УДК 140.8:17.021.2.
DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51358
К.С. ЧУПРАКОВ соискатель кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации*
Военная музыка как фактор формирования духовного мира военнослужащего Российской армии
В данной статье рассмотрены идеи, касающиеся роли военной музыки в формировании духовного мира военнослужащего Российской армии. Раскрывается понятие духовного мира индивида, духовного мира военнослужащего. Обозначаются основные направления функциональной составляющей военной музыки.
Ключевые слова: духовность, духовный мир военнослужащего, военный оркестр, военная музыка.
K.S. CHUPRAKOV Applicant of Department of Philosophy and Religious Studies, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Military music as a factor in the formation of the spiritual world of a serviceman of the Russian army
This article discusses ideas regarding the role of military music in the formation of the spiritual world of a serviceman of the Russian army. The concept of the spiritual world of the individual, the spiritual world of a soldier is revealed. The main directions of the functional component of military music are indicated.
Keywords: spirituality, spiritual world of a serviceman, military orchestra, military music.
* Чупраков Кирилл Сергеевич, e-mail: [email protected]
На протяжении длительного времени вопрос изучения духовного мира личности является объектом исследований не только философов, но и специалистов других гуманитарных наук, что доказывает важность этой проблемы. На наш взгляд, особенным духовным миром должен обладать и военнослужащий, стоящий на защите своей Родины, так как именно от содержательности этого феномена зависит направленность его военно-профессиональной деятельности.
Обращение к проблеме духовного мира военнослужащего необходимо для понимания сути данного понятия, которая позволяет обозначить ряд позиций по данной проблеме, выявить то особенное, что характеризует духовность (духовный мир) личности.
Так, А.К. Аверин воспринимает духовный мир как социально-идеальную сферу, т.е. внутреннюю форму отражения социального бытия1.
А.В. Андреев под духовным миром понимает нравственное устройство индивида, его способность к регулированию
собственного поведения благодаря идеалам красоты, добра
2
и истины .
И.В. Востриков определяет духовный мир как внутренний мир индивида, в который входят процессы и явления, представляющие собой внутреннюю жизнь человека как представителя конкретного социального класса, группы на опреде-
3
ленном уровне человеческого развития .
Н.В. Климова считает, что духовный мир - это высшее проявление сущности человека, подчиненность индивида возвышенным идеалам и смыслу бытия4.
Как представляется, практически все подходы к пониманию духовного мира личности объединяет мысль о внутренних установках на соблюдение избранных идеалов и ценностей бытия. В связи с этим можно заключить, что духовный мир военнослужащего Российской армии представляет
1 См.: Аверин А.К. Структура духовного мира человека // Вестник Воронежского государственного университета, 2008, № 1, с. 71.
2 См.: Андреев А.В. Духовность советского человека // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар, 2017, с. 1-5.
3 См./ Востриков И.В., Сулимов С.И. Структура духовного мира человека // Вестник Воронежского института МВД России, 2010, № 3, с. 88.
4 См.: Климова Н.В. Структурная модель духовности как психологического феномена // Мир науки, 2016, № 4, с. 68.
собой совокупность его внутренних ценностных установок и норм, воспринимаемых им как необходимые и приоритетные в процессе военно-профессиональной деятельности, которые позволяют ему реализовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе как гражданина и патриота своей Родины.
Духовный мир военнослужащего имеет прежде всего мировоззренческую направленность, что подразумевает учет воздействия на его формирование ряда объективных условий и факторов. Одним из таких факторов выступает военная музыка как социальное явление.
Актуальность исследования военной музыки в формировании духовного мира военнослужащего Российской армии можно обосновать тем, что музыкальное искусство оказывает на личность военнослужащего мощное воздействие, преобразовывая ее духовные начала, запуская механизмы, способствующие самосовершенствованию и самореализации в ее жизнедеятельности. Особую значимость данное воздействие приобретает в условиях духовного кризиса и противоречивого развития современного российского общества, непосредственно влияющих на формирование духовного мира военнослужащих армии и флота России. В этой ситуации военная музыка в числе других условий и факторов выступает одним из инструментов решения обозначенной проблемы.
Велико значение военной музыки в процессе формирования и развития социальных качеств и ценностей, в частности духовно-нравственных: патриотизм, гражданственность, милосердие, взаимовыручка, жертвенность во имя Отечества и др.1. Она предназначена для исполнения в ходе общественных и военных церемоний (парады, государственные праздники и т.д.), при строевом обучении войск. Не зря великий полководец А.В. Суворов считал: «Музыка удваивает, утраивает армию»2. Благодаря ей любой воинский ритуал приобретает особенную красочность, пробуждает чувство гордости
за свою страну, за свой народ, возвышает военный и
3
моральный дух .
1 См. подробно: Кафтан В.В., Петрий П.В. Аксиология воинского служения: Монография. М., 2017, с. 133-147.
2 Цит. по: Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Под ред. Ю.В. Келдыша, В.А. Белого, В.С. Виноградова и др. М., 1982, с. 131.
3 См.: Газетов В.И. Концептуальные подходы развития военно-музыкальной культуры за рубежом // Вестник МГУКИ, 2010, № 5 (37), с. 128.
