УДК 781.631 ББК 85.318
Петропавловский Андрей Владимирович
начальник оркестра-военный дирижер Саратовского военного института внутренних войск МВД России аспирант
Саратовская государственная консерватория (академии) им. Л. В. Собинова
г. Саратов Petropavlovskiy Andrey Vladimirovich
military conductor of the Saratov Military Institute for the Internal Troops of the Russian Federation Ministry of the Interior рost-graduate student of the Saratov State Conservatory (Academy) named after L.V.Sobinov
Saratov
Роль заимствованного материала в реализации маршем для военнодухового оркестра воспитательной функции
The Role of the Adopted Material Educational Function in the March Realization for the Military Brass Band
Статья посвящена выявлению роли заимствованного материала, используемого в марше для военно-духового оркестра, в процессе воинского воспитания. В работе приводятся основные формы применения марша в воинском воспитании, а также раскрываются причины эффективности применения в нем марша с заимствованным материалом. В целом исследование нацелено на развитие теории заимствования в музыке, и в частности претворение этой теории в марше для военно-духового оркестра.
The article is devoted to the role of the adopted material used in the march for the military brass band in the process of education in the army. There have been given the main forms of march using in education and revealed the causes of effective use of march with the adopted material. The research is devoted to the music adoption theory developing and realizing the theory in the march for the military brass band.
Ключевые слова: заимствованный материал, марш, военно-духовой оркестр.
Key words: the borrowed material, a march, military-wind band.
Воспитательная функция марша для военно-духового оркестра является
одной из центральных и играет важную роль в формировании воинского коллектива. Именно поэтому в армейской среде марш является столь распространенным средством воспитания через музыкальное искусство. Среди видового разнообразия марша, а также используемых в данном жанре композиторских
приемов особое место занимает использование элементов чужого музыкального текста - заимствованного материала (ЗМ).
В большинстве исследований по военной психологии и педагогике, описывающих особенности воинского воспитания, музыка позиционируется как важное средство воспитания воинов. Однако, в данных исследованиях не рассматриваются закономерности и причины эффективности марша в воспитании, а о марше с использованием ЗМ как о сильнейшем средстве воспитательного воздействия на военнослужащих не упоминается и вовсе. В посвященных маршу музыковедческих исследованиях, затрагивающих особенности его инструментального изложения [3], а также обращенных к характерным чертам применения в марше ЗМ [8], воспитательным качествам данного жанра не уделяется исследовательское внимание. В этой связи целью настоящей статьи ставится выявить закономерности и основные причины эффективности марша с использованием ЗМ в процессе воинского воспитания.
Воинский коллектив и воинский быт с древнейших времен был тесно связан с военной музыкой. Музыка в армии являлась и является неотъемлемым атрибутом и инструментом воспитания, обучения, поддержания высокого морального и боевого духа военнослужащих. Одним из мыслителей древности, размышлявших о музыке как о весьма значимом элементе, участвующем в процессе воспитания воинов, был Платон. В своем диалоге «Государство» он пишет: «Не разбираюсь я в музыкальных ладах, но ты оставь мне тот, который подобающим образом подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, он стойко, как в строю, переносит свою участь» [4, с. 182]. На наш взгляд, в этих строках автор доносит до нас суть, основу всей значимости музыки в воспитательном процессе. По мнению Платона, музыка должна подражать характеру и быть близка смелому, решительному человеку, нести в себе энергетику преодоления жизненных невзгод.
Несмотря на то что Платон, говоря о воспитательной силе искусства в целом, мыслит более широко, на наш взгляд, в воспитательном процессе над другими видами искусства доминирует именно музыка. Особенно это проявляется в рамках воинского коллектива, где музыка, в отличие от других видов искусства, например, танца, живописи, театра и др., принимает активное участие в его повседневной жизнедеятельности.
