РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
УДК 378.14.015.62
Елена Александровна Худоренко,
к. полит. наук, доцент кафедры «Мировой экономики и международных отношений» ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: +7-(495)-442-23-93, Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблематики научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Автор выявил ключевые моменты становления и развития НИРС в Вузах России и проблемы современного состояния, рассмотрел влияние НИРС на развитие профессиональных компетенций обучаемых и предложили рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов.
Кпючевые слова: экономика знаний, интеграция науки и образования, научно-исследовательская деятельность студентов, этапы развития нирс, национальные исследовательские университеты, развитие профессиональных компетенций, выпускающая кафедра, задачи научно-исследовательской работы студентов, конкурентоспособный выпускник.
Elena Hudorenko,
Doctorateof Political Science, Associate
Professor, the Department of World Economy
and International Relations
Moscow State University of Economics,
Statistics and Informatics
Tel.: +7-(495)-442-23-93,
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS IN RUSSIA'S HIGH SCHOOLS AND ITS PRESENT POSITION PROBLEMS
The article is devoted to research of the problematic of scientific research work of students in higher educational institutions. The author has revealed the key moments of formation and development of scientific research work in Russia's high schools and its present position problems. The influence of scientific research work on the development of professional competences of students has been considered. Recommendations about perfection of scientific research work of students have been offered.
Keywords: economy of knowledge, science and education integration, research activity of students, stages of development of scientific research work, national research institutes, development of professional competences, a graduate department, scientific research work tasks, competitive graduate.
1. Введение
Научно-исследовательская работа студентов является составной частью подготовки квалифицированных выпускников: бакалавров и магистров, способных творчески решать профессиональные, научные, общественные и социальные задачи, оперативно ориентироваться и достигать успеха в условиях высоко конкурентной среды экономики знаний.
С одной стороны, НИРС является чисто научной деятельностью, ставя перед собой задачи формирования новых знаний, но с другой - более всех видов НИР тяготит к образовательной, имея ввиду цели учебного процесса и развития компетенций обучающихся, что напрямую согласуется с потребностями образовательного процесса в вузе, являясь наилучшим его отражением и обеспечивая качество подготовки будущих бакалавров и магистров.
Еще в начале XX века известный русский педагог и общественный деятель С.И. Гессен, полагал, что «Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы. Он не «преподает» свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды - потому он и называется профессором (от латинского ргоШеог). Учащийся не просто учится, но занимается наукой, он -БШШозиБ. Оба они двигают вперед науку. Учение и исследование здесь совпадают, и это равно касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение... [1]»
Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации их знаний; развитию научно-практических компетенций студентов, формированию и развитию научного потенциала кафедр, созданию на их базе высоко конкурентных научно-образовательных материалов по предметным дисциплинам и, как следствие, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных стать полноценным научным и трудовым потенциалом страны [2].
2. Этапы развития научно-исследовательской работы студентов в российском государстве
Развитие НИРС в высших учебных заведениях России всегда сопровождалось самой серьезной государственной поддержкой, и это прослеживается на всех этапах развитиях НИРС в России.
По мнению исследователей, в исторической ретроспективе XX века, как наиболее близкого нам и оказавшего непосредственное влияние на современное состояние студенческой науки в высших учебных заведениях, можно выделить семь этапов развития научно-исследовательской деятельности студентов [3]:
- Первый этап пришелся на вторую половину XIX - начало XX века.
- Второй - на период с 20-го по 33-ие годы прошлого столетия;
- Третий - на период с 34-го по 45-ые годы;
- Четвертый на период с 46-го по 57-ые годы;
- Пятый на период с 58-го по 78-ые годы;
- Шестой на период с 79-го по 95-ые годы;
- И, наконец, седьмой, последний этап, по мнению исследователей, приходится на временной отрезок, с 1996-го года и продолжается по настоящее время.
Отличительной чертой первого этапа стало появление первых в стране студенческих научных кружков при высших учебных заведениях (кружки при МВТУ под руководством академика Н. Е. Жуковского).
На втором этапе было принято Положение о научно-исследовательской работе вузов, регламентирующее научную деятельность образовательных учреждений в стране.
В начале третьего этапа правительство СССР утвердило Типовой устав высшей школы Союза ССР и Положение о производственной практике студентов вузов. Согласно уставу Вузы получили статус высших учебных и научных учрежде-
ний. В Положении же впервые были зафиксированы требования по включению научно-исследовательских заданий в производственную практику студентов учебных заведений.
В связи с острой необходимостью быстрейшего восстановления народного хозяйства страны в военный и послевоенный период к концу этапа периода на высшие учебные заведения была возложена задача подготовки высококвалифицированных научных кадров. Она была закреплена в новом Положении о научно-исследовательской работе в вузах, утвержденном в 1944 году. Третий этап положил начало созданию первых студенческих научных обществ в высших учебных заведениях страны.
В рамках следующего четвертого этапа в целях регламентации и развития НИРС Минвузом СССР было принято несколько важных документов: Типовой устав и Положение о научном студенческом обществе, подводивших нормативно-правовую базу под научную деятельность студентов во вне-учебное время. Согласно Уставу и Положению студенческие научные кружки становились первичными организационными единицами студенческих научных обществ страны (СНО).
Появившееся в1953 году «Положение о НИРС» признавало научно-исследовательскую работу студентов органической частью учебного процесса в Вузе и обязывало все высшие учебные заведения страны ежегодно отчитываться о результатах развития студенческой науки.
Таким образом, четвертый этап оказал огромное влияние на распространение научной студенческой работы в Вузах страны и привлечение к ней большего числа студентов. Начиная с этого времени НИРС становится обыденным явлением, частью студенческой жизни и обязательной составляющей научной деятельности в Вузах.
Пятый этап был охарактеризован дальнейшим всесторонним развитием НИРС и выходом ряда новых регламентирующих положений, стимулирующих научную деятельность и развитие студенческой науки в государстве. В рамках этапа был образован Всесоюзный совет по научной работе студентов, непосредственно подчиняющийся Научно-техническому совету (НТС) Минвуза, ставший главным методическим центром развития и координации НИРС в учебных заведениях страны, и были созданы Всесоюзные конкурсы на луч-
шую научную студенческую работу студентов Вузов. Положение о научно-исследовательской работе студентов было дополнено новыми статьями, позволяющими всем студентам СССР вне зависимости от формы обучения принимать участие в научно-исследовательской деятельности в рамках учебного заведения. Разработанное в это же время и получившее статус действующего, Положение о студенческих бюро различной специализации регламентировало научную работу студентов в рамках выбранных ими специализаций.
Начиная с 1979 года и до самого конца шестого этапа в стране шло планомерное и динамичное развитие НИРС, подкрепленное целым рядом законодательных актов, среди которых можно отметить следующие: Примерный типовой комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения, Типовое положения по созданию комплексных творческих молодежных коллективов (КТМК) из студентов, аспирантов и молодых преподавателей и Положение о мерах по дальнейшему развитию НИРС в стране. В 1987 году был образован Всесоюзный координационный совет научно-технического творчества молодежи, который должен был стать центром государственно-общественной системы руководства НИРС в стране [3].
С началом девяностых системный кризис в России привел к снижению активности Вузов в направлении развития НИРС, научная работа студентов стала исчезать из планов работы высших учебных заведений страны и, соответственно, из отчетов о научно-исследовательской деятельности российских учебных заведений. Чтобы компенсировать выявившуюся негативную тенденцию и максимально снизить ущерб, нанесенный ею российской науке, начиная с 1993 года, был принят ряд приказов и положений Совета Министров, Правительства РФ и Госкомвуза России, направленных на поддержание и развитие НИРС в стране.
В 1996 году с уменьшением кризисных явлений в стране началась складываться благоприятная ситуация для развития научной деятельности в рамках российской образовательной системы, появились новые форм организации и поддержки НИРС в высших учебных заведениях Российской Федерации. В это же время были разработаны межвузовские научные программы по стимули-
рованию НИРС и сохранению научного потенциала высшей школы России. В 1996 году была утверждена федеральная целевая программа государственной поддержки интеграции науки и образования в РФ.
Развитие НИРС активно продолжалось и в последующие годы. Так, в 1998 году собрание научной общественности высшей школы признало научно-исследовательскую деятельность студентов "непременной составной частью процесса обучения". Для содействия развитию форм и методов научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи, создания и развития федерально-региональной системы НИРС-НТТМ в Российской Федерации Министерством образования и науки РФ 03.07.2003 был создан Совет по развитию научно-исследовательской деятельности студентов и научно-технического творчества молодежи. Основной целью Совета является реализация государственной политики, направленной на поддержку талантливой молодежи, расширение массовости и повышение результативности участия студенческой молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве [4].
В задачи Совета входит [5]:
- Создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС-НТТМ;
- Разработка основных принципов и механизмов функционирования системы НИРС-НТТМ; постоянное поддержание и развитие авторитета этой системы с целью привлечения к ней основной массы студентов и развитие их интереса к научно-исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству;
- Проведение аналитической и методической работы, направленной на совершенствование системы НИРС-НТТМ и федеральных научно-технических мероприятий (конкурсов, конференций, олимпиад и пр.);
- Внесение предложений о проведении всероссийских, региональных и межотраслевых совещаний, семинаров и конференций по вопросам совершенствования системы НИРС-НТТМ;
- Выявление, обобщение, распространение и использование полезного в
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2011
современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий системы НИРС-НТТМ;
- Участие в разработке программ сотрудничества с зарубежными странами по проблемам развития научно-исследовательской деятельности студентов и научно-технического творчества молодежи.
В решении Коллегии Министерства образования РФ от 10. 06. 2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений» отмечено, что научно-исследовательская работа студентов (НИРС) и научно-техническое творчество молодежи (НТТМ) являются неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывают существенное влияние на повышение его качества, содействуют решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании, способствуют успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда [6].
В настоящее время эволюция Высшей школы, направленная на поиск новых форм взаимодействия науки и образования, равно как и развитие университетской деятельности и научно-исследовательской работы студентов, привели к созданию новых интеграционных объединений - национальных исследовательских университетов (НИУ), представляющих собой реальное воплощение инновационного подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Важнейшими отличительными признаками НИУ являются следующие черты:
1. Способность не только генерировать знания, но и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику.
2. Широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований.
3. Наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации.
4. Развитие системы программ переподготовки и повышения квалификации.
Согласно требованиям Министер-
ства образования и науки Российской Федерации НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики [7].
Одной из основных задач, стоящих перед НИУ является развитие НИРС в рамках высших учебных заведений, получивших статус национального исследовательского университета.
3. Проблемы современного состояния НИРС
Между тем, не смотря на проводимые в стране мероприятия и комплексный подход к развитию НИРС со стороны властных структур государства, достижения в области НИРС не всегда и не везде можно считать достаточными.
Так, по мнению министра образования и науки, Андрея Фурсенко лишь около трети российских вузов соответствуют современному образовательному процессу и, следовательно, могут полноценно заниматься развитием научно-исследовательской деятельности студентов.
«Сегодня в конкурсах, которые связаны с взаимодействием высшей школы и реальным сектором экономики, с развитием инновационной структуры, с привлечением к образованию ведущих ученых, с получением научных грантов, участвуют не более трети российских вузов, побеждает еще меньше. Учитывая это, можно сказать, что в полной мере соответствуют современному образовательному процессу порядка 100-150 вузов», — считает Министр [8].
Исследование готовности российских студентов к научно-исследовательской работе выявило целый ряд проблем, касающихся развития НИРС в рамках образовательных учреждений. Оно показало, что у большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные. По мнению исследователей, у студентов, практически отсутствуют или же присутствуют фрагментарно умения, соответствующие требованиям научной деятельности. Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской работы в вузе, 30 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к
научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень [9].
В большинстве вузов научно-исследовательская работа студентов все еще организована слабо. Одной из причин последнего, с точки зрения исследователей, являются следующие тенденции, сдерживающие развитие НИРС в России [10]:
1. Акцент в обучении студентов делается на исполнительский, а не творческий труд, на промежуточные, а не конечные результаты обучения.
2. Все еще не существует достаточно верных методов оценки качества работы вузов и кафедр, а также качества труда преподавателей, ученых, аспирантов и студентов.
Между тем, развитие НИРС - это задача каждого учебного заведения и огромную роль в этом играют непосредственные исполнители и генераторы научных идей - кафедры. Находясь на передовом крае работы со студентами, кафедры несут основную нагрузку по привлечению студентов к НИР, выработке у молодых людей навыков научной деятельности и развитию их творческой активности.
Именно кафедры осуществляют интеграцию научного потенциала преподавателей и студентов и способствуют созданию на его базе новых технологий и идей, с последующим их применением в рамках учебного процесса. От деятельности кафедр зависит результативность проводимой НИРС в целом и качество интеграции науки и образования в рамках тех или иных учебных заведений.
Инициатором, руководителем и методическим центром по проведению НИРС внутри вуза может быть любая кафедра, однако, наиболее эффективно в данном ключе использовать выпускающую кафедру, как учебную структуру наиболее заинтересованную в конечном результате процесса обучения студентов и, в силу своей специфики, самым непосредственным образом влияющую на его содержание и качество [11].
Для развития НИРС в вузе необходимо решение следующих задач [12]:
1) Выявление наиболее одаренных и продвинутых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
2) Создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и за-
рубежном опыте и результатах научно-методических разработок.
3) Содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований.
4) Обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники.
5) Интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленная на решение научно-технических проблем в различных отраслях науки и техники.
Исследователи проблематики развития и совершенствования НИРС полагают, что существует необходимость в постоянной и непрерывной научно-исследовательской работе студентов, в условиях которой плавный переход от простых форм научной деятельности к более сложным, позволит студенту развиваться плавно и гармонично, поможет ему набрать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая чрезмерных нагрузок. Еще одним следствием непрерывности работы студентов является отбор, в результате которого отсеиваются студенты, считающие себя достаточно гениальными для того, чтобы не прилагать особых усилий к дальнейшему самосовершенствованию, и остаются только те учащиеся, которые действительно отвечают требованиям, предъявляемым сегодня к учёному и преподавателю [13].
Основными принципами организации системы научно-исследовательской деятельности студентов в высшем учебном заведении должны быть [14]:
- Последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов;
- Преемственность научно-исследовательской работы по стадиям (курсам) обучения. НИРС следует вести на всех стадиях (курсах) и организационных уровнях (кафедральном, факультетском, вузовском) учебного процесса.
- Логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в котором привлекаются студенты.
4. Заключение
Таким образом, в условиях smart education учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез двух взаимосвязанных составляющих: обучения и научно-исследовательской работы студентов, направленных на формирование конкурентоспособного выпускника нового типа, способного не только усваивать уже имеющиеся, но и создавать новые знания и быть востребованным при все ускоряющемся прогрессе и постоянных изменениях экономики знаний.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: "Школа-Пресс", 1995. С. 310
2. Худоренко Е.А. Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов) / Экономика, Статистика и информатика. № 1-2. 2009.
3. Миронова В.А., Майковой Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ 2004.
4. Приказ Министерства образования РФ№ - 2859 от 03.07.2003 года " О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений" // http:// informika.biysk.secna.ru/Order/Law/0308/ msg00003.html
5. Приложение № 1 к Приказу Минобразования России от 30 декабря 2003 г. N 4877 Положение о Совете по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи.
6. Решение Коллегии Министерства образования РФ № 9/1 от 10. 06. 2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений», Москва, Министерство образования РФ.
7. Национальные исследовательские университеты // http://mon.gov.ru/pro/ niu/
8. Фурсенко признал соответствующими современным требованиям только треть вузов // http://www.fontanka.ru/ 2010/08/31/104/
9. Никитина Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения. // Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандида-
та педагогических наук по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Новокузнецк 2007
10. Эффективная модернизация высшего образования России. Методологические основы. // http:// www.reserves.ru/problem/
11. Худоренко Е.А. Роль выпускающей кафедры в научно-исследовательской деятельности студентов / Е.А. Ху-доренко // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО, № 3, 2009
12. Моисюк Л.А., Руфуллаева С.Э., Максютова З.Г. Роль научно-исследо-ваательской деятельности студентов в условиях глобализации // Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ 2010.
13. Казакова Т.Е. Ишмеева А.С. Инновационное развитие студентов в процессе профессиональной подготовки / / http: //www. ugae s. ru/do c s/ko nf/end/ 81.doc
14. Научно-исследовательская работа студентов - важнейшая составляющая образовательного процесса в вузе // http://www.mai.ru/science/nirs/about/
References
1. Gessen S.I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy / responsible editor and compiler P.V. Alekseev. - M.: «Shkola-Press», 1995. P. 310.
2. Hudorenko Е.А. Integration of science and education within the higher education institution (on the example of the development of scientific research work of students) / Economics, Statistics and Informatics. № 1-2. 2009.
3. Mironova B.A., Maykovsky E.Y. Social aspects of activation of research activities of university students: A monograph. Tver: TSTU, 2004.
4. Decree of Ministry of Education of Russian Federation № 2859 from 03.07.2003 «On the status and development of research students work in higher education» // http:// informika.biysk.secna.ru/Order/Law/ 0308/msg00003.html
5. Application № 1 to the Decree of Ministry of Education of Russian Federation from 30 December2003 № 4877 Regulations for the Board on the development of research work of students and scientific and technical creativity of youth.
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2011
9
6. Decision of the Board of Ministry of Education of Russian Federation № 9/ 1 from 10.06.2003 «On the status and development of research student's work in higher education», Moscow, Ministry of Education of Russian Federation
7. National research institutes // http:/ /mon.gov.ru/pro/niu/
8. Fursenko found only one third of universities relevant to modern requirements // http://www.fontanka.ru/2010/08/ 31/104/
9. Nikitina E.Y. Formation of readiness among pedagogy students to research activities by means of problem-based
learning. // Ph.D. thesis abstract for degree of candidate of pedagogical sciences, specialty 13.00.08 - Theory and Methods of Professional Education. Novokuznetsk 2007
10. Effective modernization of higher education in Russia. Methodological framework // http://www.reserves.ru/ problem/
11. HudorenkoE.A. The role of graduate department in scientific research work of students // Economics, Statistics and Informatics. № 3. 2009.
12. Moisuk L.A., Rufullaeva S.E, Maksutova Z.G. The role of scientific re-
search work of students in terms of globalization // The materials of IV international scientific conference of students, postgraduates and young scholars «The scientific potential of the students in the XXI century». Vol. 2. Social sciences. Stavropol: North Caucasian STU, 2010
13. Kazakova T.E., Ishmeeva A.S. Innovative development of students during their professional training // http:// www.ugaes.ru/docs/konf/end/81.doc
14. Scientific research work of students - the important component of the educational process at the university // http://www.mai.ru/science/nirs/about/