Научная статья на тему 'Вовлечение в хозяйственный оборот и коммерциализация, в том числе в процессе инновационной деятельности, результатов научно технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в городе Москве'

Вовлечение в хозяйственный оборот и коммерциализация, в том числе в процессе инновационной деятельности, результатов научно технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евтихиев Н. Н., Железный В. Б., Королев А. Д., Трейгер Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вовлечение в хозяйственный оборот и коммерциализация, в том числе в процессе инновационной деятельности, результатов научно технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в городе Москве»

Вовлечение в хозяйственный оборот и коммерциализация, в том числе в процессе инновационной деятельности, результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в городе Москве

Н.Н. Евтихиев

первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы

В.Б. Железный

вице-президент НОУ «Международная академия оценки и консалтинга»

А.Д. Королев

заместитель генерального директора ОАО «Московский комитет по науке и технологиям»

Е.М. Трейгер

ректор НОУ «Международная академия оценки и консалтинга»

Среди двух секторов активов промышленного предприятия - материальных и нематериальных - в современном мире возрастает значимость последних и особенно главной их составляющей - интеллектуальной собственности (ИС). Многие исследователи считают это следствием того, что в мировой экономике по сравнению с ролью производства возрастает роль инновационной деятельности, а информация, воплощенная в ИС, становится важнейшим фактором производства наряду с землей, трудом и капиталом.

С целью однозначного понимания используемых в статье терминов, относящихся к инновационной деятельности, введем их определения.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений (результатов научно-технической деятельности) в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационный проект - комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, направленный на реализацию инновации на основе выбранного для его осуществления конкретного результата научно-технической деятельности.

Субъект инновационной деятельности -организация любой организационно-правовой формы и любых вещных прав на ее имущество, осуществляющая научные исследования и разработки, внедряющая научно-технические и(или) научно-технологические достижения в новые или усовершенствованные товары, услуги или технологические процессы или осваивающая их производство.

Субъект инфраструктуры инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и любых вещных прав на ее имущество, способствующая инновационной деятельности, принимающая участие в формировании производственного и интеллектуального потенциала субъектов инновационной деятельности, сопровождении инновационных проектов, финансировании инновационной деятельности, реализации инноваций на внутреннем и мировом рынках.

Поддержка инновационной деятельности - совокупность законодательных, эконо-

мических и организационных действий органов власти, направленных на создание возможностей и благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе результаты научнотехнической деятельности (РНТД), становятся объектом собственности какого-либо субъекта только тогда, когда у него появляются права на них. Результаты интеллектуальной деятельности - нематериальные объекты - сами по себе в силу нематериального характера не являются имуществом, тем не менее они создаются силами и за счет определенных субъектов. Поэтому эти субъекты могут обладать как авторскими неимущественными правами, так и имущественными правами на владение, пользование, распоряжение РИД - основными признаками, характеризующими понятие собственности.

Можно дать следующее определение объекта интеллектуальной собственности (ОИС): объект интеллектуальной собственности -исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

К интеллектуальной собственности по Стокгольмской конвенции 1967 года, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), относятся права:

• на промышленную собственность;

• на объекты авторского и смежных прав;

• на информацию, представляющую коммерческую и(или) служебную тайну.

Согласно российскому законодательству те результаты интеллектуальной деятельности, которые защищены охранными документами в соответствии с патентным законодательством и законодательством по авторским и смежным правам, являются интеллектуальной собственностью, то есть исключительными правами физических или юридических лиц в соответствии со статьей 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

На результаты интеллектуальной деятельности, к которым относятся ноу-хау и иная информация, охраняемая в режиме коммерческой тайны, распространяется право конфиденциальности в соответствии со статьей 139 ГК РФ.

Учитывая сказанное, можно утверждать, что для ОИС именно права собственности играют главную роль, поскольку ОИС являются нематериальными объектами. Обеспечить охрану ОИС, обмен ими на рынке в качестве товара можно только посредством четкого разграничения прав на них. Поэтому при реализации и использовании ОИС необходимо четко понимать и разграничивать те права, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот. При этом, поскольку ОИС используются в целях реализации как самостоятельный товар, уместно говорить о рыночном спросе и предложении, а также о формировании цены на права на результаты интеллектуальной деятельности.

Проблема вовлечения в хозяйственный оборот или коммерциализации РНТД возникает еще до формирования исключительных прав на них (создания ОИС), поскольку результатом выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются РНТД, а отнюдь не ОИС, и принимать решения о дальнейшем использовании необходимо еще до формирования ОИС на их основе.

Задача превращения РНТД и сформированных на их основе ОИС в объекты рыночной экономики нашла свое отражение в «Концепции вовлечения ОИС в хозяйственный оборот», утвержденной постановлением правительства Москвы от 14 августа 2001 года № 756-ПП. Для решения этой задачи необходимо проанализировать пути и способы превращения РНТД и ОИС в самостоятельный товар в условиях городской экономики и разработать соответствующие механизмы.

Настоящая работа посвящена анализу и разработке реализуемых на практике способов и механизмов вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных на их основе, преимуще-

ственно полученных в результате исследований, выполненных за счет бюджетных средств города Москвы.

В соответствии с проектом «Концепции промышленной политики правительства Москвы на период до 2010 года» приоритетом экономической политики становится создание условий для роста конкурентоспособности национальной экономики на основе ее постиндустриального развития.

Отличительной особенностью постиндустриального развития экономики является сокращение доли промышленности в валовом национальном продукте (ВНП) прежде всего за счет увеличения доли сферы услуг при абсолютном росте промышленного производства на современной и перспективной технико-технологической базе, в частности микроэлектроники, нанотехнологий, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т. д.

