В. П. Шатилова
(Санкт-Петербург)
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ XIX ВЕКА
В статье анализируется инфраструктура научно-исследовательской деятельности студентов классических российских университетов. На основе анализа университетских уставов рассмотрена динамика изменения инфраструктуры, способствующая развитию научно-исследовательской деятельности в университетах XIX века
В настоящее время в системе образования на первый план выдвигается проблема повышения качества подготовки обучающихся в высшей школе, что явилось одной из основных причин введения в России уровневого высшего образования. Получение степени «бакалавр» и квалификации «специалист» в начале введения уровневого обучения было более распространено, чем получение степени «магистр». Поэтому усилия как теоретиков, так и практиков на начальном этапе становления уровневой системы образования были сосредоточены именно в области качества подготовки бакалавров и специалистов. Сегодняшняя ситуация, связанная с обязательным полным переходом вузов на уровне-вое обучение, требует постановки исследований в области подготовки магистров. В соответствии с ФГОС третьего поколения научноисследовательская деятельность выделяется как отдельная составляющая подготовки в магистратуре. Многолетний опыт подготовки магистров кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (отметим, что магистерская подготовка на кафедре осуществляется с 1992 года, в настоящее время ведется подготовка по 11 магистерским программам] показывает, что научно-исследовательская деятельность студентов в магистратуре не может эффективно развиваться без соответствующей инфраструктуры. Таким образом, перед российскими вузами возникает проблема проектирования современной инфраструктуры, обеспечивающей развитие научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
В истории высшего образования России ранее уже существовал опыт подготовки магистров. Действительно, в XIX веке в российских вузах наряду со степенью кандидата и
доктора наук была введена ученая степень магистра. Отметим, что, по мнению многих ученых [2, 3, 4, 5] XIX век характеризуется значительным развитием науки и созданием национальной государственной системы среднего и высшего образования. Исходя из этого с целью поиска элементов инфраструктуры, которые способствуют развитию научно-исследовательской деятельности студентов (в том числе магистров] в вузах, обратимся к анализу динамики изменения инфраструктуры научно-исследовательской деятельности в российских университетах XIX века.
Отметим, что под инфраструктурой научно-исследовательской деятельности мы будем понимать систему ресурсов, необходимых научному сообществу для проведения исследования. Традиционно, анализируя инфраструктуру современных университетов, ученые в качестве ее компонентов выделяют следующие: институциональный (например, сюда относят: кафедры, лаборатории, отделы, управления], исследовательский (научно-педагогические школы], информационный (современные информационные технологии, свободный доступ к необходимой научной информации], экспертно-аттестационный (диссертационные советы, советы по научному направлению] и образовательный (аспирантура и докторантура] [1].
Стоит отметить, что такое разделение элементов инфраструктуры по составляющим может нести условный характер, так как один и тот же элемент инфраструктуры зачастую выполняет несколько функций, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности в вузе.
Проанализируем инфраструктуру научно-
исследовательской деятельности, созданную в университетах XIX века в той же логике.
В качестве основных источников в рассмотрении данного вопроса выступают университетские уставы, которые строго определяли организационное устройство и порядок в первых университетах России.
Мы хотели бы остановиться на анализа университетских уставов 1804, 1835, 1863 и 1884 годов, так как, по мнению ряда ученных (Ф. А. Петров, Е. В. Олесеюк, В. М. Борисов, В. А. Динес и других], каждый из этих уставов являлся новым этапом развития российской высшей школы и дальнейшего становления системы университетского образования в России.
В качестве параметров для сравнительного анализов уставов 1804, 1835, 1863 и 1884 годов выступили компоненты инфраструктуры: институциональный (состав учебно-вспомогательных учреждений], исследовательский (наличие научных сообществ, возможности зарубежных стажировок], информационный (просветительская работа преподавателей, издание трудов, наличие типографий, книжных лавок и библиотек], экспертно-аттестационный (прохождение испытаний по присвоению ученых степеней, цензура], образовательный (преподавательский состав, факультеты и кафедры, учебные дисциплины, учебные пособия].
Далее представим результаты сравнительного анализа компонентов инфраструктуры в динамике изменений от устава 1804 года к уставу 1884 года.
