Научная статья на тему 'Организационные условия внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования'

Организационные условия внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попинако Светлана Павловна, Вшивцева Лариса Алексеевна, Латыпова Ирина Владимировна

В данной статье рассматривается совер-шенствование модели муниципальной си-стемы оценки качества общего образования как инструмента управления качеством об-щего образования на муниципальном уровне. Акцентируется внимание на органи-зационных условиях внедрения модели му-ниципальной системы оценки качества об-щего образования на примере Управления по делам образования Кыштымского город-ского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попинако Светлана Павловна, Вшивцева Лариса Алексеевна, Латыпова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные условия внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 74.4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.П. Попинако, Л.А. Вшивцева, И.В. Латыпова

В данной статье рассматривается совершенствование модели муниципальной системы оценки качества общего образования как инструмента управления качеством общего образования на муниципальном уровне. Акцентируется внимание на организационных условиях внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования на примере Управления по делам образования Кыштымского городского округа.

Ключевые слова: качество образования, муниципальная система оценки качества общего образования, региональная система оценки качества общего образования, региональная модель оценки качества общего образования, модель муниципальной системы оценки качества общего образования.

Качество образования в современных условиях — одна из значимых характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций.

Совершенствование региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования определено целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (ФЦОТО) [4] и государственной программы «Развитие образования в Челябинской области» на 20142019 годы (ГПРО) [5], что является одним из важных условий развития системы общего образования в Челябинской области.

Концепция региональной системы оценки качества образования (РСОКО) отражает целевые установки ФЦПРО и ГПРО, которая рассматривается как механизм формирования регионального сегмента единой общероссийской системы оценки качества обра-

зования и образовательных результатов [6].

Разработка и внедрение Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция РСОКО) в практику прошли несколько этапов, одним из которых было профессионально-общественное обсуждение [2]. Утверждённая по результатам профессионально-общественной экспертизы концепция региональной системы оценки качества образования определяет методологические основания её совершенствования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО; объекты и содержание. Ключевым результатом обсуждения можно считать установление факта продуктивности и работоспособности Концепции РСОКО, а также получение одобрения со стороны компетентных людей на ее использование в практике управления качеством образования в региональной (муниципальных) образовательных системах [1].

Требования современного законодательства к управлению качеством общего образования по результатам оценочных процедур, необходимость разработки механизмов интерпретации результатов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также форм предъявления общественности и руководству муниципалитета достигнутого уровня качества образования в муниципальной образовательной системе (в контексте результативности региональной системы оценки качества образования) являются актуальными для разработки муниципальной системы оценки качества общего образования (далее - МСОКО).

Модель РСОКО представлена следующими компонентами: целевым, содержательным, процессуальным и результативным.

Необходимо отметить, что региональная модель оценки качества общего образования включает в себя описание организационной структуры её реализации.

Эффективность «работы» муниципальной модели напрямую зависит от созданных для этого организационных условий. В качестве ведущего организационного условия внедрения муниципальной модели в практику управления качеством общего образования может выступать организационная структура её функционирования [3].

Под организационной структурой функционирования МСОКО понимается совокупность нормативно закреплённых структур (отделов/подразделений) муниципального органа управления образованием, а также их руководителей и должностных лиц, в рамках которой осуществляется распределение полномочий и ответственности за обеспечение функционирования МСОКО [3].

Объекты организационной структуры целесообразно наделять функциями в части:

- создания (совершенствования) нормативной базы (муниципальной), обеспечивающей реализацию МСОКО;

- обеспечения сопровождения функционирования МСОКО (научно-методического, организационного, финансово-экономического, информационного, материально-технического);

- организации и координации работы подведомственных образовательных организаций (определение вариативных критериев и показателей оценки качества общего образования; - диагностики, оценки и мониторинга в сфере общего образования; разработки механизмов выявления социального заказа);

- проведения (организация и координация) инвариантных оценочных процедур в рамках региональной модели оценки качества общего образования (федеральных и региональных);

- проведения (организация и координация) вариативных (муниципальных) оценочных процедур;

- научно-методического, информационного и технологического сопровождения (организация и координация) работы образовательных организаций по вопросам оценки качества общего образования;

- обобщения, концептуализации и распространения передового опыта реализации ВСОКО;

- проведения вариативных (муниципальных) оценочных процедур и соответствующего инструментария, а также проведения их профессионально-общественной и/или общественной экспертизы;

- анализа результатов мероприятий МСОКО и осуществления мониторинга, интерпретации в контексте внутрирегионального анализа;

- исполнения управленческих решений (выработки и контроля) по совершенствованию качества общего образования в муниципальной образовательной системе по результатам мероприятий МСОКО.

