Таким образом, анализ теории и практики особенностей готовности к коммуникации в образовательном процессе колледжа свидетельствует о противоречии современной ситуации: с одной стороны, нормативные документы регламентируют необходимость подготовки студентов колледжа к коммуникации в профессиональном сообществе и указывают на ее значимость в бу-
дущей профессиональной деятельности; с другой стороны, недостаточно разработаны содержание и технологии становления коммуникации студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля, что приводит к возникновению значительных трудностей в коммуникации в профессиональном сообществе педагогов дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершинина Н. А., Уткина Ю. В. Подготовка современного педагога к коммуникации в профессиональном сообществе // Образование и современность: Коллективная монография. СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2012. С. 62-66.
2. Воробьева Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронный интернет-журнал. — Март 2009. иИЬ: http://www.emissia.org /о£Ите/2009/1314.
3. Капустина Л. Н. Формирование педагогических сообществ в общеобразовательном учреждении как фактор повышения профессиональной культуры учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. С. 796.
5. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 — Дошкольное образование. — иИЬ: Ы^р://минобрнауки.рф
REFERENCES
1. Vershinina N. A., Utkina Ju. V Podgotovka sovremennogo pedagoga k kommunikatsii v professional'nom soobshchestve // Obrazovanie i sovremennost': Kollektivnaja monografija. SPb.; Tjumen': TOGIRRO, 2012. S. 62-66.
2. Vorob'eva N. A. Struktura professional'noj kommunikatsii v sfere obrazovanija // Pis'ma v Jemissija. Offlajn. Elektronnyj internet-zhurnal. — Mart 2009. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.
3. Kapustina L. N. Formirovanie pedagogicheskih soobshchestv v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii kak faktor povyshenija professional'noj kul'tury uchitelja: Dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2004.
4. Sovremennyj slovar' po pedagogike / Sost. E. S. Rapacevich. M: Sovremennoe slovo, 2001. S. 796.
5. Federal'nyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spetsial'nosti 050144 — Doshkol'noe obrazovanie. — URL: http://minobrnauki.rf
В. П. Шатилова
ИНФРАСТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Анализируется инфраструктура научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры российских университетов. На основе анализа опыта подготовки магистров кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» охарактеризована инфраструктура, способствующая развитию научно-исследовательской деятельности в университетах ХХ! века.
Ключевые слова: инфраструктура, научно-исследовательская деятельность, инфраструктура научно-исследовательской деятельности, университет.
V. Shatilova
The Infrastructure of Research Activities of Matser’s Degree Students in Russian Universities
The article analyzes the infrastructure of research activities of master’s degree students in Russian universities. The infrastructure that supports the development of research activities in the universities of the 21st century is described based on the analysis of the experience of the Department of Pedagogy of Herzen State Pedagogical University of Russia and the National Research University Higher School of Economics.
Keywords: infrastructure, research activities, infrastructure of research activities, university.
Инфраструктура рассматривается сегодня в качестве одного из важнейших ресурсов обеспечения качества подготовки кадров на всех уровнях системы непрерывного образования. Усиление внимания к инфраструктуре со стороны органов управления не остается без внимания и у специалистов в области образования. Изучение проблем создания и развития инфраструктуры стало предметом:
научных исследований [3, 4, 7]; конкурса вузов, проводимого Министерством образования и науки [15];
программ повышения квалификации преподавателей вузов [1];
проектов развития вузов [8, 14]. Поэтому обращение к проблемам развития инфраструктуры университета является сегодня актуальным. Представленный в статье анализ инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры может быть полезен вузам при решении ими задач подготовки магистров.
Инфраструктура подготовки научных кадров образована следующими компонентами: институциональным, исследовательским, информационным, экспертноаттестационным и образовательным. Применительно к инфраструктуре научноисследовательской деятельности студентов магистратуры обозначенные выше компоненты могут быть расшифрованы следующим образом:
1. Институциональный компонент обеспечивает регулирование научно-исследо-
вательской деятельности студентов в магистратуре.
2. В исследовательский компонент входят элементы, с помощью которых магистранты целенаправленно получают опыт научно-исследовательской деятельности и в которых им необходимо осуществлять отдельные этапы научно-исследовательской деятельности.
