Научная статья на тему 'Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста'

Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ НИРС / ВИРТУАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСИРОВАНИЕ НИРС / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC COMPETENCE / SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION / CRITERIA OF RESEARCH ACTIVITY / STIMULATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / VIRTUAL RESEARCH SPACE / AN INFRASTRUCTURE / FINANCING OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражин Анатолий Владимирович, Шубина Ирина Владимировна

Статья посвящена исследованию проблематики научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Авторы выявили основные критерии готовности студентов к НИР, проведены исследования по вопросам стимулирования НИР среди студентов и факторов, тормозящих данный процесс, выявлено их отношение к организации и поощрению НИР в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC RESEARCH STUDENTS COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY SPECIALIST

Article is devoted research of a problematics of research work of students in higher educational institutions. Authors have revealed the basic criteria of readiness of students to НИР, researches concerning stimulation НИР among students and the factors, braking the given process are carried out, their relation to the organisation and encouragement НИР in high school is revealed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста»

_

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК 001.89

Анатолий Владимирович Завражин,

д.и.н., профессор кафедры философии и гуманитарных наук ГОБУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: +7 (495)-442-67-77. Эл. почта: AZavrazhin@mesi.ru

Ирина Владимировна Шубина,

к.п.н., доцент кафедры педагогики ГОБУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»

Тел.: +7 (926) 465-81-70 Эл. почта: shubina73@bk.ru

Статья посвящена исследованию проблематики научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Авторы выявили основные критерии готовности студентов к НИР, проведены исследования по вопросам стимулирования НИР среди студентов и факторов, тормозящих данный процесс, выявлено их отношение к организации и поощрению НИР в вузе.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научная компетентность, интеграция науки и образования, критерии научно-исследовательской деятельности, стимулирование нирс, виртуальное научно-исследовательское пространство, инфраструктура, финансирование нирс.

Anatoly V. Zavrazhin,

Doctor of History, Professor, Department of Philosophy and Humanities, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Tel.: +7 (495) -442-67-77. E-mail: AZavrazhin@mesi.ru

Irina V. Shubina,

Ph.D., Assistant Professor, Department of Pedagogy, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7 (926) 465-81-70 E-mail: shubina73@bk.ru

SCIENTIFIC RESEARCH STUDENTS COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY SPECIALIST

Article is devoted research of a problematics of research work of students in higher educational institutions. Authors have revealed the basic criteria of readiness of students to НИР, researches concerning stimulation НИР among students and the factors, braking the given process are carried out, their relation to the organisation and encouragement НИР in high school is revealed.

Keywords: research activity, scientific competence, science and education integration, criteria of research activity, stimulation of research activity of students, virtual research space, an infrastructure, financing of research activity of students.

Происходящая в России модернизация структуры и содержания высшего профессионального образования породила принципиально новые требования к организации подготовки специалистов в вузах.

Важнейшими задачами высшей школы России во все времена были выявление и обучение, поощрение и поддержка способной к научной работе молодежи с целью сохранения интеллектуального потенциала страны. Однако адаптация системы научной деятельности студентов в вузах к условиям современного состояния общества и экономики еще не завершилась, что порождает определенные законодательные, материальные и методические проблемы.

Ухудшение положения образовательных и научных учреждений способствовало оттоку молодых перспективных с точки зрения научной деятельности кадров в коммерческие организации, их отъезду на временную и постоянную работу за рубеж. Характерное для многих вузов страны старение научно-педагогических кадров, уменьшение контингента исследователей создали реальную угрозу деградации существующих научных школ, сокращения количества и снижения уровня научных разработок по приоритетным направлениям науки и техники.

Сложившиеся в последние годы отдельные меры государственной поддержки молодых ученых, такие как именные стипендии, гранты, премии, отсрочка от призыва в армию аспирантов и студентов, оказываются в настоящее время недостаточными. Временная потеря государственной поддержки молодых кадров науки пагубно сказалась на развитии сложившейся еще в советское время общественно-государственной системы научно-исследовательской работы (НИР).

