Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ'

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / внешняя мотивация / внутренняя мотивация / интерактивность / активность / компетентность / педагогический дизайн / motivation / external motivation / internal motivation / interactivity / activity / competence / pedagogical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна

В настоящее время проблема изучения внутренней мотивации обучающихся занимает приоритетные позиции в проблемном дискурсе перемен современного высшего образования. Образовательная среда в высшей школе в настоящее время переживает потребность в системных переменах в парадигме поиска смыслов и мотивированности студентов. Данная тенденция обусловлена потребностями целевой аудитории в понимании своей индивидуальной профессиональной траектории, успешности, компетентности. Сообщество преподавателей, в свою очередь, обеспокоено поиском таких педагогических технологий и ресурсов, которые позволят повысить уровень внутренней мотивации обучающихся. Решение этой важной задачи должно быть направлено не только на поиск инновационных подходов к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза, но и на пересмотр педагогического дизайна. Также необходим всесторонний системный анализ не только процесса внутренней мотивации, но и перехода внешней мотивации во внутренний план действий по осуществлению интересной для обучающегося деятельности. Такой деятельностью может и должна стать учебная деятельность в вузе. Для этого должны использоваться цифровые сервисы и ресурсы, преподавателям нееобходимо повышать свою профессиональную компететность и непрерывно работать в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the problem of studying the internal motivation of students occupies priority positions in the problematic discourse of changes in modern higher education. The educational environment in higher education is currently experiencing a need for systemic changes in the paradigm of the search for meanings and motivation of students. This trend is due to the needs of the target audience in understanding their individual professional trajectory, success, competence. The teaching community, in turn, is concerned about the search for such pedagogical technologies and resources that will increase the level of internal motivation of students. The solution of this important task should be aimed not only at finding innovative approaches to the control and interactive assessment of students' knowledge in the digital educational environment of the university, but also at the revision of pedagogical design. It also requires a comprehensive system analysis of not only the process of internal motivation, but also the transition of external motivation into an internal action plan for the implementation of interesting activities for the student. Such an activity can and should be educational activities at the university. Digital services and resources should be used for this, teachers need to improve their professional competence and continuously work in this direction.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ»

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие, физические упражнения, рисование, рукоделие, игры, обучение, дети, взрослые.

Annotation. This article examines the importance of developing fine motor skills through a variety of activities in both children and adults. Various methods and approaches are presented to help improve this aspect of physical development. Exercise, art and creativity, crafts, games and toys are discussed as effective tools for improving fine motor skills. The importance of such activities for general physical and cognitive development is noted. Recommendations for parents and teachers are also provided.

Keywords: motor skills, development, physical exercise, drawing, crafts, games, learning, children, adults.

Литература:

1. Багрянская, A.E. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности / А.Е. Багрянская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. -№2.1 (8.1).-С. 2-3

2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 372 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г.М. Коджаспирова. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 711 с.

4. Курбатова, Ю.В. Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник / Ю.В. Курбатова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (99). - С. 591-594

5. Часовских, А.В. Развитие мелкой моторики у детей / А.В. Часовских, С.А. Тетерева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404

УДК 378.1

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ

Парамонова Елена Алексеевна преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар);

Медведева Наталья Петровна старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Учебная мотивация - это такая же важная составляющая учебной деятельности, как и, собственно мотивация, которая является основой любой человеческой деятельности. Без мотивации невозможно говорить о достижениях, положительных сдвигах и личностном росте человека. По сути, мотивация - это катализатор запуска человеческих действий. Проблемами мотивации психологи занимались особенно активно на протяжении всей второй половины XX века. Было разработано много различных теорий, подходов, было проведено большое количество разных исследований. На основе полученных эмпирических данных и их всестороннего анализа современная наука выстраивает композиции понимания не только мотивации, как динамично меняющегося феномена, но и поиска путей ее оптимизации и коррекции. Особую значимость в этой связи приобретает проблема внутренней мотивации.

Проводимые в разное время исследования, связанные с всесторонним изучением мотивации, в качестве целевой аудитории выбирали и успешных, и неуспешных людей, что позволило многоаспектно посмотреть на ту детерминацию и те факторы, которые обусловливают мотивационные процессы и успешность. Особый интерес в данной проблемной парадигме вызывает учебная мотивация обучающихся и вектор перехода внешней мотивации во внутреннюю. Проблемным аспектом данного дискурса всегда является поиск ответов на вопросы, почему одни студенты активны, ответственны, успешны и замотивированы, готовы добиваться поставленных целей, несмотря на трудности, стоящие на их пути, а другие транслируют локус контроля на избегание неудач, постоянно «прокрастинируют», и замотивировать их весьма сложно.

