6. Teleshova I. G. Magistratura kak novaja forma podgotovki kadrov v oblasti ekonomiki i upravlenija. Dostup: http://www.econ.msu.ru/cd/154
7. Fond Mihaila Prohorova. Dostup: http://www.prokhorovfund.ru/ projects/contest/153/
8. Haritonova O. V. Akademicheskaja mobil’nost’ v prostranstve vysshego obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 2. S. 41-45.
9. Jakimovich B. Institut magistratury: opyt i perspektivy Dostup: http://www.youngscience.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=353&Itemid=1
Д. Ю. Титова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья посвящена проблеме развития межкультурной компетентности менеджеров конгрессно-выставочной сферы. В качестве инструмента развития межкультурной компетентности предлагается использование в практике высшей школы интенсивных технологий.
Ключевые слова: интенсивные технологии, конгрессно-выставочный менеджмент, межкультурная компетентность.
D. Titova
Intensive technologies of development of congress and exhibition sphere manager’ s cross-cultural competence
The paper deals with the problem of development of cross-cultural competence of the congress and exhibition sphere managers. As an instrument of the development of cross-cultural competence, intensive technologies are suggested.
Keywords: intensive technologies, congress and exhibition management, cross-cultural competence.
Вопрос о развитии межкультурной компетентности менеджеров конгрессно-выставочной сферы встал особо остро в последнее десятилетие. Это обусловлено влиянием двух групп факторов: с одной стороны, это общемировые процессы, такие, как глобализация, с другой — специфические социальные процессы российского общества.
Но не только ситуация поликультурности современного российского общества оказывает влияние на деятельность современного менеджера конгрессно-выставочной сферы. Увеличение удельного веса конгрессно-вы-ставочных мероприятий с многонациональным составом требует от современного российского менеджера профессиональных умений и навыков в области взаимодействия и
совместной работы с представителями других культур и национальностей [1, с. 112].
Таким образом, условия глобализации и поликультурной среды оказывают неоспоримое влияние на содержание функций современного менеджера конгрессно-выста-вочной сферы (табл. 1.).
Помимо обновления содержания традиционных функций менеджера, условия по-ликультурной среды оказывают влияние на расширение самих функций менеджера. Так, например, в связи с обострившейся в последние 10 лет ситуацией безопасности и с резким увеличением числа случаев экстремизма на почве этнических и религиозных различий современному менеджеру конгрес-сно-выставочной сферы, занимающемуся проблемой управления человеческими ресурсами, необходимо овладеть такой функцией, как обеспечение культурной безопасности многонационального конгрессно-выс-тавочного мероприятия [3; 7; 13; 14; 15].
Под межкультурной компетентностью менеджера конгрессно-выставочной сферы подразумеваются способности понимать, ценить и уважать факторы, обусловленные культурой и влияющие на восприятие, мышление, оценку и действия, как свои, так и других людей, и, исходя из этого, уметь строить новую схему действия и вырабатывать новую поведенческую модель [7, с. 27].
В настоящее время экономическая политика России оказывает сильное влияние на осуществление реформ, которые, в частности, реализуются через бизнес-сообщество. Руководители даже небольших когрессно-выставочных предприятий получили возможность общаться и сотрудничать с зарубежными партнерами своего уровня.
Все это выявило, к сожалению, неоспоримый факт: российские менеджеры кон-грессно-выставочной сферы в большинстве случаев не готовы пока еще к таким контактам [2, с. 120].
Таблица 1
Традиционное содержание функций менеджера и содержание функций менеджера конгрессно-выставочной сферы в условиях поликультурной среды
Традиционное содержание функций менеджера Обновленное содержание функций менеджера в условиях поликультурной среды
Организация управленческого процесса коммерческой организации Организация управленческого процесса многонациональной организации, транснациональной компании
Мотивация персонала Мотивация персонала с учетом культурной принадлежности сотрудников
Контроль организационных процессов Контроль организационных процессов с учетом влияния культурной среды организации
Планирование Планирование с учетом особенностей представления о времени представителей различных культур, работающих в организации
Управление командами и рабочими группами Управление многонациональными командами и рабочими группами
Управление коммуникационными потоками в организации Управление межкультурной коммуникацией в организации
Проведение презентаций и ведение переговоров Проведение презентаций и ведение переговоров в условиях поликультурной или неродной монокультурной среды
Управление конфликтами в организации Управление конфликтами в организации с многонациональным составом персонала; проведение мер по предупреждению конфликтов на почве культурных различий сотрудников
В настоящее время стало очевидным, что успешные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении. Для этого недостаточно знаний о природе меж-культурного непонимания, необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур [4; 12].
