Научная статья на тему 'Управление интеллектуальной собственностью отраслевых институтов'

Управление интеллектуальной собственностью отраслевых институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уварова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальной собственностью отраслевых институтов»

Уварова Н.М.

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОТРАСЛЕВЫХ ИНСТИТУТОВ

Отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ) оборонно-промышленного комплекса (ОПК) занимают особое место в деле развития научно-технического прогресса (НТП) в нашей стране и выполнения задания Президента РФ по удвоению валового внутреннего продукта (ВВП) за 10 лет. Они были созданы в советское время по принципу закрепления за каждым определенного направления (или части) науки и техники. В электронной промышленности, например, за отдельными отраслевыми институтами были закреплены такие направления как полупроводниковая техника, техника приборов сверхвысоких частот, фотоэлектронных приборов, лазерных приборов, средств отображения информации, материалов, спецмашиностроения, измерительных приборов, конденсаторов, резисторов и др.

Отраслевые НИИ осуществляли важнейшие исследования и разработки, определявшие НТП по закрепленным за ними направлениями. За отраслевыми НИИ закреплялись курируемые заводы одного из Главных Управлений Министерства, которые осваивали производство и выпускали разрабатываемые институтами изделия.

При отраслевых НИИ, как правило, создавались опытные заводы (производства), на которых отрабатывались технологии разработанных изделий. Таким образом, осуществлялся цикл «исследование - разработка - опытное производство - серийное производство». В этом цикле НИИ в основном

проводили исследования и разрабатывали новые изделия. Отрабатывая изделия, опытные заводы удовлетворяли возраставшие в них потребности промышленности. При увеличении потребности в изделиях до серийного уровня изделия передавались для освоения и расширенного производства на серийные заводы. Роль НИИ при передаче и освоении изделий на серийные заводы была первостепенной как в деле достижения параметров изделий в соответствии с документами на поставку, так и в деле автоматизации их производства, метрологии, стандартизации и др.

В процессе проведения НИОКР создавались изобретения. Так, например, в нашем институте (ФГУП «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов»), занимающимся разработкой пассивных радиокомпонентов, за 45 лет деятельности было создано более 500 изобретений.

В советское время не стоял вопрос о коммерциализации прав на изобретения на внутреннем рынке. При выполнении НИОКР проводился патентный поиск: исследовались зарубежные патенты с целью

создания изделий, соответствующих или превосходящих зарубежный уровень. НИИ безвозмездно

передавали на серийные заводы не только всю разработанную конструкторско-технологическую документацию (КТД), но и разработанный инструмент, метрологическое оборудование и контрольноиспытательную аппаратуру. Авторы изобретений в соответствии с законодательством получали авторские вознаграждения за разработку изобретений и их внедрение в производство. Следует подчеркнуть, что НИИ проводили НИОКР в основном за счет средств государственного бюджета. В

частности, НИИЭМП, являясь головным предприятием по ряду направлений электронной техники, в процессе своей деятельности разработал и освоил в производстве на серийных заводах более сотни изделий электронной техники и безвозмездно передал им КТД на разработанные изделия.

При переходе к рыночным отношениям правила коренным образом изменились. НИИ в конце 90-х годов практически лишились бюджетного финансирования, в десятки раз сократилось количество проводимых НИОКР. Переходный период подтолкнул НИИ к поиску путей выживания. Они принялись за составление и реализацию конверсионных программ. Чтобы выжить НИИ стали создавать собственные опытные

производства для выпуска и реализации продукции, разработанной по конверсионным программам. В

связи с резким сокращением выпуска отечественной бытовой техники - телевизоров, магнитофонов, приемников и др., сократился выпуск изделий электронной техники (ИЭТ) - резисторов, конденсаторов, соединителей и др. Так, например, выпуск резисторов в России сократился в 40 раз по сравнению с выпуском в СССР в последние годы его существования. Отечественные ИЭТ бытового

назначения перестали конкурировать с зарубежными по цене, а также по ряду параметров в связи с техническим застоем во время экономических преобразований. Серийные заводы оказались

недогруженными. Появилась востребованность освоения новой продукции на заводах. Разумеется,

сегодня НИИ не передадут свои разработки в виде технической документации, ноу-хау, патентов, т.е. прав на интеллектуальную собственность серийным заводам безвозмездно. Таким образом открывается перспектива образования в промышленной системе «отраслевые НИИ - промышленные предприятия» рынка интеллектуальной собственности (ИС).

