Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / МАРКЕТИНГ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / МЕТОД SMART / ГИБРИДНЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ / ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна, Холодионова Светлана Ипполитовна

В данной статье рассматриваются подходы к привлечению студентов на онлайн-курсы и их мотивации непосредственно в ходе обучения. Настоящая мотивация студентов невозможна без активного, харизматичного, мотивированного преподавателя. Не случайно преподавание относят к исполнительскому мастерству наряду с актерским делом. Но при этом также актуализируется проблема избегания профессионального выгорания и перехода от рутины к настоящему учебно-методическому творчеству. Проблема мотивации студентов приобрела новое звучание: в большом потоке открытой информации студенты могут найти практически все, преподаватели перестают быть единственным авторитетным источником знаний. На приоритетные позиции в образовательной среде современных вузов выдвигается поиск решений, связанных с ответом на вопросы, связанные с определением, как именно преподавателю сделать свой авторский курс уникальным, чем заинтересовать обучающихся, как наилучшим образом построить процесс коммуникации со студентами на понятном обеим сторонам языке. В настоящее время ответом на вызовы жесткой конкурентной среды в высшем образовании может стать академический маркетинг во всем многообразии его ресурсов и эффективности. Стратегия целеполагания вузов, направленная на повышение уровня мотивации целевой аудитории, сегодня наполняется новым смыслом. В этой парадигме смысла на приоритетные позиции выдвигается обратная связь и с абитуриентами, и с их родителями, и, безусловно, с потенциальными работодателями. В этой связи необходим пересмотр технологий работы приемных комиссий. Также значительная роль должна отводиться академической культуре, осмысленности в понимании студентами траектории непрерывности своего обучения, выбора дальнейших шагов погружения в выбранную профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна, Холодионова Светлана Ипполитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MARKETING AS A PREDICTOR OF INCREASING MOTIVATION OF MODERN STUDENTS

This article discusses approaches to attracting students to online courses and their motivation directly during training. Real motivation of students is impossible without an active, charismatic, motivated teacher. It is no coincidence that teaching is attributed to performing skills along with acting. But at the same time, the problem of avoiding professional burnout and the transition from routine to real educational and methodical creativity is also being actualized. The problem of students' motivation has acquired a new sound: students can find almost everything in a large flow of open information, teachers cease to be the only authoritative source of knowledge. In the educational environment of modern universities, the search for solutions related to answering questions related to determining exactly how a teacher can make his author's course unique, how to interest students, how best to build the process of communication with students in an understandable way is put forward both sides of the language. Currently, the answer to the challenges of a tough competitive environment in higher education can be academic marketing in all its diversity of resources and effectiveness. The goal-setting strategy of universities aimed at increasing the level of motivation of the target audience is being filled with a new meaning today. In this paradigm of meaning, feedback is put forward to priority positions with applicants, their parents, and, of course, with potential employers. In this regard, it is necessary to review the technologies of the work of admissions committees. Also, a significant role should be given to academic culture, meaningfulness in students' understanding of the trajectory of the continuity of their studies, the choice of further steps of immersion in the chosen profession.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

При организации решения задач особую ценность имеют отдельные находки преподавателя [4, С. 134-135]: обучающийся решает задачу на доске, а затем воспроизводит ее по памяти; обучающийся решает задачу на доске, другой обучающийся проверяет решение, делает анализ, оценивает решение; обучающиеся решают одну задачу разными способами и другие находки. При определенных условиях, целесообразно предложить самостоятельную индивидуальную работу каждому обучающемуся. Она может быть максимально индивидуализирована, что позволит снять психологическое напряжение обучающихся, проконтролировать и развить умения достигать цели, правильно оформлять работу. Полезно также использовать дидактические материалы; эффективной оказывается работа с задачами, составленными на основе рисунков, схем.

Как может преподаватель организовать помощь обучающимся при самостоятельном решении задач? Через некоторое время, после того как обучающиеся приступили к работе с задачей, можно написать на доске или высветить слайды, поясняющие указания, часть чертежа, дополнительные вопросы, пример описанного явления и тому подобное. При необходимости, можно поставить демонстрационный эксперимент. Для обучающихся, со слабыми знаниями, уместны прямая подсказка, указание на аналогию с ранее изученным, совет обратиться к лекциям, соответствующей части учебника, задачника, использовать справочник и другие рекомендации.

