Н. В. Примчук
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается исследовательская мобильность как одна из форм осуществления студентом научно-исследовательской деятельности. В условиях развивающейся инфраструктуры вузов приводятся примеры ресурсов развития исследовательской мобильности студентов: магистерские программы, ориентированные на подготовку молодых исследователей к продолжению образования в аспирантуре; институты магистратуры, аспирантуры и докторантуры; инициативные молодежные исследовательские проекты и др. Основная тема статьи — раскрытие условий развития исследовательской мобильности студентов средствами организации их научно-исследовательской деятельности: информационная поддержка, тематические обучающие семинары, конкурсная основа научных мероприятий, формализация результатов участия молодых исследователей в программах развития мобильности.
Ключевые слова: исследовательская мобильность, научно-исследовательская деятельность, информационная поддержка, обучающие семинары, научные мероприятия.
N. Primchuk
Conditions for the Development of Students’ mobility by means of Research Activities Organization
Research mobility as one of the student’s research activities is discussed. In the conditions of a developing infrastructure of universities the examples of students’ mobility resource development are: master’s programs oriented on training young researchers to continue their postgraduate studies, masters’ institutes, postgraduate doctoral studies; proactive youth research projects, etc. The main question raised in the article is disclosure of the terms of development of students ’ research mobility by means of research activities organization: information support, thematic seminars, the competitive basis of scientific events, formalization of the results of the participation of young researchers in the programs of mobility development.
Keywords: research mobility, research work, information support, thematic seminars, scientific activities.
В настоящее время усиливается внимание к мобильности научных кадров, что отражено в документах, регламентирующих государственную политику в области развития науки, в частности, в Федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры инновационной Рос-
сии». Мобильность рассматривается сегодня в качестве «одного из факторов успеха в науке» [4]. Активно поддерживают развитие мобильности исследователей и частные фонды. Например, фонд Михаила Прохорова проводит открытый благотворительный конкурс на финансирование тревел-грантов
для участия в научных конференциях и семинарах, работы в архивах и библиотеках, стажировок и в научных учреждениях страны и за рубежом для студентов старших курсов, аспирантов и молодых преподавателей (в возрасте до 35 лет) [7]. Разрабатываются международные стипендиальные программы для привлечения молодых исследователей к проведению проектов на территории других стран (Erasmus Mundus, DAAD, Osterreichischer Austauschdienst и др.). Таким образом, современная действительность характеризуется вариативными возможностями для реализации мобильности молодыми исследователями. Однако для того, чтобы исследователи активно участвовали в программах развития мобильности, важно, чтобы этот опыт у них формировался уже с первых лет обучения в университете. Поэтому, на наш взгляд, важным залогом для успешности развития мобильности исследователей выступает развитие мобильности студентов в вузовской практике, что создает определённые преимущества (конкретизированы преимущества академической мобильности, выделенные О. В. Харитоновой [8, с. 41]):
— для вузов создаются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия в аспекте привлечения обучающейся молодежи в научную сферу;
— для студентов расширяется выбор организаций для реализации исследовательской мобильности, соответствующих необходимым требованиям для проведения научного исследования;
— для преподавателей и ученых открываются перспективы плодотворного учебного и научного сотрудничества с молодым поколением начинающих исследователей.
Мобильность раскрывает довольно широкое поле возможностей — это расширение выбора образовательных услуг, увеличение степени доступа в другие учебные заведения для участия в работе научных семинаров, конференций, научных школ. Явление мобильности чрезвычайно многооб-
разно и может быть подвергнуто классификации по разным основаниям — субъектам, объектам, формам и пространству реализации мобильности [1, с. 28]. Для нас представляют интерес объекты мобильности — академическая (это не только изучение иностранного языка, а полноценное обучение в течение семестра, учебного года), исследовательская (для студентов); повышение квалификации (переподготовка), обмен опытом (преподавание), проведение исследований (для преподавателей и студентов). Рассмотрим подробнее условия развития исследовательской мобильности студентов.
