Научная статья на тему 'Долевое финансирование инновационных проектов с привлечением бюджетных средств'

Долевое финансирование инновационных проектов с привлечением бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Железный В. Б., Трейгер Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долевое финансирование инновационных проектов с привлечением бюджетных средств»

Долевое финансирование инновационных проектов с привлечением бюджетных средств

В.Б. Железный

вице-президент некоммерческого образовательного учреждения «Международная академия оценки и консалтинга»

Е.М. Трейгер

ректор некоммерческого образовательного учреждения «Международная академия оценки и консалтинга»

Отличительной особенностью постиндустриального развития экономики является сокращение доли промышленности в валовом национальном продукте (ВНП), прежде всего за счет увеличения доли сферы услуг, при абсолютном росте промышленного производства на современной и перспективной технико-технологической базе, т. е. на основе развития микроэлектроники, нанотехнологий, информатики, биотехнологии, генной инженерии, спутниковой связи, освоения новых видов энергии, космического пространства и т. д.

Для Москвы, не имеющей на своей территории экспортируемых природных ресурсов, наиболее эффективной может стать стратегия, основанная на создании и широком использовании наукоемких высокорентабельных технологий как для внутреннего потребления, так и в качестве экспортных товаров. Эта стратегия предусматривает преимущественно инновационный путь развития промышленности в постиндустриальной экономике, предусматривающий широкомасштабное вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Общепризнанными формами вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот являются лицензионные договоры или соглашения (в городе Москве таковыми являются безвозмездная неисключительная лицензия в случае использования ОИС для городских нужд и коммерческая лицензия в иных слу-

чаях; лицензиаром в этих договорах выступает уполномоченный орган правительства Москвы - Департамент науки и промышленной политики), однако рынок лицензионной торговли в Москве и России в целом пока не развит. Существующая практика и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что для вовлечения ОИС в хозяйственный оборот не менее эффективно могут использоваться и другие механизмы, а именно:

• внесение ОИС в уставный капитал хозяйственных обществ;

• учет ОИС в качестве доли города в инвестиционных проектах;

• использование ОИС в качестве предмета залога в кредитных сделках;

• передача ОИС в доверительное управление;

• передача ОИС в лизинг заинтересованным коммерческим организациям;

• использование ОИС в венчурных схемах привлечения капитала.

Непременным условием использования перечисленных механизмов является определение стоимости ОИС: рыночной - в случаях оформления договора купли-продажи (лицензионного соглашения) или внесения ОИС в уставный капитал юридического лица; залоговой - в случае использования его в качестве залога в кредитных сделках. Кроме того, при наличии у нескольких собственников прав на один и тот же ОИС необходима разработка методологии определения абсолютной величины стоимости и

доли в праве на ОИС для каждого собственника. Мировая практика доказывает, что наиболее эффективный механизм - это вовлечение в хозяйственный оборот и коммерциализация ОИС в процессе инновационной деятельности.

Инновационной деятельностью называется процесс реализации результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений (результатов научно-технической деятельности) в новый или усовершенствованный продукт, востребованный на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим процессом дополнительные научные исследования и разработки.

Можно определить две главных цели вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации ОИС:

1) решение экономических и социальных задач, стоящих перед органами исполнительной власти (в том числе субъекта Российской Федерации) посредством создания производства и вывода на рынок новой или усовершенствованной продукции (услуг);

2) получение прибыли в результате реализации указанных механизмов.

Необходимо отметить, что прямое получение прибыли для бюджета любого уровня в результате осуществления инновационных проектов практически невозможно. Доходы бюджета за счет осуществления инновационных проектов с привлечением средств бюджета имеют косвенный характер. Они возникают за счет создания новых производств, появления новых рабочих мест и налоговых поступлений на доходы юридических и физических лиц, занятых в новых производствах.

Использование результатов научно-технической деятельности (РНТД) и сформированных на их основе объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением средств города, может иметь как коммерческий, так и некоммерческий характер. Некоммерческим может быть использование РНТД и ОИС для нужд города, например в случае решения управленческих, социальных и экологических проблем.

Если же решается задача извлечения прибыли от коммерциализации результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, сформированных на их основе, в хозяйственный оборот могут быть вовлечены только те РНТД и ОИС, которые имеют коммерческую ценность - стоимость в обмене. Поскольку собственно результаты научно-технической деятельности без оформления прав на них не могут служить товаром, для вовлечения в хозяйственный оборот в любом случае на их основе должны быть сформированы объекты интеллектуальной собственности с определением величины доли в праве при долевом финансировании научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР).

Для вовлечения в хозяйственный оборот города Москвы интерес представляют в первую очередь РНТД и ОИС, относящиеся к промышленной собственности и к информации, сохраняемой в режиме служебной или коммерческой тайны, соответствующие приоритетам городской политики в этой сфере деятельности. Соответствие приоритетным интересам может быть установлено в результате анализа областей возможного использования РНТД и ОИС в свете потребностей отраслей городского хозяйства. Для правительства Москвы приоритетный интерес могут представлять следующие результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности.

1. РНТД и ОИС, использование которых способствует решению существующих проблем в экономической и социальной сферах городского хозяйства, например:

• новые технологии связи и телекоммуникационные технологии;

• новые технологии строительства, в том числе дорожного, производства строительных материалов и конструкций;

• новые технологии выпуска лекарственных препаратов и медицинских приборов, диагностического оборудования;

• способы бесконтактной диагностики повреждений и локального ремонта инженерных коммуникаций (кабельных линий и трубопроводов), развития общественного транспорта;

• энергосберегающие технологии;

• методы снижения уровня загрязнения окружающей среды, экологически чистой переработки бытовых и промышленных отходов и т. д.

Вовлечение этого класса РНТД и ОИС в хозяйственный оборот может быть осуществлено следующим образом:

• посредством обеспечения широкого доступа предприятий социально значимых отраслей к новым технологиям, недостижимого в случае частного владения интеллектуальной собственностью, на основе лицензионных договоров, предоставляющих этим предприятиям безвозмездную неисключительную лицензию на использование ОИС;

• посредством использования новых технологий для государственных нужд, т. е. в деятельности органов и структур города.

