Научная статья на тему 'Военная служба как фактор, влияющий на формирование молодежной субкультуры'

Военная служба как фактор, влияющий на формирование молодежной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
566
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА / АКТУАЛЬНОСТЬ / СУБКУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОЕННАЯ СУБКУЛЬТУРА / MILITARY CULTURE / URGENCY / SUBCULTURE / RESEARCHES / MILITARY SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Евсеев А. В.

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая. Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее субкультуру, философию и историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY SERVICE AS A FACTOR INFLUENCING FORMATION OF YOUTH SUBCULTURE

The military culture bears guarding function in relation to the general culture of Russia and is a peculiar indicator of its condition when the general level of culture decreased, its military component degraded also. Meanwhile the military culture allows to find in her everything that it is necessary for us. At full capacity to involve its potential, it is necessary to comprehend soundly its subculture, philosophy and history.

Текст научной работы на тему «Военная служба как фактор, влияющий на формирование молодежной субкультуры»

ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Евсеев А.В., соискатель кафедры педагогики Военного университета

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая. Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее субкультуру, философию и историю.

Ключевые слова: военная культура, актуальность, субкультура, исследования, военная субкультура.

MILITARY SERVICE AS A FACTOR INFLUENCING FORMATION OF YOUTH SUBCULTURE

Yevseyev A., The applicant, chair of pedagogics, Military university

The military culture bears guarding function in relation to the general culture of Russia and is a peculiar indicator of its condition when the general level of culture decreased, its military component degraded also. Meanwhile the military culture allows to find in her everything that it is necessary for us. At full capacity to involve its potential, it is necessary to comprehend soundly its subculture, philosophy and history.

Keywords: military culture, urgency, subculture, researches, military subculture.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что изменение системы государственного устройства и преобразование военного социума, вносят свои изменения в формировании молодежной субкультуры. Кризис духовных ценностей, ухудшение физического и нравственного здоровья молодежи, проявившие себя в начале и середине 90-х годов, также актуальны и сейчас. Снижение общего уровня образования и личной культуры призывников и солдат оказывают влияние на формирование молодежной субкультуры, одновременно снижая общий уровень культуры воинских коллективов сказывающийся на функциональной готовности к выполнению возложенных на воинский коллектив задач.

В этих условиях для Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо определиться с приоритетами в формировании молодежных субкультур, и выбрать такие, которым не страшны ни политические конъюнктуры, ни инфляция во времени. Такими приоритетами может стать военной культура и военная субкультура как фактор формирования молодежной субкультуры это обусловлено тем, что снижение общекультурного уровня в обществе и армии способно стать серьезной силой, дестабилизирующей обстановку как в отдельном регионе так и в стране в целом.

Современными исследователями также уделяется внимание изучению места роли культуры в жизни военнослужащего. Подобная проблематика нашла отражение в работах А.С. Бычкова, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Б.Ф. Сафронова, В.М. Савченко, Т.Н. Табунова.

В последнее время появились работы, исследующие характер и специфику духовной жизни российских воинов, ее противоречивые тенденции, факторы, воздействующие на нее. Это работы А.И. Анцышкина, И.В. Демидова, В.Н. Иванова, В.Н. Ксенофонтова, Г.В. Осииова, В.А. Ремизова и др.

Широкий спектр историко-культурных и историко-педагогических исследований взаимоотношений армии и религиозных организаций представлен работами В.Н. Осташкина, К.А. Паюсова, Д.И. Сидорова, В.А. Суглобова, Д.В. Шутько, Я.Н. Щапова и др.

Проблемы воспитания воинского долга рассматриваются в работах А.А. Аронова, Д.А. Волкогонова, А.Н. Григорьева и др.

Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих анализируются в публикациях А.Г. Трофимчука и А.В. Костеневского, Е.Г. Гужва и др..

Теория и практика социально-культурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой.

