Научная статья на тему 'Роль выпускающей кафедры в научно-исследовательской деятельности студентов'

Роль выпускающей кафедры в научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / КРЕАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОСОБАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION / ECONOMY OF KNOWLEDGE / INNOVATIVE SYSTEM / THE COMPETITIVE GRADUATE / A CREATIVE INTELLECTUAL PRODUCT / THE SPECIAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FUNDAMENTAL PREPARATION OF STUDENTS / SCIENTIFIC POTENTIAL / VALUABLE REFERENCE POINTS OF SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худоренко Елена Александровна

В статье рассматривается деятельность выпускающих кафедр по организации и ведению научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худоренко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LETTING OUT CHAIR IN RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

In the article activity of letting out chairs on the organization and conducting research activity of students is considered.

Текст научной работы на тему «Роль выпускающей кафедры в научно-исследовательской деятельности студентов»

Роль выпускающей кафедры в научно-исследовательской деятельности студентов

Худоренко Елена Александровна

к.п.н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»,

Тел.: (495) 442-23-93, EHudorenko@mesi.ru

В статье рассматривается деятельность выпускающих кафедр по организации и ведению научно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: интеграция науки и образования, экономика знаний, инновационная система, конкурентоспособный выпускник, креативный интеллектуальный продукт, особая образовательная среда, фундаментальная подготовка студентов, научный потенциал, ценностные ориентиры научной деятельности.

Hudorenko Elena Aleksandrovna

Candidate of science, pedagogics;

The senior lecturer of chair of Economic and

the International Relations SEI HPE

«The Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics», (495) 442-23-93,

EHudorenko@mesi.ru

ROLE OF LETTING OUT CHAIR IN RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

In the article activity of letting out chairs on the organization and conducting research activity of students is considered.

Keywords: science and education integration, economy of knowledge, innovative system, the competitive graduate, a creative intellectual product, the special educational environment, fundamental preparation of students, scientific potential, valuable reference points of scientific activity.

«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию»

Мишель Монтень

Находясь на передовом крае работы со студентами, кафедры высших учебных заведений несут основную нагрузку по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, выработке у молодых людей навыков научной деятельности и развитию их творческой активности. Именно кафедры осуществляют интеграцию научного потенциала преподавателей и студентов и способствуют созданию на его базе новых технологий и идей, с последующим их применением в рамках учебного процесса. От деятельности кафедр зависит результативность проводимой НИРС в целом.

Инициатором, руководителем и методическим центром по проведению НИРС внутри вуза может быть любая кафедра, однако, наиболее эффективно в данном ключе использовать выпускающую кафедру, как учебную структуру наиболее заинтересованную в конечном результате процесса обучения студентов и, в силу своей специфики, самым непосредственным образом влияющую на его содержание и качество.

В эпоху глобализации, интеграции и экономики, основанной на знаниях, значение высшего образования, неизмеримо возросло. Высшее образование - одна из основ устойчивого развития, служащая не только подготовке кадров для ин-статутов, обеспечивающих демократию и справедливость, но и подготовке тех, кто способен критически мыслить, применять инновационные подходы и совершать открытия, - записано в документах Юнеско1.

Современные исследователи полагают, что высшее образование играет важную педагогическую, научно-исследовательскую и информационную роль, жизненно необходимую для адаптации общества к столь далеко идущим пере-2

менам .

И, действительно, буквально за считанное время окружающий нас мир, кардинально изменился. С началом XXI века знания, как никогда, стали основой экономического роста и процветания, явившись основополагающим фактором социально-экономического прогресса и конкурентного преимущества стран на мировой арене, залогом их дальнейшего поступательного развития и благополучия населения.

Однако знания на планете не возникают сами по себе. Для их появления нужны хранилища, базы знаний, способные сохранять уже имеющиеся знания, перерабатывать и воспроизводить новые. Одними из таких баз традиционно выступают высшие учебные заведения.

