Научная статья на тему 'Коммерциализация прав на результаты научно-технической деятельности'

Коммерциализация прав на результаты научно-технической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Железный Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация прав на результаты научно-технической деятельности»

Подавляющее большинство экономистов, занятых исследованием макроэкономических характеристик разных сегментов мировой экономики, сходятся во мнении, что современный уклад экономической жизни в ближайшей перспективе вынужден претерпеть существенные изменения, которые приведут к его принципиальной трансформации1.

В поисках возможных путей этой трансформации все исследователи условно разделились на две группы. К первой можно отнести тех, кто считает, что резервы капитализма (экономического уклада, где главенствует и господствует капитал) далеко не исчерпаны и, при всех его недостатках, рецепт выживания кроется в совершенствовании базовых институтов, например, общемировой финансовой системы. Ко второй относятся радикалы, которые считают, что система в целом себя изжила, так как устарели ее базовые ценности, и наступила пора смены экономики, базирующейся на капитале, на экономику знаний.

До последнего времени существовало три ключевых источника богатства: земля с ее природными ресурсами, капитал и труд. В экономике знаний к этим трем факторам

создания стоимости добавляется фактор знаний. Анализ процесса «охоты за мозгами» позволяет сделать вывод, что корпорации гоняются за специалистами, обладающими уникальными знаниями и компетенциями. Вместо свободного рынка специалистов, продающих свой труд корпорациям, имеет место свободный рынок корпораций, на котором высококвалифицированные специалисты выбирают себе место работы, поскольку корпорации заинтересованы в них больше, чем они в корпорациях. Такие факты отнюдь не единичны, скорее они имеют массовый характер, а это говорит, что эпоха экономики знаний уже наступила.

Если говорить о корпорациях, то в индустриальную эпоху они создавались для производства товаров или услуг, в том числе, тех, что уже были широко представлены на рынке — поскольку товаров и услуг, произведенных уже существующими корпорациями, на всех желающих потребителей не хватало. Теперь же, на этапе развития постиндустриальной экономики, для того, чтобы быть конкурентоспособными, корпорации должны уметь порождать и правильно использовать знания.

В. Б. Железный

Коммерциализация прав на результаты научнотехнической деятельности

Переход к целенаправленному созданию и использованию знаний с целью повышения конкурентоспособности компаний свидетельствует, что в настоящее время не существует альтернативы инновационному пути развития и повышения эффективности экономики.

Инновационный путь развития экономики предполагает максимально эффективное использование получаемых в итоге творческого процесса результатов интеллектуальной, в первую очередь, научно-технической деятельности для получения в свою очередь максимальной прибыли при минимальных затратах ресурсов, то есть коммерциализацию прав на эти результаты.

Коммерциализация прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), как правило, является результатом целенаправленной инновационной деятельности, в свою очередь, служащей условием успешного развития любой современной экономики.

Процесс коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в первую очередь РНТД, заключается в создании с использованием прав на эти РНТД и выведении на рынок новой или усовершенствованной продукции или услуг, обладающих конкурентными преимуществами.

Инновационной деятельностью называется процесс реализации результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений (РНТД) в новый или усовершенствованный продукт, востребованный на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим процессом дополнительные научные исследования и разработки.

Изучение мирового опыта позволяет сделать бесспорные выводы о том, что эффективная инновационная деятельность невозможна, если:

1) государство не оказывает ей поддержки, в первую очередь финансовой, на первых

стадиях (постановка и выполнение НИОКР, формирование ОИС и доведение ОИС до опытного освоения);

2) государством не созданы соответствующая инфраструктура и условия для эффективного осуществления инновационной деятельности;

3) инновационная деятельность осуществляется только за счет государственных средств, силами государственных служащих (чиновников) и работников государственных предприятий.

У государственных служащих и работников государственных предприятий (финансируемых из бюджета напрямую или косвенно) отсутствуют основные мотивации для занятий инновационной деятельностью — материальная заинтересованность и карьерный рост в результате ее осуществления. Кроме этого, успешная и эффективная инновационная деятельность возможна только в тех случаях, когда в ней принимает участие частный капитал. В противном случае ограниченность объемов бюджетного финансирования и невозможность его оперативного перераспределения между выполняемыми инновационными проектами (прямо пропорционально их успешности) практически исключают возможность эффективной реализации сколько-нибудь обширного портфеля инновационных проектов.

