3^2
- формирование наиболее эффективных механизмов межфирменного взаимодействия между субъектами крупного, среднего и малого бизнеса, формируя интеграцию крупного и малого бизнеса;
- мониторинг и оценка эффективности функционирования малого бизнеса на территории муниципального образования, региона.
Для реализации вышеуказанных задач необходима помощь со стороны органов власти в виде финансовой поддержки на развитие (кредиты), в виде снижения налогового бремя и формирования благоприятной институционально-правовой основы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. с. 60.
2. ЛебедеваЛ.Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 12. с. 36-37.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2007. 991 с.
4. Челенков А.Л. Маркетинг услуг. М.: Центр маркетинговых услуг и менеджмента, 2002.
5. Ясин Е. Условия инновационного развития и необходимые институциональные изменения // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 7. С. 12.
особенности государственной Политики России в вовлечении п объектов интеллектуальной собственности в мировой рынок £ технологий
о (О
J *
а
Z
ш
о ф
т
ФЕДОТОВА Е.И.
Институт экономики и внешнеэкономических связей Южного федерального университета, аспирантка кафедры
мировой экономики и международных отношений, e-mail: fed_lena@rambler.ru
Ключевые слова: интеллектуальный и научно-технический потенциал; государственная инновационная политика; патентные документы, научно-техническая стратегия
О
|— В статье рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования передачи за рубеж прав
О] на объекты интеллектуальной собственности. Даны предложения по совершенствованию правовых
□ норм и регламентации процедуры передачи за рубеж российских технологий.
□
Ш
О о
I—
® Коды классификатора JEL: O 34, P 48 о
О- Переход на инновационный путь развития, обеспечение устойчивого экономического роста за счет эф-
ЕЗ фективного использования результатов научно-технической деятельности является в современных условиях
^ одними из важнейших задач российской экономики.
о Обладая значительным научно-техническим потенциалом, Россия в настоящее время отстает от промыш-
0 ленно развитых стран по коммерческому выводу результатов научно-технической деятельности на мировой
1 рынок и не получает должной экономической отдачи от вовлечения их в хозяйственный оборот. Существуем ет значительное количество фактов передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности о (ОИС) вне рамок действующих нормативно-правовых актов.
о В этой связи совершенствование законодательных норм и практики передачи за рубеж прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), в том числе полученных за счет средств федерального бюд-
о жета, является сегодня одним из необходимых условий обеспечения успешного социально-экономического
о развития России, повышения конкурентоспособности российских предприятий и эффективного использова-
о ния отечественного научно-технического потенциала, главным образом путем широкой коммерциализации
о технологий на мировых рынках и правовой защиты экспорта отечественной наукоемкой продукции, содер-
о жащей интеллектуальную собственность, созданную в России.
0 Согласно Основам политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перс-£ пективу среди основных мер государственной политики в области эффективного использования результатов 5= научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации указывается на необхо-Е димость регламентации передачи за рубеж прав России на объекты интеллектуальной собственности. ОИС ф должны стать основой легального рынка научно-технических результатов, основой создания конкурентоспособной отечественной промышленности.
Организационную структуру регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу с малой степенью координации межведомственных взаимодействий. Только сравнительно недавно начались изменения, направленные на
2 придание ей большей гибкости, на формирование структур, позволяющих включить в процесс разработки
1 стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников ° национальной инновационной системы, в первую очередь представителей бизнес-сообщества.
3У3
В настоящее время в России отсутствует федеральный орган исполнительной власти, реально отвечающий за проблемы правовой охраны и использования РНТД и ОИС.
Минэкономразвития России поручена разработка принципов, методов и форм реализации государственной инновационной политики в РФ.
Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки, высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Роспатент определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования ИС и РИД, но лишен полномочий по контролю за деятельностью госзаказчиков и осуществляет проверки только исполнителей работ по государственным контрактам. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 Роспатент находится в ведении Ми-нобрнауки России и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование. Эти функции находятся в ведении Минобрнауки России. Данные вопросы не являются приоритетными ни для Минобрнауки, ни для Минэкономразвития России, Минюста России, ни для любого другого министерства.
