УДК 371.3
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Е.В. Еремина
Статья посвящена особенностям разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в общеобразовательной организации. Описываются основные принципы, цель, задачи и объекты ВСОКО в школе. Подробно рассматриваются основные этапы реализации модели ВСОКО: аналитико-прогностический, органи-зационно-деятельностный и продуктивный. В заключении представлены результаты внедрения модели ВСОКО в МКОУ СОШ № 1 г. Ка-рабаша.
Ключевые слова: общее образование, качество образования, внутренняя система оценки качества образования, образовательные результаты.
Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определена необходимость функционирования в образовательной организации (далее - ОО) системы оценочной деятельности. Каждая организация, согласно федеральному законодательству, исходя из ее целевых установок, самостоятельно определяет ее параметры, разрабатывает особую систему оценки результатов [4].
В основе управления и оценки качества образования в ОО находится внутришкольный контроль, своевременно выявляющий нарушения и недостатки в деятельности образовательной организации; Методический Совет школы, отслеживающий и анализирующий состояние образовательного процесса, определяющий направление деятельности по повышению качества образования; ВСОКО, обеспечивающая аудит текущего состояния образовательной системы, информационную открытость ОО, являющаяся инструментом управления качеством образования.
При формировании ВСОКО МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша мы руководствовались следу-
ющими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказом МОиН Челябинской области от 14.11.2016 г. № 01/3525 «Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области».
В ходе работы над ВСОКО образовательной организации была усовершенствована нормативно-правовая база: разработано Положение о ВСОКО МКОУ СОШ №1, внесены изменения в Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, в Положение о системе оценивания планируемых результатов, в Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, в Положение о внутриш-кольном контроле, в Положение о порядке обучения по индивидуальным учебным планам в пределах образовательных программ.
При формировании ВСОКО необходимо учитывать внешние оценочные процедуры, которые диктуют необходимость встраивания ВСОКО в систему внешней оценки качества образования, а потому модель ВСОКО должна выражать степень соответствия достигаемых образовательных результатов внешней оценке качества образования [1, 3].
Основным документом институционального уровня, регламентирующим деятельность по организации системы оценочной деятельности, является Положение о ВСОКО, раскрывающее функциональность модели ВСОКО, определяющее её цель, задачи, принципы, механизмы, инструментарий и периодичность оценивания, организационную структуру.
Реализация модели ВСОКО в образовательной организации осуществляется поэтапно: аналитико-прогностический этап (подготовительный) - 2016-2017 гг.; организационно -деятельностный этап - 2018-2020 гг.; продуктивный этап - 2021-2022 гг.
Модель ВСОКО строится на принципах: реалистичности; открытости оценки качества образования; оптимальности и эффективности образования; инструментальности и технологичности используемых показателей; объективности, достоверности информации о качестве образования; доступности; соблюдения морально-этических норм; использования самоанализа и самооценки деятельности.
Объектами ВСОКО выступают: качество результата, которое просматривается через достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего (далее - НОО), основного общего (далее - ООО) и среднего общего образования (далее - СОО); качество процесса, выражается в требовании к содержательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также качество условий, в том числе управленческих, реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Цель реализации внутренней системы оценки качества образования - это совершенствование управления качеством образования, с использованием анализа ключевых факторов внешних показателей, через эффективную реализацию основных образовательных программ НОО, ООО, СОО,
Основные задачи:
1. определить эффективные управленческие механизмы, обеспечивающие управление кадровым потенциалом для повышения качества образования в МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша;
2. совершенствовать содержание деятельности ОО по реализации системы ВСОКО для обеспечения качества процесса и качества результата;
3. сформировать ресурсную базу и обеспечить функционирование мониторинга качества образования.
Содержательный компонент модели позволяет реализовывать поставленные задачи.
Согласно организационной структуре ВСОКО распределены полномочия для обеспечения управления кадровым потенциалом между администрацией школы, Методическим Советом, Управляющим Советом и Педагогическим Советом.
С 2017 года школа реализует основную образовательную программу СОО. Первые выпускники, обучающиеся по ФГОС СОО, показали хорошие результаты в рамках государственной итоговой аттестации.
Спроектирована деятельность администрации по работе с педагогами. Школа с 2018 года является региональной инновационной площадкой по теме «Управление кадровым потенциалом на основе совершенствования процедуры аттестации педагогических кадров». В ходе работы над проектом разработаны методические рекомендации по работе в информационной системе аттестации педагогических работников (ИС АПР), в которые вошли: регламент работы в ИС АПР на школьном уровне [2], циклограмма работы в ИС АПР, порядок подготовки представления на аттеста-
цию на соответствие занимаемой должности, краткие рекомендации по заполнению ИС АПР. Разработана система мониторинга развития профессиональных компетенций педагога, направленных на повышение качества образования в межаттестационный период, что позволяет использовать данные ИС АПР в составлении персонифицированных программ педагогов, ведь именно индивидуальные образовательные программы могут рассматриваться как вектор развития педагога и своевременно решать проблему «качества учителей».
В ОО создан банк оценочных материалов для проведения мероприятий ВСОКО. Составление и использование оценочных материалов регламентируется положением об оценочных процедурах, о промежуточной и текущей аттестации, об индивидуальном проекте. Инструментарий оценивания разработан по предметам и по форме проведения. Достижение предметных результатов просматривается через контрольные работы, практические работы, тестовые материалы, диктанты, а достижение метапредметных результатов через комплексные работы, индивидуальный проект. Разработана тематика индивидуальных проектов.
В 2019 году МКОУ СОШ №1 стала опытно-экспериментальной площадкой института стратегии развития образования РАО по теме «Апробация примерной программы воспитания». В рамках данной деятельности разработана и проходит экспертизу программа воспитания.
