Интеллектуальная собственность Российской Федерации в 2008 году*
Б.П. Симонов
руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Симонов Борис Петрович, press@rupto.tu
Состояние и перспективы правовой охраны и использования результатов
интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Задача повышения конкурентоспособности российской экономики путем перехода к инновационному типу развития на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала имеет приоритетный и безальтернативный характер.
Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития. Основным на этом этапе является создание экономики, базирующейся на высокоэффективных инновационных системах. Вполне очевидно, что устраняться от участия в инновационных процессах, происходящих в мире, значит оказаться на обочине цивилизованного развития.
Устойчивый рост отечественной экономики на современном этапе возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
При этом важнейшим элементом инновационной политики, необходимой для распространения рыночных отношений в науч-
но-технической сфере, является правовая охрана результатов научно-технической деятельности (РНТД), так как она обеспечивает эффективную защиту производителя продукции и результатов интеллектуальной деятельности (РИД) от недобросовестной конкуренции, дает возможность осуществлять коммерческие отношения, связанные с передачей прав и получением соответствующей материальной выгоды, позволяет фирмам завоевывать устойчивое положение на рынке сбыта продукции.
В настоящее время в области охраны результатов научно-технической деятельности в сфере изобретательства выделяются две наиболее существенные проблемы:
• невысокий уровень показателей изобретательской активности в среднем по стране (в настоящее время в Российской Федерации показатель количества поданных заявок на изобретения национальных заявителей на 10 000 жителей составляет 2,1);
• низкий уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности.
В характеристиках изобретательской и инновационной деятельности в России находит отражение та роль, которую сегодня играет наша страна в процессах международного технологического обмена, а также уровень ее вовлечения в мировые экономические связи. Эти аспекты изобретательской деятельности могут отражаться в показателях патентования иностранных разработок в России, количество которых
* Статья подготовлена по материалам доклада на Всероссийском форуме - 2009 «Интеллектуальная собственность - XXI век», проходившем 22-24 апреля 2009 года в Москве. Информация о Форуме опубликована в № 5 (92) журнала.
Таблица 1
Динамика подачи заявок на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы в Российской Федерации
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Подано заявок на изобретения всего, из них: российскими заявителями иностранными заявителями 29 225 30 651 30 192 32 254 37 691 39 439 41 849
23 712 24 969 22 985 23 644 27 884 27 505 27 712
55 13 5 682 7 207 8 610 9 807 11 934 14 137
Подано заявок на полезные модели всего, из них: российскими заявителями иностранными заявителями 6 696 7 622 8 948 9 473 9 699 10 075 10 995
6 511 7 400 8 648 9 082 9 265 9 588 10 483
185 222 300 391 434 487 512
Подано заявок на промышленные образцы всего, из них: российскими заявителями иностранными заявителями 2 344 3 104 3 453 3 917 4 385 4 823 4 711
1 799 2 298 2 321 2 516 2 627 2 742 2 356
545 806 1 132 1 401 1 758 2 081 2 355
Подано заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы всего, из них: российскими заявителями иностранными заявителями 38 265 41 377 42 593 45 644 51 775 54 337 57 555
32 022 34 667 33 954 35 242 39 776 39 835 40 551
6 243 6 710 8 639 10 402 11 999 14 502 17 004
Количество международных заявок на патентование РИД за рубежом 572 596 544 690 719 758 819
год от года неизменно растет и увеличилось почти в три раза по сравнению с 2002 годом. Патентование РИД российскими патентообладателями за рубежом по системе РСТ также возрастает, но плавно и не в разы (см. табл. 1).
Динамика поступивших от иностранных заявителей заявок свидетельствует о том, что они укрепляют свои позиции в части обеспечения патентной охраны. Как следует из таблицы 1, в 2002 году доля заявок, поданных иностранными заявителями, составляла примерно 16,3 процента от общего числа, а в 2008 году эта величина приблизилась к 30 процентам, в то время как доля отечественных заявителей снизилась соответственно с 83,7 до 70 процентов (табл. 1). Таким образом, по мере стабилизации российского рынка и повышения интереса к нему в некоторых рыночных сегментах у российских производителей могут появиться серьезные конкуренты,
обладающие правами на новейшие технологии.
Уровень представления российских разработок на зарубежных патентных рынках недостаточен и не соответствует накопленному научно-техническому потенциалу: ежегодно за рубежом осуществляется патентование всего лишь нескольких сотен российских изобретений.
Спрос российского производителя на новые разработки остается низким и не оказывает стимулирующего влияния на изобретательскую и инновационную деятельность. Кроме того, в России пока недостаточно развита инфраструктура технологического рынка для оказания помощи как «продавцам», так и «покупателям» в эффективном освоении прогрессивных патентов и лицензий. Возникающий в конкретных секторах и на отдельных предприятиях спрос на новые технологии в значительной степени удов-
летворяется за счет импорта машин, оборудования, технологий.
Деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов научнотехнической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета в 2008 году
В целях реализации полномочий, предоставленных Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года № 696 «Об
осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета», Роспатентом проводился контроль правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета в 2008 году. Было проверено 34 организации, являющиеся исполнителями государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения. Проверки проводились в шести федеральных округах Российской Федерации (данные приведены в таблице 2).