Для Москвы, не имеющей на своей территории экспортируемых природных ресурсов, наиболее эффективной может стать стратегия, основанная на создании и широком использовании наукоемких высокорентабельных технологий как для внутреннего потребления, так и в качестве экспортных товаров. Эта стратегия предусматривает преимущественно инновационный путь развития промышленности.

Таким образом, процесс вовлечения в хозяйственный оборот (коммерциализации) РНТД и ОИС, созданных в первую очередь за счет средств города, должен быть ориентирован на осуществление инновационных проектов, результаты которых позволяют обеспечить непрерывность цикла «разработка - технология (продукция) - производство - реализация».

Между понятиями «коммерциализация» и «вовлечение в хозяйственный оборот», по нашему мнению, существует одно отличие - коммерциализация объекта возможна только при наличии соответствующего рынка, а вовлечение в хозяйственный оборот возможно и при отсутствии полноценных рыночных отношений.

Использование результатов научно-технической деятельности и объектов интел-

лектуальной собственности, принадлежащих городу, может носить коммерческий и некоммерческий характер. Для вовлечения в хозяйственный оборот города Москвы интерес представляют в первую очередь РНТД и ОИС, относящиеся к промышленной собственности и к информации, сохраняемой в режиме служебной или коммерческой тайны, соответствующие приоритетам городской политики в этой сфере деятельности и созданные преимущественно за счет средств города.

Соответствие приоритетным интересам может быть установлено в результате анализа областей возможного использования РНТД и ОИС в свете потребностей отраслей городского хозяйства.

Результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности могут представлять приоритетный интерес для правительства Москвы по следующим причинам:

• вовлечение в хозяйственный оборот таких РНТД и ОИС, использование которых способствует решению существующих проблем в экономической и социальной сферах городского хозяйства, может быть осуществлено посредством обеспечения широкого доступа предприятий социально значимых отраслей к новым технологиям, недостижимого в случае частного владения интеллектуальной собственностью, или использования новых технологий для государственных нужд, т. е. в деятельности органов и структур города;

• РНТД и ОИС, в отношении которых правительство Москвы готово взять на себя затраты на доведение их до промышленного освоения (для результатов научно-технической деятельности - также затраты на формирование ОИС на их основе) с целью последующего выпуска конкурентоспособной экспортно-привлекательной или замещающей импорт продукции, обеспечивающей получение прибыли при ее выпуске и реализации, могут быть вовлечены в хозяйственный оборот посредством внесения их от имени правительства Москвы - в лице уполномоченного органа - в уставные капиталы хозяйственных обществ или передачи в лизинг заинтересованным коммерческим структурам;

• ОИС, для которых по результатам маркетинговых исследований в дальнейшем возможна прямая коммерциализация посредством продажи лицензий на их использование или пакетов акций ОАО, в уставные капиталы которых они внесены, третьим лицам.

Общепризнанными формами вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот являются лицензионные договора или соглашения.

Существующая практика и зарубежный опыт свидетельствуют, что для вовлечения ОИС в хозяйственный оборот в экономике может использоваться еще ряд механизмов, работающих в процессе хозяйственного оборота имущества, а именно:

• внесение ОИС в уставные капиталы хозяйственных обществ;

• учет ОИС в качестве доли города в инвестиционных проектах;

• использование ОИС в качестве предмета залога в кредитных сделках;

• передача ОИС в доверительное управление;

• передача ОИС в лизинг заинтересованным коммерческим организациям;

• использование ОИС в венчурных схемах привлечения капитала.

Возможность использования перечисленных механизмов требует обязательного определения стоимости ОИС: рыночной -в случае оформления договора купли-продажи (лицензионного соглашения) или внесения ОИС в уставный капитал юридического лица; залоговой - в случае использования его в качестве залога в кредитных сделках.

Результаты обобщения возможных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации РНТД и ОИС в городе Москве представлены на схеме1.

Реализация механизмов вовлечения ОИС в хозяйственный оборот города Москвы (коммерциализации) возможна при создании городской инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью. В самом общем виде структурная схема управления ИС в городе Москве может выглядеть следующим образом:

1 Схема и комментарии к ней приведены в приложении.

Уполномоченный орган правительства Москвы

^ ЇЇ

Специализированное предприятие

її ЇЇ

Субъекты рынка использования ОИС

Элементы этой общей структурной схемы можно описать следующим образом.

1. В уполномоченном органе правительства Москвы (Департаменте науки и промышленной политики) целесообразно сосредоточить все функции координации работ с объектами интеллектуальной собственности, входящими в сферу приоритетных интересов города, включая полномочия:

• на оформление договоров залога на ОИС при выдаче правительством Москвы бюджетных кредитов предприятиям под залог принадлежащих предприятиям ОИС;

• на заключение лицензионных соглашений на ОИС от имени правительства Москвы в случае их купли или продажи;

• на внесение ОИС от имени правительства Москвы в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Деятельность уполномоченного органа в области управления ИС предполагает создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем вовлечения результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных на их основе, в хозяйственный оборот, в том числе путем предоставления городских льгот. Формирование перечня приоритетных РНТД и ОИС осуществляется специализированным предприятием под руководством департамента науки и промышленной политики на основе:

• изучения проблем всех отраслей городского хозяйства по данным соответствующих департаментов правительства Москвы;

• анализа перспективных направлений выпуска конкурентоспособной продукции;

• маркетинговых исследований спроса на новые перспективные технологии (как правило, доведенные до стадии промышленного освоения).

