Научная статья на тему 'Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия'

Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФАЗЫ РАЗВИТИЯ / ИНТЕРАКЦИЯ / CROSSCULTURAL COMPETENCE / POLYETHNIC COMPETENCE / ETHNIC SELFCONSCIENCE / CROSSCULTURAL INTERACTION / EVALUATIVE ORIENTATION / DEVELOPMENT PHASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Наталия Сергеевна, Томин Виталий Вячеславович

В статье анализируются внешние и внутренние факторы, влиянию которых подвержено крос-скультурное взаимодействие. Одним их таких факторов могут выступать, например, личностные характеристики участников интеракции, среди которых особое внимание уделяется национальному сознанию и самосознанию. Этническое самосознание есть феномен, пребывающий в состоянии постоянных преобразований и изменений, который формируется под воздействием усваиваемой системы знаний и ценностей, позволяющий личности выступать в качестве полноправного участника кросскультурного взаимодействия. с точки зрения аксиологии, способность и готовность личности вступать в кросскультурное взаимодействие имеет, как минимум, три этапа: ценностная ориентация, ценностное самоопределение и ценностное взаимодействие. «Полиэтническая или кросскультурная компетентность» студентов университета, которая являясь условием эффективного кросскультурного взаимодействия, и в то же самое время, ее результатом, предполагает практическое применение и актуализацию знаниевой базы, теоретических норм, правил и категорий в культурно-бытовых сферах для установления коммуникативного канала и взаимопонимания с представителями различных этнических групп и культурных сообществ. Для определения педагогических механизмов развития кросскультурной компетентности студентов можно выделить ее компонентный состав, включающий когнитивный, аксиологический и праксеологический элементы, хотя в действительности их границы четко не обозначены и носят несколько идеализированный характер. Таким образом, кросскультурная (полиэтническая) компетентность студентов есть сложная антропоцентрично направленная система, характеризующаяся совокупностью аксиологического, когнитивного и деятельностного аспектов, обладающая следующими динамическими свойствами: формирования, функционирования и развития. Процесс развития кросскультурной компетентности заключается в личностной трансформации путем последовательного преобразования когнитивно-ценностных свойств личности субъекта образования в текущем реальном пространственно-временном измерении и обусловлен сменяющейся чередой различных фаз, этапов и уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Наталия Сергеевна, Томин Виталий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY STUDENTS POLYETHNIC COMPETENCE DEVELOPMENT DURING CROSSCULTURAL INTERACTION

The internal and external factors that can influence cross-cultural interaction, either providing or preventing its’ realization, are analyzed in the article. One of such factors is, for example, personal characteristics of the interaction participants, among which a very special attention is paid to the national conscience and self-conscience. Ethnic self-conscience is a phenomenon that is constantly being in the state of transformations and changes, and that is formed under the impact of the acquiring knowledge and evaluation system, allowing a person to act as a full member of cross-cultural interaction. Using the axiological approach, authors note that ability and readiness of a person to enter the cross-cultural interaction has at least 3 stages: evaluative orientation, evaluative self-orientation and evaluative interaction as such. The article comprises different definitions of «polyethnic or cross-cultural competence» of university students. Being the condition of effective cross-cultural interaction, and at the same time, its’ result, the polyethnic competence of students implies practical application and realization of knowledge ground, theoretical norms, rules and categories in cultural and social spheres in order to set a communicative channel and mutual understanding with the representatives of different ethnic groups and cultural communities. In order to define the mechanisms of cross-cultural competence development, there is its’ component structure emphasized and described in the article, including cognitive, axiological and praxeological elements, though their boundaries are vague in reality and have rather idealized character. Authors arrive to the conclusion that students crosscultural (polyethnic) competence is an intricate system anthropocentrically directed, which is characterized by total of axiological, cognitive and operational aspects, having the following dynamic properties: formation, functionality and development. Process of crosscultural competence development comprises personal transformation by means of gradual reformation of cognitive and evaluative properties of an individual in the current real space and time dimension and is stipulated by changing succession of diverse phases, stages and levels.

Текст научной работы на тему «Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия»

УДК 378

Сахарова Н.С., Томин В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: nssakharova@mail.ru; vnimot@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ КРОССКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье анализируются внешние и внутренние факторы, влиянию которых подвержено крос-скультурное взаимодействие. Одним их таких факторов могут выступать, например, личностные характеристики участников интеракции, среди которых особое внимание уделяется национальному сознанию и самосознанию.

