Научная статья на тему 'Преемственность поколений в вузовской научной школе'

Преемственность поколений в вузовской научной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES (NIRS) / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / CONTINUITY OF GENERATIONS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (НИРС) / МОБИЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ КАДРОВ / MOBILITY OF ACADEMIC STAFF / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / INNOVATIVE SMALL BUSINESS / НАУЧНЫЕ РОТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НИРС / NIRS EFFICIENCY / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ACADEMIC SCHOOL OF THOUGHT / "RESEARCH COMPANIES" IN THE ARMED FORCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоханова Валентина Николаевна, Горина М.А.

Статья посвящена изучению особенностей вузовской научной школы, в частности, специфической преемственности поколений в вузовской науке. Особое внимание уделяется повышенной мобильности научных кадров, преимуществам и проблемам данного явления. В статье рассматриваются формы привлечения студентов в науку через организацию научно-исследовательской работы (НИРС). Даны критерии оценки эффективности НИРС, проанализированы структура конкурсов студенческих научных работ в ГУУ и мотивация студентов к проведению научных исследований. В целях развития инновационной составляющей университетских научных школ и привлечения молодежи изучены проблемы малого инновационного бизнеса при вузах, а также перспективы проекта «Научные роты» (совместно с Министерством обороны РФ). Даны рекомендации по повышению эффективности НИРС и обучения в аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоханова Валентина Николаевна, Горина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of Generations in the Academic School of Thought

The paper examines essential characteristics of the school of thought specific to higher educational institution, and in particular, the phenomenon of continuity of generations in academic science. Special attention is given to increased mobility of academic staff, as well as to benefits and challenges inherent to this phenomenon. Further, the paper considers ways to involve students with Science by means of organizing and arranging for the students’ scientific research activities (NIRS). Criteria to evaluate efficiency of NIRS are presented; the structure of students’ research papers competition within the State University of Management is analyzed as well as students’ motivations to engage in scientific research. For the purposes to enhance innovative component of academic schools of thought and to involve students with Science, the paper examines problems, encountered by innovative small businesses set up at universities, and also perspectives of the project on organizing the so-called “Research companies” in the Armed Forces of the RF (being developed in collaboration with the RF Ministry of Defense). Recommendations are provided on how to improve capacity of NIRS and of postgraduate training.

Текст научной работы на тему «Преемственность поколений в вузовской научной школе»

УДК 378.126 DOI 10.12l3l/6l0l

Получено 2l.06.2014 Одобрено 28.08.2014 Опубликовано 15.12.2014

Лоханова В.Н.

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «ГУУ», г. Москва

e-mail: vnlo3024@mail.ru

Горина М.А.

студент,

ФГБОУ ВПО «ГУУ», г. Москва e-mail: vnlo3024@mail.ru

Преемственность поколений в вузовской научной школе

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей вузовской научной школы, в частности, специфической преемственности поколений в вузовской науке. Особое внимание уделяется повышенной мобильности научных кадров, преимуществам и проблемам данного явления. В статье рассматриваются формы привлечения студентов в науку через организацию научно-исследовательской работы (НИРС). Даны критерии оценки эффективности НИРС, проанализированы структура конкурсов студенческих научных работ в ГУУ и мотивация студентов к проведению научных исследований. В целях развития инновационной составляющей университетских научных школ и привлечения молодежи изучены проблемы малого инновационного бизнеса при вузах, а также перспективы проекта «Научные роты» (совместно с Министерством обороны РФ). Даны рекомендации по повышению эффективности НИРС и обучения в аспирантуре.

Ключевые слова:

вузовская научная школа, преемственность поколений, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), мобильность научных кадров, малый инновационный бизнес, научные роты, эффективность НИРС, критерии оценки.

Lokhanova V.N.

PhD of Economic Sciences, Associate Professor,

FSBEI HPE "State University of Management", Moscow

e-mail: vnlo3024@mail.ru

Gorina M.A.

Student,

FSBEI HPE "State University of Management", Moscow

e-mail: vnlo3024@mail.ru

Continuity of Generations in the Academic School of Thought

Abstract

The paper examines essential characteristics of the school of thought specific to higher educational institution, and in particular, the phenomenon of continuity of generations in academic science. Special attention is given to increased mobility of academic staff, as well as to benefits and challenges inherent to this phenomenon. Further, the paper considers ways to involve students with Science by means of organizing and arranging for the students' scientific research activities (NIRS). Criteria to evaluate efficiency of NIRS are presented; the structure of students' research papers competition within the State University of Management is analyzed as well as students' motivations to engage in scientific research. For the purposes to enhance innovative component of academic schools of thought and to involve students with Science, the paper examines problems, encountered by innovative small businesses set up at universities, and also perspectives of the project on organizing the so-called "Research companies" in the Armed Forces of the RF (being developed in collaboration with the RF Ministry of Defense). Recommendations are provided on how to improve capacity of NIRS and of postgraduate training.

