Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда в полинациональных группах: развивающий потенциал кросскультурного взаимодействия'

Культурно-образовательная среда в полинациональных группах: развивающий потенциал кросскультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИНАЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / POLY-ETHNIC CLASS / COMMUNICATION / VALUE / CROSS-CULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Наталия Сергеевна, Томин Виталий Вячеславович

Полинациональные группы студентов определяются как «передовые группы», потому что участники этих групп демонстрируют наиболее эффективное проявление толерантности, социально-культурной адаптации и социальной ответственности. В ходе исследования был изучен характер кросскультурного взаимодействия внутри данных групп, обладающим значительным потенциалом с точки зрения развития толерантного сознания. Наблюдения за деятельностью полинациональных групп были проведены в следующих возрастных группах: (частично) старшеклассники общеобразовательных школ, а также бакалавры и магистранты высших образовательных учреждений Оренбургской области. Наличие выделенных качеств у студентов измерялась с помощью авторских методик, среди которых центральное место принадлежит методу идентификации. Была выявлена корреляция типов и уровней коммуникации в различных полинациональных группах, а также видов ценностных установок участников этих групп. Описаны направления, которые активируют потенциал кросскультурного взаимодействия в таких группах, представлены принципы создания культурно-образовательной среды как наиболее важного фактора в формировании личностных черт студента, определяющего его органическую и полную самореализацию в поликультурном пространстве социума. В ракурсе концепции кросскультурного взаимодействия основная ценность в образовательном процессе личность студента, а также личность преподавателя, а также их общее стремление к всесторонней эффективной интеракции. При этом, каждый студент, независимо от этнического происхождения, языка, политических и речевых различий, имеет возможность для своего полного личностного и профессионального развития. Развивающий потенциал кросскультурного взаимодействия в полинациональных группах детерминирован гибкостью системы педагогического сопровождения, установлением субъект-субъектных отношений между участниками интеракции и реализуется в культурно-образовательной среде в учебных ситуациях в процессе коллективной творческой деятельности в ходе построения знаний о мультикультурном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poly-ethnic groups of students are defined as “advanced groups”, because the participants of these groups demonstrate the most effective manifestation of tolerance, socio-cultural adaptation and social responsibility. The authors have studied the nature of cross-cultural interaction within these groups, which have a significant potential in terms of the development of tolerant consciousness. Observations of the activities of the poly-ethnic groups were conducted in the following age groups: (partly) senior pupils of general education schools, as well as bachelors and undergraduates of higher educational institutions of the Orenburg region. Presence of the allocated students’ qualities was measured by means of author’s techniques, among which the central place belongs to the method of identification. Correlation of types and levels of communication in various poly-ethnic groups, as well as types of value attitudes of participants in these groups, was revealed. The directions that activate the potential of cross-cultural interaction in such groups are described, the principles of creating a cultural and educational environment as the most important factor in shaping the personality traits of the student that determines its organic and complete self-realization in the multicultural space of the society are presented. In terms of the concept of cross-cultural interaction, the main value in the educational process is the student’s personality, as well as the personality of the teacher, and their common desire for comprehensive effective interaction. At the same time, every student, regardless of ethnic origin, language, political and speech differences, has the opportunity for their full personal and professional development. The developing potential of cross-cultural interaction in poly-national groups is determined by the flexibility of the pedagogical support system, the establishment of subject-subject relations among the participants of the interaction and is realized in the cultural and educational environment through the learning situations in the process of collective creative activity in the course of building knowledge about the multicultural world.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда в полинациональных группах: развивающий потенциал кросскультурного взаимодействия»

УДК 378

Сахарова Н.С., Томин В.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: nssakharova@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ: РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРОССКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Полинациональные группы студентов определяются как «передовые группы», потому что участники этих групп демонстрируют наиболее эффективное проявление толерантности, социально-культурной адаптации и социальной ответственности. В ходе исследования был изучен характер кросскультурного взаимодействия внутри данных групп, обладающим значительным потенциалом с точки зрения развития толерантного сознания. Наблюдения за деятельностью полинациональных групп были проведены в следующих возрастных группах: (частично) старшеклассники общеобразовательных школ, а также бакалавры и магистранты высших образовательных учреждений Оренбургской области.

Наличие выделенных качеств у студентов измерялась с помощью авторских методик, среди которых центральное место принадлежит методу идентификации. Была выявлена корреляция типов и уровней коммуникации в различных полинациональных группах, а также видов ценностных установок участников этих групп. Описаны направления, которые активируют потенциал кросскультурного взаимодействия в таких группах, представлены принципы создания культурно-образовательной среды как наиболее важного фактора в формировании личностных черт студента, определяющего его органическую и полную самореализацию в поликультурном пространстве социума.