Исследовательская мобильность представляет собой одну из форм осуществления студентом научно-исследовательской деятельности. В университетах существует и развивается инфраструктура организации исследовательской деятельности учащейся молодежи, что выступает ресурсом развития исследовательской мобильности студентов. Традиционно эта инфраструктура подготовки научных кадров в университете образована следующими составляющими: институциональной (кафедры, лаборатории, отделы, управления), исследовательской (научно-педагогические школы), информационной (современные информационные технологии, свободный доступ к необходимой научной информации), экспертно-аттестационной (диссертационные советы, советы по научному направлению), образовательной (аспирантура и докторантура) [2]. В эту традиционную инфраструктуру различные вузы встраивают новые ресурсы, предоставляющие возможности для развития исследовательской мобильности студентов. Например, в МГУ им. М. В. Ломоносова на экономическом факультете открыта магистерская программа теоретического, научно-исследовательского характера, ориентированная на подготовку молодых исследователей к продолжению образования в аспирантуре [6]. Отличительной особенностью этой программы является
проведение специально организованного научного семинара, который проводят ведущие ученые в области экономических наук в рамках двух проблемных направлений — обсуждения вопросов методики, методологии и организации научных исследований, а также обсуждения актуальных проблем той или иной области экономической (управленческой) науки и практики. В Ижевском государственном техническом университете создан институт магистратуры, аспирантуры и докторантуры [9]. В результате работы института сложился целый комплекс механизмов взаимодействия и преемственности подготовки магистров и аспирантов, работающих как на уровне образовательных программ магистратуры и аспирантуры, так и функционирующих в виде дополнительных форм подготовки к научно-исследовательской деятельности: 1) развитые научнообразовательные комплексы в области перспективных научных направлений с центрами коллективного использования; 2) издание четырех реферируемых научных журналов; 3) проведение PhD-симпозиума совместно с зарубежными партнерами и международного форума «Качество образования». В РГПУ им. А. И. Герцена также созданы широкие возможности для развития мобильности студентов:
— введение студентов в состав исследовательских коллективов, что позволит студентам приобретать опыт решения исследовательских задач на базе других университетов;
— стимулирование инициативных научно-исследовательских проектов обучающейся в вузе молодежи, предоставляющих возможность студентам расширить научные и учебные контакты, познакомиться с современными исследовательскими и образовательными практиками, а также со стилем научной деятельности, мышлением, отношением к делу ведущих ученых; примером может служить университетский проект «Молодежная исследовательская команда», направленный на молодежное сотрудниче-
ство, содействующий развитию инвестиционной привлекательности научно-исследовательских проектов, разрабатываемых молодыми исследователями;
— привлечение студентов к участию в работе семинаров, научных школ, что позволяет студентам приобрести новый багаж знаний, расширить свой академический и культурный опыт, позволяющий выработать основу для дальнейших совместных научных разработок, дискуссий.
Наши многолетние наблюдения, собственная работа в составе Совета молодых ученых позволяют утверждать, что в университете должны быть созданы специальные условия, стимулирующие исследовательскую мобильность студентов.
Для раскрытия условий развития исследовательской мобильности студентов интерес представляют результаты исследования М. Ю. Серга, в которой проведен глубокий, обстоятельный анализ характеристик мобильности, среди которых — рассмотрение мобильности как проявление активности личности, понимаемой как готовность к деятельности, к освоению новых форм и видов деятельности [5, с. 15]. Так, в контексте личностно-деятельностного подхода развитие мобильности студентов будем рассматривать: в деятельностном компоненте, как повышение активности в поиске возможностей и реализации мобильности, в личностном компоненте — как повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Анализ опыта организации научноисследовательской работы студентов в РГПУ им. А. И. Герцена с учетом специфики факультетов, образовательных программ позволяет выделить следующие условия развития мобильности студентов средствами организации их научно-исследовательской деятельности:
I. Обеспечение быстрого доступа к информации о возможностях проведения научно-исследовательской работы студентами. В условиях развития инфраструкту-
ры университетов особую актуальность приобретает информационная поддержка бакалавров I курса обучения: знакомство с учеными университета, с молодыми исследователями, c их разработками; c научным и кадровым потенциалом университета (лаборатории, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия; c научными школами, научными коллективами, студенческими научными обществами и др.). Также актуальна информационная поддержка в целях знакомства с успешным опытом реализации студентами мобильности, анализа возможных трудностей, наиболее распространённых ошибок, допускаемых при мобильности (документы, ответственность сторон и др.).
Особо отметим, что содействие со стороны вуза реализации молодым исследователем мобильности подразумевает достижение взаимовыгодных результатов, среди которых — и имидж вуза в научных кругах, во многом формируемый посредством оценок принимающей стороны направляемых к ним студентов. Поэтому информационная поддержка студентов для успешной реализации исследовательской мобильности должна быть направлена на развитие научно-исследовательской грамотности, на формирование ответственного отношения к делу, принятие и трансляцию корпоративной культуры вуза.