В университетских уставах подробнейшим образом описываются учебно-вспомогательные учреждения при университетах, которые сыграли большую роль не только для учебного процесса, но и для научных исследований, что позволяет нам составить представление об институциональном компоненте инфраструктуры университета. Согласно университетским уставам уже с 1804 года при российских университетах должно было находиться большое количество вспомогательных учреждений. К ним относились библиотека, анатомический театр, медицинские и хирургические клиники, «институт повивального искусства», химическая лаборатория, кабинеты физический, минералогический и натуральной истории, ботанический сад и обсерватория. Количество таких обязательных учебных кабинетов увеличивалось с принятием каждого нового университетского устава. Так, со-
гласно уставу 1884 года, к обязательным учебно-вспомогательным учреждениям, которые должны быть при каждом университете, были причислены: библиотека; астрономическая обсерватория; кабинет практической механики; физический кабинет и физическая лаборатория; химическая лаборатория; минералогический кабинет; геологический и палеонтологический кабинет; ботанический сад, музеи: физиологической и патологической анатомии; лаборатории медицинской химии; кабинет фармацевтический с лабораторией; фармакологический и судебномедицинский кабинет; аптеки (в университетах, где есть медицинский факультет].
Перейдем к рассмотрению образовательного компонента инфраструктуры университетов XIX века. К нему можно отнести: преподавательский состав, факультеты и кафедры, учебные дисциплины, учебные пособия, педагогический институт и институт приват-доцентов.
Первоначально (устав 1804 года] в университетах было открыто четыре отделения (факультета]: нравственных и политических наук, словесных наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских наук, на каждом из которых предусматривался свой состав кафедр. С введением устава 1835 года число факультетов стало соответствовать трем: философский (разделявшийся на отделение историко-филологических наук и отделение наук физико-математических], юридический, медицинский. Но в последующих уставах 1863 и 1884 года их снова насчитывалось четыре: историко-философский,
физико-математический, юридический и медицинский. В Санкт-Петербургском университете существовал особый факультет восточных языков. Стоит отметить, что растущие потребности общества, а также изменения в политической ситуации в стране приводили к тому, что с принятием каждого нового устава изменению подвергались факультетские структуры, происходили расширение объема преподаваемых в университете дисциплин, дифференциация научных знаний, увеличивалось число кафедр и их роль в жизни факультета, развивалась специализация.
Большое внимание в университетах уделялось преподавательскому составу. С принятием каждого нового устава профессорско-преподавательский состав возрастал. Претерпевали изменения обязанности профессоров: если согласно уставу 1804 года профессора
должны были нести административно-хозяйственные, судебные и инспекторские обязанности, то с принятием устава 1835 года эти обязанности сократились и ограничивались преподавательской и научной деятельностью, в том числе подготовкой новых научных кадров. Для работы в российских университетах, согласно уставу 1804 года, активно приглашались иностранные преподаватели. В последующем (начиная с 1830 года] данная практика утратилась, это было связано с формированием во всех университетах поколения отечественных ученых.
Согласно уставу 1804 года, при Московском университете функционировал педагогический институт, который выполнял две функции: с одной стороны, готовил учителей для гимназий и училищ, с другой готовил к научной карьере и был своеобразной аспирантурой.
Повышению научного уровня преподавания в университетах способствовал существовавший в университетах институт приват-доцентов, который в то время рассматривался в качестве питомника отечественной профессуры. Как отмечает Ф. А. Петров, считается, что институт приват-доцентов был впервые введен лишь уставом 1863 года и окончательно был упрочнен в 1884 году. Однако в конце 1830-х - начале 1840-х гг. в университетах появляются доценты, правда, как отмечает Ф. А. Петров, под другим названием -«сторонние преподаватели», а затем уже «доценты» [5].
Факультеты и кафедры, Педагогический институт и институт приват-доцентов, преподавательский состав напрямую влияют на качество получаемого в университете образования, а также определяют ход развития науки в университете и поэтому являются важными составляющими образовательного компонента инфраструктуры университета.
Перейдем к рассмотрению исследовательского компонента инфраструктуры университетов.
Для развития научно-исследовательской и научно-популяризаторской деятельности уже с 1804 года университетам предоставлялось право создания ученых обществ «как упражняющих в словесности российской и древней, так и занимающихся распространением наук опытных и точных, основанных на достоверных началах» [6]. В таких обществах участвовали профессора и студенты университета, ученые Академии наук, деятели куль-
туры, известные меценаты и любители древности, словесности и естественных наук. Обращение к дополнительной литературе [4] позволяет узнать о деятельности некоторых ученых обществ. Так, мы узнаем, что при Московском университете было создано общество истории и древностей российских, испытателей природы и соревнования врачебных и физических наук. В 1807 году в Казани было организовано литературное общество, преобразованное в 1814 году в Общество любителей отечественной словесности. В 1812 году в Харьковском университете было основано Общество наук, разделявшееся на два отделения: естественное (куда причислялись и медицинские науки] и словесное (где изучалась литература, эстетика, филология, археология, древняя и новая история, различные вспомогательные исторические дисциплины]. В 1819 году к нему добавляется общество сту-дентов-любителей отечественной истории словесности, оказавшее большое влияние на создание научных обществ в других городах Юга России [4].
