Научная статья на тему 'Концептуальные подходы развития военно-музыкальной культуры за рубежом'

Концептуальные подходы развития военно-музыкальной культуры за рубежом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
432
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / A MILITARY ORCHESTRA / ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MILITARY-MUSICAL SERVICE / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / MILITARY-MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Газетов Владимир Иванович

В статье рассматривается процесс формирования военно-музыкальной культуры за рубежом, определяются основные тенденции управления ее развитием в передовых странах мирового сообщества, анализируется структура и деятельность руководящих структур военно-музыкальных служб вооруженных сил стран-членов НАТОI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article process of formation of military-musical culture abroad is considered, the basic tendencies of management by its development in the advanced countries of the world community are defined, the structure and activity of supervising structures of military-musical services of armed forces of NATO member states is analyzed

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы развития военно-музыкальной культуры за рубежом»

Примечания

1. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.

2. Рябков В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ - начало XXI веков): моногр. / В. М. Рябков. - М., 2009.

3. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

В. И. Газетов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ

В статье рассматривается процесс формирования военно-музыкальной культуры за рубежом, определяются основные тенденции управления ее развитием в передовых странах мирового сообщества, анализируется структура и деятельность руководящих структур военно-музыкальных служб вооруженных сил стран-членов НАТО. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, военно-музыкальная культура, военно-музыкальная служба, военный оркестр.

In article process of formation of military-musical culture abroad is considered, the basic tendencies of management by its development in the advanced countries of the world community are defined, the structure and activity of supervising structures of military-musical services of armed forces of NATO member states is analyzed. Keywords: socio-cultural activity, military-musical culture, military-musical service, a military orchestra.

Музыка является средством духовного воздействия на внутренний мир индивида, поскольку способна передавать и возбуждать чувства отраженных в ней человеческих переживаний. Военная музыка служит необходимым элементом воинских ритуалов. Военная музыка в исполнении военных духовых оркестров, горнистов, барабанщиков - неотъемлемый атрибут военных и общественных церемоний - парадов, смотров и т.д. Военная музыка придает любому воинскому ритуалу особую красочность, возвышает дух воинов, пробуждает чувство гордости за свой народ, за свою страну. Ведущим жанром военной музыки неизменно служит строевой марш. Разновидностями строевого марша являются походный («скорый»), парадный («для торжественного прохождения»), колонный, фанфарный, встречный, похоронный, а также марш концертного типа. К другим жанрам строевой церемониальной музыки относятся пьесы,

написанные для музыкального оформления воинских церемониалов, а также концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания - увертюры, симфонии, фантазии, поэмы. К военной музыке причисляются и военные песни - строевые, походные, привальные.

Военная музыка - торжественная и бравурная, вызывает магический восторг и восхищение зрителей. Формирование военно-музыкальной культуры началось в далеком прошлом. Для исполнения военной музыки в странах Древнего Востока использовались простейшие продольные флейты, трубы, рога, двойной гобой, барабаны, тарелки, литавры. В Древнем Китае значительное развитие получило хоровое пение. В античную эпоху, по свидетельству Фукидида, македонянам в строевом движении помогала флейта, карфагенянам - цитра. У римлян в строевом движении использовались рог и труба, а в бою применялись еще и

цимбалы и шумовые инструменты, на празднествах и в военных походах использовались воспетые в мифах кифары, лиры и авлосы.

В Западной Европе возникновение организованных военных оркестров началось в XVII веке. Во Франции при Людовике XIV оркестр уже состоял из дудок и барабанов, труб и литавр, гобоев и фаготов. В британской армии гобои появились в 1678 году. С введением в XVIII веке валторны и кларнета военная музыка стала более мелодичной. Военные оркестры Франции и Германии к началу XIX века заключали в себе валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Введение вентильных механизмов обусловило появление семейства саксгорнов. С изобретением пистонов для медных инструментов в 1816 году в оркестре появились корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, саксофоны.

Американский капельмейстер и композитор Джон Филипп Соуз заменил в оркестре морской пехоты США геликон музыкальным инструментом собственного изобретения. Медный духовой клапанный инструмент басового звучания сузафон (sousaphones) весом около 10 кг, получивший название в честь своего изобретателя, «одевался» на тело музыканта, и удерживался на левом плече, что позволяло легко играть при движении. Сегодня сузафоны, имеющие переднюю проекцию звука, широко используются военными оркестрами при исполнении маршевой музыки национальных композиторов Адриана Мааса, Вили Шутемайера, Йохана Вичерса. Любопытно, что военные музыканты знаменитого «Корпуса трубачей» (Trompetterkorps) голландского полка Bereden Wapens исполняют маршевые произведения, сидя на велосипедах.