Этническое самосознание есть феномен, пребывающий в состоянии постоянных преобразований и изменений, который формируется под воздействием усваиваемой системы знаний и ценностей, позволяющий личности выступать в качестве полноправного участника кросскультур-ного взаимодействия.

С точки зрения аксиологии, способность и готовность личности вступать в кросскультурное взаимодействие имеет, как минимум, три этапа: ценностная ориентация, ценностное самоопределение и ценностное взаимодействие.

«Полиэтническая или кросскультурная компетентность» студентов университета, которая являясь условием эффективного кросскультурного взаимодействия, и в то же самое время, ее результатом, предполагает практическое применение и актуализацию знаниевой базы, теоретических норм, правил и категорий в культурно-бытовых сферах для установления коммуникативного канала и взаимопонимания с представителями различных этнических групп и культурных сообществ.

Для определения педагогических механизмов развития кросскультурной компетентности студентов можно выделить ее компонентный состав, включающий когнитивный, аксиологический и праксеологический элементы, хотя в действительности их границы четко не обозначены и носят несколько идеализированный характер.

Таким образом, кросскультурная (полиэтническая) компетентность студентов есть сложная антропоцентрично направленная система, характеризующаяся совокупностью аксиологического, когнитивного и деятельностного аспектов, обладающая следующими динамическими свойствами: формирования, функционирования и развития.

Процесс развития кросскультурной компетентности заключается в личностной трансформации путем последовательного преобразования когнитивно-ценностных свойств личности субъекта образования в текущем реальном пространственно-временном измерении и обусловлен сменяющейся чередой различных фаз, этапов и уровней.

Ключевые слова: кросскультурная компетентность, полиэтническая компетентность, этническое самосознание, кросскультурное взаимодействие, ценностная ориентация, фазы развития, интеракция.

Динамичность образа жизни человека является причиной постоянных изменений, модернизаций и попыток усовершенствования различных сфер его деятельности. Уже очевидным признается факт, что к середине второго десятилетия XXI века существенным пертурбациям подвержена экономика, в то время как культурная система испытывает колоссальное, агрессивное давление, которое частично разрушает или даже уничтожает некоторые общности, формировавшиеся на протяжении длительного периода времени и сохранявшие приверженность традиционной национальной культуре. Возрастает вектор неприятия этнической идентичности, пропорционально снижаются показатели позитивного восприятия и отношения к целым этногруппам и отдельным их представителям. Соответственно, особо остро в условиях многонационального социума, разнообразия и многогранности социальных феноменов и процессов, встает

проблема поликультурности, которая является фундаментальным принципом стабильного развития общества, обеспечивая предпосылки для его интеграции в глобальное мировое культурно-образовательное пространство.

С точки зрения педагогической науки релевантным в изучении кросскультурного взаимодействия являются: закономерности его функционирования, которые проявляются в сознании, поведенческих реакциях, межсубъектных отношениях [15]; диверсификация и сопоставление специфики воспитания и обучения в различных культурах; условия формирования и развития личности в условиях межкультурного взаимодействия; проблемы повышения культурного уровня, передачи традиций и национальных обычаев, а также соответствующей системы ценностей [2], [21].

Очевидно, что кросскультурное взаимодействие подвержено влиянию определенных

факторов, способствующих или препятствующих его реализации. Одним их таких факторов выступают, на наш взгляд, личностные характеристики участников интеракции, среди которых стоит отметить национальное сознание и самосознание.

А.Г. Анаев, В.И. Козлов, Г.В. Старовойтова сходятся во мнении, что в диахронии этническое самосознание есть одновременно и продукт, и веская причина, влияющая на темп, содержание, направление различных этнических процессов, которое может обостряться или ослабевать - как спонтанно, так и в условиях целенаправленной, четко оформленной организации [25].