Устав 1835 года фиксирует в российских университетах такие ученые общества как: Общество российских древностей, Минералогическое общество. Деятельность ученых обществ регламентировалась отдельным уставом, который не мог быть принят без утверждения Министра народного просвещения.
Анализ университетского устава 1863 года показывает, что информация, регламентирующая деятельность ученых обществ, стала прописываться в специальном разделе устава «О средствах для развития ученой деятельности в университете», это свидетельствует о возрастании роли ученых обществ в развитии науки. К задачам ученых обществ добавляются рассмотрения новых вопросов, относящихся к разным областям наук. За разрешения таких вопросов предусматривались премии. Порядок назначения вопросов и выдачи премий за их решение утверждал Министр народного просвещения.
Согласно уставам университет выделял ученым обществам средства на печать трудов и сочинений, что способствовало развитию науки.
Предусматривалось уставами и проведение практических и научно-практических занятий преподавателей со студентами. С принятием устава 1884 года роль таких занятий в подготовке студентов значительно возросла.
Уставами предусматривались зарубежные
стажировки для талантливых выпускников и лиц, готовившихся к профессорскому званию. Так в уставе 1804 года в смету университетских расходов была введена специальная графа, согласно которой ежегодно выделялись 2000 рублей на командировки за границу сроком на два года. Правда, по мнению Ф. А. Петрова, эта практика не получила тогда распространения, и зачастую деньги на заграничные командировки расходовались на другие цели. Лишь с принятием нового устава 1835 года практика заграничных командировок превратилась в систему [3].
По мнению Б. В. Першуткина [3], модель инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов в вузе не может быть создана без учета действующей мотивации студентов и профессорско-преподавательского состава и предполагает разработку ресурсного обеспечения, которое, в свою очередь, должно быть направлено на поощрение студентов, их научных руководителей и организаторов научных мероприятий. Таким образом, рассматривая исследовательский компонент инфраструктуры российских университетов XIX века, нельзя не отметить формы и методы стимулирования студентов и преподавателей к занятию научной деятельностью, складывающиеся в университетах XIX века.
С целью мотивации студентов к занятию научной деятельностью уставами предусматривалось предоставление стипендий и вознаграждений. Так, например, в уставе 1835 года прописано, что для поощрения студентов каждым факультетом предлагается несколько задач, за решение которых студенты могли получить золотую или серебряную медаль. Решения задач, отмеченных наградами согласно уставу печатались за счет средств университета. Помимо медалей за решение задач согласно уставу 1884 года студент мог получить почетный отзыв. Лучшие же студенты, окончившие полный университетский курс, могли по ходатайству собрания факультета быть представлены для «приготовления к ученой степени». Таким лицам назначалась стипендия на два года, которая впоследствии с одобрения совета факультета могла быть продлена ещё на год. Лица, готовившиеся к принятию ученой степени, могли быть назначены ассистентами к профессорам, лаборантами, помощниками проректора или храните-
лями кабинетов. За труды по званию ассистентов могли выдаваться особые вознаграждения [6].
Таким образом, мы видим, что в уставах прописаны деятельность научных обществ, возможности зарубежных стажировок, формы поощрения за новые научные открытия, зафиксирован перечень обязательных учебных кабинетов в университетах - все это является элементами исследовательского компонента инфраструктуры.
Рассмотрим информационный компонент инфраструктуры университетов. Как мы уже отмечали ранее, когда описывали институциональный компонент, в университетах предусматривалась библиотека, которая, согласно уставу 1804 года, должна была обслуживать не только преподавателей и студентов, но и посторонних читателей. Также мы отмечали организацию научных обществ при университетах, в деятельность которых входило распространение наук посредством научных исследований и издания печатных трудов и ученых записок на русском и латинском языке. При университетах читались открытые лекции, было развито вольнослушание, когда занятия в университетах могли посещать незачисленные в университет лица. Согласно уставам, от преподавателей требовалось издание трудов, с этой целью в университетах существовали типографии. В университетах активно печатались книги, освещающие науку.
