Научная статья на тему 'Учебная и научно-исследовательская деятельность студенчества как аспект культурного пространства'

Учебная и научно-исследовательская деятельность студенчества как аспект культурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (НИРС) / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (УИРС) / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НИРС / НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / THE RESEARCH WORK OF STUDENTS (NIRS) / TEACHING AND RESEARCH WORK (UIRS) / YOUTH CULTURAL SPACE / TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF NIRS / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтева Марина Николаевна

В работе определены место и роль научно-исследовательской деятельности в культурном пространстве молодежи, проанализировано развитие форм и содержания студенческой научной активности на примере ЧГПУ в 1990-е гг.; выявлены преемственность и развитие по сравнению с 1980-ми гг. периодом наивысшего подъема исследовательской активности студентов вуза; соотнесены достижения ЧГПУ с другими вузами региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная и научно-исследовательская деятельность студенчества как аспект культурного пространства»

УДК 378.1 ББК 63.3

Локтева Марина Николаевна

аспирант

кафедра Отечественной истории и права Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Lokteva Marina Nikolaevna PhD student in Historical Science Chair National History and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Учебная и научно-исследовательская деятельность студенчества как аспект культурного пространства (на примере Челябинского государственного педагогического института-университета в переходный период 1990-х годов) Educational and research activities of students as an aspect of cultural space (for example, Chelyabinsk State Pedagogical Institute and the University of the transition period of the 1990s)

В работе определены место и роль научно-исследовательской деятельности в культурном пространстве молодежи, проанализировано развитие форм и содержания студенческой научной активности на примере ЧГПУ в 1990-е гг.; выявлены преемственность и развитие по сравнению с 1980-ми гг. - периодом наивысшего подъема исследовательской активности студентов вуза; соотнесены достижения ЧГПУ с другими вузами региона в целом.

In this paper we define the place and role of research activities in the cultural space of youth, analyzes the development of the form and content of student research activity CSPU example in the 1990s.; identified continuity and development compared to 1980 E's. - The period of greatest increase in exploratory activity of university students; CSPU achieve correlated with other universities in the region as a whole.

Ключевые слова: культурное пространство молодежи, научно-

исследовательская работа студентов (НИРС), учебно-исследовательская работа (УИРС), традиционные и инновационные формы НИРС, научное студенческое общество.

Key words: youth cultural space, the research work of students (NIRS), teaching and research work (UIRS), traditional and innovative forms of NIRS, student scientific society.

В ходе коренных изменений политического устройства и структуры социальных отношений в 1990-е гг. модернизации подверглась и система образования, которая коснулась ее финансовой основы и содержательной стороны. В

связи с переходом к рыночной экономике и сокращением финансирования вузам страны и региона приходилось искать новые пути развития, сохраняя при этом традиционные ценности. Одними из них являлись научная и творческая работа со студентами [20, с. 15], которые играли ключевую роль в формировании культурного пространства будущего специалиста и представителя интеллигентной среды общества.

Проблема научной активности студенческой молодежи преимущественно рассматривается психолого-педагогическими и социологическими науками как в теоретическом [11, 27], так и практически-прикладном аспектах, в том числе на примере ЧГПУ и некоторых других вузов Урала [2, 3].

В данной статье предпринята попытка проанализировать эволюцию форм и содержания научной активности студентов в переходный период 1990х гг. на примере ЧГПУ - одного из ведущих педагогических вузов страны и региона, с исторической позиции, используя достижения психологопедагогических наук.

Для решения поставленной задачи определены основные критерии, включающие такие важные показатели развития НИРС и УИРС в вузе, как: степень вовлеченности студентов, организационная структура НИРС, формы и содержание НИРС и УИРС, эффективность данных видов деятельности.

Для раскрытия исследовательских задач привлечен комплекс разнообразных источников, среди которых наиболее важными явились материалы двух федеральных, регионального, двух городских и шести вузовских архивов [12,

13, 14, 18, 21]. Они позволили нам провести подсчеты степени вовлеченности студентов в НИР, выявить формы организации НИРС и УИРС в вузах региона.

