Инвентаризация результатов научнотехнической деятельности - основа стратегии успешного поведения предприятия на рынке технологий
С.А. Жуков
генеральный директор закрытого акционерного общества «Центр передачи технологий» Отраслевого центра Росавиакосмоса по патентно-лицензионной работе и коммерциализации РНТД, кандидат технических наук Е.В. Колядина
коммерческий директор закрытого акционерного общества «Центр передачи технологий» Отраслевого центра Росавиакосмоса по патентно-лицензионной работе и коммерциализации РНТД, кандидат технических наук
Стремительное развитие инновационной деятельности во всем мире обусловило появление проблемы эффективного управления результатами научно-технической деятельности (РНТД), экономическое использование которых рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России.
Рассмотрим инвентаризацию РНТД как одну из главных в системе управления интеллектуальной собственностью, т. к. управление интеллектуальными ресурсами предприятия невозможно без полной и достоверной информации обо всех объектах интеллектуальной собственности.
Инвентаризация РНТД - это выявление и анализ технологий, опыта, знаний, нематериальных активов предприятия (организации) или структурного подразделения, а также экспертиза юридических и учетных документов, относящихся к используемым на предприятии результатам интеллектуальной деятельности. В зависимости от экономической стратегии предприятия цели инвентаризации могут быть следующими:
1) выявление и систематизация научнотехнического потенциала предприятия;
2) защита научно-технического потенциала от конкурентов путем патентования (регистрации) или в режиме коммерческой тайны;
3) расширение бизнеса предприятия, получение дополнительных ресурсов и льгот путем коммерциализации интеллектуальной собственности, оптимизации налогообложения с использованием нематериальных активов.
В современной России идет приватизация, в том числе приватизируются предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Создаются вертикально и горизонтально интегрированные структуры.
В 1990-х годах приватизация предприятий ОПК проходила, как правило, без учета накопленной интеллектуальной собственности. В приватизационные ведомости включались лишь материальные активы предприятий. Возникло значительное число акционерных обществ с неприватизированной, т. е. принадлежащей Российской Федерации, интеллектуальной собственностью, например, ОАО «Пермские моторы», РКК «Энергия» имени академика С.П. Королева, Корпорация «Иркут» и т. д.
В некоторых из таких объединений, в том числе тех, которые имеют ключевое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, государство не имеет контрольного пакета акций. Это приводит к попыткам их поглощения иностранными конкурентами через подставные фирмы, искусственному банкротству (например, ОАО МВЗ им. М.Л. Миля), перепрофилированию или просто утрате государственного кон-
троля за научно-технической и промышленной политикой таких предприятий.
В соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации реорганизация государственных унитарных предприятий должна проводиться с обязательным учетом всего имущества, в том числе РНТД. Однако на практике этот процесс идет сложно. Одна из причин кроется в нежелании руководства предприятий показывать РНТД, созданные на бюджетные средства, из опасения, что права на их использование будут отняты или возникнут процедурные сложности с введением РНТД и прав на них в хозяйственный оборот. Другая причина - недостаточная квалификация членов инвентаризационных комиссий по вопросам, связанным с инвентаризацией и оценкой интеллектуальной собственности. Окончательно не решен и вопрос о централизованном бюджетном финансировании обязательной инвентаризации РНТД и прав на них при реорганизации унитарных предприятий. В 2003 году Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) планирует начать финансирование только пилотных проектов по инвентаризации из средств федеральной целевой программы «Реформирование оборонно-промышленного комплекса в 2003-2006 годах». А между тем возможности такого механизма, как инвентаризация прав на РНТД, могут быть использованы государством не только при реорганизации госпредприятий. Сегодня существуют правовые основания для возвращения государству контрольного пакета акций ранее приватизированных предприятий ОПК через инвентаризацию и оценку интеллектуальной собственности. Более корректно этот процесс описывается следующими операциями:
1) выявление и идентификация прав на РНТД;
2) оценка стоимости этих прав;
3)внесение оцененных прав на РНТД в уставный капитал акционерного общества через вторичную эмиссию акций.