К экспертно-аттестационному компоненту инфраструктуры российских вузов XIX века можно отнести наличие в университетах различного рода испытаний (вступительных, выпускных, испытаний на получение ученой степени], а также цензурных комитетов. Цезурный комитет был создан в целях контроля «за тезисами, рассуждениями и иными учебно-литературными сочинениями и сборниками, издаваемыми университетом».
Динамика изменения инфраструктуры научно-исследовательской деятельности в российских университетах XIX века представлена в табл.
Анализ университетских уставов раскрыл механизмы поиска оптимальной инфраструк-тры университетов с целью повышения уровня подготовки выпускников и развития научной деятельности в университетах XIX века.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (30) 2012 - 155
Таблица
Изменения инфраструктуры научно-исследовательской деятельности в российских университетах XIX века
Компоненты инфраструктуры Устав 1804 г. Устав 1835 г. Устав 1863 г. Устав 1884 г.
Образовательный 4 факультета. Большое внимание уделялось профессорско-преподавательскому составу. Практика иностранных преподавателей. 3 факультета. Изменения обязанностей профессорско-преподавательского состава. Сохранение практики иностранных преподавателей. Активное участие властей в формировании учебных планов и программ. 4 факультета. Рост профессорско-преподавательского состава. Сохранения практики иностранных преподавателей. Появилась возможность выписывать учебные пособия из заграницы. 4 факультета. Рост профессорско-преподавательского состава. Сохранения практики иностранных преподавателей. Введение новых, научно более насыщенных учебных планов и программ. Введение института при-ват-доцентов.
Исследовательский Стажировки. Научные общества. Учебные кабинеты. Стипендии и вознаграждения. Развитие элементов инфраструктуры данного компонента. Развитие элементов инфраструктуры данного компонента. Развитие элементов данного компонента. Введение новых научно насыщенных учебных планов и программ.
Экспертно- аттестационный Цензурный комитет. Экзаменационный комитет. Испытания по окончанию курса и на ученую степень. Содержательное изменение элементов данного компонента. Содержательное изменение элементов данного компонента, например, отмена вступительных экзаменов в университетах. Содержательное изменение элементов данного компонента, например, введение единых для всех вузов экзаменационных требований.
Информационный Библиотеки. Открытые лекции. Деятельность научных обществ. Издания трудов. Работа типографии. Развитие элементов инфраструктуры данного компонента. Развитие элементов инфраструктуры данного компонента. Развитие элементов инфраструктуры данного компонента.
Институциональный (учебно- вспомогательные учреждения) Создание при университетах учебно-вспомогательных учреждений. Например, астрономическая обсерватория, анатомический театр, ботанический сад. Увеличение числа учебновспомогательных учреждений. Например, открываются астрономический, механический, химический кабинеты, педагогический и медицинский Институты. Создание новых учебновспомогательных учреждений. Например, открывается метеорологическая обсерватория. Создание новых учебновспомогательных учреждений.
В. П. Шатилова. Динамика изменения инфраструктуры научно-исследовательской деятельности
Литература
1. Лаптев В. В., Писарева С. А. Инфраструктура подготовки научных кадров в инновационном вузе // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества : материалы международ. науч.-практич. конф. / под ред. И. В. Войтова. - Минск : БелИСА, 2009 // Белорус. ин-т систем. анализа и информац. обеспеч. науч.-технич. сферы : [офиц. сайт]. - URL: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2o09/ kadr09_ 85.html.
2. Отечественные университеты в динамике золотого века русской культуры / под ред. проф. Е. В. Олесеюка. ; авт. колл. Е. В. Олесеюк, В. М. Борисов, В. А. Динес и др. - М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2006. - 243 с.
3. Першуткин Б. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 24 с.
4. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. Российские университеты и Устав 1804 года / предисл. В. А. Садовничего. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. -416 с.
5. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т.3. Университетская профессура и подготовка, Устав 1835 года. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 480 с.
6. Поздняков А. Н. Становление российского университета как центра образовательной системы // Нац. исслед. Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского : [офиц. сайт]. - URL: http://www. sgu.ru/files/nodes/13579/Pozdn09.doc (дата обращ. 15.02.2012).
7. Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. - СПб. : Типо-лит. С.-Петерб. тюрьмы, 1901. - 270 стлб.; 26 см. [Электрон. ресурс Президент. биб-ки им. Б. Н. Ельцина]. - URL: http://www.prlib.ru/enus/Lib/pages/item.aspx?itemid= 10837 (дата обращения 15.02.2012).