Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов)'

Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / СФЕРА МОТИВАЦИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / COMPETITIVE GRADUATE / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худоренко Елена Александровна

В статье рассматривается одна из первостепенных задач, стоящая перед любым высшим учебным заведением в переходный период реформирования Высшей Школы, а именно развитие научно-исследовательской работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION WITHIN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF DEVELOPMENT OF STUDENT RESEARCH ACTIVITIES)

В статье рассматривается одна из первостепенных задач, стоящая перед любым высшим учебным заведением в переходный период реформирования Высшей Школы, а именно развитие научно-исследовательской работы студентов.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов)»

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ)

INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION WITHIN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF DEVELOPMENT OF STUDENT RESEARCH ACTIVITIES)

В статье рассматривается одна из первостепенных задач, стоящая перед любым высшим учебным заведением в переходный период реформирования Высшей Школы, а именно развитие научно-исследовательской работы студентов.

Development of student research activities - the primary problem, which every Institution of Higher Education faces during the period of restructuring of System of Higher Education - is to be analyzed in the article.

Ключевые слова: Экономика знаний, конкурентоспособный выпускник, интеграция науки и образования, сфера мотиваций

Key words: knowledge economy, competitive graduate, integration of science and education, motivation

№1, 2009

a

Худоренко Елена Александровна, к.п.н., доцент кафедры Мировой Экономики и Международных Отношений ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-23-93, EHudorenko@mesi.ru

Elena Aleksandrovna Hudorenko, PhD, Associate Professor of Chair of Global Economy and International Relations in State Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics", (495) 442-23-93, EHudorenko@mesi.ru

«Несравненно больше, чем когда-либо в прошлом, высшее образование определяет ныне будущее каждой страны». Джамиль Салми, вице-президент социальных программ Всемирного банка

Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации и генерированию знаний обучающихся, развитию научно-практических компетенций студентов, формированию и развитию научного потенциала кафедр, созданию на их базе высоко конкурентных научно-образовательных материалов по предметным дисциплинам и, как следствие, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных стать полноценным научным и трудовым потенциалом страны. В современном мире развитие экономики, ее конкурентоспособность на мировой арене определяется адаптацией специалистов к постоянно изменяющемуся уровню знаний, росту темпов инноваций, прогрессу в области коммуникационных и информационных технологий, сокращению циклов производства, и иным революционным переменам формирующим облик новой экономики, экономики, основанной на знаниях. Знания превратились в наиболее важный фактор экономического развития , - подчеркнуто в докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы».

Масштабность происходящих трансформаций, их неотвратимость выдвигают особые требования к подготовке выпускников высших учебных заведений. От способности молодых людей не только поддерживать определенный уровень знаний, но и генерировать новые знания и применять их на практике зависит будущее стран, их национальная безопасность, уровень экономического развития, качество жизни, да и благополучие населения в целом. Вызовы современности способство-

вали пересмотру политики в области образования и проведению реформ Высшей Школы во многих странах мира.

«Головокружительная скорость развития глобальной экономики показывает, что правительства должны постоянно способствовать обновлению образовательных систем, чтобы они оставались актуальными для детей и молодых людей, которым, в конечном счете, предстоит работать на рынке, определяемом уровнем развития технологий и вознаграждающим их за способность к самостоятельному мышлению и открытость к восприятию новых идей», — отмечает директор Всемирного банка по России Джулиан Швайцер .

Что касается России, то министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко убежден, что построение в стране инновационной экономики, основанной прежде всего на генерации, распространении и использовании знаний, требует качественного скачка в национальном научно-образовательном секторе . И первоочередной задачей при этом является существенное повышение эффективности работы имеющихся научно-образовательных институтов. Российскому университетскому образованию должен быть возвращен изначально вкладывавшийся в это понятие смысл, предполагающий неразрывную связь профподготовки с конкурентоспособными научными исследованиями.