Опираясь на работы А. Гидденса, В.Г. Япринцева, И.П. Кушнира, О.А. Михневич, Ю.В. Бромеля, можно выделить общие черты, которые ученые соотносят с дефиницией «национальное самосознание» [11], [27]:

- осмысленное отождествление себя и внутреннего «Я» со своей нацией;

- принятие общности и единообразия истории, современности, будущих возможностей, тенденций и перспектив всей нации как единого целого;

- принятие общности и единообразия нации в социальной, культурно-языковой, экономической, административно-территориальной сферах;

- статус и позиция в иерархии социальных, общественных, внешнеэкономических и международных отношений;

- осознание системы потребностей и ценностей нации, в совокупности и сопоставлении с личностными интересами.

Этническое самосознание есть феномен, пребывающий в состоянии постоянных преобразований и изменений, который формируется под воздействием усваиваемой системы знаний и ценностей, позволяющий личности выступать в качестве полноправного участника кросскультурного взаимодействия [26].

В целом, способность и готовность личности вступать в кросскультурное взаимодействие с точки зрения аксиологии имеет не менее трех этапов: ценностной ориентации, ценностного самоопределения и, собственно, ценностного взаимодействия.

Ориентация, как процесс и результат, в системе полученных знаний, приобретенных, усвоенных ценностей, в опыте, накопленном несколькими поколениями, представляющими картину мира, которая ассимилируется субъектом интеракции - образует характер-

ный только для него, неповторимый, уникальный образ культуры [7].

В педагогическом процессе университета, где студент сталкивается с проблемами ориентации в поликультурной среде, в самом себе, в ситуациях настоящего и исторических событий прошлого, в моделировании будущего и построения перспективы собственного развития, также находит свое отражение и эволюция системы ценностей, с приоритетной направленностью на глобальные, общечеловеческие ценности общества [19]. Дилемма обнаруживается в необходимости включения в содержательную часть образовательного процесса, с одной стороны, «абсолютных» ценностей - эталонов и идеалов за все время существования человечества и, с другой стороны, специфических ценностей, присущих и актуальных для отдельной нации в определенный момент времени, которые могут соотноситься или, наоборот, противоречить друг другу, вступать в коллизию, взаимоисключать или провоцировать конфликт, агрессию.

Второй этап - самоопределение - можно представить как готовность личности выстраивать собственную жизненную траекторию в корреляции со своими индивидуальными ценностными ориентациями, как способность к рефлексии и саморегуляции жизнедеятельности и средство взаимодействия с внешним миром и обществом [12].

Одновременно, если рассматривать ценностное самоопределение через призму кросскультурного взаимодействия, то это есть и процесс, в ходе которого каждая личность реализует собственный выбор, опираясь при этом на осознанность своих способностей, потребностей, интересов, возможностей в соотнесенности с общими социальными установками [6], общекультурными ценностями в целях выведения, структурирования, некой систематизации своей жизненной позиции, а также своего статуса - личностного, социального и профессионального.

Характеристиками третьего этапа выступают уровни пересечения взаимодействующих культур и сила встречно направленных воздействий на ее участников [22]: кросскультурное «взаимоприятие», проявляющееся в толерантном восприятии чужеродной культуры; кросскультурное «взаимопонимание», выражающееся во взаимной адаптации, и кросскультурное «взаимоединение», суть которого - ассоциация и отождествление.

Развитие способности студента к осуществлению кросскультурного взаимодействия в информационно-образовательном поле университета подвержено влиянию со стороны как внутренних, так и внешних факторов всего процесса обучения.

Являясь условием эффективного крос-скультурного взаимодействия, и в то же самое время, ее результатом, полиэтническая компетентность студентов предполагает практическое применение и актуализацию знаниевой базы, теоретических норм, правил и категорий в культурно-бытовых сферах для установления коммуникативного канала и взаимопонимания с представителями различных этнических групп и культурных сообществ [19]. С другой стороны, для успешного достижения намеченных целей это обязывает (ограничивает) участников интеракции к более жесткому контролю использования языковых и речевых средств в текущем социокультурном контексте, к тщательному подбору стратегических и тактических принципов построения коммуникации, к аккуратному применению психологических приемов, социолингвистических, прагматических и невербальных средств выражения [10], [18].

Теоретический контент-анализ и концептуальный синтез позволяют выделить основные трактовки понятия «кросскультур-ная», «полиэтническая компетентность» и его синонимичные аналоги.

Межкультурная компетентность определяется Т.Н. Лисицыной как способность принять различия между людьми разных культур, языков, вероисповеданий, проявляя взаимное уважение друг к другу [13].