По своей сути, образовательные учреждения - это мощные аккумуляторы, распространители и генераторы, как уже существующих, так и новых знаний. Накопление и создание знаний - сложный технологический процесс, требующий привлечения капиталовложений, изменения существующих подходов к обучению, реформирования и адаптации высшей школы к повсеместно изменившимся условиям существования.

Директор Всемирного банка по России Джулиан Швайцер считает, что лишь только те правительства, которые вкладывают средства в систему высшего образования, и

2 На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его создании играет высшее образование? // Высшее образование сегодня. № 4. 2003.

1 «Высшее образование» в рамках 30-й недели

60-летия ЮНЕСКО // www.unesco.org/

education/hed

№3, 2009

дают своим гражданам возможность процветать благодаря росту профессионализма и квалификации, будут щедро вознаграждены выгодами, приносимыми основанной на знаниях глобальной экономикой .

Но, для того чтобы учебные учреждения могли стать не только хранилищами, но действенными генераторами знаний, необходимо создание особых условий, способствующих интеграции науки и образования. Вообще же, следует подчеркнуть, что привлечение науки в образование всегда было в основе традиций российской высшей школы. Еще стоявший у ее истоков М.В. Ломоносов писал в своих трудах о необходимости поощрения студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы.

Примечательно, что именно в «поощрении наук» он видел одно из средств привлечения молодых людей в высшее учебное заведение и именно в развитии последних -важнейшее условие для процветания науки в российском государстве.

В настоящее время синтезу науки и образования придается чрезвычайно важное значение. Так, в послании Президента РФ Федеральному собранию от 26 мая 2004 г. В. В. Путин, подчеркнув необходимость интеграции научной деятельности и образования, особо отметил приоритетность для нашей страны развития вузовской науки и

крупных научно-образовательных

2

центров ».

В процессе интеграции должны быть созданы такие условия, при которых каждое из направлений деятельности способствовало бы позитивной эволюции другого, принося суммарный положительный эффект. «Развитие образования, прежде всего профессионального, не может рассматриваться в отрыве от развития научной среды и наоборот», - считает министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко3.

1 Там же.

2 Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 27 мая 2004 г. № 109.

3 Сергей Соколов. В приоритете инновации // http://www.eed.ru/opinions/o15-05.html

По мнению Анатолия Петрика, ректора Кубанского государственного технологического университета, конечной целью интеграции науки и образования является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного функционирования научно-

образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных

4

специалистов .

Таким образом, цели, задачи и насущная необходимость интеграции науки и образования ясны и понятны всем. Между тем проблема интеграции этих двух чрезвычайно сложных и многоплановых образований не решена до сих пор. По оценкам министра образования и науки РФ А. Фурсенко, на конец 2008-го года научной деятельностью занималось менее трети всех высших учебных заведений стра-ны5. Данное обстоятельство вынудило министра сделать заявление, что научно-исследовательская деятельность вузов по-прежнему ос-

6

тавляет желать лучшего .

Со слов Сергея Миронова, Председателя Совета Федерации РФ, в России живет 12% ученых всего мира, и они владеют половиной мирового уровня знаний во многих областях. Но в то же время, страна производит всего лишь 0,3% от мировой наукоемкой продукции. Приведенные цифры не могут не указывать на недостаточность развития процесса производства, потребления и распространения знаний, в том числе, и с участием высших образовательных учреждений. «Если мы не сможем превратить знания в производство продукта и услуг, то будем продолжать терять рынки, - подчеркнул С. Миронов7.

4 Анатолий Петрик. Ректор Кубанского государственного технологического университета. Научить студента творить. Цель реформы -качество // http://www.eed.ru/opinions/o_45.html

5 Министр сказал - пора зарабатывать // http://www.asu.ru/science/news/events/3317.html

6 Министр Фурсенко указал новосибирским вузам на скрытые резервы // Российская газета от 22.07.2008 г.