2. В круг задач специализированного предприятия (эту роль в соответствии с выполняемыми в настоящее время задачами и накопленным опытом целесообразно поручить открытому акционерному обществу «Московский комитет по науке и технологиям» (ОАО «МКНТ») входят следующие задачи:

2.1. Формирование перечня проблем, в решении которых на базе использования полученных РНТД и ОИС заинтересовано правительство Москвы, доведение этого перечня до сведения всех предприятий научно-исследовательского и научно-производственного профиля, расположенных на территории города Москвы, с целью:

• заключения договоров на выполнение НИР в интересующих город областях с предприятиями - исполнителями на конкурсной основе;

• обеспечения заинтересованности владельцев в хозяйственном обороте ОИС.

2.2. Формирование и постоянное пополнение перечня РНТД и ОИС, созданных на их основе, представляющих приоритетный интерес для города, во взаимодействии с департаментами и подразделениями правительства Москвы.

2.3. Анализ результатов инвентаризации РНТД, выбор РНТД, соответствующих приоритетным интересам города, формирование ОИС и вовлечение их в хозяйственный оборот.

2.4. Организация разработки и участие в разработке методик оценки рыночной и залоговой стоимости ОИС, разработка (с привлечением на договорной основе третьих лиц) квалификационных требований к орга-низациям-оценщикам, привлекаемым для определения стоимости ОИС в интересах города, с последующим их утверждением уполномоченным органом.

2.5. Разработка (с привлечением на договорной основе третьих лиц) проектов нормативных документов, определяющих, в каких случаях, на каких основаниях и в каком виде может передаваться право распоряжения результатами интеллектуальной деятельности.

2.6. Разработка порядка оформления и форм лицензионных соглашений и договоров залога ОИС, условий совместного использования ОИС, учитывающих как интересы правительства Москвы, так и интере-

сы предприятий - собственников ОИС.

2.7. Подготовка предложений по использованию рассмотренных механизмов вовлечения ОИС в хозяйственный оборот в городе Москве, разработка (при участии уполномоченного органа правительства Москвы) проектов распоряжений и постановлений правительства Москвы, обеспечивающих реализацию этих предложений.

Взаимоотношения специализированного предприятия с субъектами создания и использования ОИС строятся посредством реализации описанных механизмов коммерциализации и вовлечения в хозяйственный оборот РНТД и ОИС.

Рассмотрим возможность коммерциализации результатов научно-технической деятельности (РНТД) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), полученных преимущественно за счет средств бюджета Москвы, в результате осуществления инновационных проектов, включая все стадии инновационного процесса: постановку НИОКР и получение РНТД в результате их выполнения; учет и предварительную селекцию РНТД; оформление исключительных прав на РНТД (формирование ОИС); определение возможных источников финансирования (включая внебюджетные источники финансирования); выбор ОИС для осуществления пилотных проектов; организацию процесса доведения ОИС до стадии промышленного освоения; коммерциализацию ОИС.

Постановка НИОКР и получение РНТД в результате их выполнения

С целью увеличения количества результатов НИОКР, способных к правовой охране и имеющих коммерческий потенциал, целесообразно, сохранив порядок постановки НИОКР по заявкам государственных заказчиков, разработать условия и порядок постановки и финансирования НИОКР по договорам на выполнение городского заказа, а также по заявкам предприятий. Обязательное условие постановки такой работы - представление предприятием объективного обоснования того, что полученные в итоге НИОКР РНТД будут иметь способность к правовой охране и требуемый коммерческий потенциал.

Учет и предварительная селекция РНТД

Для обеспечения надлежащего учета актуальной является разработка и создание (на основе реестра результатов НИОКР) общегородской базы РНТД, полученных в результате выполнения НИОКР за счет средств бюджета города Москвы. База должна давать возможность выбрать те РНТД, оформление исключительных прав на которые (формирование ОИС) целесообразно, и определить очередность их последующей коммерциализации. Критериями предварительного отбора РНТД являются новизна (способность РНТД к правовой охране, определенная независимым патентным поверенным) и коммерческая привлекательность (определенная по результатам предварительной оценки рыночной стоимости прав на РНТД, выполненной независимым оценщиком в предположении, что эти права уже оформлены).

Количественные характеристики коммерческой привлекательности:

• сумма затрат, необходимых для оформления прав на ОИС и доведения его до промышленного освоения, позволяющая сделать вывод о возможности использования будущего ОИС в инновационном проекте, исходя из необходимых объемов финансирования;

• отношение предварительного значения рыночной стоимости прав на РНТД к сумме этих затрат, характеризующее возможную норму прибыли инновационного проекта (это отношение должно быть больше 1, в практике зарубежного венчурного предпринимательства его величина составляет не менее 4).

Для результатов выполняемых в настоящее время и будущих НИОКР новизна и коммерческая привлекательность РНТД определяются патентными поверенными и оценщиками по заказу исполнителя НИОКР. Для финансирования работ независимых патентных поверенных и оценщиков необходима корректировка формы договора на выполнение НИОКР по городскому заказу и включение в структуру его цены средства на оплату их услуг.

Для определения новизны и коммерческой привлекательности РНТД, полученных

в результате выполненных ранее за счет средств города НИОКР, необходимо прямое выделение бюджетных средств ОАО «МКНТ» на организацию этих работ. В дальнейшем в качестве объектов инновационных проектов в первую очередь рассматриваются РНТД, вошедшие в результате отбора в группу «коммерчески привлекательны и способны к правовой охране», и сформированные на их основе ОИС.

Оформление исключительных прав на РНТД (формирование ОИС)

Оформление исключительных прав на способные к правовой охране РНТД от имени города производится только в тех случаях, если будущие ОИС обладают коммерческой привлекательностью или представляют некоммерческий интерес для города, например, с точки зрения решения социальных, экологических и других проблем, с учетом баланса интересов города, предприятия-разработчика и авторов - физических лиц. Право распоряжаться ОИС передается уполномоченному органу правительства Москвы - Департаменту науки и промышленной политики (ДНПП).