В этих условиях становятся особенно актуальными проблемами воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, разработка новых механизмов стимулирования научных исследований студентов и молодых ученых, дальнейшей оптимизации системы непрерывного образования: школа - вуз - аспирантура -докторантура. Вовлечение представителей молодого поколения в научные исследования и, особенно, закрепление молодежи в российской науке становятся в XXI веке важнейшей государственной задачей.

Вопросами развития научно-исследовательской деятельности занимались такие ученые: Арбузов Ю., Балданмаксарова С., Горбунов М., Иваненко Т., Кузин Ф., Кузнецов И., Лазарев В., Михалев Р., Резникова Ю., Рябова Н.. Они раскрывали в своих работах методику написания, правила оформления и учебно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы студентами, а также рассказывали о каждой из форм научно-исследовательской деятельности студентов в вузах.

Научно-исследовательская работа студентов представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов в высшей школе. Она максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивать научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение для решения организационных, технических, прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе.

Говорить о готовности студентов к НИР невозможно без понимания сути данного понятия. Готовность студентов к НИР - это «личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценност-ное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач»[12].

Существуют различные виды организации научно - исследовательской деятельности студентов в вузе (схема .№1).

Каждое из вышеперечисленных направлений имеет свои цели. В рамках профессиональной подготовки специалиста, выполнение их способствует становлению и повышению исследовательской культуры личности студента, а также их профессиональной компетентности (схема .№2).

Схема № 1

Одной из главных целей вузов, связанной с научной деятельностью, является подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием и кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития. Основными целями организации и развития системы научно-исследовательской деятельности студентов в вузах являются повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педаго-

гических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны.

Стоит отметить, что, к сожалению, научно-исследовательской работой в ВУЗе занимается только треть студентов [13]. Участие студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийских студенческих научных мероприятиях, в конкурсах на гранты является скорее исключением из правил.

Причиной подобной тенденции в ВУЗах является ряд факторов, которые препятствуют развитию научно-исследовательской деятельности студентов (схема N° 3).

Преобладает внутренняя мотива-

ция, то есть человек включен в деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения [14].

В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности студентов. Здесь можно отметить аспекты, способствующие развитию НИДС, а также факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности.

В декабре 2010 года кафедра философии и гуманитарных наук (ФиГН) МЭСИ проводила опрос студентов, который позволил изучить состояние и

перспективы развития научно-исследовательской работы в ВУЗе. В опросе приняло участие более 300 студентов. Анкетирование носило анонимный характер. Приведем лишь некоторые ответы студентов.

На вопрос: «Как Вы лично оцениваете степень организации и проведения научно-исследовательской работы со студентами в ВУЗе ?» из 336 респондентов 53,87% ответили, что хорошо, то есть по оценкам большинства опрошенных студентов в МЭСИ научно-исследовательская деятельность организована достаточно хорошо. Студенты отметили аспекты, положительно влияющие на НИДС, которые представлены в схеме 4.

На вопрос: «Каковы причины вашего участия в НИР?» всего лишь 1,27% студентов ответили, что хотят сделать карьеру в науке, что свидетельствует о нежелании студентов продолжать НИР за стенами университета. Это подтверждает также тот факт, что на вопрос: «Чем вы собираетесь заниматься после успешного окончания ВУЗа?», лишь 4 студента ответили, что планируют работать в научной сфере. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что научная деятельность в России непопулярна и имеет серьезные проблемы.

42,53% студентов отметили, что не участвуют в научно-исследовательской работе в связи с отсутствием времени.

Среди основных проблем, организации научно-исследовательской работы в ВУЗе, студенты выделили следующие:

• недостаточное финансирование научных исследований, материальное стимулирование участников НИД;

• проблема послевузовского трудоустройства;

• отсутствие социальных льгот как поощрения за научную деятельность;

• отсутствие регулярных научных контактов с российскими и зарубежными студентами и ВУЗами, стажировок в других ВУЗах;

•остальные проблемы отметили менее 10% респондентов.