2. РНТД и ОИС, затраты на доведение которых до промышленного освоения правительство Москвы готово взять на себя (для результатов научно-технической деятельности - также затраты на формирование ОИС на их основе) с целью последующего выпуска конкурентоспособной экспортнопривлекательной или замещающей импорт продукции, обеспечивающей получение прибыли при ее выпуске и реализации. В этом случае ОИС, сформированные на основе имеющихся РНТД, могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, например:

• посредством внесения их от имени правительства Москвы (в лице уполномоченного органа) в уставный капитал хозяйственных обществ, в том числе на условии заключения соглашений о разделе прибыли от реализации продукции, выпускаемой с использованием названных ОИС;

• посредством передачи ОИС в лизинг заинтересованным коммерческим структурам.

3. ОИС, результаты маркетинговых исследований рынка в отношении которых показывают возможность их дальнейшей коммерциализации. Коммерциализация таких ОИС осуществляется посредством продажи третьим лицам лицензий на их использование или пакетов акций открытых акционерных обществ (ОАО), в уставные капиталы которых они внесены. Формирование перечня приоритетных ОИС может осуществляться специ-

альной организацией (например ОАО «Московский комитет по науке и технологиям») под руководством уполномоченного органа правительства Москвы по управлению и распоряжению интеллектуальной собственностью - Департамента науки и промышленной политики (ДНПП) - на основе:

• изучения проблем всех отраслей городского хозяйства по данным соответствующих департаментов правительства Москвы;

• анализа перспективных направлений выпуска конкурентоспособной продукции;

• маркетинговых исследований спроса на новые перспективные технологии (как правило, доведенные до стадии промышленного освоения).

При рассмотрении описанных механизмов авторами не делалось различий между результатами научно-технической деятельности и созданными на их основе ОИС, принадлежащими правительству Москвы и иным собственникам. Очевидно, что правительство Москвы заинтересовано в первую очередь в вовлечении в хозяйственный оборот (коммерциализации) ОИС, созданных с привлечением средств города. В то же время с точки зрения обновления и развития наукоемкого высокотехнологичного промышленного производства на территории города Москвы правительство Москвы заинтересовано в использовании для этих целей РНТД и ОИС, принадлежащих любым собственникам, главное, чтобы они обеспечивали эффективное решение задачи. Учитывая, что для правительства Москвы основной целью вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации ОИС является не извлечение прибыли, а обеспечение развития индустриального комплекса города на основе обновления ассортимента и выпуска новой или усовершенствованной продукции и повышения его конкурентоспособности, оптимальным является вовлечение в хозяйственный оборот или коммерциализация РНТД и сформированных на их основе ОИС в ходе осуществления инновационных проектов, причем на долевой основе, с привлечением внебюджетных инвестиционных источников финансирования.

Таким образом, для разработки методологического обеспечения оценки стоимости

ОИС при долевом финансировании инновационных проектов с привлечением средств бюджета города Москвы необходимо следующее:

• определить этапы (стадии) инновационного процесса, на которых целесообразно долевое финансирование инновационной деятельности с одновременным привлечением бюджетных и внебюджетных источников;

• проанализировать мировой и отечественный опыт, накопленный в этой области, включая организационные схемы и процедуры долевого финансирования инновационных проектов;

• разработать систему критериев целесообразности оформления от имени правительства Москвы доли в праве на ОИС, используемые в дальнейшем для осуществления инновационных проектов;

• создать необходимые условия для эффективного осуществления инновационной деятельности, включая создание соответствующей инфраструктуры, определение источников финансирования и кадровое обеспечение руководства инновационными проектами;

• обосновать подходы и методы оценки стоимости полного пакета прав на ОИС и стоимости доли в праве на него.

Возникновение оснований

оформления от имени правительства Москвы доли в праве на объекты интеллектуальной собственности

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) - это исключительные имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе на результаты научно-технической деятельности (РНТД). Очевидно, что эти права возникают с момента их оформления. В ряде случаев ОИС возникают при государственной регистрации имущественных прав, например при получении патентов на изобретение, промышленный образец, селекционные достижения; свидетельств на полезную модель, программу для ЭВМ, топологию микросхем и т. д. Однако интеллектуальная собственность может возникнуть и без государственной регистрации прав в виде ин-

формации, сохраняемой в режиме коммерческой тайны: секреты производства, ноу-хау, конструкторская и технологическая документация и т. п. Для нас важно, что РНТД и ОИС способны приносить доход или быть полезными иным способом, т. е. удовлетворять потребности собственника. Отсюда следует, что РНТД и ОИС имеют стоимость в обмене и могут использоваться в качестве товара наряду с имуществом, ценными бумагами и деньгами, т. е. участвовать в хозяйственном обороте. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н для постановки ОИС на бухгалтерский учет необходима их идентификация и наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительных прав организации на него. При постановке на бухгалтерский учет стоимость ОИС может быть определена либо как сумма затрат на его создание, либо как рыночная стоимость соответствующего актива при его приобретении.

Поскольку ОИС формируется на основе результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, учет необходимо начинать уже на стадии получения РНТД в результате выполнения НИОКР, в том числе с привлечением средств бюджета города Москвы. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 6 февраля 2001 года № 114-ПП права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств бюджета города Москвы, подлежат закреплению за уполномоченным органом правительства Москвы, если эти права не закреплены за юридическими или физическими лицами на законных основаниях.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе долевое, с использованием средств бюджета города

Существующий сегодня порядок формирования программы научно-исследова-

тельских и опытно-конструкторских работ за счет бюджета города Москвы предусматривает их постановку по заявкам государственных заказчиков - департаментов и управлений правительства Москвы. Причем исполнители НИОКР определяются на конкурсной основе. Государственные заказчики формируют перечень НИОКР исходя из задач, стоящих перед отраслями городского хозяйства. Однако это еще не означает, что полученные в результате выполнения НИОКР РНТД будут обладать коммерческой привлекательностью с точки зрения третьих лиц и в дальнейшем могут быть использованы для осуществления инновационных проектов. В то же время, с точки зрения коммерциализации и использования в инновационных проектах, интерес представляют только те РНТД, на основе которых можно сформировать коммерчески привлекательные ОИС.