Социально-педагогические особенности художественного образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах Л.А. Рапацкой, С.А. Ермоловой, А.А. Жолтаевой, И.Н. Жуковой и др. Музыкально-педагогический аспект православной культуры рассмотрен в работах Л. Кик-надзе, В. Медушевского, Т. Стуловой, Г.М. Цынина и др..

Законодательные акты, определяющие правовую основу суще-

ствования Вооруженных сил, в своей основе содержат требования к военнослужащим их права, обязанности, правила поведения и внешний вид, тем самым, давая основания для существования военной культуры и появления военной субкультуры, как её составной части.

Анализ выше перечисленных работ позволяет говорить о том, что, являясь существующей объективной реальностью, военная культура занимает свое место в системе человеческих ценностей, а изучение военной субкультуры помогает понять особенности связанные с жизнедеятельностью людей связавших свою жизнь с армией и флотом.

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния. Вся наша история свидетельствует, о том что, когда военная культура в стране находилась на должном уровне развития, все в стране процветало. В то же время, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая.

Александр Свечин, труды которого до сих пор изучают в американском Вест-Пойнте, писал: «Россия постоянно находится в угрожаемой ситуации, что обуславливает необходимость серьезного отношения к военному делу. В этих условиях требуется высшее военное искусство, нетерпимы формализм и леность, шаблон и предрассудки, догмы, подражание и штундизм. Необходимо самостоятельное военное творчество, которое обеспечивает экономный способ военного развития России и одновременно её надежную защиту. И вообще: армия думает - и потому прогрессирует, культивирует военную работу в интересах целого, действует в соответствии с единой доктриной - и только вследствие этого побеждает! Её ведут большие творческие идеи, и следует защищать их. Они пронизаны жизненным духом, представляют собой «в высшей степени чистое и подвижное пламя» (Декарт), творческий пожар, в -огненных сполохах которого сгорают заблуждения и рождается высшее военное знание»[1, С. 1].

Военная культура зиждется на «трёх китах» - обычаях, традициях и законах, а воспитание личности воина определяет триада культуры: наука, религия и искусство, в тоже время военная культура имеет ряд специфических особенностей, главной из которых является формирование воинского духа. «Побеждает та армия, которая умеет думать», - так говорил один из отцов русской военной реформы второй половины XIX века Николай Николаевич Обручев. - «И та, у которой есть духовный стержень».

Военная культура, обращенная на личность, бывает естественной, когда человек вбирает ее в себя в ходе самой жизни по принципу «можно» - «нельзя» и осознанной, когда человек понимает суть происходящих явлений, носитель последней становится самым ценным для армии и общества. В тоже время формирование осознанной личности профессионального военного требует довольно продолжительного времени и влечет за собой определенные трудности, как для общества, так и для армии.

Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее философию и историю.

Проанализировав литературные и электронные источники можно сказать, что ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА - это совокупность духовных и материальных ценностей, образованных в процессе воинской деятельности.

Говорить о том, что военная культура является единым целым при ее рассмотрении не приходиться, так как в ней есть свои субкультурные проявления связанные, прежде всего с тем, что Вооруженные силы Российской Федерации на сегодняшний день состоят из трех видов и трех родов войск имеющих сою историю и свои традиции. Несмотря на то, что их связывает единство закона, и государства они имеют свою специфику, определяющую их атрибутику, корпоративность, образ жизни и возраст.

Специфика Вооруженных сил видна в атрибутике военнослужащего, и мы с легкостью можем отличить военнослужащего, который проходит службу в Военно-морском флоте от военнослужащего проходящего службу в Сухопутных войсках, военнослужащего Воздушно-десантных войск от военнослужащего Ракетных войска стратегического назначения, а вот найти отличия даже внешние между военнослужащими Военно-морского флота проходящими службу на корабле или берегу для простого обывателя, не сталкивавшегося с Вооруженными силами будет весьма и весьма затруднительно, несмотря на то, что все будет перед глазами. Но не только атрибутика будет определять отличия военнослужащих друг от друга, но и жаргон, на котором они будут общаться между собой включающий в себя несколько групп слов и выражений:

• первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат, значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.).

• вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придаётся многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т. п.).

• третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских субкультурах, лексика в преступных группировках; слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах).

• четвёртая - слова и выражения, характерные лишь для отд. регионов, в т. ч. и имеющие корни в областных диалектах.

К внутренним отличительным признакам будет относиться корпоративность, заключающаяся не только в том, что можно говорить, а что нет, но и в том в каких социально-бытовых условиях проживают военнослужащие и люди, связавшие свою жизнь с военным делом. Закрытые городки или место, удаленное от центра.

Естественно, что военнослужащие воинские части, которых расположены, в больших городах имеют больше возможности приобщаться к культурному наследию страны и региона, а военнослужащие, дислоцирующиеся вдалеке от больших городов, а порой и населенных пунктов приобщаются к тем культурным элементам, которые преобладают в расположении. Зачастую военнослужащие, особенно срочной службы склоны к тому, что бы приобщаться к субкультуре деструктивной направленности зародившейся в результате бытовой нестабильности и отсутствия социально-культурных элементов воинской части.

Военная субкультура имеет не только деструктивную, но и конструктивную составляющую, а также имеет свою социальную на-правленность[5], выражающуюся в самобытности самой военной культуры.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Военная субкультура не исключение, так как в ней так же присутствует свой фольклор, зародившийся в окопах и казармах развивающийся в армейской самодеятельности. Словесный вид данного творчества включает в себя различные предания из военной истории и истории сообщества носителей различных субкультур, о жизни и «деяниях» её легендарных представителей; специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, дразнилки, страшилки и пр.

Игры бывают как созданные в рамках военной субкультуры (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деструктивно направленных, и т. д.) так и общеизвестные (нередко в той и иной мере модифицированные), которые стали значимыми

для носителей конкретной субкультуры, признаком принадлежности играющих к той или иной субкультуре.

Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие определённое мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления; отражающие и пропагандирующие ценности и нормы военной субкультуры; рассказывающие о ключевых, реальных или мифических событиях в жизни её носителей.

Зачастую военная субкультура, сформированная в воинской части носит элементы казарменной субкультуры[6]. Казарменная субкультура, как и нарушения воинской дисциплины, имеет множество причин своего возникновения. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с малой изученностью военной культуры и военной субкультуры как элемента педагогического процесса воинской части. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, казарменная субкультура легко усваивается и быстро распространяется в воинской среде. В обычных условиях местами ее функционирования являются подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, строения и т.д.

Усвоение норм и ценностей казарменной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности в воинском коллективе. На ее живучесть в воинской среде влияют пробелы в системе допризывной подготовки молодежи, ошибки в работе с молодым пополнением различных субкультур, недопонимание их особенностей.

Анализируя вышеизложенное можно сказать, что ВОЕННАЯ СУБКУЛЬТУРА - это часть военной культуры, идентифицирующая группы людей по определенным признакам.

Под идентификацией в данном случае понимается отождествление с обобщенным образом военно-социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, ее целей и ценностей.

Основными признаками военной субкультуры является атрибутика, корпоративность, жаргон и возраст.

Таким образом, военная культура, которая является совокупностью духовных и материальных ценностей, образовавшихся в ходе воинской деятельности, имеет свою субкультурную составляющую, идентифицирующую группы людей по определенным признакам, целеустремленных на организацию системы учебно-воспитательной деятельности командиров, специалистов воспитательных структур и общественных организаций на подготовку воинов-патриотов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Литература:

1. Армия и культура. Военные традиции как фактор безопасности страны [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.win.ru

2. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

3. Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.

4. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

5. Мудрик А.В., Социальная педагогика:Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина.-5-е изд., доп.-М.;Издательский центр «Академия»,2005.-200с.

6. Р. Ю Поляков «Казарменная субкультура курсантов» М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.