Источники финансирования стадий инновационного процесса

Возможности бюджетного финансирования позволяют профинансировать за счет средств бюджета города стадию получения РНТД и оформления исключительных прав на них (по статье финансирования НИОКР) и стадию выпуска конечной продукции (по статье поддержки промышленности). Для финансирования стадий доведения ОИС до промышленного освоения, разработки высококвалифицированных бизнес-планов инновационных проектов, оценки инвестиционной стоимости ОИС - объектов инноваций, а также «раскрутки» продукции, выпущенной с использованием ОИС (организации соответствующей рекламной кампании), необходим внебюджетный источник.

На прошедшей 17-18 октября 2002 года в Санкт-Петербурге 3-й Всероссийской вы-

ставке-ярмарке одним из наиболее популярных был «круглый стол» на тему «Коммерциализация российских технологий без участия венчурного капитала», поскольку проблема преодоления нехватки венчурных инвестиций как нельзя более актуальна. В основном виден один выход - государственная финансовая поддержка инновационной деятельности.

Этот путь преодоления недостатка частных инвестиций для осуществления инновационной деятельности был пройден в разное время различными странами

Результаты опыта большого числа стран, основанные на анализе применявшихся там ранее инвестиционных программах с государственным финансированием, позволяют сделать вывод, что эти программы делятся на две крупные категории: государственные инвестиции напрямую в компании и государственные инвестиции в частные фонды.

Оба этих подхода активно использовались во многих странах, а некоторые страны сочетали оба подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующая в Финляндии программа SITRA является гибридной программой. В ее рамках сосуществуют как прямое финансирование старт-апов (НИОКР), так и вложение средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий. SITRA финансирует компании не по грантовому принципу, а обычным венчурным способом - в обмен на долю акций от 15 до 40 процентов и на суммы от 200 тысяч до 2 миллионов евро. Сейчас в портфеле SITRA - около 70 компаний и участие в шести региональных фондах, обслуживающих в основном местные университеты Финляндии. SITRA имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется именно как фонд, а не как правительственное агентство.

В США действует программа государственной поддержки инновационной деятельности SBIR. В рамках SBIR различные ведомства американского правительства безвозмездно финансируют начальные фазы коммерческих наукоемких разработок в своих областях. Финансирование может обеспечивать средствами до трех фаз роста и достигать 1 миллиона долларов. Выго-

да системы раздачи грантов для начинающих научных предпринимателей заключается в том, что впоследствии эти деньги сторицей возвращаются налогами. Компания Sievers Instruments, активно участвовавшая в программе SBIR, за восемь лет вернула правительству США 7,1 миллиона долларов только в виде налогов на заработную плату, получив грантов на 1 миллион долларов. Научные заведения также выигрывают за счет того, что имеют свою долю в компаниях, новые правительственные ассигнования, исследовательские заказы от подросших фирм, возглавляемых бывшими аспирантами. Словом, публичному сектору США эта программа не менее интересна, чем частному.

Американская программа SBIR

Участники - министерства обороны, здравоохранения, энергетики, сельского хозяйства, торговли, защиты окружающей среды, транспорта, образования, НАСА, Национальный научный фонд.

1. Фаза 1 - проектная, до 100 000 долларов.

2. Фаза 2 - прототип, до 500 000 долларов.

3. Фаза 3 - вывод продукта на рынок (до 250 000 долларов при наличии частного партнера).

Израильская программа Yozma, введенная в действие в конце 1992 года, относится ко второму типу программ (с государственными инвестициями в частные фонды). К 1991 году в Израиле действовало только два венчурных фонда. Несмотря на относительно небольшой для того времени объем средств, находившийся в распоряжении этих фондов (около 50 миллионов долларов), количество инновационных фирм выросло в Израиле в период с 1985 по 1992 год втрое, вследствие чего стали ощущаться как недостаток капитала, так и слабость ряда направлений работы, в первую очередь маркетинга.

Yozma была создана под руководством Министерства промышленности и торговли Израиля. Идея этой программы состояла в следующем. Фонд программы был использован для капитализации 10 других венчурных фондов, каждый с капиталом в 20 миллионов долларов. К этим фондам предъяв-

лялось требование наличия одного израильского партнера и одного американского или европейского партнера с именем и стажем. Зарубежные партнеры были обязаны обучать израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда. В обмен фонд получал 8 миллионов долларов из фондов Yozma (остальные 12 миллионов долларов партнеры должны были предоставить совместно), которые в случае провала фонда они не обязаны были возвращать. В случае же успеха партнеры могли выкупить долю государства за те же деньги плюс символическая процентная ставка (LIBOR + 1 процент и 7 процентов прибыли на эту долю). Таким образом, более 90 процентов дохода доставалось частным участникам программы. Yozma имела сокрушительный успех. В течение года все десять фондов с зарубежными партнерами были сформированы (общие чистые инвестиции в них составили 256 миллионов долларов, 80 миллионов из которых были профинансированы Yozma). В дальнейшем капитал дочерних фондов Yozma увеличился до 2,9 миллиарда долларов за счет привлечения новых инвесторов и успешных продаж портфельных компаний, а восемь из десяти фондов были выкуплены частными соучредителями. Временное использование государственных средств Израиля привело к привлечению только в виде прямого каталитического эффекта почти 5 миллиардов долларов инвестиций (в пятьдесят раз больше временно отвлеченной правительством суммы) и косвенно - до 7 миллиардов долларов в течение 1993-2000 годов. Число технологических (инновационных) компаний в стране превысило четыре тысячи.