Цели частного инвестора и государства при осуществлении инновационной деятельности далеко не совпадают. В подавляющем большинстве случаев частное финансирование инновационных проектов напрямую или косвенно осуществляют венчурные предприниматели («венчуристы») через венчурные фонды. При осуществлении инновационного проекта (а точнее, ряда инновационных проектов, чтобы диверсифицировать риски) целью венчурного предпринимателя является «раскрутка» и увеличение капитализации инновационных предприятий, каждое из которых создается специально для осуществления конкретного инновационного проекта. «Раскрутка» инновационного предприятия осуществляется за счет доведения до

промышленного освоения, лежащего в основе инновационного проекта ОИС, вывода на рынок новой или усовершенствованной продукции, при производстве которой используется этот ОИС, и завоевания этой продукцией рынка. После этого, на пике капитализации инновационного предприятия, венчурный предприниматель продает принадлежащий ему пакет акций и приступает к выполнению нового инновационного проекта. Дальнейшее производство новой продукции и реализация ее на рынке его не интересует.

Целью государства (в том числе, Российской Федерации или ее субъектов) при осуществлении инновационных проектов является как раз вывод на рынок и дальнейшее производство новой продукции, что, в конечном счете, приводит к переходу промышленного производства на качественно более высокий уровень и повышению конкурентоспособности государства (субъекта федерации) на внутреннем и мировом рынках. Доходы федерального (или регионального) бюджета от успешного осуществления инновационных проектов с опосредованным или прямым привлечением бюджетных средств имеют косвенный характер, определяемый созданием новых рабочих мест и дополнительными налоговыми и аналогичными им поступлениями на доходы юридических и физических лиц. Вследствие этого риски государства (субъекта федерации) при осуществлении конкретного инновационного проекта ниже, чем у частного инвестора. В большинстве развитых стран частные инвесторы гораздо охотнее участвуют в инновационной деятельности при наличии государственных гарантий в виде долевого участия государства в финансировании инновационных проектов. Однако при этом необходимым условием является наличие соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности, без которой успешная инновационная деятельность невозможна, и отлаженной системы разделения и минимизации рисков в условиях государственночастного партнерства.

Минимизация рисков непроизводительного расходования бюджетных средств в итоге их привлечения для осуществления инновационных проектов, может быть достигнута за счет правильного выбора объектов для инновационных проектов, оптимальных схем привлечения бюджетных средств для участия в их финансировании и грамотной кадровой политики в отношении участников инновационной деятельности.

Подготовка кадров для обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации — одна из основных проблем. По мнению ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского, «...речь идет о существенном улучшении качества образования в России. Причем перед нашей страной эта проблема стоит гораздо острее и болезненнее, чем для любой другой развитой державы, учитывая переживаемое нами состояние экономики, политической системы и социальной сферы. Население стремительно стареет, пенсионеров придется кормить дееспособной части обществ, в том числе, молодежи»2.

С точки зрения кадрового обеспечения инновационной деятельности на первом этапе можно предложить следующую схему. В качестве членов менеджерской команды могут использоваться студенты последнего курса технических ВУЗов, осуществляющих в рамках формата высшего профессионального образования подготовку специалистов в области управления инновациями, для которых участие в проекте может являться дипломной работой. При этом необходимо, чтобы эти студенты прослушали курс (по крайней мере, 104 часовой) повышения квалификации в области инновационного менеджмента. Что касается высшего менеджерского состава инновационных компаний, то он должен обладать специфическими качествами, необходимыми инновационным предпринимателям.

Использование в качестве высшего менеджерского состава студентов-выпускников чрезвычайно повышает вероятность неудачи при осуществлении инновационного проек-

та, поскольку им придется руководить работой коллектива взрослых сложившихся людей — авторов разработки, у которых им будет очень трудно заслужить авторитет. В этой «неравной борьбе» с авторами большинство студентов-руководителей будет выведено из игры, что приведет, по крайней мере, к задержке в осуществлении инновационных проектов и со стороны может быть воспринято как неудача организации инновационной деятельности в целом.

Соответственно, необходима разработка на государственном уровне с участием образовательного сообщества целевой программы подготовки и подбора топ-менеджеров инновационных проектов с учетом опыта, имеющегося в Российской Федерации и других странах.