Keywords:

academic school of thought, continuity of generations, students' scientific research activities (NIRS), mobility of academic staff, innovative small business, "research companies" in the Armed Forces, NlRS efficiency, evaluation criteria.

Вузовская научная школа обычно формируется на базе отдельной кафедры или на межкафедральной основе . Уникальность вузовской научной школы заключается в оптимальном сочетании образовательного и научного процессов, что создает благоприятные условия для формирования будущих исследователей и ярко выраженной преемственности поколений . Другими словами, вузовская научная школа обеспечивает эффективную передачу концептуальных знаний, специальных исследовательских навыков, форм научного поиска, этических норм и традиций от старшего поколения к младшему. В зависимости от срока существования научно-образовательной школы иерархия поколений может содержать несколько уровней

(например, основатель — последователи — ученики) .

Научная школа представляет собой не только направление исследований в определенной сфере знаний, но и коллектив единомышленников с четкой организационной структурой, функциональным и ролевым распределением участников . Преемственность поколений — это не только объединение ученых на основе общей научной концепции, но и на основе единства мировоззрения, нравственных ценностей, доверия Достигается это путем «выращивания» своих научных кадров из студентов, аспирантов, докторантов

Преемственность поколений в научной школе можно проследить по количеству обучающихся

аспирантов, защищенных кандидатских и докторских диссертаций в продолжение тематики исследований основателя школы, в том числе в междисциплинарных направлениях . Другой показатель — количество ученых в составе научной школы в возрасте до 35 лет. Он является критерием для участия научного коллектива в конкурсе на право получения грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ страны

Еще одна важная особенность вузовской научной школы — мобильность персонала и гибкая внутренняя структура кадров и направлений исследования . При этом лидер и его последователи остаются «столпами» научной концепции . Здесь можно выделить преимущества и недостатки (возникающие проблемы) подобного свойства научной школы (см . табл . 1) .

Таким образом, вузовская научная школа, с одной стороны, является обучающим этапом в жизни научного работника, с другой стороны, испытывает в процессе своей жизнедеятельности нестабильность и флуктуации в кадровом составе . Поэтому необходимо находить оптимальное соотношение между преимуществами и недостатками повышенной мобильности кадров в вузовской научной школе, активно используя первые и нивелируя вторые .

Если остановиться подробнее на проблеме «текучести» молодых кадров и преемственности поколений в университетской научной среде, можно отметить следующие аспекты

Непрестижность научного труда характерна в целом для российской экономики Об этом можно судить по уровню оплаты труда в научной сфере Так, средняя зарплата научного сотрудника в России в 2013 г. составила 41 623 руб ., в то время как работники силовых структур (например, полицейские) получают 60—80 тыс . руб . в месяц . В региональных и муниципальных научных учреждениях зарплата гораздо ниже: 27 905 руб . и 16 486 руб . соответственно [3].

Преимущества и проблемы внутренней и

Популяризация научной профессии в СМИ остается крайне низкой . Героями бесконечных телесериалов являются преимущественно олигархи, чиновники, эстрадные звезды, рэкетиры, полицейские, в лучшем случае — преуспевающие бизнесмены . У молодежи складывается впечатление, что научная работа — это удел неудачника, лузера, ботаника Для сравнения вспомним известные советские фильмы «9 дней одного года», «Иду на грозу», фильмы о космонавтах

Большое значение в преемственности научных поколений имеют стимулирование и организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе . Формы организации творческой деятельности обучающихся в университете могут быть разными: научные семинары, конференции, круглые столы, выставки, конкурсы (см рис 1) На этих научно-технических мероприятиях обычно представляются конкретные научные результаты, оценка которых имеет относительный характер

Существуют два основных вида НИРС, где можно оценить полученные результаты

1. Учебная научно-исследовательская работа согласно действующему учебному плану — это эссе, рефераты, курсовые работы, дипломные проекты Их написание — первая ступенька приобщения студента к самостоятельному кропотливому научному труду Необходимо расширять исследовательскую составляющую в плановых учебных работах Но проблема в том, что большинство студентов по ряду причин (от простой лени и неорганизованности до чрезвычайной занятости) не могут творчески подходить к учебно-контрольным мероприятиям .

