Научная статья на тему 'Внутренняя система оценки качества образования как инструмент управления общеобразовательной организацией'

Внутренняя система оценки качества образования как инструмент управления общеобразовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Е. В.

Статья посвящена особенностям разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в общеобразовательной организации. Описываются основные принципы, цель, задачи и объекты ВСОКО в школе. Подробно рассмат риваются основные этапы реализации модели ВСОКО: аналитико-прогностический, организационно-деятельностный и продуктивный. В заключении представлены результаты внедрения модели ВСОКО в МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренняя система оценки качества образования как инструмент управления общеобразовательной организацией»

УДК 371.3

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Е.В. Еремина

Статья посвящена особенностям разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в общеобразовательной организации. Описываются основные принципы, цель, задачи и объекты ВСОКО в школе. Подробно рассматриваются основные этапы реализации модели ВСОКО: аналитико-прогностический, органи-зационно-деятельностный и продуктивный. В заключении представлены результаты внедрения модели ВСОКО в МКОУ СОШ № 1 г. Ка-рабаша.

Ключевые слова: общее образование, качество образования, внутренняя система оценки качества образования, образовательные результаты.

Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определена необходимость функционирования в образовательной организации (далее - ОО) системы оценочной деятельности. Каждая организация, согласно федеральному законодательству, исходя из ее целевых установок, самостоятельно определяет ее параметры, разрабатывает особую систему оценки результатов [4].

В основе управления и оценки качества образования в ОО находится внутришкольный контроль, своевременно выявляющий нарушения и недостатки в деятельности образовательной организации; Методический Совет школы, отслеживающий и анализирующий состояние образовательного процесса, определяющий направление деятельности по повышению качества образования; ВСОКО, обеспечивающая аудит текущего состояния образовательной системы, информационную открытость ОО, являющаяся инструментом управления качеством образования.

При формировании ВСОКО МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша мы руководствовались следу-

ющими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Приказом МОиН Челябинской области от 14.11.2016 г. № 01/3525 «Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области».

В ходе работы над ВСОКО образовательной организации была усовершенствована нормативно-правовая база: разработано Положение о ВСОКО МКОУ СОШ №1, внесены изменения в Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, в Положение о системе оценивания планируемых результатов, в Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, в Положение о внутриш-кольном контроле, в Положение о порядке обучения по индивидуальным учебным планам в пределах образовательных программ.

При формировании ВСОКО необходимо учитывать внешние оценочные процедуры, которые диктуют необходимость встраивания ВСОКО в систему внешней оценки качества образования, а потому модель ВСОКО должна выражать степень соответствия достигаемых образовательных результатов внешней оценке качества образования [1, 3].

Основным документом институционального уровня, регламентирующим деятельность по организации системы оценочной деятельности, является Положение о ВСОКО, раскрывающее функциональность модели ВСОКО, определяющее её цель, задачи, принципы, механизмы, инструментарий и периодичность оценивания, организационную структуру.

Реализация модели ВСОКО в образовательной организации осуществляется поэтапно: аналитико-прогностический этап (подготовительный) - 2016-2017 гг.; организационно -деятельностный этап - 2018-2020 гг.; продуктивный этап - 2021-2022 гг.

Модель ВСОКО строится на принципах: реалистичности; открытости оценки качества образования; оптимальности и эффективности образования; инструментальности и технологичности используемых показателей; объективности, достоверности информации о качестве образования; доступности; соблюдения морально-этических норм; использования самоанализа и самооценки деятельности.

Объектами ВСОКО выступают: качество результата, которое просматривается через достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего (далее - НОО), основного общего (далее - ООО) и среднего общего образования (далее - СОО); качество процесса, выражается в требовании к содержательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также качество условий, в том числе управленческих, реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Цель реализации внутренней системы оценки качества образования - это совершенствование управления качеством образования, с использованием анализа ключевых факторов внешних показателей, через эффективную реализацию основных образовательных программ НОО, ООО, СОО,

Основные задачи:

1. определить эффективные управленческие механизмы, обеспечивающие управление кадровым потенциалом для повышения качества образования в МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша;

2. совершенствовать содержание деятельности ОО по реализации системы ВСОКО для обеспечения качества процесса и качества результата;

3. сформировать ресурсную базу и обеспечить функционирование мониторинга качества образования.

