Раздел 5 ИСТОРИЯ
Редакторы раздела:
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ МОДОРОВ - доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН (г. Горно-Алтайск)
ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БАРМИН - доктор. исторических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 908
Lokteva M.N. EVERYDAY LIFE AND FREE TIME OF REGIONAL STUDENTS IN 1990s (BASED ON THE SOUTH URALS). The paper discloses the main forms of implementation of free time as well as business life of students in the Southern Urals in 1990s. In the process of analyzing a wide evidence base the author of the paper identifies common and different features of these aspects in comparison with the previous period of 80s. The basic difficulty in the sector of services is distinguished and their role in the professional development of the student is named.
Key words: life, free time, leisure.
М.Н. Локтева, аспирант каф. отечественной истории и права Челябинского гос. педагогического
университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
БЫТ, СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ДОСУГ РЕГИОНАЛЬНОГО СТУДЕНЧЕСТВА В 1990-Е ГОДЫ [ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОГО УРАЛА)
В работе раскрыты основные формы реализации свободного времени и досуга, а также организация быта студентов Южного Урала в 1990-е гг. В процессе анализа широкой документальной базы выделены общие и отличные черты данных аспектов в сравнении с предыдущим периодом 80-х гг. Выявлены основные трудности материально-бытового обслуживания и их роль в профессиональном становлении студента.
Ключевые слова: быт, свободное время, досуг, Южный Урал.
В 1990-е гг. в российском обществе происходили существенные изменения социальных и экономических условий жизни людей. Студенчество в силу начального этапа формирования моральных и культурных черт было наиболее подвержено влиянию новых тенденций, проникавших в страну вместе со сменой политического устройства. Оно быстро и чутко реагировало на все события, происходившие в государстве, и в значительной степени являлось индикатором настроения общества. В первую очередь это нашло отражение во внешнем облике и формах поведения, изменении интересов и увлечений, что составляет в совокупности культурное пространство студенчества.
Важными аспектами этого пространства выступают быт, свободное время и досуг. Из диаграммы 1можно выделить фактическое распределение времени суток студентов Южного Урала в 1990-е гг., определявшее содержание их культурного пространства. Значительная часть дня у студентов уходила на свободное время (26%), 11% - на решение бытовых проблем как совокупности связей и отношений, служащих удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье и обеспечению душевного комфорта в повседневной жизни [1] и 2% оставалось на досуговое время проведение.
Бытовые проблемы в данный период принимали особое значение, перед региональными вузами, как и центральными университетами России [5, с. 261], встала задача помочь студентам, основная масса которых была выходцами из районных центров и сельской местности [6, с. 57-61].
Основной формой экономической поддержки студентов руководством вузов являлись - стипендии за хорошую и отличную учебу и предоставление общежития иногородним. Стипен-
дия была основным источником средств лишь для 1/3 успевающих студентов в силу ее небольшого размера. В начале десятилетия 90,7% студентов крупных вузов региона получали стипендию. Во второй половине 1990-х гг. наблюдалось явное снижение - на 28%. Причем в технических вузах - на 44,6%, в гуманитарных - на 16,4% (см. Таблицу 1).
Весьма существенным источником являлась заработная плата, которую в изучаемый период имели 13% студентов. Менее всего (7-8%) студентов, имеющих стабильный заработок, обучались в педагогическом и агроинженерном вузах, более всего (16-18%) - в медицинском университете. Стройотряды утрачивали значение в качестве источников средства существования. Их роль (2%) была сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов. Конкретные показатели источников дохода студентов Южного Урала представлены в Таблице 2.
Чаще всего студенты устраивались на работу по двум причинам. Первая - это необходимость к материальной самостоятельности и обеспеченности. Вторая - это возможность получать трудовой опыт. Эта необходимость приобрела свою актуальность в связи с изменениями в высшей школе России, в частности, из-за прекращения существования системы практик на различных предприятиях. Работодатель стал отдавать предпочтение на рынке труда опытным работникам, что, естественно, препятствовало реализации выпускников вузов, не имеющих опыта работы. Студент, понимая, что в изменившихся экономических условиях он не сможет полностью реализовать полученные знания, стал использовать возможность получить трудовую практику до окончания учебы [5, с. 263-264].
