конкретного этапа ее развития. Это, однако, не отменяет того обстоятельства, что необходимо тщательно изучать и анализировать опыт преодоления кризисных ситуаций как в странах с переходной экономикой, так и с рыночным типом хозяйствования.
То обстоятельство, что в России последние восемь лет наблюдался стремительный экономический рост, расширяет наши возможности выстоять в период глобальной нестабильности. Но по одиночке выстоять в этом, как выразился В.В. Путин «идеальном шторме»[6], будет невозможно, необходимо создавать систему совместных антикризисных мер, так как кризис имеет глобальный характер, то и меры борьбы с ним также должны быть глобальными. Государства должны быть готовы к структурной модернизации национальных экономик, так как в условиях текущего кризиса, нельзя надеяться на сохранение сложившейся модели развития экономики, и любые попытки сделать это лишь усугубят кризисные процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книги 1 и 2. - М.: Экономика. 1989.с. 253.
2. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1993. С. 47.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф.Энгельса. - М.: Политиздат, 1978. Т. III, кн. 3, ч. 2. с. 532.
4. Усоскин В.М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. - М.: Мысль, 1989. с. 39.
5. Rosenthal U., Charles M., Hart P. (Eds.) Coping with crises. The management of disasters riots and terrorism.-Spring field: Charles C Thomas, 1989. - P. 10.
ФЕДОТОВА Е.И.
аспирант кафедры мировой экономики и международных отношений,
Южный федеральный университет
особенности государственной политики россии в области вовлечения объектов интеллектуальной собственности в мировой рынок интеллектуальной собственности
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности. Даны предложения по совершенствованию правовых норм и регламентации процедуры передачи за рубеж российских технологий.
Ключевые слова: государственная политика, интеллектуальная собственность.
Коды классификатора JEL: F55, F59
Переход на инновационный путь развития, обеспечение устойчивого экономического роста за счет эффективного использования результатов научно-технической деятельности является в современных условиях одними из важнейших задач российской экономики.
Обладая значительным научно-техническим потенциалом, Россия в настоящее время отстает от промышленно развитых стран по коммерческому выводу результатов научно-технической деятельности на мировой рынок и не получает должной экономической отдачи от вовлечения их в хозяйственный оборот. Существует значительное количество фактов передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) вне рамок действующих нормативноправовых актов.
В этой связи совершенствование законодательных норм и практики передачи за рубеж прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), в том числе полученных за счет средств федерального бюджета, является сегодня одним из необходимых условий обеспечения успешного социально-экономического развития России, повышения конкурентоспособности российских предприятий и эффективного использования отечественного научно-технического потенциала, главным образом путем широкой коммерциализации технологий на мировых рынках и правовой защиты экспорта отечественной наукоемкой продукции, содержащей интеллектуальную собственность, созданную в России.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
Согласно Основам политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу среди основных мер государственной политики в области эффективного использования результатов научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации указывается на необходимость регламентации передачи за рубеж прав России на объекты интеллектуальной собственности. ОИС должны стать основой легального рынка научно-технических результатов, основой создания конкурентоспособной отечественной промышленности.
Организационную структуру регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу с малой степенью координации межведомственных взаимодействий. Только сравнительно недавно начались изменения, направленные на придание ей большей гибкости, на формирование структур, позволяющих включить в процесс разработки стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников национальной инновационной системы, в первую очередь представителей бизнес-сообщества.
В настоящее время в России отсутствует федеральный орган исполнительной власти, реально отвечающий за проблемы правовой охраны и использования РНТД и ОИС.
Минэкономразвития России поручена разработка принципов, методов и форм реализации государственной инновационной политики в РФ.
Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки, высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Роспатент определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования ИС и РИД, но лишен полномочий по контролю за деятельностью госзаказчиков и осуществляет проверки только исполнителей работ по государственным контрактам. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 Роспатент находится в ведении Минобрнауки России и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование. Эти функции находятся в ведении Минобрнауки России. Данные вопросы не являются приоритетными ни для Минобрнауки, ни для Минэкономразвития России, Минюста России, ни для любого другого министерства.
В Российской Федерации не сформирована система государственного управления в сфере ИС и отсутствует понимание того, какой эта система должна быть и как она должна функционировать. В настоящее время функции в рассматриваемой сфере рассредоточены между различными государственными органами, при этом не всегда ясно, какой орган должен выполнять координирующие функции и сферы ответственности каждого. Зачастую органы, которые должны решать предусмотренные в законодательстве вопросы, последним вообще не определены, что превращает соответствующие нормы в неработающие декларации.