Таблица 2
Результаты проведения проверок организаций - исполнителей государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
по федеральным округам в 2008 году
Федеральный округ Число проверенных организаций Число проверенных контрактов
Центральный 22 165
Приволжский 3 45
Северо-Западный 4 77
Сибирский 2 41
Уральский 2 29
Южный 1 8
Всего 34 365
Проанализированы 365 государственных контрактов, которые выполнялись по заказам Министерства образования и науки, Министерства энергетики, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по науке и инновациям, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по энергетике, Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и институтов Российской академии наук. Общая стоимость указанных контрактов -
более четырех с половиной (4,7) миллиардов рублей.
Все работы по реализации указанных контрактов были направлены на выполнение НИОКР гражданского назначения для федеральных государственных нужд в соответствии с конкретными федеральными целевыми программами. Однако из 365 проверенных государственных контрактов условиями технических заданий предполагалось получение охраноспособных результатов по 60 процентам заключенных государственных контрактов, из них немного более 50 процентов получили правовую
□ РНТД не были обеспечены правовой охраной
□ РНТД обеспечены правовой охраной или были приняты меры по ее обеспечению
□ техническими заданиями не было предусмотрено обеспечение правовой охраны РНТД
Рис. 1. Правовая охрана результатов научно-технической деятельности по государственным контрактам, проверенным в 2008 году
Таблица 3
Результаты проведенных в 2007-2008 годах проверок государственных контрактов
Показатель Год
2007 2008
Количество проверенных государственных контрактов 310 365
Количество контрактов, в ходе выполнения которых РНТД обеспечены правовой охраной 64 (20%) 118 (32,3%)
Количество контрактов, по которым были поданы заявки, получены патенты или свидетельства в ходе выполнения предписаний 32 (10,3%) 44 (12,1%)
Количество РНТД, получивших правовую охрану в ходе выполнения предписания 45 49
Использование прав на РНТД 1 6
охрану результатов интеллектуальной деятельности. Обеспечение правовой охраной результатов, полученных по проверенным в 2008 году государственным контрактам, иллюстрируется диаграммой, представленной на рисунке 1.
Данные о результатах проведенных в 2007-2008 годах проверок представлены в таблице 3.
Вместе с тем следует отметить, что положительная динамика в 2008 году по сравнению с 2007 годом в части обеспечения правовой охраны полученных в результате выполнения государственных контрактов РНТД не привела к существенным изменениям в использовании прав на них в гражданском обороте.
По данным проверок, проведенных Роспатентом в 2007-2008 годах, только шесть полученных РНТД были коммерциализированы в виде 3 заключенных лицензионных договоров на использование изобретения и 3 договоров о передаче ноу-хау.
Одна из причин столь низкой коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, состоит в том, что бюджетные организации, такие как государственные образовательные учреждения, академические институты, наряду с возможностью закреплять исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности за собой не вправе легитимно получать доходы от распоряжения этими
правами и, следовательно, не заинтересованы в этом.
Другой немаловажной причиной является отсутствие должного контроля со стороны государственного заказчика за исполнением условий государственных контрактов на выполнение НИОКР для федеральных государственных нужд, а также непринятие необходимых мер по вовлечению в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.
Третьей причиной является отсутствие заинтересованности авторов - разработчиков государственных контрактов в обеспечении полученных результатов интеллектуальной деятельности правовой охраной и дальнейшем вовлечении их в гражданский оборот.
Анализ проверенных в 2008 году государственных контрактов показал, что наибольшее количество нарушений касается таких условий контракта, как:
• обеспечение всех полученных РИД правовой охраной;
• проведение патентных исследований по определению технического уровня, патентоспособности создаваемых результатов и патентной чистоты передаваемых заказчику результатов НИОКР;
• незамедлительное уведомление заказчика о создании охраноспособных РНТД;
• подготовка предложений об использовании РИД.
Много нарушений условий государственных контрактов связано с договорами, заключенными головным исполнителем с соисполнителями государственного контракта. Имеют место случаи, когда исполнитель в нарушение условий государственного контракта передает соисполнителю все права на полученные результаты.
Таблица 4
Динамика изобретательской, патентной и коммерческой активности организаций (федеральные государственные учреждения (ФГУ), федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), государственные образовательные учреждения (ГОУ), академические институты), относящихся к числу контролируемых за период
2005-2008 годы
Показатель Год
2005 2006 2007 2008
Количество поданных заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы 5 970 8 521 10 912 12 804
Количество полученных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы 3 991 5 935 6 806 9 829
Количество лицензионных договоров и договоров об уступке (отчуждении) патентов 84 213 204 282
Таблица 5
Поступление заявок и выдача патентов и свидетельств на имя Российской Федерации
Показатель Год
2007 2008
Количество действующих патентов на изобретения и полезные модели и свидетельств на программы для ЭВМ 325 424
Подано заявок на выдачу патентов 126 166
Выдано патентов 96 130
—♦—количество поданных заявок
—■—количество полученных патентов
—А—количество лицензионных договоров уступки
Рис. 2. Динамика изобретательской, патентной и коммерческой активности организаций (ФГУ, ФГУП, ГОУ, академические институты) в период 2005-2008 годы
Данные в таблице 4 приведены с момента начала проведения Роспатентом «ознакомительных» проверок организаций - исполнителей государственных контрактов, с 2005 года. Таким образом, за последние
3 года изобретательская активность перечисленных организаций увеличилась более чем в 2 раза, патентная - почти в 2,5 раза.
