УДК 371.3
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.А. Букачева, Л.Е. Кузнецова, А.А. Авдашкин
В представленной статье рассматривается такая актуальная для образовательного пространства Челябинской области проблема, как внутренняя оценка качества в общеобразовательных организациях. Основой публикуемого материала выступили результаты регионального конкусра внутренних систем оценки качества образования, прошедшего в 2016 г. Выявлены основные тенденции совершенствования институциональных систем оценки качества образования, установлены затруднения образовательных организаций в развитии внутренних систем оценки качества образования. Кроме того, на основе итогов конкурса сформулирован ряд выводов и рекомендаций, которые позволят систематизировать дальнейшую деятельность в совершенствовании институциональных систем оценки качества образования.
Ключевые слова: образование в Челябинской области, региональный конкурс, общеобразовательные организации, качество образования, институциональные системы оценки качества образования, компоненты модели оценки качества образования, современные требования к оценке качества образования, экспертная оценка
В соответствии со статьей 28 «Закона об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. К компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) [5, ст. 28, п 3 и 7]. Это обстоятельство приковывает пристальное внимание к проблематике обеспечения качества образования.
На сегодняшний день комплекс вопросов,
связанных с оценкой качества образования носит наиболее дискуссионный характер в среде работников системы образования и науки. Значительную заинтересованность в создании эффективных инструментов оценки качества и повышения качества образования проявляет государство и общество. В этой связи приоритетной задачей образовательных организаций становится создание ВСОКО.
ВСОКО играет роль одного из основных компонентов всей системы оценки качества образования. Последняя, на наш взгляд, включает в себя еще два компонента - внешнюю и независимую оценку качества образования. Функционально основой системы оценки качества является именно внутренняя оценка качества. Под внутренней системой оценки качества образования понимается непрерывный контроль (оценка) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации [2].
Анализ сложившегося в последние годы массива специализированной литературы, посвященной проблемам педагогики и образования, показывает, что вопросы оценки качества образования не только остаются в фокусе внимания исследователей, но и вызывают все более оживленную полемику. Совершенствуется практический инстурмента-рий и развиваются общетеоретические представления о совершенствовании систем ВСОКО.
Вместе с тем, до настоящего момента не сложились единые подходы к созданию данных систем, отсутствует универсальное понимание технологии внутренней системы
оценки качества образования. Указанные выше соображения придают особую актуальность поиску новых инструментов, которые позволят накапливать, обобщать и распространять опыт общеобразовательных организаций в вопросах проектирования муниципальных и институциональных систем ВСОКО.
Высок, на наш взгляд, потенциал конкурсных мероприятий, посвященных вопросам функуционирования и управления ВСОКО. Тем самым создаются условия как для выявления накопленного опыта работы образовательных организаций в этом направлении, так и качественного развития оценки качества образования на институциональном, муниципальном и региональном уровне. На современном этапе развития системы образования в России особую практическую значимость приобретает построение региональных систем оценки качества образования [1].
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27 октября 2016 года № 01/3410 «О проведении регионального конкурса систем оценки качества образования в 2016 году» в период с 7 ноября по 12 декабря 2016 года в Челябинской области был проведен региональный конкурс систем оценки качества образования (далее - конкурс) [4].
Конкурс проводился с целью выявления и распространения передового опыта моделирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования.
На конкурс были номинированы модели внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации, модели внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации, модели внутренней системы оценки качества образования организации дополнительного образования детей, модели муниципальной системы оценки качества образования, что поослужило содержательной основой для определения номинаций конкурса [3].
Цель представленной статьи заключается в анализе и презентации результатов конкур-
са ВСОКО на уровне образовательных организаций.
Эмпирической базой предложенной статьи выступили результаты экспертной оценки материалов, представленных на «Региональный конкурс систем оценки качества образования в 2016 году», Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27 февраля 2017 № 1202/1681 «О направлении аналитической справки по результатам экспертной оценки материалов регионального конкурса систем оценки качества образования».
Для организации экспертизы представленных на конкурс материалов были разработаны экспертные листы. Структура экспертного листа, применявшегося для оценки систем ВСОКО включает следующие компоненты:
1) целевой (цели и задачи модели; нормативные основания функционирования ВСОКО);
2) содержательный (описание подходов к оценке содержания образовательных программ; описание подходов к оценке условий реализации основных образовательных программ; описание подходов к оценке результатов освоения ООП);
3) процессуальный (описание процедур оценки содержания образовательных программ; описание процедур оценки условий реализации основных образовательных программ; описание процедур оценки результатов освоения ООП);
4) результативный (наличие вариантов управленческих решений по результатам освоения ООП; соотнесенность управленческих решений с целями и задачами модели ВСОКО).
Оценка материалов проводилась в соответствии со следующими критериями:
- наличие компонентов модели»;
- соответствие содержания компонентов модели современным требованиям;
- учет результатов внешней оценки качества образования;
- учет результатов независимой оценки качества образования.