При изменении с 1 января 2005 года в соответствии с российским законодательством (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) порядка финансирования НИОКР прямое финансирование таких работ из бюджетных средств субъекта Российской Федерации по статье «научно-исследовательские работы» стало невозможно, однако возможность финансирования НИОКР за счет средств города (в том числе, и на долевой основе) как первой стадии (стадии «старт-ап») инновационных проектов принципиально сохранилась.

Поэтому в дальнейшем, сохранив порядок постановки НИОКР в рамках осуществления инновационной деятельности по заявкам государственных заказчиков, целесообразно также рассмотреть возможность постановки и долевого финансирования НИОКР и по заявкам предприятий или третьих лиц, что позволит финансировать за счет средств города только часть затрат на выполнение этих НИОКР. Необходимыми условиями включения такой работы в городскую программу должны быть наличие представленного инициатором НИОКР объективного обоснования, что полученные РНТД позволят в дальнейшем осуществить все стадии инновационного процесса, обеспечив непрерывность цикла «разработка -

технология (продукция) - производство -реализация» и обязательство вложить определенные собственные средства в выполнение предлагаемой НИОКР. Одновременно необходимо разработать соответствующий порядок постановки таких НИОКР, например с использованием в качестве основы пакета документов, разработанного ОАО «Московский комитет по науке и технологиям», для участия предприятий в конкурсе на выполнение НИОКР при соответствующей его доработке.

Выбор потенциальной коммерчески привлекательных РНТД и сформированных на их основе ОИС для использования в качестве объектов инновационных проектов определяется теми целями, которые ставит перед собой правительство Москвы, принимая решение об осуществлении того или иного проекта. С точки зрения правительства Москвы осуществление инновационного проекта целесообразно только в том случае, если:

• в результате город получает необходимую ему для решения социальных или экономических задач новую или усовершенствованную продукцию, по крайней мере часть которой после организации производства продукции и вывода ее на рынок будет приобретаться городом;

• эта продукция будет иметь более низкую стоимость, чем ее аналоги, обладающие теми же потребительскими характеристиками и выпускаемые другими производителями.

В качестве количественных критериев потенциальной коммерческой привлекательности ОИС для использования их в качестве объектов инновационных проектов предлагается учитывать следующее:

• при наличии аналогов планируемой к выпуску продукции ее стоимость в экономических условиях города должна быть ниже, чем стоимость продукции с такими же потребительскими характеристиками, выпускаемой другими производителями;

• приведенную к дате оценки сумму затрат, необходимых для организации производства продукции с использованием ОИС (величина необходимых затрат позволяет сделать вывод о принципиальной возможности использования ОИС в качестве объек-

та инновационного проекта с точки зрения наличия необходимых средств для его осуществления, т. е. о возможности получения бюджетного кредита в требуемом объеме);

• отношение рыночной стоимости ОИС к сумме затрат (величина отношения рыночной стоимости ОИС к сумме затрат, необходимых для организации выпуска и реализации на рынке новой или усовершенствованной продукции с использованием ОИС, позволяет сделать вывод о возможной норме прибыльности инновационного проекта на основе будущего ОИС (коммерческой рентабельности) и коммерческой привлекательности РНТД).

Для того чтобы увеличить долю коммерчески привлекательных РНТД (и, соответственно, будущих ОИС), получаемых в результате выполнения НИОКР, и одновременно снизить финансовую нагрузку на городской бюджет при их выполнении, необходимо заинтересовать коммерческие предприятия (предпринимателей) в частичном (долевом) финансировании этих работ. Это означает, что в программе НИОКР должны появиться работы, в результатах которых заинтересованы предприниматели-бизнесмены, способные частично профинансировать их выполнение за свой счет. В этом случае при оформлении пакета прав на РНТД (при формировании ОИС) каждая финансировавшая выполнение НИОКР сторона будет иметь свою долю в праве на ОИС. Следовательно, возникает, по крайней мере, две проблемы:

1) определить количественно абсолютное значение доли в праве на ОИС для каждой стороны;

2) оценить стоимость (денежный эквивалент) доли в праве на ОИС каждой стороны.

Без этого невозможно вовлечение в хозяйственный оборот или коммерциализация (использование в качестве предмета обмена или товара) ОИС.

При определении стоимости доли в праве на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении, может быть, в давно прошедшее время НИОКР с использованием средств различных заказчиков и самого исполнителя в разные временные периоды, а также при определении стоимости доли в праве на сформированный на основе этих РНТД ОИС применение

какого-либо другого подхода, кроме затратного, невозможно.

Действительно, стоимость получения конкретных РНТД в результате выполнения конкретной НИОКР по договору равна договорной цене за вычетом возвратных налогов и отвечает согласованным представлениям заказчика (или заказчиков) и исполнителя о стоимости этих работ. Отсутствуют какие-либо основания, позволяющие утверждать, что любой другой исполнитель сможет получить те же самые РНТД на тех же условиях. Исключением являются, пожалуй, только работы по разработке типовых технических и технологических объектов (например типовых программных продуктов), но вряд ли их с полным основанием можно отнести к НИОКР.

Таким образом, единственной мерой, позволяющей определить долю в праве на ОИС, созданный в результате выполнения НИОКР, финансируемой за счет средств нескольких участников, являются затраты, понесенные каждым из участников финансирования при выполнении НИОКР.

Для определения рыночной (инвестиционной) стоимости ОИС, используемого в качестве объекта инновационного проекта, предлагается использовать метод освобождения от роялти. Метод освобождения от роялти с дисконтированием прибыли до налогообложения применяется тогда, когда денежные поступления от использования актива и связанные с этим выплаты можно спрогнозировать, причем разности поступлений и выплат существенно различаются в различные годы рассматриваемого (прогнозного) периода. Метод расчета может быть разбит на следующие семь этапов:

• составляется подробный и обоснованный бизнес-план инновационного проекта, содержащий прогнозы необходимых затрат и объемов продаж, по которым ожидаются выплаты роялти; прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам;

• выбирается ставка роялти; для целей, изложенных в данной статье, ставка роялти выбирается из отраслевых таблиц;

• выбирается горизонт расчета, соответствующий возможному сроку использования ОИС;

• рассчитываются требующиеся затраты и ожидаемые выплаты в виде роялти применительно к объемам продаж в стоимостном выражении по годам;

• рассчитываются потоки прибыли по годам, получаемые в виде разности сумм доходов от выплаты роялти и сумм необходимых расходов в соответствии с бизнес-планом инновационного проекта; коэффициенты дисконтирования определяются исходя из ставки дисконта Я (в рамках экономических условий 2004 года Я = 30 %, при изменении финансовых индикаторов рынка изменится и Я);

• определяется приведенная стоимость потоков прибыли путем суммирования дисконтированных по годам значений.