О воспитательной роли музыки рассуждают также и современные отечественные ученые. Академик Н. Н. Семенов отдаёт музыке особое место именно в эстетическом воспитании личности, что становится возможным из-за сильного воздействия музыки на эмоциональное состояние человека. Он пишет: «Именно в силу своей специфической формы художественного обобщения действительно хорошая музыка не навязывает человеку тех или иных определенных эмоций, но сосредоточивает его эмоции на чем-то человеку близком и любимом» [6, с. 76]. Проецируя слова академика на воспитание в воинском коллективе, отметим, что идея эстетического развития воина является одной из задач воинского воспитания.
По мнению Сохора, «музыка формирует отношение человека и общества к окружающему миру и к самим себе, их оценки действительности, их взгляды, вкусы, идеалы» [7, с. 15], именно в этом и заключается ее воспитательная роль. Кроме того, Сохор отводит музыке и еще одну важную функцию, он утверждает, что «музыка издавна служит великолепным орудием воспитания такого качества, как коллективизм» [7, с. 36]. Формирование указанных качеств осуществимо посредством участия и сопровождения музыкой повседневной жизнедеятельности людей, в том числе и в воинском коллективе. Воздействуя на психику человека, вызывая у него определенную гамму эмоций «песня четкого ритма или бодрый марш поднимают настроение и вносят порядок в движение людей, занятых совместным трудом (например, бурлаков в старину) или идущих в ногу (например, солдат), а значит, облегчают их задачу» [7, с. 14]. Тем самым музыка формирует коллектив, объединяет людские массы для совмест-
ного выполнения поставленной задачи, что является неотъемлемым качеством, в первую очередь, для воинского коллектива.
Одним из направлений, посредством которого осуществляется воспитание в воинском коллективе является военно-педагогический процесс (ВПП). Под ВПП обычно понимают целенаправленную, организованную систему учебно-воспитательной деятельности командиров, специалистов и воспитательных структур организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению. Глоточкин упоминает о таких важных свойствах личности воина, культивируемых в ходе ВПП, как «идейная убежденность, чувство любви к Родине и ненависти к ее врагам <...> решимость и готовность вынести любые трудности, лишения и жертвы во имя победы над врагом» [2, с. 381-382]. В итоге результатом воздействия на военнослужащего ВПП должно быть формирование военнослужащего преданного своей Родине, готового отдать жизнь для ее защиты и обладающего высокими моральнопсихологическими и боевыми качествами. Помимо этого, должен быть сформирован сплоченный, монолитный воинский коллектив.
Для достижения задач воспитания воинского коллектива в арсенале должностных лиц, ответственных за данный процесс, имеется ряд средств. Под этими средствами понимается «совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются командиром в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства (курсив наш. - А. П.) и т. д.)» [1, с. 256]. На наш взгляд, одним из ключевых средств воспитания воинского коллектива является военная музыка.
На основе изложенных нами критериев, которым должны соответствовать военнослужащие, испытав на себе воздействие ВПП, высшим руководством Российской Федерации (РФ) определены основные задачи военнооркестровой службы Вооруженных сил РФ (ВОС ВС РФ) как органу, руково-
дящему военной музыкой [5]. Опираясь на руководящие документы, в которых обозначены эти задачи, мы можем предположить, что марш для военнодухового оркестра, как наиболее востребованный военной музыкой жанр, основной воинского воспитания через музыкальное искусство. Будучи инструментом непосредственной деятельности воспитателей всех степеней, марш сопровождает многие мероприятия повседневной жизнедеятельности войск, составляющих ВПП. Среди этих мероприятий учебные занятия, торжественные собрания, митинги, воинские ритуалы, концерты, спотривно-массовая и культурно-досуговая работа и т. д. Отметим, что все без исключения перечисленные мероприятия с музыкальной точки зрения основаны на применении марша, что свидетельствует о значительной роли этого жанра в воспитании в ходе повседневной деятельности войск
Одной из особенностей на которую можно опереться при решении задач воинского воспитания является преобладание музыкального искусства, а значит и марша, над другими видами искусства в воинской среде. Это обусловлено наличием у музыки наибольшего потенциала приспособленности этой среде. Так, в повседневной жизнедеятельности войск достаточно проблематично с точки зрения материального обеспечения, временных рамок, воспринимаемости наибольшим количеством людей и т. п. использовать иные виды искусства, например, танец, театр, живопись и т. д. Для использования музыки как средства воспитания иногда достаточно бывает использовать даже запись какого-либо произведения.