Поскольку подготовка высшего менеджерского состава по руководству инновационными проектами в стандарте высшего профессионального образования требует от них по завершению образования приобретения навыков практической работы, по крайней мере, в течение 3-4 лет, а такого запаса времени для активизации инновационной деятельности у России нет, на первом этапе целесообразна подготовка единых Государственных требований к уровню квалификации и программам подготовки инновационных менеджеров (в формате образовательных программ профессиональной переподготовки с присвоением квалификации) слушателей, имеющих высшее техническое образование и обладающих выраженными организаторскими и управленческими способностями.

Ниже изложены сами предложения по организации стадий инновационного процесса коммерциализации прав на РНТД с целью перехода к экономике знаний.

Эти предложения разработаны, в первую очередь, для коммерциализации прав на РНТД, полученных в итоге выполнения НИОКР, финансируемых за счет средств федерального бюджета, но могут легко быть адаптированы для аналогичных результатов, полученных как за счет средств бюджетов

субъектов федерации, так и исследовательской части бюджетов крупных корпораций, бюджет которых позволяет финансировать НИОКР в собственных интересах.

1. Постановка НИОКР и получение РНТД в результате их выполнения. Сохранив порядок постановки НИОКР по заявкам Государственных заказчиков, разработать условия и порядок постановки и финансирования НИОКР по договорам на выполнение государственного заказа также и по заявкам предприятий. Обязательное условие постановки такой работы — представление предприятием объективного обоснования, что полученные в итоге НИОКР РНТД будут иметь способность к правовой охране, и требуемый коммерческий потенциал. Целесообразно более широкое привлечение к выполнению таких НИОКР вузовского сообщества, исходя из достаточно простой процедуры создания при вузах малых инновационных предприятий.

2. Учет и предварительная селекция РНТД. Разработка и создание (на основе сформированного специально созданной с целью управления ИС на федеральном уровне организацией реестра результатов НИОКР) единой базы РНТД, полученных в результате выполнения НИОКР за счет средств федерального бюджета. База должна обеспечивать возможность выбора тех РНТД, оформление исключительных прав на которые (формирование ОИС) целесообразно, и определить очередность их последующей коммерциализации.

Предварительный выбор РНТД осуществляется в результате анализа их соответствия определенной системе критериев, включающих в себя:

— качественные критерии — техническая осуществимость; финансовая осуществимость; новизна (способность РНТД к правовой охране, устанавливаемой государственным охранным документом — патентование, или внутренним документом собственника — охрана в режиме коммерческой тайны);

— количественные критерии — приведенная к дате начала инновационного проекта

сумма затрат, необходимых для оформления прав на ОИС и доведения его до промышленного освоения, позволяющая сделать вывод

о возможности использования будущего ОИС в инновационном проекте; предварительная стоимость прав на РНТД, определяемая в рамках доходного подхода на дату начала инновационного проекта; стоимость будущего ОИС, сформированного на базе РНТД, в предположении, что эти права уже оформлены; потенциальная коммерческая привлекательность прав на РНТД;

— отношение значения предварительной стоимости прав на РНТД к приведенной сумме затрат, характеризующее возможную норму прибыли инновационного проекта.

3. Оформление прав, в том числе исключительных, на РНТД (формирование ОИС). Оформление прав на способные к правовой охране РНТД полностью от имени специально созданной с целью управления ИС на федеральном уровне организации производится только в тех случаях, когда будущие ОИС представляют некоммерческий интерес для государства, например, с точки зрения решения социальных, экологических и других проблем.

Оформление прав на способные к правовой охране РНТД, обладающие потенциальной коммерческой привлекательностью, производится на долевой основе с учетом баланса интересов Российской Федерации, предприятия-разработчика и авторов — физических лиц. Наиболее целесообразно оформлять права либо в долевом соотношении между предприятием-разработчиком и уполномоченной на то от имени государства структурой, либо, в подавляющем большинстве случаев, полностью от имени предприятия разработчика.

4. Источники финансирования стадий инновационного процесса. Возможности бюджетного финансирования позволяют профинансировать за счет средств бюджета стадию получения РНТД и оформления исключительных прав на них (по статье финансирования НИОКР) и стадию выпуска конечной продукции (по статье поддержки

промышленных предприятий). Для финансирования стадий доведения ОИС до промышленного освоения, разработки высококвалифицированных бизнес-планов инновационных проектов, оценки инвестиционной стоимости ОИС-объектов инноваций, а также «раскрутки» продукции, выпущенной с использованием ОИС (организации соответствующей рекламной кампании), необходим внебюджетный источник.

В качестве таких источников, первоначальное наполнение которых производится за счет средств федерального бюджета (или бюджета субъекта федерации) посредством создания в его составе целевого бюджетного фонда, могут служить специально созданные внебюджетные инновационные фонды.