Задача преподавателя в этом случае — ознакомить студента с требованиями и критериями оценки учебно-исследовательской работы [6]:

• составление плана работы и определение основных направлений исследований;

• составление перечня информационных источников;

Таблица 1

внешней мобильности научных кадров

Преимущества Проблемы

1) имеется постоянный источник притока молодых исследователей — учебный процесс; 2) молодежь является «мягким» материалом для формирования исследовательских навыков и научных компетенций; 3) молодежь лучше ориентируется в информационной среде, владеет современными компьютерными технологиями научно-информационного поиска; 4) мобильность кадров способствует обновлению и диверсификации научных исследований в смежные научные сферы и отрасли экономики; 5) молодые исследователи «нивелируют» консерватизм мышления в научной школе 1) трудности привлечения наиболее способных студентов к научной деятельности из-за ее непрестижности и малоопла-чиваемости; 2) недостаточность частных инвестиций в науку, отсутствие работы по научным контрактам с предприятиями, т.е. неразвитость внедренческой (инновационной) составляющей в научной деятельности; 3) невыраженный карьерный научный рост молодых кадров; 4) отсутствие мотивации к организации НИРС у преподавателей; 5) неразвитость организационных форм привлечения студентов в науку

Рис. 1. Формы организации научно-исследовательской работы студентов

• использование материалов периодической печати (не менее пяти статей за последние два года из специализированных изданий);

• наличие проблемного подхода в исследовании, т. е . выявление проблем и направлений их решения;

• использование законодательно-нормативной базы;

• наличие собственной позиции и ее аргументация, собственных выводов, рекомендаций;

• использование эмпирического материала и результатов практической работы и т д Одновременно необходимо обратить внимание

на творчески активных студентов, которым рекомендуется следующая, более высокая ступень научной деятельности

2 . Исследовательская работа сверх требований учебного плана Именно на этой ступени студент приобщается к вузовской научной школе, коллектив которой обычно идентифицируется с вузовской выпускающей кафедрой Используются следующие организационные формы: выступления студентов с научными докладами на методологическом семинаре кафедры, участие в организуемых конференциях, научных разработках, грантах, выполняемых коллективом научной школы

Многое зависит от университетских форм организации студенческих научно-технических мероприятий . Например, в Государственном университете управления до недавнего времени одаренные студенты могли проявить себя в следующих конкурсах студенческих научных работ (см рис 2) Теперь же конкурсная структура меняется в сторону всероссийских мероприятий, на которых у студентов мало шансов занять призовое место Все меньше задействуется мезоуровень Например, уже не проводится Конкурс на лучшую научную работу студентов по актуальным проблемам инновационного развития Юго-Восточного административного округа Москвы . Этот конкурс имел ярко выраженную прикладную направленность, предусматривал авторитетное жюри во главе с префектом ЮВАО, денежные призы, перспективы последующего трудоустройства победителей конкурса в муниципальные органы власти

Отменен студенческий конкурс Вольного экономического общества г Москвы Уже несколько лет не проводится университетский конкурс студенческих научных работ (в ГУУ) Крайне редки стали конкурсы выпускных квалификационных работ по соответствующим специальностям (например, по антикризисному управлению) Энтузиазм

Рис. 2. Конкурсы студенческих научных работ в ГУУ

в преемственности молодых научных поколений сохраняется на уровне кафедр Так, кафедра менеджмента и инновационных технологий управления ежегодно проводит свой конкурс студенческих научных работ по менеджменту и олимпиаду по антикризисному управлению Победители награждаются книгами и подарками

По опросам студентов ГУУ старших курсов специальности «антикризисное управление» их привлекают к научной работе следующие стимулы (см . табл 2)

Таблица 2

Мнение студентов о преимуществах и мотивации НИРС

Преимущества НИРС Мотивация НИРС

Помогает расширить профессиональные знания Развивает исследовательские способности Обеспечивает профессиональную практику Развивает творческое мышление Воспитывает коллективное взаимодействие Оплачивать работу студентов Иметь современную учебно-лабораторную базу Совмещать исследования с учебной практикой Привлекать к организации НИР наиболее талантливых ученых Давать студентам больше самостоятельности Использовать студентов не только на технической работе

Для привлечения молодежи в вузовскую научную школу необходимо и соответствующее стимулирование педагогов Планы о включении руководства НИРС в учебную нагрузку преподавателей так и остались на бумаге Более того, высокая учебная нагрузка, а даже в федеральных исследовательских университетах на одного преподавателя приходится 10 студентов [2, с . 88], не позволяет профессорско-преподавательскому составу выделять достаточное время на научную работу Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в связи с низким материальным обеспечением 40% преподавателей занимаются совместительством в других вузах, и только для 5% из них совместительство связано с научной работой Многие подрабатывают репетиторством, консультированием, экспертизой Таким образом, времени на организацию научно-исследовательской деятельности студентов не остается [5, с . 6].

