Научная статья на тему 'Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в современных российских вузах'

Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в современных российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НИРС В ВУЗАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочко Елена Николаевна, Межлумова Виктория Ромеовна, Бугаенко Владлена Эдуардовна

Статья посвящена проблемам развития вузовской науки. Рассматриваются принципы построения системы управления НИРС в вузах, факторы, оказывающие благоприятное и неблагоприятное воздействие на формирование системы организации НИРС в вузах. Предлагаются продуктивные методы анализа и оценки применимости основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочко Елена Николаевна, Межлумова Виктория Ромеовна, Бугаенко Владлена Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN MODERN RUSSIAN HIGH SCHOOLS

Paper is devoted problems of developing of a high school science. Principles of system construction of management research work of studentsin high schools, the factors rendering favorable and injurious effect on making up of system of organisation research work of studentsin high schools are observed. Productive methods of the analysis and an estimation of usability of main routes of work on effectivization and qualities of research activities of students of high schools are offered.

Текст научной работы на тему «Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в современных российских вузах»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

3. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

3.1. АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Клочко Елена Николаевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики Место работы: Южный институт менеджмента, г. Краснодар

magadan.79@mail.ru Межлумова Виктория Ромеовна, старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства

Место работы: Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Vika2207@mail.ru

Бугаенко Владлена Эдуардовна, студентка

Место учебы: Южный институт менеджмента, г. Краснодар

13m2.bugaenko@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена проблемам развития вузовской науки. Рассматриваются принципы построения системы управления НИРС в вузах, факторы, оказывающие благоприятное и неблагоприятное воздействие на формирование системы организации НИРС в вузах. Предлагаются продуктивные методы анализа и оценки применимости основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований студентов вузов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, взаимодействие науки и образования, принципы построения системы управления НИРС в вузах.

ACTIVIZATION RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN MODERN RUSSIAN HIGH SCHOOLS

Klochko Elena N., the Doctor of Economics, the senior lecturer, the professor of chair of economy

Work place: Southern institute of management of Krasnodar

magadan.79@mail.ru

Mezhlumova Viktoriya R., the senior teacher of chair of management, marketing and business

Work place: Southern institute of management of Krasnodar

Vika2207@mail.ru

Bugaenko Vladlena E., the student

Study place: Southern institute of management of Krasnodar

13m2.bugaenko@gmail.com

Annotation: Paper is devoted problems of developing of a high school science. Principles of system construction of management research work of studentsin high schools, the factors rendering favorable and injurious effect on making up of system of organisation research work of studentsin high schools are observed. Productive methods of the analysis and an estimation of usability of main routes of work on effectivization and qualities of research activities of students of high schools are offered.

Keywords: research activity of students, science and education interacting, principles of system construction of management research work of students in high schools.

Основа совершенствования научно-исследовательской работы студентов это развитие научного и образовательного процессов, которое связано в свою очередь с экономикой основанной на знаниях. Ее главной производительной силой является наука.

Соответствующее такой экономике общество - информационное общество, основано на знании. По мнению Э. Тоффлера: «Ведущую роль в информационном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование» [1]. Потенциал человеческой личности, как носителя и генератора знаний, возможно использовать и преумножать через образование. Поскольку знания, в отличие от материальных ценностей, неотделимы от человека, в обществе знаний увеличивается роль человека, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

Обратим внимание на то, что личность - социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе [2, С. 216]. Процесс формирования личности человека происходит на протяжении всего его жизненного цикла. В течение этого времени, человек (иногда даже не стремясь к этому) постоянно сталкивается с научными и образовательными процессами.

По нашему мнению, в науке существует процесс преемственности - каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом, и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Такой процесс характерен и в образовании человека в течение его жизненного цикла. На каждом уровне образования человека происходит постепенное увеличение доли науки. В таблице 1 наглядно показывается вариант вплетения научно-исследовательской составляющей в развитие личности. Как видно из таблицы, в дошкольный период научная и образовательная деятельность носит элементарный характер. Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание, оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной дея-

Клочко Е. Н., Межлумова В. Р., Бугаенко В. Э.

АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

тельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером [3, 5, 6, 7, 8].

В свою очередь школа, как единство исследования, общения и обучения творчеству, является одной из основных форм научно - социальных объединений, притом древнейшей формой, характерной для познания на всех уровнях его эволюции. Согласно Платону образованность, есть руководство к изменению всего человечества в его существе [2, С. 233]. Взгляды Дюркгейма [4] подтверждают, что школа является своеобразным мостом, соединяющим семью и обще-

Взаимодействие науки и образо!

ство, подготавливает детей к взрослой жизни, к следующей ступени образования, а соответственно и к следующей ступени развития личности в научно-исследовательской деятельности.

Занятие научно-исследовательской деятельностью на уровне профессионального образования происходит более осознано, однако необходимо непосредственно руководство научно-педагогических кадров. Тем самым в период поздней зрелости они уже самостоятельно могут выступать в качестве руководителей.