3. В информационную составляющую можно отнести все ресурсы, с помощью которых или через которые магистранты имеют возможность получить необходимую им информацию, связанную с их учебным процессом или научным исследованием.
4. Экспертно-аттестационная составляющая включает в себя элементы, по которым можно судить о качестве осуществления магистрами научно-исследова-тельской деятельности в целом и выполнения отдельных её этапов.
5. Образовательная составляющая регулирует образовательный процесс в магистратуре. В её состав входят элементы, связанные с овладением магистрантами компетенциями, облегчающими осуществление их научно-исследовательской деятельности.
Стоит отметить, что такое разделение элементов инфраструктуры по составляющим носит условный характер, так как один и тот же элемент инфраструктуры зачастую выполняет несколько функций, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
В целях конкретизации перечисленных составляющих проанализируем и опишем инфраструктуру, созданную для развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Выбор данного университета обусловлен тем, что он в 1992 году один из немногих вузов России предложил для студентов программы подготовки магистров науки и образования, кроме этого, является победителем в конкурсе вузов на реализацию инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, его программа стратегического развития поддержана в 2011 году Министерством образования.
В состав институционального компонента инфраструктуры организации научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры, созданной в университете, входят различные подразделения, управления, отделы университета, в задачи которых входит развитие научно-исследовательской деятельности студентов, а также проведение научно-исследовательской работы со студентами. Такими подразделениями в Герценовском университете являются: управление научных исследований; лингвистический центр; агробиологическая станция в поселке Вырица и географическая станция «Железо»; библиотека. Сюда же можно отнести расположенный на территории Герценовского университета музей истории РГПУ им. А. И. Герцена.
В университете РГПУ им. А. И. Герцена функционирует студенческое научное общество (СНО), которое является важным элементом исследовательской составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
В состав исследовательской составляющей входят также организуемые в Герце-новском университете различного рода конференции. Студенты магистратуры могут попробовать себя в конкурсах исследо-
вательских инновационных проектов, а также поучаствовать в выполнении грантовых проектов, реализуемых коллективами преподавателей кафедр.
Важным стимулом к занятию научноисследовательской деятельностью служат различные стипендиальные программы. Например, наиболее распространенными из них являются: стипендия Президента РФ, стипендиальная программа В. Потанина, стипендия имени В. В. Перекалина.
В информационную составляющую мы отнесли все ресурсы, с помощью которых или через которые магистранты имеют возможность получить необходимую им информацию, связанную с их учебным процессом или научным исследованием.
Например, это ежегодно организуемая в университете выставка научных достижений. На выставке демонстрируется новая научно-методическая, учебная и учебнометодическая продукция [12]. Данная выставка дает возможность магистрантам узнать о проводимых в университете научных исследованиях, способствует в поиске источников информации по тематике проводимого исследования.
Магистранты РГПУ им. А. И. Герцена могут воспользоваться крупнейшей Фундаментальной библиотекой имени императрицы Марии Федоровны, которая не только является элементом институционального компонента инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры, но и, предоставляя возможность доступа магистрантов к научной информации, является элементом информационного компонента инфраструктуры. В библиотеке для магистрантов проводятся занятия по знакомству их с содержанием подписки университета на электронные учебные и научные ресурсы, с правилами их использования; с освоением принципов составления поискового запроса в электронных базах данных. Данные занятия в библиотеке можно рассматривать уже как элементы образовательной состав-
ляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
Экспертно-аттестационная составляющая выполняет функции оценки эффективности осуществляемой магистрантами научно-исследовательской деятельности, при этом к экспертно-аттестационной составляющей можно отнести: практикоориентированные научно-исследовательские работы магистров, выполненные по заказам организаций и предприятий; результаты участия магистрантов в олимпиадах и конкурсах, а также результаты их выступлений на межвузовских конференциях и количество публикаций (статьи, тезисы), подготовленных ими за время обучения в магистратуре; оценку итоговой аттестации высшей государственной комиссии, состоящей как из преподавателей, так и из непосредственных заказчиков образования — работодателей.
Отличительным элементом информационной составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры, созданной на психо-лого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, можно отметить службу психолого-педагогического консультирования студентов. Служба оказывает консультирование студентов всего университета по проблемам их профессиональной деятельности и по вопросам, связанным с выбором образовательного маршрута в вузе, а также проводит различные тренинги, которые можно отнести к образовательной составляющей инфраструктуры.
