Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИ НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИ НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернякевич Е. Ю.

В статье поднята проблема академической неуспеваемости студентов вузов. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стиля учебной деятельности, процессов самоорганизации, академической мотивации, личностного смысла учебы для студентов с академической неуспеваемостью. В исследовании приняли участие 32 студента 2 и 3 курсов вуза с техническим профилем обучения. Были использованы «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, опросник Н.А. Копейной «Стиль учебной деятельности», методика «Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС)» А.Д. Ишкова, тест незаконченных предложений «Для меня моя учеба - это…». Выявлены психологические детерминанты академической неуспеваемости студентов: доминирование амотивации; отсутствие осмысленности учебы; низкий уровень целеполагания, волевых усилий; низкий уровень навыков планирования; восприятие учебы как неприятной необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернякевич Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF LEARNING ACTIVITIES OF ACADEMICALLY UNDERACHIEVING UNIVERSITY STUDENTS

The article raises the problem of university students' academic failure. The results of an empirical study aimed at studying the features of the learning activity style, self-organisation processes, academic motivation, personal meaning of learning for academically unsuccessful students are presented. The study involved 32 students of the 2nd and 3rd courses of the technical university. Research methods: T.O. Gordeeva’s “Scale of academic motivation”, N.A. Kopeyna’s questionnaire “Style of learning activity”, A.D. Ishkov’s methodology “Diagnostics of self-organisation features (DOS)”, test of unfinished sentences “For me, my studies are ...”. The psychological determinants of students' academic failure have been revealed: amotivation dominance, study meaningfulness lack, low goal-setting level, low strong-willed efforts level, low planning skills' level, perception of study as an unpleasant necessity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИ НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 159.9 DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-199-206

Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза

Чернякевич Елена Юрьевна

Канд. психол. наук, доц. каф. истории и философии ORCID: 0000-0002-6300-4354, e-mail: Chernik.72@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье поднята проблема академической неуспеваемости студентов вузов. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стиля учебной деятельности, процессов самоорганизации, академической мотивации, личностного смысла учебы для студентов с академической неуспеваемостью. В исследовании приняли участие 32 студента 2 и 3 курсов вуза с техническим профилем обучения. Были использованы «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, опросник Н.А. Копейной «Стиль учебной деятельности», методика «Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС)» А.Д. Ишкова, тест незаконченных предложений «Для меня моя учеба — это...». Выявлены психологические детерминанты академической неуспеваемости студентов: доминирование амо-тивации; отсутствие осмысленности учебы; низкий уровень целеполагания, волевых усилий; низкий уровень навыков планирования; восприятие учебы как неприятной необходимости.

Ключевые слова

Учебная деятельность, стиль деятельности, самоорганизация, академическая мотивация, саморегуляция, академическая неуспеваемость

Для цитирования: Чернякевич Е.Ю. Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза//Вестник университета. 2022. № 9. С. 199—206.

© Чернякевич Е.Ю., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Psychological determinants of learning activities of academically underachieving university students

Elena Yu. Cherniakevich

Cand. Sci. (Psy.), Assoc. Prof. at the Department of History and Philosophy ORCID: 0000-0002-6300-4354, e-mail: Chernik.72@mail.ru

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia

Keywords

Educational activity, activity style, self-organisation, academic motivation, self-regulation, academic failure

Abstract

The article raises the problem of university students' academic failure. The results of an empirical study aimed at studying the features of the learning activity style, self-organisation processes, academic motivation, personal meaning of learning for academically unsuccessful students are presented. The study involved 32 students of the 2nd and 3rd courses of the technical university. Research methods: T.O. Gordeeva's "Scale of academic motivation", N.A. Kopeyna's questionnaire "Style of learning activity", A.D. Ishkov's methodology "Diagnostics of self-organisation features (DOS)", test of unfinished sentences "For me, my studies are ...". The psychological determinants of students' academic failure have been revealed: amotivation dominance, study meaningfulness lack, low goal-setting level, low strong-willed efforts level, low planning skills' level, perception of study as an unpleasant necessity.

For citation: Chernyakevich E.Yu. (2022) Psychological determinants of learning activities of academically underachieving university students. Vestnik universiteta, no. 9, pp. 199—206.

ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии — важный шаг, оказывающий влияние на дальнейшую жизнь человека. Порой, несмотря на возможность выбора, выпускнику среднего учебного заведения бывает проблематично решить, какую из профессий он приобретет, и в силу разных причин молодые люди зачастую выбирают не то, что им хочется. У молодежи за рубежом есть возможность сначала поступить в колледж или университет, а потом взять академический отпуск (англ. gap year) для того, чтобы убедиться в правильности принятого решения. Но в России такой возможности нет, а поступление в вуз сразу после школы считается логичным и престижным. Нарушение такой традиции пока воспринимается, скорее, негативно, ведь многие родители уверены в том, что их ребенку необходимо сразу после школы поступить в высшее учебное заведение, обязательно получить любой диплом, лишь бы у него было высшее образование. А уж закончив вуз, он может продолжить учебу в том направлении, которое ему всецело нравится. К сожалению, такая тенденция может демотивировать молодого человека, снизить его готовность к обучению, ослабить осознание результата, который ему необходимо получить.

В период обучения в вузе студент переосмысливает свои привычки и поведение в соответствии с новыми учебными требованиями. Для успешного обучения молодому человеку важно осознанно ставить перед собой цели, добиваться их выполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального

© Chernyakevich E.Yu., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

развития. Однако в реальности у современных студентов нередко возникают трудности при выполнении заданий, усвоении знаний, организации и распределении свободного времени для подготовки к занятиям. Как следствие, из-за отсутствия осознанного нахождения личностных смыслов в выбранной профессии, неумения самостоятельно организовать собственную деятельность, сниженной мотивации и различных других причин студент терпит академические неудачи.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Обзор научных работ показывает, что большинство исследований посвящено изучению факторов, способствующих успешной учебе студентов [1—3]. Среди факторов, определяющих учебную деятельность, авторы называют социально-биографические особенности (возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки и т.п.), физическое состояние здоровья. Например, обнаружена взаимосвязь короткой продолжительности сна с академическими неудачами обучающихся [4]. Выявлено, что преимущественно академически неуспевающими являются мужчины [5; 6]. Следует уточнить, что под академической неуспеваемостью мы понимаем невыполнение учебного плана по сдаче экзаменов и зачетов.

Значимая роль отводится и социально-экономическим условиям (материальное положение студента, форма обучения, оплата за обучение, финансовая устойчивость вуза, уровень квалификации преподавателей, престижность вуза [3]. Некоторым студентам приходится работать, чтобы обеспечить себе образование, поэтому на успеваемость студентов оказывает влияние их занятость в рабочем процессе, а также неблагоприятные условия проживания дома или в общежитии [7; 8]. Около одной трети американских студентов решили прекратить обучение из-за высоких учебных нагрузок и занятости на работе. При этом лишь 6 % были академически неуспевающими в начале обучения [9]. В российской науке обращается внимание на невнимательное отношение университетского управления к проблеме академической неуспеваемости студентов. Вместе с тем мониторинг масштабов и характера образовательной неуспеваемости студентов позволил бы минимизировать дальнейшие риски для компаний, рынка труда, работодателей [10].

Особенно важными для академической успеваемости считаются психологические факторы (мотивация, познавательные способности, самооценка, адаптационный потенциал, эмоциональный интеллект, самоконтроль, стрессоустойчивость и др.) [3; 11]. Исследователи подчеркивают: у академически успевающих студентов преобладает высокий уровень самоконтроля, умение регулировать эмоциональные состояния, стрессоустойчивость, навык реализации поставленных целей [12—15]. После провала на сессии и появления задолженностей студенты с позитивной самооценкой и высокой уверенностью в самоэффективности делали работу над ошибками и в последующем становились академически успевающими [5; 6].

Замечено, что несмотря на нормальный ^ ученика, академическая успеваемость может снижаться. Одной из причин ее снижения является учебная мотивация. У академически успевающих студентов доминирует самомотивация в освоении профессии и получении знаний. Академически отстающие студенты проявляют внешние ситуативные мотивы: не потерять стипендию, уйти от наказания, осуждения за плохую учебу и др. [16—18]. Как показывают канадские исследования студенты, имеющие высокую склонность к прокрастинации, чаще пересдают экзамены, не спешат выполнять задания, менее добросовестно их выполняют. У студентов с низким уровнем прокрастинации сформированы собственные цели, они готовы больше учиться, чтобы как можно лучше сдать экзамен [19].

Вместе с этим следует сказать и о карьерной мотивации. К третьему курсу студенты уже имеют адекватное представление о своих сильных и слабых сторонах и карьерных возможностях. Если этого не происходит, и у обучающегося нет карьерных целей, он так и не осознал свои личностные ресурсы, его карьерная направленность стихийна, тогда и учебная деятельность не осознается ни как цель, ни как средство построения дальнейшей карьеры [20].