В Российской Федерации не сформирована система государственного управления в сфере ИС и отсутствует понимание того, какой эта система должна быть и как она должна функционировать. В настоящее время функции в рассматриваемой сфере рассредоточены между различными государственными органами, при этом не всегда ясно, какой орган должен выполнять координирующие функции и сферы ответственности каждого. Зачастую органы, которые должны решать предусмотренные в законодательстве вопросы, последним вообще не определены, что превращает соответствующие нормы в неработающие декларации. П В части четвертой ГК неоднократно говорится о государственном органе в рассматриваемой сфере - фе- ^ деральном органе исполнительной власти в области ИС. Чаще всего из контекста соответствующих норм о следует, что речь идет о Роспатенте. Между тем некоторые функции, которые отводятся Роспатенту как действующим законодательством, так и частью четвертой ГК, выходят за рамки его прямых задач. ^
Также в части четвертой ГК упоминается о федеральном органе исполнительной власти по ИС, который наделен правом принятия нормативных правовых актов в сфере ИС. При этом нет ясности является ли он специальным органом государственного управления в сфере ИС или уже существующий орган государственной ^ власти будет наделен соответствующими функциями и правами.
Отсутствие федерального органа исполнительной власти, отвечающего за инновационную сферу, правовую охрану и использование российских ОИС, приводит к тому, что многие основополагающие постановления оо Правительства РФ в этой области согласовываются годами. Например, с 2001 г. не решен вопрос, касающийся О регулирования внешнеэкономической деятельности и регламентации передачи за рубеж прав на РНТД. ^
Анализ законодательства показывает, что сегодня в сфере реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности действуют отдельные нормы более 30 федеральных законов и более 70 подзаконных нормативных правовых актов, большинство из которых принято на ведомственном уровне [3, с. 26]. Такой подход создает условия для ведомственным различий в подходах к правовому регулированию различных аспектов закрепления прав государства на РНТД, приводит к разрастанию правовой базы, усложняет контроль за ее исполнением. ю
С 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса (ГК), посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. При его подготовке был избран вари- ^ ант полной кодификации законодательства об ИС, исключающий в дальнейшем наличие специальных законов. Каждая глава замещает утративший силу закон. Новацией является 77 глава части четвертой ГК, которая закрепила нормы права на РНТД, определила нормативное регулирование передачи технологий, созданных ш с привлечением бюджетных средств, установила нормы права на технологии, принадлежащие РФ совместно £ с несколькими лицами. Основным принципом четвертой части является подведение баланса интересов го- ^ сударства, то есть источника финансирования НИОКР, непосредственных создателей исключительных прав, ^ то есть исполнителей по контрактам, и хозяйствующих субъектов, которые будут коммерциализировать по- о лученные результаты. Подходы к закреплению прав в части четвертой ГК заключаются в том, что можно 2 права на РИД закреплять за государством в лице государственного заказчика, за исполнителем контракта и 2 совместные владения. ^
В настоящее время основу законодательной базы в области внешнеэкономической деятельности и вы- ^ воза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительных прав ^ на них (интеллектуальной собственности), составляет федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ о «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который определяет основы ^ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими 1 и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти в области о внешнеторговой деятельности. Закон распространяется на предпринимательскую деятельность в области & международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). о Порядок осуществления конкретных мероприятий по передаче за рубеж товаров, работ, услуг, в том чис- ^ ле результатов интеллектуальной деятельности определен рядом нормативно-правовых документов, среди | которых следует отдельно упомянуть Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров о (работ, услуг) в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации о от 31.10.1996 №1299). О
И
О
О о
I—
ш
3~74
п
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2001 г. №294 утверждены Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, РИД, в отношении которых установлен экспортный контроль. Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Минэкономразвития РФ. Приказом Минэкономразвития России от 07.08.2001 г. №270 утвержден Регламент проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок.
В соответствии с указом Президента РФ от 04.11.2000 г. №1834 Минобороны РФ переданы ранее возлагавшиеся на Минпромнауки России функции регулирования военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в том числе функция регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и контроля за исполнением этих контрактов. Приказом Минюста России от 26.12.2002 г. №355 утвержден порядок представления и рассмотрения документов в Минюсте РФ для регулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты НИОКРТ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ. Следует отметить также приказ Минпромнауки России от 27.12.2000 г. №168, которым утверждены правила учета договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями.
Проведенные к настоящему времени реформы в области внешнеэкономической деятельности привели к созданию достаточно жесткого контроля над передачей за рубеж технологий военного и двойного назначения. В интересах национальной безопасности и принятых международных обязательств постановлением Правительства РФ от 29.09.1998 г. №1132 для контроля за процессом передачи работ была создана специальная структура - Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Ь Вместе с тем в настоящее время отсутствует организационно-правовой механизм контроля передачи за ^ рубеж прав на результаты научно-технической деятельности гражданского назначения. Экспорт техноло-X гий, которые не подпадают под категорию военных, двойных и специального назначения в настоящее время
И Ш
О
не регулируется.