Попытки такого рода предпринимались Министерством имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) в отношении открытого акционер-
ного общества (ОАО) «Пермские моторы», однако задача не была решена до конца (имеется в виду именно увеличение пакета государственных акций). Причины этого авторам не известны. Однако, исходя из общего анализа можно предположить, что государство столкнулось с противодействием части акционеров упомянутых ОАО по увеличению пакета акций государства. Полагаем, что государство имеет достаточно рычагов и правовых оснований для того, чтобы вернуть себе контроль над ведущими предприятиями ОПК.
Правовые основания инвентаризации и учета прав на РНТД
К правовым основаниям инвентаризации РНТД и прав на них прежде всего относятся следующие документы:
• постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научнотехнической деятельности»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
• распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 1607-р «Об утверждении основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»;
• распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 1764-р «Об утверждении основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий».
До сих пор на законодательном и нормативном уровне не решен ряд вопросов, в том числе, куда и по какой стоимости ставить на баланс РНТД, права на которые принадлежат государству.
Методические основы проведения инвентаризации РНТД и прав на них
Одной из сложностей современного периода является недостаточное знание методических основ проведения инвентаризации РНТД и прав на них.
Методические основы в общем виде изложены в «Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научнотехнической деятельности», утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 22 мая 2002 года № 1272-Р/Р-8/149 (далее -Методические рекомендации МИО).
Блок-схема этапов проведения инвентаризации РНТД и прав на них согласно Методическим рекомендациям МИО приведена на рисунке 1.
Суть проведения инвентаризации РНТД и прав на них сводится к следующему:
• определяется цель инвентаризации. В общем смысле - это введение прав на РНТД в гражданский оборот. В более узком смысле при реорганизации предприятия -это выявление важной составляющей имущественного комплекса предприятия, каковой является совокупность РНТД и прав на
них, и мероприятия, которые заложат основу для дальнейшего эффективного использования этих прав;
• создается рабочая инвентаризационная комиссия (РИК) как часть инвентаризационной комиссии предприятия. В состав РИК включаются представители органов федеральной или местной исполнительной власти, которые являются собственниками предприятий или к ведению которых данные предприятия относятся, представитель федерального органа исполнительной власти, являющегося заказчиком научно-технической продукции, представители разработчиков научно-технической продукции, сотрудник патентно-лицензионного подразделения, работник бухгалтерской службы предприятия. В случае необходимости привлекаются внешние эксперты, с которыми рекомендуется заключить договор на оказание услуг. С членами РИК, а также внешними экспертами подписываются соглашения о сохранении конфиденциальных сведений;
• составляется план инвентаризации. При инвентаризации РНТД и прав на них проводятся научно-технический, правовой и экономический анализы РНТД. Целью научно-технического анализа является выявление РНТД, целью правового анализа-установление прав на выявленные РНТД, целью экономического анализа - выявление коммерчески перспективных РНТД. С учетом необходимости проведения указанных анализов и составляется план проведения инвентаризации, т. е. определяется последовательность работы в различных подразделениях предприятия;
• проводится инвентаризация РНТД и прав на них. По плану инвентаризации члены РИК проводят работу в различных подразделениях предприятия по выявлению РНТД и идентификации прав на них;
• оформляются и представляются ре-
Определение Создание Составление Инвентаризация Оформление,
цели рабочей плана РНТД и прав на представление
инвентаризации —► инвентариза- —► инвентаризации —► них —► результатов
РНТД и прав ционном РНТД и прав на инвентаризации
на них комиссии них
Рис.1. Блок-схема этапов инвентаризации РНТД и прав на них
зультаты инвентаризации. Выявленные РНТД вносят в ведомости, формы которых утверждены Методическими рекомендациями МИО: ведомость № 1 «Исключительные права на РНТД», ведомость № 2 «Потенциально охраноспособные РНТД», ведомость № 3 «РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав». По результатам инвентаризации РИК оформляет акт № 1 «Права организации на выявленные РНТД» и акт № 2 «Не принадлежащие организации права на выявленные РНТД. Акты подписывают все члены РИК и утверждает руководитель РИК.