Что же касается коммерческой активности то, несмотря на увеличение более чем в 3 раза, доля ее остается незначительной (рис. 2).
В 2008 году Роспатент проводил работу по анализу сведений о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, за Российской Федерацией (см. табл. 5).
Несмотря на ежегодный рост действующих патентов и свидетельств на имя Российской Федерации, количество их ничтожно мало, а использование прав на РНТД в гражданском обороте в виде лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права в Роспатенте зарегистрировано не было.
Как известно, основным инструментом государственной политики в области ис-
пользования и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности является нормативное правовое регулирование этих процессов. Для эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала страны необходимо создание экономических, финансовых и, главное, правовых механизмов, обеспечивающих вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. В первую очередь необходимо устранить имеющиеся пробелы и недостатки существующего законодательства в сфере распределения прав и обязанностей между участниками процесса создания результатов интеллектуальной деятельности, осуществляемого при участии федерального бюджета, а также на законодательном уровне обеспечить стимулирование инновационной деятельности и внедрение в производство наукоемких технологий. В связи с этим представляется целесообразным Роспатенту выступить с предложением о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в части установления ответственности государственных заказчиков и исполнителей государственных контрактов за необеспечение
правовой охраны и использования полученных результатов в сфере научно-технической деятельности, стимулирования авторов - разработчиков государственных контрактов в обеспечении полученных результатов интеллектуальной деятельности правовой охраной и дальнейшего вовлечения их в гражданский оборот.
Краткий обзор происшедших изменений в законодательном обеспечении правовой охраны интеллектуальной собственности и их качественный анализ
Деятельность Роспатента в 2008 году осуществлялась в условиях вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 января 2008 года признаны утратившими силу специальные законы, относящиеся к законодательству об интеллектуальной собственности, что, по существу, направлено на полную гражданско-правовую кодификацию российского законодательства об интеллектуальной собственности, и, как следствие, на сосредоточение в одном нормативном правовом акте, а именно в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, норм законодательства об интеллектуальной собственности.
Впервые в ГК РФ включены ранее неохраняемые российским законодательством виды прав, а именно права на коммерческое обозначение, смежные права публикатора произведения, смежные права на содержание баз данных и т. д., а также институты, касающиеся широко используемых объектов исключительных прав, таких как, например, права на фирменное наименование, права на секреты производства (ноу-хау) и т. д.
По отдельным вопросам в части четвертой ГК РФ предусмотрена необходимость принятия как законодательных, так и подзаконных актов. Так, Роспатент принял участие в подготовке проектов ряда зако-
нодательных и нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений части четвертой ГК РФ. В результате такой работы приняты федеральные законы от 30 декабря 2008 года № 316-ФЗ «О патентных поверенных», от 25 декабря 2008 года № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии», а также акты Правительства Российской Федерации, в частности положения «О патентных и иных пошлинах», «О порядке государственной регистрации договоров», «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну».
Также Роспатентом разработаны проекты 12 административных регламентов исполнения государственных функций, в целом направленных на повышение качества исполнения государственных функций и обеспечение прозрачности административных процедур как средства противодействия коррупционным проявлениям. В отличие от ранее действовавших подзаконных нормативных правовых актов - правил - в административных регламентах предусмотрены конкретные сроки исполнения государственных функций, связанных с правовой охраной объектов патентных прав и средств индивидуализации, а также порядок обжалования действия (бездействия) и решений, принимаемых в ходе исполнения государственной функции.
В целях приведения административных процедур Роспатента, связанных с правовой охраной и защитой объектов интеллектуальной собственности, в соответствие с мировыми стандартами разработана концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Основная идея законопроекта состоит в повышении эффективности правовой охраны регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, их использования и защиты путем обеспечения соответствия регламентации административных процедур международным стандартам, преимущественно стандартам
Европейского союза, и устранения в законодательстве пробелов, выявленных в результате обобщения правоприменительной практики.
В 2008 году Роспатент, являясь одним из исполнителей Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, разработал Методические рекомендации по обеспечению высокого технического уровня разработок и создания конкурентоспособной продукции на основе патентной информации и Руководство по проведению исследований объектов техники на патентную чистоту и в феврале 2009 года направил их в Министерство образования и науки Российской Федерации для утверждения. Цель разработки указанных методических материалов - повышение качества и конкурентоспособности разработок в области наноиндустрии. Они предназначены для использования организациями, которые предположительно могут входить в национальную нанотехнологическую сеть. В частности, эти методические материалы могут быть использованы организациями, выполняющими работы по государственному контракту в рамках Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы».
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности
Правовая охрана изобретений и
полезных моделей
В 2008 году, как и в предшествующие годы, наблюдался рост количества подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели.