II. Проведение тематических обучающих семинаров. В вузовской практике распространены проблемные (исследовательские) семинары, предполагающие представление студентами результатов своих исследований, а также обсуждение перспективных направлений исследований. В целях развития мобильности студентов особую актуальность приобретают обучающие междисциплинарные научные семинары, участие в которых объединяет исследователей, не обязательно занимающихся одинаковой, либо схожей научной проблематикой. Данного вида семинары имеют цели сопрово-
дительного характера в развитии междисциплинарных научных исследований. На обучающих междисциплинарных научных семинарах могут рассматриваться темы: ко -мандообразование в научном поиске; методы поиска и генерирования идей научноисследовательских проектов; подготовка конкурсных заявок, выставочных экспонатов по результатам научных исследований; маркетинговое сопровождение научных проектов; разработка технико-экономического обоснования проекта и стратегий продвижения. Развивающиеся возможности мобильности для научного диалога студентов из различных вузов актуализируют организацию обучающих междисциплинарных научных семинаров в реальном и виртуальном формате, так как именно виртуальная мобильность в сравнении с физическим перемещением студентов может характеризоваться большей массовостью, экономической выгодой, тем самым представляя собой отдельный актуальный вопрос для рассмотрения.
III. Проведение конкурсных мероприятий с финансовой поддержкой, ориентированных на целевую группу молодых исследователей. Развитие в России науки в условиях рыночной экономики определило одним из основных механизмов финансирования исследований расширение конкурсно-заявочной деятельности, позволяющей привлекать финансовые средства на проведение исследований через бюджетные и внебюджетные фонды. Как следствие, в вузах создается и развивается система научных конкурсов, представляющая собой один из путей стимулирования научно-исследовательской работы молодежи, обучающейся в вузе. Широкое распространение в вузах получили конкурсы поддержки мобильности молодых исследователей. Конкурсная основа рассматривается как эффективная система отбора студентов, нацеленных на развитие мобильности. В течение двух лет в РГПУ им. А. И. Герцена проводится конкурс грантовой поддержки академической мобильности аспирантов и
молодых научно-педагогических работников РГПУ им. А. И. Герцена в рамках проекта «Совершенствование и развитие внутрирос-сийской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников РГПУ им. А. И. Герцена, развитие системы консалтинговых услуг для молодых научно-педагогических работников и аспирантов в сфере инновационной деятельности» Программы стратегического развития университета. В 2012 году такую возможность академической мобильности на конкурсной основе получили 24 молодых сотрудника университета. Принимающей стороной выступили крупные научные и научно-образовательные и инновационные центры России и зарубежья, такие, как Геологический институт Российской академии наук, Волгоградский медицинский университет, Оксфордский университет (Великобритания), университет Триеста (Италия), университет Аристотеля (Греция), университет Ювяскюля (Финляндия), бизнес-инкубатор и офис коммерциализации ТГУ, центр трансфера технологий СибГМУ (Томск) и др.
Участие в таких конкурсах приносит начинающему исследователю не только возможность финансовой поддержки для реализации такой мобильности, но и опыт оформления конкурсной документации как научно-содержательной, так и финансовой (заполнение финансовых форм, последующая отчетность). На сегодняшний день система грантовой поддержки развивается, и опыт участия в вузовском конкурсе может представлять хороший старт для активизации студентов в поиске и участии в конкурсах на исследовательскую мобильность более высокого уровня.
IV. Формализация результатов участия молодых исследователей в программах развития мобильности. Организация научных мероприятий, сопровождение участия в них студентов не вызывают сомнений в значимости, актуальности, востребованности, в масштабной реализации в вузовской прак-
тике. Сопровождение участников научных мероприятий за временными пределами самих этих мероприятий очень часто остается вне поля зрения организаторов, специалистов, которые оказывают сопровождение конкурсантам на этапе подготовки, участия. Формализация результатов участия молодых исследователей в программах развития мобильности предполагает материальное и моральное поощрение. Отметим, что на сегодняшний день достаточно хорошо развита система повышенных стипендий с учетом достижений студентов в научно-исследовательской деятельности. В качестве морального поощрения студентов может выступать: героизация (позиционирование, продвижение исследователя в личностном и профессиональном аспекте, выдвижение к участию в новых научных мероприятиях и др.), вручение сертификатов и дипломов. Освещение приобретенного студентами нового опыта, нового знания заслуживает особого внимания с целью позиционирования начинающего исследователя и привлечения других обучающихся к исследовательской мобильности. Формами позиционирования могут выступать: размещение материалов в печатных и электронных изданиях, на электронных страничках вуза, структурных подразделений, научных сообществ, научных мероприятий; приглашение для выступления на заседания студенческих научных обществ, пленарные и секционные заседания конференций и др. Одной из наиболее наглядных форм позиционирования результатов исследовательской мобильности студентов выступают выставки. Так, на базе РГПУ им. А. И. Герцена проводится ежегодная выставка научных достижений университета, в рамках которой формируются разделы «Научно-исследовательские разработки студентов и аспирантов».
Участие в программах развития мобильности позволяет молодым исследователям достичь новых личностно-значимых результатов, в частности, они получают доступ к более качественным образовательным про-
граммам, курсам и исследовательским возможностям и возвращаются в страну пребывания с новым багажом знаний, академического и культурного опыта [3, с. 5].