Следует отметить, что 74,16% студентов ответили, что не знакомы с методами стимулирования научно-исследовательской деятельности.

В анкете студентам было предложено оценить степень создания условий для занятий научно-исследовательской работой в ВУЗе по десятибалльной шкале («0» - нет условий; «10» - все условия созданы). Результаты приведены в

Схема № 3

г

нллтппе (йуппотг ккф ормщщеннЬй йа'ш доступы электронным [ксурслы, ЙОПЫШЛ [ йлйшюте'пшл прхпв

Шивиое участие прсподммтспея ъ НИДС ттоы^щь ь темы

пиледобання л твдОоре тетерйгурЦ эамй^ерован ность р успехе Н И Д С

воздержность

ГТУбЛТ ВСчИЛ шипучие^ псследовптелшклх работ темпов

возможно(¡51 участия а няучно-Праяп гче 1'кпч. ионференщ 1юс различного уровня: инсттутсюк, унпверСЯгетских, ме штпшерстетсшсч.регеонгшьгшх к ьсерос-с! ймстс^

Схема № 4

диаграмме № 1.

Предмет исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к организации научно-исследовательской работы, формировать методы и способы подготовки студентов к данному виду деятельности, для того чтобы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Проведенное исследование кафедрой ФиГН позволило определить уровни готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

Высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности; интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности; удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности; владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины; умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой; владением логикой научного исследования; способностью самостоятельно планировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее; высокой познавательной активностью; адекватной самооценкой; способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития.

Средний уровень характеризуется пониманием личностной значимости научно-исследовательской деятельности; поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности; несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности; неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, неполным владением базовыми знаниями и умениями; не всегда адекватной самооценкой; стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

Низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине; непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности; малым представлением о научно-исследовательской деятельности; неумением работать с литературой; видеть проблему; выделять противоречие; неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования; недостаточной удов -летворенностью собственной деятель-

Диаграмма № 1

Схема № 5

ностью; неспособностью к творческому решению задач; незначительной рефлексией своей деятельности; не всегда адекватной самооценкой; фрагментарным самоанализом; отсутствием стремления к саморазвитию и самосовершенствованию [15].

Установлено, что у 70% студентов низкий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности, а у 30% - средний уровень [16].

Для системного решения проблем организации НИРС в учреждении высшего образования существует три основных вида научно-исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации (схема №5) [17].

Эффективность формирования опыта НИД обусловлена уровнем внутренней мотивации личности к её осуществлению, которая отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Концепция «Я-исследова-тель» предполагает наличие у будущих

специалистов ряда целевых установок: развитие интереса к НИД; развитие потребности в научном творчестве; стремление к приобретению специальных знаний, умений и навыков; осознание потребностей, целей, задач, решение которых приведет к созданию оригинального решения научной проблемы. Реализация данного условия осуществлялась за счёт диагностики психологических особенностей научного познания студентов, создания ситуаций успеха и субъектно-объектных отношений участников процесса. Комплексное использование первого и второго условий обеспечивает научно-исследовательскую образованность, при которой для студентов характерны системность знаний и мышления, способность «восстанавливать звенья» логических рассуждений.

Основу ВНИП в МЭСИ составляют: сайты и порталы, посвященные конкретной научной тематике, библиотечные и библиографические серверы, а также электронные журналы и храни-

лища научных текстов, решающие проблему бесплатного доступа к научной информации и сайты высших учебных заведений, в рамках которых работают виртуальные лаборатории. Каждый из выделенных ресурсов предполагает наличие инфраструктуры [18], поддерживающей возможность осуществления научных связей, коммуникационного процесса. Обучающие ресурсы, созданные в соответствии с объектным подходом, могут быть органично включены в структуру ВНИП [19].

