Научная статья на тему 'К вопросу об оценке, учете и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности'

К вопросу об оценке, учете и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Валентина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке, учете и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности»

331 аспирант), только 27% опрошенных указали на наличие опыта участия в конкурсах научных проектов российских и международных фондов, программ и организаций. При этом на фоне уверенного владения одним из иностранных языков (согласно анкетным сведениям) большинством участников анкетирования (около 90%) наличие международного опыта конкурсной деятельности подтвердили менее 3% аспирантов. Ежегодно в конкурсах научных проектов регионального, российского и международного значения участвуют лишь около 15% молодых кандидатов наук РГПУ им. А. И. Герцена, в то время как только в рамках четырех внутренних конкурсов университета, организованных в 2012 году в рамках реализации Программы стратегического развития, приняли участие около 25% молодых научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет.

С учетом вышеизложенных обстоятельств создание и развитие инфраструктуры консалтинговых услуг в сфере научно-инновационной деятельности для молодых ученых, аспирантов и студентов представляется важнейшим условием для:

— ранней «профориентации» молодых ученых (от студенческой скамьи через вузовскую науку к работе в научной сфере);

— формирования организационных навыков проектной и конкурсной деятельности обучающейся молодежи и молодых научно-педагогических работников;

— оказания образовательных, консультационных и информационных услуг в сфере инициирования инновационных проектов, включающих в себя трансфер технологий;

— повышения инновационной культуры научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи;

— развития мотивации обучающейся молодежи и молодых научно-педагогических работников к научно-инновационной деятельности, в том числе за счет создания и поощрения деятельности различных молодежных научных объединений — студенческих научных обществ, советов молодых ученых и специалистов, молодежных исследовательских команд.

В. П. Кузнецова

к вопросу об оценке, учете и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности*

Интеллектуальная собственность в широком понимании есть закрепленные законом исключительные права на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства их индивидуализации.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются: 1) литературные, художественные произведения и научные труды; 2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; 3) изобретения во всех областях человеческой деятельности; 4) научные открытия; 5) промышленные образцы; 6)товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения [1].

Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. правами, смежными с копирайтом. Изо-

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена.

бретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения — это объекты промышленной собственности в рамках интеллектуальной собственности.

Следует различать научные открытия и изобретения. В Женевском договоре о международной регистрации научных открытий (1978 год) научное открытие определяется как «признание явлений, свойств или законов материального мира, которые до сих пор не были познаны и не допускали проверки» [2]. Изобретения — это новые решения отдельных технических задач. Такие решения основываются на свойствах или законах материального мира (в противном случае они не могли бы материально, т.е. «технически» применяться), но эти свойства или законы не должны быть свойствами или законами, которые до сих пор не были познаны. Изобретение предполагает новое (техническое) использование упомянутых свойств или законов, познанных («открытых») одновременно с изобретением или ранее.

В образовательном учреждении, в частности педагогическом вузе, изобретения имеют свои особенности. Под педагогическими изобретениями понимаются новые воспитательные и дидактические средства, новые способы и технологии обучения и (или) воспитания, новое применение ранее известных педагогических средств и технологий [3].

Однако педагогическими изобретениями не признаются методы воспитания и (или) обучения, не обеспеченные для их реализации соответствующими педагогическими средствами; гипотезы (прогнозы), касающиеся любых сфер педагогической деятельности, какими бы актуальными и важными они не были; решения производственных педагогических задач без их соотнесенности с соответствующими основными педагогическими задачами системы образования; методы и системы организации и управления педагогическим процессом, не обеспеченные для их реализации соответствующими педагогическими средствами, технологиями и без их соотнесенности с основными педагогическими задачами.

Также не признаются педагогическими изобретениями и решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности, общечеловеческой морали, а также явно бесполезные. И ко всем педагогическим изобретениям предъявляются единые требования с учетом следующих критериев: новизна, актуальность, практическая значимость, степень реализации.

В настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. В ст. 44 Конституции Российской Федерации говорится: «...Интеллектуальная собственность охраняется законом», при этом не раскрывается содержания самого этого понятия [4]. Закрепление права интеллектуальной собственности в Конституции Российской Федерации свидетельствует, что государство берет на себя обязанность обеспечить эффективную защиту этого права. Необходимость усиления такой защиты продиктована стремлением соответствовать международным стандартам.

