Научная статья на тему 'Характеристика процесса формирования межкультурной компетентности студента университета'

Характеристика процесса формирования межкультурной компетентности студента университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОМПЛЕКС ЗНАНИЙ / АКСИОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTERCULTURAL COMPETENCE / DIALOGUE OF CULTURES / VALUE ORIENTATIONS / GENERAL AND SPECIAL SKILLS / KNOWLEDGE SET / AXIOLOGIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янкина Наталья Владиславовна

Статья раскрывает содержательную и процессуальную сторону аксиологической концепции формирования межкультурной компетентности студента университета и представляет основные результаты практической реализации этой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янкина Наталья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the content and describes the process of a university students intercultural competence development as an axiological conception and represents the basic results of practical implementation of this conception.

Текст научной работы на тему «Характеристика процесса формирования межкультурной компетентности студента университета»

УДК 800 (07)

Янкина Наталья Владиславовна

Оренбургский государственный университет [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

Статья раскрывает содержательную и процессуальную сторону аксиологической концепции формирования межкультурной компетентности студента университета и представляет основные результаты практической реализации этой концепции.

Ключевые слова: Межкультурная компетентность, диалог культур, ценностные ориентации, общие и специфические умения, комплекс знаний, аксиологизация образовательного процесса.

Стремительное развитие в последние десятилетия средств коммуникации привело к изменению характера и существа всех международных политических, экономических и социокультурных контактов, выдвинув на передний план процесс глобализации, который существенно изменяет облик человеческой жизнедеятельности, в том числе и облик университетского образования.

Поскольку цель последнего - подготовить обучаемых к действиям в мире, в котором они живут, возникла необходимость установить соответствие между теми знаниями, которые человек получает в высшей школе и теми, которые необходимы ему для успешной профессиональной деятельности и жизни вообще [6]. Именно необходимость связи процесса обучения с широким поликультурным контекстом деятельности современного человека вызвала особый интерес научного сообщества к межкультурной компетентности будущего специалиста [4].

Поскольку университетское образование всегда отражает базисные тенденции меняющегося мира, следовательно, и глобализация столь характерная для современного этапа развития российского общества находит свое отражение в интеграции образования на всех уровнях. Это проявляется в ориентации его содержания на общечеловеческие и национально-культурные ценности, в развитии традиционных форм преподавания межкультурного взаимодействия (лекционные курсы, семинарские занятия и тренинги), а также в реализации инновационных межкуль-турных проектов (Интернет-конференции, on-line занятия, совместные культурные мероприятия), направленных на формировании у субъекта терпимости и непредубежденности к различиям, что составляет основу толерантности.

В таких условиях поликультурности мира и образования именно межкультурная коммуникации становится ключевой формой взаимодействия, обеспечивающей взаимовыгодный диалог между представителями различных национальных и деловых культур [5]. Такие особенности межкультурной коммуникации как многоас-пектность (информационный, гносеологический, аксиологический, интерактивный, нормативный, семиотический, практический аспекты) и многофункциональность (информационная, социальная, экспрессивная функции) позволяют выделить и определить содержание компонентов межкультурной компетентности:

- гносеологичесий компонент представляет собой комплекс иноязычных, лингвокультурологических, социокультурных, психологических, общекультурных, культурно-специфических, профессиональных знаний;

- аксиологический компонент предполагает понимание общения, прежде всего, как процесса обмена ценностями;

- праксеологический компонент включает в себя ряд общих (познавательных, практических, организационных, оценочных и рефлексивных) и специфических (вербальных, невербальных, паравербальных коммуникативных умений; социально-ценностное поведение, то есть поведение согласно нормам и ценностям иноязычной культуры; овладение механизмами имитации, идентификации, стереотипизации, генерализации) умений.

Итак, межкультурная компетентность студента университета - это интегративное личностное качество, определяющее готовность к решению задач межкультурной коммуникации синтезирующее а) уровень специальных знаний, достаточный для межкультурного диалога; б) совокупность ори-

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Янкина Н.В., 2010

Межкультурная

коммуникация

отношения

Рис. 1. Модель формирования межкультурной компетентности

ентаций, обеспечивающих межсубъектное взаимодействие на основе понимания, уважения, толерантности и интереса к ценностям другой культуры; в) комплекс умений, необходимых для участия в межкультурной коммуникации.

Третьей позицией, выступающей в качестве теоретической предпосылки организации процесса формирования межкультурной компетентности студента, является изменяющаяся функция иностранного языка в образовании, культуре и жизни вообще. Приняв за аксиому, что реальное употребление слов в речи в значительной степени определяется знанием социальной и культурной жизни говорящего на данном языке, мы подчеркиваем в своем исследовании необходимость их интегрированного изучения. А успешность последнего обеспечивается за счет применения принципа диалога культур, сущностными чертами которого являются:

- уникальность субъектов и их принципиальное равенство;

- различие и вариативность точек зрения каждого из участников диалога;

- ориентация каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию его точки зрения другими субъектами;

- взаимная соотнесенность и дополнительность позиций участников диалога;

- персональная направленность целей и содержания диалога;

- прогнозирование ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

- импровизированный характер диалога, предполагающий выражение свободной активности субъекта;

- столкновение имеющихся идей и точек зрения, порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе творческого синтеза [1].

