Научная статья на тему 'Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов педвуза'

Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕДВУЗА / ACADEMIC MOTIVATION / INTERNET ADDICTION / STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И.

Введение. В статье представлены результаты изучения взаимосвязи интернет-аддикции и академической мотивации студентов, полученные на материале исследования 247 студентов 1-4-х курсов гуманитарных и физико-математических специальностей педагогического университета. Цель выявить особенности академической мотивации студентов гуманитарного и физико-математического профилей и ее взаимосвязь с уровнем сформированности интернет-зависимости. Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, посвященной проблеме академической мотивации студентов и аддиктивного поведения; методы диагностики, включающие тестирование с помощью опросника «Шкалы академической мотивации» и «Internet Addiction Test». Результаты. Проанализированы эмпирические данные исследования академической мотивации и уровня сформированности интернет-зависимости будущих педагогов; проанализированы различия академической мотивации студентов, обучающихся на факультетах гуманитарной и естественно-математической направленности, а также степень сформированности интернет-зависимости у будущих учителей. Обсуждение. Подчеркивается, что уровень сформированности академической мотивации и интернет-зависимости студентов гуманитарного и физико-математического факультетов не имеет существенных различий. Существует прямая корреляция уровня сформированности интеренет-зависимости и академической мотивацией студентов в аспекте мотивации саморазвития и самоуважения. Заключение. Формирование академической мотивации протекает более успешно у студентов с низким уровнем интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов педвуза»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.81..4..002

УДК 378:158

ББК 74.480.26:88.36

Е.Ю. Волчегорская1, М.В. жукова2, Е.В. Фролова3, К.И. Шишкина4

1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru 2 ORCID № 0000-0003-1184-9977, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gukovamv@cspu.ru 3 ORCID № 0000-0001-5659-9284, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: frolovaev@cspu.ru 4 ORCID № 0000-0003-0925-4616, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shishkinaki@cspu.ru

взаимосвязь интернет-зависимости

и академической мотивации !

студентов педвуза |

Аннотация ь

Введение. В статье представлены результаты изучения взаимосвязи интернет-аддикции ^ и академической мотивации студентов, полученные на материале исследования 247 студентов Р^ 1-4-х курсов гуманитарных и физико-математических специальностей педагогического уни- ц верситета. Цель - выявить особенности академической мотивации студентов гуманитарного ^ и физико-математического профилей и ее взаимосвязь с уровнем сформированности интернет-зависимости.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, посвященной проблеме академической мотивации студентов и аддиктивного поведения; методы диагностики, включающие тестирование с помощью опросника «Шкалы академической мотивации» и «Internet Addiction Test».

Ре.зультаты. Проанализированы эмпирические данные исследования академической мотивации и уровня сформированности интернет-зависимости будущих педагогов; проанализированы различия академической мотивации студентов, обучающихся на факультетах гуманитарной и естественно-математической направленности, а также степень сформированности интернет-зависимости у будущих учителей.

Обсуждение. Подчеркивается, что уровень сформированности академической мотивации и интернет-зависимости студентов гуманитарного и физико-математического факультетов не имеет существенных различий. Существует прямая корреляция уровня сформированности интеренет-зависимости и академической мотивацией студентов в аспекте мотивации саморазвития и самоуважения.

Заключение. Формирование академической мотивации протекает более успешно у студентов с низким уровнем интернет-зависимости.

Ключевые слова: академическая мотивация, интернет-аддикция, студенты педвуза.

Основные положения:

• совокупная выборка студентов разной гуманитарного и физико-математического профилей проявляет средний уровень сформированности академической мотивации;

ш

• по результатам исследования сформированности интернет-аддикции выявлено, что треть студентов из совокупной выборки являются интернет-зависимыми, обычными пользователями интернета являются менее 10% респондентов;

• на статистическом уровне выявлена взаимосвязь между уровнем сформированности интернет-аддикции и академической мотивацией будущих учителей по шкалам «мотивация саморазвития» и «мотивация самоуважения».

го

X

Э

го ш

о ^

о ^

m Ш

(О са о

ш

к ГО

О ^

О ф

т ^

о ш

2 uJ

1. Введение (Introduction)

Современное общество характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий. По данным социологических исследований около 70% россиян от 18 лет - более 66 миллионов человек - систематически пользуются интернетом. В молодежной среде количество интернет-пользователей составляет около 98%. Это определяет особую значимость проблемы патологического использования интернета и увеличения количества людей, зависимых от виртуальной реальности компьютера.

Интернет-зависимость сегодня становится одной из наиболее распространенных форм аддиктивного поведения лиц молодого возраста. Под интернет-зависимостью понимают «...компульсив-ное желание войти в интернет, находясь в off-line и невозможность выйти из интернета, находясь в on-line» [1, с. 31]. При этом интернет-зависимость расценивается исследователями и как психологический феномен [2; 3], и, в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), как самостоятельное заболевание (расстройство привычек и влечений) [4].

В литературе достаточно полно освещены психологические особенности людей, зависимых от виртуальной реальности [5; 6; 7]; типы личностей, зависимых от сети интернет [8]. Внимание исследователей обращено также и на изучение маркеров интернет-аддикции, среди которых часто выделяют нарушения мотивационной сферы личности [9; 10; 11]. Одним из актуальных направлений становится выявление взаимосвязи между мотивацией учебной деятельности и киберзависимостью подростков [12]. Что касается студентов, то проблема их учебной (академической) мо-

тивации привлекает внимание исследователей в основном в аспекте изучения мотивов выбора вуза и динамики мотивации на протяжении учебного года [13; 14; 15; 16; 17].