Рассмотрение увеличивающихся объемов заявок требует дальнейшего совершенствования организации процессов экспертизы. Задачей на перспективу является обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в условиях интенсивного роста объемов выполняемых Роспатентом работ при сохранении качества без увеличения численности кадров и площадей, а также при сохранении достигнутых сроков рассмотрения заявок, что потребует выполнения комплекса мероприятий, а именно:
• внедрение безбумажных технологий,
• полная автоматизация процессов рассмотрения заявки,
• завершение разработки отечественной поисковой системы Ра1БеагсИ,
• совершенствование организационной структуры подразделений.
Динамика поступления заявок и выдачи патентов на изобретения, полезные модели отражена в статистических таблицах 6 и 7.
Таблица 6
Изобретения: динамика подачи заявок и выдачи патентов в Российской Федерации
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2008 в процентах к 2007
Подано заявок в Роспатент 30 192 32 254 37 691 39 439 41 849 106,11
Выдано патентов 23 191 23 390 23 299 23 028 28 808 125,10
Таблица 7
Полезные модели: динамика подачи заявок и выдачи патентов в Российской Федерации
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2008 в процентах к 2007
Подано заявок в Роспатент 8 948 9 473 9 699 10 075 10 995 109,13
Выдано патентов 8 503 7 242 9 568 9 757 9 673 99,14
Несмотря на возросшее число поступивших заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели, удалось сохранить срок рассмотрения заявок на уровне 1 2 месяцев для изобретений и двух месяцев - для полезных моделей.
За текущий год было дополнительно проведено около 600 информационных поисков для Патентного ведомства Турции; около 800 международных поисков и порядка
1 000 поисков для Евразийского патентного ведомства и стран СНГ.
Увеличение количества поступающих заявок происходит неравномерно по различным тематикам. Прирост количества подаваемых заявок отражает темпы развития отрасли. В последние годы наблюдается резкий рост количества подаваемых заявок по отраслям медицины, лекарств и медикаментов, вычислительной техники, средств телекоммуникаций и связи.
Распределение количества поданных в последние годы заявок по разделам Международной патентной классификации приведено в таблице 8.
Правовая охрана промышленных
образцов
В 2008 году поступление заявок о выдаче патентов на промышленные образцы не увеличилось по сравнению с предшествующим годом. Длительность экспертизы заявок на промышленные образцы сократилась и составила 8,9 месяца.
Динамика подачи и рассмотрения заявок
о выдаче патентов Российской Федерации представлена в таблице 9.
Правовая охрана товарных знаков и
знаков обслуживания
В современных условиях экономического развития России и повышенного интереса
Таблица 8
Изобретения: распределение поданных в 2007 году заявок по разделам Международной патентной классификации
Раздел Год
2005 2006 2007 2008
А (удовлетворение жизненных потребностей человека) 7 703 8 996 9 576 10 789
В (различные технологические процессы; транспортирование) 5 078 5 576 5 306 5 781
С (химия; металлургия) 5 039 7 689 5 777 6 052
D (текстиль; бумага) 390 290 260 360
Е(строительство; горное дело) 2 197 2 234 2 156 2 066
F (механика; освещение; отопление; двигатели и насосы; оружие и боеприпасы; взрывные работы) 3 614 3 733 3 807 3 932
G (физика) 4 378 4 550 4 152 4 718
Н (электричество) 2 518 2 710 2 773 3 349
Таблица 9
Промышленные образцы: динамика подачи заявок и выдачи патентов
в Российской Федерации
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2008 в процентах к 2007
Подано заявок в Роспатент 3 453 3 917 4 385 4 823 4 711 97,68
Выдано патентов 2 229 2 469 2 675 4 020 3 657 90,97
зарубежных товаропроизводителей к отечественному рынку в 2008 году количество поданных заявок осталось почти на уровне 2007 года. При этом некоторое их уменьшение произошло за счет российских заявителей. Что касается иностранных заявителей, то число поданных ими заявок в прошлом году более чем на 5 процентов превышает количество заявок, поданных в 2007 году.
За этот же период сохранилась положительная динамика регистрации товарных знаков.
Рассмотрение большого объема заявок и осуществление работ по регист-
рации товарных знаков стало возможным в результате проведения комплекса мер по сокращению трудозатрат посредством технологических процедур, автоматизации и организационного совершенствования процессов экспертизы и регистрации прав.
Динамика поступления заявок о государственной регистрации и регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), поступления заявок и выдачи свидетельств на наименования мест происхождения товаров представлена в статистических таблицах 10 и 11.
Таблица 10
Товарные знаки и знаки обслуживания: динамика подачи и рассмотрения заявок о регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в Российской Федерации
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2008 в процентах к 2007
Всего подано заявок о регистрации знаков в Российской Федерации 40 877 47 087 52 984 57 262 57 112 99,74
Зарегистрировано знаков 27 540 29 447 29 199 30 724 36 617 119,18
Таблица 11
Наименования мест происхождения товаров: динамика подачи заявок и выдачи свидетельств в Российской Федерации
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2008 в процентах к 2007
Подано заявок на регистрацию наименований мест происхождения товаров и представление исключительного права на них 58 28 41 27 35 129,63
Выдано свидетельств об исключительном праве на наименование места происхождения товара 6 23 21 25 14 56
Регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем и договоров на использование этих объектов
В отношении правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем частью четвертой ГК РФ предусмотрен ряд новаций, в част-
ности, введение государственной регистрации взамен официальной регистрации. Проведенная подготовительная работа позволила осуществлять государственную регистрацию с первого рабочего дня 2008 года. Только 9 января 2008 года было зарегистрировано 322 объекта. Статистические данные приведены в таблице 12.