В ХХ столетии произошло усиление социально-культурной роли воен-

ной музыки как разновидности современного музыкального искусства. Военно-музыкальная проблематика привлекла внимание многих известных музыкантов, музыковедов и теоретиков музыкального искусства (1).

Сегодня в вооруженных силах передовых стран военная музыка применяется в строевой и боевой подготовке, в культурно-досуговой работе с личным составом, концертной деятельности, при проведении общественно-церемониальных мероприятий. Слу-жебно-строевой репертуар военных оркестров постоянно пополняется. Многие известные композиторы создают оркестровые произведения на военно-патриотическую тематику. Среди них: Эд. Элгар, У. Уолтон и Дж. Мейербер - авторы британских коронационных маршей, автор популярных в США маршей Генри Fillmore, немецкие композиторы Карл Тейке, Герман Л. Бланкенбург, Йозеф Вагнер и Карл Цирер.

В вооруженных силах стран-членов НАТО компонентом, нацеленным на решение широкого спектра социально-культурных задач, являются военно-музыкальные службы. Например, в структуре военно-музыкальной службы немецкого бундесвера со штаб-квартирой в Бонне числится более 18 самостоятельных коллективов, которые ежегодно проводят около 3000 выступлений. Все музыкальные корпуса подчиняются руководителю военно-музыкальной службы бундесвера полковнику Михаэлю Шраму (2).

На вершине военно-музыкальной службы бундесвера находятся четыре музыкальных корпуса особого назначения. Это расквартированный в Берлине музыкальный корпус штаба бундесвера (StMusKorpsBw) под руководством оберст-лейтенанта Фолькера Вёррлейна, который привлекается к протокольным выступлениям перед федеральным президентом, канцле-

ром, министром обороны и другим торжественным церемониям. Второй -биг-бэнд бундесвера в Ойскирхене, исполняющий преимущественно современные развлекательные музыкальные произведения и принимающий участие в различных сценических шоу. Этот творческий коллектив выгодно отличается широким звуком, богатой палитрой тембровых оттенков, яркими нюансами, придающими звучанию оркестра исключительность и индивидуальность. Третий - это учебный музыкальный корпус в Хильдене (АивЬМивКогрвВш), в рамках которого музыкальное образование приобретают около 200 молодых музыкантов, которые, по меньшей мере, 12 лет обязываются работать профессиональными оркестрантами. Как правило, обучение длится четыре года на базе Института Роберта Шумана в Дюссельдорфе. И, наконец, оркестр музыкального корпуса бундесвера (МшКогрвВш), размещенный в Зи^бурге неподалеку от Кёльна. В состав этого оркестра входят лучшие музыканты бундесвера. Его задача - представлять немецкие вооруженные силы на важных концертных площадках при проведении самых значимых мероприятий и церемоний в Германии и за границей. По словам его руководителя оберст-лейтенанта Вальтера Ратцека: «Оркестр музыкального корпуса бундесвера ежегодно проводит более 60 выступлений». Музыкальный корпус бундесвера, основанный в Райнбахе в 1957 году как показательный оркестр вооруженных сил Германии, всегда демонстрировал высочайший уровень исполнительского мастерства (4). За годы концертной деятельности музыканты корпуса передали более 5 млн. евро на благотворительные цели.

В случае необходимости обороны страны военные музыканты могут быть использованы в рамках санитарных подразделений бундесвера. Поэтому

каждый фельдфебель военно-музыкальной службы, наряду с музыкальным образованием, в установленном порядке приобретает квалификацию санитара в Санитарной академии бундесвера в Мюнхене.

Событием национального масштаба стал проведенный бундесвером в ноябре 2009 года конкурс молодежных духовых оркестров Вш-Мив1х 09 в Ба-лингене. Концерты сопровождались книжными ярмарками и выставками музыкальных инструментов. «Нам не безразлична судьба молодых талантов», - заявили устроители мероприятия. Молодые исполнители получили различные предложения учиться и работать дальше. В рамках Вш-Мш1х 2009 на базе музыкального корпуса люфт-ваффе-2 из Карлсруэ впервые проводились трехдневные дирижерские курсы. Их работу возглавлял заместитель руководителя музыкального корпуса люфтваффе-3 в Мюнстере, лауреат международного конкурса дирижеров капитан Тимор Оливер Чадик. Победители отборочного тура дирижировали оркестром во время проведения концерта призеров конкурса 29 ноября 2009 года.

