Раздел 5 ИСТОРИЯ
Редакторы раздела:
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ МОДОРОВ - доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН (г. Горно-Алтайск)
ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БАРМИН - доктор. исторических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 378.1
Lokteva M.N. TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING AND RESEARCH AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF THE SOUTH URALS IN 1990s. The paper identified the main forms of student academic activity in the universities of the South Urals in the 1990s. A comparison with the previous period of 1980s, which was the highest rise in exploratory activity, is given. The specificity of the changes in the form and content of the research activities of students in the region and the factors that caused them have been revealed.
Key words: research activities, teaching and research, traditional and innovative forms of research activity of students of the Southern Urals.
М.Н. Локтева, аспирант каф. отечественной истории и права Челябинского гос. педагогического
университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В 1990-Е ГОДЫ
В работе выявлены основные формы студенческой научной активности в вузах Южного Урала в 1990-е гг Проведено сравнение с предыдущим периодом - 1980-х гг. - наивысшего подъема исследовательской активности. Определена специфика изменений в форме и содержании научно-исследовательской деятельности студентов региона и факторы ее обусловившие.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская работа, традиционные и инновационные формы научно-исследовательской деятельности студентов Южного Урала.
В силу многообразия и разнонаправленное™ вузов на Южном Урале, являющихся кузницей кадров для предприятий региона, важным аспектом был процесс качественного обучения и формирования полноценных специалистов, готовых творчески решать сложные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и организационные задачи. В советский период в ведущих вузах региона был накоплен положительный опыт активного включения студентов в учебную и научную исследовательские сферы [1]. С началом 1990-х годов в силу ряда объективных и субъективных причин, много из этого опыта было утеряно. В то же время, несмотря на сложности финансового, социально-экономического характера, эта деятельность не была полностью прервана. Более того, к концу 90-х годов в основном были преодолены трудности переходного периода, что положительно отразилось на состоянии вузовской и студенческой науки.
Характеристика учебно-исследовательской (далее УИРС) и научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) рассматриваемого периода в отечественной историографии акцентирует внимание в основном на крупных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани [2; 3; 4] и др. В числе региональных вузов наиболее полно освещена деятельность студенчества вузов Омска, Уфы и некоторых других [5; 6]. Южно-Уральский регион остался менее исследованным.
В статье предпринята попытка проанализировать формы и содержание УИРС и НИРС на примере Южного Урала в 1990-е гг.
В условиях становления рыночных отношений в 1990-е гг. создается новая ситуация в организации научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС). Идеологически ориентированная советская научная система сменилась на демократическую модель [7]. Коммерциализация вузов, развитие предпринимательской деятельности, проникали в студенческую науку, ущемляя приоритет фундаментальных исследований, не дающих сиюминутной отдачи. Учебные заведения были вынуждены создавать проекты и исследования, хорошо оплачиваемые промышленными предприятиями и органами народного образования [8].
Анализ изменений в УИРС и НИРС позволяет, в свою очередь, выявить как общие, так и специфические черты процессов в сфере образования. Общей чертой для всех вузов были проблемы экономического характера, затронувшие высшую школу и студенчество, что выражалось в недостатке финансирования [9]. Внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее НИОКР) в российской экономике сократились в 3 раза в 1990-е гг., что отразилось в том числе и на вузовской науке [10, с. 105]. Особенно остро этот вопрос стоял перед вузами технической направленности в силу необходимости закупа оборудования для проведения исследований. Перед гуманитарными университетами, с одной стороны, расширился спектр научных интересов в силу освобождения науки и научной мысли от строго диктата идеологии, а с другой - появились требования к ориентации научной
16700511
Рис. 1. Организация НИРС в вузах Южного Урала в 1990-е гг. [18, с. 12]
деятельности на конкуренцию и практическую направленность [11, с. 69].
Преемственность форм научной деятельности студентов региона наиболее ярко проявилась в организации УИРС. Как и ранее, она включала в себя работу, связанную с выполнением учебных планов и программ, и выражалась в подготовке и написании реферативных, курсовых и дипломных проектов. С помощью нее сложилась система, при которой студенты имели возможности выявить и раскрыть свои научные, творческие и организаторские способности.
Под руководством преподавателей уже с первых курсов студенты приобщались к научной работе на кафедрах, заключавшейся, в основном, в написании реферативных работ, и проведении полевых [12, с. 3], археологических [13, с. 22], музейных [14] и производственных практик [15].