Таблица 12
Количество зарегистрированных программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (ИМС) за период с 2004 по 2008 год
Вид объекта Год Всего за период
2004 2005 2006 2007 2008
Программы для ЭВМ 2 759 3 282 4 422 5 308 6 086 21 857
Базы данных 283 327 389 426 441 1 866
Топологии ИМС 39 32 30 55 66 222
ВСЕГО 3 081 3 641 4 841 5 789 6 593 23 945
Регистрация договоров
В 2008 году, как и в предшествующие годы, наблюдался рост численности патентов, задействованных в зарегистрированных договорах об отчуждении исключительного права, лицензионных договорах и договорах коммерческой концессии в отношении объектов промышленной собственности (включая договоры смешанного типа, предметом которых, кроме указанных объектов, также являются другие объекты интеллектуальной собственности, например товарные знаки).
Так, в 2006 году было зарегистрировано
2 414 договоров в отношении 3 877 патен-
тов; в 2007 году - 2 852 договора в отношении 5 468 патентов; в 2008 году - 3 097 договоров в отношении более 5 600 патентов. Из приведенных данных следует, что в последние годы просматривается тенденция регистрации договора, относящегося не к одному, а сразу к нескольким охраняемым объектам интеллектуальной собственности, что приводит к снижению материальных затрат обладателя исключительного права на регистрацию, в частности, лицензионного договора. Отмеченная тенденция роста зарегистрированных договоров проиллюстрирована на графике и диаграмме, приведенных на рисунках 2 и 3.
Ш
О
о
со
о
|_
о
X
_0
X
X
со
со
о
3 200
3 000
2 800
£ 2 600
ф
со
со
о
со
13
ф
т
сц
о
2 400 -
2 200 -
2 000
2
2
ю
со
2
о
о
3
2006
2007
2006 2007 2008 годы
Рис. 3. Динамика роста
2008 годы
Рис. 4. Динамика роста зарегистрированных договоров на патенты зарегистрированных договоров на патенты
Значительная доля в числе зарегистрированных в 2008 году в Роспатенте договоров приходится на лицензионные договоры, то есть на договоры о передаче права на использование зарегистрированных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, при этом необходимо отметить,
что в 2008 году по-прежнему отмечался рост востребованности изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в нефтегазодобывающей промышленности. Сведения о динамике количественных показателей активности участников рынка товарных знаков (ТЗ) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Динамика количественных показателей активности участников рынка товарных знаков
Вид договора Год
2005 2006 2007 2008
договор ТЗ договор ТЗ договор ТЗ договор ТЗ
Договор об отчуждении 2 815 4 540 3 124 5 039 4 134 7 719 3 511 6 767
Лицензионный договор 2 991 5 574 4 071 8 097 5 172 9 288 4 926 8 807
Сложная экономическая ситуация в 2008 году повлияла на активность участников оборота товарных знаков. Как количество договоров, так и количество товарных знаков, являющихся предметом договоров, в 2008 году снизилось впервые за несколько лет (но превышает аналогичные параметры 2006 года). Несмотря на незначительное снижение количества зарегистрированных в 2008 году договоров, связанных с распоряжением исключительными правами на товарные знаки, сохраняется практика превышения количества лицензионных договоров над количеством договоров об отчуждении товарных знаков. Этот факт дает право утверждать, что привлекательной формой распоряжения правами на товарные знаки продолжает быть лицензия или коммерческая концессия.
В отношении программ для ЭВМ (ПрЭВМ), баз данных (БД) и топологий интегральных микросхем (ТИМС) также наблюдался значительный рост числа зарегистрированных договоров. Однако их абсолютное число невелико, поскольку регистрация лицензионных договоров на предоставление права использования ПрЭВМ и БД в Роспатенте не предусмотрена, а регистрация договоров отчуждения исключительного права в отношении
таких объектов стала обязательной только с 2008 года, после вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (см. рис. 5).
Ц о 250
11 га I—
о s
200
ь=>-
ф О ш с
СО 1—
0 5
со ^
ь §
® о.
1 ° с ш § 2 * о
150
100
50
213
107
45
2006
2007
2008 годы
Рис. 5. Количество зарегистрированных договоров на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем
0
Рассмотрение административных споров, связанных с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности
Гражданским кодексом Российской Федерации сохранен досудебный порядок защиты интеллектуальных прав, который осуществляется Роспатентом и образуемой при нем Палатой по патентным спорам посредством рассмотрения в административном порядке споров, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и средств индивидуализации (товарные знаки, наименования мест происхождения товара).
В рамках реализации данных Роспатенту полномочий рассматриваются споры, связанные с предоставлением правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации или отказом в ее предоставлении, с досрочным прекращением правовой охраны товарных знаков и так далее. Решения Роспатента по таким категориям споров вступают в силу со дня принятия и могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.