Следует отметить, что в хозяйственном обороте России находится менее 1% созданной ИС. В ряде западных стран этот показатель достигает 70% [ 1 ]. Сознавая что, положение с ИС в России

плачевно, был принят целый ряд законов, постановлений, затрагивающих данную сферу.

С 1992 года в стране начала создаваться нормативно-правовая база в области ИС, адекватная рыночным условиям хозяйствования. Был принят пакет законодательных актов, направленных в основном на правовую охрану результатов научно-технической деятельности.

Российское законодательство в области интеллектуальной собственности в значительной мере соответствует мировым стандартам. Российской Федерацией были ратифицированы многие международные соглашения и конвенции в области ИС (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Договор о патентной кооперации и др.).

Продолжающийся процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию вызывает необходимость адаптации российской правовой системы к высоким требованиям мировых стандартов определенных в TRIPS (Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность).

Основу правовой системы Российской Федерации составляют: Патентный закон, Законы «Об авторских и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране селекционных достижений», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об информации, информатизации и защите информации», «О коммерческой тайне». Целый спектр вопросов, касающихся интеллектуальной собственности регулируется и пакетом законодательных актов и регламентов, которые относятся к гражданскому, уголовному, таможенному и налоговому праву.

Последние несколько лет исполнительная власть обращает внимание на необходимость развития науки, использования результатов научных исследований, представляющих коммерческий интерес. Причем внимание к возможному коммерческому использованию данных результатов нашло уже реальное отображение в принятых Правительством РФ постановлениях. Они касаются усиления государственной

инновационной политики, правовой защиты и инвентаризации результатов интеллектуальной

деятельности.

В принятых на совместном заседании Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета РФ и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям в марте 2002 г. «Основах

политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» сформулирована основная цель государственной политики в области науки и технологий: «Переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов». В

«Основах...» определены основные задачи повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности (НТД):

1) создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечение доступа к этой информации;

2) государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования

результатов научной и НТД;

3) нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной

собственности и иные результаты научной и НТД, созданные за счет средств федерального бюджета, прежде всего связанные с интересами обороны и безопасности страны;

4) нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и НТД для введения их в хозяйственный оборот;

5) нормативно-правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и НТД (в том числе с использованием экономических стимулов), регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, регламентация проведения стоимостной оценки результатов научной и НТД;

6) формирование рынка интеллектуальной собственности;

7) совершенствование патентной и лицензионной деятельности.

Какие же проблемы возникают в настоящее время у отраслевых НИИ в связи с принятием «Основ.» ?

Отраслевые НИИ заинтересованы в развитии системы учета информации о результатах проведенных в стране НИОКР. Публикация перечня проведенных работ полезна отраслевым НИИ в плане рекламы своих разработок и получения информации о состоянии разработок в стране для планирования своей дальнейшей деятельности. Необходимо правовое урегулирование взаимоотношений между разработчиком и государственным органом, отвечающим за систему сбора и учета информации. Отраслевые НИИ заинтересованы в представлении информации о результатах проведенных разработок в объеме, достаточном, чтобы заинтересовать потенциального потребителя, но не раскрыть сущности данных работ (что наиболее важно при отсутствии правовой охраны).

Вопрос доступа к информации о созданных результатах научно-технической деятельности (РНТД) касается как государства, так и отраслевых НИИ. Созданная в советское время отраслевыми НИИ ИС бессовестно разворовывается вновь создаваемыми предприятиями. Можно взять изделие, скопировать его, можно взять КТД из архивов, в т. ч. государственных, и вести производство этих изделий. И все это безвозмездно. Страдает ли от этого конкретный институт? Да, появляется недобросовестный конкурент со всеми вытекающими из этого последствиями для НИИ. С другой стороны теряет и государство. Ведь это на его деньги были созданы ОИС, были созданы в то время, когда ИС рассматривалась как нечто, предназначенное на пользу общества.

Сегодня, когда раздача даровых слонов закончилась, государство должно защитить себя в лице отраслевых НИИ, так как отраслевые НИИ находятся полностью в собственности государства или контрольный пакет акций приватизированных НИИ находится в собственности государства.