Занимаясь наукой в университете, студент может участвовать во внутри-вузовских, республиканских, региональных, общероссийских, международных конференциях, олимпиадах, конкурсах и выставках, тем самым приобретая новые знания, незабываемые впечатления и новых друзей, единомышленников по научной работе.

Немаловажно стимулирование студентов. Это определяется объективными потребностями и интересами общества в подготовке студентов - будущих специалистов в своей профессии. Это может означать следующее: если студент в процессе своей научно-исследовательской деятельности выступает как субъект и ведет себя активно, то у него складывается определенный интерес к этой деятельности, а в дальнейшем и к своей будущей профессии. Поэтому очень важно обеспечивать студента качественной и современной литературой, учить работать с интернет -ресурсами [20].

Не менее важно также материальное и моральное поощрение. За высокие достижения в научно - исследовательской деятельности необходимо объявлять благодарности, вручать грамоты, денежные и иные поощрения.

Для всех высших заведений характерна тенденция возрастания роли исследовательской деятельности студентов. Участие в ней дает студентам большой багаж знаний, вырабатываются умения и навыки, возможность осмысления современных фактов и событий, к самостоятельному решению задач на основе единства теории и практики.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемым и необходимым фактором при подготовке молодого специалиста и будущего ученого. Студент получает умение концентрироваться на чем - либо, постоянно обогащать собственный запас знаний, самостоятельность своих суждений. Сам студент приобретает навыки, которые

_

пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях профессиональной деятельности он не работал. В чем же состоят основные результаты научно -исследовательской деятельности студентов? Повышается интеллектуальный уровень студентов. Студент учится мыслить логически правильно, адекватно оценивая ситуации. Достижение истинности в своей научно - исследовательской работе - это основная цель, которую ставит перед собой студент.

Научно - исследовательская деятельность очень важна для всех без исключения студентов. Задачи и цели, что преследуются этой деятельностью, помогают студенту приобрести многие навыки. Но самое главное - научная деятельность помогает вузу выпустить из своих стен достойного специалиста, с новыми прогрессивными и креативными идеями.

Литература

1. Миронов, В. А., Майкова, Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза: Монография. Тверь:Т-ГГХ 2004.

2. Арутюнов, В. С., Стрекова, Л. Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003 г.

3. Евдокимов, А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы/ /Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003.

4. Пушкарь, А.И., Потрашкова, Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности. - М.: ИНЖЭК, 2008 г.

5. Давыденко, Т.М., Гущина, Т.Ю., Верзунова, Л.В. Система селективного управления научной и инновационной деятельностью университета // Высшее образование в России, 2009г., №3, с. 105108.

6. Шестак, В.П., Мосичева, И.А., Скибицкий, Н.В. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения. - М.: МЭИ, 2008. -с. 110-183.

7. Добреньков, В.И., Осипова, Н.Г. Методология и методы научной работы: Учебное пособие. -М., 2009.

8. Даринская, Л. А., Костромина, С. Н., Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии. - М: Кно-рус, 2010, с. 15-23.

9. Решение Коллегии Министерства образования РФ №9/1 от 10.06.2003 г. «О

состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений».

10. Приказ Министерства образования РФ№ -2859 от 03.07.2003 года «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений».

11. Приложение .№ 1 к Приказу Минобразования России от 30 декабря 2003 г. .№4877 Положение о Совете по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи.

12. Гавров, С.Н., Никандров, Н. Д. -Образование в процессе социализации личности. М.: Вестник УРАО. 2008. С. 21-29.

13. Алиев, Т.А., Заболотская, Н.А. Академические работы в ВУЗах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-ме-тод. пособие. М.: Изд. Петерб. ун-та, 2003. С. 103.

14. Балашов, В.В., Лагунов, Г.В., Малюгина, И.В., Масленников, В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗах России. Монография. В 3 ч. М.: ГУУ 2002.С.42.