В исследовательскую составляющую на уровне психолого-педагогического факультета входят: участие магистрантов в студенческом научном обществе, в конференциях, в семинарах, в круглых столах. Участие в данных мероприятиях позволяет магистранту приобрести опыт представления отдельных результатов научных исследований, в ходе дискуссии доказывать свою гипотезу, приводить аргумен-
ты, формулировать и задавать исследовательские вопросы другим выступающим.
В исследовательскую составляющую научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры, созданной на кафедре педагогики, входит работа научного руководителя. Научный руководитель назначается уже в первый месяц поступления студента в магистратуру и на протяжении всего периода обучения студента в магистратуре ведет с ним индивидуальную научно-исследовательскую работу. При этом значимо, что в процессе такой работы развивается самостоятельность магистранта в научно-исследовательской деятельности — от исполнителя до активного субъекта деятельности. Это говорит о развитии исследовательской позиции студента в процессе его обучения в магистратуре, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество научной деятельности магистранта.
В рамках магистерских программ организуются исследовательские практики с учетом специфики направления подготовки. Например, студенты магистерской программы «Сравнительное образование» имеют возможность пройти исследовательскую практику в Санкт-Петербургской гимназии № 171 с двуязычным русско-
французским отделением, в Датском институте культуры и в центре ДААД при РГПУ им. А. И. Герцена. Исследовательская практика дает возможность магистрантам получить практический опыт научно-исследовательской деятельности.
Для студентов магистратуры проводятся
встречи с российскими и зарубежными учеными, организуются стажировки в зарубежные вузы. Подобные мероприятия обеспечивают расширение профессиональных и научных контактов, позволяют организовывать обмен исследовательским опытом.
Магистранты активно привлекаются к работе в научных лабораториях, функционирующих при кафедре педагогики. Среди
таких научных лабораторий можно выделить: научно-исследовательскую лабораторию педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, лабораторию воспитания и дополнительного образования детей, научно-исследовательскую лабораторию христианской (православной) педагогики. Подобные лаборатории образуют как исследовательскую, так и институциональную составляющую инфраструктуры научно-исследовательской деятельности кафедры.
Кафедрой педагогики ежегодно для всех магистрантов университета проводится олимпиада «Эврика. Научный поиск». Олимпиада выстраивается на основных организационных принципах: открытости, динамичности, вариативности, партнерского взаимодействия, научности, творческого подхода [11]. Участие в олимпиаде оказывает существенное положительное влияние на развитие научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Магистранты получают новые знания в научной деятельности, демонстрируют свои исследовательские умения в индивидуальных и коллективных конкурсах. Конкурсный характер мероприятия и полученные впечатления от участия в олимпиаде способствуют развитию мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Магистранты кафедры педагогики имеют возможность также принять участие в олимпиаде для аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» в роли тьютора команд аспирантов или в качестве участника учебного проекта «Пеликан — Центр». Обе роли дают возможность магистрантам погрузиться в научную среду, поработать наравне с аспирантами и преподавателями кафедры в организации олимпиады, что, в свою очередь, развивает интерес у магистров к науке и, как итог, помогает приобщить магистрантов к научноисследовательской деятельности. Участие в роли тьютора в олимпиаде для всех магистрантов стало не только новым опытом, но и
хорошей практикой в развитии своих профессиональных (в общении, в организации работы с группой) и исследовательских (возможность познакомиться с аспирантами из разных вузов и найти исследователей, занимающихся решением схожих проблем) качеств, а также хорошей мотивационной основой для продолжения обучения в аспирантуре.
Для магистрантов в рамках учебных дисциплин федерального компонента организуются: учебные конференции («Виртуальные образовательные путешествия», конференция по итогам выполнения магистрантами коллективного исследования), круглый стол, а также «Устный педагогический журнал». Основная цель данных мероприятий — развитие исследовательских умений магистрантов, таких как: поиск и работа с источниками, умение выявлять актуальные проблемы с целью выполнения научного исследования, умение использовать знания о научных достижениях в исследовании, умение разрабатывать методологию исследования и использовать ее для решения поставленной проблемы, магистранты учатся критически анализировать информацию и представлять результаты исследования.