В результате анализа проблемы был сделан вывод о том, что для развития межкуль-турной компетентности менеджеров кон-грессно-выставочной сферы необходимо построение методики обучения менеджменту на основе комплексного подхода. Это связано с тем, что трансляционно-обучающие методы, традиционно применяемые в высшей школе, как показывает практика,
способствуют лишь формированию базовых знаний, порой не превращающихся в практические умения и навыки. На основе сказанного был сделан вывод о том, что целесообразно сопровождать эти методы интенсивными технологиями (играми, тренингами, анализом кейсов и пр.), как раз и направленными на развитие профессиональных умений и навыков. Кроме того, важно создать специальную обучающую среду, служащую для формирования психологической готовности будущего менеджера к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды [5; 6].
В ходе проведенного контент-анализа феномена межкультурной компетентности были выделены блоки компетенций, ее формирующие.
Таблица 2
Блоки компетенций, формирующих межкультурную компетентность менеджера когрессно-выставочной сферы
Блок Критерии Цель развития компетенций
1. «Межкультур-ные коммуникации» Выбор стратегии коммуникационного взаимодействия с учетом культурных особенностей партнера по коммуникации. Наличие информации о культурных особенностях коммуникационного процесса у представителей других культур. Признание необходимости наличия знаний в области разработки стратегии эффективной межкультурной профессиональной коммуникации. Наличие информации о критериях оценки эффективности профессиональной межкультурной коммуникации Определение результативности межкультур-ной коммуникации в процессе профессиональной и учебной деятельности
2. «Функции менеджера» Реализация функции планирования с учетом различного восприятия времени в различных культурах. Контроль деятельности сотрудников, принадлежащих к разным культурам. Эффективность мотивации сотрудников организации с многонациональным составом. Эффективное проектирование организационных процессов в организации с многонациональным составом Определение эффективности использования знаний в области меж-культурного взаимодействия в реализации профессиональных функций менеджера в условиях поликультурной среды
3. «Продвижение товара или услуги в условиях культурного многообразия» Ориентация при разработке нового товара и услуги на культурную принадлежность конечного потребителя. Изучение культурных особенностей страны или региона при освоении и расширении новых территорий сбыта продукции или предоставления услуг. Опора на знания в области культурных особенностей потребителя при разработке рекламной кампании Определение того, насколько полно удовлетворяются потребности потребителей с различной культурной принадлежностью
Окончание табл. 2
Блок Критерии Цель развития компетенций
4. «Управление организационной культурой» Навыки разрешения межкультурных конфликтов. Внедрение инноваций и нововведений с учетом различий в принятии неопределенности представителями различных культур. Эффективное лидерство в многонациональной организации. Навыки управления многонациональной командой Определение способности выстраивать систему организационной культуры с учетом культурных особенностей персонала
Такой подход к развитию межкультурной компетентности с применением интенсивных технологий менеджеров конгрессно-выставочной сферы в учебном процессе требует соблюдения ряда специальных условий, как, например:
• организации обучающей деятельности на основе сотрудничества, коллективного обучения, созидания, индивидуального подхода к будущим менеджерам;
• ориентация на формирование творчески активной личности будущего менеджера через организацию активной самостоятельной работы студентов и предъявления в связи с этим новых требований к профессиональной компетентности преподавателя: к умениям сочетать традиционные и интенсивные технологии с целью поддержания интереса к изучению дисциплины, т. е. использовать ещё один важный принцип — принцип дополнительности.
На основе обозначенной выше цели, при обучении менеджменту для работы в разных типах организаций, в том числе в российских и международных, важной задачей исследования стало развитие следующих межкультурных компетенций с педагогическим и управленческим содержанием, которые были сформулированы с учетом анализа обновлённого содержания функций менеджера в условиях поликультурной среды [8; 9; 10; 11]:
• проектирование системы организационного поведения с учетом специфики ее культурного и национального многообразия;
• управление межкультурной коммуникацией в ходе проведения международных конгрессно-выставочных мероприятий;
• проведение презентаций и переговоров в условиях поликультурной или неродной монокультурной среды;
• управление межэтническими конфликтами в организации;
• разработка системы мотивации и стимулирования сотрудников организации с учетом их культурной ментальности;
• распределение видов деятельности и ответственности за неё с учетом культурных особенностей персонала.