Рис. 1. Культурное пространство студентов в 90-е гг. на Южном Урале [2; 3; 4, с. 55] Студенты, получавшие стипендию в вузах Южного Урала в 1991-1997 гг. (в %) [7, с. 3]
Таблица 1
Вузы 1990 - 1992 гг. 1996 - 1997 гг.
Всего по области 90,7 62,7
Южно-Уральский государственный университет (далее - ЮУрГУ) 79,2 46,5
Челябинский государственный университет (далее - ЧелГУ) 97 53,5
Институт коммерции 93,5 28,5
Челябинский государственный педагогический университет (далее - ЧГПУ) 95,8 85,8
Челябинская государственная академия культуры и искусства (далее - ЧГАКИ) 94,0 77.1
Челябинская государственная агроинженерная академия (далее - ЧГАА) 100 55,3
Южно-Уральский государственный Медицинский университет (далее - ЮУГМУ) 97,8 92,1
Уральский государственный университет физической культуры (далее - УралГУФК) 91,5 57,6
Магнитогорский государственный университет (далее МаГУ) 93,2 80,1
Музыкально-педагогический институт им. М.И. Глинки 95,2 80,1
Уральская государственная академия ветеринарной медицины (далее - УГАВМ) 99,5 90,2
После событий начала 1990-х гг. доля работающих студентов, выросла в несколько раз. Как говорил известный юморист, «раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются». Так, по данным Т.Э. Петровой, подрабатывали 77% студентов технических факультетов, 72% - экономических, 83% - гуманитарных; на I курсе работали 40% студентов, на II - 54%, на III - 81%, на IV - 74%, на V - 77%; две трети из них работали постоянно [9, с. 138].
Среди работающих студентов преобладали юноши, примерно в половину. Дополнительный доход имел каждый пятый, среди юношей это 27%, а среди девушек - 14% [10, с. 87-89].
Большинство студентов в изучаемый период на Южном Урале нуждалось в общежитии. Руководству вузов региона в целом удалось решить данную проблему, что отражено в Таблице 3.
Сравнивая показатели обеспеченности общежитиями студентов южно-уральского региона с центральными в 1980-е гг., можно отметить примерное их равенство [12]. Наиболее успешно ситуация обстояла в изучаемом регионе в сравнении с некоторыми другими, например сибирским (менее 40%) [13, с. 228].
В некоторых университетах ректорат делегировал полномочия по заселению и контролю по условиям проживания студентов деканатам. Так, в 1991 г. в УГАВМ было принято подобное решение, а также введена должность заместителя декана по работе в общежитиях. Они совместно со студенческим самоуправлением решали вопросы быта и другие насущные проблемы в общежитиях [14]. Студенты своими руками приводили в порядок не только комнаты, но и места общего пользования, внутренние дворики [15, с. 99-100].
Важной стороной быта студентов, особенно иногородних, являлась организация общественного питания. Те, кто жил далеко от дома, питался недорогими полуфабрикатами. В рационе питания этих студентов преобладали, как правило, лапша, картофель быстрого приготовления и другая готовая продукция. К сожалению, нередки были случаи отравления этой пищей [1б].
В утреннее и дневное учебное время часто посещаемыми местами приема пищи студентов были столовые и буфеты. Их услугами пользовались (на примере ЧелГУ) ежедневно до 46,7% студентов, 2-3 раза в день - до 32,7%. По данным вузовских СМИ, в частности «Молодого учителя» (ЧГПУ) и «Челя-
Таблица 2
Источники дохода студентов Южного Урала в 1990-е гг. (в %) [8; 9, с. 137]
Источник дохода Основной Неосновной Такого нет
Стипендия 28 67 5
Помощь родителей 72 22 6
Зарплата 13 7 80
Стройотряд 2 4 94
Разовые заработки 9 26 65
Перепродажа товаров 2 5 93
Прибыль от акций, вкладов 2 8 90
Незаконный бизнес 2 3 95
Материальная помощь 1 7 92
Пенсии, пособия 3 5 92
Что-то еще 8 92 0
бинского университета» (ЧелГУ), в начале 1990-х гг. нередко наблюдались жалобы на качество пищи [17, с. 1, 18]. Ассортимент столовых и буфетов вузов был неполноценным в связи с дефицитом и дороговизной продуктов. На витринах обычно были представлены «много пирожных, коржей, блинчиков с яблоками и мясом» [19, с. 4]. В ассортименте явно не хватало овощных и фруктовых блюд, молочной продукции.
Руководство вузами, деканы и преподаватели не были равнодушными к жизненно важным проблемам студентов. На факультете начальных классов ЧГПУ (декан - Н.В. Овчинникова) каждый вторник на протяжении всех 1990-х гг. проводились «витаминные дни», в ходе которых студентам и преподавателям бесплатно раздавалась пища. Призыв декана нашел живой отклик у родителей студентов, которые помогали яблоками, морковью, свеклой, капустой, помидорами и другими продуктами [20].
В целом условия проживания и обучения были далеки от комфорта, но, несмотря на это, большинство студентов были удовлетворены бытовыми условиями в вузе (73%) и взаимоотношениями в группе (69%), что говорит об их позитивном жизненном настрое [8; 21, с. 9].
Нельзя обойти вниманием и такую сторону жизни студентов, как создание семьи на этапе обучения. Студенческие семьи - это семьи, где студентом являлся хотя бы один из супругов. Перед молодыми людьми, решившими создать семью, в первую очередь вставали вопросы материального и жилищного характера. Выборочные социологические исследования показали, что 44% молодоженов собирались жить совместно с родителями. Остальные респонденты предполагали жить на частной квартире или в общежитии. Около 80% вступающих в брак надеялись получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность студенческой молодежи [22, с. 63].
Относительно новым и достаточно широко распространенным явлением стало создание семьи без юридического оформления, т. н. «гражданского брака». Одной из причин этого являлась необеспеченность жильем, отсутствие постоянной работы и не законченное обучение. Сказывалось и влияние западной культуры, с ее легкостью, относящейся к узакониванию отношений. Поспешность с регистрацией брака, по мнению некоторых студентов, «не ведет к созданию устойчивых семей и лишь увеличивает число разводов» [6, с. 57]. В связи с этим большинство студенческих семей не спешили обзаводиться потомством.
Весомую часть суток студентов занимало свободное время, под которым понимают часть внеучебного или внерабочего времени, остающуюся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат [23, с. 24]. У студенческой молодежи оно включало в себя подготовку к учебным занятиям (20%), творческую (3%) и научную деятельность (3%) (см. рис. 1). Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановитель-ные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
В ЧГПУ в 1991 г. был проведен опрос студентов, показавший, что преобладающее количество респондентов (примерно 90%) время, которое они тратили на подготовку к занятиям и на самообразование, к свободному не относили. Так, студенты факультета иностранного языка ЧГПУ, уделяя подготовке к занятиям в среднем от 2 до 6 часов, отмечали, что времени для досуга, занятий любимым делом оставалось «очень мало», или «совсем не оставалось» [24]. Рассматривая вопрос внеаудиторной деятельности, мы можем отметить традиционность студентов 1990-х гг. в сравнении со студентами предшествующего десятилетия. Свободное время, включавшее в себя творчество и науку, вмещало Дни науки, круглые столы, конференции и конкурсы. Согласно результатам проведенных исследований в университетах Южного Урала в 1990-е гг. подавляющее большинство студентов было довольно состоянием и уровнем развития студенческой науки
в вузе (72%) и отношениями с преподавательским составом (75%), что свидетельствует о позитивном векторе реализации ими свободного времени [14, с. 9, 15].
Остальное время суток, остававшееся от свободного, и тесно с ним взаимосвязанное, связано с такой формой организации деятельности как досуг. Под ним понимается часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [25]. Студенты же рассматривали его как время, не связанное с учебной деятельностью и вузом вообще, и в большинстве реализовыва-ли в походах на концерты, на дискотеки, стрельбу в тире и отдых с друзьями в кафетерии [16; 24].
В стране в целом, и в Южно Уральском регионе, в частности, в 1990-е гг. наблюдался определенный рост социально-проблемного поведения студентов [5, с. 267]. Основными причинами этого являлись невозможность найти себя в различных направлениях внеучебной творческой и научно-исследовательской деятельности, а также необходимость зарабатывать на жизнь, что в условиях рыночной экономической модели в 1990-е гг. в России, осуществлялось не всегда законными способами. Попадая в такие условия, не совсем определившийся со своими жизненными принципами студент, не всегда мог найти выход и социализироваться. Естественно, если студент начинал вести такой образ жизни, это оказывало пагубное влияние на учебу в вузе, на отношение с родителями и другими людьми, изменяло взгляды на жизнь. Среди вредных привычек молодежи отмечено курение (юноши 52,5%, девушки 34%), алкоголизм, который был наиболее распространен среди молодежи 17-18 лет (26%), наркомания и токсикомания.
Обеспеченность общежитием студентов Южного Урала в 1990-е гг. (в %) [11, с. 151]
Таблица 3
Вузы УГАВМ МаГУ ЧГПУ ЧГАКИ ЮУрГУ МГТУ ЧГАА ЧелГУ
Студенты 100 100 99 97,9 95 94 83 72
Кроме того, в связи с распадом Советского Союза и изменением государственных границ, Южный Урал стал пограничным с Казахстаном регионом, через и на территорию которого резко увеличилось проникновение среднеазиатских наркотиков. Согласно опросам наиболее популярными видами наркотиков были анаша (27%), кокаин (28%), героин (11%), марихуана (7%), ЛСД (5%), гашиш (4%) [26]. От такого влияния было очень сложно избавится, так как происходило массовое давление членов социальной группы на индивида.
Заслуживает внимания социальное самочувствие студентов. В основном среди учащихся вузов преобладали стабильное и мобильное настроения, в меньшей степени кризисные и негативные ожидания [27, с. 54]. Тем не менее, нередки были ситуации, свидетельствовавшие об упаднических настроениях в обществе. Засвидетельствован случай обращения в газету «Комсомольская правда» студента Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища имени Главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова (далее - ЧВВАКИУ(ВИ) Арсланова Артура, в котором он описывал сложные условия нахождения среди сверстников. После изложения своей ситуации он рассказал о мысли свес-
Библиографический список
ти счеты с жизнью, что показывает его неуравновешенное состояние [28].
Таким образом, радикальные общественно-политические и социально-экономические изменения в российском обществе в 1990-е гг. оказали неоднозначное воздействие на быт, свободное время и досуг студенчества. Бытовые условия были не легкими, однако большинство учащихся были удовлетворены ими. Контингент студентов состоял в большей степени из выпускников средней школы, приехавших из сел и небольших городов областного центра. Для них значимой была родительская поддержка, но в силу материальных сложностей около двух третей студентов вынуждены были подрабатывать, что непосредственно сказывалось на их успеваемости. Тем не менее, свободное время они выкраивали и тратили на подготовку к учебным занятиям, творческую и научную деятельность. Ввиду материально-бытовых трудностей, а также большой загруженностью дня, у студентов не было возможности разнообразно и продолжительно организовывать свой досуг. Но, несмотря на сложности, в силу своего возраста и мировоззрения большинство студентов смогло преодолеть жизненные преграды и адаптироваться к современности.
1. Быт // Социологический словарь [Э/р]. - Р/д: http: // enc-dic.com/sociology/Byt-518.html
2. Учебные планы в ЧГПУ и УГАВМ // Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧО). Ф. Р-1606. Оп. 1. Д. 2607. Л. 56; Архив города Троицка. Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 1964. Л. 162.
3. Положение об организации учебного процесса в ЧГПУ [Э/р]. - Р/д: http: // www.cspu.ru/norm.html
4. Корешкин, И.А. Большая энциклопедия народной медицины. Золотые рецепты здоровья и долголетия / И.А. Корешкин, Е.В. Загаро-ва. - М., 2010.
5. Голуб, А.А. Быт студентов, проживающих в общежитиях // Современные проблемы повседневной жизни студенчества. Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII - XXI века): сб. ст. - М., 2004.
6. Вишневский, Ю.Р Социальный облик студенчества 90-х гг. / Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина // Социс. - 1997. - № 10.
7. Каримова, Н.Б. Высшие учебные заведения // Молодой учитель. - 1997. - № 9.
8. Исследование студенческой жизни по вопросам удовлетворенности различными сторонами жизни в вузе // Личный архив зав. социологической лабораторией ЧГПУ Е.Г. Прилуковой.
9. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. - М., 1995.
10. Герчиков, В.И Феномен работающего студента вуза // Социс. - 1999. - № 8.
11. Локтева, М.Н. Облик регионального студенчества конца 2 века (по материалам Южного Урала) // XX век и Россия: общество, реформы, революции. - 2013. - Вып. 1. - Ч. 1 [Э/р]. - Р/д: http: // sbornik.lib.smr.ru/content/files/catalog1/sb20rus_011_0.pdf
12. Состояние учебно-материальной базы вузов Москвы в 1960-80-е гг. // Российский государственный архив новейшей истории (далее -РГАНИ). Р. 5768. Ф. Р-5. Оп. 35. Д. 11. Л. 112.
13. Петрик, В.В. Развитие учебно-материальной базы высших учебных заведений г. Иркутска в 1960-80-е гг. // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 6. - Т. 321 [Э/р]. - Р/д: http: // cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebno-materialnoy-bazy-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-g-irkutska-v-1960-1980-e-gg
14. Протоколы № 1-7 заседаний Ученого Совета института за 1991 г. Из раздела о воспитательной работе // Архив города Троицка. Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 1597. Л. 52.
15. Бовкун, В.В. Общежитие в условиях аренды // Социс. - 1992. - № 3.
16. Интервью с выпускником 1996 г. факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ Францевым В.П. от 15 -мая 2013 г. // Личный архив автора.
17. Гаврилястый, О.Ю. Студентам не хватает мяса! // Молодой учитель. - 1991. - № 9.
18. Подшивка газеты «Челябинский университет» за 1990, 1991 гг. // ОГАЧО. Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 1682. Л. 1; Д. 1576. Л. 16.
19. Борискина, А.С. Что ест студент? // Молодой учитель. - 1999. - № 37.
20. Интервью с деканом факультета начальных классов ЧГПУ Овчинниковой Н.В. от 4 июня 2013 г // Личный архив автора.
21. Настоящее и будущее ЧелГУ: мнения студентов и преподавателей / В.Н. Козлов [и др.] - Челябинск, 2003.
22. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 2000; Вишневский, Ю.Р, Шапка, В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социс. - 2000. - № 12.
23. Дробийская, Е.И. Свободное время и развитие личности / Е.И. Дробииская, Э.В. Соколов. - Л., 2004.
24. Протоколы №1-10 заседаний Совета института за 1991-1992 год // ОГАЧО. Ф. Р-1606. Оп. 1. Д. 2607. Л. 56.
25. Досуг // Большая советская энциклопедия [Э/р]. - Р/д: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/bse/85599/Досуг
26. Доклад Комитета «Положение молодежи в Российской Федерации» 1995 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-10105. Оп. 1. Д. 38. Л. 7.
27. Петрова, Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс. - 2000. - № 12.
28. Письмо, адресованное редакции газеты «Комсомольская правда» г. Москва в 1992 г. от Арсланова А., студента ЧВВАИУ // Центр хранения документов общественно-политической истории Москвы (далее ЦХДОПИМ). Ф. Р-8713. Оп. 1. Д. 138. Л. 1.
Bibliography
1. Biht // Sociologicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http: // enc-dic.com/sociology/Byt-518.html
2. Uchebnihe planih v ChGPU i UGAVM // Objhedinennihyj gosudarstvennihyj arkhiv Chelyabinskoyj oblasti (dalee OGAChO). F. R-1606. Op. 1. D. 2607. L. 56; Arkhiv goroda Troicka. F. R-55. Op. 2. D. 1964. L. 162.
3. Polozhenie ob organizacii uchebnogo processa v ChGPU [Eh/r]. - R/d: http: // www.cspu.ru/norm.html
4. Koreshkin, I.A. Boljshaya ehnciklopediya narodnoyj medicinih. Zolotihe receptih zdorovjya i dolgoletiya / I.A. Koreshkin, E.V. Zagarova. -M., 2010.
5. Golub, A.A. Biht studentov, prozhivayuthikh v obthezhitiyakh // Sovremennihe problemih povsednevnoyj zhizni studenchestva. Rossiyjskoe studenchestvo: usloviya zhizni i bihta (XVIII - XXI veka): sb. st. - M., 2004.
6. Vishnevskiyj, Yu.R. Socialjnihyj oblik studenchestva 90-kh gg. / Yu.R. Vishnevskiyj, L.Ya. Rubina // Socis. - 1997. - № 10.
7. Karimova, N.B. Vihsshie uchebnihe zavedeniya // Molodoyj uchitelj. - 1997. - № 9.
8. Issledovanie studencheskoyj zhizni po voprosam udovletvorennosti razlichnihmi storonami zhizni v vuze // Lichnihyj arkhiv zav. sociologicheskoyj laboratorieyj ChGPU E.G. Prilukovoyj.
9. Petrova T.Eh. Rossiyjskoe studenchestvo i vihsshee obrazovanie. - M., 1995.
10. Gerchikov, V.I Fenomen rabotayuthego studenta vuza // Socis. - 1999. - № 8.
11. Lokteva, M.N. Oblik regionaljnogo studenchestva konca 2 veka (po materialam Yuzhnogo Urala) // XX vek i Rossiya: obthestvo, reformih, revolyucii. - 2013. - Vihp. 1. - Ch. 1 [Eh/r]. - R/d: http: // sbornik.lib.smr.ru/content/files/catalog1/sb20rus_011_0.pdf
12. Sostoyanie uchebno-materialjnoyj bazih vuzov Moskvih v 1960-80-e gg. // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj arkhiv noveyjsheyj istorii (dalee -RGANI). R. 5768. F. R-5. Op. 35. D. 11. L. 112.
13. Petrik, V.V. Razvitie uchebno-materialjnoyj bazih vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj g. Irkutska v 1960-80-e gg. // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. - 2012. - № 6. - T. 321 [Eh/r]. - R/d: http: // cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebno-materialnoy-bazy-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-g-irkutska-v-1960-1980-e-gg
14. Protokolih № 1-7 zasedaniyj Uchenogo Soveta instituta za 1991 g. Iz razdela o vospitateljnoyj rabote // Arkhiv goroda Troicka. F. R-55. Op. 2. D. 1597. L. 52.
15. Bovkun, V.V. Obthezhitie v usloviyakh arendih // Socis. - 1992. - № 3.
16. Intervjyu s vihpusknikom 1996 g. fakuljteta fizicheskoyj kuljturih i bezopasnosti zhiznedeyateljnosti ChGPU Francevihm V.P. ot 15 maya 2013 g. // Lichnihyj arkhiv avtora.
17. Gavrilyastihyj, O.Yu. Studentam ne khvataet myasa! // Molodoyj uchitelj. - 1991. - № 9.
18. Podshivka gazetih «Chelyabinskiyj universitet» za 1990, 1991 gg. // OGAChO. F. R-861. Op. 1. D. 1682. L. 1; D. 1576. L. 16.
19. Boriskina, A.S. Chto est student? // Molodoyj uchitelj. - 1999. - № 37.
20. Intervjyu s dekanom fakuljteta nachaljnihkh klassov ChGPU Ovchinnikovoyj N.V. ot 4 iyunya 2013 g. // Lichnihyj arkhiv avtora.
21. Nastoyathee i buduthee ChelGU: mneniya studentov i prepodavateleyj / V.N. Kozlov [i dr.] - Chelyabinsk, 2003.
22. Golod, S.I. Semjya i brak: istoriko-sociologicheskiyj analiz. - SPb., 2000; Vishnevskiyj, Yu.R., Shapka, V.T. Student 90-kh - sociokuljturnaya dinamika // Socis. - 2000. - № 12.
23. Drobiyjskaya, E.I. Svobodnoe vremya i razvitie lichnosti / E.I. Drobiiskaya, Eh.V. Sokolov. - L., 2004.
24. Protokolih №1-10 zasedaniyj Soveta instituta za 1991-1992 god // OGAChO. F. R-1606. Op. 1. D. 2607. L. 56.
25. Dosug // Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya [Eh/r]. - R/d: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/bse/85599/Dosug
26. Doklad Komiteta «Polozhenie molodezhi v Rossiyjskoyj Federacii» 1995 g. // Gosudarstvennihyj arkhiv Rossiyjskoyj Federacii. F. R-10105. Op. 1. D. 38. L. 7.
27. Petrova, L.E. Socialjnoe samochuvstvie molodezhi // Socis. - 2000. - № 12.
28. Pisjmo, adresovannoe redakcii gazetih «Komsomoljskaya pravda» g. Moskva v 1992 g. ot Arslanova A., studenta ChVVAIU // Centr khraneniya dokumentov obthestvenno-politicheskoyj istorii Moskvih (dalee CKhDOPIM). F. R-8713. Op. 1. D. 138. L. 1.
Статья поступила в редакцию 05.04.14
УДК 94(571. 16)« 189/192»:(27)
Mezentsev R.V. OLD BELIEVERS OF BIYSK-TELETSKOYE LAKE PLAIN FOLKS IN THE XIX-XX CENTURIES.
The article, based on published and archival documents, studies a process of meeting of Old Believers with Biysk-Teletskoye Lake Plain folks at the turn of XIX-XX centuries.
Key words: development of Siberia, Russian immigrants, Russian Orthodox Church, Old Believers, Nikon conversion, "bespopovtsy", Teletskaya Plain folk.
Р.В. Мезенцев, канд. ист. наук, доц. декан ф-та истории и права АГАО им. В. М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СТАРООБРЯДЦЫ БИИСКО-ПРИТЕЛЕЦКОИ ЧЕРНИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
В статье, на основе опубликованных материалов и архивных документов, освещен процесс освоения старообрядцами Бийско-Прителецкой черни на рубеже XIX-XX вв.
Ключевые слова: Освоение Сибири, русские переселенцы, Русская Православная церковь, старообрядчество, Никоновские преобразования, «беспоповцы», Прителецкая чернь.
История алтайского старообрядчества, по свидетельству исследователей, была теснейшим образом связана с освоением Сибири русскими переселенцами. Наиболее представительными среди них были старообрядцы как поповских, так и беспоповских согласий. Последние, как известно, возникли в 90-е гг. XVII в. в результате смерти священников «старого» рукоположения, т.е. поставленных Русской Православной церковью до Никоновского патриаршества (т.е. до середины XVII в.). Именно они именовали себя «древлеправославными христианами иже священства не приемлющие», т.е. не приняли «новшеств» патриарха Никона, в силу чего они остались совершенно без священников и потому стали именоваться в быту «беспоповцами». Вместе с иереями они лишились и многих церковных таинств, в частности, причащения, миропомазания, брака, елеосвящения и др. Потому исполнение большинства таинств у них взяли на себя выборные миряне.
Суть вероучения беспоповцев заключалась в идее об уже свершившемся воцарении «антихриста». Отсюда и убеждение в том, что прервалась благодать священства и прекратилась церковная иерархия. Проповедь духовного «антихриста» трактовалась ими обычно как совокупность ересей, проникших в Русскую Православную церковь. Они отвергали «никонианскую» хиротонию, а также необходимость священства для спасения души, ибо истинное духовенство, по их мнению, истреблено «антихристом» [1, с. 719].
В Бийско-Прителецкой черни беспоповское согласие было представлено «часовенным» или «стариковским» толком (с XVIII в.). Из легенд известно, что в горах на Телецком озере имелись скиты «стариковцев». Однако некоторое исследователи старо-
обрядчества считают, что они занимали промежуточное положение между поповским и беспоповским согласиями.
«Стариковцы», как известно, отличались своеобразием представлений и строгостью нравов (самоназвание толка - «ста-риковина»). Многие из них отказывались от участия в мирских делах, старались жить натуральным хозяйством. «Стариковцы» имели отдельную посуду, чтобы не оскверниться через общую трапезу с мирскими людьми. Они же не принимали технические изобретения, считая их «бесовскими». Им также были свойственны обрядовые особенности. В частности, причащаясь, «стари-ковцы» пользовались не просфорами, а Богоявленской водой, а на Пасху - яйцом, пролежавшим год перед иконами, т.е. со дня прошлой Пасхи. При переходе в «стариковину» «никониане» должны были «крещаемы заново», а старообрядцев - «по-повцев» только докрещивали, с отречением от ереси. По свидетельству «стариковцев», для принятия их веры прежде, чем креститься, необходимо было три года учить устав. Так как в евангельской притче о хозяине и садовнике, три года ухаживавшем за деревом, оно зацвело только на четвертый год.
Духовным руководителем «стариковской» общины являлся настоятель. По словам адептов, настоятель - почти как священник. Он имел право отсаживать от собора, сводить жениха и невесту. Все проблемы решали собором (т.е. общиной) на духовной беседе, в том числе и догматические. Например, такие, как отпевание умерших без покаяния. «Стариковцы» сознательно не распространяли свою веру. «Веру свою надо скрывать, чтобы посторонние не осмеяли Писания, не считали все, что там написано, за сказки и небылицы. Вера наша от этого не погибнет, только истончится и вытянется в ниточку», - утверждали члены общины.