Существенным фактором, оказывающим влияние на учебную мотивацию, является наличие разного рода конфликтов, психологическая атмосфера в учебной группе, социальном окружении. Молодой человек может переживать субъективное чувство одиночества, находясь в студенческой группе. Важной составляющей учебной деятельности являются доброжелательные отношения, позитивный психологический климат в коллективе [21—23]. Нередко учащиеся могут находиться в зависимости от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, методах оценки результатов учебы [24]. По мнению О.С. Иониной [25], при совпадении стиля учебной деятельности студента со стилем преподавания учителя, студент более успешен в учебе.

Ученые обращают внимание на необходимость прогнозирования академической успеваемости [26]. Известно, что когда на 2—3 курсе происходит изучение профильных дисциплин, студент полноценно погружается в учебно-профессиональную среду и начинает осознавать насколько его ожидания соответствуют либо не соответствуют реальности. В этот период может возникать чувство разочарования, утраты иллюзий, сожаление о выборе образовательного профиля. Специалисты называют это явление «кризисом третьего курса».

Для максимально успешной сдачи экзаменов A.E. Nelson, S. Kotcherlakota [27] разработали «План сдачи студентами экзаменов» (SESP). Студенты имели круглосуточный доступ к модулям, рекомендующим определенные стратегии обучения. Авторы пришли к выводу, что такая техническая помощь повышает академическую успеваемость.

Таким образом, обзор работ показал множество причин и факторов, влияющих на учебную деятельность обучающихся. Вместе с тем мы убедились, что существует дефицит сведений в отношении психологических детерминант, обусловливающих учебную деятельность академически неуспевающих учащихся. С нашей точки зрения необходимо поддерживать не только успевающих, «сильных» студентов, но и помогать академически неуспевающим студентам. Выяснив разного рода причины и индивидуально-психологические особенности обучающегося можно разработать стратегии и подходы к организации его обучения в университете, и у неуспевающих студентов появится шанс стать успевающими.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ

С целью изучения психологических детерминант, обусловливающих академические задолженности студентов, нами проведено исследование, в котором приняли участие 32 студента, средний возраст которых составил 20 лет (22 юноши, 10 девушек). Были отобраны респонденты с достаточно большим количеством задолженностей по разным дисциплинам: от 6 до 11 (5=7). Ими оказались обучающиеся техническим специальностям студенты 2 курса (13 человек) и 3 курса (19 человек).

В исследовании использованы методики: «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, опросник Н.А. Копейной «Стиль учебной деятельности», методика «Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС)» А.Д. Ишкова, тест незаконченных предложений «Для меня моя учеба — это...». Для математической обработки применялся пакет программ MS Excel, Statistica 13.3. Для структурного анализа полученных результатов использовались методы корреляционного анализа (коэффициенты Пирсона) и кластерного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам кластерного анализа (рис. 1) можно судить, что для академически неуспевающих студентов личностный смысл учебы имеет противоречивый характер. Так, студенты воспринимают учебу как

необходимость, продолжительный период

Познавательная 10,2

ад о

х

и ^

<

л

о

Рч

О н

о С

Достижения

Саморазвития

Самоуважения

Интроецированная

Экстериальная

Амотивация

10,2

\11,0

12,7

0 4 8

Среднее значение Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Особенности мотивации академически неуспевающих студентов

1

12

жизни потраченный на борьбу и задачу доказать кому-либо, что они могут учиться, добиваться целей. В то же время это возможность узнать свои сильные стороны, развиваться, приобрести навык противостояния давлению. Студент пытается найти для себя позитивные стороны, объясняя, что учеба — это знания, должность на работе, полезное время. Можно предположить, что происходит защита психики от травмирующих переживаний, так как молодой человек ищет логическое объяснение тому, почему он продолжает учиться, в то время как учеба сопровождается негативными эмоциями и отсутствием мотивации.

Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что респондентам не свойственно учиться ради ощущения собственной значимости, повышать

самооценку за счет достижений в учебе (Х=12,7). У них отсутствует стремление развивать свои способности, добиваться компетентности во время учебной деятельности (Х=11). На низком уровне находится шкала мотивации познания: стремление узнать новое, понять изучаемый предмет не является приоритетным (Х=10,2). Молодые люди не стремятся добиваться высоких результатов в учебе, получать удовольствие от разрешения непростых задач (Х=10,2). Интроецированные мотивы (ощущение стыда и чувства долга перед собой и другими) у молодых людей не выражены (Х=8,1). Экстернальные мотивы (внешнее принуждение со стороны родителей, преподавателей) у студентов не значимы (Х=7,9).