Ценный материал был получен в ходе интервьюирования представителей вузовской науки и организаторов НИРС и УИРС в высших учебных заведениях региона в 1990-х гг. [4].

Среди опубликованных документов стоит выделить делопроизводственные акты, статистические материалы, связанные с высшей школой, вузовскую периодику [9, 15, 16, 19, 20].

Под культурным пространством студенчества мы понимаем становление и развитие таких его сторон как свободное время, быт, досуг и др. (см. диаграмм. 1).

Диаграмма 1. Культурное пространство студентов в 1990-е гг. на Южном Урале [5, с. 55, 14, 21]

Исследуя данные приведенной диаграммы, можно сделать вывод, что учебно- и научно-исследовательская деятельность занимает важное место в формировании культурного пространства студенчества. Посещая научные кружки и лаборатории, консультации с научными руководителями и т.п., студенты тратят на науку от двух до четырех часов в неделю, не считая подготовки к данному виду занятий в свободное время, что составляет около 3% от их суточного времени.

В структуре исследовательской деятельности студентов выделяют две составляющие - УИРС и НИРС. УИРС выступает как средство формирования профессиональной культуры студентов. Она включает в себя работу, связанную с учебным планом и выражающуюся в написании реферативных, курсовых и дипломных проектов. НИРС мы рассматриваем как форму проявления сформи-рованности профессиональной культуры, которая выражается в создании ново-

го научного продукта, обеспечивает преемственность в формировании научных кадров и создает предпосылки к непрерывному образованию [19].

Данный вид творческой деятельности получил наибольший импульс развития в 1980-е гг., что было связано с особым отношением к науке и соответствующим финансированием научных и учебных учреждений. С начала 1990х гг. внутренние затраты на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки (далее НИОКР) в российской экономике сократились в 3 раза, что отразилось в том числе и на вузовской науке (См. график 1).

150 100

50

о

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

График 1. Внутренние затраты на НИОКР в российской экономике в

1990-е гг. [6, с. 105]

Резкое сокращение финансирования научных учреждений и вузов страны в начале 1990-х гг. создало новую ситуацию, с которой пришлось считаться вузам. Особенно остро этот вопрос стоял перед вузами технической направленности в силу необходимости закупа оборудования для проведения исследований. Перед гуманитарными университетами, с одной стороны, расширился спектр научных интересов в силу освобождения науки и научной мысли от строго диктата идеологии, а с другой - появились требования к ориентации научной деятельности на конкуренцию и практическую направленность [8, 12].

Создавшиеся условия в стране и в регионе отразились на степени активности студентов в научной жизни вуза. Сравним ее показатели с предшествующим советским периодом - 1977-1990 гг. (См. график 2).

012345678

1977-1980 1981-1985 1986-1990 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006-2008

График 2. Общее количество студентов, входящих в НСО [4, 19, с. 7]

На основании приведенного графика можно сделать вывод, что среднее количество студентов, активно участвующих в научной жизни вуза, составляло около 25% от общего числа обучающихся [19, с. 22]. В то же время с первой половины 1980-х гг. до первой половины 1990-х гг. отмечалась тенденция падения интереса к НИРС. Это вызвано переориентацией студенчества в сложных социально-экономических условиях на решение преимущественно материально-бытовых проблемы [8, с. 155-157]. Со второй половины переходного десятилетия начался рост числа участников НИР, продолжающийся до настоящего времени, что связано как с политической стабилизацией общества, так и с обновленной политикой руководства вуза, направленной на формирование научной активности обучающихся.

Для оценки эффективности организации НИРС в ЧГПУ, мы сопоставили показатель вовлеченности студентов в НИР с другими вузами региона (см. диаграмма 2).