Важнейшая проблема методики решения задач, на наш взгляд, состоит в конструировании системы заданий, позволяющих организовать процесс восхождения от абстрактного к конкретному пониманию. Главное, чтобы система таких заданий способствовала формированию метода познания явлений, формул, законов, правил, присущих данной теории. С этой целью преподавателю по каждому важнейшему понятию, закону, правилу, явлению, по каждой формуле, теореме полезно составлять систему вопросов-заданий. По возможности, на занятиях по физике, вопросы-задания сочетать с экспериментом, причем формулировка их в значительной степени будет определять и методику проведения эксперимента. Например, при изучении элементов магнитного поля Земли с использованием прибора «тангенс-гальванометра» учитывая, что с прибором работает каждый обучающийся на своём месте, можно предложить решить следующие задачи [5, С. 215-216]:

- рассчитать gi в катушке тангенс-гальванометра при ее равномерном вращении в магнитном поле Земли с <в = 20 1/с;

- определить количество витков в катушке тангенс-гальванометра, зная горизонтальную составляющую магнитного поля Земли;

- определить магнитный поток через катушку.

Эти задания требуют дополнительных знаний и интеллектуальных усилий, применения основных естественнонаучных законов.

Выводы. Заключая, выделим главные, на наш взгляд, направления совершенствования методики решения задач:

- продолжать создание экспериментальных, качественных, сюжетных задач по всем разделам курсов физики и математики;

- строить системы заданий, задач соответственно содержанию и структуре теоретического материала;

- совершенствовать организацию деятельности обучающихся при решении задач;

- разнообразить приемы работы с задачами;

- отражать в содержании задач и методике их решения вопросы мировоззрения и методологии;

- использовать при построении системы заданий, упражнений межпредметные связи.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Каз. унив., 1996. - 567 с.

2. Кислякова, О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике / О.П. Кислякова // Методические особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. - Киров, 2020. -С. 19-25

3. Учебно-воспитательные проблемы и пути их решения / Е. Панцева, О. Кислякова, Л. Снежкина, А. Хазова // Современные вызовы образования и психология формирования личности. - 2020. - С. 88-89

4. Снадченко, С.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя военного вуза / С.В. Снадченко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 51. - С. 134-135

5. Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. - Москва: ИЦ Академия, 2020. - 560 с.

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Парамонова Елена Алексеевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Медведева Наталья Петровна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, кандидат филологических наук, доцент Холодионова Светлана Ипполитовна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к привлечению студентов на онлайн-курсы и их мотивации непосредственно в ходе обучения. Настоящая мотивация студентов невозможна без активного, харизматичного, мотивированного преподавателя. Не случайно преподавание относят к исполнительскому мастерству наряду с актерским делом. Но при этом также актуализируется проблема избегания профессионального выгорания и перехода от рутины к настоящему учебно-методическому творчеству. Проблема мотивации студентов приобрела новое звучание: в большом потоке открытой информации студенты могут найти практически все, преподаватели перестают быть единственным авторитетным источником знаний. На приоритетные позиции в образовательной среде современных вузов выдвигается поиск решений, связанных с ответом на вопросы, связанные с определением, как именно преподавателю сделать свой авторский курс уникальным, чем заинтересовать обучающихся, как наилучшим образом построить процесс коммуникации со студентами на понятном обеим сторонам языке. В настоящее время ответом на вызовы жесткой конкурентной среды в

высшем образовании может стать академический маркетинг во всем многообразии его ресурсов и эффективности. Стратегия целеполагания вузов, направленная на повышение уровня мотивации целевой аудитории, сегодня наполняется новым смыслом. В этой парадигме смысла на приоритетные позиции выдвигается обратная связь и с абитуриентами, и с их родителями, и, безусловно, с потенциальными работодателями. В этой связи необходим пересмотр технологий работы приемных комиссий. Также значительная роль должна отводиться академической культуре, осмысленности в понимании студентами траектории непрерывности своего обучения, выбора дальнейших шагов погружения в выбранную профессию.

Ключевые слова: мотивация, дистанционный формат обучения, маркетинг академического сообщества, метод SMART, гибридный формат обучения, академическая этика, выбор образовательной траектории, проблема выбора специализации.

