РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.14.015.62
Елена Александровна Худоренко,
к. полит. наук, доцент кафедры «Мировой экономики и международных отношений» ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел. +7-(495)-442-23-93 Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблематики научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Автор выявил ключевые моменты становления и развития НИРС в Вузах России и проблемы современного состояния. В качестве одного из путей совершенствования НИРС предложено использование электронного портфолио студента, как одной из наиболее эффективных инновационных технологий, позволяющих наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в рамках Вуза, сформировать у студента тягу к творческой и научной самореализации в процессе обучения.
Ключевые слова: экономика знаний, двухуровневая система образования, интеграция науки и образования, научно-исследовательская деятельность студентов, этапы развития нирс, непрерывное образование, электронное портфолио студента, выбор профессиональной траектории, самооценка студента.
Elena Aleksandrovna Hudorenko,
Doctorate in Political Science, associate
professor, the Department of World Economy
and International Relations
Moscow State University of Economics,
Statistics, and Informatics, SEI HPE
Tel. +7-(495)-442-23-93
E-mail: [email protected]
ELECTRONIC PORTFOLIOS ROLE IN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC COMPETENCE OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT
Article is devoted research of the problematic of scientific research work of students in higher educational institutions. The author has revealed the key moments of formation and development scientific research in Russia's high schools and the current state problem. As one of ways of perfection scientific research use of an electronic portfolio of the student as one of the most effective innovative technologies allowing in the best way to unite in of educational process requirement and scientific activity within the limits of high school, to generate at the student aspiration for of creative and scientific self-realization in the course of training is offered. Keywords: economy of knowledge, the two-level education system, science and education integration, research activity of students, stages of development scientific research, continuous education, the electronic portfolio of the student, the choice of the professional ways, the self-appraisal of the student.
1. Введение
Глобализация и интеграция всемирного образовательного пространства в условиях экономики знаний требует реформирования национальных образовательных систем, перехода на двухуровневую систему образования, модернизации образовательных программ, применения инновационных технологий и унификации требований к формированию профессиональных компетенций выпускников высшей школы. Но при всем многообразии поставленных перед национальными правительствами задач и необходимости приведения образовательной деятельности к единым мировым стандартам, международные организации, деятельность которых лежит в сфере образования, выступают за бережное сохранение исторических особенностей и уникального опыта, присущих образованию каждой страны.
Обучение это не только умение приспосабливаться к новым изменениям, требованиям и технологиям, но и умение обращаться к своему культурному наследию, соблюдая при этом общность мнений, отмечается в докладе Юнеско «К обществу знаний» [1]. И здесь уместно обратиться к опыту развития научной деятельности в образовательных учреждениях российского государства. С самых своих истоков образование в России было неотделимо от науки. Еще М.В. Ломоносов в «поощрении наук» видел одно из средств привлечения молодых людей в высшее учебное заведение и именно в развитии последних - важнейшее условие для процветания науки в российском государстве.
Понимание взаимосвязи образования и науки путеводной нитью проходит через все этапы развития российской образовательной системы, особую роль в которой играли университеты, как места, в которых наука и образование дополняя друг друга, являлись кузницей подготовки научных кадров российского государства. В уставе Томского университета от 1804 г. записано, что «университет есть высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В проекте устава 1863 г. эта мысль была сформулирована яснее: университет есть ученое и высшее учебное установление. И наконец, устав 1884 г. давал четкое определение основной цели университета: университеты имеют целью содействовать развитию наук и сообщать лицам высшее научное образование» [2].
Таким образом, университеты на Руси всегда представляли собой единство двух основных, взаимосвязанных составляющих: научной и образовательной.
И именно в этом взаимопроникновении заключается главная интегративная задача современной высшей школы. По мнению академика В. Л. Макарова, сегодняшние университеты должна стать центром генерации новых знаний и технологий, обеспечивающих формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Ученый уверен, что, обладая богатой историей высшей школы, Россия имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности глобальной экономики [3].
Об использовании накопленного опыта и углублении союза образования и науки говориться и в послании Президента Российской Федерации. Президент подчеркивает, что именно в тесной взаимосвязи науки и образования заложена основа будущего процветания России. Сочетание богатства «образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь» [4].
2. Развитие НИРС в РФ
Особое место в научной деятельности университетов принадлежит научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Собранием научной общественности высшей школы научно-исследовательская деятельность студентов была признана "непременной составной частью процесса обучения" [5].