Предложена логичная и достаточно простая схема проведения инвентаризации РНТД и прав на них, однако ее реализация требует специальной подготовки. Иначе говоря, в составе РИК должны быть высококвалифицированные специалисты по интеллектуальной собственности. Таких специалистов очень мало, и не каждое предприятие может их привлечь к проведению инвентаризации РНТД и прав на них. Для таких предприятий ЗАО «Центр передачи технологий» инициативно разработало «Пособие по проведению инвентаризации РНТД» (далее - Пособие).
Пособие состоит из двух логически связанных между собой частей, одна из которых разъясняет основные положения Методических рекомендаций МИО и методику заполнения представленных в ней учетных форм. При этом каждое положение Методических рекомендаций МИО детально раскрывается. Выстроена пошаговая последовательность действий, своего рода технология проведения инвентаризации. Дан подробный перечень нормативных правовых документов, необходимых для проведения инвентаризации и прав на них. Вторая часть Пособия содержит рекомендации по наиболее актуальным проблемам практики проведения инвентаризации РНТД и прав на них, а именно по вопросам определения долей прав на выявленные РНТД, принадлежащих различным правообладателям, постановки на бухгалтерский учет прав на РНТД, последующим действиям руководства предприятия после инвентаризации РНТД, направленным на вовлечение РНТД
и прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот. Пособие служит методическим подспорьем для проведения инвентаризации РНТД на любом из хозяйствующих субъектов Российской Федерации независимо от формы собственности.
Инвентаризация РНТД и прав на них-лишь первый шаг в создании системы управления интеллектуальной собственностью предприятия
Выявление результатов научно-технической деятельности и идентификация прав на них (т. е. собственно инвентаризация РНТД), последующее урегулирование отношений между правообладателями при изменении формы собственности предприятия являются лишь начальными элементами сложного процесса, называемого «введением РНТД в хозяйственный оборот». Передача прав на конструкторскую документацию от конструкторского бюро серийному заводу на основе лицензионного договора, использование документации при производстве продукции, получение кредита под залог патента, осуществление инвестиционного проекта на основе новой разработки - вот лишь некоторые из возможных путей получения дохода с помощью РНТД.
При этом предприятие, которое разрабатывает и реализует либо закупает РНТД для освоения выпуска конкурентоспособной продукции, обязано заботиться о системной работе по учету и введению РНТД в хозяйственный оборот. Речь идет о системе управления интеллектуальной собственностью (СУИС) предприятия, которая должна стать одной из составляющих общей системы управления предприятием.
Перечислим основные функции. Можно выделить следующие блоки: (1) инвентаризация РНТД, ведение инвентарного учета и собственно хранение РНТД, зафиксированных на различных материальных носителях; (2) бухгалтерский и налоговый учет РНТД и прав на них на всех стадиях жизненного цикла РНТД; (3) правовая охрана РНТД, включая режим обеспечения конфиденциальности (режим коммерческой тайны); (4) использование РНТД в собственной
научной и производственной деятельности предприятия; (5) маркетинг и реализация РНТД и прав на них (в том числе лицензионная работа); (6) заключение авторских договоров, расчет и выплата авторских вознаграждений; (7) создание и приобретение РНТД, включая правовое сопровождение этих процессов. Указанные блоки представлены на рисунке 2.
Приступим к краткому описанию блоков СУИС:
(1) инвентаризация РНТД, ведение инвентарного учета и собственно хранение РНТД, зафиксированных на различных материальных носителях. Этот блок уже был частично описан. Добавим только, что хранение РНТД на разных предприятиях, в различных отраслях промышленности организовано по-разному. Например, на одном из предприятий Росавиакосмоса за хранение конструкторской и технологической документации, отчетов по научно-исследова-
тельским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) отвечает технический отдел; за хранение оригиналов патентов, заявок в патентное ведомство, а также описаний ноу-хау и рационализаторских предложений - патентный отдел. За инвентаризацию и ведение инвентарного учета РНТД также отвечает патентный отдел.
На другом предприятии создана дирекция интеллектуальной собственности и лицензионных программ. Этой дирекции подчинен патентный отдел. Дирекция отвечает за проведение инвентаризации, ведение инвентарного учета РНТД и ряд других вопросов, относящихся к СУИС, на предприятии.