В части четвертой ГК неоднократно говорится о государственном органе в рассматриваемой сфере - федеральном органе исполнительной власти в области ИС. Чаще всего из контекста соответствующих норм следует, что речь идет о Роспатенте. Между тем некоторые функции, которые отводятся Роспатенту как действующим законодательством, так и частью четвертой ГК, выходят за рамки его прямых задач.
Также в части четвертой ГК упоминается о федеральном органе исполнительной власти по ИС, который наделен правом принятия нормативных правовых актов в сфере ИС. При этом нет ясности является ли он специальным органом государственного управления в сфере ИС или уже существующий орган государственной власти будет наделен соответствующими функциями и правами.
Отсутствие федерального органа исполнительной власти, отвечающего за инновационную сферу, правовую охрану и использование российских ОИС, приводит к тому, что многие основополагающие постановления Правительства РФ в этой области согласовываются годами. Например, с 2001 г. не решен вопрос, касающийся регулирования внешнеэкономической деятельности и регламентации передачи за рубеж прав на РНТД.
Анализ законодательства показывает, что сегодня в сфере реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности действуют отдельные нормы более 30 федераль-
ных законов и более 70 подзаконных нормативных правовых актов, большинство из которых принято на ведомственном уровне [3, с. 26]. Такой подход создает условия для ведомственным различий в подходах к правовому регулированию различных аспектов закрепления прав государства на РНТД, приводит к разрастанию правовой базы, усложняет контроль за ее исполнением.
С 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса (ГК), посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. При его подготовке был избран вариант полной кодификации законодательства об ИС, исключающий в дальнейшем наличие специальных законов. Каждая глава замещает утративший силу закон. Новацией является 77 глава части четвертой ГК, которая закрепила нормы права на РНТД, определила нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств, установила нормы права на технологии, принадлежащие РФ совместно с несколькими лицами. Основным принципом четвертой части является подведение баланса интересов государства, то есть источника финансирования НИОКР, непосредственных создателей исключительных прав, то есть исполнителей по контрактам, и хозяйствующих субъектов, которые будут коммерциализировать полученные результаты. Подходы к закреплению прав в части четвертой ГК заключаются в том, что можно права на РИД закреплять за государством в лице государственного заказчика, за исполнителем контракта и совместные владения.
В настоящее время основу законодательной базы в области внешнеэкономической деятельности и вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), составляет федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности. Закон распространяется на предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Порядок осуществления конкретных мероприятий по передаче за рубеж товаров, работ, услуг, в том числе результатов интеллектуальной деятельности определен рядом нормативноправовых документов, среди которых следует отдельно упомянуть Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 №1299).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2001 г. №294 утверждены Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, РИД, в отношении которых установлен экспортный контроль. Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Минэкономразвития РФ. Приказом Минэкономразвития России от 07.08.2001 г. №270 утвержден Регламент проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок.
В соответствии с указом Президента РФ от 04.11.2000 г. №1834 Минобороны РФ переданы ранее возлагавшиеся на Минпромнауки России функции регулирования военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в том числе функция регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и контроля за исполнением этих контрактов. Приказом Минюста России от 26.12.2002 г. №355 утвержден порядок представления и рассмотрения документов в Минюсте РФ для регулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты НИОКРТ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ. Следует отметить также приказ Минпромнауки России от 27.12.2000 г. №168, которым утверждены правила учета договоров о международном научнотехническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями.
Проведенные к настоящему времени реформы в области внешнеэкономической деятельности привели к созданию достаточно жесткого контроля над передачей за рубеж технологий военного и двойного назначения. В интересах национальной безопасности и принятых международных обязательств постановлением Правительства РФ от 29.09.1998 г. №1132 для контроля
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
за процессом передачи работ была создана специальная структура - Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует организационно-правовой механизм контроля передачи за рубеж прав на результаты научно-технической деятельности гражданского назначения. Экспорт технологий, которые не подпадают под категорию военных, двойных и специального назначения в настоящее время не регулируется.
Реализация ОИС, относящихся к гражданским технологиям, на мировом рынке может стать важным фактором изменения структуры российского экспорта в сторону высокотехнологичной продукции.