Кроме того, обнаружен высокий уровень значений по шкале «Амотивация» (Х=9,8), что говорит об отсутствии интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности.

Анализ стилей учебной деятельности показал: 84 % академически неуспевающих студентов склонны к импульсивности и нерегулярности в работе, которые могут способствовать срывам в учебной деятельности. Лишь у 13 % студентов присутствует универсальный стиль деятельности, содействующий учебе. У незначительного числа студентов (3 %) обнаружен компенсированный, регулярный стиль учебной деятельности, который при регулярности в занятиях помогает избегать стрессовых нагрузок в течение семестра, распределяя оптимально свои силы и позволяя минимизировать риски неуспеваемости в обучении.

В результате анализа самоорганизации деятельности респондентов обнаружено, что у студентов недостаточно развита регуляция собственных действий, сила воли, способность преодолевать трудности (Х=4) рис. 2. Молодые люди не обладают достаточным навыком принятия и удержания цели (Х=4). В свою очередь, уровень развития остальных компонентов самоорганизации средний.

Обращают на себя внимание взаимосвязи между показателями академической мотивации, стилем учебной деятельности, самоорганизацией, количеством задолженностей и личностным смыслом учебы для студентов. Интересной оказалась корреляция между количеством задолженностей, имеющихся у студента и планированием (0,46; р<0,05). При увеличении долгов, усиливается желание заниматься планированием деятельности, при этом волевые усилия не применяются (—0,45;р < 0,05). Скорей всего, реализация планов студентом так и не осуществляется. Кроме этого, чем больше студент планирует, тем в меньшей степени его интересует достижение высоких результатов в учебе (—0,35; р<0,05), и наоборот.

Мы можем предположить, что обучающийся ориентируется на закрытие задолженности при минимальных затратах. Однако достижения в учебе значимы для тех студентов, которые видят в учебе возможность самопознания, саморазвития (0,38; р<0,05). У студентов, использующих компенсированный регулярный стиль деятельности, задолженностей меньше (—0,35; р<0,05). При увеличении количества академических задолженностей у студента снижается самоуважение (—0,44; р<0,05), исчезает желание мобилизовать силы для выполнения необходимых задач, усиливается ощущение бессмысленности учебной деятельности, растет амотивация (0,35; р<0,05). При росте амотивации исчезает желание анализировать ситуацию, искать причину неудач (—0,43; р<0,05). При восприятии учебы как «борьбы» и «средства удовлетворения чужого желания» снижается познавательная мотивация (—0,45; р<0,05), и наоборот. Чем лучше студент осознает, что учеба для него — это польза и перспектива, тем в меньшей степени ему приходится корректировать запланированные действия (—0,43; р<0,05). Чем лучше у студента навыки принятия и удержания цели, тем регулярнее он занимается учебой (0,44; р<0,05), и наоборот.

о.

о о

о

к

Уровень самоорганизации

Волевые усилия Коррекция Самоконтроль Планирование Анализ ситуации Целеполагание

Среднее значение

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Особенности самоорганизации академически неуспевающих студентов

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что для академически неуспевающих студентов личностный смысл учебы носит противоречивый характер и сопровождается преимущественно негативными эмоциями.

2. Доминирует амотивация — отсутствие интереса и осознанности учебы.

3. Академически неуспевающие студенты не ориентированы на достижение высоких результатов в учебе.

4. В самоорганизации деятельности низкие уровни занимают «целеполагание» и «волевые усилия».

5. При преобладании амотивации увеличивается количество задолженностей и исчезает желание делать выводы о причинах неудач, негативное восприятие учебы снижает познавательную мотивацию.

Итоги проведенного исследования требуют дальнейшего осмысления и предполагают разработку программ психологического сопровождения студентов, испытывающих трудности в обучении. В частности, основными задачами в работе могут стать: создание условий для повышения мотивации в преодолении проблем и сложностей, самооценки, уверенности в своих силах; развитие эмоционального интеллекта как условия принятия успешного решения в проблемных ситуациях; создание условий для формирования навыков планирования, организации самостоятельной работы, использования приемов тайм-менеджмента в учебном процессе.

