Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
УДК 001+378 ББК 72+ 65.497.4 M 43
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНОГО
и образовательного процессов в сфере высшего профессионального образования
Межлумова Виктория Ромеовна,
преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 447 77 29; e-mail: Vika2207@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу потребности в развитии взаимодействия научного и образовательного процессов в сфере высшего профессионального образования возникшей в условиях модернизации сферы образовательных услуг. Раскрыта роль этого взаимодействия в развитии человека, а также значение самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: модернизация сферы образовательных услуг, научный процесс, образовательный процесс, компетенции, требования, знания, умения, самостоятельная работа студентов, виды научно-исследовательской работы студентов.
тне development of interaction of scientific and educational processes in the sphere of higher education
Mezhlumova Victoria Romeovna,
tutor of Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909) 447 77 29, e-mail: Vika2207@mail.ru
Summary. The article is devoted to the analysis of the need for the development of the interaction between and educational processes in higher education that has emerged in the conditions of the modernization in the field of educational service. The role of this interaction in the human being development and the importance of students’ independent work is revealed.
Keywords: the modernization in the field of the educational service, scientific process, educational process, competencies, requirements, knowledge, skills, students’ independent work, types of students’ research.
Процесс интеграции России в глобальное образовательное пространство и трансформация её экономики обусловили модернизацию сферы образовательных услуг, определив характер, динамику и изменения качества своего роста.
В этих условиях перед российским образованием возникает множество задач, среди которых ускоренный переход, с учетом требований глобализации и информатизации, на инновационный путь развития, комплексная интеграция в международные рынки образовательных услуг. Требуется в короткие сроки преодолеть ситуацию, когда существующее предложение образовательных услуг высшей школы не полностью соответствует предъявляемым потребностям со стороны общества.
В системе высшего профессионального образо-
вания в связи с переходом на многоуровненую систему обучения, новый компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта (ФОГОС ВПО) предусматривает оценку качества профессиональной подготовки через компетенции (совокупность знаний, умений, способов и опыта деятельности) выпускника. В связи с этим происходит широкое внедрение новых технологий обучения в учебный процесс, в составе сферы образовательных услуг формируются качественно новые элементы, научный и образовательный процессы переплетаются, их интеграция становится одним из важнейших приоритетов экономического развития.
Организация ВПО формирует базис, необходимый для реализации квалификационных основ
16
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Горизонты новой экономики
трудовой деятельности выпускника. Поэтому студент-выпускник в результате интеграции учебной, научной и исследовательской работы обретает компетенцию профессионала, способного на повышение уровня квалификации в рамках непрерывного образования и, что наиболее важно, самообразования. Интегральный результат образования личности студента - это компетентная личность выпускника, ее мотивированность, способность и готовность к развитию в условиях быстро меняющегося мира, образованность на выходе из учебного заведения и способность к многостороннему самообновлению в будущем, к сохранению целостности миропонимания и профессиональной мобильности. При этом овладение учебно-познавательной деятельностью не является самоцелью обучения в организациях ВПО, а позволяет средствами этой деятельности подготовиться к профессиональной.
Научно-исследовательская компетенция студента организации ВПО является ядром в системе компетенции выпускника и сочетает в себе характеристики других компетенций:
- «ученической» - база основных знаний и первоначальные навыки исследовательской деятельности;
- «студенческой» - адаптация к условиям профессионального учебного заведения, преемственность в обучении, генезис научно-исследовательской деятельности;
- компетенция студента-выпускника - самостоятельность в сборе, хранении, переработке, дополнении или качественном изменении, трансляции информации в рамках научно-исследовательской деятельности [1].
Реформирование системы высшего образования в России можно охарактеризовать как поиск оптимального соотношения между огромным опытом, накопленным отечественной высшей школой и внедрением инновационного зарубежного опыта [2].
Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Его роль и функции рассматриваются как в прямом, так и в опосредованном влиянии на развитие личности человека, будущего выпускника. Эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов. Целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов (бакалавров, магистров), способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;
2) научная функция: создание новых знаний;
3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов (бакалавров, магистров);
4) выступает как один из факторов формирования культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию;
5) является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности, которое носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна.
Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени. Роль образования в организациях ВПО заключается в развитии знаний, навыков, мировоззрения, которые оказываются решающими во всей последующей жизнедеятельности выпускника [3].
Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно. В то же время, приобретенные знания имеют тенденцию устаревать так быстро, что выпускник, выходящий из стен организации ВПО, чтобы «не отстать от жизни», должен уметь «добывать» новые знания, то есть постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. Процесс образования как непрерывное получение систематизированных знаний и навыков предполагает образовательные цели, содержание образования, способы и средства получения результата, условия и формы организации обучения и воспитания, их результативность.
Высшая школа готовит специалистов завтрашнего дня и поэтому должна давать нужные, отвечающие современным требованиям жизни, знания. Организациям ВПО, для обеспечения своих процессов, важно знать действительные потребности предприятий, фирм, требования реальных потребителей к структуре, характеру, степени детализации знаний и навыков его выпускников [4].