В ракурсе концепции кросскультурного взаимодействия основная ценность в образовательном процессе - личность студента, а также личность преподавателя, а также их общее стремление к всесторонней эффективной интеракции. При этом, каждый студент, независимо от этнического происхождения, языка, политических и речевых различий, имеет возможность для своего полного личностного и профессионального развития. Развивающий потенциал кросскультурного взаимодействия в полинациональных группах детерминирован гибкостью системы педагогического сопровождения, установлением субъект-субъектных отношений между участниками интеракции и реализуется в культурно-образовательной среде в учебных ситуациях в процессе коллективной творческой деятельности в ходе построения знаний о мультикультурном мире.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, полинациональная группа, общение, ценностные отношения, кросскультурное взаимодействие

В XXI веке влияние культурного поля на формирование готовности человека к самореализации становится все более значимой [2]. Культура, развивающаяся на основе новых технологий - в первую очередь информационных, формирует разнообразные среды (музыка, экран, архитектурные и пространственные, и т. д.), которые оказывают значительное воздействие на человека [1; 10]. Особое значение в этом контексте имеет культурно-образовательная среда, поскольку это та самая среда, которая способствует эффективному развитию человеческих поведенческих стратегий и формированию личности через свою активную деятельность [6].

Методологическими предпосылками для создания развивающей культурно-образовательной среды являются идеи влияния среды на формирование личности обучающихся, содержащихся в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци. Исследование, проведенное

авторами в Оренбургском государственном университете, позволило сделать вывод о том, что многонациональные группы студентов разного возраста представляют «продвинутые группы», в которых происходит развитие личных качеств, таких как: готовность к социально-культурной адаптации, социальная ответственность, а также формируются умения конструктивного межкультурного диалога, который требует терпимости, коммуникативная компетентность, развитие культуры личности.

В целом, культурно-образовательную среду можно определить как наиболее важный фактор в формировании личностных черт, которые определяют его органическую и полную самореализацию в поликультурном пространстве [4; 19; 21]. В этом контексте ее характеристиками являются: 1) ориентация на организацию успешной жизнедеятельности студентов, 2) условия, определяющие гибкую динамику их

познавательной деятельности, 3) способность превращать интеллектуальную деятельность в личную культуру.

Культурно-образовательная среда в процессе кросскультурного взаимодействия выполняет основные и комплементарные функции [7; 14; 23]: гуманитарно-образовательную; социально-адаптивную; культурологическую; коммуникативную; образовательную и развивающую.

В ходе исследования были выявлены основные компоненты, которые следует учитывать при создании такой среды и реализации педагогического сопровождения для студентов в процессе кросскультурного взаимодействия.

Основные принципы организации культурно-образовательной среды [20; 22]:

- проблемно-тематическое структурирование культурно-приемлемого содержания образования;

- использование инновационных образовательных технологий (создание диалогического пространства в группе, проектные технологии, самостоятельная исследовательская деятельность студентов, деловые игры, драматизация, игра, моделирование и т. д.);

- корреляция в культурной и образовательной среде динамики культуры и личности;

- активизация специальных механизмов культурного саморазвития личности, учитывая самые важные условия жизнедеятельности системы «личность - социальное сообщество», а также нормы и требования, регулирующие их взаимосвязь.

Особые принципы культурно-образовательной среды [5; 15; 17]:

- включение элементов этнопедагогики в учебный процесс (элективные и специальные курсы, использование принципов национального образования, с одной стороны, и преодоление стереотипов этнопедагогики, с другой);

- концептуальные идеи поликультурного образования;

-регионализация образования;

- определение содержания образования по ведущим культурным традициям, идеям толерантности, религиозной терпимости, национальных и универсальных ценностей;

- ознакомление студентов с ценностями мультикультурализма;

- формирование интереса студентов к проблемам самореализации в поликультурном мире.

Принципы культуротворческого построения содержания учебного процесса в полинациональных группах [3; 13; 26]:

- контекстный социокультурный подход к обучению;

- диалогизация учебно-воспитательного процесса;

- семиотическая неоднородность;

- регионализация;

- передача содержимого с уровня ценностей до уровня личных значений, целостность источников содержания образования;

- перенос акцента на творческое проявление каждого учащегося в различных видах деятельности.

Ведущие компоненты учебного процесса, которые создают необходимые условия для полной самореализации каждого студента в поликультурной среде [11; 16; 25]:

- воспитание чувства гражданской ответственности и активной жизненной позиции;

- открытость для понимания специфики другой культуры, осуществления межкультурного диалога и кросскультурного взаимодействия;

- развитие готовности сохранять культурные и исторические ценности;

- развитие и совершенствование художественного образования на всех уровнях, включая подготовку и профессиональное развитие преподавателей.