Содержательный компонент модели позволяет реализовывать поставленные задачи.

Согласно организационной структуре ВСОКО распределены полномочия для обеспечения управления кадровым потенциалом между администрацией школы, Методическим Советом, Управляющим Советом и Педагогическим Советом.

С 2017 года школа реализует основную образовательную программу СОО. Первые выпускники, обучающиеся по ФГОС СОО, показали хорошие результаты в рамках государственной итоговой аттестации.

Спроектирована деятельность администрации по работе с педагогами. Школа с 2018 года является региональной инновационной площадкой по теме «Управление кадровым потенциалом на основе совершенствования процедуры аттестации педагогических кадров». В ходе работы над проектом разработаны методические рекомендации по работе в информационной системе аттестации педагогических работников (ИС АПР), в которые вошли: регламент работы в ИС АПР на школьном уровне [2], циклограмма работы в ИС АПР, порядок подготовки представления на аттеста-

цию на соответствие занимаемой должности, краткие рекомендации по заполнению ИС АПР. Разработана система мониторинга развития профессиональных компетенций педагога, направленных на повышение качества образования в межаттестационный период, что позволяет использовать данные ИС АПР в составлении персонифицированных программ педагогов, ведь именно индивидуальные образовательные программы могут рассматриваться как вектор развития педагога и своевременно решать проблему «качества учителей».

В ОО создан банк оценочных материалов для проведения мероприятий ВСОКО. Составление и использование оценочных материалов регламентируется положением об оценочных процедурах, о промежуточной и текущей аттестации, об индивидуальном проекте. Инструментарий оценивания разработан по предметам и по форме проведения. Достижение предметных результатов просматривается через контрольные работы, практические работы, тестовые материалы, диктанты, а достижение метапредметных результатов через комплексные работы, индивидуальный проект. Разработана тематика индивидуальных проектов.

В 2019 году МКОУ СОШ №1 стала опытно-экспериментальной площадкой института стратегии развития образования РАО по теме «Апробация примерной программы воспитания». В рамках данной деятельности разработана и проходит экспертизу программа воспитания.

Процессуальный компонент модели реализуется через следующие формы организации системы оценочной деятельности достижения предметных, метапредметных и личностных результатов:

- текущая и промежуточная аттестация;

- внешние оценочные процедуры: ВПР, НИКО, РИКО, ГИА;

- школьный этап научно-практические конференции «Первые шаги в науку», «Я исследователь»;

- школьный этап Всероссийской и областной олимпиад школьников;

защита индивидуального проекта в

рамках «Фестиваля наук»;

- предметные мероприятия в форме «Вор-кшопа», в рамках подготовки к ГИА;

- школьный этап региональных соревнований «Русский силомер» при участии социального партнера РМК;

- школьные малые олимпийские игры;

- школьный этап «Президентские состязания».

Кружковая и внеурочная деятельность реализуется через модель технопаркового движения «Вектор будущего», которая охватывает все ступени школьного образования с 1 по 11 класс и логично выстраивается от пропедевтических курсов начальной школы, профдиаг-ностических курсов 5-7 классов, курсов профподготовки 8-9, заканчивается курсами старшей школы «Успех каждого ребенка».

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями представлена такими формами работы, как научное общество учащихся (НОУ), индивидуальное обучение, семейное обучение. Работа с родителями организуется как традиционными формами -родительские собрания и конференции, заседания Управляющего Совета, так и новыми формами - родительские акции («Школьная столовая», «Школьная форма», «Родительский патруль»), презентационный проект «Аксиома», проект «День открытых дверей».

Для проведения оценочных процедур используются следующие методы: диагностика, контроль, индивидуальный, групповой и коллективный анализ, экспертиза, наблюдение, измерение, тестирование, опрос.