Диаграмма 2. Студенты вузов Южного Урала, принимавшие участие в научной жизни вузов в 1990-е гг. (в процентах) [9, 14]

Анализируя диаграмму, мы видим, что по степени вовлеченности студентов в НИРС ЧГПУ в 1990-е гг. занимал шестое место среди девяти крупнейших вузов Челябинской области и третье - среди гуманитарных, уступая Челябинской государственной академии культуры и искусства (далее ЧГАКИ) и Магнитогорскому государственному университету (далее МаГУ). В среднем в вузах естественно-технической направленности степень вовлеченности студентов в НИР составляла 40% от их общего числа, а в гуманитарной направленности - 30% .

Базой развития НИРС в ЧГПУ, как и в других вузах региона, являлись кафедры, научные центры и лаборатории. Они предоставляли доступ для проведения научных исследований студентам.

Вопросы планирования, организации и контроля УИРС и НИРС в ЧГПУ входили в компетенцию Ученого совета и Научно-методического совета университета, ученых советов институтов, кафедр, Совета молодых ученых и Студенческого научного общества.

Субъектами научной деятельности в изучаемом вузе являлись также профессорско-преподавательский состав кафедр, руководители и научные сотруд-

ники научно-исследовательских центров ЧГПУ, докторанты, аспиранты и студенты. К данному виду деятельности привлекались по трудовому соглашению научные сотрудники иных образовательных учреждений, специалисты федеральных и республиканских организаций.

Действенным звеном функционирования системы выступало НСО как добровольная организация, объединяющая студентов, выполнявших учебный план и активно занимающихся самостоятельной творческой научноисследовательской деятельностью. Ее воссоздание относится к середине 1990х гг. Основными задачами НСО являлись массовая, организационная, конкурсная и редакционно-издательская работа [19, с. 4]. НСО на деле осуществляло связь кафедр вуза со студенческим научным активом.

Для повышения стимула использовались как моральные, так и материальные поощрения. К ним можно отнести участие в слетах активистов на базах отдыха Черемушки, СОЛ ЧГПУ «Чайка», Уральская березка [4] и награждение именными стипендиями. Ежегодно около 20-25 студентов-активистов поощрялись такими стипендиями, как им. М.В. Ломоносова, Администрации области, Совета института, стипендия имени выдающихся ученых и преподавателей ЧГПИ: им. профессора Н.К. Лисовского, им. профессора С.А. Сидоренко, им. профессора Л.Н. Рынькова, им. профессора Г.А. Турбина, им. научнопедагогической династии Кошелевых, им. профессора С.В. Шулепова и др. [13].

Для педагогического университета в переходный период оказались востребованными классические формы НИРС, сложившиеся в предшествующие периоды 1970-х и 1980-х гг. К ним относятся научно-практические конференции, олимпиады, работа студентов, интегрированная в научную деятельность на кафедрах и в лабораториях, хоздоговорные и госбюджетные задания и др. [15, с. 12]. При этом традиционные формы приобретают некоторые новые черты: усиливается их практическая направленность. Многие исследования

студентов были выполнены в рамках заданий, поставленных городскими и областной властью в решении хозяйственно-экономических задач.

Следует отметить, что в других вузах, преимущественно технической направленности, с середины 1990-х гг. зарождаются инновационные формы научной работы студентов [7, 10]. В ЧГПУ они получают развитие в более поздний период - с начала 2000-х гг.

Одной из наиболее массовых форм организации научной жизни университета в 1990-е гг. являлись научно-практические конференции, способствовавшие не только самовыражению личности студента, но и обмену научной и культурной информацией. Традиционная апрельская студенческая конференция, проводившаяся ежегодно и получившая название Дня науки, позже переросла в Неделю науки, затем - Декаду и закрепилось как Ассамблея. В среднем ежегодно количество участников в ней составляло около 666 человек и работало порядка 65 секций [4, 13].