Для содействия развитию форм и методов научно-исследовательской работы
студентов и научно-технического творчества молодежи, создания и развития федерально-региональной системы НИРС-НТТМ в Российской Федерации Министерством образования и науки РФ 03.07.2003 был создан Совет по развитию научно-исследовательской деятельности студентов и научно-технического творчества молодежи. Основной целью Совета является реализация государственной политики, направленной на поддержку талантливой молодежи, расширение массовости и повышение результативности участия студенческой молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве [6].
В задачи Совета входит [7]:
- Создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС-НТТМ;
- Разработка основных принципов и механизмов функционирования системы НИРС-НТТМ; постоянное поддержание и развитие авторитета этой системы с целью привлечения к ней основной массы студентов и развитие их интереса к научно-исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству;
- Проведение аналитической и методической работы, направленной на совершенствование системы НИРС-НТТМ и федеральных научно-технических мероприятий (конкурсов, конференций, олимпиад и пр.);
- Внесение предложений о проведении всероссийских, региональных и межотраслевых совещаний, семинаров и конференций по вопросам совершенствования системы НИРС-НТТМ;
- Выявление, обобщение, распространение и использование полезного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий системы НИРС-НТТМ;
- Участие в разработке программ сотрудничества с зарубежными странами по проблемам развития научно-исследовательской деятельности студентов и научно-технического творчества молодежи.
В решении Коллегии Министерства образования РФ от 10. 06. 2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений» отмечено, что на-
учно-исследовательская работа студентов (НИРС) и научно-техническое творчество молодежи (НТТМ) являются неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывают существенное влияние на повышение его качества, содействуют решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании, способствуют успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда [8].
Между тем, не смотря проводимые в стране мероприятия и комплексный подход к развитию НИРС со стороны властных структур государства, достижения в области НИРС не всегда и не везде можно считать достаточными. По мнению российских исследователей, научно-исследовательская работа студентов в большинстве вузов все еще организована слабо. Одной из причин последнего, с их точки зрения, являются следующие тенденции, сдерживающие развитие НИРС в России [9]:
1. Акцент в обучении студентов делается на исполнительский, а не творческий труд, на промежуточные, а не конечные результаты обучения.
2. Все еще не существует достаточно верных методов оценки качества работы вузов и кафедр, а также качества труда преподавателей, ученых, аспирантов и студентов.
Между тем, проблема развития научной работы студентов становятся во сто крат важнее в условиях повсеместно происходящей глобализации и интеграции образовательных систем, формирования единого образовательного пространства, реформирования российской системы ВПО и перехода Вузов России на двухуровневую систему обучения. В силу чего требования к качеству научной и профессиональной подготовки студентов в рамках высших учебных заведений постоянно растут.
Согласно последним представлениям, современный выпускник Вуза должен быть социально активной, творческой личностью, способной не только самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся информационно-коммуникационное пространство общества знания, но и генерировать идеи, создавая новые знания, что предполагает поиск такой модели профессиональной подготовки, в которой образовательный процесс обеспечивал бы сопряженность содержания обучения с организованной (контролируемой) самостоятельной и научной работой, развитие
индивидуальных и творческих способностей с учетом интересов профессионального самоопределения и самореализации.
В целом качество подготовки выпускника Вуза, определяется тем багажом знаний, навыков и практических умений, с которым будущие профессионалы выходят из стен высшей школы. От уровня и качества внутриву зов-ского образования, приобщения студентов к научному творчеству зависит способность будущих специалистов адекватно и своевременно реагировать на вызовы окружающей среды, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям экономики знаний и двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом.
Все вышеперечисленное является непременной составляющей формирования конкурентоспособности российских профессиональных кадров на международных и российских рынках труда и соответствует трнбованиям концепции непрерывного образования («образование через всю жизнь»), выдвинутой ЮНЕСКО в 1972 году в качестве «руководящей конструкции» для нововведений или реформ образования во всех странах мира [10].
Тем временем, качество НИРС, уровень вовлеченности в нее студентов, как уже отмечалось выше, зависит от правильной оценки уровня знаний каждого конкретного обучающегося. И здесь на первое место по возможности оценки профессиональной и научной пригодности студента к индивидуальной или коллективной работе в рамках учебных, а также научных коллективов выходит студенческое портфолио.