По мере приобретения знаний на 2-3 курсах студенты привлекались к эмпирическим изысканиям. На данном этапе выполнялись работы более сложного характера: написание научных статей, выступление на конференциях, подготовка эссе, стендовых докладов и др. На старших курсах при изучении специальных дисциплин учащиеся занимались прикладной исследовательской деятельностью и написанием квалификационной работы. Накопленный багаж знаний и умений позволял переходить от эмпирических к теоретическим и аналитическим исследованиям. Инициативы студентов находили поддержку и живой
отклик преподавателей, руководителей вузов. Бывший в 1990-е годы проректор по научной работе Челябинского государственного педагогического университета (далее - ЧГПУ; до 1995 г. Челябинский государственный педагогический институт) В.Я. Рушанин в одном из интервью отмечал: «Студенческая жизнь невозможна без элементов поиска, исследования. Если выходит статья в сборнике, значит, уже есть маленькое открытие. Если студент работает в кружке, то и потом в свою работу он будет вносить элементы творчества, будет работать нестандартно. Научный поиск учит работать с литературой, знакомит с биографиями знаменитых ученых» [16, с. 1]. Проректор по научной работе Уральской государственной академии ветеринарной медицины (далее УГАВМ; до 2000 г. - Троицкий ветеринарный институт) - А.И. Кузнецов, вспоминая о работе в те годы, говорил о значении данной деятельности, в том числе для воспитания будущих кадров: «мы старались, чтобы дипломная работа в последующем переходила в тему кандидатской. И это не случайно. 3-х годичный срок обучения в аспирантуре очень маленький, за это время освоить методы исследования, сдать кандидатский минимум, изучить литературу, выполнить экспериментальную часть работы, а потом ее оформить очень тяжело. А когда он уже на старших курсах познает предмет, готовит задел, ему намного легче создавать диссертационное исследование. Этим мы повысили процент результативности работы аспирантуры» [17].
Рис. 2. Студенты вузов Южного Урала, принимавшие участие в научной жизни вузов в 1990-е гг. (в процентах) [25; 26]
Если УИРС способствовала раскрытию научных интересов и выбору тематики исследования, то НИРС преследовала две основные цели: с одной стороны, внести максимальный вклад в профессиональный рост будущего специалиста, а с другой -обеспечить преемственность в формировании научных кадров, подготавливая студентов к послевузовскому образованию.
Структура НИРС в вузах строилась вертикально вниз от ректората, принимавшего ответственные решения и взаимодействовавшего с вышестоящими органами образования. Проректор по научной работе руководил внутривузовскими подразделениями, отвечавшими за определенные локальные стороны научной жизни университета (рис. 1).
Данная схема НИРС сложилась в советский период и в разной степени активности сохранялась в вузах в изучаемый период. Она аккумулировала и направляла управленческие, материальные и педагогические ресурсы на организацию научно-исследовательской деятельности студентов.
Имеющаяся система предполагала взаимную активность не только преподавателей, но и студентов. Это выражалось в наличии научного студенческого общества (далее НСО) - добровольной организации, объединявшей студентов, выполнявших учебный план и активно занимавшихся самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельностью [19, с. 9]. Благодаря пристальному вниманию ректоров и проректоров по науке наиболее активно эта модель работала в таких вузах, как ЧГПУ, Челябинская государственная агроинженерная академия (далее ЧГАА; до 1991 г. - Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства; до 2009 г. - Челябинский государственный агроинженерный университет), ЮжноУральский государственный медицинский университет (далее ЮУГМУ, до 1995 г. - Челябинский государственный медицинский институт; до 2013 г. - Челябинская государственная медицинская академия) и др.
Несколько отличной была система организации научной работы в остальных вузах региона. В них базой проведения фундаментальных и глубоких научных исследований студентов выступали профильные кафедры и лаборатории. На них студенты применяли полученные теоритические знания на практике и учились выполнять экспериментальные исследования. В технических вузах работа в основном работа была связана с изучением теоретической науки, обоснованием и сбором доказательств ее тезисов и с прикладными исследованиями, необходимыми для оптимизации процесса производства на предприятии [20, с. 90]. В гуманитарных же - с осмыслением и доказательством концепций известных ученых, а также созданием новой нормативной и методической базы для вузов, нуждавшихся в ней в связи со сменой идеологических и экономических приоритетов в стране. Важным аспектом работы на кафедрах было расширение культурного пространства учащихся через консультативные занятия с преподавателями. На механическом факультете ЮжноУральского государственного университета (далее ЮУрГУ) была основана общефакультетская лаборатория, предназначенная для размещения в учебных целях образцов ракетной техники разработанной в конструкторском бюро (далее КБ) С.П. Королева, В.Н. Челомея и др. [21]; на кафедре литейного производства и материаловедения Магнитогорского государственного технического университета им. Носова (далее МГТУ) изучалось использование оксидных отходов металлургического производства в технологических процессах под руководством В.М. Коло-кольцева, В.П. Чернова, К.Н. Вдовина [22]; в ЧГПУ функционировала кафедра географии и методики преподавания географии под началом З.И. Тюмасевой, исследовавшая гидрологические сооружения Южного Урала [23, с. 156-160] и др.
Несмотря на социально-экономические трудности, развитие студенческой исследовательской работы продолжалось благодаря самоотверженному, подчас основанному на добровольных началах труду преподавателей, а также интересу и общественной инициативе учащихся. Ежегодно в вузах Южного Урала во всех видах НИРС участвовало около 35% контингента студентов: в вузах естественно-технической направленности - 40%, гуманитарной - 30%. В сравнении с советским периодом 80-х гг. наблюдался некоторый спад активности научных исследований студентов [24]. В технических и естественных вузах в науке в 1990-е гг. участвовали от 0,4 до 60%, в гуманитарных - от 10 до 68% (рис. 2).