Вместе с тем частью четвертой ГК РФ изменен подход законодателя к вопросу о
субъекте, который наделен правом принимать решения по результатам рассмотрения в административном порядке споров, связанных с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В настоящее время принятие решения о результатах рассмотрения споров возложено непосредственно на Роспатент, а Палата по патентным спорам как функциональная структура призвана осуществлять подготовку решения о результатах коллегиального рассмотрения спора членами коллегии Палаты по патентным спорам, при этом решение имеет экспертный характер и не является правовым актом государственного органа, оно может быть положено в основание решения Роспатента. Необходимо отметить, что какие-либо государственные функции Роспатента Палате по патентным спорам не передаются.
Как показывает практика, количество споров о правовой охране объектов интеллектуальной собственности остается стабильно высоким на протяжении ряда лет. Так, количество заявлений и возражений, поступивших в Палату по патентным спорам Роспатента в 2006 году составило 2 552, в 2007 году - 3 497, в 2008 году - 2 881. Статистические данные о работе Палаты по патентным спорам в 2008 году приведены в таблице 14.
Таблица 14
Количество возражений и заявлений по видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, поступившее в Палату по патентным спорам
Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Год
2004 2005 2006 2007 2008
Изобретения 258 233 295 430 334
Полезные модели 94 106 119 167 106
Промышленные образцы 33 29 30 22 49
Товарные знаки 1 634 1 736 2 097 2 876 2 392
Наименования мест происхождения товаров 4 - 7 1 -
Предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара 1 4 1
Всего 2 024 2 104 2 552 3 497 2 881
Взаимодействие Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам с федеральными органами исполнительной власти и судебными органами
В последние годы в России стала актуальной проблема масштабных нарушений в сфере интеллектуальной собственности. В связи с этим Правительство Российской Федерации предпринимает все более активные шаги, направленные на изменение сложившейся ситуации. Как известно, создана Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию, одной из основных задач которой является выработка мероприятий, направленных, в частности, на обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охраны и использования.
С учетом изложенного Роспатент постоянно стремится совершенствовать взаимодействие как с федеральными органами исполнительной власти, так и с правоохранительными органами с целью повышения
эффективности защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Этим целям, а также совершенствованию работы по предотвращению преступлений и принятию мер правовой защиты способствует реализация целого комплекса мероприятий, включающих, в частности:
• проведение совместных обучающих семинаров;
• оказание необходимого содействия в сотрудничестве;
• изучение опыта зарубежных специалистов;
• ознакомление с практикой международного сотрудничества;
• организацию учебных программ.
В настоящее время информационное и организационное содействие в работе правоохранительных и судебных органов осуществляется путем рассмотрения запросов этих органов и подготовки письменных консультаций, справок и представления запрашиваемых документов. Так, например, в 2008 году было рассмотрено более 4 000 запросов. Наибольшее количество обращений поступило из Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) - 2 486, Федеральной таможенной службы (ФТС России) - 926, Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) -266, Управления Федеральной налоговой службы (УФНС России) - 136. Данные обо всех поступивших и рассмотренных запросах приведены в таблице 15.
Таблица 15
Количество поступивших и рассмотренных запросов
Федеральный орган исполнительной власти, правоохранительный орган Количество запросов в 2008 году
Министерство внутренних дел Российской Федерации 266
Федеральная таможенная служба 926
Прокуратура 32
Суды 96
Федеральная антимонопольная служба 59
Управление Федеральной налоговой службы 136
Министерство экономического развития Российской Федерации 5
Федеральная служба судебных приставов 2 486
Всего 4 006
Представленные в таблице 15 цифры свидетельствуют о том, что Роспатент активно взаимодействует с правоохранительными и судебными органами и при этом оказывает непосредственную практическую помощь органам дознания, следственным органам, органам прокуратуры, таможенным и налоговым органам, которые, руководствуясь в своей деятельности процессуальным или специальным законодательством, обращаются в Роспатент для получения различного рода информации.
В рамках осуществления взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в целях совершенствования исполнения государственных функций Роспатентом подписан ряд соглашений о взаимодействии. Соглашение между Роспатентом и Федеральной таможенной службой заключено 30 июля 2007 года. В настоящее время ведется работа по внесению изменений в некоторые статьи этого соглашения. В целях эффективного выполнения задач, возложенных на Роспатент и службу судебных приставов, 12 марта 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии и обмене информацией между Роспатентом и ФССП России. Сейчас в стадии проработки находится аналогичное соглашение между Роспатентом и МВД России.
С целью повышения эффективности использования имеющихся возможностей в области защиты прав интеллектуальной собственности на потребительском рынке 17 февраля 2009 года Роспатентом заключено Соглашение о сотрудничестве с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росз-дравнадзор) по организации эффективной правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, относящихся к области медицины и фармации. Это Соглашение подчеркивает общественную значимость обеспечения безопасности продукции фармацевтических предприятий и предотвращения распространения контрафактной продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья людей.
Взаимодействие Роспатента с судебными органами направлено прежде всего на
выработку единообразных подходов к разрешению споров в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
В 2008 году специалисты Роспатента приняли участие в подготовке замечаний и предложений к проекту постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В настоящее время упомянутый проект постановления дорабатывается, в том числе с учетом позиции Роспатента.