Процессуальный компонент модели реализуется через следующие формы организации системы оценочной деятельности достижения предметных, метапредметных и личностных результатов:
- текущая и промежуточная аттестация;
- внешние оценочные процедуры: ВПР, НИКО, РИКО, ГИА;
- школьный этап научно-практические конференции «Первые шаги в науку», «Я исследователь»;
- школьный этап Всероссийской и областной олимпиад школьников;
защита индивидуального проекта в
рамках «Фестиваля наук»;
- предметные мероприятия в форме «Вор-кшопа», в рамках подготовки к ГИА;
- школьный этап региональных соревнований «Русский силомер» при участии социального партнера РМК;
- школьные малые олимпийские игры;
- школьный этап «Президентские состязания».
Кружковая и внеурочная деятельность реализуется через модель технопаркового движения «Вектор будущего», которая охватывает все ступени школьного образования с 1 по 11 класс и логично выстраивается от пропедевтических курсов начальной школы, профдиаг-ностических курсов 5-7 классов, курсов профподготовки 8-9, заканчивается курсами старшей школы «Успех каждого ребенка».
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями представлена такими формами работы, как научное общество учащихся (НОУ), индивидуальное обучение, семейное обучение. Работа с родителями организуется как традиционными формами -родительские собрания и конференции, заседания Управляющего Совета, так и новыми формами - родительские акции («Школьная столовая», «Школьная форма», «Родительский патруль»), презентационный проект «Аксиома», проект «День открытых дверей».
Для проведения оценочных процедур используются следующие методы: диагностика, контроль, индивидуальный, групповой и коллективный анализ, экспертиза, наблюдение, измерение, тестирование, опрос.
Ресурсная составляющая определяет качество условий реализации основной образовательной программы и сводится к общей оценке организационной структуры ОО и функционирования отделов по следующим параметрам: материально-техническое и информационное оснащение, выполнение санитарно-гигиенических требований и организация медицинского сопровождения, микроклимат (здоровьесберегающие условия), соответствие педагогов требованиям профстандартов (кадровые условия), а также ведение документооборота и оценка наличия и
соответствия локальных актов установленным требованиям (качество управления). В рамках проекта «Ресурсная школа» разработана адаптированная основная образовательная программа, создаются условия для детей с ОВЗ, приобретается программное обеспечение, оборудование.
Открытость информационного пространства достигается через работу сайта, интерактивные сервисы, школьные информационные стенды, работу школьного телевидения «Сова» и школьную газету «Наше время», через деятельность Управляющего Совета, волонтерского движения, тесного взаимодействия с социальными партнерами.
Результаты внедрения модели ВСОКО и работы на процессуально-деятельностном этапе формируют результативный компонент модели ВСОКО:
1. сформирована система ВСОКО в МКОУ СОШ J№1 г. Карабаша;
2. создан банк оценочных материалов;
3. создан инструментарий для проведения процедур оценивая;
4. сформирована система общественного наблюдения и общественной экспертизы в МКОУ СОШ J 1;
5. сформирована система информационной открытости в МКОУ СОШ J№ 1 г. Карабаша;
6. обобщен и распространяется опыт работы с системой ВСОКО.
Таким образом, внедряя данную модель ВСОКО, наша образовательная организация планирует мотивировать педагогов на высокие образовательные результаты, получить высокие образовательные результаты обучающихся, подготовить выпускников к учебе, жизни и труду, создать надежную и комфортную среду, получить доверие социума.
Список литературы
1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А.А. Барабас,
Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова [и др.] -Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 129 с.
2. Ильясова О.А. Информационная система программно-технического комплекса аттестации педагогических работников: сборник инструкций пользователей / О.А. Ильясова, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова - Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 80 с.
3. О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область) : письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 - URL : http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (дата обращения: 08.08.2020).
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.08.2020).
References
1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I. V. Latypova [i dr.] -Chelyabinsk : RTSOKIO, 2017. - 129 s.
2. Il'yasova O.A. Informatsionnaya sistema programmno-tekhnicheskogo kompleksa attestatsii pedagogicheskih rabotnikov: sbornik instruktsiy pol'zovateley / O.A. Il'yasova, R.F. Aristova, O.O. Tashkinova - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 80 s.
3. O regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') : pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974 - URL : http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (data obrashcheniya: 08.08.2020).
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 08.08.2020).
Сведения об авторе
Еремина Елена Владимировна - директор МКОУ СОШ № 1, Челябинская обл.,
r Kapaôam
Information about author Eremina E.V. - Director of Municipal State Educational Institution Secondary General School N° 1 , Chelyabinsk region, Karabash
УДК 373.2
ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Т.А. Ищенко, И.Я. Вешкина, Г.И. Никулина
В статье описывается опыт организации сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по работе с одаренными детьми в рамках научно-технической направленности. Представлена структура организации такого взаимодействия, перечислены задачи, решаемые каждым из её структурных элементов. Приведены примеры создания условий и организации работы в дошкольной образовательной организации по обеспечению самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
детей. Доказано, что сетевое взаимодействие, организованное в городе, позволяет устранять профессиональные затруднения педагогов, что позволяет им, в свою очередь, качественно подготавливать воспитанников к конкурсам технического творчества, и даёт положительные результаты освоения основной образовательной программы.
Ключевые слова: муниципальная система оценки качества образования, дошкольное образование, основная образовательная программа, техническое творчество, кадровые условия, вариативные оценочные процедуры, сетевое взаимодействие.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) направлена на создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [12].
Техническое творчество в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) представлено в определенных направлениях развития детей дошкольного возраста - это образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-этетическое развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активно сти; художе ственно-эстетиче ско е развитие - реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей [12].
Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников: результаты ее освоения представлены через целевые ориентиры, которые предполагают формиро-