Ресурсная составляющая определяет качество условий реализации основной образовательной программы и сводится к общей оценке организационной структуры ОО и функционирования отделов по следующим параметрам: материально-техническое и информационное оснащение, выполнение санитарно-гигиенических требований и организация медицинского сопровождения, микроклимат (здоровьесберегающие условия), соответствие педагогов требованиям профстандартов (кадровые условия), а также ведение документооборота и оценка наличия и

соответствия локальных актов установленным требованиям (качество управления). В рамках проекта «Ресурсная школа» разработана адаптированная основная образовательная программа, создаются условия для детей с ОВЗ, приобретается программное обеспечение, оборудование.

Открытость информационного пространства достигается через работу сайта, интерактивные сервисы, школьные информационные стенды, работу школьного телевидения «Сова» и школьную газету «Наше время», через деятельность Управляющего Совета, волонтерского движения, тесного взаимодействия с социальными партнерами.

Результаты внедрения модели ВСОКО и работы на процессуально-деятельностном этапе формируют результативный компонент модели ВСОКО:

1. сформирована система ВСОКО в МКОУ СОШ J№1 г. Карабаша;

2. создан банк оценочных материалов;

3. создан инструментарий для проведения процедур оценивая;

4. сформирована система общественного наблюдения и общественной экспертизы в МКОУ СОШ J 1;

5. сформирована система информационной открытости в МКОУ СОШ J№ 1 г. Карабаша;

6. обобщен и распространяется опыт работы с системой ВСОКО.

Таким образом, внедряя данную модель ВСОКО, наша образовательная организация планирует мотивировать педагогов на высокие образовательные результаты, получить высокие образовательные результаты обучающихся, подготовить выпускников к учебе, жизни и труду, создать надежную и комфортную среду, получить доверие социума.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А.А. Барабас,

Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова [и др.] -Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 129 с.

2. Ильясова О.А. Информационная система программно-технического комплекса аттестации педагогических работников: сборник инструкций пользователей / О.А. Ильясова, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова - Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 80 с.

3. О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область) : письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 - URL : http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (дата обращения: 08.08.2020).

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.08.2020).

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I. V. Latypova [i dr.] -Chelyabinsk : RTSOKIO, 2017. - 129 s.

2. Il'yasova O.A. Informatsionnaya sistema programmno-tekhnicheskogo kompleksa attestatsii pedagogicheskih rabotnikov: sbornik instruktsiy pol'zovateley / O.A. Il'yasova, R.F. Aristova, O.O. Tashkinova - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 80 s.

3. O regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') : pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974 - URL : http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (data obrashcheniya: 08.08.2020).

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) - URL :

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 08.08.2020).

Сведения об авторе

Еремина Елена Владимировна - директор МКОУ СОШ № 1, Челябинская обл.,

r Kapaôam

Information about author Eremina E.V. - Director of Municipal State Educational Institution Secondary General School N° 1 , Chelyabinsk region, Karabash

УДК 373.2

ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Т.А. Ищенко, И.Я. Вешкина, Г.И. Никулина

В статье описывается опыт организации сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по работе с одаренными детьми в рамках научно-технической направленности. Представлена структура организации такого взаимодействия, перечислены задачи, решаемые каждым из её структурных элементов. Приведены примеры создания условий и организации работы в дошкольной образовательной организации по обеспечению самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

детей. Доказано, что сетевое взаимодействие, организованное в городе, позволяет устранять профессиональные затруднения педагогов, что позволяет им, в свою очередь, качественно подготавливать воспитанников к конкурсам технического творчества, и даёт положительные результаты освоения основной образовательной программы.

Ключевые слова: муниципальная система оценки качества образования, дошкольное образование, основная образовательная программа, техническое творчество, кадровые условия, вариативные оценочные процедуры, сетевое взаимодействие.

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) направлена на создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [12].

Техническое творчество в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) представлено в определенных направлениях развития детей дошкольного возраста - это образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-этетическое развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активно сти; художе ственно-эстетиче ско е развитие - реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей [12].

Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников: результаты ее освоения представлены через целевые ориентиры, которые предполагают формиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.