Важным звеном, формирующим культурное пространство студентов и показывающим степень сформированности их знаний, были олимпиады различных уровней. За 1990-е гг. их количество возросло на 60%. Стабильно высоким было качество подготовки студентов к участию в них. Например, команда математического факультета в апреле 1990 г. заняла призовые места среди вузов Уральского региона [1, с. 19].

К формам НИРС с практической направленностью относились научноисследовательские экспедиции и выездные длительные исследования, которые проводились на базе Ильменского государственного заповедника и Института минералогии силами студентов естественно-географического, исторического и других факультетов. В числе наиболее значимых следует отметить гидрологические экспедиции студентов-географов под руководством зав. кафедрой физической географии профессора М.А. Андреевой. Студенты выполнили работу по прогнозу гидрологического режима озера Увильды в связи с переброской части стока реки Уфы, что позволило оценить характер естественного восполнения

озера, предотвратить отрицательные экономические последствия. В период 1990-х гг. кафедра зоологии возглавляла Всероссийскую программу «Биощит» по Челябинской области. В период полевых экспедиций студенты под руководством преподавателей изучали редких и охраняемых животных. Эту работу, отмеченную медалью, возглавляла заведующая кафедрой зоологии, кандидат биологических наук З.И. Тюмасева [22, с. 156-160].

В лабораториях и на кафедрах вуза студенты под руководством ведущих специалистов активно участвовали в хоздоговорных и госбюджетных исследованиях. Ежегодно в них было вовлечено около 23% [13]. На физическом факультете научную деятельность вели в лаборатории графитчиков им. С.В. Шулепова. Основной их деятельностью являлось изучение магнитных, электрических, тепловых свойств графитовых материалов. В лаборатории по выращиванию кварца, структуры кристаллов, руководителем которой был профессор А.Н. Брызгалов, исследовались свойства алюминиево-литиевых сплавов. Физико-химическая лаборатория, возглавляемая профессором

В.В. Викторовым, занималась созданием химических продуктов с новыми физическими свойствами их композитного материала [1,с. 20].

Таким образом, с середины 1990-х гг. в вузе была воссоздана организация структурным управлением учебно- и научно-исследовательским процессом, позволившим во время сложной социально-экономической ситуации в стране сохранить традиционные формы научной деятельности и найти и дать импульс их дальнейшего развития и обновления в связи с новыми запросами времени и потребностями в формировании инициативного, разносторонне развитого специалиста. Основой эффективности работы вуза в этом направлении было осознание значимости студенческой науки руководством вуза, активная заинтересованность профессорско-преподавательского состава, которые в целом дали высокую степень привлечения обучающихся в данном направлении - 25%. Научная работа со студентами отличалась не только массовостью, но и ее практической направленностью - вовлеченностью в решение народно-хозяйственных

проблем, стоявших перед областью. Немаловажный факт, что большинство аспирантов (80%) были выходцами из НСО, что указывает на его важную воспитательную и мотивационную роль [1, с. 18; 4]. Опыт организации УИРС и НИРС в вузе в 1990-е годы может быть успешно применен и в настоящее время, в том числе в других вузах.

Библиографический список

1. Ахатова, С.Н. Концепция развития НСО ЧГПУ на 2000-2005 гг. [Текст] I

С.Н. Ахатова, А.Н. Мищенко. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000. - 19 с.

2. Горелова, Г.Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессиональной деятельности во внеаудиторной исследовательской работе [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 1983 - С. 295.

3. Дуранов, М.Е. Теоретические и методические предпосылки формирования направленности личности [Текст]: моногр. I М.Е. Дуранов, Т.Н. Третьякова, И.М. Дуранов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 82 с.

4. Интервью с С.Н. Ахатовой, специалистом отдела аспирантуры и докторантуры ЧГПУ от 19.02.2014.

5. Корешкин, И.А. Большая энциклопедия народной медицины. Золотые рецепты здоровья и долголетия [Текст] I И.А. Корешкин, Е.В. Загарова. - М., 2010.

6. Кузнецов, Ю. Финансирование гражданской науки в России из федерального бюджета: положение дел и основные проблемы [Текст] II Отечественные записки: сб. ст. - М., 2002.