Библиографический список

1. Акимова С.В., Кожевникова О.В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете. Universum: психология и образование. 2015;(8). https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516 (дата обращения: 10.06.2022).

2. Дериш Ф.В. Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. ВестникПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017;(1):70—81.

3. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешнойучебы студентов вуза. http://www.psy.msu.ru/science/public/smimov/ students.html (дата обращения: 24.05.2022).

4. Titova E., Hogenkamp P.S., Jacobsson J.A., Feldman I., Benedict C. Associations of self-reported sleep disturbance and duration with academic failure in community-dwelling Swedish adolescents: Sleep and academic performance at school. Sleep Medicine. 2015;16(1):87-93. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2014.09.004

5. Hanley A.W, Palejwala M.H., Hanley R.T., Canto A.I., Garland E.L. A failure in mind: Dispositional mindfulness and positive reappraisal as predictors of academic self-efficacy following failure. Personality and Individual Differences. 2015;86:332-337. https://doi.org/10.1016Zj.paid.2015.06.033

6. Jeludar S.S., Jeludar A.Z., Shayan N., Gatab A.T. Factors affecting the academic failure of male students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012;46:2575-2578.

7. Mthimunye K.D.T., Daniels F.M. Exploring the challenges and efforts implemented to improve the academic performance and success of nursing students at a university in the Western Cape. International Journal of Africa Nursing Sciences. 2020;12:100196. https://doi.org/10.1016/j.ijans.2020.100196

8. Okogbaa J., Allen R.E., Sarpong D.F. Time spent at work and its impact on the academic performance of pharmacy students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(2):496. https://doi.org/10.3390/ijerph17020496

9. Dante A., Ferrao S., Jarosova D., Lancia L., Nascimento C., Notara V et al. Nursing student profiles and occurrence of early academic failure: Findings from an explorative European study. Nurse Education Today. 2016;38:74-81. https://doi. org/10.1016/j.nedt.2015.12.013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательно неуспевающие студенты: позиция университетского управления. Педагогический журнал Башкортостана. 2020;2:87:38-48. https://doi.org/10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49

11. Chernyakevich E.Yu., Myasnova A.S. The adaptive capacity of first-year students. Modern Science. 2018;(4-2):6-8.

12. Дериш Ф.В., Пузырёва Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018;(1):39-53.

13. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2012;1(1):40-46.

14. Beauvais A.M., Stewar J.G., DeNisco S., Beauvais J.E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study. Nurse Education Today. 2014;34(6):918-923. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.12.005

15. Lee WWS. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence. 2017;60(1):148-152. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.08.006

16. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.. М.: Смысл: Academia; 2006. 336 с.

17. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014;35(4):96—107.

18. Григорьева Н.Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения студентов. Высшее образование сегодня.. 2016;(2):60-63.

19. Graham B., Laliberte J.-WP., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018.;62:170—182. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2017.09.008

20. Чернякевич Е.Ю. Карьерная направленность молодых людей из больших и малых российских городов. Вестник университета. 2020;(4):197-204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204

21. Чернякевич Е.Ю., Лобанова Ю.И., Осипова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. Санкт-Петербург. СПбГАСУ; 2020. 114 с.

22. Чернякевич Е.Ю. Исследование особенностей социально-психологических характеристик группы во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(1):391-394. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0095

23. Сherniakevich E.Yu., Pavlova A.V Features of the psychological climate in the student group. Modern Science. 2017;(10):142—144.

24. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35(5):401-426. https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004

25. Ионина О.С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента. Концепт. 2015;(S12):16—20. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (дата обращения: 27.06.2022).

26. Costa E.B., Fonseca B., Santana M.A., de Araujo F.F., Rego J. Evaluating the effectiveness of educational data mining techniques for early prediction of students' academic failure in introductory programming courses. Computers in Human Behavior. 2017;73:247-256. https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.01.047

27. Nelson A.E., Kotcherlakota S. Development of technology-based resource to promote students academic success. Teaching and Learning in Nursing. 2019;14(4):231-234. https://doi.org/10.1016/j.teln.2019.05.004

References

1. Akimova S.V, Kozhevnikova O.V Success factors of academic adaptation at the initial stage of education at the university. Universum:psikhologiya i obrazovanie. 2015;(8). https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516 https://7universum.com/ ru/psy/archive/item/2516 (accessed 10.06.2022).

2. Derish F.V. Session as a factor of academic motivation and success of studying. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psikhologicheskie ipedagogicheskie nauki. 2017;1:70-81.