Израильская программа Yozma

1. Капитал компании (фонда) составляет 100 000 000 долларов США.

2. Компания создает совместно со стратегическими партнерами 10 дочерних фондов.

3. Компания инвестирует в каждый дочерний фонд 8 000 000 долларов США в обмен на 40-процентную долю в фонде.

4. Оставшиеся 60 процентов обеспечивают частные партнеры дочерних фондов.

5. Частные партнеры дочерних фондов получают право на выкуп доли Yozma по истечении пяти лет с момента капитализации фонда.

6. Выкуп доли Yozma в дочернем фонде осуществляется по номиналу плюс банковский процент по ставке LIBOR + 1 процент и 7 процентов от чистой прибыли на долю Yozma в дочернем фонде.

7. Руководство программы Yozma не принимает участия в оперативном управлении дочерними фондами, но присутствует в их правлениях.

8. 20 000 000 долларов США находятся в распоряжении фонда Yozma для самостоятельного инвестирования.

Результаты анализа описанных программ позволяют сделать вывод, что программы «прямых инвестиций» в основном характерны для развитых стран, развивающиеся же страны (включая Сингапур и Южную Корею) добивались успеха благодаря «фондовым» механизмам. Для этого есть несколько причин. Во-первых, развивающиеся страны нуждаются в техническом опыте для создания собственного венчурного бизнеса. Во-вторых, они нуждаются в том, чтобы их «допустили в клуб» создателей новых технологий, поскольку в венчурном бизнесе личные связи играют едва ли не главную роль в целом ряде ситуаций. В России для инноваций и венчурного бизнеса на начальном этапе имеется достаточно много возможностей на внутреннем рынке, но остается еще проблема эффективности. Благие намерения могут увести государственные инвестиции от цели ничуть не меньше чем злой умысел, поскольку государство руководствуется не извлечением прибыли, а «общественным благом». Наиболее вероятно, что в случае прямых инвестиций государственные и межправительственные инвесторы сделают ошибку, неверно оценив ситуацию и выбрав не те индустрии и не те компании. Ошибки делали все, даже самые успешные страны: так, в Японии в 1970-х годах самой перспективной отраслью было признано судостроение, в которое государство вкладывало огромные деньги, в то время как страна сделала огромный рывок благодаря успехам электронной промышленности, не пользовавшейся никакими преференциями. Кроме то-

го, механизм прямого бюджетного финансирования всех этапов инновационного процесса громоздок и не может успеть за быстро меняющейся ситуацией. Венчурные капиталисты просто обязаны держать «нос по ветру», государственным служащим это не всегда дано и не всегда нужно.

Несомненно одно: государственная политика поддержки инновационной деятельности необходима там, где рынок дает сбои. Если в стране нет частных инвесторов, то венчурных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, финансировать некому, вследствие чего частным инвесторам неоткуда и взяться. Получается порочный круг. Государственная политика как раз и призвана размыкать такие круги, запуская частный процесс, но не подменяя его.

В «Основах инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», разработанных межведомственной рабочей группой Совета Безопасности Российской Федерации, отмечается, что важнейшими принципами совершенствования национальной инновационной системы являются:

• комплексный подход к разработке и реализации инновационного продукта (технологий, товаров, услуг) на рынке;

• прямое и косвенное стимулирование инновационной деятельности путем формирования механизма, сбалансированного по бюджетным затратам и экономическим интересам и учитывающего ее самофинансирование за счет коммерческих инвестиций.

В числе мер по стимулированию инновационной деятельности в кредитно-финансовой и инвестиционной области в числе прочего в указанном документе предлагается:

• привлечь внебюджетные источники финансирования инновационной деятельности с возмещением части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• стимулировать участие частных инвесторов в отечественных венчурных фондах, включая формирование системы страхования рисков для инвесторов при финансировании ими инновационных проектов и программ.

В Москве в качестве внебюджетного источника, первоначальное наполнение которого производится за счет средств бюджета города, предлагается использовать специально созданный правительством Москвы государственный внебюджетный Московский региональный фонд финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее-Фонд). В дальнейшем Фонд аккумулирует добровольно вносимые денежные средства предприятий (включаемые в себестоимость в размере 0,5 процента объема реализации продукции в качестве расходов на НИОКР), а также средства, получаемые за счет финансового участия Фонда в реализации успешных инновационных проектов. Возможность создания такого Фонда определена Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в редакции от 29.12.2000, с изменениями от

30.12.2001), статьей 262 второй части Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации, однако для его создания необходимо принять соответствующий закон Москвы (закон субъекта федерации).

Выбор ОИС для осуществления пилотных инновационных проектов

Инновационный процесс в городе Москве будет успешно развиваться в том случае, если удастся заинтересовать частных инвесторов вкладывать в него средства. Следовательно, пилотные инновационные проекты, предназначенные для отработки процесса, должны продемонстрировать частным инвесторам возможность получения высокой нормы прибыли, т. е. успешность первых инновационных проектов должна быть гарантирована. Поэтому критерий выбора ОИС (высокая коммерческая привлекательность) для использования в пилотных инновационных проектах целесообразно дополнить еще одним положением - наличие частного инвестора, изначально заинтересованного в появлении технологии и/или конечной продукции, создание которых возможно с использованием этих ОИС.