В развитых странах привлекательным для университетской молодежи является малый инновационный бизнес На повышение инновационной активности вузов, в том числе с привлечением студентов и аспирантов, был направлен Федеральный закон № 217-ФЗ [7]. Основная цель закона — обес-

печение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, что предполагало создание при вузах малых инновационных предприятий (МИП), которые и должны были выступать в роли того мостика, который сблизит «науку» и «реальное производство» . С момента принятия закона прошло более четырех лет, но, по данным Центра исследований и статистики науки, треть малых предприятий, созданных при вузах, существует лишь «на бумаге» [9]. Объяснить данную ситуацию можно наличием следующих проблем (см . табл . 3) .

Таблица 3

Анализ проблем развития малого инновационного бизнеса при вузах

Проблема Характеристика проблемы

1. Регистрация малого предприятия Нет единых методических материалов, поясняющих и регламентирующих процедуру создания МИП при вузе

2. Заключение договора аренды Заключение договора аренды площадей, если предприятие зарегистрировано на территории вуза

3. Ограничение видов деятельности МИП Жесткое ограничение видов деятельности МИП при использовании УСНО и фактически негласный запрет на оказание услуг и выполнение работ коммерческого характера

4. Финансовые проблемы Большинство создаваемых хозяйственных обществ так и не выходит на стадию коммерциализации своих научных разработок, а участвовать в грантах и программах на получение государственной поддержки (субсидий) в наше время становится все труднее ввиду высокой конкуренции со стороны вузов и НИИ

5. Проблема коммерциализации научных разработок Многие преподаватели, научные сотрудники вузов не имеют представление о коммерческой составляющей малого инновационного бизнеса

Мониторинг деятельности малых инновационных фирм в составе системы высшего профессионального образования в рамках реализации Федерального закона № 217-ФЗ, проведенный Центром исследований и статистики науки, показал, что в кадровом составе указанных хозяйственных обществ числится 15,5% студентов и 15% аспирантов [4, с. 159]. Однако масштабы малого инновационного бизнеса незначительны . Так, на конец 2011 г. средний объем финансирования НИОКР в расчете на одно МИП составил 1992,2 тыс . руб . , одной НИОКР — 844,7 тыс. руб . Суммарный объем финансирования НИОКР, выполняемых МИП при вузах, — 583,7 млн руб . [4, с . 163].

Отраслевая структура исследований малого инновационного бизнеса, на наш взгляд, складывается

не в пользу гуманитарных наук, в том числе управленческих исследований . В 2012 г. 80% фирм осуществляли свою деятельность в области информационно-телекоммуникационных систем, энергоэффективности, рационального природопользования, еще 18% — в области науки о жизни [4, с . 163].

Реальный сектор экономики не заинтересован в инновационных разработках, поэтому мала доля частных инвестиций Остается участие в грантах и программах государственной поддержки МИП Но во многих конкурсах не обозначены какие-либо привилегии и приоритеты предприятиям, созданным и работающим в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, таким образом, отсутствует явная поддержка фирм в получении грантов (контрактов) Как следствие, МИП оказываются неконкурентоспособными по сравнению с вузами

Одной из форм государственной поддержки преемственности российских научных школ является проект Министерства обороны РФ «Научные роты» Данный проект предусматривает создание в армии специальных подразделений из талантливых студентов и выпускников технических вузов Служба в научных ротах засчитывается как срочная служба в армии . Идея создания в армии научных рот была высказана на встрече министра обороны России с ректорами вузов, которая проходила в МГТУ имени Н . Э . Баумана в марте 2013 г. Предполагалось, что в ротах, организованных по примеру спортивных рот, будут служить талантливые студенты Они вместе с преподавателями займутся выполнением научно-технических работ в интересах военного ведомства Всего планировалось создать пять научных рот с численностью по 80—100 студентов в каждой [10]. Командирами рот будут старшие научные сотрудники, а взводными — младшие научные сотрудники

Уже созданы две научные роты — в Подмосковье и Воронежской области на базе Военно-воздушной академии имени Н . Е . Жуковского и Воронежского учебного центра военно-воздушных сил . В них вошли студенты МГТУ имени Н Э Баумана, МАИ, МФТИ и других вузов . Наряду с прохождением курса молодого бойца (навыки обращения с оружием и ведения боя — 1 день в неделю), военнослужащие-студенты будут заниматься военными научными исследованиями в области авиационного двигателестроения, навигационных комплексов, управления беспилотными летательными аппаратами, новых технологий армейской мобильной связи и средств радиоэлектронного слежения Военные говорят о высоком конкурсе в научные роты — 3 человека на место [1].

В проекте «Научные роты» интегрируются два экономических стимула: научные школы оборонного комплекса обновляют и омолаживают кадровый состав, а студенты получают возможность служить по специальности и при успешных показателях — остаться работать в научной школе после службы в армии . Предполагаются сохранение территориального ареала учебы и службы в научных ротах, а также улучшенные условия проживания и питания в них по сравнению с обычными воинскими частями

Конечно, идея создания научных рот сегодня воспринимается обществом неоднозначно Но ее идеологи не скрывают, что это эксперимент, об итогах которого можно будет говорить через год, когда служба первых молодых ученых завершится И по тому, сколько юношей подпишет контракт с Вооруженными Силами, сколько останется на оборонных предприятиях, сколько уйдет в бизнес или в науку, можно будет судить о состоятельности и перспективах этой идеи Следует отметить возможные проблемы «научных рот»: высокая текучесть кадров в оборонных научных школах (так как срок службы призывника — 1 год), а также необходимость точечной, «эксклюзивной» работы с каждым военнослужащим . Кроме того, перечень научных направлений ограничивается военной направленностью, а общественные науки и гуманитарии опять остаются «не у дел»

Эффективная организация системы НИРС способствует повышению качества образования студентов и повышению их конкурентоспособности на рынке труда после окончания вуза, их профессионализма и квалификации Это, с одной стороны, помогает студенту реализовать себя как творческую личность, получить материал для участия в конференциях, написания научных статей, формировать свой «портфолио», с другой стороны, необходимо предоставлять возможность студенту заработать научным трудом средства для учебы и отдыха . В курсовых и дипломных проектах должны быть элементы исследовательского поиска, которые характеризуют способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность проведения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия, по материалам которого выполнялось исследование

Институт аспирантуры является не только местом подготовки молодежи к научной карьере, но и важной ступенью преемственности вузовской научной

школы . Чтобы аспирантура была продуктивнее, важно уже с второго—третьего курса приобщать студентов к исследованиям, чтобы занятия научной работой не расценивались как выполнение еще одного скучного практикума При рассмотрении вопроса, кого следует привлекать к научной работе, возникает необходимость разработки критериев оценки творческих способностей студента, т е как и по каким критериям оценивать творческий потенциал студента Достаточно ли студенту быть просто отличником, или успеваемость — это первый, но не единственный критерий определения его творческого потенциала? Отличная оценка показывает, что человек умеет воспринимать и воспроизводить чужие мысли, но он может не владеть навыками научного мышления — выделять и ставить проблему, а также находить пути ее решения

На наш взгляд, основными критериями оценки способности студентов к научному труду и научным исследованиям являются:

• успешная учеба;

• успехи в научных исследованиях;

• желание и готовность участвовать в научных исследованиях и организации научных мероприятий;

• эрудиция, общий уровень культуры;

• умение работать в команде (ответственность, коммуникабельность, «чувство локтя»);

• личные качества (бескорыстие, умение отдавать больше, чем получать);

• участие во внутренних и внешних научных конференциях, школах-семинарах и других научных форумах;

• количество научных печатных работ, в том числе во вневузовских сборниках;

• участие в общественной жизни вуза . Необходимо поощрять и стимулировать участие

студентов в научно-исследовательских разработках . Известно, что временной ресурс студента ограничен, и студент не всегда будет готов посвятить свое время научной работе

В качестве стимулирования научно-исследовательской работы студентов можно использовать: во-первых, механизм поступления в аспирантуру: рекомендация студенческого научного общества (СНО) и научной школы, т е взамен существующей сегодня технологии обучения аспирантов «аспирантура — кафедра — диссертационный совет» реализация новой технологии «СНО — научная школа — кафедра — аспирантура — кафедра — диссертационный совет»; во-вторых, механизм материальных поощрений: назначение надбавок к стипендиям за