Взаимодействие Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам с субъектами Российской Федерации
Первостепенное значение в создании экономики, основанной на знаниях, принадлежит объектам промышленной собственности. Кто будет обладать исключительным правом на такие объекты в области нанотехнологий, тот будет не только задавать тон в развитии той или иной области экономики своей страны, но и влиять на развитие экономик других стран. Это непреложная истина, которой нельзя пренебрегать при прогнозировании развития экономики.
Возьмем, к примеру, в последние годы набирающую обороты наноиндустрию. На ее развитие выделены колоссальные средства, а исследование, разработку, производство и реализацию продукции наноиндустрии в России осуществляют несколько сотен организаций.
При этом конкурентоспособность отечественных разработок в сфере нанотехнологий на внешнем и внутреннем рынках не то что невелика, но ничтожно мала: из выданных в этой области за 2000-2007 годы 354 патентов на изобретения и полезные модели используются только четыре разработки - по два патента на изобретение и полезную модель.
По существу, такое положение дел и в других областях техники.
На наш взгляд, низкий уровень патентного обеспечения разработок обусловлен недостаточным пониманием разработчиками необходимости патентования созданных результатов научно-технической деятельности, отсутствием на предприятиях патентных служб или их малочисленностью, что, в свою очередь, ведет к информационному и методологическому вакууму разработчиков в сфере интеллектуальной собственности.
На протяжении многих лет Роспатент проводит различные мероприятия в регионах Российской Федерации, осуществляя Программу сотрудничества с регионами в области интеллектуальной собственности. В настоящее время Роспатент сотрудничает с 35 регионами Российской Федерации, с администрациями 18 которых заключены соглашения о сотрудничестве.
В рамках выполнения Программы информационного обеспечения регионов в 2008 году предоставлялся бесплатный доступ
через Web-сайт к полнотекстовым базам данных по отечественным изобретениям и полезным моделям 125 организациям в 7 федеральных округах Российской Федерации. Доступ предоставлен 42 региональным организациям (РО), 8 наукоградам - города Королев, Дубна, Реутов, Фрязино, Протвино Московской области, Обнинск Калужской области, Мичуринск Тамбовской области и рабочему поселку Кольцово Новосибирской области; 41 государственному научному центру (ГНЦ) и 34 научным центрам Российской академии наук (НЦ РАН).
В таблице 16 показано распределение организаций, которым предоставлен бесплатный доступ к полнотекстовым базам данных федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (ФГУ «ФИПС») по отечественным изобретениям и полезным моделям по категориям - РО, наукограды, ГНЦ и НЦ РАН - и федеральным округам.
Таблица 16
Организации, которым предоставлен бесплатный доступ к полнотекстовым базам данных федерального государственного учреждения «Федеральный институт
промышленной собственности»
Федеральный округ Всего организаций РО Наукограды ГНЦ НЦ РАН
Центральный 57 11 7 29 10
Северо-Западный 17 3 - 10 4
Южный 6 5 - 1 -
Приволжский 20 13 - 1 6
Уральский 9 6 - - 3
Сибирский 10 3 1 - 6
Дальневосточный 6 1 - - 5
Итого 125 42 8 41 34
В 2008 году общее количество запросов к патентным базам данных Роспатента на бесплатной основе составило 18 321.
Динамика использования полнотекстовых баз данных по отечественным изобретениям и полезным моделям показана на рисунке 6.
В 2008 году Роспатентом в 20 регионах шести федеральных округов Российской
Федерации совместно с опорными организациями были организованы и проведены 28 конференций и семинаров по вопросам интеллектуальной собственности, на которых выступили с докладами 80 сотрудников Роспатента, ФГУ «ФИПС», ФГУ «Палата по патентным спорам» и Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС). На конференциях
ч 19 000
О
1_
” 18 000
о
0
Ц 17 000
га
со
° 16 000
%
1 15 000 ц
о
ш 14 000
ш
о 13 000
12 000
11 000
10 000
2004
2005
2006
2007
2008 годы
Рис. 6. Динамика использования полнотекстовых баз данных по отечественным
изобретениям и полезным моделям
и семинарах присутствовали более 3 000 человек.
В рамках реализации административной реформы в субъектах Российской Федерации в конце прошлого года Роспатент начал проводить подготовительные работы по заключению соглашений о взаимодействии с региональными органами исполнительной власти по предоставлению государственной услуги приема заявок на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также документов, прилагаемых к указанным заявкам, на базе создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Совершенствование информационных услуг, в том числе с использованием автоматизированных систем
Важнейшим условием функционирования системы охраны интеллектуальной собственности является качественное информационное обеспечение всех пользователей этой системы - создателей объектов
интеллектуальной собственности, патентовладельцев, патентных поверенных, информационных служб, обслуживающих специалистов в разных регионах страны и других пользователей (рис. 7).
Патентная информация используется на всех этапах жизненного цикла объектов техники. На ее основе осуществляются разработка технических новшеств и их патентование, определяются перспективы коммерциализации созданных объектов промышленной собственности и их конкурентоспособность, решаются вопросы стимулирования их продвижения на рынке и т. п.
Публикация патентной информации в виде официальных изданий сопровождает все основные этапы правовой охраны интеллектуальной собственности, и именно по этой причине официальные издания Роспатента являются наиболее оперативным и исчерпывающим источником информации о зарегистрированных в Российской Федерации объектах интеллектуальной собственности.
