями, проводимыми во вторую очередь будет планирование воспитательной работы структурами по рабо-
те с личным составом, с учетом включения в разделы плана морально-психологического обеспечение мероприятий нацеленных на реализацию конструктивного потенциала военной субкультуры.
Заключительным этапом следует провести мероприятия по обобщению имеющегося опыта проведения мероприятий по реализации конструктивного потенциала военной субкультуры, а также анализа их сильных и слабых сторон в целях корректировки и выработки предложений по их оптимизации.
Следует отметить, что для наиболее полной и качественной реализации конструктивного потениала военной субкультуры необходимо провести классификацию и дифференциацию воспитательных мероприятий по направлениям.
Первое направление - профилактика и присечение негативных тенденций военной субкульутры в воинских коллективах.
Второе направление - проведние воспитательных мероприятий и создание условий, направленных на реализацию конструктивного потенциала у военнослужащих, являющихся носителями такого потенциала и испытывающих потребность в его реализации.
Третье направление - мониторинг субкультурных явлений в воинских коллективах, прогнозирование тенденций их развития и задание им правильного вектора.
Реализация конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании личного состава подразделений и частей внутренних войск обусловлена тем, что, являясь существующей объективной реальностью, военная культура занимает свое место в системе человеческих ценностей, а изучение военной субкультуры помогает понять особенности, связанные с неформальной жизнедеятельностью людей связавших свою жизнь с армией и флотом.
При планировании и организации воспитательных мероприятий необходимо это учитывать и направлять вектор воспитательного воздействия именно на создание обстановки и условий возможности реализации конструтивного потенциала
военной субкультуры военнослужащими, стимулирования и поощрения со стороны командования воинских частей военнослужащих внедряющих положительные стороны военной субкультуры в повседневную жизнедеятельность и присечение и профилактика развития деструктивных тенденций военной субкультуры [22].
Таким образом представляется возможным сделать вывод, что военная суб-
культура, как и любое социальное явление является биполярным и несет в себе, как конструктивную, так и деструктивную стороны, которые необходимо учитывать в целях правильного планирования и организации воспитательной работы с военнослужащими, наиболее полного использования ее конструктивного потенциала и профилактики негативных проявлений деструктивного характера.
к к к
1. Концепция государственной национальной политики РФ от 15.06.1996. № 909.
2. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг. // Постановление правительства г. Санкт-Петербурга от 23.09.2010 г. №1256.
3. Стратегия национальной безопасности РФ: утв. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009.
4. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ, 2008. - 1054 с.
5. Пуфендорф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
6. Аделунг, Иоганн Кристоф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
7. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. - СПб., 1829. (Кн. I-V).
8. Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX -начала XX века // Труды ГАСК. Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК, 2000. - С. 39-53.
9. Гулыга А.В.Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 26.
10.Алёхин И.А., Федак Е.И., Низиков М.А. Обоснование методики волонтерской подготовки в интересах профилактики субкультурных проявлений деструктивного толка среди молодежи // Военная субкультура: проблемы, технология работы: Сб. статей. - М.: Мос. психолого-социальный институт, 2008. - С. 26-72.
11. Алёхин И.А., Федак Е.И., Грибков С.А., Цепин М.О. Военная субкультура как элемент комплекса субкультуры российского общества // Военная субкультура: проблемы, технология работы: Сб. статей. - М.: Моск. психолого-социальныйо институт, 2008. - С. 3-17.
12.Алёхин И.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Краткий справочник по молодежным субкультурам: Учебн. пос. - М.: ВУ, 2008. - 190 с.
13.Hebdige, Drn (1979). Субкультура: Значение Стиля (Routledge, 10 марта 1981. Процитированный в Negus, Кит (1996). Популярная музыка в Теории: Введение. Пресса Уэслианского университета.
14. Маффесоли М. Околдованность мира или Божественное социальное // СОЦИО-ЛОГОС. - М.: Прогресс, 1991. - С. 274-283.
15. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - СПб. : Петроглиф, 2009. - 352 с.
16. Федак Е.И., Бойко С.В. Сборник учебных и методических материалов по реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих: Учеб. пос. - М.: Лаборатория «ОП», 2013. - 169 с. (Серия «Воспитание»)
17. Федак Е.И. Аналитическая модель исследования молодежной субкультуры // Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сб. статей / Под общ. ред. О.К. Поздняковой. - М.: Моск. психолого-социальный институт, 2011. - С. 152-156.
18.Васюкова И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов. - М.: АСТ, 2005. - 990 с.
19.Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
20.История менеджмента : Учеб. пос. / Под ред. Д.В. Валового. - М. : ИНФРА-М, 1997. -
256 с.
21. Энциклопедия социологии / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко., Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
22. Низиков М.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Деструктивные субкультуры // Мир образования - образование в мире. - 2009. №2. - С. 11-17.