Образование - мощный институт развития экономики, считает А. Фурсенко, обеспечивающий процветание страны и каждого отдельного индивида. То, что делается правительством в этой области, надо разбить на две части:

а) прежде всего это создание системы, предоставляющей населению мощное базовое образование. Такое образование (неважно как оно называется) нацелено на

подготовку людей не к сегодняшней, а к завтрашней и послезавтрашней жизни. С точки зрения государства - это подготовка специалистов для экономики будущего;

б) образование должно реагировать и на нужды сегодняшнего дня, на запросы современной экономики. А раз так, то в стране должна существовать эффективная система непрерывного образования, которая бы оперативно реагировала на вызовы экономики и времени .

Что же включает в себя такое понятие, как наука в образовании?

По мнению Андреея Свина-ренко, Заместителя Министра образования и науки РФ, меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

Во-первых, создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.

Во-вторых, содействие институциональному развитию научно-образовательных структур,

включая:

- продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства;

- создание сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц либо на договорной основе для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований;

- создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые

структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;

- расширение практики совместного участия НИИ и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;

- формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе НИИ и вузов.

С точки зрения В. А. Садов-ничего, ректора МГУ, наука в образовании это - в первую очередь -фундаментальность подготовки будущих специалистов, и прежде всего обучение студентов с использованием самых последних научных достижений. В.А.Садов-ничий убежден, что «преподаватель, переставший заниматься наукой, очень быстро превращается в учителя - простого передатчика чужих, не пропущенных через свой ум, душу и сердце знаний, а значит и не до конца усвоившего их ».

М. П. Кирпичников, академик, председатель ВАК, уверен, что наука в образовании подразумевает под собой - подлинную интеграцию организаций науки в образовательную среду и - прежде всего, институтов РАН и учреждений высшей школы.

По мнению коллектива ученых Пермского государственного технического университета, наука в образовании представляет собой интеграцию в учебный процесс высших учебных заведений целого спектра учреждений науки (КБ, НИИ, ИНСТИТУТЫ РАН) . Ученые полагают, что именно при такой совместной деятельности научных и образовательных структур университеты получают конкурентоспособного выпускника, готового к:

1. Продолжению качественной научной деятельности в рамках РФ;

2. Развитию бизнеса и экономики России.

Экономика, Статистика и Информатика

5

№1, 2009

См. схему N° 1, предложенную авторами .

Тихомиров В.П., академик, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)), председатель экс-пертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, полагает, что наличие науки в образовании заключается во внедрении передовых информационных технологий в сферу образовательных услуг и воспитании выпускника нового типа, способного генерировать и использовать новые знания в своей практической деятельности, превращая их в инновации. Для этого, по мнению Тихомирова В.П., требуется сформировать у студентов ориентацию на достижение успеха. Из стен университета должен выходить не просто специалист, а специалист, имеющий свое дело.

В статье «Информационное общество как национальная идея» ученый подчеркивает, что для обучения выпускника ВУЗа способности генерировать знаний в практической деятельности «необходимо все большее «сращивание» учебной и научной деятельности университетов, усиленный поиск творчески одаренной молодежи, стимулирование ее интереса к науке и творчеству, развитие ее когнитивных способностей ». Данная задача не выполнима без развития научно-исследовательской студенческой работы в рамках высшего учебного заведения.

Таким образом, одной из первостепенных задач, стоящим перед любым высшим учебным заведением в переходный период реформирования Высшей Школы является развитие научно-исследовательской студенческой работы. Включение студентов в научно-ис-

следовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации и генерированию знаний обучающихся, развитию научно-практических компетенций студентов, формированию и развитию научного потенциала кафедр, созданию на их базе высоко конкурентных научно-образовательных материалов по предметным дисциплинам и, как следствие, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных стать полноценным научным и трудовым потенциалом страны.

С точки зрения Анатолия Петрика, ректор Кубанского государственного технологического университета, научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, лабораториях и других научных подразделениях университета с целью обеспечения единства учебного, научного и воспитательного процессов посредством усиления в образовательном процессе исследовательской составляющей и привлечения студентов к научно-исследовательской и изобретательской деятельности .