3. Портфолио студента
Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе метода - технология сбора и анализа информации о процессе обучения, самостоятельной работы студента и результатах его профессиональной деятельности.
Проблемное обучение [греч. problema □- задача, задание] представляет собой организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого субъекты обучения приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2011
5
общения, творчески усваивать знания.
Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [11]. Являясь результативным способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за определенный период обучения, порт-фолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
По сути, он представляет собой своеобразный отчет по процессу обучения и научной деятельности студента, позволяющий видеть последовательную картину наработки конкретных образовательных, научных и личностных результатов, дающих возможность обеспечить отслеживание индивидуального развития студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания, навыки и умения.
Изучение портфолио дает возможность в полной мере выявить склонности и способности студента, помочь ему сделать правильный выбор будущей профессиональной траектории: будет ли она лежать в области науки или - нет.
Таким образом, одной из основных задач портфолио является «состыковка» интересов, склонностей характера студента и преподавателя, мониторинг студенческой образовательной и научной деятельности.
В тоже время, портфолио может и должен выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса студента, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме.
С этой точки зрения, портфолио -это систематический и специально организованный сбор доказательств, который представляет материал не только внешним потребителям, но и служит студенту способом удобной системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда
[12].
Таким образом, посредством порт-фолио идет формирование креативной рефлексии, являющейся одной из обязательных составляющих комплексного развития личности и формирования когнитивной системы знаний студента. Процесс этот проходит через три этапа:
1. Вызов.
2. Реализация смысла.
3. Рефлексия.
В зависимости от целей и задач существует несколько классификаций портфолио. Согласно одной из них пор-тфолио может быть следующих профилей:
- Рабочим.
- Оценочным.
- Коммуникационным.
- Презентационным.
- Учебным.
- Научным.
- Методическим.
- Тематическим.
- И, наконец, комплексным, объединившим в себя все вышеперечисленные виды портфолио студента.
Согласно другой классификации профили портфолио могут иметь следующий вид [13]:
- «Папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента и отражающая его учебные, исследовательские и творческие успехи. Такое портфолио предъявляется как результатам конкретной работы (к примеру, работы за тот или иной курс), так и в качестве итогового порт-фолио за все годы обучения - как квалификационный результат творческого и научного развития на государственном экзамене по специальности.
- Рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все научно-образовательные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока. Такое портфолио позволяет усилить глубину научного исследования выпускной квалификационной работы.
- Проблемно-исследовательский портфолио, связанный с проведением научно-исследовательской работы, написанием научной статьи, исследования, подготовкой в выступлению на конференции, семинаре, форуме.
- Тематический портфолио, созда-
ваемыи в процессе изучения какои-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Можно также классифицировать различные профили портфолио по времени создания на:
- Недельные.
- Семестровые.
- Курсовые.
- За весь период обучения.
Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации [11]:
1) Портфолио в бумажном варианте.
2) Электронное портфолио.
Последнии тип портфолио становится все более популярным и востре-буемым, как наиболее близко отвеча-ющии духу современности, потребностям экономики знаниИ, целям и задачам smart обучения [11].
Формируемое в электронном виде портфолио вывешивается в электронной среде обучения Вуза и состоит из следующих частеи:
1. Информации о студенте;
2. Студенческих работ;
3. Оценки деятельности студента;
4. Самоанализа, рефлексии.
Рассмотрим подробно каждую из
частеИ электронного студенческого портфолио.
Информация об авторе включает в себя:
Общую информацию о студенте:
ТитульныИ лист с ФИО студента, названием специальности и (если уже выбрана) специализации студента, вы-пускающеИ кафедры, к котороИ прикреплен студент, периода создания пор-тфолио, ФИО преподавателя, под руководством которого ведется образовательная или научная работа студента, ФИО научного руководителя.
Исчерпывающую информацию о профессиональноИ и научно-практи-ческоИ деятельности студента, его личных предпочтениях в области образования и научноИ деятельности.
В студенческие работы входят:
I. Учебно-методические работы студента, выполненные в рамках учеб-ноИ программы.
II. Учебно-методические работы студента, выполненные в порядке соб-ственноИ инициативы, вне рамок учеб-ноИ программы.
III. Научные работы студента:
- Обязательные: курсовые проекты, творческие эссе, дипломные проекты и магистерские работы (тексты работ с
приложениями);
- Дополнительные.