7 Взято из интервью А. Споркова с Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым. Информационная среда науки и образования // http://www.eed.ru/science/s_1.html

Экономика, Статистика и Информатика

И это действительно так! Имея один из самых мощных потенциалов развития - огромный человеческий ресурс, традиционно сильное и качественное образование, мощнейшую научную базу Россия значительно уступает другим странам в осуществлении процесса передачи накопленных знаний молодому поколению, привлечению его к таинству научной деятельности и возрождению авторитета образования и науки в целом. Это особо актуально сейчас, в то время как, по мнению специалистов, «престиж высшего образования в обществе заметно снизился, когда у молодежи не без влияния средств массовой информации формируются

8

иные ценностные ориентиры» .

Существует ряд объективных причин низкой эффективности процесса интеграции научных и образовательных учреждений. В первую очередь - это несовершенство правового регулирования ин-тегративных процессов, нуждающееся в серьезной доработке. По исторически сложившийся схеме, разделение этих видов интеллектуальной деятельности (науки и образования) имеет три аспекта:

1) институциональный - законодательством РФ наука и образование рассматриваются как самостоятельные виды деятельности;

2) организационно-структурный - наука и образование, в том числе высшее профессиональное, являются самостоятельными сферами государственного управления, каждая из которых имеет свою систему учреждений, организаций и органов государственного управления (за исключением федерального уровня, где эти сферы объединены в настоящее время в лице Министерства науки и образования РФ);

3) правовой - каждая сфера регулируется самостоятельной отраслью законодательства.

По мнению исследователей, такое разделение порождает много административных и правовых барьеров, препятствующих совместному развитию науки и образования и успешному выполнению

9

ими своих задач .

8 Там же.

9 Гордеева Н.А., Пучкова М.В., Филь М.М. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Закон. 2006. № 4. С. 21-29.

№3, 2009_

Таким образом, проблема интеграции науки и образования продолжает быть одной из наиболее острых проблем современной Высшей Школы, не получившей кардинального решения до сих пор. Между тем, задачу интеграции науки и образования невозможно выполнить без привлечения студентов к процессу научной деятельности, иначе говоря, без всестороннего и качественного развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в рамках высших учебных заведений.

В решении Коллегии Министерства образования РФ от 10. 06. 2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений» было отмечено, что научно-исследовательская работа студентов (НИРС) и научно-техническое творчество молодежи (НТТМ) являются неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывают существенное влияние на повышение его качества, содействуют решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании, способствуют успешной адаптации молодежи в об-1

ществе и на рынке труда .

Для содействия развитию форм и методов научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи в вузе, создания и развития федерально-региональной системы НИРС-НТТМ в Российской Федерации Министерством образования и науки РФ 03.07.2003 был создан Совет по развитию научно-исследовательской деятельности студентов и научно-технического творчества молодежи. Основной целью Совета является реализация государственной политики, направленной на поддержку талантливой молодежи, расширение массовости и повышение результативности участия студенческой молодежи в научной деятельности и

2

научно-техническом творчестве .

1 Решение Коллегии Министерства образования РФ № 9/1 от 10.06.2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений», Москва, Министерство образования РФ.

2 Приказ Министерства образования РФ№ -2859 от 03.07.2003 г. «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений» // Шр:/Лп£огшка. biysk.secna.ru/0rder/Law/0308/msg00003.html

Тем не менее, меры, принимаемые правительством, могут оказаться недостаточными и даже малоэффективными без активной деятельности высших учебных заведений и их структурных подразделений -кафедр, непосредственно на местах управляющих научно-исследовательской деятельностью студентов.

Находясь на передовом крае работы со студентами, кафедры несут основную нагрузку по привлечению студентов к НИР, выработке у молодых людей навыков научной деятельности и развитию их творческой активности.

Именно кафедры осуществляют интеграцию научного потенциала преподавателей и студентов и способствуют созданию на его базе новых технологий и идей, с последующим их применением в рамках учебного процесса. От деятельности кафедр зависит результативность проводимой НИРС в целом и качество интеграции науки и образования в рамках тех или иных учебных заведений.