5. Выбор ОИС для осуществления инновационных проектов. Инновационный процесс будет успешно развиваться в том случае, если удастся заинтересовать частных инвесторов во вложении средств в него (в условиях очень высокой доходности российского фондового рынка и инвестиционных вложений в строительство объектов недвижимости). Следовательно, пилотные инновационные проекты, предназначенные для отработки процесса, должны продемонстрировать частным инвесторам возможность получения достаточно высокой нормы прибыли, т. е. успешность первых инновационных проектов должна быть практически гарантирована. Поэтому критерий выбора прав на РНТД (высокая потенциальная коммерческая привлекательность) для использования в пилотных инновационных проектах является основным, но крайне приветствуется возможность привлечения частного инвестора, изначально заинтересованного в появлении технологии и/или конечной продукции, создание которых возможно с использованием прав на эти РНТД.

6. Организация процесса доведения ОИС до стадии промышленного освоения. Доведение ОИС до промышленного освоения в рамках отдельного инновационного проекта организуется путем создания инновацион-

ной компании, в учредительных документах которой содержится положение о том, что компания создана с единственной целью — реализовать данный инновационный проект. В число учредителей ОАО входят: предприятие-разработчик, специализированная организация по управлению ИС или внебюджетный фонд и, возможно, авторы разработки. При этом уставный капитал инновационной компании (предпочтительно, создаваемой в форме ЗАО) формируется в минимально допустимых законодательством РФ размерах денежными средствами. Начиная с начального этапа развития и до завершения процесса осуществления инновационного проекта, денежные средства предоставляются инновационной компании учредителем (специализированной организацией или фондом) в виде беспроцентного займа. В случае успешного завершения проекта эти средства капитализируются в Уставный капитал компании, в случае неудачи — списываются учредителем на убытки.

Аналогично, права на РНТД, начиная с начального этапа развития и до завершения процесса осуществления инновационного проекта, предоставляются инновационной компании учредителем (предприятием-раз-работчиком или совместно предприятием-разработчиком и специализированной организацией) в безвозмездное пользование. В случае успешного завершения проекта эти права, после оценки их рыночной стоимости, капитализируются в Уставный капитал компании, в случае неудачи — возвращаются учредителю. Обеспечение моральной и материальной заинтересованности физических лиц — авторов РНТД, а также их прямого участия в осуществлении инновационного проекта является необходимым условием его успешной реализации. Это достигается за счет привлечения инновационной компанией авторов к осуществлению инноваци-онного проекта по трудовым соглашениям и заключения между собственником прав на РНТД (в большинстве случаев — предприятием-разработчиком) и авторами соглашения о том, что на любом этапе

(вплоть до завершения инновационного проекта) авторы имеют право приобрести определенную долю пакета акций инновационной компании, принадлежащего собственнику прав на РНТД, по номинальной цене этих акций.

В том случае, когда существует частный инвестор, изначально заинтересованный в успешной реализации инновационного проекта, он также входит в число учредителей инновационной компании, действуя аналогично фонду. Для частного инвестора предусматривается предоставление льготных условий на приобретение дополнительной доли пакета акций инновационной компании по завершении инновационного проекта.

В качестве мест первоначального размещения таких инновационных компаний используются аналоги технопарков и бизнес-инкубаторов, на начальном этапе предоставляющие этим инновационным компаниям помещения для размещения и оборудование, например, в лизинг.

Роль общегосударственного центра трансфера технологий, позволяющего инновационным компаниям установить контакты одновременно и с научными, и с промышленными организациями, играет специализированная организация по управлению ИС на федеральном уровне и ее территориальные отделения.

7. Реализация механизма коммерциализации прав на РНТД. Коммерциализация ОИС (оформленных в соответствии с действующим законодательством прав на РНТД) в результате успешного осуществления инновационного проекта может быть осуществлена, по крайней мере, двумя способами. Собственником ОИС, с момента внесения его в Уставный капитал, становится инновационная компания. Первым способом коммерциализации ОИС является продажа этой компанией лицензий на применение технологии или выпуск конечной продукции с использованием ОИС третьим лицам. Компания получает за это роялти, распределяемое между учредителями в долях, пропорциональных их участию в Уставном капитале на

момент завершения инновационного проекта. Наиболее эффективен, в соответствии с мировым опытом, второй способ коммерциализации ОИС: продажа, при успешном завершении инновационного проекта, пакетов акций компании, принадлежащих учредителям, по цене, значительно выше первоначальной. Акции продаются (частично — на льготных условиях) частному инвестору, если он изначально участвует в проекте, и третьим лицам, заинтересованным в приобретении доходного бизнеса, осуществляющим в дальнейшем производство новой продукции или использование новой технологии в промышленном масштабе.

