Научная статья на тему 'Внутрироссийская и международная мобильность как фактор развития конкурентных преимуществ молодых ученых университета'

Внутрироссийская и международная мобильность как фактор развития конкурентных преимуществ молодых ученых университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутрироссийская и международная мобильность как фактор развития конкурентных преимуществ молодых ученых университета»

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

С. А. Потачев, А. М. Тарасов, Е. В. Демидов

внутрироссийская и международная мобильность как фактор развития конкурентных преимуществ молодых ученых университета*

В условиях глобализации научного пространства, появления новых экономически обусловленных задач развития научной деятельности в вузах происходит существенная трансформация понимания феномена научной карьеры, прежде всего, молодыми специалистами. Это вызвано рядом структурных, организационных и идеологических преобразований в научном пространстве высшей школы, а именно:

— глобализацией знаний и повышением роли экономической отдачи научных исследований;

— развитием конкурсной системы финансирования научно-исследовательской деятельности;

— появлением новых критериев оценки научно-исследовательской деятельности.

С одной стороны, наблюдается снижение престижа и привлекательности профессии ученого, вызванное невысокими материальными стимулами к профессии исследователя, слабым развитием материальной базы научно-исследовательской деятельности, высокими трудозатратами на получение ученых степеней и, зачастую, их спекуляцией для построения будущей профессиональной карьеры в сферах, не связанных с научной деятельностью.

С другой стороны, задачи, поставленные перед современной вузовской наукой, а также усилия, предпринимаемые государством для привлечения и закрепления молодых кадров, трансформируют представления о научной карьере среди молодых ученых, открывают новые измерения и возможности для ее развития. В структуре ценностей научной карьеры приоритетами становятся коммуникативная составляющая, грантовая активность, международная научная мобильность, ориентация на международные критерии общественного признания, наличие патентов на изобретения.

Развитие и поощрение интеллектуальной миграции и циркуляции кадров в рамках российского и международного научно-образовательного сообщества рассматривается одним из основных трендов современной научной политики. Перспективным шагом в этом направлении можно считать развитие инициатив вузов по привлечению дополнительных инвестиций, направленных на развитие различных форм и направлений «мобильной науки» молодежи, в рамках программ стратегического развития университетов.

В 2012 году в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках Программы стратегического развития университета на 2012-2016 годы стартовал пятилетний проект «Совершенствование и развитие внутрироссийской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников университета, развитие системы консалтинговых услуг для молодых научно-педагогических работников и аспирантов в сфере инновационной деятельности».

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2013

Стратегические цели проекта направлены на подготовку молодых научно-педагогических работников университета, способных к активной инновационной деятельности, создание системы поддержки академической мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников, в том числе в рамках сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России».

В рамках первого года реализации проекта возможность повысить качество своих научных исследований по темам диссертационных исследований за счет стажировок, повышения квалификации в российских и зарубежных научно-образовательных центрах была предоставлена 24 сотрудникам университета из числа обучающейся молодежи и молодых кандидатов наук. Принимающей стороной выступили крупные научные и научно-образовательные и инновационные центры России и зарубежья, такие как Геологический институт Российской академии наук, Волгоградский медицинский университет, Оксфордский университет (Великобритания), Университет Триеста (Италия), Университет Аристотеля (Греция), Университет Ювяскюля (Финляндия), бизнес-инкубатор и офис коммерциализации ТГУ, центр трансфера технологий СибГМУ (Томск) и др.

Общим положительным итогом реализации первого этапа проекта стало увеличение доли молодых ученых в общем количестве сотрудников университетов, принимавших участие в выполнении исследований на базе российских и зарубежных организаций в 2012 году, а также содействие формированию сетевого капитала и увеличению конкурентных преимуществ молодых исследователей за счет:

— расширения географии научных коммуникаций молодых ученых университета;

— приобретения организационного опыта освоения различных механизмов внутри-российской и международной академической мобильности;

— установления новых научных контактов и заключение стратегических намерений о дальнейшем сотрудничестве в соответствующих научных областях.

Возросший интерес молодых ученых к конкурсу второго этапа реализации проекта (март, 2013 года) свидетельствует об их высокой заинтересованности в поддержке предложенных университетом инициатив. Только в рамках первой очереди конкурса были представлены 16 заявок (76% от общего числа заявок, представленных в 2012 году).

По сути, являясь инструментом поддержки внутрироссийской и международной мобильности молодых научно-педагогических работников университета, реализуемый в РГПУ им. А. И. Герцена проект преследует достижение более долгосрочных стратегических эффектов — формирования устойчивой системы непрерывной циркуляции молодых научно-педагогических кадров в российском и международном научно-образовательном сообществе, повышения их конкурентоспособности в борьбе за дополнительные источники поддержки различных форм научных коммуникаций, в том числе в рамках сетевого обмена.

Очевидно, что внедрение экономических инструментов поддержки внутрироссийской и международной мобильности молодых научно-педагогических работников должно сопровождаться развитием соответствующей инфраструктуры консалтинговых услуг, направленных на повышение инновационной активности молодых ученых, расширение контингента обучающейся молодежи, принимающей участие в научно-исследовательской деятельности.

Актуальность внедрения подобной инфраструктуры обусловлена, в том числе, текущим состоянием вовлеченности обучающейся молодежи и молодых научно-педагогических работников в конкурсную борьбу за внешние источники финансирования различных форм поддержки научно-инновационной деятельности.

Согласно результатам анкетирования, проведенного в 2010-2012 годах в РГПУ им. А. И. Герцена среди аспирантов, зачисленных на первый курс обучения (всего

Современный университет: теория и практика

331 аспирант), только 27% опрошенных указали на наличие опыта участия в конкурсах научных проектов российских и международных фондов, программ и организаций. При этом на фоне уверенного владения одним из иностранных языков (согласно анкетным сведениям) большинством участников анкетирования (около 90%) наличие международного опыта конкурсной деятельности подтвердили менее 3% аспирантов. Ежегодно в конкурсах научных проектов регионального, российского и международного значения участвуют лишь около 15% молодых кандидатов наук РГПУ им. А. И. Герцена, в то время как только в рамках четырех внутренних конкурсов университета, организованных в 2012 году в рамках реализации Программы стратегического развития, приняли участие около 25% молодых научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет.

С учетом вышеизложенных обстоятельств создание и развитие инфраструктуры консалтинговых услуг в сфере научно-инновационной деятельности для молодых ученых, аспирантов и студентов представляется важнейшим условием для:

— ранней «профориентации» молодых ученых (от студенческой скамьи через вузовскую науку к работе в научной сфере);

— формирования организационных навыков проектной и конкурсной деятельности обучающейся молодежи и молодых научно-педагогических работников;

— оказания образовательных, консультационных и информационных услуг в сфере инициирования инновационных проектов, включающих в себя трансфер технологий;

— повышения инновационной культуры научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи;

— развития мотивации обучающейся молодежи и молодых научно-педагогических работников к научно-инновационной деятельности, в том числе за счет создания и поощрения деятельности различных молодежных научных объединений — студенческих научных обществ, советов молодых ученых и специалистов, молодежных исследовательских команд.

В. П. Кузнецова

к вопросу об оценке, учете и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности*

Интеллектуальная собственность в широком понимании есть закрепленные законом исключительные права на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства их индивидуализации.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются: 1) литературные, художественные произведения и научные труды; 2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; 3) изобретения во всех областях человеческой деятельности; 4) научные открытия; 5) промышленные образцы; 6)товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения [1].

Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. правами, смежными с копирайтом. Изо-

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.