Организация процесса доведения ОИС

до стадии промышленного освоения

Доведение ОИС до промышленного освоения в рамках отдельного инновационного проекта обеспечивается путем создания «венчурной» компании - открытого акционерного общества (ОАО), - в учредительных документах которого содержится положение о том, что это ОАО создано с единственной целью - реализовать инновационный проект. В число учредителей ОАО входят: от имени правительства Москвы-ДНПП (взнос в уставный капитал - ОИС, если исключительные права на РНТД оформлены городом совместно с предприятием-разра-ботчиком, то оно также входит в число учредителей ОАО), внебюджетный Московский региональный фонд (взнос в уставный капитал - денежные средства). Обеспечение моральной и материальной заинтересованности физических лиц - авторов ОИС, а также их прямого участия в осуществлении инновационного проекта является необходимым условием его успешной реализации. Это достигается за счет привлечения обществом авторов к осуществлению инновационного проекта по трудовым соглашениям и внесением в устав ОАО положения о том, что до завершения инновационного проекта авторы имеют право приобрести от 5 до 10 процентов пакета акций, принадлежащих Фонду, по их номинальной стоимости.

В том случае, если существует частный инвестор, изначально заинтересованный в успешной реализации инновационного проекта, он также входит в число учредителей ОАО, внося в его уставный капитал денежные средства. Денежные средства, внесенные в уставный капитал ОАО, используются для доведения объекта инновационного проекта (ОИС) до промышленного освоения. Для частного инвестора предусматривается предоставление льготных условий на приобретение дополнительной доли пакета акций ОАО по завершении инновационного проекта.

В качестве мест первоначального размещения таких «венчурных» фирм («инкубаторов») используются успешно функционирующие технопарки, на начальном этапе предо-

ставляющие этим ОАО помещения для размещения и позволяющие им установить контакты одновременно и с научными, и с промышленными организациями. Высший менеджерский состав «венчурных» ОАО должен обладать специфическими качествами, необходимыми «венчурным» предпринимателям. Департаменту науки и промышленной политики совместно с Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства необходимо разработать целевую программу подбора и подготовки таких специалистов с учетом опыта, имеющегося в Российской Федерации и других странах.

Коммерциализация ОИС

Коммерциализация ОИС в результате успешного осуществления инновационного проекта может быть осуществлена по крайней мере двумя способами. Собственником ОИС с момента внесения его в уставный капитал, становится ОАО - «венчурная» компания. Первым способом коммерциализации ОИС является продажа ОАО лицензий на применение технологии или выпуск конечной продукции с использованием ОИС третьим лицам. ОАО получает за это роялти, распределяемое между учредителями в долях, пропорциональных денежным эквивалентам их вкладов в уставный капитал. Наиболее эффективен, в соответствии с мировым опытом, второй способ коммерциализации ОИС: продажа (при успешном завершении инновационного проекта) пакетов акций ОАО, принадлежащих учредителям, по цене, значительно превышающей первоначальную. Акции продаются (частично на льготных условиях) частному инвестору, если он изначально участвует в проекте, и третьим лицам, заинтересованным в приобретении доходного бизнеса, осуществляющим в дальнейшем производство новой продукции или использование новой технологии в промышленном масштабе.

Сразу после выпуска акций ОАО город передает принадлежащие ему акции внебюджетному Фонду (в виде взноса единственного учредителя Фонда). В этом случае средства, полученные Фондом от продажи акций ОАО, осуществившего успешный ин-

новационный проект, существенно превышают средства, вложенные им в его осуществление, и служат дополнительным источником пополнения денежных активов Фонда. При успешном развитии инновационного процесса в городе Москве этот источник поступления денежных средств становится для Фонда основным.

За счет успешной реализации инновационного проекта и создания производства новой, высокорентабельной продукции (оказания услуг) город в любом случае получает если не прямой, то косвенный доход (возврат вложенных бюджетных средств) в виде налоговых поступлений от нового производства, подоходного налога на зарплату работников, занятых на новых рабочих местах, и т. д.

В случае продажи учредителями ОАО своих акций по цене, существенно выше первоначальной (номинальной), город как субъект федерации получает возврат части вложенных средств в виде своей доли налога на прибыль.

В заключение можно отметить следующее.

В статье рассмотрены возможные механизмы вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации РНТД и ОИС и способы реализации некоторых из них.

Для ОИС, сформированных на основе РНТД, полученных в результате выполнения НИОКР за счет средств города, рассмотрена схема инновационного процесса по их коммерциализации, начиная с этапов постановки НИОКР, получения и селекции РНТД, и заканчивая этапом коммерциализации ОИС.

Для реализации инновационного процесса в городе Москве необходим выпуск ряда новых и корректировка существующих нормативных документов, в число которых входят законы города Москвы, постановления Правительств Российской Федерации и правительства Москвы, определяющие возможность создания внебюджетных источников финансирования инновационных проектов.

Продвижение объектов интеллектуальной собственности на рынок требует разработки стратегии проведения маркетинговых исследований на разных стадиях инновационного процесса.

На стадии постановки НИОКР целесообразно размещение информации о перечне

проблем, которые могут послужить основанием для постановки НИОКР по заявкам предприятий, на веб-сайте ОАО «МКНТ».

На стадии создания «венчурной» компании (ОАО) для доведения ОИС до промышленного освоения целесообразно иметь составленную заранее базу потенциальных партнеров и в соответствии с ней осуществлять адресную рассылку предложений на участие в создании ОАО.

На стадии проведения рекламной кампании по «раскрутке» доведенного до промышленного освоения ОИС (в виде конечной продукции или отработанного технологического процесса) целесообразны публикации в специализированных журналах, сопровождающиеся положительными отзывами специалистов, авторитетных в этой области, представление информации центрам трансфера, участие в выставках и ярмарках инновационных проектов.

На стадии коммерциализации ОИС (как в виде продажи лицензий на его использование по лицензионным соглашениям, так и в виде предложений на продажу пакетов акций учредителями ОАО) целесообразно выдвижение ОИС на биржу технологий и т. д.

