Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов: состояние нормативно-методической базы'

Научно-исследовательская работа студентов: состояние нормативно-методической базы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянников В. В., Посухова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов: состояние нормативно-методической базы»

Овсянников В.В., Посухова Т.А.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

В связи с происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями значительно возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности -вот сегодня основная задача российского образования (из Концепции модернизации российского образования [1]).

Конкурентоспособный специалист должен владеть исследовательскими знаниями и умениями. Исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений и процессов. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности.

Но анализ вузовской практики показывает, что у значительной части студентов не сформированы умения исследовательской деятельности, современная система организации научной деятельности студентов не создает необходимых условий для развития креативных студентов и молодых исследователей. По нашему мнению, одна из существенных причин этого - в недостаточной разработанности нормативно-правового и организационно-методического обеспечения научно -исследовательской деятельности студентов (НИРС).

Проведенный анализ существующей нормативно-методической базы по организации и управлению НИРС в государственных вузах Дальневосточного федерального округа и некоторых крупных вузах РФ показал ее недостаточность на федеральном и региональном уровнях.

К нормативно-методическим документам, по которым в настоящее время строится организация и управление НИРС в вузах РФ, можно отнести методические рекомендации по организации такой работы, привлечению и использованию внебюджетных средств на ее проведение, разработанные еще в 1996г. НИИ Высшей школы (в настоящее время - ФИРО) [2]. Отдельные упоминания по организации НИРС можно найти в федеральных законах «Об образовании» от К) июля 1992 г. N53266-1 (с изм. и доп.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125 (с изм. и доп.), «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996г. №127, с изм. от 01.12.2007 №308-Ф3, в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ 14.02.2008 г. №71 [3].

Экономический кризис 1998 года сказался и на состоянии в стране высшего образования. Приток новых молодых кадров в образовательную систему по материальным и социальным причинам резко сократился и как следствие, начиная с 2002 года, возобновился отток молодых кадров из науки, т.к. именно молодежь оказалась группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения [4].

Понимая, что одним из ключевых факторов развития инновационной экономики и уменьшения оттока кадров является активизация и совершенствование научно-исследовательской работы студентов и формирование на этой базе кадрового резерва для научных и образовательных структур страны Министерство образования РФ в 2003 году предприняло ряд активных шагов в улучшении положения развития системы НИРС. На основании решения коллегии Минобразования РФ от 10.06.2003 №9/1 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений», в котором было отмечено, что «адаптация системы НИРС к условиям современного состояния общества и экономики находится в стадии становления и нормативно-правовая база НИРС довольно несовершенна" [5] был издан приказ №2859 от 03.07.2003 г. «О

состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов вузов» [6], в котором предписывалось разработать пакет нормативно-методических материалов по системе организации и управлению НИРС к концу 2003 года. В этом же году издается приказ №4877 от 30.12.2003г. «О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» и утверждается Положение о Совете [7].

Но, к сожалению, пакет нормативно-методических материалов по системе организации и управлению НИРС на федеральном уровне так и не был разработан, хотя бы в том объеме, как это сделала в 2005 году Республика Беларусь [8]. Ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации показывает, что существующий комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение этого положения [4]. Вариант решения этой проблемы - создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.

Что касается регионального уровня, то, как показал проведенный нами мониторинг, на уровне краев, областей, автономных округов РФ нормативно-методические документы по системе организации НИРС также отсутствуют, как и отсутствуют данные о создании и работе региональных центров развития системы НИРС.

Намного лучше обстоит дело с системой организации НИРС на нижнем уровне (уровне вузов), т.к. многие вузы, понимая важность сохранения и развития системы НИРС, как основы воспроизводства кадров для образовательных и научных учреждений, продолжают развивать научно-исследовательскую работу студентов, создавая свою нормативно-методическую базу, основанную еще на советской системе организации НИРС.

Как правило, основными документами, определяющими научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность вузов по развитию системы НИРС, являются: внутривузовское положение о НИРС и ряд положений о проведении конкурсов, олимпиад, выставок, грантов и др. разовых мероприятий.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: научная работа студентов развивается с каждым годом, но для более эффективного ее развития необходимо создание серьезного, отвечающего требованиям студентов мотивационного механизма участия студентов в НИР и различного рода мероприятиях научной направленности, а гакже выход на новые перспективы и развитие новых направлений работы. Необходимо на федеральном уровне усовершенствовать нормативно-правовую базу и разработать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам организации и управления НИРС.

Формирование целостного непротиворечивого законодательства, регламентирующего НИРС и создающего для нее правовые условия, будет способствовать повышению престижа научно-исследовательской работы среди молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Режим доступа: http://sfedu.ru/docs/program_razv/koncept_modern.doc.

2. Федеральный институт развития образования. Режим доступа: www.firo.ru

3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 ''Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования». Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/doc75013. Html.

4. Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Режим доступа: http://www.fasi.gov.ru/fcp/npki/.

5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 10.06.2003 №9/1«0 состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений». Режим доступа: http://depart.ed.gov.ru/ministry/ struk/kolleg/resh/03 /rk9_l. Html.

6. Приказ Министерства образования РФ от 03.07.2003 №2859 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений». Режим доступа: http://informika.biysk.secna.ru/Order/ Law/0308/ msg00003.html.

7. Приказ Министерства образования РФ от 30.12.2003 №4877 «О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-техническому творчеству молодежи». Режим доступа: http://www.edu.ru/ed-db/mo/Data/d_03/4877.Ыт1.

Сборник нормативно-методических и рекомендательных документов по научно-исследовательской работе студентов в ВУЗах. Под общей редакцией к.э.н. О.В. Кузура. - Минск: НП РУП «Технопарк «Метолит» БЫТУ», 2005. -475 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.