- Как понять словосочетание «угол между высотой (медианой, биссектрисой) и стороной треугольника»? («целое-часть»; логические; «интерпретационные» связи) и др.
Обучение начальным геометрическим сведениям, организованное в соответствии с выше описанными положениями, позволяет создать условия, в которых учащиеся по-новому воспринимают информацию и работают с нею: они сомневаются, задают вопросы, активно устанавливают всевозможные связи в изучаемом материале, при этом, четко понимая, что лежит в основе выявленной связи (рисунок, свойство, определение и др.) и способны осуществить запись одношагового и двухшагового рассуждения. В процессе этой деятельности происходит и усвоение терминов: «следствие», «обоснование», «вывод», «условие».
Также организация обучения выявлению и использованию содержательных связей между БГО, изменяет восприятие геометрической ситуации учениками и установку на возможности работы с ней, приводит к тому, что ученики воспринимают каждое новое геометрическое понятие не как отдельное, а а в системе понятий со своими внутренними и вешними связями. Происходит осознание системы геометрических понятий и доказательства как деятельности, которая представляет собой «цепочку» взаимосвязей между геометрическими объектами, и посредством осуществления которой устанавливается еще одна связь между ними; осознание теоремы, как средства введения некоторого свойства уже изученного понятия; теоремы-признака как основы для переопределения понятия, как средства осознания взаимосвязи теорем. Следовательно, геометрия воспринимается учеником не как набор отдельных фактов, а как система взаимосвязанных фактов. Такое обучение обеспечивает сочетание логического и дивергентного (Д. Гилфорд) мышления, которое заключается в установлении взаимосвязей и выяснении различных функций геометрических объектов, порождает иную методику поиска решения геометрических задач - дает открытость для метода поиска решения задач на основе изученной теории (теория «работает» на практику), и достигается развитие деятельности учеников посредством изучения геометрии.
Выводы. Благодаря освоению умения выявлять и использовать содержательные связи между геометрическими объектами, обучающиеся в конце 7 класса осуществляют геометрические доказательства с высокой долей самостоятельности, о чем свидетельствуют проведенные нами контрольные работы и анкетирования. Также результаты самоанализа, рефлексии семиклассников, которые являются необходимым компонентом урока по ФГОС, показывают положительную мотивацию учеников в изучении геометрии и ощущение успешности, которые являются необходимыми условиями формирования УУД учащихся [9].
Литература:
1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М.Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
3. Лященко, Е.И. Целостность при анализе учебного материала по математике / Е.И. Лященко // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «56 Герценовские чтения». - СПб.: Изд-во РГПУ им.
A.И. Герцена, 2003.
4. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Гусев,
B.В. Орлов, В.А. Панчинщина и др.; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 368 с.
5. Методические Рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по математике. - URL: https://ege.sdamgia.ru/doc/analytics_math.pdf (дата обращения 10.12.2018).
6. Подходова, Н.С. Теоретические основы построения курса геометрии 1-6 классов. - Дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Подходова. - СПб., 1999. - 384 с.
7. ПООП ООО http://минобрнауки.рф/проекты/фгос-и-пооп. (дата обращения 05.11.2018).
8. Сотникова, О.А. Целостность вузовского курса алгебры как методологическая основа его понимания / О.А. Сотникова. - Архангельск: Поморский университет, 2004. - 336 с.
9. Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО РФ от 17 апреля 2012 г. № 413 -URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html. (дата обращения 17.12.2018).
10. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. - URL: http://www.uchportal.ru/documents/federalnyj-perechen-uchebnikov-na-2016-2017-uchebnyj-god (дата обращения 25.09.2017).
11. Фреге, Г. Избранные работы / Г. Фреге. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. - 160 с.
Педагогика
УДК 371
адъюнкт Русаков Юрий Александрович
Военный университет Министерства обороны (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент Герасимова Татьяна Николаевна
Военный университет Министерства обороны (г. Москва)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье представлен авторский материал, как результат исследования, целью которого стало выявление педагогического потенциала военно-музыкальной культуры как эффективного средства педагогического воздействия на личность военнослужащего с целью формирования военно-патриотического сознания и качеств. В контексте темы исследования дана авторская формулировка таких понятий, как военно-музыкальная культура и система патриотического воспитания, рассмотрены её основные компоненты. Осуществленный контент-анализ позволил установить роль и место военно-музыкальной культуры в выстроенной системе патриотического воспитания, обосновав её значимость в условиях современного этапа становления вооруженных сил России.
Ключевые слова: музыка, военнослужащие, военно-музыкальная культура, система патриотическое воспитание.