7. Лебедева, Л. Н. Сегодняшний день науки II За народное здоровье. - 1990. - №

3.

8. Локтева, М.Н. Облик регионального студенчества конца XX века (по материалам Южного Урала) I М.Н. Локтева II XX век и Россия: общество, реформы, революции [электронный ресурс]. - Самара, 2013. - Вып. 5. URL: http: II sbornik.portal63.ruI (дата обращения 20.06.2014).

9. Механизатор [Текст]. - 1999. - № 5.

10. Никифоров, Б.Н. Магнитогорск. Краткая энциклопедия. - Магнитогорск, 2000.

11. Особенности стратегий смыслообразования студентов гуманитариев и естественников [Текст] I Л.С. Выготский II Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. - Т5. - 368с.

12. Отдел науки и вузов II Российский государственный архив новейшей истории (далее РГАНИ). Ф. Р-5. Оп. 35. Д. 11. Л. 93.

13. Отчеты об итогах НИР в ЧГПУ в 1990-е гг. II Подсчитано автором по: Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧО). Ф. Р-1606. Оп. 1. Д. 2534. Л. 55; Д. 2613. Л. 6; Д. 2682. Л. 3; Д. 2757. Л. 6; Д. 2833. Л. 1; Д. 2925. Л. 19.

14. Отчеты по НИР в Челябинском государственном агроинженерном университете (далее ЧГАА) за 1990-1994 гг., в Южно-Уральском государственном университете (далее ЮУрГУ) за 1990-1991 гг., в Магнитогорском государственном техническом университет им. Носова (далее МГТУ) за 1990-1996 гг., в Уральской государственной академии ветеринарной медицины (далее УГАВМ) за 1990-2000 гг., в ЧелГУ за 1990-2000 гг., в МаГУ 1990-1999 гг. II Подсчитано автором по: ОГАЧО. Ф. Р-1397; Ф. Р-861; Ф. Р-1606; Ф. Р-1778; Ф. Р-392; Отдел хранения документов ЮУрГУ Ф. Р-1392; Городской архив Магнитогорска. Ф. Р-60; Ф. Р-132; Архив города Троицка. Ф. Р-55; Архив УГАВМ. Ф. Р-55; Архив федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (далее - архив ЧелГУ). Ф. Р-861.

15. Положение об исследовательской работе студентов [Текст]. - Челябинск, 2008. - 28 с.

16. Положение об организации учебного процесса в Челябинском государственном педагогическом университете (далее ЧГПУ) [электронный ресурс]. URL: http: II www.cspu.ruInorm.html (дата обращения 02.02.2014).

17. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.

18. Управление образованием. Отчет по итогам 1979-1980 гг., подготовка к началу 1980-1981 гг. II Отделение государственного бюджетного учреждения «Центральный государственный архив Москвы» Центр хранения документов после 1917 г. (далее ЦХД после 1917 г.) Ф. Р-528. Оп. 8. Д. 168. Л. 6.

19. Устав НСО ЧГПУ [Текст]. - Челябинск, 1999. - 9 с.

20. Устав педагогического университета [Текст]. - Челябинск, 1995. - 43 с.

21. Учебные планы в ЧГПУ и УГАВМ II ОГАЧО. Ф. Р-1606. Оп. 1. Д. 2607.

Л. 56; Архив города Троицка. Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 1964. Л. 162.

22. ЧГПУ [Текст] I Г.С. Шкребень [и др.]. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 272 с.

Bibliography

1. Ahatova, SN Development Concept VAT CSPU for 2000-2005. [Text] I SN

Ahatova, AN Mishchenko. - Chelyabinsk publ CSPU, 2000. - 19.

2. Gorelova GG Pedagogical conditions of preparation of students to creative professional activities in extracurricular research [Text]: dis. ... Cand. ped. Sciences. -Chelyabinsk, 1983 - S. 295.