Поток прибыли (или убытка) текущего года (года начала инновационного проекта) учитывается с коэффициентом единица (для инвестиционных проектов этот член отрицателен).

Для каждого последующего года коэффициент дисконтирования получается умножением коэффициента для предыдущего года на величину:

1/(1 + г) = 100 % /(100 процентов + ставка дисконта),

где г - ставка дисконта, выраженная в долях (она равна частному от деления ставки дисконта в процентах Я на 100 процентов).

Поскольку горизонт расчета выбирается равным оставшемуся с момента начала инновационного проекта сроку экономического использования ОИС, в конце прогнозного периода рыночная стоимость ОИС становится равной нулю. Дополнительно необходимо отметить, что в общем случае рыночная (инвестиционная) стоимость ОИС увеличивается по мере осуществления инновационного проекта.

Долевое финансирование инновационных

проектов с использованием объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам, с привлечением средств бюджета города

Для реализации инновационного развития экономики (в первую очередь промышленного производства) города Москвы не имеет

значения, кому изначально принадлежат права на результаты научно-технической деятельности (т. е. кто является собственником объектов интеллектуальной собственности), используемые в дальнейшем для осуществления инновационных проектов с привлечением средств бюджета города Москвы. Главное, чтобы результаты инновационных проектов отвечали приоритетным интересам развития всего комплекса экономической и социальной сфер города.

Соответствие целей инновационных проектов приоритетным интересам может быть установлено в результате анализа областей возможного использования ОИС в свете потребностей отраслей городского хозяйства и экономики города в целом. Для того чтобы третьи лица обладали информацией о том, создание производства какой продукции (оказания услуг) и на каких условиях представляет приоритетный интерес для города, целесообразно формирование перечня приоритетных задач, решение которых необходимо городу, и создание базы данных о них, доступной третьим лицам. В этом случае собственники отвечающих этим требованиям ОИС, к тому же осведомленные о порядке осуществления инновационных проектов с участием средств бюджета города Москвы (для этого необходимо создание специальных источников финансирования, например специальной системы грантов, выделяемых на осуществление инновационной деятельности), с очень большой долей вероятности будут предлагать правительству Москвы в лице уполномоченного органа принадлежащие им ОИС с целью их коммерциализации в ходе осуществления инновационных проектов.

Долевое финансирование инновационного проекта за счет средств бюджета оправданно только в том случае, если в отношении ОИС, используемого для производства новой продукции, существуют положительные ответы на следующие вопросы:

• кому нужна новая продукция;

• как эту продукцию изготовить;

• можно ли эту продукцию продавать;

• соответствуют ли возможности исполнителя задаче создания производства новой продукции;

• какова себестоимость производства этой продукции;

• каковы цена, объемы продаж и период востребованности рынком новой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Москвы может компенсировать затраты, понесенные им при осуществлении инновационного проекта с его участием, несколькими способами, например:

• осуществлять долевое финансирование инновационного проекта на условиях поставки части созданной и выведенной на рынок в результате его осуществления новой или усовершенствованной продукции (в течение определенного времени и по заранее согласованной фиксированной цене) по договорам городского заказа;

• принимать долевое участие в финансировании инновационного проекта с использованием ОИС, принадлежащих третьим лицам, в обмен на передачу ему (в лице уполномоченного органа) доли в праве на используемый в проекте ОИС, и, соответственно, определенного пакета акций инновационного предприятия.

Изучение мирового опыта позволяет сделать бесспорные выводы о том, что эффективная инновационная деятельность невозможна, если:

1) государство не оказывает ей поддержки, в первую очередь финансовой, на первых стадиях (постановка и выполнение НИОКР, формирование ОИС и доведение ОИС до опытного освоения);

2) государством не созданы соответствующая инфраструктура и условия для эффективного осуществления инновационной деятельности;

3) инновационная деятельность осуществляется только за счет государственных средств, силами государственных служащих (чиновников) и работников государственных предприятий.

У государственных служащих и работников государственных предприятий (финансируемых из бюджета напрямую или косвенно) отсутствуют основные мотивации для занятий инновационной деятельностью - материальная заинтересованность и карьерный рост в результате ее осуществления. Кроме этого, успешная и эф-

фективная инновационная деятельность возможна только в тех случаях, когда в ней принимает участие частный капитал, в противном случае ограниченность объемов бюджетного финансирования и невозможность его оперативного перераспределения между выполняемыми инновационными проектами (прямо пропорционально их успешности) практически исключают возможность эффективной реализации сколько-нибудь обширного портфеля инновационных проектов.

Еще одна особенность инновационной деятельности состоит в том, что цели частного инвестора и государства (или субъекта Российской Федерации) далеко не совпадают. В подавляющем большинстве случаев частное финансирование инновационных проектов напрямую или косвенно осуществляют венчурные предприниматели («вен-чуристы») через венчурные фонды. При осуществлении инновационного проекта (а точнее, ряда инновационных проектов, чтобы диверсифицировать риски) целью венчурного предпринимателя является «раскрутка» и увеличение капитализации инновационных предприятий, каждое из которых создается специально для осуществления конкретного инновационного проекта. «Раскрутка» инновационного предприятия осуществляется за счет доведения до промышленного освоения лежащего в основе инновационного проекта ОИС, вывода на рынок новой или усовершенствованной продукции, при производстве которой используется этот ОИС, и завоевания этой продукцией рынка. После этого, на пике капитализации инновационного предприятия, венчурный предприниматель продает принадлежащий ему пакет акций и приступает к выполнению нового инновационного проекта. Дальнейшее производство новой продукции и реализация ее на рынке его не интересует.