Annotation. The article presents the author's material as a result of the study, the purpose of which was to identify the pedagogical potential of military music culture as an effective means of pedagogical influence on the personality of the soldier in order to form military-patriotic consciousness and qualities. In the context of the research topic the author's formulation of such concepts as military music culture and the system of patriotic education is given, its main components are considered. The carried-out content analysis allowed to establish the role and place of military music culture in the built system of patriotic education, justifying its importance in the conditions of the modern stage of formation of the armed forces of Russia.
Keywords: music, military personnel, military music culture, patriotic education system.
Введение. Актуальность настоящего исследования определяется историческим этапом становления государства, социально-экономическими и социально-культурными трансформациями, происходящими на конкретный момент времени и государственными документами, определяющими государственную политику по комплексу аспектов, затрагивающих самые разнообразные вида жизнедеятельности человека и общества в целом. В частности, в настоящее время в качестве регламентирующих документов, опираясь на которые строиться процесс развития военно-музыкальной культуры и системы патриотического воспитания, выступают: Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года [7], Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [9], Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [10].
В перечисленных документах акцентируется внимание на том, что формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина выступает на сегодняшний момент развития российского общества является первоочередной задачей, которая представлена в качестве значимого компонента социального заказа.
Актуальность затронутой проблематики определила цель настоящего исследования, которая заключается в выявлении педагогического потенциала военно-музыкальной культуры как эффективного средства педагогического воздействия на личность военнослужащего с целью формирования у него военно-патриотического сознания и качеств.
В соответствии с целью настоящего исследования первоначально обратимся к рассмотрению специфики и функциям военно-музыкальной культуры, исторически сложившейся в России. Теоретический анализ осуществим с точки зрения существующей в настоящее время теории и истории культуры [8], не постулируя собственной трактовки данного феномена.
Изложение основного материала статьи. Изначально следует акцентировать внимание на том, что вышеназванные аспекты изучаемого нами культурного явления в исследованиях представлены в большей степени на эмпирическом и описательном уровнях [4, с. 70-78]. Учение о музыкальной культуре до сих пор находится в процессе становления, поэтому само понятие «музыкальная культура» в исследованиях отечественных музыковедов чаще всего трактуется как синоним музыкального искусства, хотя на наш взгляд такое понимание изучаемого явления несколько некорректно.
Наше предположение основано на том, что музыкальная культура, выступая в качестве одного из вида искусства, включает в себя социальные процессы, тесным образом взаимодействующие с музыкой и использующие её. Поэтому, в нашем исследовании под музыкальной культурой мы будем понимать динамичную систему совокупности процессов развития духовной и практической деятельности социума, целостное представление которых способно создавать, осваивать, накоплять, сохранять и распространять продукты музыкального искусства.
Следует подчеркнуть значимость деятельностного подхода в нашем исследовании, так как его основополагающие положения позволяют осуществить анализ тех видов деятельности в совокупности образующих военно-музыкальную культуру, понять функциональную природу изучаемого феномена, рассматривая его в качестве промежуточного компонента в социально-коммуникативной системе «музыкальное творчество — музыкальное искусство — музыкальное восприятие».
Две деятельности включены в музыкальную культуру, тем самым определяя возможность её существование: производство и потребление. Однако музыкальная культура не ограничивается лишь творчеством и восприятием. Кроме названного существуют другие виды деятельности, позволяющие ей существовать, среди них:
1) сохранение;
2) тиражирование;
3) распространение;
4) накопление;
5) оценка [11, с. 75].
В этом случае, при учете всех функций, обеспечивающих реализацию перечисленных видов деятельностей, их средств, процессов и условий, можно заключить, что музыкальная культура представляет собой многогранное социальное явление.
Осуществленный нами контент-анализ общих черт музыкальной культуры, позволяет характеризовать множество её прикладных видов и форм, одной из которых является военно-музыкальная культура. Военно-музыкальную культуру мы рассматриваем как специфический вид прикладной культуры, представляющей собой часть общей культуры в целом и музыкальной культуры в частности.
В нашем понимании исследуемая нами культура представляет собой динамичную систему совокупности процессов развития духовной и практической деятельности социума, целостное представление которых способно создавать, осваивать, накоплять, сохранять и распространять продукты музыкального искусства, связанных с музыкальной жизнью Вооруженных сил (ВС). Указанная двойственная детерминация обуславливает специфические особенности военно-музыкальной культуры, что находит своё отражение в её эмпирическом описании и теоретическом объяснении.
Процесс исторического становления военно-музыкальной культуры России сопровождался:
1) трансформациями в Российском государстве;
2) воздействием западноевропейской музыкальной культуры;
3) созданием регулярных воинских формирований;
4) законодательным закреплением в приказах составов военных оркестров;
5) стройной системой проведения воинских ритуалов и церемоний;
6) повышением культурного уровня офицерского корпуса.