Курс с молодыми флейтистами возглавила хаупт-фельдфебель М. Кёниг, музицировавшая в музыкальном корпусе бундесвера в Зигбурге, а с 2008 года - в музыкальном корпусе люфт-ваффе-1 в Нейбиберге под Мюнхеном. Обер-лейтенант Х. Зандман - композитор и аранжировщик, известный по работе с духовым оркестром радио Лейпцига, провел семинар по классу игры на гобое и фаготе. Имеющие ученое звание доцента кларнетисты фельдфебель Т. Олсон и обер-фельдфебель Т. Альтхён провели занятия с молодыми исполнителями по теме «Джазовая импровизация».

Военная музыка - «звучащее выражение самосознания вооруженных сил», обеспечивает надлежащую пре-

зентацию бундесвера как внутри страны, так и за рубежом. Будучи органичной частью немецкой культуры, военная музыка служит связующей нитью между армией и народом. По мнению начальника военно-музыкальной службы бундесвера полковника М. Шрама, «музыка духовых оркестров в сочетании с красочной формой и строевой дисциплиной музыкантов приводит немецкую публику в восторг». Огромное духовное и эмоциональное воздействие оказывают выступления военных оркестров на личный состав подразделений бундесвера, находящихся на территории зарубежных государств. Другой социально-культурной задачей военно-музыкальной службы является создание положительного имиджа бундесвера в глазах широкой общественности путем проведения многочисленных красочных концертов при большом стечении публики. При этом средства, полученные от продажи билетов, как правило, направляются на благотворительные цели. Так, например, Североморский музыкальный корпус ВМФ пожертвовал полученные от продажи входных билетов четыре тысячи евро на нужды детского сада в Вильгельмсхафене.

Военно-музыкальная служба ВС Великобритании (The Corps of Army-Music) в современном виде существует с 1994 года и насчитывает 23 регулярных оркестра, в которых числится около 1100 музыкантов. В составе оркестров находится обычно 35 музыкантов. Все оркестры укомплектованы военнослужащими, имеющими не только музыкальное образование, но и прошедшими специальную медицинскую подготовку в рамках военно-медицинской службы (RAMC) для исполнения в случае необходимости обязанностей санитара. Весь личный состав военных оркестров участвует в ежегодных военных учениях.

Многие пехотные батальоны со-

храняют свои собственные музыкальные подразделения либо в форме корпуса барабанов (английский и валлийский полки), либо - труб и барабанов (шотландский, ирландский и гуркский полки). Корпуса барабанов пехотных батальонов, как правило, состоят из барабанщиков, трубачей, флейтистов, а корпуса труб и барабанов формируются из волынщиков и барабанщиков. В отличие от регулярных военных оркестров, музыкальные подразделения пехотных батальонов состоят из полностью овладевших какой-либо военной специальностью пехотинцев — пулеметчиков, минометчиков, водителей бронетехники, военных разведчиков и т.д.

Батальонный оркестр волынок и барабанов Черная Стража Королевского полка Шотландии (название батальона связано с почти черным цветом тартана — рисунка клетки) провел множество турне по Европе и США. Парадная форма волынщиков 1-го батальона Шотландского Гвардейского полка «Королевский Стюарт» включает шапки медвежьего меха и красные куртки, расшитые французскими лилиями — знаками боевого отличия XVIII века. Еще в 1836 году военное министерство предписало каждому батальону иметь по пять волынщиков и по одному старшему волынщику. Сегодня даже в ходе боевых действий в каждой роте состоит, по меньшей мере, один волынщик. Военные оркестры имеются в полках Территориальной армии (ТА). В них числится 21 военный оркестр (ТА Military Bands). Расположены они по всей Великобритании, в Гибралтаре и на Бермудских островах. И среди них:

— Оркестр Королевского полка принцессы Уэльса (Band of the 'Princess of Wales Royal Regiment (Queen's and Royal Hampshire's);

— Оркестр волонтеров Королевского Гибралтарского полка (Volunteer

Band of the Royal Gibraltar Regiment );

— Оркестр Королевского полка Англии (Band of the Royal Anglican Regiment);

— Оркестр Королевский валлийский полк (Band of the Royal Welsh);

— Оркестр Йоркширского полка;

— Оркестр Королевского полка горной Шотландии (Band of the Royal, Regiment of Scotland Highland);

— Оркестр мерсийского полка (The Band of The Mercian Regiment);

— Оркестр Военно-медицинской службы (Band of the Army Medical Services).