Реализация ОИС, относящихся к гражданским технологиям, на мировом рынке может стать важным фактором изменения структуры российского экспорта в сторону высокотехнологичной продукции.
До принятия статьи 77 части четвертой ГК регистрация международных договоров по экспорту российских и импорту зарубежных технологий, за исключением технологий военного и двойного назначения, для Р которых существует отдельная система государственного контроля, российским законодательством не пре-00 дусматривалась. Однако, для реализации положений ст. 77 Роспатенту необходимо приступить к предусмот-О ренной ст. 1551 ГК процедуре регистрации сделок, предполагающих использование единой технологии за ¡=у пределами Российской Федерации. С этой целью необходимо ввести нормы, ограничивающие передачу за «а, рубеж ИС, в том числе условие наличия патентов на единую технологию за рубежом или ее охрану в режиме
0 коммерческой тайны. Порядок регистрации указанных сделок по использованию за рубежом единой техно-ф логии согласно закону должен устанавливаться Правительством РФ. Предполагается, что соответствующие ё нормы будут введены в административные регламенты Роспатента. Таким образом, для практического введе-о. ния в действие гК необходима серьезная нормотворческая деятельность.
ЕЕ Государственное регулирование внешней торговли лицензиями практически отсутствует, что снижает
1 эффективность распространения российских технологий. Практически отсутствует информация об условиях ф передачи прав на использование изобретений, созданных за счет средств федерального бюджета, иностран-о ным партнерам при продаже лицензий и внесении изобретений в качестве уставного взноса в капитал сов-^ местных и иных предприятий [4, с. 5].
Отсутствие сбалансированного решения проблемы закрепления прав на результаты научно-технической
0 деятельности стимулирует процесс передачи российских технологий за рубеж. Отсутствие у российских уче-з ных реальных перспектив использования своих разработок в России заставляет их обращаться к зарубежным ^ партнерам как при попытках освоения созданных разработок, так и для эффективного осуществления сво-
о. ей деятельности. Кроме того, если российские специалисты принимают участие в деятельности различных иностранных компаний, результаты их работы патентуются от имени иностранных фирм-работодателей. Отечественные технологии не только обогащают зарубежную науку, но и создают реальные предпосылки для реэкспорта российских разработок на экономически невыгодных условиях. § При осуществлении инновационной деятельности на международном уровне необходимо уделять внимание вопросам правовой охраны и учета ОИС. В качестве примеров попыток урегулирования данной сферы £ правоотношений можно привести федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» ^ и приказ Миннауки России от 3 ноября 1997 г. № 104 «Об утверждении Порядка учета договоров о междуна-
1 родном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями и о учреждениями». Так, учет договоров о международном научно-техническом сотрудничестве осуществляется ш в отношении государственных организаций и исследований, проводимых за счет средств федерального бюд-'! жета. При этом в принятом порядке учета вообще не предусматривается какой-либо контроль за передачей о созданной интеллектуальной собственности.
■т С другой стороны, федеральный закон «Об экспортном контроле» (ст. 1, 2) имеет целью установить конт-! роль в отношении экспорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, ° которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных 9 видов вооружения и военной техники (так называемые «контролируемые товары и технологии»). Внешнеэ-О кономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному
лицу, согласно ст. 18 Закона, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки. При этом основным методом экспортного контроля является установление идентичности экспортируемого товара или технологии указанным в соответствующих списках.
Отсутствие целостной концепции государственной политики в области интеллектуальной собственности, которая определяла бы стратегические цели, задачи, приоритеты, практические механизмы и источники ресурсного обеспечения развития национальной системы создания, использования и правовой охраны РНТД сдерживает развитие российского рынка объектов интеллектуальной собственности, его вовлечение в мировой рынок интеллектуальной собственности.
К возможным направлениям совершенствования государственной политики в сфере интеллектуальной собственности можно отнести следующие. Прежде всего необходимо сформулировать и принять к использованию государственную политику РФ в сфере создания, правовой охраны и использования ОИС. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации государственной политики в сфере инноваций и интеллектуальной собственности требует более жесткой координации. Необходимо определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию этой политики, в том числе: за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере правовой охраны и использования в производстве новейших отечественных технологий; эффективное использование РНТД, созданных за счет средств федерального бюджета, и государственное стимулирование этого процесса; нормативное правовое регулирование отношений, возникающих при создании, обеспечении правовой охраны и использовании РНТД, созданных с привлечением средств государственного бюджета. При этом ответственность за реализацию государственной политики в сфере правовой охраны и использования ОИС должна быть возложена на Правительство РФ [1, с. 60]. П
В целях развития институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок ^ необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в области использования прав на РНТД, в част- о ности принятие закона о передаче технологий, совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и «ноу-хау».