Все исторические этапы становления военно-музыкальной культуры России обуславливались рядом причин, среди которых нами выделены следующие:
1) изменения во внешней и внутренней политике государства, отражающиеся в виде военных реформ;
2) развитие всех компонентов (духовного и материального) музыкальной культуры;
3) деятельность знаменитых военачальников;
4) общественно-музыкальная деятельность передовых музыкантов;
5) развитие полиграфической промышленности, что обусловило увеличение объема нотного издательства; 6) функционирование самих ВС [4, с. 114-115].
С целью установления значения военно-музыкальной культуры следует рассмотреть некоторые особенности её развития, в частности:
1) различный уровень музыкального опыта и духовных потребностей у разных категорий военнослужащих;
2) всеобщий характер (командный и рядовой состав) использования средств военно-музыкальной структуры во время проведения строевых смотров, воинских ритуалов и т.д.;
3) значимость музыки в системе эстетического и нравственного воспитания военнослужащих;
4) включение музыки во все виды воинской деятельности, что закреплено требованиями уставов и других руководящих документов.
Действенный характер военно-музыкальной культуры реализовывался благодаря перечисленным нами особенностей и ряду её функций, среди которых:
1) ритуально-организационная, определяемая применение музыки в разнообразных видах служебно-строевой деятельности военнослужащих;
2) организационно-мобилизующая, которая отражается в использовании музыкальных средств при подаче сигналов, служащих для управления войсками, а также для повышения их боевого духа в ходе военных действий;
3) парадно-демонстративная функция реализовывается путем музыкального сопровождения повседневной деятельности войск;
4) национально-патриотическая направлена на усиление педагогического воздействия с целью повышения эффективности процесса формирования духовного мира военнослужащих в русле их преданности Отечеству;
5) образовательно-просветительская служит при необходимости донесения информации культурологического, искусствоведческого и исторического характеров;
6) концертно-театральная проявляется в процессе непосредственной организации культурного досуга военнослужащих [4, с. 116].
Следует отметить, что ряд функций, в том числе и национально-патриотическая, характерны для всей музыкальной культуры. В то время как некоторые функции носят сугубо военный характер, обусловленный спецификой служебной деятельности военнослужащих, в частности организационно-мобилизующая.
На основании сказанного можно сделать заключение о том, что наше предположение о возможности рассмотрения военно-музыкальной культуры как органической части музыкальной культуры общества, обладающей тем не менее относительной самостоятельностью, оказалось верным.
В ходе теоретического анализа, осуществленного нами в рамках темы настоящего исследования, были выделены ряд свойств военно-музыкальной культуры, среди которых:
1) массовость, отражаемая в реализации видов совместной деятельности военнослужащих;
2) преемственность и прочность связи прошлого, настоящего и будущего;
3) эмоциональность и острота восприятия, способная оказать существенное воздействие на моральный дух военнослужащих [6, с. 75].
Хотелось бы акцентировать внимание на том, что именно эмоциональность и острота восприятия, с нашей точки зрения, отличает военно-музыкальную культуру от других видов музыкальной культуры и обладает тем мощным педагогическим потенциалом способным оказать значимое влияние на эффективность формирования патриотический качеств личности военнослужащего.
Для исследования действенности военно-музыкальной культуры на процесс патриотического воспитания военнослужащих, изначально представим формулировку изучаемого понятия. Под патриотическим воспитание мы понимаем динамичный процесс зарождения и обусловленного историческими процессами в обществе накопления научного знания о системе воспитании гражданина в условиях становления государственной системы ВС.
В контексте темы настоящего исследования, на основе личного опыта и анализа соответствующей литературы [1- 3; 5] нами была разработана и представлена система патриотического воспитания. Опираясь на системность названного процесса, мы представили её в виде иерархической структуры, обозначив в ней цели, задачи, основные принципы и направления.
Рисунок 1. Система патриотического воспитания военнослужащих
Совокупность названного способно, с нашей точки зрения, обеспечить целостность и адекватность педагогического воздействия в рамках воспитательного процесса. Посредством подобного педагогического воздействия становится возможным формирование сознания, чувств и социально ободренных форм поведения военнослужащих, позволяющих успешно выполнять свой гражданский долг перед Родиной.
Анализ результатов ранее осуществленных исследований [2, 8, 11 и др.] позволил представить структурированную систему патриотического воспитания, отображённую нами на рисунке 1.
Военно-музыкальная культура, как и любая другая, обладает способностью кодировать события и явления, происходящие в обществе. Таким образом, военно-музыкальная культура превращается в своеобразный канал, посредством которого становится возможным осуществлять трансляцию культурной информации от поколения к поколению. В подтверждение наших слов рассмотрим некоторые примеры. На наш взгляд, маршевая музыка обладает огромным информационным потенциалом. Указанное свойство позволяет ей осуществлять передачу сущности патриотической ценности, что естественно, позволяет рассматривать нам её в качестве важного механизма воспитания в личности патриотической культуры.