За счет успешной реализации инновационного проекта и создания производства новой, высокорентабельной продукции (оказания услуг), государство в любом случае получает если не прямой, то косвенный доход (возврат вложенных бюджетных средств) в виде налоговых поступлений от нового производства, подоходного налога на зарплату работников, занятых на новых рабочих местах, и т. д.

В случае продажи учредителями компании своих акций по цене, существенно выше первоначальной (номинальной), государство получает возврат части вложенных средств в виде причитающейся ему доли налога на прибыль.

В качестве практической апробации предложенной методологии определения потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД были проанализированы РНТД, полученные в итоге выполнения в период 2002-2005 гг. 102 НИОКР, финансировавшихся за счет средств бюджета города Москвы в рамках выполнения городской программы Прикладных научно-исследовательских работ.

Ввиду дороговизны и достаточной продолжительности процесса проведения полномасштабных маркетинговых исследований соответствующих сегментов рынка, определение потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД базировалось на информации, представленной орга-

низациями — исполнителями НИОКР. Информация, представленная организациями-исполнителями НИОКР в заполненных ими анкетах трансформировалась в такой вид, который позволял на ее основе составить виртуальные бизнес-планы инновационных проектов с использованием прав на те РНТД, потенциальная коммерческая привлекательность которых определялась. Одновременно на основании трансформированной информации рассчитывалась табличная величина справедливой ставки роялти для определения величины вознаграждения (в % от объемов реализации лицензионной продукции) по лицензионным соглашениям передачи прав пользования полученными РНТД третьим лицам.

Анализ данных по предварительной стоимости и потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД позволяет предложить для дальнейшей углубленной проработки, по крайней мере, несколько объектов.

Данные по этим объектам приведены в таблице, в которой приняты следующие обозначения:

КП* — коммерческая привлекательность прав на РНТД (отношение предварительной стоимости прав на РНТД к приведенной величине затрат на их промышленное освоение).

Ср* — округленное значение новой табличной ставки роялти (в % от объема реализации лицензионной продукции, выпускаемой с использованием прав на РНТД).

Выбор позиций 1, 2, 5 обусловлен настоятельной необходимостью скорейшего развития и модернизации предприятий электроэнергетики в РФ, в том числе, локальных объектовых теплоэнергосистем. Выбор позиций 3, 4 обусловлен актуальностью предлагаемой к выпуску с их использованием продукции для решения проблем ЖКХ. Выбор позиции 6 обусловлен мировым спросом на продукцию, предлагаемую к выпуску с использованием прав на описанные РНТД.

Данные определения потенциальной коммерческой привлекательности этих РНТД го-

Таблица

№ п/п Содержание РНТД Приведенные к 01.01.06 г. затраты, тыс. руб. Предварительная стоимость РНТД на 01.01.06 г., тыс. руб. КП* о\ С

1. Технология производства аморфной ленты и магнитопроводов из нее для трансформаторов 10...250 кВА (-84283,0) 18153,5 0,215 14,06

2. Технология выпуска радиаторов для силовых трансформаторов мощностью свыше 1000 кВА (-74592,0) 37432,5 0,502 9,0

3. Технология изготовления керамических трубок и горелок натриевых ламп на их основе (-48406,0) 8695 0,180 7,6

4. Технология акустической диагностики трубопроводов (-1200,0) 3665,0 3,054 7,1

5. Технология создания каталитических теплоэлектростанций (КТЭС) с каталитическим парогенератором и турбоэкспандером (-20000,0) 345,6 0,017 13,3

6. Технология изготовления кремниевых пластин с топологической нормой 0,5-0,3 мкм (-5142,0) 3576,0 0,695 3,7

ворят о целесообразности проведения полномасштабных маркетинговых исследований и более углубленной проработке бизнес-планов их промышленного освоения с целью оптимизации процессов коммерциализации.

1 Краснова В. Когда демократия соберется с духом // Эксперт. 2007. №3(544). С. 27-32.

2 Ильинский И. М. Возрастает ценность молодого человека в современном обществе // Обучение и карьера. 2006. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.