Подготовка музыкантов для военных оркестров осуществляется специализированных учебных заведениях. Военно-музыкальная школа ASBM & HD расположена в Эдинбурге в Inchdrewer House — памятнике архитектуры, адаптированном для игры на трубе и ударных инструментах. Школа под началом капитана Стивена Смелла находится в ведении пехотного учебного центра в Catterick. Королевская военная школа музыки (RMSM) в Twickenham была создана в 1857 году по инициативе герцога Кембриджского, который был не доволен засильем немецких музыкантов в английских военных оркестрах. Такое положение дел наблюдалось в конце Крымской войны. Слушатели школы проходят обязательную военную подготовку. Королевская военная школа музыки обладает великолепной музейной экспозицией. Вниманию взыскательной публики, наряду с архивными документами, представляется коллекция музыкальных инструментов. Ее гордостью являются горны и саксофоны, некоторым из которых более ста лет. Mузей, разместившийся в старинном здании, которое связано с именем придворного королевского художника сэра Годфри Кнеллера, располагает и богатейшим собранием парадной униформы военных оркестрантов, рукопи-

сей, гравюр, картин, фотографий (3).

В составе Республиканской гвардии Франции, созданной еще императором Наполеоном, числится хор и конный оркестр фанфар. С особым вниманием любители военной музыки относятся к исполнению оркестром республиканских гвардейцев маршевых произведений под управлением майора Доминика Габля. Французский марш имеет более быстрый темп, нежели британский. По воле Наполеона он был адаптирован к продвижению армии со скоростью 120 шагов в минуту (темп марша римских легионеров позволял двигаться со скоростью 60 шагов в минуту. - Прим. авт.). Собираясь покорить весь мир, Наполеон желал, чтобы его воины в марше двигались быстрее солдат других армий.

Укреплению культурных связей служат концертные туры джазового коллектива Check Six, являющегося частью оркестра ВВС США в Европе. Музыканты углубляют международные отношения, поддерживая моральный дух войск и чувство доверия между военными Америки и гражданским населением Европы. Оркестр ВВС США дает более 300 выступлений ежегодно, его музыка звучит на радио и телевидении. Check Six - ведущая джазовая группа из 13 музыкантов Оркестра США ВВС в Европе, принимает участие во многих известных джазовых фестивалях Европы: Montreux Jazz Festival, North Sea Jazz Festival и других.

Пять военных оркестров США выступали в фойе спортивных сооружений перед началом состязаний на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Организатор выступлений Бойд Сэр-рэтт из ансамбля Оркестра Академии Береговой охраны США заявил о стремлении музыкантов дать «людям более полное представление о вооруженных силах». Оркестр исполнял джазовый свинг и диксиленд - бойкие

зажигательные мелодии: пьесы «Настроение», «Когда святые маршируют» и другие. «Люди порой даже и не знают, что у нас есть джазовые музыканты, потому что мы являемся отдельной группой оркестра», - отметил ведущий музыкант Оркестра Академии Береговой охраны Том Бриггс.

Ансамбль Soldiers of Swing - часть Европейского оркестра сухопутных войск армии США, самого большого из армейских оркестров за пределами США, насчитывающего в своем составе 65 музыкантов и 30 хористов во главе с подполковником Бет Стил. «Наша миссия - давать концерты в странах, входящих в блок НАТО», - сказал руководитель джазового коллектива Бил Кинг - последователь джазовых традиций легендарных музыкантов эры больших оркестров Дюка Эллингтона и Гленна Миллера. Большинство музыкантов ансамбля получили образование в самых престижных университетах и консерваториях. Все музыканты оркестра - военнослужащие. Для них обязательна военная подготовка. «Два раза в год сдаем нормативы по стрельбе и физической подготовке», - признается кларнетист и саксофонист Soldiers of Swing Е. Левин.

Реализация социально-культурных задач происходит при проведении международных военно-музыкальных фестивалей. Сочетание военной, классической, народной и эстрадной музыки, парадные дефиле военных оркестров и танцевальные па, показательные выступления с оружием, лазерные и пиротехнические эффекты превраща-

ют фестиваль в одно из самых ярких музыкально-театрализованных событий года. Фестивали собирают лучшие музыкальные коллективы, которые обладают национальным колоритом и на универсальном языке музыки вносят свой вклад во взаимопонимание между нациями (6). Символично, что послами мира и взаимного уважения народов становятся именно военные музыканты.