Одним из этапов исследования стало изучение возможностей инструментального воздействия военной музыки на человека, в ходе которого нами было установлено следующее. Ударные инструменты, воздействующие на «нижние энергии» военнослужащего, способны увеличивать или снижать волю к жизни человека, регулировать степень его двигательной активности и др. В то время как духовые инструменты в большей степени оказывают воздействие на эмоциональный фон человека, увеличивая или снижая запасы эмоциональной энергии. На ментальную сферу военнослужащих способны оказать влияние клавишные инструменты, позволяя выстроить гармоничный ментальный ряд. А струнные инструменты оказывают прямое воздействие на такие проявления чувственной сферы человека как сострадание. Таким образом, музыка способна облекать человеческую деятельность и его эмоциональное состояние в «оболочку» мелодического и ритмического ряда.
Выводы. Таким образом, опираясь на результаты, полученные в ходе эмпирического анализа, можно резюмировать:
1. Специфические особенности военно-музыкальной культуры России формируются в ходе исторического развития в конкретных условиях социально-культурных трансформаций общества на определенном этапе его становления.
2. Развитие военно-музыкальной культуры осуществляется благодаря двум слагаемым, в частности: а) органическому вхождению музыкального творчества (инструментального, вокального) в военно-музыкальную культуру, что обуславливает ее профессиональное обеспечение; 2) определяемая действующими уставами, регламентирующими деятельность военнослужащих, служебно-строевая деятельность, которая накладывает специфику военно-музыкальной культуры, выступающей в качестве составной части деятельности ВС РФ.
3. Военно-музыкальная культура обладает рядом функций, которые невозможно свести в одному виду деятельности. В ходе исследования нами был выявлен комплекс функций, среди которых: а) ритуально-организационная; б) организационно-мобилизующая; в) парадно-демонстративная; г) национально-патриотическая; д) образовательно-просветительская; е) концертно-театральная.
4. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, позволяют нам сделать выводы о том,
что:
а) зарождение, развитие и последующее становление военно-музыкальной культуры происходило в тесной взаимосвязи с особенностями проявлений жизнедеятельности воинских подразделений;
б) воинские ритуалы, возникающие на каждом исторической этапе становления военно-музыкальной культуры, отражали изменения, происходящие в ней.
5. Военно-музыкальная культура, как и любая другая, обладает способностью кодировать события и явления, происходящие в обществе, становясь своеобразным каналом передачи культурной информации от поколения к поколению.
6. Становление военно-музыкальной культуры осуществлялось благодаря непосредственному участию передовых музыкальных и общественных деятелей страны и государственной поддержке, что позволило ей стать важным звеном в системе патриотического воспитания военнослужащих.
Литература:
1. Алехин И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. 2013. № 10. С. 32-38.
2. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России // Мир образования - образование в мире. 2012. № 3 (47). С. 22-31.
3. Алехин И.А., Авуза А.А., Герасимова Т.Н. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 147-151.
4. Герасимов, А.П. Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев / А.П. Герасимов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарных наук. — 2014. — Вып. 6 (134). — С. 113-117.
5. Герасимова Т.Н. Военномузыкальное образование: история, современность и перспективы развития // Мир образования - образование в мире. 2011. № 3 (43). С. 39-47.
6. Герасимова Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2017. № 1 (65). С. 52-59.
7. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 22.03.2019).
8. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до Серебряного века / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
9. Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 20162020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 19.03.2019).
10. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 20.03.2019).
11. Ярошенко, Н.Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 4 (60). — С. 70-78.
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Бобырев Николай Дмитриевич
Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В авторской статье представлено теоретическое исследование методологических подходов к определению сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников. Авторами статьи установлено, что здоровье представляет собой целостное многомерное состояние функционального развития организма человека как биопсихосоциального субъекта деятельности и поведения, отражающее иерархически взаимосвязанные уровни взаимодействия человека с окружающей средой: биологический (индивид-природа), психологический (субъект поведения и деятельности), социальный (личность-общество).
Ключевые слова: здоровье, методологические подходы, виды здоровья, школьники.
Annotation. The theoretical research of methodological approaches to determination of essence and the maintenance of a concept of health as personal characteristic of school students is presented in author's article. By authors of article it is established that health represents a complete multidimensional condition of functional development of a human body as biopsychosocial subject of activity and behavior, reflecting hierarchically interconnected levels of interaction of the person with the environment: biological (individual nature), psychological (subject of behavior and activity), social (personality society).
Keywords: health, methodological approaches, types of health, school students.