Целью государства (субъекта федерации) при осуществлении инновационных проектов является как раз вывод на рынок и дальнейшее производство новой продукции, что в конечном счете приводит к переходу промышленного производства на качественно более высокий уровень и повы-

шению конкурентоспособности государства (субъекта федерации) на внутреннем и мировом рынках. Доходы бюджета от успешного осуществления инновационных проектов с опосредованным или прямым привлечением бюджетных средств имеют косвенный характер, определяемый созданием новых рабочих мест и дополнительными налоговыми и аналогичными им поступлениями на доходы юридических и физических лиц. Вследствие этого риски государства (субъекта федерации) при осуществлении конкретного инновационного проекта ниже, чем частного инвестора. В большинстве развитых стран частные инвесторы гораздо охотнее участвуют в инновационной деятельности при наличии государственных гарантий в виде долевого участия государства в финансировании инновационных проектов. Однако при этом необходимым условием является наличие соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности, без которой успешная инновационная деятельность невозможна. Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что инфраструктура осуществления инновационной деятельности может быть создана только по инициативе и с привлечением (особенно на первых этапах) средств государства (субъекта федерации).

Для успешного осуществления инновационной деятельности также необходимо наличие соответствующего кадрового обеспечения - менеджеров, осуществляющих руководство инновационными проектами (инновационных менеджеров). В случае долевого финансирования инновационных проектов с привлечением (прямым или опосредованным) средств бюджета государства или субъекта федерации, вопрос о квалификации инновационных менеджеров стоит особенно остро, поскольку высокая квалификация инновационных менеджеров является одним из условий, позволяющих снизить риски невыполнения инновационных проектов. Следовательно, государство (субъект федерации) является наиболее заинтересованным в создании эффективной системы обучения инновационных менеджеров и проверки их квалификации на практике и, как правило, инициатором соз-

дания соответствующих образовательных программ и образовательных учреждений.

Разработка организационных схем получения новых результатов научнотехнической деятельности в условиях долевого финансирования научноисследовательских и опытноконструкторских работ с привлечением средств бюджета города

Для разработки организационных схем получения новых результатов научно-технической деятельности как итогов выполнения НИОКР при одновременном снижении финансовой нагрузки по их выполнению на бюджет города Москвы (т. е. привлечения для этих целей средств частных инвесторов) необходимо проанализировать зарубежный и отечественный опыт в этой области и практику реализации схем долевого финансирования НИОКР с привлечением средств коммерческих структур.

В течение 2003-2004 годов первую строчку в рейтинге конкурентоспособности стран Западной Европы занимает Финляндия, причем в «Отчете о глобальной конкурентоспособности 2003-2004», подготовленном к Всемирному экономическому форуму 2003 года, экономика Финляндии признана самой конкурентоспособной экономикой мира. Как в течение жизни одного поколения смогла добиться этого маленькая страна с пятимиллионным населением, не имеющая богатых природных ресурсов и еще совсем недавно не имевшая ни сильной научной базы, ни передовой промышленности?

В конце 70-х годов прошлого века чиновные ученые Финляндии полагали, что контакты с промышленностью унижают «высокую» науку, а бизнесмены считали ученых лишь нахлебниками государства. Когда политическая элита Финляндии осознала, что единственный надежный ресурс для долгосрочного развития страны - это технологии, первое, что она сделала - организовала диалог с бизнесом: в 1979 году был создан Национальный технологический комитет, в который вошли представители всех отраслей промышленности, имевшихся в то время в стране.

«Какие технологии сейчас особенно необходимы для модернизации и развития Ваших предприятий?» - спросило государство у бизнеса. Бизнес ответил. Так были определены первые финские приоритеты в сфере науки и технологий.

Вторым шагом государства явилось создание в 1983 году национального технологического агентства ТЕКЕБ. Как только эта организация появилась, случилось почти что невероятное: науке стало выгодно делать то, что было востребовано бизнесом; бизнесу - идти к ученым, чтобы в их лабораториях черпать ресурсы для собственного развития. Финская наука и промышленность стали расти вместе, подпитывая друг друга. Компании постепенно освоили способ «дешевого роста» за счет «домашних заготовок» и поддержки государства, а у государства появились средства и возможности поддерживать и другие, пока еще не востребованные бизнесом, научные направления.

Сегодня финская национальная модель развития производства и использования новых знаний признана одной из самых эффективных в мире. В формуле финского успеха три слагаемых: высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения средств на науку и развитая инновационная инфраструктура, схематично представленная на рисунке 1.

Университеты в Финляндии - это не просто образовательные учреждения, но и производители новых знаний, используемых в реальной экономике. В Финляндии все без исключения научные исследования финансируются только на конкурсной основе, причем определяющим условием является перспективность и уровень результатов исследований. В саму систему производства и использования новых знаний заложены жесткие стимулы работать на мировом уровне, точнее, быть лучшими. Куда направить деньги, предназначенные для финской науки, фактически решают иностранцы -для экспертизы всех заявок, поступающих от ученых, финская Академия привлекает зарубежных специалистов. По их отзывам принимается решение о финансировании исследовательских проектов, причем глав-

ным критерием служит его высокое качество. Академия стремится максимально расширить кооперацию ученых и индустрии. Так, в настоящее время Лаборатория промышленной химии начала изучать проблему получения ряда химических соединений не из нефти, а из возобновляемых источников сырья, например древесины.

Еще одно звено финской инновационной системы, которое обеспечивает связь между наукой и реальным сектором, - технический исследовательский центр VTT ^аШоп teknillinen tutkimukeskus - аналог советских отраслевых научно-исследовательских институтов). VTT проводит прикладные исследования по всем современным направлениям: от информационных технологий и оптоэлектроники до методов управления промышленными процессами. Исходные идеи для своих исследований и опытные технологии VTT получает не только от финских ученых, специалисты VTT осуществляют мониторинг всего мирового научного поля. Часто центр участвует в кооперации промышленных компаний и университетских лабораторий - помогает им развить лабораторные технологии до такого уровня, чтобы их можно было использовать в промышленных масштабах. VTT является одним из наиболее сильных прикладных научных центров в Европе, имеет 30 крупных исследовательских кампусов по всей стране и около 3 000 сотрудников. Его годовой бюджет составляет 200-220 миллионов евро, из них около 30 процентов - государственные средства, остальные 70 процентов -деньги частного сектора.