Сложившаяся в вузах система обучения, традиционно основанная на последовательном и непрерывном усвоении знаний через лекционносеминарские занятия, в связи с необходимостью реализации новых образовательных целей, не может обеспечивать обучаемым условия для перехода от усвоения «готовых» знаний к самостоятельному их приобретению на практике. Студентам следует учиться планировать, организовывать свою деятельность, предвидеть ход развития событий, принимать самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности.
Научный и образовательный процесс не прекращаются в течение всей жизни человека. Так, выпускник, начиная с момента поступления на работу, продолжает получать новые знания: находясь на своем рабочем месте, он постоянно узнает что-то новое, вольно или невольно становясь участником процесса обучения. Поэтому способность специалиста учиться «по ходу дела» является одним из
17
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
условий конкурентоспособности предприятия, фирмы, в которой он работает.
На смену традиционной модели обучения (где в центре технологии обучения - преподаватель, студенты играют пассивную роль на занятиях, суть обучения - передача знаний) должна прийти новая модель обучения. Она основана на следующих положениях:
- в центре технологии обучения - студенты;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- студенты играют активную роль в обучении;
- суть образовательной технологии - развитие способности к самообучению, через научно-исследовательскую деятельность.
При взаимодействии научного и образовательного процессов в организациях ВПО происходит формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Главная цель этого взаимодействия - перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Необходимо системное развитие учебной и научной деятельности в организациях ВПО. Поэтому следует особое внимание уделять проектированию научно-образовательного процесса, который включает разработку содержания образования, способы его организации и управление научно-образовательным процессом по каждой образовательной программе.
Что представляет собой «пространство конкретной образовательной программы» в условиях организации ВПО? Следуя Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 19.07.1996), в котором определены типы вузов и функции, выполняемые ими, университеты как образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют определенную специфику, которая состоит в следующем:
- образовательный процесс неразрывно связан с добыванием новых знаний, то есть с научным процессом;
- имеется широкая номенклатура специальностей и направлений подготовки;
- организация одно- и двух уровневой подготовки специалистов (бакалавров, магистров);
- подготовка кадров высшей квалификации.
Именно поэтому и, учитывая, основные признаки фундаментального университетского образования основным процессом в университете является научно-образовательный[5].
Выделяют несколько видов научно-исследовательской работы студентов и средства их реализа-
ции в современных российских организациях ВПО:
1. Научно-исследовательская работа (НИРС) студентов, которая встраивается в учебный процесс. Средство реализации: изучение литературы, подготовка научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.
2. Научно-исследовательская работа (НИРС) студентов, которая дополняет учебный процесс. Средство реализации: выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы, участие в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.
3. Научно-исследовательская работа (НИРС) студентов, которые проводятся параллельно учебному процессу. Средство реализации: участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, через самофинансирование, различного рода грантам и прочее.
Вышеуказанные виды, являются также формами взаимодействия научного и образовательного процессов в высшей школе.
Основная задача НИРС, которые дополняют учебный процесс - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения.
Основная задача научных исследований, которые проводятся параллельно учебному процессу -их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя.
Важнейшей задачей НИРС, которая встраивается в учебный процесс, является активизация процесса обучения, а участие в ней служит показателем научной активности студентов[6].
В процессе аудиторных и самостоятельных занятий студенты уясняют и усваивают аналитические, постановочные, поисковые и синтезирующие элементы научной работы. Выполнение различных учебных исследовательских работ (УИР) ориентируется на закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин, навыков упорядочения и классификации предметов и элементов исследований, других приемов осуществления научных работ, развитие преобразующего мышления и творческих способностей студентов.
К НИРС, встроенной в учебный процесс, относится выполнение учебных работ с элементами НИР. В задание на такие работы, кроме изучения и изложения содержания и путей решения определенных вопросов, включается и выполнение экономического или технического исследования: установление необходимых исходных данных, их анализ, выявление зависимостей, результатов, представление выводов.
18
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Горизонты новой экономики
Значительное место в названном виде НИДС занимает самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами НИР под методическим руководством преподавателей. При этом студенты должны вести поиск в научной литературе и справочных фондах, проводить анализ ситуаций или процессов, разрабатывать алгоритмы, осуществлять расчеты, определять факторы, строить схемы, вырабатывать собственные соображения, убедительно излагать свои предложения и т.п. По своему содержанию к выполнению аудиторных и домашних заданий с элементами НИР примыкает и решение студентами поисковых задач[7].
Согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФОГОС ВПО) на самостоятельную работу студентов должно быть выделено не менее 50 % общего времени от изучения дисциплин. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие научных и творческих способностей студентов.
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса, выполняемой обучающимся с целью усвоения, закрепления, совершенствования знаний и приобретения умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста.
Научно-исследовательская деятельность связанна с активностью студентов и поэтому предполагает самостоятельную работу.
Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-научного процесса в организациях ВПО, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Учение студента - это не самообразование индивида по собственному желанию, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебных дисциплин,
уровнем образования, степенью подготовленности студентов. Эффективность зависит от ее контроля (самоконтроль, корректирующий контроль, констатирующий контроль).
Выделим следующие виды самостоятельной работы, содержащие элементы взаимодействия научного и образовательного процессов:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий);
- самостоятельная работа в компьютерных классах под контролем преподавателя в форме плановых консультаций;
- внеаудиторная самостоятельная работа студентов по выполнению домашних заданий учебного и творческого характера (в том числе с электронными ресурсами);
- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
- самостоятельное овладение студентами конкретных учебных модулей, предложенных для самостоятельного изучения;
- самостоятельная работа студентов по поиску материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ;
- учебно-исследовательская работа;
- научно-исследовательская работа;
- самостоятельная работа во время прохождения практик.
Выделим формы самостоятельной работы студентов, содержащие элементы взаимодействия научного и образовательного процессов:
- конспектирование;
- реферирование литературы (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);
- аннотирование книг, статей;
- выполнение заданий поисково-исследовательского характера;
- углубленный анализ научно-методической литературы;
- работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы;
- участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий;
- практические занятия: выполнение задания в соответствии с инструкциями и методическими указаниями преподавателя, получение результата;
- научно-исследовательская работа студентов, выполнение курсовых и квалификационных работ;
- контрольная работа в письменном виде;
- выполнение заданий по сбору материала во время практик.
19
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет в организациях ВПО [8].
- сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;
- способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее спецификой;
- приобщить студента к творческой деятельности;
- осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний студентов.
Достижение организациями ВПО своих целей базируется на трех основополагающих принципах, которые сохраняют свою актуальность с учетом вышесказанного:
- единство научных исследований и учебных знаний;
- совместный поиск истины профессором и студентом;
- наличие или формирование традиций университета, своей «изюминки», тех особых методов достижения целей, которые выделяют его среди других.
Взаимодействие научного и образовательного процессов представляет собой синтез учебной исследовательской работы, внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы студентов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной и образовательной деятельности выпускника. Такое взаимодействие позволяет сделать обучение студента процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению студентами исследовательских умений. Его цель - развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала. Важными аспектами в этом процессе являются творческая инициатива и самостоятельность.
В то же время, сегодняшние очертания научной и образовательной сфер, входят в противоречие с этими принципами и отводят как научной работе в вузе, так и вузовской науке в целом, вспомогательное значение.
В образовательном процессе преобладает автономная от научного процесса форма обучения, не в полной мере способствующая развитию интеллектуальных способностей обучающихся на современном этапе развития экономических отношений. Эта форма не отвечает требованиям современной экономики. Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки, образования и производства.
В основе инновационных технологий научных исследований лежит принцип от сложного к простому. Резервные возможности сознания и психики человека проявляются и активизируются в ходе поиска, переработки и усвоения сверхбольших объемов информации. Продуктивной основой инноваций также является последовательность исследований «от действий - к знаниям». Объединение обучения и исследования создает дополнительную заинтересованность и повышает качество адаптации к миру новых идей и нового материала практических разработок [9].
В развитии взаимодействия научного и образовательного процессов в организациях ВПО переплетаются два противоположных момента: момент традиции, которая обеспечивает преемственность взаимодействия; момент новации, обеспечивающий необходимые изменения данного процесса. Интеграционное взаимодействие научного и образовательного процессов в данной сфере предполагает формирование специальных институтов развития обеспечивающих синтез традиции и новации.
Ключевые направления исследования деятельности организаций в сфере ВПО должны быть направлены на усиление интеграции процессов учебно-познавательной и научной деятельности, как студентов, так и высших учебных заведений в целом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Гусейнов В.А. Научно-исследовательская компетенция выпускника вуза в структуре компетентности специали-ста-профессионала // В мире научных открытий. 2010. №4.
2. Бражник Е.И., Лебедева Л.И. Организация исследовательской работы магистрантов в вузах России и Франции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// analicuIturolog.ru/component/k2/item/335-article_36.html.
3. Сафонов А.А. Основы научных исследований / Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/ Books/u_osnovy_nis/page0008.asp.
4. Карелина И.Г. Образование как процесс: способы его организации в вузе // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2003. № 2.
5. Борисов И.И., Запрягаев С.А. Тенденции развития высшего образования в XXI веке // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1.
6. Кувшинова М.А. Научно-исследовательская работа студентов как важнейший фактор повышения рейтинга университета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research.mifp.ru/publications/npsh2.rtf
7. Балашов В.В., Лагунов Г.В. и др. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: Монография в 3-х ч. - 2-е изд., испр. и доп. / ГУУ. - М., 2002.
8. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1.
9. Волков В.Л. Инновационный подход в научных исследованиях // Фундаментальные исследования. 2008. №9.
20