Инициатором, руководителем и методическим центром по проведению НИРС внутри вуза может быть любая кафедра, однако, наиболее эффективно в данном ключе использовать выпускающую кафедру, как учебную структуру наиболее заинтересованную в конечном результате процесса обучения студентов и, в силу своей специфики, самым непосредственным образом влияющую на его содержание и качество.

Рассмотрим примерный перечень работ по проведению научно-исследовательской работы студентов выпускающей кафедрой:

1. Выпускающая кафедра разрабатывает и применяет на практике планы, программы, методические указания и иные документы, организующие и регламентирующие научно-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов.

2. Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает на Научно Методическом Совете (НМС) института программу проведения НИРС соответствующей специальности на весь период обучения студентов в вузе.

Программа проведения НИРС выпускающей кафедрой должна быть согласована с общим планом НИРС учебного заведения и дея-

тельностью других кафедр. В программе приводятся рабочий учебный план по НИРС и излагается примерное содержание НИРС по всем видам учебной и научной работы студентов, содержатся мероприятия по планированию и организации НИРС по курсам.

3. На основании программы проведения НИРС выпускающая кафедра составляет методические указания по отдельным дисциплинам, включающие в себя:

— Методические указания по выполнению домашних заданий, рефератов, курсовых и дипломных работ, с элементами научно-исследовательского характера;

— Методические указания по выполнению заданий научно-исследовательского характера в период ознакомительной, производственной и преддипломной практик;

4. Выпускающая кафедра формирует и утверждает методические указания по организации различных видов внеучебной научно-исследовательской работы студентов соответствующей специальности;

Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую документацию по организации НИРС в учебном процессе:

— Тематику индивидуальных заданий,

— Тематику курсовых работ;

— Тематику дипломных работ,

— Задания на все виды практик: ознакомительную, производственную и преддипломную;

— Планы работ и тематику студенческих научно-исследовательских семинаров и конференций,

5. Выпускающая кафедра согласовывает и утверждает:

— Списки руководителей НИРС из числа преподавателей кафедры;

— Распределение студентов для проведения НИРС среди преподавателей кафедры;

6. Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую документацию по организации НИРС вне графика учебного процесса:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Планы работы студенческих научных кружков;

— Планы работы студенческих научно-исследовательских групп, обеспечивающих разработку коллективом студентов 1-5-х курсов единой сквозной научной тематики;

№3, 2009

0

— Планы работы студенческих научно-исследовательских творческих объединений (СтудНИИ, бизнес-центр, бизнес-инкубатор и т.д.).

7. Выпускающая кафедра осуществляет привлечение студентов к выполнению госбюджетных и договорных НИР в рамках тематических планов высшего учебного заведения.

Существуют три групп целей при организации и проведении научной работы студентов выпускающей кафедрой:

1. Расширение и углубление знаний студентов по специальности.

2. Отбор наиболее одаренной молодежи и привитие ей навыков научной деятельности.

3. Подготовка будущих специалистов к самостоятельному научному наблюдению и исследованиям в производственных условиях.

Ключевыми задачами, стоящими перед выпускающей кафедрой, при проведении научно-исследовательской работы студентов являются следующие:

1. Формирование особой образовательной среды, способствующей развитию познавательного интереса и навыков самостоятельной и творческой работы у студентов;

2. Формирование ценностных ориентиров научной деятельности;

3. Организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;

4. Превращение студентов из объектов обучения в полноправных и самостоятельных субъектов научно-исследовательской деятельности, ориентированных на ее результат;

5. Ориентация целенаправленного и систематического развитие умений анализа, синтеза, сравнения, моделирования, обобщения, составляющих основу научно-исследовательской деятельности;

6. Обеспечение более полной фундаментальной подготовки студентов;

7. Развитие навыков совместной научной деятельности в рамках творческой группы, имеющей единые цели и задачи;

8. Развитие научно-исследовательской студенческой работы в рамках университета.