Кафедра учебного заведения является первоосновой, базой любых НИРС. Она выступает ос-

нователем, гарантом и генератором научной деятельности студентов, начиная с самых азов возникновения такой деятельности в рамках высшего учебного заведения до ее наиболее продвинутых и развитых форм.

Рассмотрим цели и задачи научно-исследовательской деятельности студентов в рамках высшего учебного заведения.

Целью научно-исследовательской деятельности студентов является интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения, основанная на эффективном использованием научного потенциала преподавателей кафедр и студентов.

Очертим круг задач, стоящих перед кафедрой при проведении НИРС:

• Привлечение широкого круга студентов к НИР в рамках учебного подразделения университета;

• Обучение студентов методам и методике научной работы;

• Развитие навыков работы студентов с научными источниками и информационно-коммуникационными ресурсами;

• Формирование научных компетенций студентов;

• Развитие творческих компетенций студентов;

• Обеспечение фундамен-

№1, 2009

6

тальной подготовки студентов;

• Развитие навыков самостоятельной работы студентов;

• Развитие навыков совместной научной деятельности в рамках творческой группы, имеющей единые цели и задачи;

• Развитие научно-исследовательской студенческой работы в рамках университета.

• Создание креативных интеллектуальных продуктов на основе совместной работы преподавателей и студентов университета, являющихся основой дальнейшего более глубокого и системного изучения профильных дисциплин.

• И, как следствие всего вышеперечисленного - формирование выпускника ВУЗа способного к генерированию новых знаний.

Рассмотрим пути получения результатов при проведении НИРС:

1. Формирование научного студенческого коллектива для проведения НИРС.

2. Проведение научно-аналитической работы со студентами по мониторингу первоисточников.

3. Анализ и оценка полученных результатов.

4. Формирование базы имеющихся знаний.

5. Разработка со студентами новых знаний.

6. Формирование результата проведенных исследований в виде конечного научного продукта.

7. Апробация научного продукта в учебном процессе университета.

8. Внедрение полученных результатов работы в рамках университета.

9. Распространение полученного опыта работы.

Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках высшего учебного заведения может осуществляться в различных организационных формах, среди которых наиболее востребованными являются следующие:

1. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включенная в учебный процесс и предусматриваемая учебными планами высшего учебного заведения.

Это могут быть учебно-научные изыскания, проводимые:

1) В рамках курсовых научно-исследовательских работ (КНИР);

2) Во время учебных занятий;

3) При выполнении учебных заданий;

4) При написании дипломных проектов;

5) При проведении работ научно-исследовательского характера, в том числе при проведении коллективных или междисциплинарных работ;

6) В рамках иных видов учебной деятельности, предусмотренной учебными планами и программами.

2. Индивидуальные или коллективные научно-исследовательские работы студентов (НИРС), выполняемые сверх (вне) учебных планов высшего учебного заведения. Организационно эта работа может быть представлена в виде:

1) Студенческих научных кружков при кафедрах, объединяющих, как правило, студентов младших курсов.

(Основная задача научного кружка заключается в создании условий, позволяющих определить и развить научные интересы студентов для формирования навыков научной деятельности и дальнейшей работы под руководством преподавателя, как в составе научных групп, так и индивидуально);

2) Студенческих научно-исследовательских групп, обеспечивающих разработку коллективом студентов 1-ых - 5-ых курсов единой сквозной научной тематики;

3) Студенческих научно-исследовательских творческих объединений (СтудНИИ, Бизнес-центр, Бизнес-инкубатор и т.д.).

3. Еще одной организационной формой проведения НИРС является привлечение студентов к выполнению госбюджетных и договорных НИР в рамках тематических планов высшего учебного заведения.