IV Работа, выполненная по заданию кафедры, факультета, университета.
V Работы, выполненные индивидуально или в группе под научным руководством преподавателей кафедры в рамках того или иного научного проекта.
VI. Научные необязательные, инициированные преподавателем кафедры или научным руководителем студента.
VII. Работы, выполненные в рамках собственной инициативы.
Оценки деятельности студента включают в себя:
- Наиболее значимые (удачные и/или любимые) работы (по мнению студента и преподавателя).
- Сторонние оценки.
В качестве сторонних оценок в студенческом портфолио могут содержаться:
- Отзывы научного руководителя и других педагогов Вуза.
- Отзывы одногруппников на работу в рамках коллективных образовательных проектов.
- Рецензии.
- Характеристики куратора, научного руководителя, руководителя педагогической практики, деканата и пр.
- Рекомендация ГАК Ученому совету к поступлению в аспирантуру.
- Оценки профессорско-преподавательского жюри результатов выступления на международных, всроссийских, научно-практических конференциях, семинарах и олимпиадах.
- Различного рода поощрения, грамоты и благодарности студенту со стороны кафедры, деканата и руководства Вуза и прочее.
В части самоанализа студента порт-фолио может содержать:
Материалы, представляющие собой индивидуальную оценку собственной деятельности студента в рамках высшего учебного заведения.
Самоанализ может быть представлен:
- В качестве конкретных планов, выраженных в измеримых единицах.
- Таблиц соответствия предложенных планов по совершенствованию собственной образовательной и научной деятельности и фактических результатов.
Понятие самооценки гораздо шире понятия самоконтроля и самопроверки. По сути, оно означает умение студента мыслить самостоятельно, брать
на себя ответственность за принятые решения.
Формированию способности к объективной самооценке - рефлексии, адекватному оцениванию собственных достижений и возможностей и формулированию на их основе необходимых выводов относительно собственного самосовершенствования, необходимо учить так же, как и любым иным знаниям и умениям, получаемым студентами в результате образовательного процесса в Вузе [15].
На всем этапе обучения или деятельности студента в рамках НИРС его пор-тфолио нуждается в систематической актуализации, доработке и рефлексии.
В целом, по мнению специалистов, электронное портфолио студента позволяет [13]:
- Развить и усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний;
- Создать направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на их создание, развитие способностей мышления, критической рефлексии, способности к выработке практических умений и навыков;
- Расширить применение интерактивных, информационных и коммуникативных форм работы;
- Приблизить изучаемый или исследуемый материал к задачам обучения и научной деятельности;
- Увеличить потребность творческой реализации и развить навыки самостоятельной работы;
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса студента;
- Выявить талантливых студентов, обладающих научным видением мира, способных в дальнейшем стать полноценными работниками научной сферы деятельности;
- Определить потребности в дальнейшем приобретении образования (магистратура, аспирантура) и наладить индивидуальный процесс подготовки к нему;
- Развить у студентов навык саморефлексии, анализа и ответственного отношения к взятым на себя обязательствам.
4. Заключение
Таким образом, на современном этапе развития российского образования портфолио студента является одной
из самых эффективных и передовых инновационных технологий, позволяющей наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в Вузе, сформировать тягу к творческой и научной самореализации и всестороннему развитию личности в процессе обучения.
Литература
1. Всемирный доклад Юнеско «К обществам знаний». Издательство Юнеско. 2005.
2. Некрылов С.А. Учебное пособие "История становления и развития научных школ и направлений в Томском университете в дореволюционный период"/ С.А. Некрылов // http:// humanities.edu.ru/db/msg/22537
3. Экономика знаний: уроки для России. Доклад академика В.Л. Макарова на научной сессии общего собрания РАН. В подготовке доклада принимали участие А.Е. Варшавский, А.Н. Козырев, Л.Э. Миндели, С.Б. Перми-нов, А.И. Терехов. //Вестник Российской Академии Наук. 2003 .Том 73 № 5
4. Заболотский В. С Научно-исследовательская работа студентов как эффективный механизм формирования кадрового резерва высшей школы. / В.С. Заболотский // Наука и образование. 2010 № 11 // http:// technomag.edu.ru/doc/161905.html.