Но сколь бы ни был высок уровень научных исследований, как бы заботливо финское государство не поддерживало ученых, система не работала бы, если бы не существовало национального технологического агентства ТЕКЕБ - ключевого звена финской инновационной инфраструктуры. Это агентство при министерстве промышленности и торговли распределяет большую часть средств, выделяемых государством на прикладные исследования. Его основная функция - «подталкивать» компании к совместной работе с научными институтами и университетами, чтобы в такой кооперации

ю

ю

10

ч

0)

N

О

О

ТЕКЕБ - Национальное технологическое агентство

8ІТКА - Финский национальный фонд технологического развития

Рис. 1. Инновационная система Финляндии

создавать новые продукты и технологические процессы. Обычно ТЕКЕБ предоставляет 35-80 процентов от суммы, требующейся для осуществления заявленного компанией инновационного проекта, остальные суммы инвестирует сама компания. Таким образом, государство тратит средства только на те проекты, которые необходимы индустриальному сектору. Кооперация выгодна и компаниям, и науке. Например, в бюджет VTT совместные с бизнесом проекты, поддержанные ТЕКЕБ, приносят до 45 процентов от всех средств. Задачей ТЕКЕБ также является обеспечение финских исследователей информацией о зарубежных разработках и налаживание связей с иностранными коллегами. Для этого агентство заключило контракты о взаимодействии с крупнейшими университетами в США и японскими исследовательскими центрами, открыло представительства в США и Японии, сейчас открывает представительство в Китае. В 2003 году государство предоставило в распоряжение ТЕКЕБ 407,2 миллиона евро, в 2004 году - 432,4 миллиона евро.

Еще одно звено инновационной системы Финляндии - государственный фонд Б^А. Действующая в Финляндии программа БITRA является гибридной, в ее рамках сосуществуют как прямое финансирование «старт-апов» (НИОКР), так и вложение средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий. Б^А финансирует компании не по грантовому принципу, а обычным венчурным способом - в обмен на долю акций от 15 до 40 процентов и на суммы от 200 тысяч до 2 миллионов евро. Обычно Б^А входит в компанию на 3-5 лет, а затем продает пакет ее акций стратегическому инвестору. Сейчас в портфеле Б^А около 100 «старт-апов» компаний и участие в шести региональных фондах, обслуживающих в основном местные университеты Финляндии. БITRA имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется именно как фонд, а не как правительственное агентство, направляя на венчурные цели около 30 миллионов евро в год.

Численность населения города Москвы в 2 раза больше, чем численность населения

всей Финляндии, а объем финансирования только НИОКР за счет средств бюджета города достигает 1-1,5 миллиарда рублей, т. е. 28-42 миллиона евро в год, поэтому опыт Финляндии может оказаться очень полезным и возможным для его адаптации к условиям московской экономики.

Необходимо отметить, что успешные примеры региональной инновационной деятельности имеются и в Российской Федерации. В рамках рассматриваемого в статьи вопроса наибольший интерес представляют результаты инновационной деятельности Уральского отделения Российской академии наук (УрОРАН) во всем уральском регионе и отдельного субъекта Российской Федерации -Томской области. На Урале строится система коммерциализации интеллектуального ресурса, призванная воссоздать союз академической науки и промышленности. В уральском отделении РАН решили начать с построения инновационной инфраструктуры: от поиска полезных разработок до их воплощения в серийном производстве. В 1998 году по инициативе директора Института металлургии УрОРАН академика Леонтьева при поддержке президиума УрОРАН и правительства Свердловской области в Екатеринбурге было образовано некоммерческое партнерство Инновационно-технологический центр (ИТЦ) «Академический». Задачей этого бизнес-инкубатора (структуры, которая готовит инновационные предприятия к самостоятельной жизни) является увязка на производственных площадках потенциала ученых с запросами реального сектора экономики и «упаковка» результатов в коммерческие проекты. В ходе естественного отбора в ИТЦ осталось шесть частных инвесторов, на свой страх и риск вложившихся в наукоемкое производство. За их счет достроен цех опытного производства площадью 6 000 квадратных метров, где разместились ЗАО «Высокодисперсные металлические порошки» (изготовление антикоррозионных материалов, разработка технологий и оборудования для их использования), ООО «Гран-Мет» (производство железной дроби заданного химического и гранулометрического состава), ЗАО «Резонанс» (производство оксида молибдена с выделением сопутствующих редких ме-

таллов), НПФ «Сонат» (разработка нестандартного металлургического оборудования, реабилитационной медицинской техники, стройматериалов), ЗАО «Электрум» и ЗАО «Регенерация вторичного серебра» (переработка вторичного сырья, содержащего благородные металлы).

Опыт оказался настолько удачным (например «Высокодисперсные металлические порошки» - это крупносерийное производство с годовым оборотом в миллионы долларов и двумя сотнями рабочих мест, покрывающее 75 процентов российского рынка), что его решили растиражировать на остальные институты УрОРАН технологического профиля и расширить инновационную инфраструктуру. С участием правительства Свердловской области был создан Уральский венчурный фонд, а в 2003 году Институт металлургии УрОРАН, ИТЦ «Академический» и Уральский венчурный фонд выиграли конкурс Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и получили грант в 3 миллиона рублей на организацию уральского регионального центра трансфера технологий (ЦТТ). Задача ЦТТ, с одной стороны - помочь научным организациям и их сотрудникам в коммерциализации разработок, с другой - обеспечить развитие научной базы институтов. ЦТТ заполняет брешь между академической наукой и производством, образовавшуюся при «выпадении» отраслевой науки, и обеспечивает осуществление всех стадий инновационного процесса с участием средств как регионального бюджета, так и частных инвесторов.

Инфраструктура инновационной деятельности Уральского региона (рис. 2) еще находится в процессе становления, но достигнутые с ее помощью успехи впечатляют уже сейчас.