Значительный разбег показателей вовлеченности студентов в НИР связан, вероятно, как с объективными, так и субъек-
тивными факторами. К первой группе можно отнести влияние факторов социально-экономического характера, ко второй - заинтересованность и энтузиазм ректората и преподавателей, ответственных за организацию и развитие НИРС и УИРС в вузе.
Показателем выдающихся достижений в учебной и научной деятельности студентов 1990-х годов можно считать получение ими высоких наград. Так, стипендией им. В.И. Ленина были отмечены студенты ЧГАА А.В. Брюхов, О.В. Зятьков, О.В. Лежни-ков, А.Г. Неустроев [27, с. 2]. Стипендией Президента РФ и Правительства РФ - студенты этого же вуза Р.А. Ахметжанова, Л.Г. Долгушина, Н.Л. Алябьева, И.А. Бухаров, А.Н. Карасов, Я.Ю. Ростова и другие [28, с. 1].
Привлекательность учебно-исследовательской и научной деятельности для студентов в немалой степени зависела от форм, в которых она развивалась. Большинство из них сложились еще на предыдущем, советском этапе, зарекомендовав себя эффективным инструментом раскрытия внутреннего потенциала студентов, и поэтому считались традиционными. К ним относятся конференции, олимпиады, кружковая деятельность, конкурсные работы, научные чтения, хоздоговорные и госбюджетные задания. Данные формы НИРС преобладали в исследовательской деятельности студентов. Со второй половины 1990х гг. все больше распространялись инновационные направления. Студенты участвовали в изобретательской деятельности, результатом которой становилось получение патентов РФ и внедрение разработок в производство, исследования с получением грантовой поддержки. В рамках развития новых направлений научной работы в вузах открываются студенческие бюро (далее СБ) и научно-производственные объединения (далее НПО) [29, с. 2].
Одной из распространенных традиционных форм исследовательской деятельности было участие в научных конференциях. Они проводились как средство повышения эффективности образовательного процесса. Целью данных мероприятий являлось обсуждение достижений науки, интеграция и обмен идеями, стимулирование заинтересованности молодежи в научном творчестве [30]. Характерной чертой научной жизни для всех вузов было проведение конференций на факультетском, внут-ривузовском, межвузовском, областном, региональном, российском и международном уровнях. Ежегодно в университетах Южного Урала проводились итоговые научно-практические отчетные конференции, лучшие доклады с которых публиковались в сборниках вузов [31, с. 1]. Сильным представителем на Всесоюзных конференциях от Южного Урала был ЮУГМУ. В 1990 г. студенты завоевали две золотые медали и дипломы победителей и один диплом за третье место [32, с. 2].
Большим событием научной жизни страны и региона было открытие уникального комплекса Аркаим, базой изучения которого был Челябинский государственный университет (далее Чел-ГУ). Под руководством известного археолога Г. Б. Здановича студенты университета в ходе практик активно включались в полевые, археологические и этнографические работы. В начале 90-х гг. на объекте исследования появились первые иностранные специалисты-археологи из США, Канады, Германии, Франции. Вниманию к памятнику мировой науки способствовала 3-я международная конференция «Россия и Восток: проблемы взаимодействия», проходившая в 1992 году, а летом тоже года студенты ЧелГУ ездили с докладами и экспозицией «Архитектурно-экологический комплекс музея-заповедника «Аркаим» на выставки в Рио-де-Жанейро и Гренаду, где были удостоены сертификатом международного уровня и отмечены благодарностью Международной Федерации [33].
Одной из традиционных форм НИРС в вузах Южного Урала были олимпиады и конкурсы различного уровня. В процессе подготовки к ним студенты приобретали новые знания, которые впоследствии могли переносить и на другие формы работ. В данную форму НИРС был вовлечен широкий круг студентов [34]. Высокий уровень подготовки участников подтверждался призовыми местами на олимпиадах и конкурсах самого высокого уровня. На протяжении 1990-х гг. учащиеся вузов неоднократно становились призерами и победителями Всероссийских и международных олимпиад по различным дисциплинам [35, с. 26, 36, с. 2 и др]. Достойно представляли регион студенты ЧелГУ, занимавшие призовые места на Всероссийской олимпиаде в 1998 г, а в 1999 г. ставшие вторыми на отборочном этапе чемпионата мира по программированию [37, с. 89].
Неделя науки, проводимая в каждом университете, внесла неоценимый вклад в становление новых традиций. В некоторых вузах они со временем преобразовывались в декады, а позднее в научные ассамблеи [38]. Студенты самостоятельно разрабатывали идеи по оформлению этажа плакатами, стенгазетами, объявлениями, а также проводили обоснованное членение научных секций, прорабатывали темы для дискуссий. Администрации вузов объявляли конкурсы на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу по техническим и гуманитарным наукам [39, 40, с. 3]. В МАГУ в 1996 г. проходили мероприятия в рамках месяца наук, объединившие свыше 2000 студентов, выступивших с 527 докладами на 19 конференциях и круглых столах [41].