В юридической литературе широко применялось и применяется понятие «интеллектуальная собственность». Главная особенность объектов интеллектуальной собственности (ОИС), в отличие, например, от предметов вещного права, заключается в предоставлении им со стороны государства специальной охраны, выраженной в форме исключительного права.

Сущностной характеристикой права собственности является то, что собственник (в отдельных случаях — владелец) может использовать свою собственность по своему усмотрению и желанию. Никто больше не вправе законным образом использовать объекты его собственности без его разрешения. Собственник может разрешить другим пользо-

ваться его собственностью, но только на законных основаниях и условиях. Использование объекта собственности без разрешения собственника вообще является незаконным. Права на интеллектуальную собственность предполагают, что результаты интеллектуальной, творческой деятельности авторов могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

В современной научно-образовательной политике на первый план выдвигается обтекаемое, расплывчатое и специфически-самобытное понятие — результаты научно-технической деятельности (РНТД). Субъект присвоения этих результатов определяется в зависимости от распределения затрат на финансирование научно-технической деятельности (НТД). В соответствии с пунктом 3 Положения об инвентаризации результатов научно-технической деятельности (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности», инвентаризация является обязательной в случае приватизации государственных или муниципальных унитарных предприятий, ликвидации или реорганизации организаций [5]. Порядок инвентаризации установлен Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, который утвержден Распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюстом России от 22 мая 2002 года № 1272-р/Р8-149 [6].

Результаты интеллектуальной деятельности могут быть получены в самых различных областях жизни человечества, поэтому их целесообразно упорядочить и классифицировать. При этом понятие «объект интеллектуальной собственности» подразумевает конкретный результат интеллектуальной деятельности.

Если научно-образовательное учреждение планируется приватизировать или реорганизовывать, то это влечет обязательную инвентаризацию. Но государство как собственник может настоять на инициативной инвентаризации.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 года № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 № 1024)» [7] установлено, что федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, при заключении государственных контрактов обязаны предусматривать в них закрепление исключительных прав на изобретения, полезные модели и другие ОИС за Российской Федерацией, если результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота.

Российская Федерация приняла на себя осуществление финансирования работ по доведению результатов НТД до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на производство, если исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты НТД.

При этом предусмотрено осуществление расходов по обеспечению правовой охраны результатов НТД при закреплении прав на них: за Российской Федерацией — за счет выделяемых государственным заказчикам средств федерального бюджета; за Российской Федерацией совместно с исполнителем — за счет средств государственного заказчика и средств исполнителя в равных долях; за исполнителем — за счет средств исполнителя (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 № 1024).

У научных и образовательных учреждений низкая патентная активность, отсутствует должный учет объектов интеллектуальной собственности (как части нематериальных активов учреждения). Такое положение дел в научных и научно-образовательных, педагогических учреждениях препятствует государству проводить политику инноваций, учитывать и вовлекать интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот.

Результаты интеллектуальной деятельности очень уязвимы, как только становятся известны широкому кругу лиц. Без государственной охраны они могут быть легко присвоены каждым, кто имеет необходимые средства для их использования в целях извлечения прибыли. Результаты интеллектуальной деятельности, если они не обеспечены специальной правовой охраной со стороны государственной власти, не могут приносить их владельцам хоть какую-то прибыль. Поэтому на определенном этапе развития остро встала проблема о признании и правовой защите интересов лиц, которые вкладывали средства в культурную, художественную, техническую сферы и которые доносили до общества новые идеи и решения. Отсутствие гарантированной правовой охраны означало бы, что лица, вложившие определенные средства в разработку объектов интеллектуальной собственности, не смогли бы окупить свои затраты и вследствие этого не были бы заинтересованы в такого рода деятельности.