Подводя итог, подчеркнем, что активизация научно-исследовательской деятельно-
сти студентов — во многом процесс стимулирования, а академическая мобильность как раз и воплощает в себе синтез материального и морального стимулирования с учетом раскрытых в данной статье условий ее развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: Методическое пособие для студентов (бакалавров и магистрантов) по системе получения академических степеней в странах-участницах Болонского процесса. СПб., 2007.
2. Лаптев В. В., Писарева С. А. Инфраструктура подготовки научных кадров в инновационном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И. В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2009.
3. Описание лучшей практики вузов по направлению Болонского процесса «Академическая мобильность» на примере вузов Дальневосточного федерального округа. Работа выполнена в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», 2007. Доступ: ШрУ/'шМо'Л'. е^. гц/ге8оигсе/895/61895
4. Салихов С. Будущее научных кадров. Доступ: http://www.strf.ru/ mateгial.aspx?CatalogId=221&d_ по=52317#.икиддУЫУЬ8
5. Серга М. Ю. Развитие научно-исследовательской мобильности аспирантов в системе подготовки кадров высшей квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2012.
6. Телешова И. Г. Магистратура как новая форма подготовки кадров в области экономики и управления. Доступ: http://www.econ.msu.ru/cd/154
7. Фонд Михаила Прохорова. Доступ: http://www.pгokhoгovfцnd.гц/ ргсуеС^/соП^/153/
8. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование, 2012. № 2. С. 41-45.
9. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы Доступ: http://www.youngscience.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=353&Itemid=1
REFERENCES
1. Bogoslovskij V. I., Pisareva S. A., Trjapitsyna A. P. Akademicheskaja mobil’nost’: metodicheskoe posobie dlja studentov (bakalavrov i magistrantov) po sisteme poluchenija akademicheskih stepenej v stranah-uchastnicah Bolonskogo protsessa. SPb., 2007.
2. Laptev V V., Pisareva S. A. Infrastruktura podgotovki nauchnyh kadrov v innovatsionnom vuze// Materialy Мezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii v uslovijah innovatsionnogo razvitija obshchestva» / Pod red. I. V. Vojtova. Minsk: GU «BellSA», 2009.
3. Opisanie luchshej praktiki vuzov po napravleniju Bolonskogo processa «Akademicheskaja mobil’nost’» na primere vuzov Dal’nevostochnogo federal’nogo okruga. Rabota vypolnena v ramkah pro-ekta NFPK «Obobshchenie opyta uchastija vuzov Rossijskoj Federatsii v realizatsii printsipov Bolonskogo processa», 2007. Dostup: http://window.edu.ru/resource/895/61895
4. SalihovS. Budushchee nauchnyh kadrov. Dostup: http://www.strf.ru/ material.aspx?CatalogId=221&d_ no=52317#.UkUQqYbIYbg
5. Serga M. Ju. Razvitie nauchno-issledovatel’skoj mobil’nosti aspirantov v sisteme podgotovki kadrov vysshej kvalifikatsii: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2012.
6. Teleshova I. G. Magistratura kak novaja forma podgotovki kadrov v oblasti ekonomiki i upravlenija. Dostup: http://www.econ.msu.ru/cd/154
7. Fond Mihaila Prohorova. Dostup: http://www.prokhorovfund.ru/ projects/contest/153/
8. Haritonova O. V. Akademicheskaja mobil’nost’ v prostranstve vysshego obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 2. S. 41-45.
9. Jakimovich B. Institut magistratury: opyt i perspektivy Dostup: http://www.youngscience.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=353&Itemid=1
Д. Ю. Титова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья посвящена проблеме развития межкультурной компетентности менеджеров конгрессно-выставочной сферы. В качестве инструмента развития межкультурной компетентности предлагается использование в практике высшей школы интенсивных технологий.
Ключевые слова: интенсивные технологии, конгрессно-выставочный менеджмент, межкультурная компетентность.
D. Titova
Intensive technologies of development of congress and exhibition sphere manager’ s cross-cultural competence
The paper deals with the problem of development of cross-cultural competence of the congress and exhibition sphere managers. As an instrument of the development of cross-cultural competence, intensive technologies are suggested.
Keywords: intensive technologies, congress and exhibition management, cross-cultural competence.
Вопрос о развитии межкультурной компетентности менеджеров конгрессно-вы-ставочной сферы встал особо остро в последнее десятилетие. Это обусловлено влиянием двух групп факторов: с одной стороны, это общемировые процессы, такие, как глобализация, с другой — специфические социальные процессы российского общества.
Но не только ситуация поликультурности современного российского общества оказывает влияние на деятельность современного менеджера конгрессно-выставочной сферы. Увеличение удельного веса конгрессно-вы-ставочных мероприятий с многонациональным составом требует от современного российского менеджера профессиональных умений и навыков в области взаимодействия и