Для реализации положений гл. 77 ГК необходимо внести нормы, ограничивающие передачу за рубеж ин-
О
О о
I—
ф
теллектуальной собственности, в том числе наличия патентов на единую технологию за рубежом или ее ох- ^ рану в режиме коммерческой тайны. Закрепить в нормативно-правовом акте положения о том, что передача за рубеж результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, права на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат закреплению за Рос- (д сийской Федерацией, допускается только после получения на них прав Российской Федерации на территории □ Российской Федерации и решения вопросов обеспечения правовой охраны таких результатов на территории ^ государства, в котором предполагается их использование [2, с. 75].
Для сохранения научно-технического потенциала, защиты национальных интересов в сфере экономики и технологической безопасности и проведения единой государственной научно-технической политики необходимо осуществить ряд мероприятий по совершенствованию правовых норм в сфере государственного контроля и регулирования экспорта российских технологий гражданского назначения, в том числе создан- ^ ных на средства государственного бюджета. В первую очередь, в целях соблюдения интересов государс- ® твенной информационной безопасности необходимы государственный контроль за передачей технологий, который должен вводиться на законодательном уровне, и налаженный учет сделок с объектами интеллекту- ^ альной собственности гражданского назначения.
Следует разработать и ввести в действие рекомендации по заключению контрактов и соглашений в области науки и технологий, отражающие вопросы охраны и распределения прав на создаваемые ОИС, в том числе на деловую конфиденциальную информацию.
Требуется система экспортного контроля ОИС и учета РНТД, полученных в рамках заключенных контрак- ^
0
1_
0
1_
о о
тов. Для созданных в рамках контрактов и соглашений объектов интеллектуальной собственности необхо- ^
димо введение отчетности об их патентовании в зарубежных странах и передаче на коммерческой основе о зарубежным фирмам. Представляется целесообразным ужесточить меры ответственности за несанкционированную передачу сведений о новейших российских технологиях за рубеж.
С другой стороны, необходимо возобновление механизма государственной поддержки патентования за рубежом новых российских технологий и результатов интеллектуальной деятельности, которая должна распростра- ^ няться на организации научной сферы, осуществляющие разработки на средства государственного бюджета. ^ При реализации международного сотрудничества большое значение может иметь введение системы пос- о тоянно действующего патентно-лицензионного сопровождения процесса передачи технологий. ^ Следует провести меры по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты ин- 1 теллектуальной деятельности, расширению поддержки процессов патентования в государственных научных о и образовательных организациях. На уровне организаций-разработчиков необходимо ввести контрактную & систему с четким согласованием в контрактах вопросов распределения прав на ИС, возникающих в различных ситуациях. Это актуально в настоящее время в связи с тем, что среди ученых доминирует множественная о занятость. Определение того, что создано в ходе служебных обязанностей, усложняется, что в свою очередь ^ повышает риск теневой реализации ИС, приносящей ущерб научной организации или вузу. | Необходимо разработать систему мер по подготовке квалифицированных кадров, обеспечить подготовку о кадров в сфере патентования, инновационного менеджмента и управления нематериальными активами, ау- о дита, оценки и страхования в сфере интеллектуальной собственности. О
3^6
Реализация рассмотренных мер должна способствовать созданию в стране рынка ИС, развитию выпуска
конкурентоспособной продукции, интенсификации вовлечения российского в мировой рынок интеллектуальной собственности, и в целом - переводу российской экономики на инновационный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корчагин А.Д. Проблемы государственного управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации / Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. трудов. Т.1 / Под ред. В.Н. Лопатина. М.: «Издательство Юрайт», 2008. с. 60.
2. Корчагин А.Д., Орлова Н.С., Нарумова О.Ф., Биткова И.В. Совершенствование системы передачи за рубеж отечественных технологий, содержащих объекты промышленной собственности. М.: 2005. С. 75
3. Лопатин В.Н. Государство и интеллектуальная собственность. / Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. Научных трудов. Т. 1 / под ред. В.Н. Лопатина. М.: 2008. С. 26.
4. Маркина М. Передача за рубеж прав на объекты промышленной собственности // ИС. Промышленная собственность. №4. 2007. с. 99.
5. Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути решения // ИС. Промышленная собственность. №3. 2004. С. 3.
СП
л ь о
х
а
г ш
о ь
00 □
□
ш
о
0
I— ф
I—
-
ф
со ^
1
>
0
1
I ф
со
I—
-
О £
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О о.
ф
ф т
0
1
о
о