Необходимо решение вопросов ограничения выдачи документации на разработки из государственных архивов без согласования с государственными службами (министерствами, ведомствами и т.п.) и отраслевыми НИИ, разработавшими изделия.

Достаточно проблематично введение в хозяйственный оборот ОИС, а именно их учет и постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов.

В начале 2002 г. принят закон о проведении инвентаризации результатов научно-технической деятельности. Велика вероятность того, что в процессе инвентаризации будут выявлены неотраженные в бухгалтерском учете ОИС. В результате возникают достаточно неблагоприятные экономические последствия для предприятий.

Выявленные в ходе инвентаризации и не поставленные на баланс предприятия ОИС, должны быть оценены и поставлены на бухгалтерский учет уже по рыночной стоимости.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 12 9-ФЗ «... Выявленные при

инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации,.».

Как следствие, предприятие должно будет заплатить налог на прибыль (24%). Для нашего института это стало бы губительным, поскольку рыночная стоимость ОИС может быть достаточно велика. Поэтому предприятию сегодня невыгодно выявление ОИС в процессе инвентаризации.

В соответствии с действующим на сегодняшний момент законодательством, а именно ПБУ 14/2000,

ОИС при постановке на бухгалтерский учет оценивается по затратному методу. На данном этапе многие

предприятия используют ранее накопленные результаты, на разработку которых затраты уже давно списаны. Как следствие, возникает вполне закономерный вопрос каким образом возможна постановка на бухгалтерский учет таких объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов ?

Действенным способом защиты ИС институтов является работа по охране их в режиме коммерческой тайны. Документации, содержащей в себе РНТД, присваивается гриф «коммерческая тайна»,

определяется порядок обращения такой документации. С сотрудниками, использующими данную документацию для выполнения своих служебных обязанностей, заключаются договора о неразглашении конфиденциальных сведений.

Проблемой также является коммерциализация ОИС. В настоящее время отраслевые НИИ используют значительное количество своих разработок, главным образом, только для собственных нужд, а именно, используя в производстве продукции, а также в разработках новых изделий. Т.е процесс

коммерциализации разработок состоит лишь в производстве разработанных изделий для удовлетворения

потребностей рынка. До заключения лицензионных договоров дело доходит очень редко. Хотя лицензионная торговля на западе очень широко развита.

Большинство российских предприятий не владеют механизмом коммерциализации РНТД, поскольку ранее за них эти вопросы решало государство.

В настоящее время НИИ необходимо самим искать потребителей, т.е. заниматься несвойственной им ранее работой. При проведении задельных работ необходимо вести маркетинговые исследования, которые должны в первую очередь решать вопрос о целесообразности проведения дальнейшей разработки. При этом маркетинговые исследования очень важно проводить на всех этапах научнотехнической деятельности с тем, чтобы решить, какие результаты следует доводить до реализации в качестве товара, с какими потребительскими свойствами он должен быть, для какого потребителя предназначен, по какой цене и в каком количестве его следует реализовывать. Учитываются такие аспекты, как спрос, потребление, производство.

Принимаются решения о необходимости получения охранных документов на ОИС. Возможность наиболее выгодной коммерциализации научно-технической продукции зависит от степени ее подготовки к выходу на рынок, т.е. от ее «товарного вида».

Одной из проблем большинства отраслевых НИИ является вопрос выявления потенциальных ОИС и оформления заявок для получения охранных документов (патентов, свидетельств).

Отношение между отраслевыми НИИ и Министерством обороны РФ при выполнении НИОКР по Гособоронзаказу регламентируются Постановлением Правительства РФ от 23.01.2004 г. № 41. При

выполнении работ по госбюджету стороны должны руководствоваться Гражданским кодексом, т.е. созданная ИС принадлежит государству, если иное не оговорено договором. Когда дело касается создания оборонных объектов это понятно. В случае создания элементной базы двойного назначения целесообразно оставить ИС в собственности отраслевых НИИ для быстрейшего внедрения разработок в производство, как это делается в США [ 1 ]. Это тем более логично в связи с тем, что отраслевые НИИ находятся полностью в собственности государства или контрольный пакет акций приватизированных НИИ находится в собственности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеллектуальная собственность, созданная при государственном финансировании: политика

Правительства США - Электроника: Наука, Технология, Бизнес - 2004. - № 3. - с. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.