Очевидно, что на современном этапе изложенные предложения по организации маркетинговых исследований носят рекомендательный характер. Определение эффективности использования тех или иных приемов возможно только в результате их практической апробации в процессе реализации конкретных инновационных проектов.

Результаты рассмотрения возможных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот (коммерциализации) ОИС показывают, что в городе Москве существуют принципиальные возможности реализации инновационных проектов, обеспечивающих непрерывность цикла «разработка - технология (продукция) - производство - реализация» и получение коммерческой выгоды, в том числе на первом этапе инновационного процесса, без привлечения частных инвестиций, как это продемонстрировано на примере использования для этих целей внебюджетного Московского регионального фонда.

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001

Приложение

ОИС, < ОИС, не

принадлежащие принадлежащие

городу городу

Бюджетный кредит на доведение ОИС до стадии промышленного освоения и выпуска конечной продукции под залог имущества предприятий

ОИС, относящиеся к областям приоритетных для города интересов, не доведенные до стадии промышленного освоения

ОИС, не относящиеся к областям приоритетных для города интересов, не доведенные до стадии промышленного освоения

Продажа лицензионного соглашения на использование ОИС

Доведение ОИС до промышленного освоения и выпуск готовой продукции

Внесение ОИС в уставный капитал хозяйственного общества

Использование ОИС в качестве залога для получения кредита правительства Москвы

I Передача предприятиям-исполнителям РНТДдля формирования ОИС и доведения до промышленного ¥освоения________

ОИС - собственность предприятий-исполнителей.

Безвозмездная неисключительная лицензия оформлена на правительство Москвы, за правительством Москвы остается право контроля использования ОИС

(п^^ыл^ (прибы^

Возврат

бюджетных

средств

Бюджет г. Москвы

і і І і

Приобретение исключительной !ицензии

ириоорете

пение исключительной лицензии у предприятия-собственника и доведение ОИС до

промышленного освоения

ОИС, обладающие признаками приоритетности для города, доведенные до стадии промышленного освоения

ОИС, обладающие признаками приоритетности для города, не доведенные до стадии промышленного

рмгоедия_________I

Бюджетный кредит на доведение ОИС до стадии промышленного освоения и выпуска конечной продукции под залог ОИС

Продажа Продажа лицензионного

лицензионного соглашения на

оглашения на ^—"чъзование ОИС ...

ользование ОИу X XX Бюджеп^ый

Прибыль) (Прибыль) кредищ не

\ 1 возвраща&нся

заемщиком

Возврат бюджетных

ОИС, обладающие признаками приоритетности для города, не доведенные до стадии промышленного освоения

средств

ОИС - предмет залога, собственником которого является город

Продажа лицензионного соглашения на использование

ОИС

Возврат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджетного

кредита

Новая

конкурентоспособная продукция, часть которой поставляется городу по заранее установленным ценам и на условиях городского заказа

Возврат

бюджетных

средств

Прибыль

со

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Схема использования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот (коммерциализации) ОИС

1. Механизмы вовлечения в хозяйственный оборот (коммерциализации) результатов научно-технической деятельности (РНТД) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), принадлежащих городу.

1.1. Вовлечение в хозяйственный оборот РНТД и ОИС, не входящих в сферу приоритетных интересов города (с условием оформления для города неисключительной безвозмездной лицензии на использование ОИС):

• передача РНТД предприятиям-исполнителям для правового оформления (формирования ОИС, являющихся собственностью предприятий-разработчиков) и доведения до промышленного освоения или другого использования по усмотрению предприятий;

• передача РНТД предприятиям-исполнителям для правового оформления и доведения до промышленного освоения с участием правительства Москвы, например, в виде бюджетного кредита; кредит выдается под залог имущества этих предприятий в том случае, если бизнес-планы, разработанные предприятиями, подтверждают несомненную экономическую выгоду проекта (выпуска конечной продукции с использованием ОИС, сформированного на основе РНТД) в результате его осуществления, причем часть этой будущей выгоды будет приходиться на долю правительства Москвы.

1.2. Вовлечение в хозяйственный оборот (коммерциализация) РНТД и ОИС, входящих в сферу приоритетных интересов города (формирование ОИС на основе полученных РНТД осуществляется за счет средств правительства Москвы):

• доведение ОИС до промышленного освоения за счет средств правительства Москвы и выпуск готовой продукции с использованием ОИС на унитарных предприятиях города или коммерческих предприятиях, с которыми от имени правительства Москвы заключены, например, договоры лизинга на использование ОИС;

• внесение ОИС (с предварительной оценкой его рыночной стоимости) в устав-

ный капитал хозяйственного общества, в том числе на условиях соглашения о разделе выручки или прибыли от выпуска продукции;

• продажа (после оценки рыночной стоимости ОИС) лицензии того или иного вида на использование ОИС третьим лицам на основе лицензионного договора или соглашения;

• использование ОИС (после оценки его рыночной и залоговой стоимости) в качестве залога для получения правительством Москвы или уполномоченным им предприятием кредита в коммерческих кредитно-финансовых учреждениях.

2. Механизмы вовлечения в хозяйственный оборот (коммерциализации) результатов научно-технической деятельности (РНТД) и объектов интеллектуаль-нойсобственности (ОИС), не принадлежащих городу.