Направления организации культурно-образовательной среды в полинациональной группе [19; 29; 31]:

- знакомство студентов как с национальной, так и с общероссийской и мировой культурой;

- моральное и гражданское воспитание молодежи;

- развитие ноосферного сознания;

- формирование готовности и способности проводить конструктивный межкультурный диалог в полинациональном пространстве в процессе кросскультурного взаимодействия.

Этапы создания культурно-образовательной среды (с повышением уровня и усложнением педагогических задач) [8; 18; 27; 28]:

- проектирование и диагностика (1 этап): диагностика уровня культурно-образовательной среды, мониторинг образовательного процесса, определение направлений педагогической дея-цельности, подготовка программно-методического обеспечения для реализации модели создания культурно-образовательной среды;

- деятельность (2 этап): создание условий для кросскультурного взаимодействия, обобщение контрольных и диагностических материалов, организация работы творческих групп преподавателей для подготовки методических материалов, рекомендации по организации культурно-образовательной среды, практическая реализация кросскультурного взаимодействия в полинациональных творческих коллективах.

- обобщение (3 этап): обобщение экспериментального материала, создание методических рекомендаций по созданию культурно-образовательной среды в творческих коллективах многонационального региона, подготовка учебных программ для организации курсов для повышения квалификации преподавателей.

Кроме того, были определены уровни развития личностных качеств студентов, значимых для социально-культурной адаптации, самореализации и конструктивного диалога в условиях кросскультурного взаимодействия в образовательных учреждениях многонационального региона: высокий (уровень готовности к углубленному независимому развитию этих качеств); средний (освоение необходимых знаний и умений для реализации межкультурного диалога и самонастройка в поликультурной среде); элементарный (наличие знаний об особенностях социокультурной адаптации в поликультурной среде при отсутствии умений конструктивного диалога и низкий уровень коммуникативной компетенции); низкий (отсутствие мотивации для самореализации в поликультурной среде).

Культурно-образовательная среда отражается в продуктах коллективного творчества, в воспитании и надлежащей подготовке студентов полинациональной группы, способных продуктивно сотрудничать с преподавателями и другими участниками, в творчески заря-

женной атмосфере активности. В этом случае основная ценность в образовательном процессе - личность студента, а также личность преподавателя, а также их общее стремление к всестороннему эффективному кросскультурно-му взаимодействию. Процессы, происходящие в рамках такого взаимодействия, обусловлена его эстетической полнотой и гуманистической ориентацией [9; 24; 30].

Важно подчеркнуть, что в условиях культурно-образовательной среды полинациональной группы, участники постоянно находятся в ситуация диалога культур - это касается как творческой деятельности, так и общения в коллективе. Поэтому в данной среде студент сталкивается с дилеммой: сохранение его культурной самобытности и адаптации в поликультурной среде.

Обобщение результатов исследования позволило определить значимость культурно-образовательной среды в оказании более эффективного влияния на развитие студента в целях более полного раскрытия его творческого потенциала в современном мультикультурном социуме. Такая среда создается в процессе коллективного творчества деятельности в полинациональной группе.

Развивающий потенциал кросскультурно-го взаимодействия в полинациональных группах детерминирован в основном следующими факторами:

- гибкость системы педагогического сопровождения, основанная на идеях личностно-ориентированного обучения [3] и квалифицированное педагогическое взаимодействие [12], когда преподаватель подчеркивает приоритет личности студента как активного носителя субъективного опыта, сформированного задолго до влияния специально организованного обучения;

- установление таких отношений между участниками образовательного процесса в полинациональной группе, где каждый студент, независимо от этнического происхождения, языка, политических и речевых различий, имеет возможность для своего полного личностного и профессионального развития;

- в коллективной творческой деятельности в процессе построения знаний о мультикуль-турном мире и имманентном месте каждого

человека в нем, создаются ситуации, которые способствуют преодолению аксиобарьеров, предрассудков и стереотипов, а также сти-

мулируют рост социальной ответственности студентов и интерес к культурным ценностям других народов.

22.08.2017

Список литературы:

1. Белоновская, И. Д. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса будущего техника / И. Д. Бе-лоновская, Ю.В. Васильева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - С. 509.

2. Богомолова, А.Ю. Взаимодействие в развитии иноязычной речевой деятельности студентов нелингвистических специальностей / А.Ю. Богомолова, Н.В. Еремина // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т.4. - №2. - URL: http://mir-nauki.com/ PDF/50PDMN216.pdf

3. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д, 1995. - 203 с.

4. Бочкарева, Т.С. Формирование иноязычной компетенции студентов в информационном поле кросскультурного взаимодействия / Т.С. Бочкарева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - №6. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-27

5. Витвицкая, Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: монография / Л. А. Витвиц-кая. - М.: Дом Педагогики, 2009. - 283 с.