Результаты совместной научно-исследовательской деятель-

Табло па Л а 1

Мотивы Характер о сто кп мотивов

Самореализация Стремление к познанию, приобретению новых знании :: навыков; Интерес к определенной области знаний, творческий поиск; Познан не самого себя: Возможность творческого самовыражения н саморазвития.

Достижение Стремление к успеху, достижению цели: Желание находить и решать проблемы; Получение удовлетворения от учебы и научной деятельности.

При н адлежн ость Общение с выдающимися учеными и педагогами; Работа в научных коллективах.

Статус Получение высшего профессионального образованна; Получение ученой степенн: Желание занять достойное положение в обществе; Желание найти высокооплачиваемую работу, стать профессионалом в избранной сфере деятельности.

ности студентов и преподавателей кафедры высшего учебного заведения могут быть представлены в виде следующих конечных продуктов (См. схему № 2):

Основой научной деятельности человека является его мотива-ционная сфера как

совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности к научному труду .

Привлечение студентов к деятельности в рамках НИРС может идти через активацию преподавателями следующей мотивацион-ной сферы обучающихся : (См. таблицу № 1.)

На формирование и заполнение мотивационных сфер студентов при проведении научно-исследовательской деятельности влияют следующие факторы :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Внедрение рейтинговой технологий обучения; в ее рамках определяется число баллов, набранных студентом при выполнении исследовательской работы, которые в обязательном порядке суммируются с баллами, полученными за выполнение основных контрольных мероприятий, что дает возможность досрочного получения зачета или повышенной оценки на экзамене;

• Публичное сообщение о своих научных достижениях в рамках студенческой научно-практической конференции, проводимой в высшем учебном заведении;

• Участие в молодежных научно-практических конференциях, организуемых ведущими ВУЗами России;

• Участие во всероссийских и международных студенческих научных конференциях, выставках, конкурсах и олимпиадах;

• Активация моральной и материальной заинтересованности студентов, которая может проявляться:

- В виде поощрений за лучшие студенческие работы и проекты;

- В виде побед на олимпиадах и конкурсах, поощряемых грамотами и дипломами;

- В виде поощрений ценными призами, подарками и денежными премиями;

• Активизация научной деятельности в период подготовки и поступления в аспирантуру;

• Получение рекомендаций для дальнейшего обучения и прохождения стажировок в других ВУЗах, в том числе, за рубежом;

• Формирование студентом

в рамках высшего учебного заведения своей будущей профессиональной карты (портфолио), определяющей лучшие стартовые позиции при последующем трудоустройстве вне стен высшего учебного заведения.

Современному преподавателю недостаточно иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками, необходимо также обладать умом, способным к инновационной деятельности, и душой, готовой к творчеству совместно со студентами. Только в таком случае реформа в области образования будет успешной, выпускник - конкурентоспособным, а будущее России - достойным великой державы, которой она является.

Литература

1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир. 2003. С - 39.

2. На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его создании играет высшее образование?// Высшее образование сегодня. № 4. 2003.

3. В приоритете - инновации http://www.eed.ru/opinions/o15-05.html

4. Игорь Горюнов Университеты ищут инварианты. Возможна ли российская государственность без науки http://www.eed.ru/opin-юш/о15-07.Мт1

5. Управление наукой Интервью Дарьи Токаревой с Андреем Свинаренко, Заместителем Министра образования и науки РФ http://www.eed.ru/science/s_5.html

6. Игорь Горюнов Университеты ищут инварианты. Возможна ли российская государственность без науки http://www.eed.ru/opin-ions/o15-07.html

7. В. Петров, В. Столбов, М. Гитман. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации/// Высшее образование в России. № 8. 2008. С. - 14.

№1, 2009

8. Владимир Тихомиров Информационное общество как национальная идея. Чем больше мы узнаем о будущем информационном обществе, тем острее ощущается отсутствие понимания его сущностных черт. // http://www.eed.ru/opinions/o15-21.html

9. Анатолий Петрик. Ректор Кубанского государственного технологического университета. Научить студента творить. Цель реформы - качество // http ://www. eed.ru/ opinions/o_45.ht ml

10. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Масленников В.В.,Момот А.И., Першуткин Б.В., Поршнев А.Г., Рулев В.М., Румянцев В.С., Стриханов М.Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Монография. В 3 ч. / ГУУ. - М., 2002.