Разработанный для оценки конкурсных
материалов экспертный лист позволил выявить в системах оценки качества основные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, результативный), установить соответствие содержания данных компонентов современным требованиям, а также проследить учет результатов внешней и независимой оценки качества образования при формировании ВСОКО.
Таким образом, использованный в ходе конкурса экспертный лист по своей структуре и содержанию является адекватным цели и задачам конкурса методологическим инструментарием.
В конкурсной номинации «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации» приняли участие 6 участников из 5
муниципальных образований (Верхнеуфа-лейский, Магнитогорский, Челябинский городские округа, Ашинский, Коркинский муниципальные районы). По критерию «Наличие компонентов модели» 50% и выше от максимального количества баллов набрали 66,6% общеобразовательных организации.
Анализ результатов экспертных оценок по этому критерию говорит, что большая часть участников изучаемой номинации продемонстрировала общие теоретические компетенции необходимые при проектировании ВСОКО. В подготовленных участниками конкурсных материалах нашли достаточно четкое отражение компоненты системы оценки качества образования (целевой, содержательный, процессуальный, результативный).
МКОУ ООШ № 4 Коркинского МР
МКОУ СОШ № 1 г.Сим
МБОУ СОШ № 5 Верхнеуфалейского ГО
МОУ "Гимназия № 53" г.Магнитогорска
МАОУ "Лицей № 142" г.Челябинска
МАОУ СОШ № 145 г.Челябинска
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Рис. 1. Полнота компонентов содержания ВСОКО ОО
Проведенная экспертиза по критерию «соответствия содержания компонентов модели современным требованиям» показала, что у участников не вызвали затруднений целевой компонент и инвариантная часть содержательного компонента. В целевом компоненте необходимо сформулировать, для чего создается ВСОКО. Содержательный компонент включает инвариантную и вариативную составляющие.
Иными словами, в институциональных системах оценки качества общего образования, подвергнутых экспертизе, обнаружено четкое понимание процессов целеполагания,
прописанные цели и задачи соответствуют полномочиям образовательной организации в вопросах оценки качества образования. В достаточной степени представлены нормативные основания для осуществления деятельности по оценке качества образования.
Кроме того, отражена оценка соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС по уровням образования и предметных планируемых результатов реализации основных образовательных программ общего образования (в том числе для детей с ОВЗ). Наиболее полно в содержательном компоненте ВСОКО общеобразо-
вательных организаций отражены:
1) подходы к описанию оценки соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС ОО и ФКГОС (83%);
2) комплекса условий реализации основных образовательных программ (83%);
3) оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных) (89%).
Представленные выше показатели наглядно демонстрируют, что руководители общеобразовательных организаций знают требования стандарта, способны практически определять степень соответствия содержания образовательных программ, условий их реализации и результатов обучения требованиям ФГОС и ФКГОС ОО.
Итоги конкурса показали, что значительные трудности вызывает вариативная часть.
В данной части содержательного компонента отсутствует:
1) оценка выполнения показателей Программы развития (50%);
2) реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей Челябинской области (0%);
3) деятельность по работе с детьми в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и потребностями (50%);
4) организация индивидуального отбора школьников в профильные классы (50%);
5) оценка показателей деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию (34%).
Оценки экспертов, сделанные в процессуальном компоненте (средний показатель составил 74%) свидетельствует о достаточности процедур оценивания для оценки содержания основных образовательных программ общего образования, условий их реализации и оценки результатов освоения ООП ОО и об отсутствии значительных затруднений в обеспечении функционирования модели ВСОКО.
Результативный компонент включает управленческие действия (решения), которые нацелены на повышение качества результатов освоения ООП ОО, качество со-
держания ООП ОО, условий их реализации в соответствии с ФГОС ОО. В наиболее полном объеме представлен примерный перечень управленческих решений, обеспечивающих по результатам оценочных процедур учет результатов текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (100%), а также учет результатов государственной итоговой аттестации обучающихся (100%).
При построении модели ВСОКО 50% общеобразовательных организаций не учли такие критерии, как внешняя оценка качества образования (лицензионный контроль, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор) в сфере образования). Независимая оценка качества образовательной деятельности не нашла отражение в системах, предоставленных на конкурс 33% образовательных организаций.