6. Еремина, Н.В. Самостоятельная работа студентов с фономатериалом в условиях неязыкового бакалавриата / Н.В. Еремина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2014. - С.2728-2732.

7. Иванова, С.Г. Методика использования подкастов в процессе обучения иностранным языкам в университете / С.Г. Иванова, Е.В. Дмитриева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №2 (190). - С. 20-25.

8. Кабанова, О.В. Этапы обучения речевому общению будущих инженеров на занятиях по иностранному языку / О.В. Кабанова, Г.В. Терехова, Т.С. Бочкарева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №1. - С.99-103.

9. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

10. Каргапольцева, Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всерос. научно-методической конференции. - 2014. - С. 3746-3750.

11. Кирьякова, А.В. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая // Инновации в науке. - 2012. - №9. - С. 62-73.

12. Коломинский, Я. Л. Изучение педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский // Советская педагогика. - 1991. - №10. -С. 36 - 42.

13. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е.В. Коротаева. - М.: Academia, 2007. - 256 с.

14. Крапивина, М.Ю. Технологические аспекты обучения студентов иноязычному профессионально-ориентированному общению / М.Ю. Крапивина, Т.С. Бочкарева // Дискуссия. - 2016. - №6(69). - С. 130-136.

15. Ксенофонтова, А.Н. Интернет-диалог и медиа-взаимодействие в развитии речевой деятельности студентов / А.Н. Ксенофонтова // Вестник Оренбургского государственного университета: приложение «Гуманитарные науки». - 2005. - № 12. - С. 54-59.

16. Ольховая, Т.А. Субъектно-ориентированные технологии профессионального образования / Т.А. Ольховая // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2014. - С. 2642-2646.

17. Рул, А.А. Взаимодействие старшеклассников на уроках иностранного языка нетрадиционных форм, направленных на развитие иноязычной компетенции / А.А. Рул // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. - №4. - Ч.3. - С.180-183.

18. Рындак, В.Г. Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития / В.Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - №4(108). - С. 7-14.

19. Сахарова, Н.С. Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия / Н.С. Сахарова, В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №2. - С.144-152.

20. Темкина, В. Л. Речевая образовательная ситуация в формировании лингвокоммуникативной культуры студента в иноязычном деловом общении / В. Л. Темкина, М.Ю. Фадеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№11(130). - С. 237-243.

21. Терехова, Г.В. Билингвизм - к вопросу об изучении иностранных языков как средства межкультурной коммуникации / Терехова Г.В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 6. - С.123-128.

22. Терехова, Г.В. Самостоятельная деятельность студентов в условиях уровневого образования / Терехова Г.В. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2014. - С. 2768-277.

23. Томин, В.В. Дидактические принципы использования информационного поля в условиях кросскультурного взаимодействия / В.В. Томин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5 (часть 3) - С. 605-609.

24. Томин, В.В. Технологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - 22 с.

25. Томин, В.В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия / В.В. Томин // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал, 2015. - №1; URL: www.science-education.ru/121-17779 (Дата обращения: 31.05.2015)

26. Янкина, Н.В. Взаимосвязь культуры и образования как характеристика современной образовательной парадигмы / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - №5-3(5). - С. 62-63.

27. Eremina, N.V. University students' self-development through the online cross-cultural interaction in the foreign language information field / N.V. Eremina // Bulletin of the Orenburg State University. - 2016. - №1(189). - С. 71-75.

28. Stukalova, O. Cultural and educational environment of poly-national scientific creative groups: developing potential and principles of creation // O. Stukalova, T. Ilkevich, S. Ostanina, et al. - Man in India. - 97(14). - 2017. - Pp. 173-183.

29. Terkhova, G.V. Intercultural Adaptation of Students in the Information Field of Cross Cultural Interaction / GV Terkhova, NV Eremina, et al. - Global Media Journal. - 2016, S2: 7.

30. Williams, T.R. Exploring the impact of study abroad on students' intercultural communication skills: Adaptability and sensitivity / T.R. Williams // Journal of Studies in International Education. - 2005. - № 9(4). - Pp. 356 - 371.

31. Zielinksi, B.A.Z. Study abroad length of program influence on cross-cultural adaptability / B.A.Z. Zielinksi // Unpublished master's thesis, Virginia Polytechnic Institute and State University, Blacksburg, VA, 2007. - 58 p.

Сведения об авторах:

Сахарова Наталия Сергеевна, заведующий кафедрой иностранных языков Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, професоор,

e-mail: nssakharova@mail.ru

Томин Виталий Вячеславович, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент,

e-mail: vnimot@yandex.ru

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.