5. Миронова В.А., Майковой Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов / В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова // Монография. Тверь: ТГТУ, 2004.
6. Приказ Министерства образования РФ№ - 2859 от 03.07.2003 года " О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений" // http:// informika.biysk.secna.ru/Order/Law/ 0308/msg00003.html
7. Приложение № 1 к Приказу Минобразования России от 30 декабря 2003 г. N 4877 Положение о Совете по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи.
8. Решение Коллегии Министерства образования РФ № 9/1 от 10. 06. 2003 г «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений», Москва, Министерство образования РФ.
9. Эффективная модернизация высшего образования россии. Методоло-
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2011
гические основы. // http:// www.reserves.ru/problem/
10. Индивидуальное обучение: концепция непрерывного образования // http://www.elitarium.ru/2006/03/09/ individualnoe_obuchenie_koncepcija_ nepreryvnogo_obrazovanija.html/
11. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Гри-горенко // Томск: ТомскиИ государственный университет НОЦ «Институт инновациИ в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.
12. Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/forums/ 114394
13. Научно-исследовательская работа студентов: Учебно-методическое пособие / Д.В.Туманов, С.К.ШаИхитди-нова, Р.П.Баканов и др.; Под ред. Д.В.Туманова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007.
14. Электронное портфолио студента по предмету // http://ito.bitpro.ru/ main.php?pid=26&fid=5817
15. Реализация комплексного электронного «портфеля образовательных достижению» студента (на примере специализации «историческая информатика») http://www.nigma.ru/ ?s=Реализация+ комплексного+элект-ронного+ «портфеля+образовательны-х+достижениИ»+ студента+&^= web&rg=t%3D
References
1. The world report of UNESCO «To societies of knowledge». UNESCO pub-
lishing house. 2005.
2. Nekrylov S.A.manual "History of formation and development of schools of thought and directions in Tomsk university during the pre-revolutionary period" / S. A.nekrylov//http:// humanities.edu.ru/db/msg/22537
3. Economy of knowledge: lessons for Russia. The report of academician VL.Makarova at scientific session of general meeting of the Russian Academy of Sciences. In report preparation took part A.E.Warsaw, A.N.Kozyrev, L.E.Mindeli, S.B.Perminov, A.I.Terekhov.//the Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2003. T. 73 № 5
4. Zabolotsky V.S. Century With Research work of students as the effective mechanism of formation of a personnel reserve of the higher school. / V.S.Zabolotsky//Science and education. 2010 № 11//http://technomag.edu.ru/doc/ 161905.html.
5. Mironov V A, Majkovoj E.U.Social aspects of activization of research activity of students of high schools / V A.Mironov, E.U.Maykov//the Monog-raphy. Tver: TGTU, 2004.
6. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation № -2859 from 7/3/2003 "About a condition and development of research work of students of higher educational institu-tions"//http://informika.biysk.secna.ru/ 0rder/Law/0308/msg00003.html
7. The appendix № 1 to the Order of the Ministry of Education of Russia from December, 30th, 2003 N 4877 Position about Council about development of re-
search work of students and scientific and technical creativity of youth.
8. The decision of Board of the Ministry of Education of the Russian Federation № 9/1 from 10. 06. 2003 «About a condition and development of research work of students of higher educational institutions», Moscow, the Ministry of Education of the Russian Federation.
9. Effective modernization of higher education of Russia. Methodological bases.//http://www.reserves.ru/problem/
10. Individual training: the concept of continuous formation//http:// www.elitarium.ru/2006/0 3/0 9/ individualnoe_obuchenie_koncepcija_ nepreryvnogo_obrazovanija.html/
11. Grigorenko E.V.Portfolio in high school: methodical recommendations about creation and use / E.V Grigorenko/ /Tomsk: Tomsk state university NOTS «Institute of innovations in formation» Institute of remote formation. 2007.
12. Network educational communities http://www.openclass.ru/forums/114394
13. Research work of students: the Edukational-methodical grant / D.V.Tumanov, S.K.Shajhitdinova, R.P.Bakanov, etc.; Under the editorship of D.V.Tumanova. - Kazan: Publishing house Kazan University, 2007.
14. An electronic portfolio of the student in a subject//http://ito.bitpro.ru/ main.php?pid=26&fid=5817
15. Realization complex electronic «a portfolio of educational achievements» student (on a specialization example «his-torical computer science») http:// www.nigma.ru.