Организационная структура сочетается с организационными особенностями муниципального управления образованием и подходами, определёнными в региональной модели оценки качества общего образования. Рассмотрим данную структуру на примере Кыштымского городского округа.

Администрацией Кыштымского городского округа 8 декабря 2016 утверждено «Положение об управлении по делам образования» соответствующее современным нормативным актам, в котором четко обозначена его структура: отдел общего, кор-рекционного, дополнительного образования, отдел дошкольного образования, методический отдел, планово-экономический отдел, отдел информатизации. Отдел по оценке качества образования отсутствует, поэтому для обеспечения функционирования модели МСОКО целесообразным явилось распределение ответственности и функций по должностям в соответствии с содержанием работы отделов.

Анализ существующей практики моделирования МСОКО показывает, что в процессе ее создания сформированы следующие подсистемы:

1) правовая подсистема, обеспечивающая выработку и нормативно-правовое обеспечение деятельности всех субъектов и объектов МСОКО;

2) информационная подсистема, консолидирующая организационно-методический

инструментарий сбора и обработки результатов оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования МСОКО. Основная задача данной подсистемы - получение объективной информации о качестве образования;

3) контрольно-аналитическая подсистема, которая обеспечивает мониторинг функционирования МСОКО и управление качеством образования на основе результатов мероприятий МСОКО.

В Управлении по делам образования разработаны следующие локальные нормативные акты:

- Программа развития образования в Кы-штымском городском округе;

- пакет должностных инструкций начальников отделов и специалистов УПДО с наделёнными функциями в части обеспечения реализации модели МСОКО;

- Положения об аттестации и об оплате труда и стимулирующих выплатах руководителям образовательных организаций.

Совершенствуются в соответствии с региональной системой оценки качества общего образования следующие нормативные локальные акты:

- Положение о муниципальной системе оценки качества общего образования;

- годовой План работы Управления по делам образования, в котором через такие разделы, как контрольно-инспекционная деятельность.

Планируется введение раздела в план Управления по делам образования на 2018 год «Муниципальная система оценки качества образования» с такими подпунктами, как оценка основных образовательных программ всех уровней и дополнительных общеразви-вающих программ, оценка условий реализации образовательных программ, оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ, циклограмма реализации МСОКО.

Таким образом, создание и совершенствование муниципальной нормативной базы по реализации муниципальной оценки качества общего образования обеспечивают начальник Управления по делам образования, заместитель начальника и начальники отделов.

Функционирование МСОКО обеспечивают

начальники и специалисты всех вышеназванных отделов, а координацию осуществляет заместитель начальника.

Организацию и координацию проведения инвариантных федеральных, региональных оценочных процедур и вариативных (муниципальных) оценочных процедур обеспечивают специалисты по уровням образования: начальник отдела дошкольного образования, методист по начальному образованию, начальник отдела общего, коррекционного, дополнительного образования (основное общее образование), заместитель начальника Управления по делам образования (среднее общее образование), методист по дополнительному образованию.

В функционал специалистов Управления по делам образования входит разработка распорядительных актов, (Приказы об утверждении Положений и регламентов проведения оценочных процедур (вариативных) в рамках модели МСОКО, Приказы о регламентах проведения инвариантных оценочных процедур, Приказы о проведении и результатах проведения оценочных процедур (отдельно по каждому мероприятию), взаимодействие с региональными операторами проведения инвариантных процедур оценки качества и образовательными организациями.

Научно-методическое сопровождение функционирования МСОКО обеспечивают начальник и специалисты методического отдела, организуя по результатам МСОКО взаимодействие с образовательными организациями по вопросам повышения квалификации и аттестации педагогов и руководителей образовательных организаций, в том числе с применением сетевых и дистанционных образовательных технологий, а также методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения оценочных процедур. Кроме того, организована дис-семинация продуктивного опыта образовательных организаций реализации ВСОКО как подсистемы муниципальной системы оценки качества общего образования.

Организация разработки вариативных (муниципальных) оценочных процедур и соответствующего инструментария, а также проведения их профессионально-общественной

экспертизы является одной из составляющих функций методистов. На достаточном уровне разработаны и представлены в региональный банк материалов МСОКО материалы, описывающие муниципальные процедуры оценки качества образовательных результатов (метапредметных, личностных), программ дополнительного образования, кадровых условий реализации образовательных программ.

Актуальным остается систематизация оценочных процедур и соответствующего инструментария освоения программ дошкольного образования, основного общего образования.

