УДК 800 (07)
Янкина Наталья Владиславовна
Оренбургский государственный университет [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
Статья раскрывает содержательную и процессуальную сторону аксиологической концепции формирования межкультурной компетентности студента университета и представляет основные результаты практической реализации этой концепции.
Ключевые слова: Межкультурная компетентность, диалог культур, ценностные ориентации, общие и специфические умения, комплекс знаний, аксиологизация образовательного процесса.
Стремительное развитие в последние десятилетия средств коммуникации привело к изменению характера и существа всех международных политических, экономических и социокультурных контактов, выдвинув на передний план процесс глобализации, который существенно изменяет облик человеческой жизнедеятельности, в том числе и облик университетского образования.
Поскольку цель последнего - подготовить обучаемых к действиям в мире, в котором они живут, возникла необходимость установить соответствие между теми знаниями, которые человек получает в высшей школе и теми, которые необходимы ему для успешной профессиональной деятельности и жизни вообще [6]. Именно необходимость связи процесса обучения с широким поликультурным контекстом деятельности современного человека вызвала особый интерес научного сообщества к межкультурной компетентности будущего специалиста [4].
Поскольку университетское образование всегда отражает базисные тенденции меняющегося мира, следовательно, и глобализация столь характерная для современного этапа развития российского общества находит свое отражение в интеграции образования на всех уровнях. Это проявляется в ориентации его содержания на общечеловеческие и национально-культурные ценности, в развитии традиционных форм преподавания межкультурного взаимодействия (лекционные курсы, семинарские занятия и тренинги), а также в реализации инновационных межкуль-турных проектов (Интернет-конференции, on-line занятия, совместные культурные мероприятия), направленных на формировании у субъекта терпимости и непредубежденности к различиям, что составляет основу толерантности.
В таких условиях поликультурности мира и образования именно межкультурная коммуникации становится ключевой формой взаимодействия, обеспечивающей взаимовыгодный диалог между представителями различных национальных и деловых культур [5]. Такие особенности межкультурной коммуникации как многоас-пектность (информационный, гносеологический, аксиологический, интерактивный, нормативный, семиотический, практический аспекты) и многофункциональность (информационная, социальная, экспрессивная функции) позволяют выделить и определить содержание компонентов межкультурной компетентности:
- гносеологичесий компонент представляет собой комплекс иноязычных, лингвокультурологических, социокультурных, психологических, общекультурных, культурно-специфических, профессиональных знаний;
- аксиологический компонент предполагает понимание общения, прежде всего, как процесса обмена ценностями;
- праксеологический компонент включает в себя ряд общих (познавательных, практических, организационных, оценочных и рефлексивных) и специфических (вербальных, невербальных, паравербальных коммуникативных умений; социально-ценностное поведение, то есть поведение согласно нормам и ценностям иноязычной культуры; овладение механизмами имитации, идентификации, стереотипизации, генерализации) умений.
Итак, межкультурная компетентность студента университета - это интегративное личностное качество, определяющее готовность к решению задач межкультурной коммуникации синтезирующее а) уровень специальных знаний, достаточный для межкультурного диалога; б) совокупность ори-
232
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Янкина Н.В., 2010
Межкультурная
коммуникация
отношения
Рис. 1. Модель формирования межкультурной компетентности
ентаций, обеспечивающих межсубъектное взаимодействие на основе понимания, уважения, толерантности и интереса к ценностям другой культуры; в) комплекс умений, необходимых для участия в межкультурной коммуникации.
Третьей позицией, выступающей в качестве теоретической предпосылки организации процесса формирования межкультурной компетентности студента, является изменяющаяся функция иностранного языка в образовании, культуре и жизни вообще. Приняв за аксиому, что реальное употребление слов в речи в значительной степени определяется знанием социальной и культурной жизни говорящего на данном языке, мы подчеркиваем в своем исследовании необходимость их интегрированного изучения. А успешность последнего обеспечивается за счет применения принципа диалога культур, сущностными чертами которого являются:
- уникальность субъектов и их принципиальное равенство;
- различие и вариативность точек зрения каждого из участников диалога;
- ориентация каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию его точки зрения другими субъектами;
- взаимная соотнесенность и дополнительность позиций участников диалога;
- персональная направленность целей и содержания диалога;
- прогнозирование ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;
- импровизированный характер диалога, предполагающий выражение свободной активности субъекта;
- столкновение имеющихся идей и точек зрения, порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе творческого синтеза [1].
Еще одним исходным положением, на основе которого была разработана авторская концепция формирования межкультурной компетентности, стала актуализация субъектной позиции студента, заключающаяся в привлечении к процессу формирования межкультурной компетентности его внутренних резервов за счет аксио-логизации образовательного процесса [2; 3]. В связи с этим аксиологический подход был определен нами в качестве ведущего и наиболее продуктивного методологического основания построения структурно-функциональной модели (рис. 1), реализация которой в образовательном процессе университета повышает эффек-
тивность формирования межкультурной компетентности студентов.