Изложение основного материала исследования. Учебная деятельность является одним из базовых вариантов человеческой деятельности. Мотивация - это сложная комплексная структура, и, в первую очередь, очевидной для исследователей проблемой, является соотнесение ее с интеллектом. В отличие от интеллекта, который является условием достижений, мотивация является движущей силой. Если мотивация не включается в процесс, то интеллект тоже не дает никаких результатов. Именно эта композиция является предиктором низкого уровня успеваемости обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития. В отличие от интеллекта, мотивация является более сложной и разнородной структурой.

В настоящее время большинство исследователей склоняются к такой точке зрения, что мотивацию не следует рассматривать в дифференциации на высокую и низкую, на ее наличие или отсутствие у обучающегося. Дискурс должен разворачиваться в проблемном поле определения мотивации, как составной комплексной системы, включающей внутренние и внешние мотивы, разные типы внешних мотивов, процессы целеполагания, настойчивости, а также весьма значимые учебного процесса когнитивные факторы.

Очень важными в этой связи являются индивидуально-типологические особенности личности студента. Верит ли обучающийся в то, что он справится с поставленными задачами, причем на высоком уровне, как он сам для себя понимает причины успехов и неудач, - вот те проблемные маркеры, которые требуют сегодня всестороннего и глубокого анализа. Эффект обратной связи в процессе коммуникации по постановке учебных задач тоже нельзя сбрасывать со счетов. Важно понимать, как именно студенты рассматривают интеллект: считают ли они, что он обязательно связан с усилиями, или они полагают, что это врожденный, генотипически обусловленный феномен. Все эти важные структурные составляющие задают и определяют мотивацию. Базовыми из них, безусловно, являются внешняя и внутренняя мотивация ГЗ, С. 4881.

Внутренняя мотивация, по своей сущностной характеристике, - это интерес субъекта к предмету деятельности. В данном контексте деятельность интересна сама по себе, не из-за каких-то внешних преимуществ, которые дает ее выполнение, или результат, а из-за того, что процесс ее выполнения доставляет субъекту удовольствие. Например, для студенческой целевой аудитории это может быть процесс решения задач, процесс вовлеченности и врабатывания в учебную деятельность. Этот процесс опирается на чувство радости от реализованных усилий, от ощущения компетентности, возникающей в результате выполнения тех или иных заданий.

Внешняя мотивация есть продукт более поздний. В ряде исследований, посвященных разграничению внешней и внутренней мотивации, проиллюстрировано, что внешняя мотивация возникает под влиянием социума, который предъявляет к личности определенные требования. Личность не может на эти требования не реагировать, и, таким образом,

происходит процесс зарождения внешней мотивации, как отклика и желания человека выполнять контролирующее воздействие социума.

В данном случае обучающийся находится в заданном внешне процессе. Ему имплицитно или эксплицитно предлагаются: или награды, или угрозы наказаний, происходит извне регулируемая деятельность обучающегося. Внешняя мотивация может приобретать различные формы, она может интериоризироваться и становиться регулируемой чувством вины и стыда. Изначально этот процесс может быть задан извне, потом перемещается в рефлексивность и интроспекцию, происходит интериоризация, и для личности обучающегося становится важным то, что она делает. Благодаря реализации учебной деятельности, у студентов получается достичь самоуважения. Вкладывая определенные усилия, преодолевая трудности, студенты начинают себя уважать за то, что они смогли с этим спектром задач и препятствий справиться, исключительно благодаря себе. Тем самым актуализируются две важных составляющих: с одной стороны, происходит переход внешней мотивации во внутреннюю, а, с другой стороны, происходят саморегуляция, самовоспитание, самоактуализация, переориентация образа «Я» на более уверенные позиции.

Многим студентам, способным преодолевать себя и идти к цели, становится комфортно, если они успешны. Ими, в парадигме внутренней мотивации, движет чувство потребности в том, чтобы быть успешными. Феномен внутренней мотивации тем самым перемещается в экзистенциальное поле. Дело в том, что выделение этих типов мотивации имеет разные последствия: последствия для успешности деятельности, с одной стороны, и последствия для психологического благополучия, с другой.