До принятия статьи 77 части четвертой ГК регистрация международных договоров по экспорту российских и импорту зарубежных технологий, за исключением технологий военного и двойного назначения, для которых существует отдельная система государственного контроля, российским законодательством не предусматривалась. Однако, для реализации положений ст. 77 Роспатенту необходимо приступить к предусмотренной ст. 1551 ГК процедуре регистрации сделок, предполагающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации. С этой целью необходимо ввести нормы, ограничивающие передачу за рубеж ИС, в том числе условие наличия патентов на единую технологию за рубежом или ее охрану в режиме коммерческой тайны. Порядок регистрации указанных сделок по использованию за рубежом единой технологии согласно закону должен устанавливаться Правительством РФ. Предполагается, что соответствующие нормы будут введены в административные регламенты Роспатента. Таким образом, для практического введения в действие ГК необходима серьезная нормотворческая деятельность.
Государственное регулирование внешней торговли лицензиями практически отсутствует, что снижает эффективность распространения российских технологий. Практически отсутствует информация об условиях передачи прав на использование изобретений, созданных за счет средств федерального бюджета, иностранным партнерам при продаже лицензий и внесении изобретений в качестве уставного взноса в капитал совместных и иных предприятий [4, с. 5].
Отсутствие сбалансированного решения проблемы закрепления прав на результаты научнотехнической деятельности стимулирует процесс передачи российских технологий за рубеж. Отсутствие у российских ученых реальных перспектив использования своих разработок в России заставляет их обращаться к зарубежным партнерам как при попытках освоения созданных разработок, так и для эффективного осуществления своей деятельности. Кроме того, если российские специалисты принимают участие в деятельности различных иностранных компаний, результаты их работы патентуются от имени иностранных фирм-работодателей. Отечественные технологии не только обогащают зарубежную науку, но и создают реальные предпосылки для реэкспорта российских разработок на экономически невыгодных условиях.
При осуществлении инновационной деятельности на международном уровне необходимо уделять внимание вопросам правовой охраны и учета ОИС. В качестве примеров попыток урегулирования данной сферы правоотношений можно привести федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и приказ Миннауки России от 3 ноября 1997 г. № 104 «Об утверждении Порядка учета договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями и учреждениями». Так, учет договоров о международном научно-техническом сотрудничестве осуществляется в отношении государственных организаций и исследований, проводимых за счет средств федерального бюджета. При этом в принятом порядке учета вообще не предусматривается какой-либо контроль за передачей созданной интеллектуальной собственности.
С другой стороны, федеральный закон «Об экспортном контроле» (ст. 1, 2) имеет целью установить контроль в отношении экспорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (так называемые «контролируемые товары и технологии»). Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, согласно ст. 18 Закона, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки. При этом основным методом экспортного контроля явля-
ется установление идентичности экспортируемого товара или технологии указанным в соответствующих списках.
Отсутствие целостной концепции государственной политики в области интеллектуальной собственности, которая определяла бы стратегические цели, задачи, приоритеты, практические механизмы и источники ресурсного обеспечения развития национальной системы создания, использования и правовой охраны РНТД сдерживает развитие российского рынка объектов интеллектуальной собственности, его вовлечение в мировой рынок интеллектуальной собственности. К возможным направлениям совершенствования государственной политики в сфере интеллектуальной собственности можно отнести следующие. Прежде всего необходимо сформулировать и принять к использованию государственную политику РФ в сфере создания, правовой охраны и использования ОИС. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации государственной политики в сфере инноваций и интеллектуальной собственности требует более жесткой координации. Необходимо определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию этой политики, в том числе: за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере правовой охраны и использования в производстве новейших отечественных технологий; эффективное использование РНТД, созданных за счет средств федерального бюджета, и государственное стимулирование этого процесса; нормативное правовое регулирование отношений, возникающих при создании, обеспечении правовой охраны и использовании РНТД, созданных с привлечением средств государственного бюджета. При этом ответственность за реализацию государственной политики в сфере правовой охраны и использования ОИС должна быть возложена на Правительство РФ [1, с. 60].
В целях развития институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в области использования прав на РНТД, в частности принятие закона о передаче технологий, совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и «ноу-хау».