Численность населения Томской области - 1 046 тысяч человек, при этом в областном центре, городе Томске, проживает 488,4 тысячи человек. В течение длительного времени основной вклад во внутренний региональный продукт (ВРП) Томской области вносили добывающие отрасли промышленности (в первую очередь добыча нефти и газа). Однако администрация Томской области исходя из необходимости

поиска альтернатив сырьевому сектору экономики остановило свой выбор на развитии высокотехнологичных, наукоемких, конкурентоспособных производств. Еще в середине 1990-х годов при Томском государственном университете был создан первый за Уралом Томский инновационный центр Западной Сибири. За время его работы было поддержано около сотни инновационных проектов, предложенных вузами соседних городов - Новосибирска, Кемерова и Омска. Так накапливался опыт экспертизы бизнес-планов, технологического аудита.

Два года назад Томская область впервые в России определила инновационную стратегию развития региона. Свою задачу она видит в том, чтобы помочь предприятиям разрабатывать и выводить на рынок инновационные продукты, чтобы появлялись новые инновационные продукты, работали технопарки, бизнес-инкубаторы. В 2002 году Томская область стала экспериментальной площадкой для отработки модели инновационного развития региональной экономики. В рамках инновационной стратегии была отработана инновационная инфраструктура Томской области, схематически представленная на рисунке 3. Сейчас в Томской области выполнение НИОКР с долевым финансированием (одновременным использованием средств бюджета субъекта федерации и самих предприятий) в интересах конкретных предприятий - уже не редкость. Выявление перспективных технологий, определение их коммерческой ценности, поиск партнеров, составление лицензионных договоров и соглашений - это задачи офисов коммерциализации технологий, работающих в вузах и институтах. Но это еще не все. Создана действующая система бизнес-инкубаторов, которые должны помочь предприятиям в подготовке инновационных проектов, поиске первых клиентов, а затем - в продаже предприятия как готового бизнеса.

В процессе инновационной деятельности одним из самых «больных» вопросов оказалась подготовка топ-менеджеров для инновационных предприятий, поскольку эти специалисты должны обладать рядом специфических качеств. Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУ-СУР) при поддержке администрации облас-

Рис. 2. Инновационная инфраструктура Уральского отделения Российской академии наук (реализована частично)

ти, по сути, превратился в университет предпринимателей, готовящий выпускни-ков-бизнесменов: студент-дипломник может получить стартовый кредит на осуществление конкретного проекта под гарантии вуза.

Для финансирования инновационных проектов в условиях оперативного принятия решений о продолжении или прекращении финансирования конкретного проекта в зависимости от его успешности в области создан инновационный фонд.

В настоящее время в Томской области работает больше 100 инновационных наукоемких предприятий. В 2002 году в общем объеме производства Томской области малые наукоемкие предприятия занимали 4 процента, а в середине 2004 года - уже 7 процентов. Тепы роста производства наукоемкого бизнеса в Томской области в 2003-2004 годах составляют 30-40 процентов в год.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения долевого финансирования НИОКР с одновременным использованием как бюджетных средств (например средств бюджета субъекта федерации), так и средств инвесторов необходимо, чтобы в результатах НИОКР были заинтересованы не только органы исполнительной власти региона, но и конкретные предприниматели (предприятия), поскольку в этих условиях каждый из участников процесса долевого финансирования НИОКР экономит часть собственных средств, необходимых для достижения нужного им результата.

Разработка организационных схем использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам, при долевом финансировании инновационных проектов с привлечением средств городского бюджета

Как уже отмечалось, для реализации инновационного развития экономики (в первую очередь промышленного производства) города Москвы не имеет значения, кому изначально принадлежат права на результаты научно-технической деятельности (кто является собственником объектов интеллектуальной собственности), используе-

мые в дальнейшем для осуществления инновационных проектов с привлечением средств бюджета города Москвы.

Доходы бюджета от успешного осуществления инновационных проектов с опосредованным или прямым привлечением бюджетных средств имеют косвенный характер, определяемый созданием новых рабочих мест и дополнительными налоговыми и аналогичными им поступлениями на доходы юридических и физических лиц. Напомним, что правительство Москвы может компенсировать затраты, понесенные им при осуществлении инновационного проекта с его участием, несколькими способами, например:

• осуществлять долевое финансирование инновационного проекта на условиях поставки части созданной и выведенной на рынок в результате его осуществления новой или усовершенствованной продукции (в течение определенного времени и по заранее согласованной фиксированной цене) по договорам городского заказа;

• принимать долевое участие в финансировании инновационного проекта с использованием ОИС, принадлежащих третьим лицам, в обмен на передачу ему (в лице уполномоченного органа) доли в праве на используемый в проекте ОИС, и соответственно, определенного пакета акций инновационного предприятия.

В каждом конкретном случае правительство Москвы в лице уполномоченного органа должно само принимать решение о том что ему экономически выгоднее. В случае, если в будущем не предполагается заключение достаточно большого числа лицензионных соглашений на выпуск продукции с использованием ОИС по лицензиям, то, по-видимому, выгоднее в обмен на долю в финансировании инновационного проекта получить пакет акций инновационного предприятия, который может быть продан соин-вестору инновационного проекта или третьему лицу в момент увеличения капитализации инновационного предприятия в процессе осуществления инновационного проекта. В противном случае в обмен на долю в финансировании инновационного проекта выгоднее получить долю в праве на ОИС, используемый для производства новой про-

Рис. 3. Инфраструктура осуществления инновационной деятельности в Томской области

дукции, и получать прибыль в виде доли роялти по лицензионным соглашениям. При этом необходимо иметь в виду, что рыночная стоимость ОИС не остается постоянной в ходе осуществления инновационного проекта с его использованием: она растет в ходе успешного осуществления проекта и снижается (вплоть до нулевого значения) при неудаче в осуществлении проекта. Те проекты, которые правительство Москвы готово финансировать на долевых условиях, должны иметь достаточно большие шансы на успешное осуществление, поэтому долю в праве на ОИС, используемые в них, целесообразно приобретать на момент начала осуществления инновационного проекта.