• выдача правительством Москвы бюджетного кредита предприятию-собственни-ку ОИС на доведение ОИС до промышленного освоения и выпуска конечной продукции, в появлении которой на рынке так или иначе заинтересован город. При этом события могут развиваться по одному из двух сценариев:

- предприятие-заемщик довело ОИС до промышленного освоения, наладило выпуск конечной продукции и в срок возвратило по бюджетному кредиту основную сумму долга и проценты по нему. В этом случае город получает новую конкурентоспособную продукцию, часть которой в соответствии с особыми условиями договора займа должна поставляться городу по заранее установленным ценам и на условиях городского заказа;

- предприятие-заемщик довело ОИС до промышленного освоения, наладило выпуск конечной продукции, но не возвратило в срок по бюджетному кредиту основную сумму долга и/или проценты по нему. В этом случае город, в соответствии с договором залога, в лице уполномоченного органа (ДНПП) становится собственником предмета залога - ОИС и с этого момента выпуск продукции с использованием этого ОИС, подготовленный предприятием-заемщиком, становится воз-

можным только после заключения с правительством Москвы лицензионного соглашения на использование упомянутого ОИС, что позволяет правительству Москвы вернуть вложенные в бюджетный кредит средства и получать в дальнейшем прибыль в течение периода использования ОИС.

Необходимыми условиями бюджетного кредитования являются:

• оформление договора залога на ОИС и дополнительных к нему документов, предусматривающих переход залога в собственность правительства Москвы в случае невыполнения заемщиком условий возврата кредита (статья 349 ГК РФ гласит, что требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем; следовательно, необходимо разработать форму такого соглашения, подписываемого одновременно с договором залога ОИС);

• независимая оценка рыночной и залоговой стоимости ОИС, в которой обязательно должны быть учтены затраты, необходимые для доведения ОИС до промышленного освоения;

• разработка подробного бизнес-плана с учетом результатов маркетинговых исследований и анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия, подтверждающего возможность возврата в срок основной суммы долга и процентов по кредиту предприятием-заемщиком;

• контроль со стороны уполномоченного органа правительства Москвы (ДНПП) за целевым расходованием средств бюджетного кредита на всех этапах выполнения проекта;

• приобретение правительством Москвы в лице уполномоченного органа (после определения рыночной стоимости ОИС независимым оценщиком) исключительной лицензии на ОИС у предприятия-собственника; доведение ОИС до промышленного освоения за счет средств города и организация выпуска конечной продукции с использованием упомянутого ОИС, в том числе на базе третьего лица, с выплатой бывшему собственнику ОИС доли прибыли от реализации конечной продукции («роялти»);

• приобретение правительством Москвы в лице уполномоченного органа исключительной лицензии на ОИС у собственника с целью последующей перепродажи в том случае, если по результатам маркетинговых исследований, выполненных по поручению правительства Москвы, это обеспечивает несомненную коммерческую выгоду.

Использованные источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая.

2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 29.12.2000 с изменениями от

30.12.2001).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 № 121.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 № 1156.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 № 1291.

6. Постановление правительства Москвы от 06.02.2001 № 114-ПП «О развитии научно-технической, инновационной и изобретательской деятельности, охране объектов и интересов собственников исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности) и ускорении коммерциализации и внедрения объектов интеллектуальной собственности».

7. Постановление правительства Москвы от 14.08.2001 № 756-ПП «О Концепции вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и мерах по ее реализации».

8. «Концепция промышленной политики правительства Москвы на период до 2010 года». Проект.

9. Аммосов Ю. Как поднять российский вен-чур // Эксперт. 2002. № 40 (346). С. 52-58.

10. Медовников Д. По венчурным волнам // Эксперт. 2002. № 41 (347). С. 68-72.

11. Бурак П.И. Регулирование эффективного использования принадлежащей городу интеллектуальной собственности / Под ред. В.Г. Систера. Материалы научно-практической конференции «Приоритетные направления развития

городской науки на период до 2005 года». М., 2001.

12. Кожитов Л.В., Дуб А.В., Райкова Т.В. Коммерческая реализация интеллектуальной собственности - необходимое условие экономически эффективного инвестирования средств в научно-техническую деятельность / Под ред. В.Г. Систера. Материалы научно-практической конференции «Приоритетные направления развития городской науки на период до 2005 года». М., 2001.

13. Гаврилова Н. Преимущества использования интеллектуальной собственности // Экономист. 2002. № 4. С. 32-35.

14. Устинова Л.И. Оценка интеллектуальной собственности при рыночной экономике. М., 2001. 124 с.

15. Бромберг Г.В., Розов Б.С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М., 2000. 208 с.

16. Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность - проблемы и особенности оценки // Вопросы оценки. 1999. № 2.

С. 2-5.

17. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка интеллектуальной собственности предприятий в современных условиях // Вопросы оценки. 1999. № 2. С. 6-25.

Федеральный журнал

ш

«ЮРИСТ»

г £

Только в журнале * Юрист»:

Анализ, Обзоры, Комментарии, Разъяснения, Обобщения но Гражданскому, Предпринимательскому, Финансовому, У головному, Международному праву сквозь призму Судебно-арбитражной, Адвокатской, Прокурорско-следственной, Нотариальной, Зарубежной практики

Авторы: Ведущие юристы-практики и ученые-правоведы России

Подписной индекс по каталогам: “Роспечать” 72945, Объединенный каталог 86887, по Москве — Агентство “Интер-Почта”.

Телефон редакции 953-91-20.

Рейтинги — адвокатских бюро, консалтинговых фирм, юридических ВУЗов, правовых СМИ

Юридический рынок России —

прогноз тенденции развития рынка, экспертные вопросы, маркетинговая стратегия, ценовая и рекламная политика, новые виды и формы услуг, конъюнктура, управление персоналом.

Юридическая карьера — карьера в лицах, элитарные юридические клубы, юридическое образование, стажировки за рубежом, профессиональная психология, повышение квалификации, условия и порядок приема в коллегии адвокатов, нотариальные палаты, биографии юристов Юридическая информация - из судебных, правоохранительных, адвокатских, нотариальных

и консалтинговых структур, новости юридического мира России, дайджест правовых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.