Официальные бюллетени по всем объектам промышленной собственности предо-
6%
14%-
5%
35%
33%
□ научные организации
□ научно-производственные и промышленные предприятия
□ учебные заведения
□ территориальные ЦНТИ*и областные библиотеки
□ патентные поверенные, юридические фирмы
□ остальные
* центр научно-технической информации
Рис. 7. Потребители патентно-информационной продукции
ставляются подписчикам на CD и DVD, при этом их последние номера выкладываются для свободного доступа на сайте Роспатента в Интернете. В 2008 году зафиксировано более 237 тысяч обращений пользователей Интернета к бюллетеням Роспатента (рис. 8).
Помимо публикации официальной информации о зарегистрированных в Российской Федерации объектах интеллектуальной собственности, ФГУ «ФИПС» Роспатента производит и распространяет региональный диск CISPATENT, являющийся сборником публикаций патентных ведомств государств - участников СНГ, а также Евразийского патентного ведомства (совместный выпуск Регионального диска регулируется специальным соглашением между странами-участницами).
Ассортимент информационных продуктов на оптических дисках постоянно расширяется и в 2008 году включал 18 наименований различных видов баз данных, которые были предоставлены потребителям общим тиражом 776 комплектов (рис. 8).
Однако наиболее многогранно и многофункционально патентные базы представлены в Интернете на сайте Роспатента. Пользователи могут осуществлять поиск
по всем объектам промышленной собственности и в зависимости от целей поиска выбрать доступ к соответствующим базам данных: реферативным или полнотекстовым, на русском или английском языке (для изобретений), реестрам, содержащим сведения о правовом статусе документов, а также к информации о перспективных изобретениях и т. д.
Сайт Роспатента обеспечивает доступ к российскому серверу сети евр@сепе1. Сеть евр@сепе1 создана Европейским патентным ведомством и насчитывает более 37 серверов. Сервер российского патентного ведомства хранит информацию о патентных документах Российской Федерации и обеспечивает их поиск и отображение. Сервер с интерфейсом на русском языке также дает возможность доступа к всемирной базе патентной информации и к патентным фондам различных стран и международных организаций. Всего на сайте Роспатента обеспечивается доступ более чем к 30 патентным базам данных. Число запросов к ним постоянно растет (в 2008 году более 3,5 миллиона запросов) (рис. 9).
На сайте также освещается деятельность Роспатента как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
х
со
о 15
X
ф
со
о 10 ш
ф
т
сц
о
17
18
15
15
11
0
0
2
5
0
0
2
со
0
0
2
7
0
0
2
и
8 0
° годы
Рост ассортимента патентно-информационных баз данных на оптических дисках
“ 900
ш
686
о
О
со
сЗ
ш
т
2
Ц
О
600
300
777
845
776
6
0
0
сч
7
0
0
сч
8
0
0
сч
63%
годы
Количество предоставленных комплектов патентных БД на оптических дисках
13%
11%
13%
□ международные классификации
□ промышленные образцы
□ товарные знаки, знаки обслуживания
□ изобретения, полезные модели Распределение количества предоставленных комплектов патентных БД на оптических дисках по объектам промышленной собственности
Рис. 8. Показатели распространения патентной информации на оптических дисках
5
0
0
единую политику в области правовой охраны интеллектуальной собственности. Эта часть сайта формируется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и включает сведения об организации и направлениях деятельности Роспатента, о его международном сотрудничестве, взаимодействии с другими органами государственной власти, в том числе в регионах страны.
Дальнейшее совершенствование предоставления информационных услуг в Интернете Роспатент связывает с введением в эксплуатацию в 2009 году нового Интере-нет-портала, который является платформой для создания и размещения на его основе ряда жизненно важных автоматизированных подсистем, обеспечивающих следующие преимущества:
• осуществление непрерывной публикации официальной информации об объектах промышленной собственности с использованием новейших технологий;
СІ 35 ш
30
25
® 20
о со
15
10
0
32
ь 4 000
3 780
24
24
19
11
о
.0
8 з 000
О
0
С
со
1 2 000 к
о
о
т
2
9 1 000
2004 2005 2006 2007 2008 годы
Рост ассортимента патентно-информационных баз данных, предоставляемых в Интернете
2%
0
3 490
3 200
2 600
1 850
2004 2005 2006 2007 2008годы
Количество запросов к поисковым базам данных Роспатента в Интернете
1%
9%
88%
□ международные классификации
□ промышленные образцы
□ товарные знаки, знаки обслуживания
□ изобретения, полезные модели
Распределение количества запросов к информационно-поисковой системе в Интернете по объектам промышленной собственности
Рис. 9. Показатели обслуживания пользователей сайта Роспатента
доступ к электронным государственным реестрам по объектам промышленной собственности с возможностью проверки электронно-цифровой подписи (ЭЦП);
предоставление единой системы визуализации данных из внутренних автома-
тизированных систем с возможностью персонификации содержания, выдаваемого конечному пользователю.
Представляется, что решение этих задач обеспечит новый качественный уровень патентно-информационного обслуживания заявителей (населения).
5