В первую очередь, академическому сообществу интересна успешность деятельности. Она значительно выше при внутренней мотивации. Успешные студенты, как правило, внутренне мотивированы. Например, у одаренных детей внутренняя мотивация доминирует над внешней. Этот факт неоднократно доказан в исследовательской практике. Но в современной системе образования имеет место и проблема а-мотивации и отсутствия смыслов в процессе обучения для определенного круга студенческой целевой аудитории. Для решения данной проблемы остро встает вопрос, какими средствами, ресурсами и технологиями можно создать условия для образовательной среды нового типа, которая станет предиктором для формирования внутренней мотивации в процессе обучения.

Очевидно, что внешняя негативная мотивация убивает внутреннюю, а внешняя позитивная, в свою очередь, поддерживает. Каким образом должен быть выстроен учебный процесс и чем должен быть наполнен образовательный контент, чтобы запустить столь важные механизмы подкрепления внутренней мотивации студентов? Одной из главных задач для преподавателей в настоящее время является поиск новых подходов к мотивации студентов. Эта проблема волнует преподавателей разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом. Обусловлено это явление не только изменениями условий жизни, но и обновлением всей системы образования в целом, ускорением темпа жизни, процессами глобальной трансформации, последствиями которой, например, стала цифровизация. Изменилась целевая аудитория, представители которой вынуждены обрабатывать в одну единицу времени огромный пул информации, не имея при этом возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Современные педагоги активно вооружаются знаниями и приемами о повышении мотивации к обучению. Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход. Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Среди доминирующих дескрипторов можно выделить: желание узнать что-то новое, повышенный интерес к какому-то явлению или феномену, любознательность. Помимо этого, престижность вуза, потребность в общении и желание получить новые знакомства, необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей - это тоже зачастую весьма значимые аспекты мотивации молодых людей.

Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути - это те аспекты индивидуальной образовательной траектории, на которые преподаватель может повлиять [51.

Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения. Если рассматривать процесс взаимодействия педагога и студентов, то и формирующее и коррегирующее значение может приобрести выстраивание преподавателем доверительных и уважительных отношений со студентами. Большое значение приобретает инвариантность использования различных оценочных обращений: замечание, отрицание, согласие, одобрение. Похвала, подбадривание, охотная помощь и наставничество - это, бесспорно, предикторы успеха Г4, С. 651.

Выводы. Таким образом, обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что преподаватели могут влиять на процесс формирования внутренней мотивации обучающихся. Это будет происходить системно и приносить плоды, если педагоги смогут не только научиться поддерживать инициативность студентов, их начинания, но и будут стимулировать задавание вопросов. Если будет активно использоваться в процессе обучения прием апперцепции, то есть возможность связать изучаемую дисциплину и рассматриваемые на занятиях вопросы с личным опытом студентов, их интересами и потребностями. Если в процессе преподавания будет сделан акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала, его актуальность и новизну, раскрытие практической и научной значимости знания, профессиональную направленность учебного материала, и возможности воспользоваться полученными знаниями в дальнейшем [1, С. 3441.

Огромную роль при этом играет техническое и дидактическое обеспечение учебных занятий. В настоящее время разработано и представлено в широком доступе достаточно большое количество программ повышения квалификации, в процессе освоения которых преподаватели имеют возможности овладения навыками использования в педагогическом процессе различных форм представления учебного материала, фото-, видео-, аудиоматериалов, графики, наглядных пособий, тактильных и ролевых игр, использование таких форматов коммуникации, как: отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере, который позволит оперативно задавать вопросы и присылать выполненные задания и творческие работы. Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе. Можно использовать приемы включения в программу заданий по взаимоконтролю (например, кросс-рецензирование), взаимопомощи студентов [2, С. 61].