(2) бухгалтерский и налоговый учет РНТД и прав на них на всех стадиях жизненного цикла РНТД. Бухгалтерский и налоговый учет прав на РНТД осуществляется бухгалтерией предприятия. Здесь следует обратить внимание на необходимость внимательного изучения бухгалтерами бухгалтерской
1. Инвентаризация РНТД, ведение инвентарного учета и собственно хранение РНТД, зафиксированных на различных материальных носителях
2. Бухгалтерский и налоговый учет РНТД и прав на них на всех стадиях жизненного цикла РНТД
3. Правовая охрана РНТД, включая режим обеспечения конфиденциальности (режим коммерческой тайны)
4. Использование РНТД в собственной научной и производственной деятельности предприятия
7. Создание и 5. Маркетинг и
приобретение РНТД, 6. Заключение реализация РНТД и
включая правовое авторских договоров, прав на них (в том
сопровождение этих расчет и выплата числе лицензионная
процессов авторских работа)
вознаграждении
Рис. 2. Функции системы управления интеллектуальной собственностью
и налоговой нормативной правовой базы в части РНТД (прежде всего ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №115н; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н; глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации), а также на необходимость тесного взаимодействия со специалистами по интеллектуальной собственности. Такое взаимодействие не только позволит избежать ошибок в определении правовой сущности объектов учета, но и поможет выработать стратегию формирования затрат и последующего учета создаваемых на предприятии (закупаемых) РНТД и объектов интеллектуальной собственности (ОИС). В связи с этим следует упомянуть о целесообразности перехода на проектный учет затрат при проведении НИОКР;
(3) правовая охрана РНТД, включая режим обеспечения конфиденциальности (режим коммерческой тайны). В промышленности наиболее часто используются следующие режимы правовой охраны РНТД: патентное право, авторское право, коммерческая тайна. Об использовании института патентного права говорить в рамках настоящей статьи нет смысла. Скажем лишь о том, чего не хватает в практике большинства предприятий. Целесообразно вырабатывать патентные стратегии, патентовать технические решения планово, осмысленно. Кроме того, необходимо значительно шире пользоваться таким эффективным инструментом конкурентной борьбы, как патентные исследования на всех стадиях жизненного цикла изделия. Правы те предприятия, которые сегодня возрождают патентные службы, пользуются услугами патентных фирм, проводят патентные исследования по изучению тенденций развития рынка, определению технического уровня, а при про-
мышленном освоении изделий - патентные исследования по определению патентной чистоты объектов техники.
Об организации режима охраны конфиденциальных сведений (в более узком смысле - режима коммерческой тайны - КТ) необходимо сказать отдельно. До сих пор правовыми основаниями для организации режима КТ являются статья 151 «Основ законодательства Союза ССР и республик» и повторяющая ее в основных положениях статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что проект Закона Российской Федерации «О коммерческой тайне» проходит этап доработки и согласований в Государственной Думе Российской Федерации.
Для организации эффективного режима КТ предприятие должно предпринять ряд правовых и организационных шагов, а именно приказом руководителя ввести положение о КТ предприятия, создать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и организовать их охрану, определить круг лиц, допущенных к коммерческим секретам и подписать с ними соглашения о конфиденциальности.
Важно помнить, что бремя сохранения в секрете сведений, составляющих КТ, лежит на их обладателе. На нем же лежит и необходимость отстаивания своих интересов в суде, если коммерческие секреты были недобросовестным способом использованы третьими лицами.
(4) использование РНТД в собственной научной и производственной деятельности предприятия. Использование РНТД в собственной научной и производственной деятельности предприятия является одним из основных способов введения РНТД в хозяйственный оборот и может быть разнообразным:
• применение полученных ранее новых знаний и технических решений, в том числе имеющих патентную охрану, при проведении новых НИОКР;
• использование технических решений и технической документации для освоения и выпуска серийной продукции;
• использование созданных или приобретенных программ для ЭВМ и баз данных в организационной, финансовой или производст-
венной деятельности предприятия и т. д.