Еще в античном мире известные мыслители отмечали воздействие, которое музыка может оказывать на людей. Так, Аристотель считал, что благодаря музыке становится возможным воспитать нравственные качества личности1. Из этого следует, что еще в эпоху античности музыка воспринималась как инструмент формирования духовного мира человека и в целом его развития.
Как представляется, свое духовно-нравственное воздействие на личность военнослужащего военная музыка осуществляет посредством ряда выполняемых ею значимых функций. Назовем их.
1. Общественно-церемониальная функция. Возникнув как составной компонент воинских церемониалов, эта функция приобрела общегосударственное, общенародное значение. Сегодня общественно-церемониальная функция реализуется во время проведения массовых народных праздников, демонстраций, на встречах и проводах делегаций, при открытии памятников героям, при возложении венков и т.д.
2. Служебно-строевая функция. Благодаря реализации этой функции военная музыка дисциплинирует военнослужащих, сплачивает воинский коллектив, помогает обучению войск, укрепляет стремление к достижению поставленных целей и задач. Ранее эта функция была наделена важным тактическим смыслом: во времена, когда главным родом войск являлась пехота, военная музыка поднимала военный дух, вселяла бодрость, устраняла усталость. Ускорение темпа военной музыки способствовало более быстрому передвижению военных формирований. На современном этапе служебно-строевая функция раскрывается в полной мере при проведении военных парадов, строевых занятий и других воинских ритуалов2.
3. Культурно-просветительская функция. Используя различные формы концертной работы, военная музыка содействует идейно-эстетическому и патриотическому воспитанию военнослужащих.
Между функциями военной музыки не существует какой-либо строгой грани. Все они функционируют в комплексе посредством вызываемых чувств радости, торжества, тревоги,
1 См.: Аристотель. Политика / Пер. С.А. Жебелева. М., 2010, с. 287.
2 См.: Тутунов В.И. История военной музыки России / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. М., 2005, с. 6-8.
любви, ненависти - всей гаммы сложных переживаний - и тем самым оказывают существенное воздействие на поведение и оптимизацию деятельности военнослужащих. Воспитательный аспект характерен для каждой функции военной музыки.
Высоко ценили и понимали воспитательную роль военной музыки известнейшие военные деятели: Дмитрий Донской, Петр Великий, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.Д. Скобелев, К.К. Рокоссовский и Г.К. Жуков. Будучи неотъемлемой частью Российской армии, военная музыка призвана, в конечном счете, укрепить военный дух военнослужащих Российской армии, способствовать эффективному решению задач, стоящих перед ними.
Практика использования военной музыки в воинской деятельности позволяет обозначить те направления, которые с большей эффективностью оказывают воспитательное влияние на формирование личности военнослужащего. Среди таких направлений можно выделить следующие:
а) концертная деятельность военных оркестров и ансамблей;
б) музыкальное сопровождение воинских ритуалов;
в) исполнение строевых и походных песен;
г) культурно-просветительская деятельность, направленная на формирование и коррекцию музыкальных предпочтений и вкусов военнослужащих;
д) задействование военного оркестра при учебно-боевой
1
подготовке и в повседневной деятельности военнослужащих .
Систематическое использование военной музыки в ходе работы по формированию духовного мира позволяет значительно усилить воздействие и остальных воспитательных средств, поскольку в произведениях военной музыки объективно заключены идеи добра, счастья, мира и созидания; они прославляют подвиги людей в борьбе с силами зла.
Военная музыка более, чем за две тысячи лет своего существования, значительно расширила диапазон своего воздействия. Она трансформировалась в средство художественного и идейного воспитания, в инструмент эстетического воздействия, политического и культурного сближения государства и военнослужащих. Во многом она помогает командирам и
1 См.: Самонин Ф.О. Общая характеристика содержательных компонентов процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части // Поволжский педагогический вестник, 2017, №1(14), с. 88.
органам военно-политической работы в их сложной профессиональной деятельности по формированию духовного мира военнослужащих в современных условиях. Этому будут способствовать следующие меры организационно-практического характера, а именно:
1) совершенствование уровня исполнительского мастерства военных оркестров;
2) неукоснительное соблюдение требований общевоинских уставов относительно музыкального сопровождения ритуалов;
3) расширение репертуара строевых и походных песен, исполняемых подразделениями;
4) формирование внештатных военных оркестров в тех частях, в которых они штатно не предусмотрены.
Таким образом, предназначение военной музыки как фактора формирования духовного мира военнослужащего заключается в целенаправленном, систематическом влиянии на все компоненты духовности военнослужащего, с наибольшей силой воздействуя на эмоционально-чувственную сферу в процессе его военно-профессиональной деятельности.
В заключение отметим, что военная музыка - это обязательный элемент воинской деятельности. Она не только просвещает, но и воспитывает военнослужащих, многократно усиливая патриотические чувства и нравственные основы личности. В связи с этим можно утверждать, что военная музыка является действенным фактором формирования духовного мира военнослужащего Российской армии. Кроме того, военную музыку в России можно назвать уникальным явлением, поскольку она привлекает к себе внимание не только профессиональных военнослужащих, но и всего общества. Подтверждение этому - возрастающий интерес людей к военным музыкальным фестивалям и парадам1.
1 К ним следует отнести регулярное проведение музыкальных смотров военной музыки, в частности Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» и др.