Таблица 1

1

шя в процессе развития личности

Примерны е годы жизни Жизненный цикл личности Уровень образования личности Форма научного процесса вовлеченная в образовательный процесс

Период неравновесного сотворческого процесса развития, формирования и совершенствования личности До 7 лет Детство Общее образование (дошкольное) Осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, общностью. Чаще всего стихийное обучение. Игровое познание.

До 15 лет Подростковый возраст Общее образование (начальное) Закладывается фундамент знаний, развитие аналитического подхода

До 17-18 лет Юность Общее образование (среднее (школа)) или средне профессиональное образование (колледж, техникум и т.д.)

До 22 лет Ранняя зрелость Высшее образование Получение знаний, умений, навыков. Научно-исследовательская деятельность

До 25 лет Ранняя зрелость - период адапта ции Неформальное или повышение квалификации Поиск возможностей применения полученных знаний, умений, навыков

Формы раскрытия, развития, формирования и совершенствования позитивного творческого потенциала личности До 60-65 лет Поздняя зрелость - творческая производственная среда Аспирантура, докторантура Повышение квалификации Интеграция в образовательном процессе научных исследований и практической деятельности

' Таблица составлена авторами по материалам исследования.

Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается с одной стороны в непроработан-ную систему управления научно-исследовательской работой студентов (в большинстве случаев про студенческую науки «забывают», отдавая предпочтение «взрослой» науке), а с другой - в отсутствии педагогических условий развития НИРС в вузе.

На основании проведенного ранее исследования системы высшего образования Краснодарского края в 2000-2014гг., отметим снижение многих показателей в негосударственных вузах края. Чем же это объясняется? С точки зрения авторов, проблема характеризуется следующим образом. Выпускники государственных вузов более востребованы на рынках труда. Во много это объясняется результатом эффективного взаимодействия научного и образовательного процессов в течение их обучения, вследствие чего у студентов появлялась возможность «владеть» своими знаниями на практике. Абитуриенты, зная эту тенденцию, с каждым годом все

больше предпочтений отдают государственному сектору.

Почему же в негосударственных вузах теряется связь между научным и образовательным процессами? В функции высшего учебного заведения входят как образовательная, так научно-исследовательская. Эти функции в той или иной мере реализуется абсолютным большинством высших учебных заведений. Однако в разных типах вузов осуществление этих функций имеет свои особенности и различную приоритетность.

Российские вузы в целом ориентированы именно на обучающую деятельность. Научная и научно-исследовательская деятельность, является вторичной по отношению к осуществлению учебного процесса, к тому же предполагает довольно высокий уровень финансирования, а на эту статью бюджета не всегда выделяется рациональной количество средств. Исключениями являются государственные вузы, это объясняется тем, что учредителями государственных вузов являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов РФ, которые обязывают их заниматься фундаментальными исследованиями. В свою очередь негосударственные вузы более «свобод-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

ны» от этого, а рынок не стимулирует исследования -нет спроса на научные услуги. Это типичный «провал» рынка, который надо компенсировать государственной политикой. В государственных высших учебных заведениях основное финансирование вуз получает из местного или федерального бюджета, а негосударственные вузы финансируют в основном студенты, обучающиеся в данном вузе в виде платы за обучение.

Получается следующее - в негосударственном секторе наука получает минимальное финансирование, качество образования падает, наборы студентов становятся меньше, средства у вуза сокращаются. Чтобы вернуть студентов необходимо увеличить финансирование науки, а это становиться все сложнее в виду уменьшения набора.

Отметим, что инновационная ориентация деятельности высших учебных заведений обеспечивается в большинстве случаев за счет эффективного взаимодействия научного и образовательного процессов, примером результата такого взаимодействия является подготовка квалифицированных кадров, растущее участия преподавателей - то есть ресурсов высшего образования (ВО) и учащихся - субъектов ВО в выполнении исследований и разработок.

Проблема развития вузовской науки в большинстве случаев характеризуется следующими положениями:

- существует давняя традиция участия высшей школы в исследовательской деятельности;

- несмотря на сосредоточение высококвалифицированных кадров, способных вести и направлять научный и образовательный процесс на высоком профессиональном уровне, вузовская наука пока не играет ключевой роли в развитии инновационной системы в целом;

- недостаток финансирования не способствует ее привлекательности в глазах преподавателей.

Изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования, через внедрение магистратур и бакалавриата, недостаточно глубоко затрагивают его содержательную сторону.

На наш взгляд, выходом из данной ситуации является развитие взаимодействия научного и образовательного процесса, которое обеспечит возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста граждан. Повысится конкурентоспособность выпускников учреждений высшего профессионального образования на рынке труда.

В качестве принципов построения системы управления НИРС в вузах авторы предлагают следующие:

принцип направленного воздействия на студентов, целью которого является их приобщение к научно-исследовательской деятельности;

принцип систематической познавательной деятельности, осуществляемой в форме социального взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на формальном и не формальном уровне;

принцип профессионального сотрудничества (тьютор-ства) между студентом и преподавателем.