Сильным направлением в исследовательской работе гуманитарных вузов были научные чтения. Традиционным мероприятием было проведение на Южном Урале социологических чтений [42, с. 2]. Наиболее массовой формой они были для ЧГАКИ и ЧелГУ, ежегодно объединявших около 300 студентов [43].
Преемственность научных традиций в вузах Южного Урала в 90-е гг. заключалась в кружковой работе студентов. В рамках данного направления они исследовали острые проблемы современной науки, занимались самостоятельной экспериментальной научно-исследовательской работой, изобретательской деятельностью и проектами, связанными с получением авторского права [44].
Важным аспектом развития новых форм НИРС было ведение работы по разъяснению и помощи в получении прав на интеллектуальную собственность. Преподаватели объясняли идею изобретения, рассказывали, как оформляется заявка на него, вместе со студентами писали формулу открытия и его описание. Таким образом, процесс проходил от идеи до получения патента РФ [45, с. 22]. Данный вид практической научной деятельности активно поддерживался ректоратом МГТУ и был направлен на выполнение хоздоговорных и госбюджетных проектов, приносивших вузу средства, необходимые для модернизации системы образования и науки. Количество патентов и число студентов, участвующих в их подготовке, возрастало. В числе наиболее значимых открытий можно назвать разработку индукционной печи, устройства для проверки качества прокатных валков, устройство для заливки изложниц и ряд других, внедренных в производство региона, а впоследствии и предприятий страны [46].
На базе университетов создаются объединения, сотрудничавшие с предприятиями и выполнявшие коммерческие проекты и исследования [47, с. 18]. Примерами таких объединений служат НПО ЮУрГУ «Учебная техника и технологии», основанное в 1989 г. и существующее по сей день под руководством профессора Г.И. Калягина. Данное объединение привлекало студентов и ученых вуза для создания и обеспечения учебной техникой не только университетов России, но и зарубежных стран. Сегодня в ассортименте НПО более 2200 наименований продукции, из них около 1100 - высокотехнологичной [48]. В ЧелГУ было создано НПО «Экон-2», ориентированное на внедрение разного рода экономических, гуманитарных и техничес-
Библиографический список
ких разработок. В рамках его деятельности осуществлялось сотрудничество с Уральским автомобильным заводом (далее УралАЗом), Челябинским электрометаллургическим комбинатом (далее ЧЭМК), заводом электромашин. Ректорат помог в разработке гибкой формы правовой организации, благодаря чему НПО ЧелГУ получило возможность заниматься научной деятельностью студентов. Основным направлением «Экон-2» являлось производство и реализация наукоемкой продукции - программной продукции, кристаллов, приборов, высокопродуктивных сверхпроводников, новых материалов [49].
Новой формой научной деятельности студентов, начинающей более активно распространяться со второй половины 1990х гг. были гранты - система финансирования фундаментальных исследований из федеральных источников [50]. В 1993 г. в Чел-ГУ велась работа по семи грантам с общим объемом финансирования 8 млн. рублей. В 1998 г. было выиграно 2 гранта, а в 1999 г. 15, что свидетельствует об интересе студентов к новому направлению исследований.
Инновационные формы НИРС в вузах велись в виде сотрудничества с научно-исследовательскими институтами (далее НИИ). Одним из успешных примеров такого сотрудничества был МГТУ. В результате реализации совместных научно-исследовательских проектов были спроектированы и удостоены высоких государственных наград ряд научных работ: «Проектирование, строительство и освоение двухванных сталеплавильных агрегатов», «Реконструкция хвостовой части стана «250-2» ММК», «Доменная печь №7, устройство двух леток выпуска чугуна». Другой проект данного вуза привел к созданию в 1992 г. открытого акционерного общества ОАО «НИИ Метиз», в котором под руководством ученых НИИ студенты выполняли теоретические и экспериментальные работы по созданию и совершенствованию технологии производства металлоизделий, металлических сеток, холоднокатаных и плющеных лент, сварочных материалов, фасонных профилей и калибровочного металла [51, с. 177-178].
Наряду с изобретательством студенты занимались и рационализацией, усовершенствуя используемую в научных исследованиях аппаратуру, инструменты, способы исследований [52, с. 1-2].
Одной из особенностей НИРС второй половины 90-х гг. было создание венчурных студенческих отрядов. Например, в УГАВМ они состояли из 5-6 человек, которые вместе с преподавателями выезжали на сельскохозяйственные предприятия и выполняли различные задачи, например, вакцинация, массовый забор крови, массовые диагностики и другие [17].
Таким образом, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию 1990-х годов для вузовской науки, интерес студентов к исследовательской работе не угас. Они продолжали, и достаточно активно, участвовать в НИРС и УИРС. Руководство ведущих вузов Южного Урала сумело сохранить как традиционные их формы, так и внедрить новые, инновационные.
Выявление устойчивых форм организации НИРС и УИРС исследуемого периода имеет практическую направленность, позволяющую извлечь положительный опыт вовлечения студентов в научное и культурное пространство страны и региона.
1. Горелова, Г.Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессиональной деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1983.
2. Андриянов, А.В. Студенческое движение в общественно-политической жизни города Москвы в 1991-2008 гг.: дис. ... канд. ист. наук. -М., 2011.
3. Родионова, А.В. Трудовая занятость студентов в условиях реформирования системы высшего образования в России: дис. ... канд. социол. наук. - С.Пб., 2012.
4. Басин, В.С. Исследование аудитории массовой коммуникации в рамках субъектного подхода (на примере студенчества г. Казани): дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2003.
5. Дорожкин, Ю.Н. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее / Ю.Н. Дорожкин, Э.С. Гареев, Т.А. Зайцева. - Уфа, 1997.
6. Сафарова, Е.А. Общественно-политические процессы в студенческой молодежной среде Западной Сибири в 1990-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2004.
7. Об итогах Всесоюзной научно-практической конференции «Деятельность КПСС в условиях политического плюрализма» // Российский государственный архив новейшей истории (далее РГАНИ). Ф. Р-89. Оп. 20. Д. 68. Л. 3.
8. Глубоков, Д.Р Год будущий и год минувший // За народное здоровье. - 1990. - № 16.
9. Бюджетное финансирование науки. Экономический портал [Э/р]. - Р/д: http: // institutiones.com/general/50-2008-06-12-09-36-22.html
10. Кузнецов, Ю. Финансирование гражданской науки в России из федерального бюджета: положение дел и основные проблемы // Отечественные записки: сб. ст. - М., 2002.
11. Мостовая, И.В. Парадигма социологического познания // Социально-гуманитарное знание. - 1990. - № 4.
12. Положение об исследовательской работе студентов. - Челябинск, 2008.
13. Блиновских, С. Поступил в институт - убери урожай? // Вечерний Челябинск. - 1993. - 8 окт.
14. Осипова, А.А. Исторический факультет 1932-1953 гг.; 1996-2006 гг. / М.Г. Абрамзон, И.Н. Кравцова, А.А. Осипова. - Магнитогорск, 2006.
15. ЧГПУ [Э/р]. - Р/д: http: // iecier.giop.ru/REOS/giep/unbase/ChGPU.nsf/html/CHGPUVNACHALEXXIVEKA
16. Обухов, Д. Для меня годы в НСО много значат. (Интервью с проректором по научной работе В.Я. Рушаниным) // Молодой учитель. - 1995. - № 9.
17. Интервью с А.И. Кузнецовым, доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой физиологии и фармакологии УГАВМ, от 19.11.2013 // Личный архив автора.
18. Ахатова, С.Н. Концепция развития научного студенческого общества Челябинского государственного педагогического университета (далее ЧГПУ) на 2000-2005 гг. / С.Н. Ахатова, А.Н. Мищенко. - Челябинск, 2000.
19. Устав НСО ЧГПУ. - Челябинск, 1999.
20. Колокольцев, В.М. МГТУ. Дела и люди. - Магнитогорск, 2009.
21. Лаборатории и центры ЮУрГУ [Э/р]. - Р/д: http: // susu.ac.ru/ru/f/aero/materialno-tehnicheskaja_baza
22. МГТУ [Э/р]. - Р/д: http: // www.magtu.ru/kafedra-liteynogo-proizvodstva-i-materialovedeniya.html
23. ЧГПУ / Г.С. Шкребень [и др.]. - Челябинск, 2004.
24. Отчеты по НИР за 1989 г. в Магнитогорском государственном университете (далее МаГУ) и ЧелГУ // Подсчитано автором по: Городской архив Магнитогорска. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 2772. Л. 20; Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 1668. Л. 1.
25. Отчеты по НИР в ЧГАА за 1990-1994 гг., в ЮУрГУ за 1990-1991 гг., в МГТУ за 1990-1996 гг., в УГАВМ за 1990-2000 гг., в ЧелГУ за 1990-
2000 гг., в МаГУ 1990-1999 гг. // Подсчитано автором по: ОГАЧО. Ф. Р-1397; Ф. Р-861; Ф. Р-1606; Ф. Р-1778; Ф. Р-392; Отдел хранения документов ЮУрГУ Ф. Р-1392; Городской архив Магнитогорска. Ф. Р-60; Ф. Р-132; Архив города Троицка. Ф. Р-55; Архив УГАВМ. Ф. Р-55; Архив федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (далее - архив ЧелГУ). Ф. Р-861.
26. Механизатор. - 1999. - № 5.
27. Именные стипендиаты ЧИМЭСХ // Механизатор. - 1990. - № 30.
28. Механизатор. - 2000. - № 7.
29. Васильев, Ю. Новые виды участия студентов в научно-исследовательской деятельности // Механизатор.- 1990. - № 13.
30. Альманах научных открытий [Э/р]. - Р/д: http: // tele-conf.ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/studencheskie-nauchnyie-konferentsii-kak-sredstvo-povyisheniya-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa.html
31. Надоленко, С.В. VIII-я студенческая конференция // За кадры животноводства. - 1990. - № 5-6.
32. Сичко, В., Колесников, О. Студенческой конференции - успешной работы // За народное здоровье. - 1990. - № 8.
33. Отчет о научной деятельности ЧелГУ в 1992 г. // ОГАЧО. Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 1888. Л. 5.
34. Любчанская, Т.В. Хроника исторического факультета // У ленинградского моста. - 2006.
35. Бабина, С.И. Впереди - олимпиада // За кадры животноводства. - 1990. - № 1-2.
36. Ружинская, Т. Ура, пришла олимпиада! // Механизатор.- 2000. - № 1.
37. Форстман, Г.В. Первый университет на Южном Урале. - Челябинск, 2011.
38. Повышение качества обучения по курсу графических дисциплин. Региональная научно-методическая конференция 13-15 декабря 1993 г. // Н.М. Лезина. - 1993.
39. Соколова, М.Г. Чествуем победителей // Кадры культуры. - 1990. - № 16.
40. Тюхина, Е. Конкурс студенческих работ // Механизатор. - 1997. - № 3.
41. Отчет по научно-исследовательской работе в МаГУ за 1996 г. // Городской архив Магнитогорска. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 3760. Л.19.
42. Павлюк, И. А. Полезная форма обучения // За народное здоровье. - 1991. - № 7.
43. Отчет по НИРС ЧелГУ и ЧГПУ в 2000 г. // Архив ЧелГУ. Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 2485. Л. 29; ОГАЧО. Ф. Р-1606. Оп 1. Д. 2830. Л. 12.
44. Шатин, А.Ю. Модель хозяйственного механизма российского университета: теоретические и методологические основы: дис. ... д-ра эконом. наук - М., 2003.
45. Блинов, В.С. Студенческая наука и изобретательство на механико-машиностроительном факультете // История в лицах, Магнитогорск, - 2000.
46. Интервью с Вдовиным К.Н., заведующим кафедрой ЛПиМ МГТУ от 05.11.2013 г. // Личный архив автора.
47. Интервью с директором НПО ЧелГУ А.Ю. Шатиным // ОГАЧО. Ф. Р-861. Оп. 1. Д 1576. Л. 19.
48. Оренбургский университет [Э/р]. - Р/д: http: // http://www.osu.ru/doc/961/news/4667
49. Отчет по НИС в ЧелГУ за 1999 г. // Архив ЧелГУ. Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 2750. Л. 24.
50. Челябинская область [Э/р]. -Р/д: http: // chelindustry.ru/view2.php?idd=169&rr=13
51. Никифоров, Б.Н. Магнитогорск. Краткая энциклопедия. - Магнитогорск, 2000.
52. Лебедева, Л.Н. Сегодняшний день науки // За народное здоровье. - 1990. - № 3.
Bibliography
1. Gorelova, G.G. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov k tvorcheskoyj professionaljnoyj deyateljnosti vo vneauditornoyj issledovateljskoyj rabote: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1983.
2. Andriyanov, A.V. Studencheskoe dvizhenie v obthestvenno-politicheskoyj zhizni goroda Moskvih v 1991-2008 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. -M., 2011.
3. Rodionova, A.V. Trudovaya zanyatostj studentov v usloviyakh reformirovaniya sistemih vihsshego obrazovaniya v Rossii: dis. ... kand. sociol. nauk. - S.Pb., 2012.
4. Basin, V.S. Issledovanie auditorii massovoyj kommunikacii v ramkakh subjhektnogo podkhoda (na primere studenchestva g. Kazani): dis. ... kand. sociol. nauk. - Kazanj, 2003.
5. Dorozhkin, Yu.N. Studencheskaya molodezhj sovremennoyj Rossii: socialjnihyj status, zhiznennihe orientacii, vzglyad v buduthee / Yu.N. Dorozhkin, Eh.S. Gareev, T.A. Zayjceva. - Ufa, 1997.
6. Safarova, E.A. Obthestvenno-politicheskie processih v studencheskoyj molodezhnoyj srede Zapadnoyj Sibiri v 1990-e gg.: dis. ... kand. ist. nauk. - Omsk, 2004.
7. Ob itogakh Vsesoyuznoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii «Deyateljnostj KPSS v usloviyakh politicheskogo plyuralizma» // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj arkhiv noveyjsheyj istorii (dalee RGANI). F. R-89. Op. 20. D. 68. L. 3.