В самом общем виде процесс формирования межкультурной компетентности может быть представлен в виде пирамиды, трехгранное основание которой представляет собой плоскость, ограничивающее пространство интеграции меж-культурных знаний, умений, отношений.
Высота пирамиды определяет степень интеграции гносеологического, аксиологического и праксеологического компонентов на различном уровне их развития.
Разные уровни развития каждого компонента предполагают различные интегративные качества: сформированности ценностных ориентаций (первый уровень), познавательную самостоятельность (второй уровень), собственно готовность к межкультурной коммуникации. Следовательно, в процессе формирования межкультурной компетентности можно зафиксировать три стадии:
I стадия - межкультуроной ценностной ориентации;
II стадия - межкультурного ценностного самоопределения;
III стадия - межкультурного ценностного взаимодействия.
Расширяющееся пространство коммуникации представлено в верхней части модели. Оно предполагает наличие множества задач межкуль-турной коммуникации, которые выпускник университета сможет решать в послевузовской деятельности.
Первая стадия межкультурной ориентации обеспечивает создание ценностного образа родной и иноязычной культуры. Наиболее полно этот процесс раскрывается через механизм ориентации, который может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям межкультур-ного взаимодействия. Продуктом данной стадии является сложившаяся иерархия ценностных ориентаций студента в сфере диалога родной и иноязычной культуры. Причем, в качестве ценностей этого диалога выступают такие константы коммуникации как «человек», «взаимоприятие», «информация», «ценностное отношение во времени, пространству» и так далее, то есть к тем реалиям языка и культуры, которые в сопоставительном анализе ментальных особенностей народов являются противоположными по значимости.
Самоопределение в контексте второй стадии формирования межкультурной компетентности
может быть определено как процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с личными и общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это своеобразный процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса. Механизм выбора как фактора ценностного самоопределения позволяет соотносить внешние обстоятельства и внутренние побуждения - потребности. Познавательная самостоятельность выступает результатом стадии межкультурного ценностного самоопределения и в контексте нашего исследования является показателем самоопределения студента в сфере познания, индикатором наличия ярко выраженной ориентации на познание как ценность. На основе обнаружения проявленной самостоятельности мы и судили о наличии факта ценностной ориентации.
В рамках нашего исследования мы рассматривали взаимодействие как согласованную деятельность субъектов для достижения совместных целей и результатов, решению значимой для них проблемы или задачи межкультурной коммуникации. Описанное содержание стадии наиболее полно раскрывается через механизм проекции, под которым мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Продуктом третьей стадии является готовность к межкультурной коммуникации.
Содержательная и процессуальная стороны аксиологической концепции формирования меж-культурной компетентности студентов, отраженные в модели этого процесса, успешно реализуются только при наличии педагогического потенциала образовательного пространства университета. В содержательном плане формирование межкультурной компетентности студентов осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительного анализа информации о видах продуктивного взаимодействия в различных культурных ареалах, с последующей реализацией полученных знаний в опыте репродуктивной и творческой коммуникативной деятельности. В процессуальном отношении межкультурная компетентность студентов основана на эмоционально-ценностном восприятии фактов поликультурного взаимодей-
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
ствия, оцениваемого с точки зрения эффективности разрешения коммуникативных, лингвострановедческих и профессиональных задач меж-культурной коммуникации. Единство содержательной и процессуальной сторон формирования межкультурной компетентности достигается в диалоговом взаимодействии субъектов образовательного процесса, осуществляемого в тренинге, ролевых играх, имитационной деятельности, различных креативно-ценностных технологиях обучения.
Для формирования межкультурной компетентности студентов университета нами было разработано методическое обеспечение этого процесса [7], эффективность применения которого определялась способностью студентов продуктивно самоопределяться в сложных, имеющих несколько вариантов решения, поликультурных ситуациях. Причем, мы зафиксировали, что в ситуации выбора у студента появлялась профессионально-личностная необходимость и потребность перехода от простого отрицания иноязычной культуры к осознанному пониманию ее обусловленности системой нормативных ценностей общества.
Мы считаем, проведенное исследование положило начало появлению нового слоя студенчества в ОГУ, характеристиками которого выступают: интерес к изучению иностранного языка и иноязычной культуры, желание и активное участие в международных образовательных программах и проектах. Вместе с тем, не смотря на то, что мы в диссертационном исследовании и получили значительные положительную динамику формирования показателей межкультурной компе-
тентности, мы осознаем, что не все 100% студентов стали межкультурнокомпетентны. Поэтому, возможно, следует говорить об опытно-поисковом характере нашего исследования, который проявился в описании путей, прогнозировании и фиксации результатов процесса формирования межкультурной компетентности.
Библиографический список
1. Библер В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994. -С. 238-247.
2. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. - СПб.: Изд-во СПбГУ 1996. - 152 с.
3. КирьяковаА.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. - 188 с.
4. Плужник И.Л. Формирование межкульут-рной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2003. - 46 с.
5. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Альфа-М. ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
7. Янкина Н.В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 317 с.