Собственные фестивали военных оркестров имеют США, Франция, Бельгия, Швейцария и другие страны. Более полувека насчитывает фестиваль военных оркестров «Netherlands Military Tattoo» в Нидерландах. Международный фестиваль военных оркестров «The Edinburgh Military Tattoo» проходит в Шотландии под патронажем королевской семьи. Выступления музыкантов и танцоров из разных стран мира сопровождаются красочными фейерверками, военными салютами и игрой волынщиков. Общеевропейские праздники военной музыки регулярно проходят в берлинском Max-Schmeling-Halle под девизом «Праздник, который объединяет» (5). Ведущим программы ежегодного фестиваля военной музыки в Кёльне выступает капитан резерва Хельмут Эггер - модератор крупнейших военно-музыкальных мероприятий и музыкальных праздников НАТО в Мёнхенглад-бахе и Кайзерслаутерне.

Деятельность военно-музыкальных коллективов различных стран проходит под эгидой Международной ассоциации военной музыки (IMMS).

Примечания

1. Brenet M. La musique militaire / M. Brenet. — Paris, 1917; Gaunt S. Troubadours and irony / S. Gaunt. — Cambridge, 2008; Farmer H. G. The rise and development of military music / H. G. Farmer. — L., 1912; Mackenzie-Rügan J. Fifty years of army music / J. Mackenzie-Rоgan. — London, 1926.

2. Husadel H. F. Werk-Wirken-Wirkung: Dokumentation zum Symposium / H. F. Husadel // Militärmusik im Diskurs: Eine Schriftenreihe des Militii rmusikdienstes der Bundeswehr. Hrsg. von Michael Schramm. - Bonn, 2006. - Bd. 1.

3. Ling J. A history of European folk music / J. Ling; translated from the Swedish by Linda and Robert Schenck. - Rochester, Woodbridge, 1997.

4. Mit Pauken und Trompeten - 50 Jahre Militiirmusik der Bundeswehr. - Bonn, 2007.

5. Schramm M. Funktionalisierung und Idealisierung in der Musik: Dokumentation zum Symposium / M. Schramm // Militiirmusik im Diskurs: Eine Schriftenreihe des Militärmusikdienstes der Bundeswehr. - Bonn, 2008. - Bd. 3.

6. StöckK. XIV. Internationaler Kongress der Gesellschaft fur Musikforschung / K. Slack, St. Keym. - Leipzig, 2008.

Л. С. Именнова

ЭКСПОЗИЦИЯ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В статье делается попытка показать специфику семиотического подхода, степень обоснованности и проблемы в музейной сфере. Автор анализирует символическую и вещественную составляющие в конструировании реальности в экспозиции. Экспозиция является текстом, системой кодов, которые отражают особенности культуры и менталитета. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, семиотика, дискурсивная практика, текст, культурные коды, музейный язык, символическое, вещественное, ценности, социокультурное пространство.

The author takes an attempt to demonstrate the specificity of the semiotics approach, the degree of validity and the problem in museum sphere. Author analyzes symbolic and corporeal bearings of the construction of reality in the exposition. The exposition presents as text, system of codes, which reflect peculiarities of culture and mentality. Keywords: socio-cultural activity, semiotics, discourse markers, text, culture codes, museum language, symbolic, corporeal, values, socio-cultural space.

Музей сегодня - это социокультурный институт, относящийся к базовым универсалиям культуры, обеспечивающий репрезентацию культурного опыта, традиций и материальных предметов, в которых они запечатлены. Музейные предметы как предметно-пространственные «послания» становятся основой создания культурного текста более высокого порядка - музейной экспозиции как семиотической системы. Как коммуникативная система музейная экспозиция содержит сообщение, как моделирующая система -с помощью музейного языка задает определенную абстрактную систему, воспроизводящую существенные связи и отношения реальной действительности. В сфере музейной коммуникации проявляются особые семантико-сим-волические закономерности, отличные от функциональных привязок повседневности. Коммуникативные взаимо-

действия в музейной сфере строятся на базе вербального языка и имеют семиотические основания. В качестве специфической музейной формы выступает коммуникация создания и восприятия экспозиции как знаковой системы. Музейный язык является особым способом передачи информации. Его первичным элементом является не слово, а музейный предмет, в нем заложено смыслообразующее начало и эмоциональный заряд, на нем строится музейный текст. Создатели экспозиции, используя музейный язык, воспроизводят картину мира, моделируют принципы структурной организации реальной действительности.

Понятие «текст» является ключевым для языкознания, семиотики, культурологии, герменевтики. По Ю. М. Лотману, текст представляет собой дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.