Авторы считают, что неблагоприятное воздействие на формирование системы организации НИРС в вузах, в ряду прочих рассмотренных выше, оказывают следующие факторы:

- низкий уровень сплочённости академических групп;

- отсутствие целенаправленного педагогического воздействия и контроля;

- недостаток педагогической подготовки преподавателей;

- работа существенной части преподавателей (особенно практических работников) по совместительству;

- быстрое устаревание профессиональных знаний;

- слабое информационное поле;

- укрупненность академических групп;

непрозрачность и бюрократизация вузов;

- формальное отношение к научно-исследовательской деятельности студентов;

- неразвитость системы отбора студентов, имеющих способности к научно-исследовательской деятельности.

В свою очередь благоприятное воздействие оказывают следующие факторы:

- повышение компьютерной грамотности преподавателей;

- рост уровня вовлеченности самих преподавателей в научно-исследовательскую деятельность;

- усиление роли куратора, как агента управленческого воздействия в студенческой группе;

- расширение сотрудничества с бизнес структурами;

- внедрение современных информационных технологий в систему управления вузом.

Продуктивными методами анализа и оценки применимости основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований студентов вузов являются следующие, предложенные авторами методы:

А. Метод анкетирования студентов до использования предложенной модели функционирования и после, для выявления следующих показателей:

1. Оценки близости студентов к научной деятельности в разных группах (Рисунок 1).

Вопрос: Есть преподаватель, к которому можно обратиться за научным

близка научная | |рт преподавателя, к которому можно обратиться за научным

Рисунок 1 - Варианты вопросов и ответов к анкете

2. Оценки знания о том, что может дать и чему способствует научная деятельность в вузе лично студенту (Рисунок 2).

Клочко Е. Н., Межлумова В. Р., Бугаенко В. Э.

АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Рисунок 2. Варианты вопросов и ответов к анкете

3. Причины начала научной деятельности студента (побудительные мотивы) (Рисунок 3).

Вопрос: почему Вы начали заниматься научной деятельностью?

Появилась интересная тема

Появился преподаватель-наставник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтерисовался от сокурсников

Рисунок 3. Варианты вопросов и ответов к анкете 4. Условий, при которых студенты стали заниматься научной деятельностью в вузе (Рисунок 4).

Вопрос: при каких условиях Вы стали бы заниматься научной деятельностью в вузе?

Если бы была интересная мне тема

Если бы я с помощью этого смог бы осваивать свою специальность

Если бы появился преподаватель, который мне бы помогал

Если бы за это платили

Если бы я понял зачем это нужно

Если бы я знал, что у меня есть способности к НИД

Если бы это помогло открыть свое дело

Рисунок 4. Варианты вопросов и ответов к анкете

5. Уровень информированности студентов, о видах научно-исследовательской деятельности реализуемой в вузе (Рисунок 5).

Вопрос: информированиями Вы о следующем в вузе?

О научных мероприятиях вуза

О студенческих научных кружках и секциях

О привелегиях для студентов занимающихся

НИР

Об аспирантуре в вузе

О магистратуре е i вузе

О контактах вуза с бизнес предприятиями

Рисунок 5. Варианты вопросов и ответов к анкете

Проведение такого анкетирования позволит системно рассмотреть комплекс стоящих перед вузом проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а также сосредоточить усилия на их решении.

Б. Мониторинг в вузе результатов использования указанной выше модели путем ведения учета выпускников, поступивших в аспирантуру, магистратуру и трудоустроенных по специальности.

В. Создание базы данных на кафедре о студентах активно участвующих в НИРС. Это может быть документ в формате Word или Excel, состоящий из файлов данных, в котором будет храниться, и накапливаться ин-

формация для обработки в необходимый момент, преподавателями или ответственным на кафедре за научную работу. Например, при подготовки документов студента на стипендию или конкурс. Причем в файле необходимо отразить динамику освоения студентом научной деятельности на разных курсах.

Подведем итоги исследования, в котором были получены следующие основные результаты:

Интеграция научного и образовательного процессов наиболее востребована в сфере высшего образования для реализации научно-исследовательской деятельности студентов.

При формировании и развитии организационной системы реализации научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях Краснодарского края на современном этапе необходимо учитывать, что приоритетную позицию занимают креативный компонент человеческого фактора и технологические инновации образовательного процесса.

Низкая эффективность деятельности организации сферы высшего образования обусловлена барьерами, существующими между научным и образовательным процессами, а также недооценкой роли научного процесса в экономической политике территорий.

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов, на основе предложений позволит вузам создать централизованную систему отбора и обучения талантливых студентов, а также осуществлять мониторинг организации научно-исследовательской деятельности студентов под руководством преподавателей, для последующего воспроизводства кадрового потенциала высшей школы. Список литературы:

1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоф-флер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

2. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Проспект, 2009. - с. 216

3. Лешкевич Т. Г.Философия науки: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

4. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования. Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

5. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 1 (155). - С. 189-195

6. Захарова Е.Н., Гисина О.Г. Особенности формирования конкурентоспособности вуза как субъекта рынка образовательных услуг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 185-188

7. Захарова Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». -2011. - № 4. - С. 32-39

8. Захарова Е.Н., Гисина О.Г. Предпринимательский потенциал вуза. Монография. - Майкоп, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.