Студенты магистерских программ кафедры педагогики принимают участие в подготовке и проведении внутривузовских и межвузовских конференций и форумов, организуемых кафедрой.
Проведение учебных конференций для магистров, организацию работы круглых столов, устного педагогического журнала, форумов, олимпиад можно рассматривать как исследовательскую и одновременно экспертно-аттестационную составляющую научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры, так как по результатам участия магистрантов в данных мероприятиях можно сделать выводы о качестве осуществления их научно-исследовательской работы.
Отметим, что главным результатом научно-исследовательской работы магистранта,
выполняемой в течение всего срока обучения, является магистерская диссертация. К экспертизе магистерской диссертации привлекаются не только преподаватели кафедры и работники вуза, но и другие лица, заинтересованные в качестве подготовки магистров, например, работодатели.
Рассмотрим образовательную составляющую инфраструктуры научно-исследовательской деятельности. Преподавателями кафедры разрабатываются различные
положения и учебно-методические пособия, а именно: положения о научно-исследовательской практике магистрантов, учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа в высшем образовании по направлению «Педагогика», положения о требованиях к магистерской диссертации и другие. Данные пособия раскрывают сущность научно-исследова-тельской работы и требования к ней. В 2012 году кафедрой педагогики было выпущено новое учебное пособие по курсу «Современные проблемы науки и образования». Пособие включает в себя тематический план занятий по курсу, перечень заданий и критерий оценки, информацию о форме и порядке итогового экзамена. Цель пособия состоит в помощи в самоорганизации магистранта в учебной деятельности, в раскрытии механизмов оценивания, в «прозрачности» требований.
У каждой магистерской программы кафедры педагогики, кроме директора, есть академический консультант, в обязанности которого входит: консультирование магистрантов по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию; рекомендации по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие обучающегося в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования; консультирование по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса [5]. Работа академического консультанта относится к информа-
ционной составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
С 2012 года с целью координации деятельности магистрантов в решении общих задач, связанных с жизнью кафедры, был создан Совет магистрантов. В его состав вошли по одному представителю от каждой магистерской программы. Руководит деятельностью Совета представитель кафедры педагогики из числа профессорско-преподавательского состава. Совет магистрантов является важным элементом информационного компонента инфраструктуры научноисследовательской деятельности кафедры педагогики, так как с его помощью через представителей своих магистерских программ магистранты имеют возможность получить актуальную информацию, связанную с их учебным процессом, с научными конференциями и семинарами, проходящими на кафедре, с грантовыми конкурсами, с внеучебной деятельностью. При этом Совет должен способствовать вовлечению магистрантов в деятельность кафедры, в активизацию их учебной работы.
Важными элементами информационной и одновременно образовательной составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности являются портал «Виртуальный педагогический институт» и сайт информационной поддержки кафедры педагогики. На сайте кафедры представлена вся актуальная информация по образовательному процессу в магистратуре, по олимпиадам, проводимым на кафедре, по научной работе кафедры (конференции и семинары, возможности публикаций). Портал «Виртуальный педагогический институт» представляет собой web-ресурс, объединяющий ряд преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, которые ведут занятия по дисциплинам психо-лого-педагогического цикла с интернет-поддержкой. Поддержка обучения включает в себя: организационную составляющую
(списки групп, календарный план работы); дидактическую составляющую (программы курсов, лекционный материал, задания по темам, список литературы); опНпе-форум «Виртуального педвуза» в качестве интерактивной формы поддержки проведения семинарских занятий. В рамках форума преподаватели ведут отдельные телеконференции по своему предмету для каждой группы магистрантов [9; 10].
Для полной характеристики инфраструктуры, созданной в российских вузах, опишем несколько элементов инфраструктуры, созданных в других вузах.
Информационную составляющую инфраструктуры научно-исследовательской деятельности можно дополнить: каталогом магистерских программ и справочником научных и учебно-исследовательских лабораторий университета. Такие печатные продукты имеют широкое распространение в практике Национального университета «Высшая школа экономики». Каталог магистерских программ ВШЭ составлен следующим образом: первые несколько страниц посвящены общей информации о магистратуре ВШЭ: правилам приема, срокам и формам обучения, формам подготовки к поступлению, а также контактной информации по вопросам поступления в магистратуру. Далее следует информация по магистерским программам по факультетам. В информации по каждой программе обозначены: руководитель магистерской программы; координатор программы; информация о самой программе: условия поступления, учебные дисциплины, ведущие преподаватели, партнеры по реализации программы, вопросы трудоустройства.