При оценке интеллектуальной собственности мы сталкиваемся с определенными проблемами, поскольку оценить интеллектуальную собственность сложно по причине нематериальной природы данного типа собственности и особенностей конкретного объекта оценки. Трудная идентификация правообладателей, неразвитость рынка интеллектуальной собственности делают оценку интеллектуальной собственности сложной задачей. Информация о таких сделках конфиденциальна, что усложняет сложную процедуру оценки, а в некоторых случаях вообще делает оценку невозможной. Результаты интеллектуальной деятельности вместе с объектами интеллектуальной собственности часто не прописываются в бухгалтерской документации в полной мере, что затрудняет сбор информации о расходах на создание этих объектов. Проблемы выявления и охраны интеллектуальной собственности, учета и оценки ее коммерческой реализации стано-

и и О О 1—г

вятся составной и неотъемлемой частью управления научной организацией. При этом выработка соответствующего подхода к выделению групп объектов интеллектуальной собственности с учетом их видовых характеристик, значимости и важности для развития организации становится для нее одним из необходимых условий для эффективного управления интеллектуальной собственностью и умелого использования своими правами и льготами.

Другой особенностью является то, что объектом интеллектуальной собственности являются нематериальные, неосязаемые объекты. При проведении инвентаризации объектов интеллектуальной собственности возникает ряд проблем, решение которых не раскрыто в существующих нормативных документах по инвентаризации. Так, например, в нормативных документах нет перечня выявленных РНТД. Для выполнения работ по инвентаризации РНТД необходимы знания в области нового патентного законодательства, нормативных актов бывшего СССР в области изобретательства. Далее, период инвентаризации объектов, охрана которых осуществляется в соответствии с новым патентным законодательством, не должен быть меньше 20 лет. Проблема определения владельца прав на выявленные РНТД, которая обусловлена тем, что определение владельца прав на выявленные РНТД касается, в основном, ноу-хау, так как в охранных документах патентообладатель указан. В свою очередь, определение владельца прав на ноу-хау непосредственно связано с анализом договоров на создание выявленных ноу-хау. Немаловажным этапом проведения инвентаризации является подготовка результатов

инвентаризации. В чем они заключается? В идентификации РНТД, создании реестров, в которые вносят вновь создаваемые объекты; уточнении правообладателя на все РНТД; постановке на учет РНТД в качестве НМА; отработке формулировки для распределения прав на будущие разработки между исполнителем и заказчиком; корректировки функционирования режима коммерческой тайны (КТ).

Инвентаризация ОИС может быть признана полезной тогда, когда внутренняя система регистрации ОИС служит для стимулирования разработчиков. Разработчики должны получать вознаграждение при каждом факте использования его результата НТД, зарегистрированного как ОИС учреждения. В этом случае возникает заинтересованность в регистрации ОИС и ее инвентаризации.

Но следует подумать над системой, которая обеспечивала бы закрепление прав авторов на объекты ИС и разграничение административных и творческих функций в процессе созидания ОИС. Такое разграничение было бы полезно и для совершенствования механизма идентификации прав на ОИС внутри научно-образовательного коллектива. Для получения реального результата в ходе проведения инвентаризации предлагается учесть все составляющие системы по созданию и использованию интеллектуальной собственности, в том числе соблюдение интересов всех участников от ношений. Рекомендуется в ходе инвентаризации обязательно рассмотреть правовые и экономические аспекты процесса инвентаризации интеллектуальной собственности в организации. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать экспертов по интеллектуальной собственности, представителей службы внутреннего аудита организации, независимых оценочных и аудиторских организаций, патентных поверенных. Это позволит повысить результативность проведения инвентаризации интеллектуальной собственности и выявить проблемные вопросы, связанные с правовой охраной и оценкой рассматриваемых ресурсов.

Проведенная инвентаризация, четкая идентификация всех нематериальных активов позволит организациям перейти к следующим этапам управления объектами интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность в современной экономике России играет роль ценнейшего стратегического актива организации.

Литература

1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности // http:// www.wipo.int/treaties/ru/convention/trtdocs_wo029.html#article_2

2. Женевский договор о международной регистрации научных открытий (подписан в г. Женеве 07.03.1978) // http://www.tourmix.ru/abro.php?id=11555

3. Гражданский кодекс. Ч. 4, разд. VII.

4. Конституция Российской Федерации. Ст. 44

5. «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121546

6. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности // http://www.bestpravo.ru/federalnoje/jb-praktika/y3o.htm

7. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 № 1024) // http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.