Средние показатели по компонентам представленных на конкурс моделей ВСОКО общеобразовательных организаций говорят о том, что при моделировании ВСОКО в незначительной степени учитывается вариативная составляющая содержательного компонента. Она отражает деятельность образовательной организации в режиме развития. В основе вариативной составляющей находятся социально-экономические особенности муниципального образования, на территории которого функционирует данная ОО, а также особенности образовательного процесса, которые имеют место в самой ОО.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Целевой компонент
Содержательный Содержательный Процессуальный Результативный
компонент (инвариантная составляющая)
компонент (вариативная составляющая)
компонент
компонент
Рис. 2. Средний показатель по компонентам модели
Таким образом, результаты конкурса позволили выявить достаточно высокий уровень компетенций руководителей в построении систем внутренней оценки качества. Руководящие работники общеобразовательных организаций показали понимание новых подходов и нормативных основ современных требований к проектированию и обеспечению функционирования ВСОКО. В ходе конкурса удалось выявить и презентовать первый опыт моделирования систем оценки качества. Кроме того, в системах оценки качества, изученных экспертами, четко отражены структурные компоненты, обеспечивающие оценку качества образования: цели, задачи, объекты, содержание, механизмы, процедуры и т.д.
Работы, представленные участниками конкурса, набравшими наибольшее число баллов, являются оптимальной основой для построения ВСОКО в общеобразовательных организациях области.
Отметим, что результаты, которые были достигнуты в рассматриваемой в статье номинации способны стать практическим ориентиром и примером при построении систем ВСОКО в организациях дошкольного и дополнительного образования.
Результаты конкурса позволили сформулировать ряд выводов и подготовить практические рекомендации для руководящих и педагогических работников системы образова-
ния региона:
1) региональный конкурс систем оценки качества образования является реальным шагом на пути построения унифицированной системы оценки качества образования на региональном уровне;
2) подготовка и издание на основе материалов конкурса методических рекомендаций по моделированию муниципальных и институциональных систем оценки качества образования в общеобразовательных организациях позволит подвести совершенствование систем оценки качества образования под прочную концептуальную и методологическую основу;
3) дальнейшая работа по организации и проведению регионального конкурса систем оценки качества позволит ускорить темпы развития практик по созданию муниципальных и институциональных систем оценки качества;
4) проведение конкурса поможет определить направления оценки качества образования, в которых общеобразовательные организации испытывают системные трудности, оперативно отследить компоненты, где необходимо наращивать методические и управленческие усилия;
5) публикация результатов конкурса и аналитических обзоров отдельных моделей ВСОКО в научных изданиях стимулирует развитие дискуссий в заявленной сфере, а
также углубляет теоретико-методологические основания, обогащает источниковую базу для проведения дальнейших практических и поисковых исследований психологов и педагогов в этом направлении;
6) требуется продолжить работу по совершенствованию профессиональной компетенции руководящих и педагогических работников образовательных организаций в области проектирования и обеспечения функционирования ВСОКО при реализации программ повышения квалификации.
Список литературы
1. Барабас, А. А., Тюрина Е. А. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования / А. А. Барабас, Е. А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016.- № 1.- С. 5-10.
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 03-5697 от
27.06.2016 «Методические рекомендации о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalAct File/File/src/6199/2016_06_27_picmo_03 -5697_O_vnutrenei_sisteme_ocenki_kachestva. pdf (дата обращения: 06.03.2017).
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 1202/1681 от
27.02.2017 «О направлении аналитической справки по результатам экспертной оценки материалов регионального конкурса систем оценки качества образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2016 года № 01/3410 «О проведении регионального конкурса систем оценки качества образования в 2016 году» [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/Publicati onItemFile/File/src/117/%D0%BF%D1%80%
D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20341 0.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа:: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.03.2017).
References
1. Barabas, A. A., Tjurina E. A. Koncepcija sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti kak mehanizm formirovanija regional'nogo segmenta obshherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / A. A. Barabas, E. A. Tjurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija. - 2016.- № 1.- S. 5-10.
2. Pis'mo Ministerstva obrazovanij a i nauki Cheljabinskoj oblasti № 03-5697 ot 27.06.2016 «Metodicheskie rekomendacii o vnutrennej sisteme ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacij ah Cheljabinskoj oblasti» [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalAct File/File/src/6199/2016_06_27_picmo_03 -5697_O_vnutrenei_sisteme_ocenki_kachestva. pdf (data obrashhenija: 06.03.2017).
3. Pis'mo Ministerstva obrazovanij a i nauki Cheljabinskoj oblasti № 1202/1681 ot 27.02.2017 «O napravlenii analiticheskoj spravki po rezul'tatam jekspertnoj ocenki materialov regional'nogo konkursa sistem ocenki kachestva obrazovanija».
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 27.10.2016 goda № 01/3410 «O provedenii regional'nogo konkursa sistem ocenki kachestva obrazovanija v 2016 godu» [Jelektronnyj resurs]:- Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Storage/File/Publicati onItemFile/File/src/117/%D0%BF%D1%80% D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20341 0.pdf (data obrashhenija: 06.03.2017).
5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa:: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashhenija: 06.03.2017).
Сведения об авторах
Букачева Елена Александровна -
начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Кузнецова Людмила Евгеньевна -начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Авдашкин Андрей Александрович -методист отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Bukacheva E.A. - Head of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Kuznetsova L.E. - Head of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Avdashkin A.A. - Methodist of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk