УДК 378
Магера Т.Н. - доцент
E-mail: [email protected]
Московский государственный строительный университет
Адрес организации: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
Научно-исследовательская работа студентов в области психологии в техническом вузе
Аннотация.
Инновационно-ориентированный компетентностный подход в высшем техническом образовании позволяет акцентировать внимание на актуальных личностных качествах студентов. В данной статье представлены текущие результаты и перспективы формирования и развития инновационных компетенций студентов в ходе научно-исследовательской работы на кафедре психологии МГСУ, например, адаптивности, эмоционального интеллекта, гибкости, стратегического мышления. Указаны различные формы научно-исследовательской работы со студентами.
Ключевые слова: инновационные компетенции, инновационно-ориентированный компетентностный подход, научно-исследовательская работа студентов.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в вузах координируется и поддерживается на государственном уровне. Основанием служит ряд документов: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16.07.2001 № 695 «О координации и государственной поддержке научных исследований студентов и молодых ученых»; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 2859 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений»; Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. НИРС является важной частью как учебного, так и внеучебного процесса, подготовки конкурентоспособных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи, что обеспечивается достаточным уровнем развития общей (универсальной) и профессиональной компетентности. Компетентностный подход, как тенденция в современном образовании, реализуется в процессе НИРС на кафедре психологии МГСУ. Какие актуальные компетенции формирует и развивает научно-исследовательская работа у студентов? Насколько продуктивно данное направление на сегодня и какие перспективы можно спрогнозировать на будущее, с учетом требований современной образовательной среды и строительной отрасли? Таковы вопросы, подлежащие рассмотрению в настоящей статье.
Традиционно в европейской высшей школе предполагается формирование и развитие научной школы (направления), где профессор, доктор наук является движущей силой, объединяющей вокруг себя сподвижников, как правило, доцентов, которые, в свою очередь, привлекают к исследовательской научной деятельности студентов -будущих сотрудников университетов. В процессе взаимодействия осуществляется обучение, передача исследовательского опыта. Данная практика, отчасти забытая в последнее время в России, реабилитируется в отечественных высших учебных заведениях, в том числе в МГСУ.
Московский государственный строительный университет соответствует статусу НИУ, что определяет основные цели и задачи НИРС. Это подготовка квалифицированного подготовленного контингента для обучения в магистратуре, аспирантуре, анализ кадрового резерва, профессиональная ориентация студентов для работы в научно-исследовательских и научно-производственных подразделениях МГСУ. Научно-исследовательская работа студентов МГСУ позволяет использовать потенциал студентов для решения актуальных проблем в различных областях науки и техники, связанных с проектированием, архитектурой, строительством.
Очевидно понимание профессиональной компетентности студентов-строителей как синтеза технических знаний, умений, способностей. Но вместе с тем, известно, что
строительство - специфическая отрасль, которую можно рассмотреть как пространство для многочисленных сложных межличностных контактов, обеспечивающих качественное профессиональное взаимодействие субъектов отрасли и, как следствие, эффективность разномасштабных процессов, связанных с подготовкой, осуществлением строительства и последующей эксплуатацией зданий и сооружений, которые служат обществу десятки и сотни лет. По данным официального сайта Росстата за январь-сентябрь 2012 года, среднесписочная численность занятых в строительстве человек, по полному кругу организаций с учетом субъектов малого предпринимательства, составляет 3,1 млн. человек и продолжает расти. Это только официальная статистика. Кроме того, можно отметить ряд особенностей, например, материалоемкость: для получения конечной продукции поставляются материалы десятков отраслей экономики страны. В строительстве объектов одновременно участвуют несколько строительно-монтажных организаций (подрядчик, субподрядчики), создающие отдельные конструктивные элементы здания. Становится понятно, что для осуществления профессиональной коммуникации, установления и поддержания столь обширной сети контактов, одних только технических компетенций современному выпускнику строительного вуза недостаточно.
Все эти особенности создают условия для применения особых личностных качеств. Например, способность к активной социальной мобильности, адаптации [7; 15], способность воспринимать информацию, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, готовность работать в команде, использовать нормативно-правовые документы в работе, анализировать социально-значимые процессы и проблемы, свободно пользоваться русским и иностранными языками, организовывать, управлять, анализировать, способность к саморегуляции [8] и самоорганизации [6], лидерские качества и многие другие. По сути, это индивидуально-психологические особенности, позволяющие применять эффективные поведенческие стратегии в социальном взаимодействии.
Вопросами формирования и развития компетенций студентов технических вузов занимался ряд ученых, например, Н.Г. Багдасарян, В.И. Байденко, В.Ф. Взятышева, В.М. Журавский, В.М. Приходько, В.Е. Сучков, Ю.Г. Татур и др. Многие из них пришли к выводу, что компетентность для будущего выпускника инженерно-технического вуза - это сумма двух квалификаций: профессиональных компетенций и социального поведения. Социальные компетенции и связанные с ними индивидуально-психологические особенности обеспечиваются широким социальным кругозором, который, благодаря содержательной стороне учебных программ, развивается в процессе образовательной деятельности кафедр гуманитарных дисциплин и научно-исследовательской работе по данным направлениям, в частности на кафедре психологии МГСУ.
НИРС на кафедре психологии МГСУ сориентирована на развитие системы подготовки научно-педагогических работников и обучающихся в вузе к инновационной деятельности, что является приоритетным направлением развития. Заявленное направление, во избежание дальнейших сложностей, требует точности формулировок таких понятий, как инновационная деятельность, инновационные проекты, инновационная инфраструктура, инновация, инноватор. В Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», опубликованном в Российской газете (Федеральный выпуск № 5537 от 26 июля 2011 г.), инновационная деятельность понимается как деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Инновационные проекты определяются как комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций.
Инновационная инфраструктура является совокупностью организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Инновация - введенный в употребление новый и значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих
мест или во внешних связях. Инноватор - профессионал в сфере инновационной деятельности с перечнем компетенций, необходимых ему для эффективной работы.
Может показаться, что все вышеперечисленные понятия, в связи с новизной, учетом долгосрочности перспективы реализации и применения, имеют отношение только к начинающим сотрудникам вузов, молодым ученым, студентам. Но включение всех участников образовательного процесса, охваченного обновлением, в инновационную деятельность необходимо по причинам сохранения преемственности в научной среде. Опытные представители академической среды, зачастую отстаивающие фундаментальность образования, не меньше, чем студенты, нуждаются в инновационно-ориентированной практике. Фундаментальные знания, аккумулированные в научных сообществах опытных ученых-исследователей, сегодня рассматриваются с практических позиций трансформации в наукоёмкие технологии, что невозможно без инициативности и идейной изобретательности молодежи. Это удачный вариант для налаживания производства высокотехнологичной продукции на основе знаний. Здесь задачи научно-исследовательской и научно-производственной деятельности активно пересекаются.
Благодаря этой тенденции, студентам доступно участие в текущих проектах университетов, лабораторных экспериментах с использованием оборудования последнего поколения. Студенты выступают инициаторами проведения исследований социально-психологического характера, привнося в профессиональную деятельность научный подход. Так, в последнее время набирает всё большую популярность среди студентов вузов движение студенческих отрядов. С конца июня до начала августа 2012 года исследовались студенты МГСУ, которые в составе сводного студенческого строительного отряда принимали участие в строительстве санно-бобслейного трека в поселке Красная Поляна к Зимним Олимпийским играм в Сочи-2014. Начиная с лета 2009 года, в программу летней практики для студентов-менеджеров включены современные психотехнологии для диагностики и развития инновационных компетенций менеджеров-строителей.
Совместная научно-исследовательская работа преподавательского состава и студентов дает возможность приобрести бесценный опыт инновационной деятельности уже в стенах вуза. У студентов формируется собственное представление об основных инновационных понятиях, категориях, вырабатываются навыки в области создания, апробирования научных разработок, создается индивидуальный неповторимый имидж в процессе профессионального общения в ходе выставочной работы, научных конференций.
Так, например, на кафедре психологии накопился многолетний опыт проведения конференций по результатам научно-исследовательской работы студентов. Сложились условия, позволяющие качественно усовершенствовать доклады студентов от конференций кафедрального уровня до уровня международных конференций и выставок. Ежегодно только в конференциях кафедрального уровня принимают участие несколько десятков студентов МГСУ. Кроме того, ежегодно лучшие докладчики выступают на ежегодной международной межвузовской конференции «Строительство - формирование среды жизнедеятельности», тезисы студенческих докладов публикуются в сборниках научных трудов конференции.
В сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции «Научно-техническое творчество молодежи - путь к обществу, основанному на знаниях», по теме «Приоритетные направления научно-исследовательской и научно-технической деятельности молодёжи для инновационного развития России», которая проводится в рамках программы мероприятий Всероссийской выставки НТТМ-2012, вошло 2 работы молодых сотрудников кафедры и 3 студенческие работы, подготовленные под руководством преподавателей кафедры психологии.
Кроме того, два студенческих проекта, представленных на выставке, заслуженно были удостоены звания победителей. Результаты исследований в рамках НИРС на кафедре психологии МГСУ позволили создать ряд оригинальных психодиагностических и психотерапевтических методик, две из которых в 2011 г. были защищены патентами Российской Федерации на изобретение: № 2411903 «Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя» и № 2411904 «Способ диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин» [8; 9].
Выступления на научных конференциях позволяют расширить круг узкоспециализированных и междисциплинарных профессиональных контактов, обсудить проблемные вопросы, доложить о результатах научно-исследовательской работы, что наряду с последующей публикацией в научных журналах позволяет совершенствовать компетенции исследователя, публичного докладчика, автора научных статей. Активный профессиональный словарь терминологически обогащается, развивается понятийный аппарат, тренируется навык выдвигать гипотезы, планировать процесс исследования, а значит, развиваются такие инновационные качества, как оригинальное, стратегическое мышление, творческая смелость студентов. Благодаря этому, не только решается кадровый вопрос за счет привлечения молодежи в область научных исследований, осуществляется «преемственность поколений», но и воспитываются упомянутые выше ценные личностные качества прогрессивного, самостоятельного, гуманного ученого, способного повысить результатами своих изысканий эффективность строительной отрасли в целом.
Фактически, речь идет о включении сотрудников и студентов технического вуза в инновационную деятельность через формирование ключевых инновационных компетенций, через самореализацию в контексте инновационно-ориентированного компетентностного подхода. То есть, помимо, например, развития способности воспринимать информацию в одностороннем порядке и находить организационно-управленческие решения, важно развивать качества, связанные с принятием новшеств, способностью ориентироваться в ситуациях неизвестности, отсутствия исчерпывающей информации и уже при таких обстоятельствах обмениваться информацией, ответственно принимать обоснованные решения. Благодаря включению сотрудников и студентов в значимые формы инновационной деятельности профессиональной направленности, личностный потенциал становится фактором роста конкурентоспособности, как на уровне отдельной личности, так и на уровне вуза, страны в целом.
Научно-исследовательская работа со студентами является одной из форм инновационной деятельности учебно-профессиональной направленности. В условиях реалий сегодняшнего дня сформулирован ряд направлений НИР и НИРС кафедры психологии МГСУ, в которых авторами ведутся разработки по изучению инновационных качеств личности:
• Психология сопротивления изменениям в системе высшего профессионального образования;
• Развитие системы психолого-педагогического обеспечения инновационной деятельности в исследовательском университете;
• Инновационная культура (среда) вуза в системе профессионального самоопределения студентов МГСУ [2];
• Развитие человеческого капитала студентов в условиях инновационной среды исследовательского университета [4; 5];
• Влияние конфликтологической компетентности на эффективность инновационной деятельности [10];
• Психолого-педагогическая оценка инновационного потенциала будущих специалистов инвестиционно-строительной сферы [14];
• Разработка и внедрение образовательной программы по развитию инновационной деятельности преподавателей исследовательского университета;
• Эмоциональная компетентность как фактор повышения эффективности инновационной деятельности в исследовательском университете [12];
• Коммуникативная среда как условие для успешной подготовки студентов к инновационной деятельности;
• Разработка и внедрение комплексной программы диагностики инновационных компетенций специалистов инвестиционно-строительной сферы (на основе психодиагностического продукта «Р-РгоШе») [16].
Таким образом, на кафедре психологии проводятся исследования по актуальным направлениям, тематика которых отражает практический запрос современного высшего строительного образования с учетом требований строительной сферы:
• методология аналитических и прогнозных исследований;
• генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;
• инженерно-техническое творчество в научной работе, интеллектуальная собственность как основа инноваций;
• подготовка кадров к исследовательской и инновационной деятельности, формирование человеческого капитала и мониторинг кадрового потенциала в условиях инновационной деятельности;
• методология управления инновационными проектами, создание проектных (рабочих) команд, разрешение конфликтов, развитие эмоционального интеллекта и критического мышления.
Сообразно указанным направлениям сотрудники кафедры психологии разрабатывают индивидуальные темы исследования, в рамках которых осуществляется научное руководство НИРС. Совместно со студентами ведется экспериментальная деятельность по выявлению актуальных на сегодняшний день компетенций у студентов и преподавателей МГСУ, апробируются практико-ориентированные программы развития компетенций, например, адаптивности [7], стрессоустойчивости, эмоциональной компетентности [13], самоорганизации [6], психологической защищенности [1], конфликтоустойчивости [11].
Среди научных направлений исследований студентов на кафедре психологии МГСУ пристальное внимание уделяется изучению ресурсов личности, в частности эмоционального. Исследуются аспекты, закономерности взаимовлияния личности и среды, роль эмоционального фактора в учебно-профессиональной деятельности. В русле компетентностного подхода формулируются эмоциональные компетенции, являющиеся компонентами как универсальной, так и профессиональной компетентности управленца, архитектора, строителя. Совместно с преподавателями архитектуры рассматриваются вопросы формирования среды жизнедеятельности человека с точки зрения эмоционального, психологического комфорта.
Некоторые текущие результаты данных исследований сегодня крайне важны, так как динамика современной жизни провоцирует актуализацию именно эмоционального компонента личности для поддержания здоровья, работоспособности человека. Психоэмоциональное здоровье, как ядро здоровья человека в целом, представляется значимым ресурсом, неотъемлемо составляющим коэффициенты конкурентоспособности элементов социума, условием повышения ценности человеческого капитала [3; 4].
Исследование эмоциональной компетентности ведется на кафедре с 2007 года. Стоит отметить, что термин относительно новый, модель эмоциональной компетентности находится на стадии разработки. На основе модели эмоционального интеллекта конструируются группы компетенций, актуальных в контексте инновационных тенденций с учетом перечисленных выше особенностей в сфере высшего строительного образования. Структура эмоциональной компетентности представлена двумя основными группами компетенций: внутриличностной стороной эмоциональной компетентности (определяет своеобразие самоуправления) и межличностной стороной (определяет эффективность управление взаимодействием). Внутриличностная сторона эмоциональной компетентности объединяет эмоциональное самосознание, самопонимание, эмоциональную саморегуляцию, самоорганизацию (или самоупорядочивание). Межличностная сторона эмоциональной компетентности включает в себя социальные навыки, эмпатию (способность понимать эмоциональное состояние другого человека), выстраивание конструктивных взаимоотношений.
Вектор исследовательской активности задается вниманием к избираемым стратегиям совладающего поведения. Можно сказать, что стратегии совладающего поведения позволяют удерживать баланс в сложных жизненных ситуациях: перегруженности, повышенной конфликтности, отсутствия уверенности в завтрашнем дне и т.п. Предполагается, что индивидуальное содержание внутриличностных компетенций определяет ситуативную актуализацию определенной стратегии поведения, которая, в свою очередь, сказывается на процессе и результатах социального взаимодействия (область применения межличностных компетенций).
Цель исследования - изучить роль личностных ресурсов (через эмоциональную компетентность) в ходе учебно-профессиональной деятельности участников образовательного процесса инновационного вуза, сконструировать модель эмоциональной компетентности. Задачи исследования: выявить содержательные характеристики модели эмоциональной компетентности, экспериментальным путем проверить эффективность данной модели, разработать программу эмоциональной компетентности для участников образовательного процесса строительных вузов.
В связи с недостаточностью разработанности диагностического инструментария, способного предоставить в качестве результатов интегративные показатели уровня развития эмоциональной компетентности, методики подбираются по парциальному принципу: каждая компетенция измеряется отдельно. Например, успешно применяются «Четырехмодальный эмоциональный опросник» Л.А. Рабинович, «Опросник диагностики волевых качеств личности для взрослых (ВКЛ-В)» М.В. Чумакова, «Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)>> С. Хобфолла (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой), «Методика самооценки личности» С.А. Будасси, «Методика исследования уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, «Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник ЕО)» Н. Холла [12].
К данному моменту переработан научный теоретический и практический опыт по данному вопросу, проведено моделирование процесса развития эмоциональной компетентности, проанализированы текущие результаты опытно-экспериментальной работы, комплексно разработано понятийное наполнение эмоциональной компетентности. Разработаны и апробированы программы эмоциональной компетентности, методические рекомендации для студентов, преподавателей [13], сотрудников строительных вузов РФ. Указанные разработки широко применяются, особенно в ходе НИРС, так как создают особые условия для взаимодействия научного руководителя и студента, основанные на личной заинтересованности, внутренней мотивации.
Таким образом, научно-исследовательская работа на кафедре психологии создает условия для формирования инновационных компетенций, среди которых следует выделить эмоциональную грамотность, гибкость, стремление к саморазвитию, самостоятельность, открытость новому. Эти индивидуально-психологические характеристики личности студента - будущего профессионала в строительной сфере -формируются, диагностируются, развиваются с использованием практического психологического инструментария, овладение которым происходит в ходе студенческих исследований под научным руководством преподавателей кафедры. Совместная научная работа студентов и преподавателей есть синтез традиционного и инновационного, где молодежь насыщается опытом, что стимулирует дальнейшую инновационную активность. В ходе НИРС улучшается учебно-методическая работа, совершенствуется имидж университета за счет результативного участия студентов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соискании грантов, выставках.
На сегодняшний день научно-исследовательская работа в области психологии в МГСУ является перспективной. С учетом сложного периода реорганизации системы высшего образования, кафедра психологии остается центром притяжения для студентов-исследователей, готовых и способных применить богатейший научно-практический психологический опыт для повышения эффективности отрасли архитектуры и строительства на благо человечества.
Список библиографических ссылок
1. Воробьёва В.Л. Социально-психологическая защищённость студентов. - М.: Издательство АСВ, 2009. - 192 с.
2. Воробьева В.Л. Формирование профессионального самоопределения студентов в вузах строительной отрасли // Труды десятой Всероссийской и восьмой Международной научно-практической конференции «Социальные и экономические проблем градостроительства и архитектуры», 19-21 апреля 2011 г. - М.: МГСУ, 2011.-440 с.
3. Евсеев В.О. Человеческие ресурсы: оценка факторов конкурентоспособности: - М.: Гардарики, 2007. - 160 с.
4. Иванова И.А. Роль человеческого капитала в реализации эффективного управления инновационным развитием сферы строительства // Научно-технический журнал Вестник МГСУ, 2011, № 6. - С. 522-526.
5. Иванова И.А. Управление человеческим капиталом: учеб. пособие. - М.: МГСУ,
2011,- 111 с.
6. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: Изд-во АСВ, 2004. - 224 с.
7. Ишков А.Д., Магера Т.Н., Милорадова Н.Г., Романова Е.В. Адаптация научно-педагогических кадров строительной отрасли к структурным изменениям системы образования (в рамках интеграции в мировое образовательное пространство) - М.: МГСУ, 2010. - 176 с.
8. Способ диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин: пат. 2411904 Рос. Федерация. № 2009134554/14; заявл. 15.09.2009; опубл. 20.02.2011, Бюл. № 5. - 6 с.
9. Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя: пат. 2411903 Рос. Федерация. № 2009134553/14; заявл. 15.09.2009; опубл. 20.02.2011, Бюл. № 5. - 5 с.
10. Леонтьев М.Г. Методы формирования конфликтологической компетентности в поликультурном образовательном пространстве вуза // Инновации в образовании,
2012, № 10.-С. 86-92.
П.Леонтьев М.Г. Специфика культуры и способы разрешения межличностных конфликтов. - М.: МГСУ, 2010. - 176 с.
12. Магера Т.Н. Критерии эмоциональной компетентности строителей-менеджеров // Научно-технический журнал Вестник МГСУ, 2011, № 6. - С. 527-531.
13. Магера Т.Н. Практикум по эмоциональной компетентности для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей. / ГОУ ВПО Моск. Гос. Строит. Ун-т. - М.: МГСУ, 2010. - 128 с.
14. Романова Е.В. Ориентация на компетенции в подготовке менеджеров для инвестиционно-строительной сферы // Научно-технический журнал Вестник МГСУ, 2011, № 6. - С. 535-540.
15. Савина Е.А. Проблемы адаптации молодых преподавателей к социокультурной среде ВУЗа // Научно-технический журнал Вестник МГСУ, 2011, № 6. - С. 541-545.
16. Чернышёв А.Ю. Значение личностных компетенций молодого специалиста инвестиционно-строительной сферы в процессе построения карьеры // Сборник трудов Пятнадцатой Международной межвузовской научно-практической Конференции молодых ученых, докторантов и аспирантов «Строительство -формирование среды жизнедеятельности» . - М, 24-27 апреля 2012 г. - 989 с.
Magera T.N. - associate professor
E-mail: [email protected]
Moscow State University of Civil Engineering
The organization address: 129337, Moscow, Yaroslavskoe shosse, 26
Scientific-research work of students in the field of psychology in the technical University Resume
Students" scientific and research work (SSRW) in universities is coordinated and supported by the government with documents mentioned in this article. The effective fulfillment of current relevant for modern construction sphere tasks is provided by the sufficient level of basic (universal) and professional competence development. Competence approach is realized through innovation-oriented SSRW at Psychology department of Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE).
The arguments explaining modern construction sphere need of construction universities graduates, who are competent in technical, social and psychological spheres, are brought in this article. Social and psychological competences, necessary for a competitive construction university graduate, are formulated through SSRW at Psychology department of MSUCE. These competences are formed end develop by means of students inclusion into different streams of SSRW. The examples of types of SSRW and competences are brought in this article.
The current results of SSRW at Psychology department of MSUCE are brought: students" conferences, articles, the winning exhibits, patents. The aims, the tasks and diagnostic methods with current results of research activity in established conditions are mentioned by the example of emotional competence.
SSRW at Psychology department of MSUCE is oriented to the development of the educational system of innovative specialists, scientists and tutors. This is the prior stream. The framework of scientific and research prior work of the department is brought to illustrate future perspective.
Keywords: innovative competence, innovation-oriented competence-based approach, the scientific-research work of students.
Reference list
1. Vorobiova V.L. Socio-psychological protects ability of students - Moscow Printing house ACB, 2009. - 192 p"
2. Vorobiova V.L. Formation of professional self-determination of students in higher educational institutions of the construction industry // Proceedings of the tenth all-Russian and eighth International scientific-practical conference «Social and economic problems of town-planning and architecture», 19-21 April 2011. - M.: MSCU, 2011. - 440 p.
3. Evseev V.O. Human resources: the assessment of the factors of competitiveness: - M. Gardariki, 2007. - 160 p.
4. Ivanova I. A. The role of human capital in the implementation of effective management of the innovative development of the sphere of construction // Scientific-technical magazine Bulletin MSCU, 2011, № 6. - P. 522-526.
5. Ivanova I. A. Management of human capital: a training manual. - M.: MSCU, 2011. - 111 p.
6. Ishkov A.D. Educational activity of the student: psychological factors of success. - M.: Printing house ACB, 2004. - 224 p.
7. Ishkov A.D., Magera T.N., Miloradova N.G., Romanova E.V. Adaptation of scientific-pedagogical personnel of the construction industry to structural changes of the education system (in the context of integration into the world educational space). - M.: MSCU, 2010. - 176 p.
8. Method of diagnostics of a level of professional adaptation of teachers of technical disciplines: patent 2411904 Russian Federation № 2009134554/14; application 15.09.2009; published 20.02.2011, Bulletin №5.-6 p.
9. Method of determination of the level of professional adaptation of teacher: patent 2411904 Russian Federation № 2009134554/14; application 15.09.2009; published 20.02.2011, Bulletin № 5. - 5 p.
10. Leontiev M.G. Methods of forming of conflictological competence in a multicultural educational space of the University // Innovations in education, 2012, № 10. - P. 86-92.
11. Leontiev M.G. The specificity of the culture and methods of resolving interpersonal conflicts. - M.: MSCU, 2010. - 176 p.
12. Magera T.N. Criteria of emotional competence builders-managers // Scientific-technical magazine Bulletin MSCU, 2011, № 6. - P. 527-531.
13. Magera T.N. Workshop on emotional competencies for students of the faculty of improvement of professional skill of teachers/ State Educational Institution of higher professional education. / Moscow state construction University. - M.: MSCU, 2010. - 128 p.
14. Romanova E.V. The orientation of the competences in the training of managers for the investment and construction sphere // Scientific-technical magazine Bulletin MSCU, 2011, №6. -P. 535-540.
15. Savina E.A. Problems of adaptation of young teachers to the socio-cultural environment in the University// Scientific-technical magazine Bulletin MSCU, 2011, № 6. - P. 541-545.
16. Chernishov A.U. The value of personal competences of young specialist of the investment and construction sphere in the process of building a career. // Proceedings of the Fifteenth International interuniversity scientific-practical Conference of young scientists, PhD students and post-graduate students «Building - the formation of the living environment». - M., 24-27 April, 2012. - 989 p.