Конечно, успешность проекта определяется не только коммерческой ценностью, очень много зависит от руководства и команды, осуществляющей проект. В инновационной деятельности вопрос отбора кадров - руководителей инновационных предприятий и инновационных проектов - всегда больной вопрос.

При долевом финансировании инновационных проектов с привлечением средств бюджета субъекта федерации его органы исполнительной власти наиболее заинтересованы в создании системы подготовки и проверки на практике уровня квалификации таких специалистов и имеют для этого в своем распоряжении наибольшие ресурсы. Целесообразно было бы создание такой системы подготовки инновационных менеджеров, при которой выпускник в качестве дипломного проекта осуществлял бы выбранный им самим и подробно обоснованный проект, имея возможность получить для этой цели стартовый кредит, например через посредство Департамента поддержки малого предпринимательства правительства Москвы. На рисунке 4 схематично представлена инфраструктура инновационной деятельности в городе Москве, предложенная авторами.

Если сравнить эту инфраструктурную схему со схемой инновационной инфраструктуры Финляндии, то здесь роль Национального технологического агентства Финляндии играет Департамент науки и промышленной политики правительства Москвы, а роль Технического исследовательского центра, в первую очередь в координации первых стадий

инновационных проектов и всей исследовательской части работ в целом, - ОАО «Московский комитет по науке и технологиям». Дополнительно в схему должны быть введены структура подготовки кадров под эгидой Департамента поддержки малого предпринимательства правительства Москвы и специальный источник финансирования, образованный за счет средств специально созданного для этих целей Целевого бюджетного фонда города Москвы (статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I.

2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27.02.2003).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131.

6. Постановление правительства Москвы от 14.08.2001 № 756-ПП «О Концепции вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и мерах по ее реализации».

7. «Концепция промышленной политики правительства Москвы на период до 2010 года». Проект.

8. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Некоторые вопросы оценки интеллектуальной собственности. Учебное пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2001.

9. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Отчет об оценке интеллектуальной собственности. Практические рекомендации. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2001.

10. Бромберг Г.В., Розов Б.С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М., 2000.

11. Бромберг Г.В., Розов Б.С. Об оценке некоторых объектов промышленной собственности // Проблемы промышленной собственности. 1997. № 12. С. 29-46.

Рис. 4. Предлагаемый вариант инфраструктуры инновационной деятельности

в городе Москве

12. Дмитриев О. Методы оценки стоимости объектов ИС // Интеллектуальная собственность. 1991. № 1. С. 15-20.

13. Интеллектуальная собственность: проблемы оценки // Патенты и лицензии. 2000. № 1. С. 3-9.

14. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М., 2003.

15. Кожитов Л.В, Дуб А.В., Райкова Т.В. Коммерческая реализация интеллектуальной собственности - необходимое условие экономически эффективного инвестирования средств в научно-техническую деятельность / Под ред. В.Г. Систера // Материалы научно-практической конференции «Приоритетные направления развития городской науки на период до 2005 года». М., 2001.

16. Конов Ю.П. Насколько законна оценка стоимости права на патенты, ноу-хау // Интеллектуальная собственность. 1991. № 1.

С. 21-24.

17. Конов Ю.П. Как эффективнее использовать стоимость права на патент // Патенты и лицензии. 1996. № 9. С. 22-26.

18. Конов Ю.П. Стоимость патентов, товарных знаков и ноу-хау как форма инвестиций // Патенты и лицензии. 1998. № 3. С. 29-32.

19. Конов Ю.П. Стоимость прав на патент и ноу-хау при международном сотрудничестве // Патенты и лицензии. 1999. № 8. С. 33-35.

20. Леонтьев Ю. Оценка стоимости интеллектуальной собственности - дело тонкое // Интеллектуальная собственность. 1999. № 5. С. 124-125.

21. Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. М., 1997.

22. Алексунин В.А. Маркетинг. М., 2003.

23. Новосельцев О.В. Оценка интеллектуальной собственности // Проблемы промышленной собственности. 1998. № 4. С. 12-19.

24. Новосельцев О.В. Подходы к оценке интеллектуальной собственности // Проблемы промышленной собственности. 1998. № 4. С. 2-6.

25. Охинченко Т.И., Павлова О.А. Об оценке интеллектуальной собственности и ее оценщиках // Проблемы промышленной собственности. 1997. № 4. С. 95-98.

26. Пантюхина А.М. Оценка интеллектуальной деятельности // Проблемы промышленной собственности. 1997. № 9. С. 12-17.

27. Скорняков Э.П. Маркетинговые исследования на основе патентной информации. М., 1996.

28. Скорняков Э.П. Предпринимателю об интеллектуальной собственности. М., 1997.

29. Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. Как оценить коммерческую значимость изобретения. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Устинова Л.И. Информационно-аналитическая система оценки объектов интеллектуальной собственности // Проблемы промышленной собственности. 1997. № 10. С. 16-20.

31. Устинова Л.И. Оценка интеллектуальной собственности при рыночной экономике. М., 2001.

32. Разработка механизмов вовлечения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в хозяйственный оборот в городе Москве. Заключительный отчет о НИР. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2002.

33. Разработка положения о едином реестре объектов интеллектуальной собственности, находящихся в собственности города Москвы. Заключительный отчет о НИР. М.: Московский комитет по науке и технологиям, 2003.

34. Разработка методики массовой экспресс-оценки рыночной стоимости результатов научно-технической деятельности, создаваемых за счет средств городского бюджета. Заключительный отчет о НИР. М.: Московский комитет по науке и технологиям, 2003.

35. Разработка механизмов привлечения кредитных ресурсов под залог прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), принадлежащих городу Москве. Этап 2. Разработка рекомендаций по использованию модели кредитования потребностей экономических субъектов под залог прав на ОИС для нужд города Москвы. Промежуточный отчет о НИР. М.: Московский комитет по науке и технологиям, 2004.

36. Задорожный А. Капитализация извилин // Эксперт - Урал. 2004. № 15 (142). С. 28-30.

37. Рубан О. Страна победившего хайте-ка // Эксперт. 2004. № 20 (421). С. 64-67.

38. Гончарова Ю. Инкубаторы для бизнеса и науки // Эксперт. 2004. № 32 (432). С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.