Начальник и специалисты отдела информатизации обеспечивают информационное, технологическое и методическое сопровождение функционирования в образовательных организациях федеральных и региональных информационных систем и информационную безопасность как компонента МСОКО. Эффективность ее реализации обеспечивается разработкой системы мониторинга, созданием и постоянным обновлением электронных банков данных по различным направлениям деятельности системы образования. Регулярно проводится анкетирование родителей и обучающихся «Качество образовательной деятельности образовательных организаций Кыштымского городского округа», разработанное в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Челябинской области.

Планово-экономический отдел под руководством начальника осуществляет расчёт финансового и материально-технического обеспечения функционирования МСОКО на год, кварталы, в разрезе отдельных оценочных процедур (инвариантных и вариативных), обеспечивает финансирование мероприятий в рамках полномочий МСОКО.

Центральное место в системе оценки качества образования на любом уровне должна занимать функция координации, призванная обеспечить согласованность действий подразделений управления по делам образования, а также между системой в целом и внеш ней средой путем установления рациональных связей и обмена информацией между

ними.

За подготовку проектов управленческих решений по результатам мероприятий, анализа результатов участия муниципальных органов государственно-общественного управления образованием, профессиональных объединений педагогов в проведении процедур оценки качества общего образования, обеспечение информационной открытости проведения, представления и обсуждения результатов проведённых мероприятий МСОКО в соответствии с должностными инструкциями отвечают заместители начальника управления образования и начальники отделов.

Утверждение мониторинга функционирования МСОКО и контроль его исполнения, утверждение результатов мониторинга функционирования МСОКО осуществляет начальник Управления образования.

В ходе работы стало понятно, что при разработке МСОКО целесообразно применять региональные механизмы оценки качества образования, что позволит находиться в едином оценочном пространстве региона и страны в соответствии с законодательством.

Представленные структурные подразделения МСОКО формируют единые концептуальные подходы к оценке качества образования, муниципальную нормативно-правовую базу, обеспечивают разработку механизмов выявления социального заказа, критериальных показателей оценки качества образования, диагностику, оценку и мониторинг в сфере образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу образовательных организаций, определяют состояние и тенденции развития, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в муниципальной образовательной системе.

Список литературы

1. Баранова, Ю. Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап принятия Концепции региональной системы оценки качества образования [Текст]: / Ю. Ю. Бара-

нова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - №1(1). - C.11-15

2. Латыпова, И. В. Потенциал профессионально-общественного обсуждения в представлении опыта совершенствования региональной системы оценки качества образова-ния[Текст] / И. В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - C.26-30.

3. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования /под редакцией А.А. Барабаса - Челябинск: РЦО-КИО, 2017. - 104 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Российская газета - 2015 - 28 мая.

5. Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 338-П «О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2014-2019 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (дата обращения: 08.07.2017).

6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712 (дата обращения: 08.07.2017).

References

1. Baranova, Ju. Ju. Professional'no-ob-shhestvennoe obsuzhdenie kak jetap prinjatija Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija [Tekst]: / Ju. Ju. Bara-

nova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2G16 - №1(1).

- C.11-15

2. Latypova, I. V. Potencial professional'no-obshhestvennogo obsuzhdenija v predstavlenii opyta sovershenstvovanija regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija [Tekst] / I. V. Latypova // Nauchno-metodicheskoe obespech-enie ocenki kachestva obrazovanija -2G17 - №1 (2). - C.26-3G.

3. Municipal'naja sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija sovershenstvovanija v kontekste vnedrenija regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija [Tekst]: metodicheskie rek-omendacii dlja organov mestnogo samouprav-lenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju munici-pal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija /pod redakciej A.A. Barabasa - Cheljabinsk: RCOKIO, 2G17.

- 1G4 s.

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 23.G5.2G15 g. № 497 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2G16-2G2G gody» // Rossij skaja gazeta - 2G15 -28 maja.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 22 oktjabrja 2013g. № 338-P «O gosudarstvennoj programme Cheljabinskoj oblasti "Razvitie obrazovanija v Cheljabinskoj oblasti" na 2G14-2019 gody». [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.re-gionz.ru/ index.php?ds=299711 (data obrash-henija: G8.G7.2G17).

6. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii region-al'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti» [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299712 (data obrashhenija: G8.G7.2G17).

Сведения об авторах

Попинако Светлана Павловна - начальник Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, г. Кыштым.

Вшивцева Лариса Алексеевна - методист Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, г. Кыштым

Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Popinako S.P. - Head of Department for

Education, Administration of the Kyshtymsky urban district of the Chelyabinsk region, Kyshtym

Vshivtseva L.A. - Methodist of Department for Education, Administration of the Kyshtym-sky urban district of the Chelyabinsk region, Kyshtym

Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.