15. Ольховая, Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности/ А.Т.Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. 2010.№11.С. 122

16. Гаврилов А.С. Организация и финансирование научно-исследовательских работ. М.: ВИНИТИ. 2011. С.54

17. Никонова И.Г. Методическая разработка. Исследовательская деятельность преподавателей и студентов. ГОУ СПО «Лубянский лесхоз-техникум». 2006. С. 217.

18. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Эксмо. 2011. С.310.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Байденко, В.И. Болонский процесс: Результаты обучения и компетен-тностный подход. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. С. 301-303.

20. Анисимова, В. А. Исследовательская деятельность студентов в контексте личностно развивающего профессионального образования / В. А. Ани-симова, О. Л. Карпова // Alma mater 2009. № 1. С. 38-41.

References

1. Mironov, Century А, Maykov, E.JU. social aspects of activization of research activity of students of high school: the Monography. Tver':TGTU,

2004.

2. Arutyunov, Century C, Strekova, L.N.Sotsiologicheskie of a basis of scientific activity. - М: Nauka, 2003

3. Evdokimov, A.K. stage of formation of the young researcher. New possibilities of the organisation of student's research work//Works of the Scientifically-methodical seminar «the Science at school» - М: NTA «APFN», 2003.

4. Pushkar', A.I., Potrashkova, L. V Osnovy of scientific researches and the organisation of research activity. - М: INJEK, 2008

5. Davydenko T.M., Guschin, Tm, Verzunova, L.V.system of selective management of scientific and innovative activity of university//Higher education in Russia, 2009r., №»3, s.105-108.

6. Shestak, V.P., Mosicheva, I.A., Research work of students: problems and decisions. - M: MEI, 2008. - with. 110183.

7. Dobren'kov, V.I., Osipova, N.G. Methodolog and methods of scientific work: the Manual. - TH., 2009.

8. Darinsky, L. A, Kostromina, With. H, Bordovsky, H. V.Sovremennye educational technologies. - M: Knorus,

2010, with. 15-23.

9. The decision of Board of the Ministry of Education of the Russian Federation №№9/1 from 6/10/2003 «About a condition and development of research work of students of higher educational institutions».

10. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation №2859 from 7/3/2003 of year «About a condition and development of research work of students of higher educational institutions».

11. The appendix №1 to Prikazu Minobrazovanija Rossii from December, 30th, 2003 №4877 Position about Council about development of research work of students and scientific and technical creativity of youth.

12 Gavrov, S.N., Nikandrov, N.D. Education in the process of socialization. M.: Vestnik URAO. 2008. S. 21-29.

13 Aliev, T.A., Zabolotskaya, N.A. Academic work in higher education: A practical guide for students, undergraduates and graduate students: ucheb. method. allowance. M.: Izd. Peterb. un-ta, 2003. S. 103.

14 Balashov,V.V., Lagunov, G.V.,

Malyugina, I.V., Maslennikov, V.V. Organization of research students in universities in Russia. Monograph. V 3 ch. M.: GUU. 2002.S.42.

15 Ol'hovaya, T.A. The development of students as subjects of research / A.T.Ol'hovaya //Mejdunarodnyy jurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010№11.S. 122

16 Gavrilov A.S. The organization and financing of scientific research. M.: VTNTTL 2011. S.54

17 Nikonova I.G. The research activities of teachers and students. GOU SPO «Lubyanskiy leshoz-tehnikum». 2006. S. 217.

18 Lopatin V.V., Lopatina L.E. Explanatory dictionary of modern Russian language. - M.: Eksmo. 2011. S.310.

19 Baydenko, V.I. Bologna process: The learning outcomes and competence-based approach. - M.: Issledovatel'skiy centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2009. S. 301-303.

20 Anisimova, V A. research activities of students in the context of developing personal professional education / V. A. Anisimova, O. L. Karpova // Alma mater 2009. № 1. S. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.