Отметим также, что из прочих музыкальных жанров именно марш наиболее адаптирован к использованию в условиях воинского коллектива. Такая адаптация возможна, во-первых, из-за характерной для марша пленэрной инструментовки, основанной на достижении полновесного, звучного исполнения марша на открытом воздухе. Во-вторых, она возможна благодаря жанровым признакам марша способствующим синхронизации движения военнослужащих: чеканному ритму и заводному, энергичному характеру звучания.
Однако главной, на наш взгляд, из перечисленных особенностей, влияющих на решение задач воинского воспитания с помощью марша является использование ЗМ. Обращение к данному приему помогает более наглядно преподнести воспитуемому содержание используемого произведения. При этом немаловажен фактор понимания произведения как можно большим количеством военнослужащих, на которых оно нацелено как средство воспитания.
Как мы уже отмечали, задачи воинского воспитания реализуются с помощью военной музыки в ходе различных мероприятий повседневной жизнедеятельности войск. Например, в рамках учебных занятий марш с ЗМ наиболее часто применяется во время строевой подготовки - одному из главных предметов боевой подготовки. Воспитательная роль марша с ЗМ, сопровождающего данные занятия заключается, в создании патриотического настроя посредством звучания знакомого обучаемым музыкального фрагмента и реализации принципа «воспитывая обучай, обучая воспитывай». Помимо этого ЗМ облегчает восприятие и улавливание темпа исполнения марша, что позволяет более четко и единообразно передвигаться в строю. Вследствие этого возрастает эффективность обучения, позволяющая быстрее решать задачи данной дисциплины.
Кроме учебных занятий, марш с ЗМ используется при обеспечении торжественного собрания и торжественного митинга. Эти мероприятия проводятся, как правило, в ознаменование празднования государственных праздников Российской Федерации. Во время их проведения вынос и относ Боевого знамени воинской части сопровождается звучанием встречного марша. При использовании встречного марша с ЗМ, воспитательное воздействие на личный состав оказывается с помощью звучания известного ему фрагмента, который возбуждает заряд патриотических чувств, столь необходимых для подобного случая.
В ходе проведения спортивно-массовой работы, посредством марша с использованием ЗМ осуществляется музыкальное сопровождение соревнований и спортивных праздников. К основным формам проведения культурно-досуговой работы относятся концерты-лекции, концерты по заявкам, тематические кон-
церты и т. д., музыкальную основу которых также чаще составляют различные марши с ЗМ. Марш с ЗМ в ходе подобных мероприятий способствует воспитанию военнослужащего как культурно развитого и разностороннего не только члена воинского коллектива, но и общества в целом, а воздействие известного музыкального материала на воспитуемого, ускоряет решение указанных воспитательных целей.
И, наконец, одними из ключевых воспитательных мероприятий, основу которых составляет марш с использованием ЗМ, являются воинские ритуалы. Воинский ритуал представляет собой сложившийся с древних времен порядок проведения мероприятий, связанных с повседневным воинским бытом и предусмотренных Общевоинскими уставами ВС РФ. Одним из главных элементов, завершающих воинские ритуалы является торжественное прохождение войск под сопровождение военного оркестра. Звучанием марша с ЗМ знакомым большей части военнослужащих, достигается колоссальный патриотический настрой, чувство единения и сплочения военнослужащих, а также единообразное восприятие марша и темпа его движения.