Важным критерием является получение дополнительного дохода предприятием от использования РНТД. Как правило, за использование РНТД в деятельности предприятия отвечают его научно-технические и производственные службы;
(5) маркетинг и реализация РНТД и прав на них (в том числе лицензионная работа). Маркетинг и реализация РНТД и прав на них позволяют предприятию получить дополнительный доход. Для некоторых видов предприятий (разработчики) - это возможная основная статья дохода. В таком случае лицензионная работа на предприятии должна быть поставлена на должный уровень.
К сожалению, специалистов по лицензионной работе в промышленности мало. Причина этого понятна: в СССР не было внутреннего рынка лицензионной торговли, а на внешнем рынке работало ограниченное количество внешнеэкономических компаний, специализирующихся на продажах и покупках лицензий. Специалисты этих компаний и стали первой кадровой основой формирующегося лицензионного рынка России.
В случае, если у предприятия таких специалистов нет, перед руководителем встает выбор: подготовить таких специалистов или воспользоваться услугами внешних экспертов. Например, предприятиям авиационно-космической промышленности такие услуги способен оказывать Отраслевой центр по патентно-лицензионной работе и коммерциализации РНТД;
(6) заключение авторских договоров, расчет и выплата авторских вознаграждений. Проблема правильной организации работы по заключению авторских договоров, расчету и выплате авторских вознаграждений сегодня волнует многих руководителей. На одних предприятиях такая работа не поставлена вовсе, что способствует оттоку наиболее активных разработчиков в конкурентные структуры. На других - авторские вознаграждения выплачиваются относительно узкому кругу авторов, что вызывает социальное напряжение в профессиональной среде. Приходится сталкиваться и со своеобразным «интеллектуальным рэкетом» со стороны авторов, которые иногда
требуют настолько завышенные вознаграждения, что это начинает угрожать экономическому здоровью предприятия.
Правовыми основаниями для указанной работы являются положения пункта 2 статьи 8 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517-1 (в редакции от 7 февраля 2003 года № 22-ФЗ), в которой, в частности указано, что «размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются договором между работником (автором) и работодателем. В случае недостижения между сторонами соглашения об условиях договора в течение трех месяцев после того, как одна из сторон сделает другой стороне предложение в письменной форме об этих условиях, спор о вознаграждении может быть решен в судебном порядке. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы».
(7) создание и приобретение РНТД, включая правовое сопровождение этих процессов. Здесь целесообразно рассмотреть два типовых случая: создание научно-технической продукции по государственному контракту для федеральных государственных нужд и создание служебных разработок на собственные средства предприятия.
Впервые статьей 9 Федерального закона от 7 февраля 2003 года № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации», введенного в действие с 11 марта 2003 года, установлено распределение прав на объекты исключительных прав, созданных по государственному контракту. Так, в пункте 1 упомянутой статьи указано, что: «право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик.
В случае, если в соответствии с государственным контрактом право на получение патента принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, государственный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев с момента его уведомления в письменной форме исполнителем (подрядчиком) о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. В случае, если в течение указанного срока государственный заказчик не подаст заявку, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик)».
Право на служебные разработки, созданные на собственные средства предприятия, принадлежит предприятию.
В зависимости от того, на какие средства созданы РНТД, различается и процесс передачи прав на эти РНТД другому правообладателю. Однако надо отметить, что, если на РНТД военного, двойного и специального назначения разработан механизм передачи прав от Российской Федерации предприятию, то на РНТД гражданского назначения такой механизм до настоящего времени не разработан.
Таким образом, систематическое и грамотное проведение инвентаризации позволяет предприятию уточнить стратегию своего поведения на рынке, выявить охраноспособные решения, оценить их стоимость, выстроить отношения с государственными органами в вопросах хозяйственного использования РНТД. Таково основное значение блока инвентаризации в целостной системе управления интеллектуальной собственностью предприятия.
Литература
1. Жуков С.А. От инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности - к федеральной системе передачи технологий // Межотраслевая информационная служба. ГУП ВИМИ. 2001. Вып. 4 (117).
2. Жуков С.А. Об актуальных вопросах передачи и коммерциализации технологий при создании инновационной экономики России // Компас промышленной реструктуризации. 2003. № 2 (3).
3. Жуков С.А. Защита и коммерциализация высоких технологий итоги и перспективы//Инновации. 1999. № 9-10.