Аннотация. В настоящее время проблема изучения внутренней мотивации обучающихся занимает приоритетные позиции в проблемном дискурсе перемен современного высшего образования. Образовательная среда в высшей школе в настоящее время переживает потребность в системных переменах в парадигме поиска смыслов и мотивированности студентов. Данная тенденция обусловлена потребностями целевой аудитории в понимании своей индивидуальной профессиональной траектории, успешности, компетентности. Сообщество преподавателей, в свою очередь, обеспокоено поиском таких педагогических технологий и ресурсов, которые позволят повысить уровень внутренней мотивации

обучающихся. Решение этой важной задачи должно быть направлено не только на поиск инновационных подходов к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза, но и на пересмотр педагогического дизайна. Также необходим всесторонний системный анализ не только процесса внутренней мотивации, но и перехода внешней мотивации во внутренний план действий по осуществлению интересной для обучающегося деятельности. Такой деятельностью может и должна стать учебная деятельность в вузе. Для этого должны использоваться цифровые сервисы и ресурсы, преподавателям нееобходимо повышать свою профессиональную компететность и непрерывно работать в этом направлении.

Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, интерактивность, активность, компетентность, педагогический дизайн.

Annotation. Currently, the problem of studying the internal motivation of students occupies priority positions in the problematic discourse of changes in modern higher education. The educational environment in higher education is currently experiencing a need for systemic changes in the paradigm of the search for meanings and motivation of students. This trend is due to the needs of the target audience in understanding their individual professional trajectory, success, competence. The teaching community, in turn, is concerned about the search for such pedagogical technologies and resources that will increase the level of internal motivation of students. The solution of this important task should be aimed not only at finding innovative approaches to the control and interactive assessment of students' knowledge in the digital educational environment of the university, but also at the revision of pedagogical design. It also requires a comprehensive system analysis of not only the process of internal motivation, but also the transition of external motivation into an internal action plan for the implementation of interesting activities for the student. Such an activity can and should be educational activities at the university. Digital services and resources should be used for this, teachers need to improve their professional competence and continuously work in this direction.

Keywords: motivation, external motivation, internal motivation, interactivity, activity, competence, pedagogical design.

Литература:

1. Боцоева, A.B. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 343-346

2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62

3. Генова, Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т.Н. Генова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490

4. Гордеева, Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель / Т.О. Гордеева // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. - 2014. - №3. - С. 63-77

5. Соколова, Э.А Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов / Э.А. Соколова // Вестник БГУ. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/predikaty-sozdaniya-vnutrenney-motivatsii-k-obucheniyu-u-studentov (дата обращения: 17.09.2023)

УДК 378.2

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Петрушевская Светлана Николаевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Евсеева Ольга Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На сегодняшний день, в развитии художественного образования, особенно важным становится развитие самостоятельности в младшем подростковом возрасте. С учетом динамичных изменений в обществе России, сдвига в социокультурных ценностях и ускоренного научно-технологического прогресса, возрастает потребность в формировании творческих деятелях: самостоятельных, самоорганизованных, инициативных, обладающих широким кругозором, нестандартным мышлением, стремящихся к личностному развитию, способных автономно решать проблемы и достигать поставленных целей.

Чтобы развить у подростков желание самостоятельно заниматься искусством, изучать и проявлять инициативу в создание творческого продукта, перед преподавателями стоит задача организовать занятия таким образом, чтобы применяемые формы и методы, вызывали интерес у обучающихся. На уроках в детских школах искусств, необходимо давать задание на самостоятельную работу, поддерживать необычные идеи учеников, давать им свободу в реализации своих задумок. В таком случае ученики будут менее зажаты рамками каких-либо правил. И это будет способствовать развитию их креативности, самостоятельности, их творческого потенциала. Поэтому развитие творческой самостоятельности у обучающихся становится необходимой потребностью, а данная тема является актуальной.

Развитие творческой самостоятельности является не только полезно для детей, но и для общества в целом. Ведь чем больше новых необычных творческих продуктов появляется, тем интереснее становиться сфера искусства.

Поэтому существует необходимость поиска, обоснования и применения эффективных способов развития творческой самостоятельности в процессе обучения учеников изобразительному искусству в детской художественной школе.

Изложение основного материала исследования. Изучим понятие «творческая самостоятельность», но прежде необходимо обратится к понятиям «творчество», «самостоятельность».

По мнению Лапшина, A.B., «Творчество» понимается как деятельность, результатом которой является создание новых духовных и материальных ценностей. [8, С. 252].

Творчество включает в себя психологические аспекты, такие как процессуальный и личностный. Оно требует наличия у человека способностей, мотивации, навыков и знаний, которые позволяют создавать продукт, отличающийся оригинальностью, новизной и уникальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.