Справочник научных и учебноисследовательских лабораторий университета включает в себя перечень научноучебных лабораторий университета «Высшая школа экономики». В информации по каждой лаборатории обозначены такие разделы, как: основные направления деятельности; текущие проекты; партнеры; работа и карьера.
Данные материалы позволяют получить студенту необходимую информацию, связанную с учебным процессом и с научным исследованием.
Ещё одним элементом информационной составляющей являются организуемые ВШЭ дни открытых дверей.
Важным элементом институциональной составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности ВШЭ является подготовительное отделение, где организуются бесплатные подготовительные курсы для всех желающих поступать в магистратуру.
В учебном плане магистерских программ ВШЭ имеются: адаптационные дисциплины, задача которых состоит в восполнении пробелов у магистранта на базовом уровне, что является условием успешного освоения магистерской программы. Такие дисциплины, как и подготовительные курсы, входят в состав образовательного компонента инфраструктуры научно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим еще один элемент инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, который уже несколько лет функционирует в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Этот элемент можно отнести как к информационной, так и к образовательной составляющей инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, созданной на ступени поступления в магистратуру. Таким элементом инфраструктуры являются — зимние школы, организуемые для студентов Ш-V курсов российских вузов и студентов вузов СНГ, которые планируют поступать в магистратуру ВШЭ.
Цель таких школ, как сообщается в одном из интервью с первым проректором ВШЭ В. В. Радаевым, «привлечь в нашу магистратуру действительно лучших и самых заинтересованных абитуриентов. Для этого нужно рассказать им о наших магистерских программах, помочь выбрать нужную программу, наконец, просто познакомить с из-
вестными специалистами, с которыми им, возможно, предстоит работать на протяжении двух лет» [13].
Зимняя школа ВШЭ организуется по различным направлениям. Это бизнес-информатика, государственное и муниципальное управление, журналистика, логистика, математика, менеджмент, политология, программная инженерия, психология, социология, философия и культурология, экономика и международные отношения, юриспруденция.
В программе каждой школы предусмотрены: лекции, мастер-классы, дискуссии и неформальные беседы с преподавателями и работниками Высшей школы экономики;
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что организация зимней школы выполняет возложенные на нее цели, позволяя студентам самоопределиться в выборе направления магистерской подготовки, получить новые знания, в том числе и в области исследовательской деятельности. Зимняя школа является важным элементом информационной и одновременно образовательной составляющей инфраструктуры научноисследовательской деятельности, организованной на входе в магистратуру, поэтому опыт её организации необходимо использо-
презентации магистерских программ, рассказы об условиях поступления и обучения на магистерских программах ГУ ВШЭ; занятия в малых группах, разработка и презентация исследовательских проектов участниками школы; пробное тестирование, дающее представление о видах заданий и вопросах вступительных экзаменов; различные культурные мероприятия [13].
Отметим, что по официальным данным Центра внутреннего мониторинга ВШЭ на 2009 год [13] влияние участия в зимней школе на выбор факультета и магистерской программы по группам распределилось следующим образом:
вать при разработке модели и проектировании инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в других университетах.
Таким образом, инфраструктура научноисследовательской деятельности студентов магистратуры включает в себя множество элементов: а) которые обеспечивают регулирование научно-исследовательской деятельности студентов в магистратуре; б) через которые магистранты имеют возможность получить необходимую им информацию и знания, облегчающие осуществление
не повлияло на реш ение поступать в магистратуру ГУ ВШЭ
из решение о поступлении е |У ВШЭ на выбор факультета на выбор магистерской программы
0%
1
50% 50%
17% 83%
'1
13% 88%
11% 89%
■1 ! -
50%
100%
ГУ ВШЭ , ГУ ВШЭ
ранее заканчивал ■ ранее не з аканчивал I
Рис. 1. Влияние участия в зимней школе на выбор факультета и магистерской программы по группам (заканчивавшие и не заканчивавшие ранее НИУ ВШЭ)
ими научно-исследовательской деятельности; в) с помощью которых магистранты целенаправленно получают опыт научноисследовательской деятельности и в которых им необходимо осуществлять отдель-
ные этапы научно-исследовательской деятельности; г) по которым можно оценить качество осуществления магистрами научно-исследовательской деятельности в целом и выполнения отдельных её этапов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / А. Т. Волков и др. / Под общ. ред. Д. С. Медовникова М.: МАКС Пресс, 2011.