9. Создание креативных интеллектуальных продуктов на основе совместной работы преподавателей и студентов университета, являющихся основой дальнейшего более глубокого и системного изучения профильных дисциплин.

10. Обеспечения эффективного профессионального отбора одаренной молодежи для дальнейшего обучения студентов в магистратуре и аспирантуре, пополнения научных и педагогических кадров.

Таким образом, роль выпускающей кафедры при проведении научно-исследовательской работы студентов заключается в создании особых условий для интеграции науки и образования в рамках высшего учебного заведения, раскрытии и реализации творческих потенциалов студентов и преподавателей, формировании конкурентоспособного выпускника вуза особого типа способного в условиях экономики знаний не только к поглощению и использованию знаний, но и к трансляции и генерированию новых.

Литература

1. «Высшее образование» в рамках 30-й недели 60-летия ЮНЕСКО // www.unesco.org/ education/hed

2. На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его создании играет высшее образование? // Высшее образование сегодня. № 4. 2003.

3. Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 27 мая 2004 г. № 109.

4. Сергей Соколов. В приоритете инновации // http://www.eed.ru/ opinions/o15-05.html

5. Анатолий Петрик. Ректор Кубанского государственного технологического университета. Научить студента творить. Цель реформы - качество // http://www.eed.ru/ opinions/o_45 .html

6. Министр сказал - пора зарабатывать // http://www.asu.ru/ science/ news/events/3317.html

7. Министр Фурсенко указал новосибирским вузам на скрытые резервы // Российская газета от 22.07.2008 г.

8. Взято из интервью А. Споркова с Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым. Информационная среда науки и образования // http://www.eed.ru/ science/s_1.html

9. Гордеева Н.А., Пучкова М.В., Филь М.М. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Закон. 2006. № 4. С. 21-29.

10. Решение Коллегии Министерства образования РФ № 9/1 от 10.06.2003 «О состоянии и развитии научно-исследовательской ра-

Экономика, Статистика и Информатика

боты студентов высших учебных заведений».

11. Приказ Министерства образования РФ№ - 2859 от 03.07.2003 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений» // http://informika.biysk.secna.ru/Order/L aw/ 0308/msg00003.html

Bibliography

1. "Higher education" within the limits of 30th week of the 60 anniversary of UNESCO // www.unesco.org/education/hed

2. On a way to a society based on knowledge: what role in its creation is played by higher education?// The higher education today. № 4. 2003.

3. The Message of the President to Federal Assembly of the Russian Federation from May, 26th 2004 г. // Rossiyskaya gazeta. May, 27th 2004. № 109.

4. Sergey Sokolov. In an innovation priority // http://www.eed.ru/ opinions/ o15-05.html

5. Anatoly Petrik. The rector of the Kuban state technological university. To learn the student to create. The reform purpose - quality // http://www.eed.ru/opinions/o_45.html

6. The Minister has told - it is time to earn // http://www.asu.ru/ science/ news/events/3317.html

7. Minister Fursenko has pointed Novosibirsk high schools th the latent reserves // Rossiyskaya gazeta, 22.07. 2008.

8. It is interviewed from A. Sporkov with the chairman of the council of Federation of the Russian Federation Sergey Mironov. The information environment of science and education // http://www.eed.ru/science/s_1 .html

9. Gordeeva N.A., Puchkova M.V., Fil M.M. Legal maintenance of integration of science and education // The law. М.: Izvestiya, 2006. № 4. p. 21-29

10. The Decision of Board of the Ministry of Education of the Russian Federation № 9/1 from 10. 06. 2003 «About a condition and development of research work of students of higher educational institutions», Moscow, The Ministry of Education RF.

The Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № - 2859 from 03.07.2003 «About a condition and development of research work of students of higher educational institutions» // http://informika.biysk.secna.ru/Order/ Law/0308/msg00003.html

№3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.