Схожий подход прослеживается у Т.В. Поштаревой и А.С. Купавской, которые приписывают этнокультурную компетентность к свойствам личности - совокупность независимых представлений, образов, знаний и личностных предположений об определенной культуре, этносе [4]. Согласимся, что это свойство может быть реализовано на практике через матричное взаимодействие, на основе определенной модели поведения личности, ее набора умений и навыков под влиянием национально-психологических особенностей участников интеракции, специфики воспитательного и образовательного процессов в полиэтнических средах, и прочих немаловажных факторов [23].

Созвучно и определение Т.В. Жуковой: исследователь связывает кросскультурную

компетентность с коммуникативной деятельностью, которую субъект взаимодействия воспринимает как естественную [5]. Здесь выделяются основные критерии: кросскуль-турная осведомленность (вся приобретенная знаниевая база об определенной нации/культуре, включая поведенческие сценарии и контекстные реакции); культурная идентичность (культурное и ценностное самоопределение, этническое самосознание); нормативная идентичность (владение социальными нормами и их принятие) [16], [1].

Определенный интерес также представляет взгляд В.Г. Крысько на этносоциальную компетентность, которая определяется как степень реализации на практике полученных знаний, умений и навыков, позволяющих адекватно реагировать на условия и специфику конкретных ситуаций кросскультурного взаимодействия с учетом обычаев, традиций, психологических портретов и паттернов [13], применяя при этом средства и приемы воздействия на условиях равенства, паритетности, доверия и согласия [8].

В рамках компетентностного подхода, мы придерживаемся мнения, что центром, ядром полиэтнической компетентности является студент, который в информационно-образовательном поле университета есть субъект деятельности с намерением установить коммуникативный, социальный, образовательный, экономический и культурный контакт с другими нациями, этническими группами или их представителями, «в рамках которого происходит обогащение интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности» [24, с. 8].

Обобщая научные представления о структурном составе полиэтнической или межкультурной компетентности студентов, можно выделить: матрицу, модель, грамотность, а также паттерны поведения и реагирования в условиях кросскультурного взаимодействия [20]; типологию этно-идентичности; акси-осферу кросскультурного взаимодействия; инструментарий вербальной коммуникации, а также просодики и паралингвистики; религиозную принадлежность и вероисповедание; традиции, обычаи, устои и т. п.

Более того, кросскультурная компетентность есть образовательный продукт, который может быть рассмотрен как феномен, результат педагогического процесса, «синтезирующий информационно-когнитивные,

деятельностные, практико-ориентированные и мотивационно-ценностные качества личности, соответствующие определенным социальным и личностным запросам, а также требованиям профессиональной сферы» [17, с. 12] и этнокультурного пространства.

В контексте интегративного качества, присущего субъекту кросскультурного взаимодействия, полиэтническая компетентность обладает следующими характеристиками: синтез определенных, конкретизированных знаний в области языкознания, социологии, культурологии, лингвистики, страноведения, психологии; владение вербальными, паравербальными средствами выражения и умениями, принципами поведения в соответствии с иноязычными правилами, ценностями и нормами; знание поведенческих паттернов и механизмов имитации, мимикрии, идентификации [14]; анализ стереотипов, обобщение и диверсификация; ценностная ориентация на культуру взаимодействующей стороны [9].

Кроме того, кросскультурная компетентность предполагает наличие интереса к менталитету культурного сообщества, личностную мотивацию к познанию иноязычной культуры [3], проявление толерантного отношения к ценностям чужой культуры, ее артефактам, признание диалога как базиса продуктивного межкультурного взаимодействия.

Говоря о компонентном составе кросскультурной компетентности, можно выделить когнитивный, аксиологический и праксеологический элементы, хотя в действительности их границы четко не обозначены и носят условный характер.

Когнитивный (гносеологический) компонент подразумевает познание субъектами кросскультурного взаимодействия теоретических основ и принципов такой интеракции, развитие речевой деятельности для осуществления иноязычной коммуникации.