Annotation. This article discusses approaches to attracting students to online courses and their motivation directly during training. Real motivation of students is impossible without an active, charismatic, motivated teacher. It is no coincidence that teaching is attributed to performing skills along with acting. But at the same time, the problem of avoiding professional burnout and the transition from routine to real educational and methodical creativity is also being actualized. The problem of students' motivation has acquired a new sound: students can find almost everything in a large flow of open information, teachers cease to be the only authoritative source of knowledge. In the educational environment of modern universities, the search for solutions related to answering questions related to determining exactly how a teacher can make his author's course unique, how to interest students, how best to build the process of communication with students in an understandable way is put forward both sides of the language. Currently, the answer to the challenges of a tough competitive environment in higher education can be academic marketing in all its diversity of resources and effectiveness. The goal-setting strategy of universities aimed at increasing the level of motivation of the target audience is being filled with a new meaning today. In this paradigm of meaning, feedback is put forward to priority positions with applicants, their parents, and, of course, with potential employers. In this regard, it is necessary to review the technologies of the work of admissions committees. Also, a significant role should be given to academic culture, meaningfulness in students' understanding of the trajectory of the continuity of their studies, the choice of further steps of immersion in the chosen profession.

Key words: motivation, distance learning format, marketing of the academic community, SMART method, hybrid learning format, academic ethics, choice of educational trajectory, the problem of choosing a specialization.

Введение. Преподавательское сообщество в современном дистанционном образовании сталкивается с вызовами, связанными с пересмотром подходов не только к маркетингу и имиджу преподавателя, но также и к мотивации различных групп студентов, поисков ресурсов для творчества и профилактики профессионального выгорания.

Сегодня возрастает количество онлайн-курсов для преподавателей различных отраслевых секторов, в рамках которых неизбежно затрагивается проблема мотивации целевой аудитории в гибридных форматах обучения. Отраслевые методики преподавания в настоящее время максимально востребованы и должны разрабатываться и в контексте мотивационной парадигмы. В связи с этим приоритетными направлениями для решения этих проблемных вопросов является маркетинг, имидж преподавателя, повышение уровня мотивации различных групп, составляющих целевую аудиторию, а также развитие творческого потенциала и профилактика профессионального выгорания.

В настоящее время большинство экспертов и исследователей, занимающихся данной проблемой, пытаются предложить комплексные мероприятия для того, чтобы их использование преподавателем позволило ему добиться обратной связи в процессе мотивирования студентов. И начинать эти комплексные мероприятия, на наш взгляд, следует именно с построения модели маркетинга преподавателя. Выделяется три ключевых проблемы, связанных с маркетингом. Во-первых, необходимо понимание того, как привлечь и удержать студентов, во-вторых, как сохранить учебную нагрузку и закрепленную ставку в штатном расписании структурного подразделения, и, наконец, в-третьих, как найти дополнительные источники дохода [1].

Особенно сложным решение этих ключевых задач становится в условиях глобальных преобразований, среди которых цифровая трансформация образования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что удержание внимания студентов в онлайн-формате намного сложнее, чем в офлайн-формате. Как только образовательная организация переходит на онлайн-форматы работы, - она стремится оптимизировать учебную нагрузку, что всегда влечет за собой сокращение штата ППС (профессорско-преподавательского состава), долей ставок на кафедрах и т.д.

Изначально под удар попадают именно те из коллег, кто не смог освоить современные методики преподавания в формате онлайн, затем происходит сокращение и слияние потоков лекционных курсов по одной и той же учебной дисциплине, которые в офлайн-формате читаются несколькими преподавателями. Для построения успешной прогностической модели профессиональной деятельности преподавателя необходимо понимание, что маркетинг, направленный на студентов и обучающихся, - это главный маркетинг, повышающий уровень мотивации, предполагающий наличие таких акцентов проблемного поля, как: во-первых, рациональный и эмоциональный выбор студентами (абитуриентами) курса, программы; во-вторых, значимость триады «посещаемость-успеваемость-минимальный отсев»; в-третьих, мотивационный прогноз по траектории дальнейшей специализации; в-четвертых, уважение и профилактика академического мошенничества [2].

Изложение основного материала статьи. В современных условиях все чаще поднимается вопрос о роли мотивации в процессе обучения студентов и определения ее в качестве предиктора успешности построения индивидуальной образовательной траектории. Начинается этот процесс с выбора. Преподаватель выбирает спектр технологий, ресурсов для определения концепции курса, его наполнения, определения подходов к педагогическому дизайну.

Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески

Научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя

Установить контакты с потенциальными работодателями, подыскать себе будущую работу

Хорошо учиться

16 17

LL

Фт

12022 год 2019 год

0

Рисунок 1. Сравнительный анализ приоритетных векторов мотивации обучения в вузе, %

Студенты также делают свой выбор, который может быть совершен как рациональным образом, так и эмоциональным. Эту важную сущностную характеристику выбора преподаватель обязательно должен учесть в самом начале своего творческого пути при разработке курса [3].

Авторский учебный курс или образовательная программа должны быть адекватным образом презентованы на различных ресурсах через разнообразные коммуникационные каналы. Спектр форм такой работы в настоящее время весьма разнообразен. Это может быть, например, запись видео-аннотации, создание интересных страниц в глобальной сети Интернет, инициирование коммуникации в специальных группах в социальных сетях.

16

14

2022 год 2019 год 2013 год 2010 год

■ Общаться со сверстниками, найти друзей, возможно — будущего супруга, завести семью

■ Весело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебы

■ Другое (запишите)

Рисунок 2. Сравнительный анализ второстепенных векторов мотивации обучения в вузе, %

25 января 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного Татьяниному дню. По данным сравнительного анализа результатов лонгитюдного исследования, представленного ВЦИОМ, (рисунки 1 и 2), посвященного выявлению доминирующих мотивов студентов вузов в различные годы, было получено, что сохраняют приоритетность такие из них, как: потребность хорошо учиться, устанавливать связи с работодателями, научиться самостоятельности и ответственности.

Практикой уже доказано, что, если курс является интересным, наполненным разнообразными, логически и последовательно связанными темами, - в этом случае контингент участников имеет максимальные шансы к постоянному приросту численности и повышению уровня мотивации. В настоящее время преподаватели не могут не думать о том, как удерживаться в цифровом поле, сохраняя при этом независимость от различного рода потрясений, спровоцированных по основному месту работы [4, С. 23].

Предикторами оценки эффективности курсов могут служить посещаемость, успеваемость и минимальный отсев. «Сползание» в сторону неэффективности очень часто связано с некорректностью определения курса по выбору самими студентами. Большую роль при этом также играет дальнейшая специализация на стыке «бакалавриат-магистратура», «магистратура-аспирантура», что не может не отражаться на общей картине мотивации обучающихся. У многих студентов отсутствует понимание необходимости освоения следующего уровня образования.

Для удержания студентов в академическом поле необходима системная работа с ними. В этой связи абсолютно прозрачной и понятной целью академических приоритетов является уважение, которое можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле сущностной характеристики феномена. Транслируемая сегодня эпоха переходной этической ситуации преподносит множество вызовов, среди которых наличие многочисленных этических скандалов, проблем, обусловленных разностью ценностей между поколениями, представителями различных культур. Все вышеперечисленные детерминанты современного социума требуют от преподавательского сообщества пристального внимания и поиска путей решения.

Следующим важным видом маркетинга является маркетинг, направленный на абитуриентов и родителей. Для того, чтобы студенты пришли в конкретный вуз, - необходимо заблаговременное продумывание концепции их мотивации, что должно непременно реализоваться в системной работе не только с абитуриентами, и обучающимися в системе СПО, но и их родителями. Для этого необходим комплексный пересмотр дизайна профориентационных моделей работы приемных комиссий, а также стимулирование поступления в учебные заведения на программы в парадигме осознанных целей [5, С. 215].

Огромную значимость в современной образовательной среде приобретает обоснование стоимости обучения, т.к. в настоящее время многие образовательные программы связаны с наличием коммерческих мест. Рынок образовательных кредитов на реальной основе так и не заработал в нашей стране, что оставило ряд семей за чертой возможности в получении их детьми высшего образования. В настоящее время большинство образовательных организаций не заботятся об этом: нет коммерческих предложений с подробным изложением всего спектра возможностей, которые получит выпускник вуза в процессе обучения.

Еще одним важным направлением работы в секторе маркетинга, ориентированного на абитуриентов и родителей, является принятие академической культуры. Необходимо добиваться того, чтобы целевая аудитория принимала академическую культуру, что может выражаться, например, в нетерпимости к плагиату, к коррупционным проявлениям, в разграничении личных и профессиональных детерминант общения [6, С. 108].