3. Smirnov S.D. Psychological factors of successful study of university students. http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/stu-dents.html (accessed 24.05.2022).

4. Titova E., Hogenkamp P.S., Jacobsson J.A., Feldman I., Benedict C. Associations of self-reported sleep disturbance and duration with academic failure in community-dwelling Swedish adolescents: Sleep and academic performance at school. Sleep Medicine. 2015;16(1):87-93. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2014.09.004

5. Hanley Adam W, Palejwala Mohammed H., Hanley Robert T., Canto Angela I., Garland Eric L.. A failure in mind: Dispositional mindfulness and positive reappraisal as predictors of academic self-efficacy following failure. Personality and Individual Differences. 2015;86:332-337. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.06.033

6. Seyednezad Jeludar S., Ahy Jeludar Z., Shayan N., Gatab Ahmadi T. Factors affecting the academic failure of male students. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012;46:2575-2578.

7. Mthimunye K.D.T., Daniels F.M. Exploring the challenges and efforts implemented to improve the academic performance and success of nursing students at a university in the Western Cape. International Journal of Africa Nursing Sciences. 2020;12:100196. https://doi.org/10.1016/j.ijans.2020.100196

8. Okogbaa J., Allen R.E., Sarpong D.F. Time spent at work and its impact on the academic performance of pharmacy students. InternationalJournal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(2):496. https://doi.org/10.3390/ijerph17020496

9. Dante A., Ferrao S., Jarosova D., Lancia L., Nascimento C., Notara V. et al. Nursing student profiles and occurrence of early academic failure: Findings from an explorative European study. Nurse Education Today. 2016;38:74-81. https://doi. org/10.1016/j.nedt.2015.12.013

10. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Educationally unsuccessful students: position of the university administration. Pedagogicheskii zhurnalBashkortostana. 2020;2(87):38-48.

11. Chernyakevich E.Yu., Myasnova A.S. The adaptive capacity of first-year students. Modern Science. 2018;(4-2):6-8.

BecmnuK ynmepcumema № 9, 2022

12. Derish F.V, Puzyreva L.O. Impact of personality traits and academic motivation in success of studying. Vestnik PGGPU. Seriya №1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2018;(1):39—53.

13. Keduarova E.A. Volitional regulation as a factor of the success of educational activity of students. The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology. 2012;1(1):40—46.

14. Beauvais A.M., Stewar J.G., DeNisco S., Beauvais J.E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study. Nurse Education Today. 2014;34(6):918—923. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.12.005

15. Lee WWS. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence. 2017;60(1):148-152. https://doi.org/10.10167j.adolescence.2017.08.006

16. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation. Moscow: Smysl: Academy; 2006. 336 p.

17. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. "Academic motivation scales" questionnaire. Psikhologicheskii zpurnal 2014;35(4):96—107.

18. Grigorieva N.G. Motivated learning activity as a factor in successful student learning. Higher education today. 2016;(2):60—63.

19. Graham B., Laliberte J.-WP., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018.;62:170—182. https://doi.org/10.10167j.econedurev2017.09.008

20. Cherniakevich E.Yu. Career direction of young people from big and small Russian cities. Vestnik Universiteta. 2020;(4):197-204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204

21. Chernyakevich E.Yu., Lobanova Yu.I., Osipova L.V Conflictology. Textbook. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; 2020; 114 pp. (In Russian).

22. Cherniakevich E.Yu. Research of peculiarities of socio-psychological characteristics of the group in accordance with the value personalities of the person. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020;9(1):391—394. https://doi. org/10.26140/anip-2020-0901-0095

23. Cherniakevich E.Yu., Pavlova A.V Features of the psychological climate in the student group. Modern Science. 2017;(10):142—144.

24. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35(5):401-426. https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004

25. Ionina O.S. Manifestations of the student's individual style of educational and professional activity Koncept. 2015;(S12):16—20. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (accessed 27.06.2022).

26. Costa E.B., Fonseca B., Santana M.A., de Araujo F.F., Rego J. Evaluating the effectiveness of educational data mining techniques for early prediction of students' academic failure in introductory programming courses. Computers in Human Behavior. 2017;73:247-256. https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.01.047

27. Nelson A.E., Kotcherlakota S. Development of technology-based resource to promote students academic success. Teaching and Learning in Nursing. 2019;14(4):231-234. https://doi.org/10.1016/j.teln.2019.05.004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.