В связи со сказанным ряд приведенных компетенций предлагается включить в дисциплины учебного плана.
Но этого, как показывают исследования, оказывается недостаточно для эффективного развития межкультурной компетентности. Требуется расширение предлагаемой методики обучения менеджменту за счёт включения в неё таких элементов, как активная самостоятельная работа студентов и организация обучающей среды на основе комплексного подхода.
Таким образом, проведенный контент-анализ содержания учебных дисциплин, включённых в учебный план подготовки менеджеров, позволил определить и описать компетенции, формирующие межкультур-ную компетентность, и отобрать интенсивные технологии их развития, включающие кросс-культурное содержание. Полученные результаты анализа представлены в табл. 3.
Таблица 3
Программа развития межкультурной компетентности при изучении дисциплин учебного плана в обучении менеджменту в высшей школе
Развиваемая компетенция Учебная дисциплина Трансляционнообучающие методы Интенсивные технологии развития
Проектирование системы организационного поведения в организации с учетом специфики ее культурного и национального многообразия «Организационное поведение», «Основы менеджмента» Лекционные и семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов Игровое проектирование, анализ ситуаций, ролевые игры
Управление межкуль-турной коммуникацией в ходе проведения международных конгрес-сно-выставочных мероприятий «Деловая коммуникация», «Конгрессный менеджмент» Лекционные и семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов Ситуационно-ролевые и кросс-культурные игры, разыгрывание ситуации в ролях, тренинг меж-культурного взаимодействия
Управление межэтническими конфликтами в организации «Организационное поведение», «Деловая коммуникация», «Межкуль-турная коммуникация в организации», «Управление персоналом» Лекционные и семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов Кейсы, кейс-стади, ролевая игра, разыгрывание ситуации в ролях, коучинг, тренинг, метод Инцидента
Диагностика культурной принадлежности и выбор стиля делового взаимодействия с парт-нерами-представителя-ми других национальностей «Межкультурная коммуникация в организации», «Сравнительный менеджмент» Лекционные и семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов Кейс, кейс-стади, разыгрывание ситуации в ролях, ролевая игра, тренинг, тестирование
Данное распределение компетенций по дисциплинам учебного плана предлагается с целью эффективного развития межкультур-ной компетентности менеджеров конгрессно-выставочной сферы, которое возможно только через формирование отдельных компетенций с помощью комплекса дисциплин.
Межкультурная компетентность имеет не только педагогическое и управленческое содержание, но и морально-нравственный аспект, связанный, прежде всего, с проблемой формирования у будущих специалистов толерантности через организацию специальной обучающей среды.
Представляется целесообразным проведение ряда мероприятий (конференция, дискуссия, деловая игра, телемост, коуч-
сессия и др.) с целью развития у будущих специалистов управленческого поведения, мотивации и психологической готовности к профессиональному межкультурному взаимодействию [б].
Результаты исследования позволили сделать заключение, что для развития меж-культурной компетентности недостаточно только сопровождения трансляционно-
обучающих методов интенсивными технологиями. Требуется разработка методики обучения на основе комплексного подхода, включающего дополнительно активную самостоятельную работу студентов и организацию специальной обучающей среды для проведения мероприятий, ориентированных на развитие толерантного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апевалова З. В. Межкультурные экологические конгресс-мероприятия: специфика организации и проведения // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. 20-24 сентября 2010 г. М., 2010. С. 111-115.
2. Громова Л. А., Апевалова З. В. Экоинновационный менеджмент конгрессно-выставочных мероприятий: основные этические модели // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 4. C 117-122.
3. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 200б. Вб4 с.
4. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКа, 2004. 893 с.
5. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. СПб.: ИВИСЭП; Знание, 2003. 53б с.
6. Титова Д. Ю. Коучинг: основные подходы к исследованию проблемы // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 1. С. 17б-179.
7. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. М.: Поппури, 2004. 52В с.
В. Ферапонтов Г. А. Социокультурный и кросс-культурный феномен в системе образования: Монография. Новосибирск: Институт философии образования, 2003.