Во всех перечисленных мероприятиях марш с использованием ЗМ, как основа музыкального сопровождения играет важнейшую роль для привития военнослужащим и воинскому коллективу необходимых качеств. Основной расчет композитора, использующего ЗМ направлен на его узнаваемость слушателем. В этой связи, реализуя цели воспитания, композитор может использовать различные сюжеты, подкрепляя их для эффективного воздействия ЗМ. Помимо этого, марш с узнаваемым ЗМ содержит в себе больший потенциал для пробуждения патриотического настроя и духовного подъема у воспринимающих его военнослужащих. Таким образом, воспитательное воздействие марша с ЗМ осуществляется благодаря его узнаваемости.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что, воспитательное воздействие марша с ЗМ заключается во-первых, в постоянном и непрерывном сопровождении им всех форм воспитания военнослужащих, где используется музыкальное
искусство. Во-вторых, в иллюстрации и конкретизации ЗМ содержания марша, используемого в процессе воспитания, что помогает донести сюжет произведения. В-третьих, это воздействие заключается в поддержке ЗМ эффективности обучения подразделений строевой слаженности, являющейся одной из элементов воинского воспитания. И, наконец, в выступлении ЗМ в роли средства, способствующего воспитанию военнослужащего как культурно развитого и разностороннего члена воинского коллектива и общества в целом, а также, оказывающего влияние на формирование эстетических взглядов военнослужащего. Таким образом, применяемые в ВПП марши с использованием ЗМ наиболее эффективно, по сравнению с другими произведениями данного жанра, решают задачи воинского воспитания.
Библиографический список
1.Военная психология и педагогика; учебное пособие [Текст] / Под. ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998.- 384с.
2.Глоточкин А.Д. Психологическая подготовка советских воинов [Текст] / Военная психология. Под. редакцией В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкина, К.К. Платонова. Коллектив авторов. - М.: Военное издательство, 1972. - 400с.
3.Городецкая З. И., Магазинер Л.Л. Типичные черты жанра, композиции и музыкального языка маршей // В помощь военному дирижеру, Вып. 2, М.: ИВД, 1955.- С.31 - 53.
4. Платон. Государство [Текст] / Платон. Сочинения в трех томах. т.З. ч.1, [Под общ.ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса] АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1971. - С.89-454.
5. Приказ МВД России от 30 декабря 2008 года № 1175 «О военно- оркестровой службе внутренних войск МВД России».
6. Семенов Н.Н. О некоторых перспективах развития трудовой деятельности [Текст] / Коммунист. - 1973. - №15. - С.7.
7. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки [Текст]/Сохор А.Н. Изд. 2-е, доп. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение. - 1975. - 64с.
8. Тутунов В.И., Русская народная песня в произведениях советских композиторов// В помощь военному дирижеру Вып. 17, М.: ВДФ,1978.-С. 114 -140.
Bibligraphy
1. Military Psychology and Pedagogics; Workbook[Text] / edited by Korchemny P.A., Laptev L.G., Mikhaylovskiy V.G. - М.: Sovershenstvo, 1998.384p.
2. Glotochkin A.D. Soviet Soldiers Psychological Training/ Military Psychology Edited by Sheljaga V.V., Glotochkin A.D., Platonov K.K. Group of authors. -
M.: Voennoe Izdatelstvo, 1972. - 400p.
3.Gorodetskaya Z. I., Magaziner L. L., National Song in Marches//For the Aid to the Military Conductor. V.III, M.: IVD, 1956. P.31 - 53.
4. Platon. State [Text] / Platon. Works in 3 Vol-s. Vol.3, p.1 [edited by Loseva A.F., Asmus V.F.] SA USSR. Philosophy Institute. - M.: Mysl, 1971. - P. 89-454.
5. Russian Federation Ministry of the Interior Order № 1175 “ About Military Orchestral Service of the Internal Troops of Russian Federation Ministry of the Interior” dated 30.12.2008.
6..Semenov N.N. About Some Work Activity Development Prospects/ Communist. - 1973. - №15. - P.7.
7. Sokhor A.N. Music Educational Role [Text] / Sokhor A.N. 2d added edition. -H.: Muzyka, Leningradskoye otdeleniye. - 1975. - 64p.
8. Tutunov V. I. Russian National Song in Compositions of Soviet Composers // For the Aid to Military Conductor. Ed.17, M.: VDF, 1978. P.114 - 140.