Аксиологический компонент представлен набором ценностных ориентаций, имеющих как прямую, так и обратную зависимость от уровня владения общими и специализированными знаниями, а также лингвокомму-никативными умениями, релевантными для ситуации взаимодействия, которое в свою очередь воспринимается как процесс равнозначного обмена ценностями. Чем выше уровень владения когнитивными, практическими, оценочными, рефлексивными и организационными умениями в междисциплинарной

сфере, а также в профессиональной деятельности, тем продуктивнее кросскультурное взаимодействие и самореализация личности в информационно-образовательном поле диалога культур.

В позиции доминанты, однако, представлен именно праксеологический компонент или операционно-деятельностный, так как он способствует трансформации актов деятельности, поведенческих паттернов в интегративное качество личности, которое дает возможность решать как стереотипные, типичные, так и неординарные задачи и проблемы, возникающие в процессе кросскуль-турного взаимодействия.

Таким образом, кросскультурная компетентность - сложная антропоцентрично направленная система, характеризующаяся совокупностью аксиологического, когнитивного и деятельностного аспектов, обладающая динамическими свойствами: формирования, функционирования и развития.

Поскольку полиэтническая компетентность имеет уровневую, компонентную структуру, то можно предположить, что ее развитие происходит в комплексном количественно-качественном изменении соответствующих компетенций различного порядка в рамках кросскультурного взаимодействия, подчиняясь всеобщим законам диалектики.

Процесс развития кросскультурной компетентности заключается в личностной трансформации путем преобразования когнитивно-ценностных свойств личности субъекта образования в текущем реальном пространственно-временном измерении и обусловлен сменяющейся чередой различных фаз, этапов и уровней.

Отличительной чертой формирующей фазы является стремление к структурному балансу элементов в аспекте их внутренних количественно-качественных изменений.

Функциональная фаза представляет собой взаимодействие структур, отражающие системно-ценностное преобразование знаний об артефактах и объектах иноязычной культуры в систему умений, играющих важную роль в установлении кросскультурного диалога.

Подчеркнем, что обе эти фазы характеризуются количественными и качественными изменениями, происходящими внутри кросскультурной компетентности в результате взаимодействия субъектов внутри

информационно-образовательного поля и аксиологической среды.

Развивающая фаза начинается в момент смены целевых и ценностных установок студента и имеет аморфное, нестабильное состояние, ведущее к энтропии динамической и информационной систем.

Отметим, что общий тренд развития кросскультурной компетентности находится в восходящем коридоре, где нижняя граница обусловлена коммуникативными целями и «набором» ценностных отношений студента, тогда как верхняя линия проходит в точках максимума, отражающих сумму взаимодействий внутренних и внешних факторов крос-скультурного диалога.

Синусоида развития кросскультурной компетентности зависима от уровней развития ее отдельных структурных компонентов, от ориентации субъекта образовательного процесса в каждый период времени на меняющиеся социальные, культурные, интеллектуальные, профессиональные ценности,

а также от эмоциональных, деятельностных сфер и оценочной функции личности, выраженных в абсолютной величине.

Развитие кросскультурной компетентности проходит последовательно в три этапа, включающие: ознакомительный, формирующий и заключительный. При переходе от одного этапа к другому происходит собственно развитие личности субъекта в процессе кросскультурного взаимодействия с точки зрения ценностного переосмысления реалий окружающего информационного поля в соотнесенности национальной и иноязычной действительности. При этом показателем изменений личности в аспекте системы ценностей выступает глубина проникновения образа «Я» в пространство объективной реальности, имеющей для студента профессиональную значимость, в то время как динамика развития личности отражается уровнем «усвоения» иноязычных социальных, культурных, профессиональных и прочих ценностей, характерных для взаимодействующей стороны.

1.12.2014

Список литературы:

1. Богомолова, А.Ю. О лингвистических особенностях электронного перевода научно-технического текста / В.В. Томин, Н.В. Еремина, А.Ю. Богомолова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №11. -С. 199-205.

2. Бочкарева, Т.С. Учебный процесс в условиях университета как основной фактор развития речевой культуры и аксиологического потенциала личности / Т.С. Бочкарева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки Humanities, social-economic and social sciences. - Краснодар. - 2013. - №4. - С. 108-111.

3. Еремина, Н.В. Самостоятельная работа студентов с фономатериалом в условиях неязыкового бакалавриата / Н.В. Еремина, В.В. Томин // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всероссийской науч.-метод. конф.; Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2728-2732.

4. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера средствами иностранного языка / Л.А. Зарицкая // Вестник Омского университета. -2011. - №2. - С. 169.

5. Иванова, С.Г. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку / С.Г. Иванова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №5. - С. 143-147.

6. Кабанова, О.В. Изучение иностранного языка студентами в процессе самостоятельной работы / О.В. Кабанова, Г.В. Терехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - №4. -Ч. 3. - С. 92-94.

7. Кирьякова, А.В. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике: монография / А.В. Кирьякова и др. - М.: Изд-во «Дом педагогики», 2008. - 578 с.

8. Крапивина, М.Ю. Использование имитационно-моделирующих технологий в обучении студентов университета иноязычному профессионально-ориентированному общению / М.Ю. Крапивина // Образование и саморазвитие. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - №2. -С. 120-125.

9. Ксенофонтова, А.Н. Интернет-диалог и медиавзаимодействие в развитии речевой деятельности студентов / А.Н. Ксе-нофонтова, В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №12. - С. 54-59.

10. Ксенофонтова, А.Н. Теоретические и прикладные аспекты развития речевой деятельности: монография / А.Н. Ксенофонтова, Н.В. Еремина, В.В. Томин. - Оренбург: ОГУ, 2006. - 263 с.

11. Михневич, О.А. Национальное самосознание как интегративный признак нации / О.А. Михневич, В.Г. Япринцев. -Минск: Харвест, 2007. - 320 с.

12. Мосиенко, Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: автореферат дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Мосиенко. Оренбургский государственный университет. -Оренбург, 2012. - 42 с.

13. Науменко, А.В. Кросскультурная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения / А.В. Наумен-ко // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №4 (7). - С. 193-198.

14. Осиянова, А.В. Маркер-технология формирования лингвокоммуникативной культуры студента: монография / А.В. Осиянова, В.Л. Темкина, О.М. Осиянова. - Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. - 208 c.

15. Рул, А.А. Взаимодействие старшеклассников на уроках иностранного языка нетрадиционных форм, направленных на развитие иноязычной компетенции / В.В. Томин, А.А. Рул // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - №4. - Ч. 3. - С. 180-183.

16. Сахарова, Н.С. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве - времени высшего профессионального образования / Н.С. Сахарова, В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2. - С. 221-225.

17. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореферат дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.08. / Н.С. Сахарова. - Оренбургский государственный университет. - Оренбург, 2004. - 41 с.

18. Солодилова, И.А. Оценка как вид когнитивной деятельности и компонент лексического значения / И.А. Солодилова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №11 (117). - С. 86-89.

19. Солодкая, А.К. Готовность участников педагогического процесса к кросскультурному взаимодействию: критерии крос-скультурной компетентости и этнической толерантности / А.К. Солодкая // Науковi пращ. Педагопка. - 2012. - Випуск 176. - Т. 188. - С. 102-107.

20. Терехова, Г.В. Билингвальное образование: проблема социализации личности студента: монография / Под ред. Г.В. Терехова. - Оренбург, 2010.

21. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

22. Томин, В.В. Вектор диалоговых отношений в системе педагогических взаимодействий / В.В. Томин // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2013. - №4 (71). - С. 189-191.

23. Томин, В.В. Диалоговое взаимодействие как фактор сформированности самостоятельности магистрантов / В.В. Томин, Н.В. Еремина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всероссийской науч.-метод. конф.; Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2772-2778.

24. Томин, В.В. Технологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / В.В. Томин. - Оренбургский государственный университет. - Оренбург, 2006. - 22 с.

25. Хотинец, В.Ю. Этнокультурные особенности профессиональной рефлексии / В.Ю Хотинец, А.И. Троянская // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - №3. - С. 57-73.

26. Adler, P.S. Beyond Cultural Identity: Reflections on Multiculturalism / P.S. Adler // Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected readings. - Boston. London: Intercultural Press, 1998. - 272 p.

27. Giddens, A. The constitution of society / A. Giddens. - Oxford: Polity Press, 1997. - 179 p.

Сведения об авторах:

Сахарова наталия Сергеевна, заведующий кафедрой иностранных языков Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор,

е-mail: nssakharova@mail.ru

Томин Виталий Вячеславович, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент,

е-mail: vnimot@yandex.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 372433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.