9. Bolten J. Interkulturelles Handeln in der Wirtschaft. Berlin: VerlagWissenschaft und Praxis, 1995.
10. Buzan Tony. The Mind Map Book, Penguin Books, 199б.
11. Clutterbuck D. Everyone needs a mentor. Fostering talent in your organization. CIPD, 2001.
12. Grant A. M., Greene J. Coach Yourself: Make Real Changes in Your Life. — Monumental Press, London, 2004.
13. Hall E. T. The Hidden Dimension. Garden City / NY, 19б9.
14. Hofstede Geert. The Poverty of Management Control Philosophy. The Academy of Management Review (Academy of Management), 197В, July.
15. Maletzke G. InterkulturelleKommunikation. ZurInteraktionzwischen Menschen verschiedenerKultu-ren. OpladenVerlag, 199б. S. 37.
REFERENCES
1. Apevalova Z. V. Mezhkul’turnye ekologicheskie kongress-meroprijatija: specifika organizatsii i provedenija // Ekonomika, sotsiologija, pravo: novye vyzovy i perspektivy: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. 20-24 sentjabrja 2010 g. M., 2010. S. 111-115.
2. Gromova L. A., Apevalova Z. V. Ekoinnovatsionnyj menedzhment kongressno-vystavochnyh meropri-jatij: osnovnye jeticheskie modeli // Etnosotsium i mezhnatsional’naja kul’tura. 2012. № 4. S. 117122.
3. Daft R. Menedzhment. SPb.: Piter, 200б. Вб4 s.
4. Korotkov Je. M. Konceptsija rossijskogo menedzhmenta. M.: DeKa, 2004. В93 s.
5. Panfilova A. P. Igrotehnicheskij menedzhment. Interaktivnye tehnologii dlja obuchenija i organi-zatsionnogo razvitija personala. SPb/: IVISEP; Znanie, 2003. 53б s.
6. Titova D. Ju. Kouching: osnovnye podhody k issledovaniju problemy // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2010. № 1. S. 17б-179.
7. Trompenaars F., Hampden-Terner Ch. Naеыional’no-kul’tumye razlichija v kontekste global’nogo biznesa. M.: Poppuri, 2004. 52В s.
В. Ferapontov G. A. Soеыiokul’tumyj i krosskul’turnyj fenomen v sisteme obrazovanija: Monografija. Novosibirsk: Institut filosofii obrazovanija, 2003.
9. Bolten J. Interkulturelles Handeln in der Wirtschaft. Berlin: VerlagWissenschaft und Praxis, 1995.
10. Buzan, Tony. The Mind Map Book, Penguin Books, 199б.
17В
11. Clutterbuck D. Everyone needs a mentor. Fostering talent in your organization. CIPD, 2001.
12. Grant A. M., Greene J. Coach Yourself: Make Real Changes in Your Life. Monumental Press, London, 2004.
13. Hall E. T. The Hidden Dimension. Garden City / NY, 1969.
14. Hofstede, Geert (July 1978). «The Poverty of Management Control Philosophy». The Academy of Management Review (Academy of Management).
15. Maletzke G. InterkulturelleKommunikation. Zurlnteraktionzwischen Menschen verschiedenerKultu-ren. OpladenVerlag, 1996. S. 37.
О. В. Харитонова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Актуализируется вопрос об инновационных процессах в системе высшего профессионального образования. Материалы статьи расширяют представления об изменениях математического образования в педагогическом вузе.
Ключевые слова: инновационный процесс, математическое образование, индивидуальный образовательный маршрут, сетевая программа.
O. Kharitonova
Innovative processes of mathematical education at a pedagogical university
The article raises the problem of innovative processes in the system of higher professional education. The changes in the mathematical education in the pedagogical university are analyzed.
Keywords: innovative process, mathematical education, individual educational route, collaborative program.
Высшее образование в России претерпевает существенное изменение. Это обусловлено не только интеграцией российского образования в мировое пространство, которая определила задачу сопоставимости и преемственности образовательных программ, но и темпами изменений в мире, которые не могли не коснуться сферы образования.
Изменения в системе высшего профессионального образования происходят по многим направлениям: развитие моделей высшего образования (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и др.); разработка и реализа-
ция качественно новых стандартов высшего образования; ориентация существующих основных образовательных программ не только на удовлетворение существующих потребностей общества, но и прогнозируемых; создание условий для выбора студентами индивидуального образовательного маршрута; усиление связи вузов со всеми участниками образовательной системы в целом; поиск новых образовательных технологий, в том числе дистанционных и т. п.
Инновационный процесс можно рассматривать как «процесс доведения научной идеи до стадии практического использова-