Для реализации положений гл. 77 ГК необходимо внести нормы, ограничивающие передачу за рубеж интеллектуальной собственности, в том числе наличия патентов на единую технологию за рубежом или ее охрану в режиме коммерческой тайны. Закрепить в нормативно-правовом акте положения о том, что передача за рубеж результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, права на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат закреплению за Российской Федерацией, допускается только после получения на них прав Российской Федерации на территории Российской Федерации и решения вопросов обеспечения правовой охраны таких результатов на территории государства, в котором предполагается их использование [2, с. 75].
Для сохранения научно-технического потенциала, защиты национальных интересов в сфере экономики и технологической безопасности и проведения единой государственной научно-технической политики необходимо осуществить ряд мероприятий по совершенствованию правовых норм в сфере государственного контроля и регулирования экспорта российских технологий гражданского назначения, в том числе созданных на средства государственного бюджета. В первую очередь, в целях соблюдения интересов государственной информационной безопасности необходимы государственный контроль за передачей технологий, который должен вводиться на законодательном уровне, и налаженный учет сделок с объектами интеллектуальной собственности гражданского назначения.
Следует разработать и ввести в действие рекомендации по заключению контрактов и соглашений в области науки и технологий, отражающие вопросы охраны и распределения прав на создаваемые ОИС, в том числе на деловую конфиденциальную информацию.
Требуется система экспортного контроля ОИС и учета РНТД, полученных в рамках заключенных контрактов. Для созданных в рамках контрактов и соглашений объектов интеллектуальной собственности необходимо введение отчетности об их патентовании в зарубежных странах и передаче на коммерческой основе зарубежным фирмам. Представляется целесообразным ужесточить меры ответственности за несанкционированную передачу сведений о новейших российских технологиях за рубеж.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
С другой стороны, необходимо возобновление механизма государственной поддержки патентования за рубежом новых российских технологий и результатов интеллектуальной деятельности, которая должна распространяться на организации научной сферы, осуществляющие разработки на средства государственного бюджета.
При реализации международного сотрудничества большое значение может иметь введение системы постоянно действующего патентно-лицензионного сопровождения процесса передачи технологий. Следует провести меры по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширению поддержки процессов патентования в государственных научных и образовательных организациях. На уровне организаций-разработчиков необходимо ввести контрактную систему с четким согласованием в контрактах вопросов распределения прав на ИС, возникающих в различных ситуациях. Это актуально в настоящее время в связи с тем, что среди ученых доминирует множественная занятость. Определение того, что создано в ходе служебных обязанностей, усложняется, что в свою очередь повышает риск теневой реализации ИС, приносящей ущерб научной организации или вузу.
Необходимо разработать систему мер по подготовке квалифицированных кадров, обеспечить подготовку кадров в сфере патентования, инновационного менеджмента и управления нематериальными активами, аудита, оценки и страхования в сфере интеллектуальной собственности. Реализация рассмотренных мер должна способствовать созданию в стране рынка ИС, развитию выпуска конкурентоспособной продукции, интенсификации вовлечения российского в мировой рынок интеллектуальной собственности, и в целом - переводу российской экономики на инновационный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корчагин А.Д. Проблемы государственного управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации / Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. трудов. Т.1 / Под ред. В.Н. Лопатина. - М.: «Издательство Юрайт», 2008. с. 60.
2. Корчагин А.Д., Орлова Н.С., Нарумова О.Ф., Биткова И.В. Совершенствование системы передачи за рубеж отечественных технологий, содержащих объекты промышленной собственности. - М.: 2005. С. 75.
3. Лопатин В.Н. Государство и интеллектуальная собственность. / Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. Научных трудов. Т.1 / под ред. В.Н. Лопатина. - М.: 2008. С. 26.
4. Маркина М. Передача за рубеж прав на объекты промышленной собственности // ИС. Промышленная собственность. № 4. 2007. с. 99.
5. Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути решения // ИС. Промышленная собственность. № 3. 2004. С. 3.
МИДЛЕР Е.А.
ЮФУ, доцент, к.э.н., 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
новая экономика в системе глобализационных
императивов развития
В статье рассматривается феномен новой экономики в контексте сущностных параметров, определяющих качественные сдвиги в системе глобального воспроизводства.
Ключевые слова: новая экономика; экономические интересы; инновация; воспроизводство; инновационная потребность; качественный сдвиг; глобализация
Коды классификатора JEL: Р20, Р55
Интеграция России в новый миропорядок в условиях обострения технологического соперничества происходит в процессе трансформации всей архитектуры производственных отношений, обусловленной феноменом новой экономики. Категория «новая экономика» на про-