Еще одним исходным положением, на основе которого была разработана авторская концепция формирования межкультурной компетентности, стала актуализация субъектной позиции студента, заключающаяся в привлечении к процессу формирования межкультурной компетентности его внутренних резервов за счет аксио-логизации образовательного процесса [2; 3]. В связи с этим аксиологический подход был определен нами в качестве ведущего и наиболее продуктивного методологического основания построения структурно-функциональной модели (рис. 1), реализация которой в образовательном процессе университета повышает эффек-

тивность формирования межкультурной компетентности студентов.

В самом общем виде процесс формирования межкультурной компетентности может быть представлен в виде пирамиды, трехгранное основание которой представляет собой плоскость, ограничивающее пространство интеграции меж-культурных знаний, умений, отношений.

Высота пирамиды определяет степень интеграции гносеологического, аксиологического и праксеологического компонентов на различном уровне их развития.

Разные уровни развития каждого компонента предполагают различные интегративные качества: сформированности ценностных ориентаций (первый уровень), познавательную самостоятельность (второй уровень), собственно готовность к межкультурной коммуникации. Следовательно, в процессе формирования межкультурной компетентности можно зафиксировать три стадии:

I стадия - межкультуроной ценностной ориентации;

II стадия - межкультурного ценностного самоопределения;

III стадия - межкультурного ценностного взаимодействия.

Расширяющееся пространство коммуникации представлено в верхней части модели. Оно предполагает наличие множества задач межкуль-турной коммуникации, которые выпускник университета сможет решать в послевузовской деятельности.

Первая стадия межкультурной ориентации обеспечивает создание ценностного образа родной и иноязычной культуры. Наиболее полно этот процесс раскрывается через механизм ориентации, который может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям межкультур-ного взаимодействия. Продуктом данной стадии является сложившаяся иерархия ценностных ориентаций студента в сфере диалога родной и иноязычной культуры. Причем, в качестве ценностей этого диалога выступают такие константы коммуникации как «человек», «взаимоприятие», «информация», «ценностное отношение во времени, пространству» и так далее, то есть к тем реалиям языка и культуры, которые в сопоставительном анализе ментальных особенностей народов являются противоположными по значимости.

Самоопределение в контексте второй стадии формирования межкультурной компетентности

может быть определено как процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с личными и общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это своеобразный процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса. Механизм выбора как фактора ценностного самоопределения позволяет соотносить внешние обстоятельства и внутренние побуждения - потребности. Познавательная самостоятельность выступает результатом стадии межкультурного ценностного самоопределения и в контексте нашего исследования является показателем самоопределения студента в сфере познания, индикатором наличия ярко выраженной ориентации на познание как ценность. На основе обнаружения проявленной самостоятельности мы и судили о наличии факта ценностной ориентации.

В рамках нашего исследования мы рассматривали взаимодействие как согласованную деятельность субъектов для достижения совместных целей и результатов, решению значимой для них проблемы или задачи межкультурной коммуникации. Описанное содержание стадии наиболее полно раскрывается через механизм проекции, под которым мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Продуктом третьей стадии является готовность к межкультурной коммуникации.

Содержательная и процессуальная стороны аксиологической концепции формирования меж-культурной компетентности студентов, отраженные в модели этого процесса, успешно реализуются только при наличии педагогического потенциала образовательного пространства университета. В содержательном плане формирование межкультурной компетентности студентов осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительного анализа информации о видах продуктивного взаимодействия в различных культурных ареалах, с последующей реализацией полученных знаний в опыте репродуктивной и творческой коммуникативной деятельности. В процессуальном отношении межкультурная компетентность студентов основана на эмоционально-ценностном восприятии фактов поликультурного взаимодей-

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ствия, оцениваемого с точки зрения эффективности разрешения коммуникативных, лингвострановедческих и профессиональных задач меж-культурной коммуникации. Единство содержательной и процессуальной сторон формирования межкультурной компетентности достигается в диалоговом взаимодействии субъектов образовательного процесса, осуществляемого в тренинге, ролевых играх, имитационной деятельности, различных креативно-ценностных технологиях обучения.

Для формирования межкультурной компетентности студентов университета нами было разработано методическое обеспечение этого процесса [7], эффективность применения которого определялась способностью студентов продуктивно самоопределяться в сложных, имеющих несколько вариантов решения, поликультурных ситуациях. Причем, мы зафиксировали, что в ситуации выбора у студента появлялась профессионально-личностная необходимость и потребность перехода от простого отрицания иноязычной культуры к осознанному пониманию ее обусловленности системой нормативных ценностей общества.

Мы считаем, проведенное исследование положило начало появлению нового слоя студенчества в ОГУ, характеристиками которого выступают: интерес к изучению иностранного языка и иноязычной культуры, желание и активное участие в международных образовательных программах и проектах. Вместе с тем, не смотря на то, что мы в диссертационном исследовании и получили значительные положительную динамику формирования показателей межкультурной компе-

тентности, мы осознаем, что не все 100% студентов стали межкультурнокомпетентны. Поэтому, возможно, следует говорить об опытно-поисковом характере нашего исследования, который проявился в описании путей, прогнозировании и фиксации результатов процесса формирования межкультурной компетентности.

Библиографический список

1. Библер В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994. -С. 238-247.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. - СПб.: Изд-во СПбГУ 1996. - 152 с.

3. КирьяковаА.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. - 188 с.

4. Плужник И.Л. Формирование межкульут-рной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2003. - 46 с.

5. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Альфа-М. ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

7. Янкина Н.В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.