участие в научных исследованиях, победу в научных студенческих конференциях, публикации в научных сборниках, участие в НИР вне вуза (гранты, премии)

Продвижению студентов в аспирантуру препятствует недостаточное внимание к созданию условий для развития научно-исследовательской работы со стороны руководства вуза Эффективному вовлечению талантливой молодежи в сферу научно-исследовательской работы способствует соответствующее стимулирование преподавателей, в частности, путем награждения их почетными грамотами, дипломами,

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 . Гении в строю . Первая в стране научная рота служит

Родине // Аргументы и факты. 2013 . № 36 (04. 09. 2013) . — С . 19 .

2 . Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития на-

учных школ в современной России . — М . : ИЭПП, 2009 . — С . 88 .

3 . Итоги федерального статистического наблюдения в

сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2013 год . — URL: www.gks. ru

4 . Кольцов А.В., Федорков В.Ф., Жарова Г.В., Крайно-

ва С.А., Федорова Ю.В. Анализ деятельности хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования // Инноватика и экспертиза: Научные труды ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский консультационный центр экспертизы» . — М .: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2013 . — Вып . 1(10) . — С . 163 .

5 . Кузьминов Я. Академическое сообщество в России —

разрыв эффективного контракта // Поиск. 2010 . 19 ноября (№ 47) . С . 6 .

6 . Лоханова В.Н. Современные подходы к организации

научно-исследовательской работы студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления) 2010 № 24

7 . Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Российская газета. 2009 . 4 августа

8 . Устинова Д. Организация научной работы в ВУЗе //

Проблемы теории и практики управления . 2013 . № 2 .

9 . S&TRF. Наука и технологии РФ. — URL: http://www.

strf. ru/

10 . Информационный портал . — URL: http://finam . info/

news/pervie-nauchnie-roti-otpravilis-otdavat-dolg-rodine/

а также введения специальных доплат за успехи в данной области [8].

Таким образом, повышение эффективности вузовских научных школ, привлечение к исследованиям в них студентов повышают качество подготовки специалистов высшей квалификации Благодаря этому вузовская наука имеет возможность омолаживать научные кадры, поскольку приток молодых ученых осуществляется постоянно Эта особенность дает большие преимущества научной школе как с точки зрения развития самих исследований, так и с точки зрения подготовки научных кадров .

References

1. The geniuses in the ranks. The country's first scientific rota serve the motherland. Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. 2013, I. 36, p.19. (in Russian)

2. Dezhina I.G., Kiseleva V.V. Tendentsii razvitiya nauchnykh shkol v sovremennoy Rossii [Trends in the development of scientific schools in Russia today]. Moscow, IEPP Publ., 2009, p. 88.

3. Itogi federalnogo statisticheskogo nablyudeniya vsfere oplaty truda otdelnykh kategoriy rabotnikovza 2013god [Results of the federal statistical observation of pay of certain categories of employees for 2013] Available at: http://www.gks.ru

4. Kol'tsov A.V., Fedorkov V.F., Zharova G.V., Kraynova S.A., Fedorova Yu.V. Analysis of the activities of economic entities created budget scientific and educational institutions of higher professional education. Innovatika i ekspertiza: Nauchnye truda FGBNU «Nauchno-issledovatel'skiy institut — Respublikanskiy issledovatel'skiy konsul'tatsionnyy tsentr ekspertizy» [Innovation and Expertise: Scientific Labour FGBNU "Research Institute — Federal Research Consultional Center of Expertise"]. 2013, I. 1(10), p. 163.

5. Kuz'minov Ya. The academic community in Russia — the gap effective contract. Poisk [Search]. 2010, I. 47, p. 6. (in Russian)

6. Lokhanova V.N. Modern approaches to the research work of students. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)]. 2010, I. 24. (in Russian)

7. Federal Law of August 2, 2009 № 217-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of budget scientific and educational institutions, business entities for purposes of practical application (implementation) of the results of intellectual activity". Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2009, Aug. 4. (in Russian)

8. Ustinova D Organization of scientific work at the university. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of theory and practices management]. 2013, I. 2. (in Russian)

9. S&TRF. Nauka i tekhnologii RF [S&TRF. Science and Technology of the Russian Federation]. Available at: http:// www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450

10. Informatsionnyy portal (Information portal). Available at: http://finam.info/news/pervie-nauchnie-roti-otpravilis-otdavat-dolg-rodine/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.