2. Лаптев В. В., Писарева С. А. Инфраструктура подготовки научных кадров в инновационном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И. В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2009. 288 с.
3. Михайлова Е. Б. Механизм интеграции вузов в инновационную инфраструктуру региона: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Уфа, 2012.
4. Новикова З. Н. Информационная инфраструктура территориально распределенного высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2005.
5. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: Методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 127 с.
6. Приказ от 14 января 2010 г. № 35 об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100
— «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
7. Соколова О. И. Управление информационными ресурсами научно-педагогической деятельности вуза: аспект развития инфраструктуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007.
8. AV-инфраструктура вуза: как правильно провести модернизацию [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php? ID=129300
9. Научно-исследовательская лаборатория педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.emissia.org/vpi/abc.htm
10. Официальный сайт «Виртуальный педагогический институт» [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://edu.emissia.org/
11. Официальный сайт информационной поддержки кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpinfo.org/
12. Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http:// www.herzen.spb.ru
13. Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.hse.ru/
14. Построение комплексной ИТ-инфраструктуры вуза [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http:// www.it.ru/projects/projects_base/603/
15. Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах: официальный сайт открытого конкурса. [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://rii-vuz.extech.ru/index.php
REFERENCES
1. Innovacionnaja infrastruktura vuza: Uchebno-metodicheskoe posobie / A. T. Volkov i dr. / Pod obshch. red. D. S. Medovnikova. M.: MAKS Press, 2011.
2. Laptev V. V., Pisareva S. A. Infrastruktura podgotovki nauchnyh kadrov v innovacionnom vuze. (Materi-aly mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikatsii v uslovijah innovacionnogo razvitija obshchestva» / Pod red. I. V. Vojtova. Minsk: GU «BellSA», 2009. 288 s.
3. Mihajlova E. B. Mehanizm integratsii vuzov v innovatsionnuju infrastrukturu regiona: Avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Ufa, 2012.
4. Novikova Z. N. Informatsionnaja infrastruktura territorial'no raspredelennogo vysshego uchebnogo zave-denija: Avtoref. dis. ... kand. tehn. nauk. M., 2005.
5. Organizatsija individual'no-orientirovannogo obrazovatel'nogo protsessa v RGPU im. A. I. Gertsena: Me-todicheskie materialy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 127 s.
6. Prikaz ot 14 janvarja 2010 g. № 35 ob utverzhdenii i vvedenija v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju 050100 — «Peda-gogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsija (stepen') «magistr»).
7. Sokolova O. I. Upravlenie informatsionnymi resursami nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti vuza: aspekt razvitija infrastruktury: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D, 2007.
8. AV-infrastruktura vuza: kak pravil'no provesti modernizatsiju [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php? ID=129300
9. Nauchno-issledovatel'skaja laboratorija pedagogicheskih problem primenenija internet-tehnologij v obra-zovanii [Jel. resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.emissia.org/vpi/abc.htm
10. Oficial'nyj sajt Virtual'nyj pedagogicheskij institut [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http://edu.emissia.org/
11. Ofitsial'nyj sajt informatsionnoj podderzhki kafedry pedagogiki RGPU im. A. I. Gertsena [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.kpinfo.org/
12. Ofitsial'nyj sajt RGPU im. A. I. Gertsena [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.herzen.spb.ru
13. Ofitsial'nyj sajt Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaja shkola ekonomiki» [El. resurs].
— Rezhim dostupa: http://www.hse.ru/
14. Postroenie kompleksnoj IT-infrastruktury vuza [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http:// www.it.ru/projects/projects_base/603/
15. Razvitie innovatsionnoj infrastruktury v Rossijskih vuzah: ofitsial'nyj sajt otkrytogo konkursa. [El. resurs]. — Rezhim dostupa: http://rii-vuz.extech.ru/index.php