11. В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. Тверь: ТГТУ. 2004. С. - 58.

12. Использованы материалы статьи В. Пегашкин, Т. Гаврилова, К. Корнисик . НИР студентов младших курсов: проблемы и решения // Высшее образование в России. № 7. 2008. 109 - 113 с.

Bibliography

1. Formirovanie obshchestva, osnovannogo na znaniyah. Novye zadachi vysshey shkoly. Doklad Vsemirnogo banka. (The Formation of Knowledge-based Society. The New Goals of Higher Education. Re-

port of World Bank.) Moscow: Ves Mir, 2003, p.39

2. Na puti k obshchestvu, osno-vannomu na zhaniyah: kakuyu rol v ego sozdanii igraet vysshee obrazo-vanie? (Towards a Knowledge-based Society: What Is a Role of Higher Education in Its Establishment?)/// The journal "Vysshee Obrazovanie Segodnya", 2003, No.4

3. Sokolov S. "V prioritete -innovatsii" (Innovation Is in Priori-ties)/// http://www.eed.ru/opinions/o15-05.html

4. Goryunov, I. "Universitety ishchyut invarianty. Vozmoshna li rossiyskaya gosudarstvennost bez nauki?" (Universities are Looking for Invariants. Is Russian Statehood Possible Without Science?)/// http://www.eed.ru/opinions/o15-07.html

5. Upravlenie naukoy. (Management of Science). Dariya Tokareva interview with Andrey Sv-inarenko, Deputy Minister of Education and Science of Russian Federation, http://www.eed.ru/sci-ence/s_5.html

6. Petrov, V., Stolbov , V., Git-man, M. "Ktiterii otsenki kachestva podgotovki kadrov vysshei kvali-fikatsii" (Criterea for Quality Evaluation of Training of High Professional Qualification Person-nel)/// The journal "Vysshee obrazo-vanie v Rossii", 2008, No.8, p.14.

7. Tikhomirov, V. "Informat-sionnoe obshchestvo kak natsional-naya ideya. Chem bolshe my uznaem o budushchem informatsionnom ob-shchestve, tem ostree oshchushchaet-sya otsutstvie ponimaniya ego

sushchnostnuh chert" (Information-based Society as a National Idea. The More We Learn About the Future Information-based Society, The Acute Lack of Understanding of Its Nature Is Known) ///

http://www.eed.ru/opinions/o15-21.html

8. Petrik, A. (Rector of Kuban State Technological University.) "Nauchit studenta tvorit. Tsel re-formy - kachestvo" (To Teach Students to Create. The Main Goal of Reform Is Quality)/// http ://www. eed.ru/ opinions/o_45.ht ml

9. Balashov, V.V., Lagunov, G.V., Malyugina, I.V., Maslennikov, V.V., Momot, A.I., Pershutkin, B.V., Porshnev, A.G., Rulev, V.M., Rumyantsev, V.S., Strihanov, M.N. "Organizatsiya nauchno-issledova-telskoy deyatelnosti studentov v vuzah Rossii" (Organization of Student Research Activities in Universities of Russia). Moscow: GUU (SUM), 2002.

10. Mironov, V.A., Maykova, E.Y. "Sotsialnye aspekty aktivizatsii nauchno-issledovatelskoi deyatel-nosti studentov vuzov" (The Social Aspects of Activation of Research Activities of University Students). Tver: TGTU (TSTU), 2004, pp.58

11. Pegashkin, V., Gavrilova T., Kornisik, K. "Nauchno-issledovatel-skaya rabota studentov mladshih kursov: problemy i resheniya" (The Research Activities of Juniors: Problems and Solutions). The journal "Vysshee obrazovanie v Rossii", 2008, No.7, pp.109-113

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.