3. Duran, ME Theoretical and methodological background beamformer personality [Text]: monograph. I ME Duran, TN Tretyakov, IM Duran. - Chelyabinsk: Izd SUSU, 2000. - 82.

4. Interview with SN Akhatova department specialist postgraduate and doctoral CSPU from 19I02I2014.

5. Koreshkin, IA Big encyclopedia of traditional medicine. Gold recipes for health and longevity [Text] I IA Koreshkin EV Zagarova. - Moscow, 2010.

6. Kuznetsov, Yu Financing civil science in Russia from the federal budget situation and the main problems [Text] // Domestic notes: Sat Art. - Moscow, 2002.

7. Lebedev, LN Today science // for the people's health. - 1990. - № 3.

8. Lokteva, MN Image of regional student end of the XX century (South Urals) / MN Lokteva // XX century and Russia: society, reform, revolution [electronic resource]. -Samara, 2013. - Vol. 5. URL: http:// sbornik.portal63.ru / (date accessed 20/06/2014).

9. Mechanizator [Text]. - 1999. - № 5.

10. Nikiforov, BN Magnitogorsk. Concise Encyclopedia. - Magnitogorsk, 2000.

11. Features strategies smysloobrazovanija students in the humanities and the natural sciences [Text] / LS Vygotsky // Collected Works in 6 volumes, Moscow: Pedagogy, 1982. - T5. - 368s.

12. The Department of Science and Universities // Russian State Archive of Contemporary History (hereinafter RGANI). F. R-5. Op. 35. D. 11. L. 93.

13. Reports on the results of research in CSPU in the 1990s. // Calculated by the author at: Joint State Archive of the Chelyabinsk Region (OGACHO). F. R-1606. Op. 1. D. 2534. L. 55; D. 2613. L. 6; D. 2682. L. 3; D. 2757. L. 6; D. 2833. L. 1; D. 2925. L. 19.

14. Reports on research in the Chelyabinsk State Agro University (hereinafter in Select) for 1990-1994., In the South Ural State University (SUSU hereinafter) for 19901991., The Magnitogorsk State Technical University. Nosov (hereinafter MSTU) for 1990-1996., In the Ural State Academy of Veterinary Medicine (hereinafter UGAVM) for 1990-2000., CSU in 1990-2000., MaSU in 1990-1999. / / Calculated by the author at: OGACHO. F. R-1397; F. R-861; F. R-1606; F. R-1778; F. R-392; Department store documents SUSU F. R-1392; Municipal Archives of Magnitogorsk. F. R-60; F. R-132; Archive of Troitsk. F. P-55; Archive UGAVM. F. P-55; Archive of the federal government's budget educational institution of higher professional education "Chelyabinsk State University" (hereinafter - the archive CSU). F. F-861.

15. Regulation on the research work of students [Text]. - Chelyabinsk, 2008. -28p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Regulations on the organization of the educational process at Chelyabinsk State Pedagogical University (hereinafter CSPU) [electronic resource]. URL: http:// www.cspu.ru / norm.html (date accessed 02/02/2014).

17. Sukhomlinsky, VA Birth citizen. M.: Young Guard, 1971. - 336.

18. Education Management. Report on the results of 1979-1980., Getting ready to start of 1980-1981. // Department of State Organization "Central State Archive in Moscow" Center for storage of documents after 1917 (hereinafter referred to CDR after 1917) F. P-528. Op. 8. D. 168. L. 6.

19. Charter VAT CSPU [Text]. - Chelyabinsk, 1999. - 9.

20. Pedagogical University Charter [text]. - Chelyabinsk, 1995. - 43.

21. Curricula in CSPU and UGAVM // OGACHO. F. R-1606. Op. 1. D. 2607. L. 56; Archive of Troitsk. F. P-55. Op. 2. D. 1964. L. 162.

22. CSPU [Text] / GS Shkreben [et al.] - Chelyabinsk Chelyabinsk State Pedagogical University, 2004. - 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.