Третья составляющая маркетинга-это маркетинг, направленный на коллег и администрацию. Здесь важно зарабатывать репутацию для карьерного роста, важны успешные коллаборации в выступлениях, например, в роли оппонентов, экспертов,

при кросс-рецензировании, в активном подключении к работе различных советов, комиссий, сообществ. Серьезным аспектом также выступает сохранение учебной нагрузки преподавателя.

Существует множество способов по реализации академического маркетинга. В частности, в ряде исследований представлен метод SMART, являющийся, на наш взгляд, релевантным концепции академического маркетинга в целом (таблица 1).

Таблица 1

Сущностная характеристика метода SMART в образовании

№ п/п Структурный элемент метода Возможности и перспективы использования

1. Specific: конкретность Формулировка конкретных проблем, которые нужно решить (например, низкий уровень ответственности студентов, отсев студентов, списывание и т.д.).

2. Measurable: измеримость Определение измеряемых целей (например, срезы по показателям посещаемости или использованию плагиата обучающимися).

3. Achievable: достижимость Оценка преподавателем своих собственных ресурсов (например, оценка тайминга на проведение консультаций, постановку педагогических задач, выкладка заданий в мессенджеры и т.д.).

4. Relevant: уместность, значимость Продумывание вопросов, связанных с пониманием, насколько предлагаемые задачи ведут к желаемому результату с возможностью использования уже готовых инструментов или контента. Многие из инструментов являются в настоящее время доступными через различные цифровые решения и их можно активно использовать.

5. Time-bound: ограниченность во времени Определение, к какому времени возможно изменение педагогической ситуации, с полным пониманием пошагового алгоритма и оценки эффективности каждого из этапов этой работы (например, постановка дедлайнов-семестр и т.д.).

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о многоаспектности и поли-функциональности феномена академического маркетинга. Его распространение обязательно должно коснуться и многоуровневых коммуникаций с потенциальными работодателями. В противном случае будут размыты профессиональные цели-ценности целевой аудитории, на выходе будет распространяться такое явление, как выученная беспомощность. В данную канву сотрудничества могут быть вовлечены и активные, успешные выпускники, и потенциальные работодатели, активно заинтересованные в разработке учебных планов направлений подготовки.

Литература:

1. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62

2. Гефеле, О.Ф. Академическая мотивация как предиктор развития критического мышления в векторе «студент-магистрант» / О.Ф. Гефеле, Е.Е. Михайлова // Вестник ТвГУ. - Серия "Педагогика и психология". - 2019. - Выпуск 4 (49). -С. 84-89

3. Гордеева, Т.О. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. - 2017. - №1. - С. 68-87

4. Захарова, И.В. Маркетинговые инструменты в современном вузе: тенденции исследований / И.В. Захарова // Высшее образование в России. - 2018. - №6. - С. 20-30

5. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

6. Шагинян, И.А. Особенности использования интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий на процесс вторичной социализации личности студента в период пандемии И.А. Шагинян, Н.П. Медведева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №3. - С. 106-109

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук Пермовская Ольга Сергеевна

Частное учреждение дополнительного образования «Грамотейка» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В современном мире еще больше требований предъявляется к учителям, мастерам своего дела. Мастерство современного учителя включает в себя не только умение профессионально обучать детей, внедрять новые подходы цифровизации, но и эффективно воспитывать детей, направлять семьи. Законодательство в нашей стране поддерживает сотрудничество семьи и школы, разными способами пытаясь вовлечь родителей в школьную жизнь. Существуют множество мероприятий, касаемых сохранения семейных традиций, положительного влияния школы на семью. Но все семьи разные. Различные подходы к воспитанию и развитию своих детей приводит к пониманию учителем того, что необходимы конкретные рекомендации для определенного ребенка и определенной семьи. Выработка индивидуального маршрута в воспитании и развитии ребенка тесно связано с наставничеством такой формы как учитель-родитель. В статье рассматриваются педагогические условия реализации такой формы наставничества как учитель-родитель, что является неотъемлемой частью сотрудничества участников образовательного процесса. Роль учителя - это позиция консультанта, мудреца, опытного человека по вопросу воспитания, развития и обучения детей. Реализация педагогических условий в формировании такого процесса, как наставничество, приводит к общности наших семей и педагогического сообщества, развивая при этом способности всех трех субъектов образовательного процесса: наставника, родителя и ученика.

Ключевые слова: наставник, учитель, семья, школа, общеобразовательная организация, педагогические условия наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.