8. Glubokov, D.R. God buduthiyj i god minuvshiyj // Za narodnoe zdorovje. - 1990. - № 16.
9. Byudzhetnoe finansirovanie nauki. Ehkonomicheskiyj portal [Eh/r]. - R/d: http: // institutiones.com/general/50-2008-06-12-09-36-22.html
10. Kuznecov, Yu. Finansirovanie grazhdanskoyj nauki v Rossii iz federaljnogo byudzheta: polozhenie del i osnovnihe problemih // Otechestvennihe zapiski: sb. st. - M., 2002.
11. Mostovaya, I.V. Paradigma sociologicheskogo poznaniya // Socialjno-gumanitarnoe znanie. - 1990. - № 4.
12. Polozhenie ob issledovateljskoyj rabote studentov. - Chelyabinsk, 2008.
13. Blinovskikh, S. Postupil v institut - uberi urozhayj? // Vecherniyj Chelyabinsk. - 1993. - 8 okt.
14. Osipova, A.A. Istoricheskiyj fakuljtet 1932-1953 gg.; 1996-2006 gg. / M.G. Abramzon, I.N. Kravcova, A.A. Osipova. - Magnitogorsk, 2006.
15. ChGPU [Eh/r]. - R/d: http: // iecier.giop.ru/REOS/giep/unbase/ChGPU.nsf/html/CHGPUVNACHALEXXIVEKA
16. Obukhov, D. Dlya menya godih v NSO mnogo znachat... (Intervjyu s prorektorom po nauchnoyj rabote V.Ya. Rushaninihm) // Molodoyj uchitelj. - 1995. - № 9.
17. Intervjyu s A.I. Kuznecovihm, doktorom biologicheskikh nauk, professorom, zaveduyuthim kafedroyj fiziologii i farmakologii UGAVM, ot 19.11.2013 // Lichnihyj arkhiv avtora.
18. Akhatova, S.N. Koncepciya razvitiya nauchnogo studencheskogo obthestva Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (dalee ChGPU) na 2000-2005 gg. / S.N. Akhatova, A.N. Mithenko. - Chelyabinsk, 2000.
19. Ustav NSO ChGPU. - Chelyabinsk, 1999.
20. Kolokoljcev, V.M. MGTU. Dela i lyudi. - Magnitogorsk, 2009.
21. Laboratorii i centrih YuUrGU [Eh/r]. - R/d: http: // susu.ac.ru/ru/f/aero/materialno-tehnicheskaja_baza
22. MGTU [Eh/r]. - R/d: http: // www.magtu.ru/kafedra-liteynogo-proizvodstva-i-materialovedeniya.html
23. ChGPU / G.S. Shkrebenj [i dr.]. - Chelyabinsk, 2004.
24. Otchetih po NIR za 1989 g. v Magnitogorskom gosudarstvennom universitete (dalee MaGU) i ChelGU // Podschitano avtorom po: Gorodskoyj arkhiv Magnitogorska. F. R-132. Op. 1. D. 2772. L. 20; F. R-861. Op. 1. D. 1668. L. 1.
25. Otchetih po NIR v ChGAAza 1990-1994 gg., v YuUrGU za 1990-1991 gg., v MGTU za 1990-1996 gg., v UGAVM za 1990-2000 gg., v ChelGU za 1990-2000 gg., v MaGU 1990-1999 gg. // Podschitano avtorom po: OGAChO. F. R-1397; F. R-861; F. R-1606; F. R-1778; F. R-392; Otdel khraneniya dokumentov YuUrGU F. R-1392; Gorodskoyj arkhiv Magnitogorska. F. R-60; F. R-132; Arkhiv goroda Troicka. F. R-55; Arkhiv UGAVM. F. R-55; Arkhiv federaljnogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya «Chelyabinskiyj gosudarstvennihyj universitet» (dalee - arkhiv ChelGU). F. R-861.
26. Mekhanizator. - 1999. - № 5.
27. Imennihe stipendiatih ChIMEhSKh // Mekhanizator. - 1990. - № 30.
28. Mekhanizator. - 2000. - № 7.
29. Vasiljev, Yu. Novihe vidih uchastiya studentov v nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti // Mekhanizator.- 1990. - № 13.
30. Aljmanakh nauchnihkh otkrihtiyj [Eh/r]. - R/d: http: // tele-conf.ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/studencheskie-nauchnyie-konferentsii-kak-sredstvo-povyisheniya-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa.html
31. Nadolenko, S.V. VIII-ya studencheskaya konferenciya // Za kadrih zhivotnovodstva. - 1990. - № 5-6.
32. Sichko, V., Kolesnikov, O. Studencheskoyj konferencii - uspeshnoyj rabotih // Za narodnoe zdorovje. - 1990. - № 8.
33. Otchet o nauchnoyj deyateljnosti ChelGU v 1992 g. // OGAChO. F. R-861. Op. 1. D. 1888. L. 5.
34. Lyubchanskaya, T.V. Khronika istoricheskogo fakuljteta // U leningradskogo mosta. - 2006.
35. Babina, S.I. Vperedi - olimpiada // Za kadrih zhivotnovodstva. - 1990. - № 1-2.
36. Ruzhinskaya, T. Ura, prishla olimpiada! // Mekhanizator.- 2000. - № 1.
37. Forstman, G.V. Pervihyj universitet na Yuzhnom Urale. - Chelyabinsk, 2011.
38. Povihshenie kachestva obucheniya po kursu graficheskikh disciplin. Regionaljnaya nauchno-metodicheskaya konferenciya 13-15 dekabrya 1993 g. // N.M. Lezina. - 1993.
39. Sokolova, M.G. Chestvuem pobediteleyj // Kadrih kuljturih. - 1990. - № 16.
40. Tyukhina, E. Konkurs studencheskikh rabot // Mekhanizator. - 1997. - № 3.
41. Otchet po nauchno-issledovateljskoyj rabote v MaGU za 1996 g. // Gorodskoyj arkhiv Magnitogorska. F. R-132. Op. 1. D. 3760. L.19.
42. Pavlyuk, I. A. Poleznaya forma obucheniya // Za narodnoe zdorovje. - 1991. - № 7.
43. Otchet po NIRS ChelGU i ChGPU v 2000 g. // Arkhiv ChelGU. F. R-861. Op. 1. D. 2485. L. 29; OGAChO. F. R-1606. Op 1. D. 2830. L. 12.
44. Shatin, A.Yu. Modelj khozyayjstvennogo mekhanizma rossiyjskogo universiteta: teoreticheskie i metodologicheskie osnovih: dis. ... d-ra ehkonom. nauk - M., 2003.
45. Blinov, V.S. Studencheskaya nauka i izobretateljstvo na mekhaniko-mashinostroiteljnom fakuljtete // Istoriya v licakh, Magnitogorsk, - 2000.
46. Intervjyu s Vdovinihm K.N., zaveduyuthim kafedroyj LPiM MGTU ot 05.11.2013 g. // Lichnihyj arkhiv avtora.
47. Intervjyu s direktorom NPO ChelGU A.Yu. Shatinihm // OGAChO. F. R-861. Op. 1. D 1576. L. 19.
48. Orenburgskiyj universitet [Eh/r]. - R/d: http: // http://www.osu.ru/doc/961/news/4667
49. Otchet po NIS v ChelGU za 1999 g. // Arkhiv ChelGU. F. R-861. Op. 1. D. 2750. L. 24.
50. Chelyabinskaya oblastj [Eh/r]. -R/d: http: // chelindustry.ru/view2.php?idd=169&rr=13
51. Nikiforov, B.N. Magnitogorsk. Kratkaya ehnciklopediya. - Magnitogorsk, 2000.
52. Lebedeva, L.N. Segodnyashniyj denj nauki // Za narodnoe zdorovje. - 1990. - № 3.
Статья поступила в редакцию 05.04.14
УДК 327.82
Priymachuk D. К INTERNAL AND EXTERNAL DETERMINANTS OF THE POLITICAL PROCESS IN AFGHANISTAN (1945 -1992). The article defines the characteristics of the political process in Afghanistan in the second half of the XX century, its direction and evolution. According to the author, the main determinants of this process are features of the geographical position of the country, which, on the one hand, blocked the socio-economic and political consolidation of the country, and, on the other hand, contributed to the formation of confrontation area in Afghanistan between the great powers. During analyzing the factors of Afghan ethnic conflict and involvement of the territory of the State into confrontation of the “cold war” great powers was taken into account. Being supported by the facts mentioned in the article, the author identifies the particular stages of the Afghan political process development and discloses their contents. In the end of the research the author concludes that today's Afghan political crises has an objective pattern.
Key words: Afghanistan, political process, determinants of a interethnic conflict, external intervention, stages of development.
Д.В. Приймачук, посольство РФ в Афганистане, аппарат военного атташе, Исламская Республика
Афганистан, г. Кабул, Е-mail: [email protected]
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АФГАНИСТАНЕ (1945 - 1992 ГОДЫ)
В статье определяются характерные особенности развития политического процесса афганского государства во второй половине XX вв., его направленность и эволюция. По мнению автора, основными детерминантами этого процесса являются особенности географического положения страны, которые, с одной стороны, препятствовали социально - экономической и политической консолидации страны, а с другой - содействовали формированию в Афганистане зоны противостояния между великими державами. При анализе проблемы учитывается фактор межэтнических конфликтов, превращение территории этого государства в область противостояния великих держав периода «холодной войны». На этом фоне автор выделяет отдельные этапы развития афганского политического процесса и раскрывает их содержание. В результате исследования сделан вывод о преимущественно объективном характере современного политического кризиса Афганистана.
Ключевые слова: Афганистан, политический процесс, межэтничекие конфликты, внешнее вмешательство, этапы развития.
Афганистан уже не одно десятилетие является одним из тигнута. Наоборот, здесь продолжается перманентная граждан-
центров мировой напряженности. Несмотря на то, что это госу- ская война, дату окончания которой, учитывая активное вмеша-дарство с момента крушения колониальной системы получило
независимость, политическая стабильность так и не была дос- тельство внешних сил предвидеть °чень отсжню.