Отечественными исследователями понятие «академическая мотивация» используется как синоним понятий «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения» и понимается как система факторов, обусловливающих активность индивида и ее направленность [18]. В зарубежных психолого-педагогических исследованиях данное понятие рассматривается как стремление студента, отраженное в подходе, настойчивости и уровне интереса, к академическим предметам, когда компетентность студента оценивается по стандарту производительности или превосходства [19; 20; 21]; как совокупность факторов, влияющих на готовность учиться ради самой пользы [22; 23].

Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных как феномену интернет-аддикциии, так и различным аспектам формирования мотивационной сферы, проблема взаимосвязи интернет-зависимости и академической мотивации студентов остается малоизученной.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

В качестве инструмента исследования выраженности типа мотивации к учебной деятельности был использован опросник «Шкалы академической мотивации» (The Academic Motivation Scale) Т.О. Гор-деевой, О.А. Сычевой, Е.Н. Осиной [24], разработанный на основе опросника академической мотивации (АМС) Р. Вал-леранда. Методика позволяет выявить уровень сформированности внутренней (мотивация познания, достижения и саморазвития) и внешней (мотивация

самоуважения, интроецированная и экс-тернальная) академической мотивации, а также амотивацию. Респондентам предлагалось оценить 29 вариантов ответа на вопрос о причинах посещения занятий в университете по 5-балльной шкале лик-кертовского типа.

Для выявления уровня подверженности интернет-зависимости студентов был использован тест К. Янг («Internet Addiction Test») в модификации В. Ло-скутовой [25], позволяющий провести диагностику наличия патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от его формы). Методика представляет собой опросник, содержащий 20 вопросов. Исходя из суммы балов (от 20 до 100) выявлялся уровень интернет-

зависимости: низкий (обычный пользователь интернета), средний (наличие проблем, связанных с чрезмерным использованием интернета), высокий (интернет-зависимость).

Для изучения характера взаимосвязей между интернет-аддикцией и академической мотивацией студентов был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

3. Результаты (Results)

В ходе исследования нами были получены следующие результаты уровня сформированности академической мотивации у 167 студентов факультета подготовки учителей начальных классов (УНК) и 80 студентов физико-математического (ФМ) факультета (Таблица 1).

Табл. 1. Показатели сформированности академической мотивации студентов Tab. 1. Indicators of students academic motivation formation

Факультет, курс Познавательная мотивация Мотивация достижения Мотивация саморазвития Мотивация самоуважения Мотивация интроецированная Мотивация экстернальная Амотивация

УНК, 1 (N=23) 14,23 12,45 14,13 14,23 14,21 12,34 6,34

УНК 2 (N=34) 14,60 12,32 14,03 14,40 14,03 12,49 6,80

УНК 3 (N=65) 14,73 12,97 14,20 14,88 14,59 11,35 6,56

УНК 4 (N=38) 13,67 12,57 13,86 14,97 14,43 12,59 8,43

УНК, 1-4 (N=167) 14,31 12,58 14,06 14,62 14,32 12,19 7,03

ФМ 1 (N=14) 14,26 13,80 13,97 14,70 13,39 10,64 8,48

ФМ 2 (N=31) 13,88 13,83 14,14 13,31 12,88 10,40 8,28

ФМ 3 (N=35) 13,14 12,00 12,71 13,71 14,28 11,28 8,57

ФМ , 1-3 (N=80) 13,76 13,21 13,61 13,91 13,52 10,77 8,44

УНК, ФМ (N=247) 14,23 12,45 14,13 14,23 14,21 12,34 6,34

ro

to >.

Ф с со о

IX

ф

?

о

го са s н о

ей го

со

ь ф

X

ф

IX s

to к са о о

Уровень сформированности интернет-аддикции у студентов двух факультетов представлен ниже (Таблица 2).

Табл. 2. Уровни сформированности интернет-аддикции у студентов Tab. 2. Levels of students Internet addiction formation

№ Факультет, курс Уровни (%)

Высокий Средний Низкий

1 УНК, 1 (N=23) 39,13 60,87 0

2 УНК 2 (N=34) 29,41 52,94 17,65

3 УНК 3 (N=65) 41,54 56,92 1,54

4 УНК 4 (N=38) 7,9 86,84 5,26

5 УНК, 1-4 (N=167) 29,50 64,39 6,11

6 ФМ 1 (N=14) 21,43 71,43 7,14

7 ФМ 2 (N=31) 29,03 64,52 6,45

8 ФМ 3 (N=35) 34,28 51,43 14,29

9 ФМ , 1-3 (N=80) 28,25 62,46 9,29

10 УНК, ФМ (N=247) 29,93 62,28 7,78

X

4. Обсуждение (Discussion)

Результаты, полученные в процессе изучения уровня сформированности академической мотивации студентов, свидетельствуют об отсутствии значимых различий у студентов гуманитарного и физико-математического профилей. У всех студентов по всем семи шкалам был выявлен средний уровень развития академической мотивации, с незначительным расхождением в ту или другую сторону. Так, по шкалам «познавательная мотивация» и «интроецированная мотивация» самые высокие показатели оказались у студентов 3-го курса факультета подготовки УНК, самые низкие - у студентов 3-го курса физико-математического факультета. По шкалам «мотивация достижения» и «мотивация саморазвития» самые высокие показатели были выявлены также у студентов 3 курса факультета подготовки УНК, а самые низкие - у студентов 4-го курса ФМ факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкалам «мотивация самоуважения» и «экстернальная мотивация» наиболее высокие показатели были выявлены у студентов 4-го курса факультета подготовки УНК, а наименьшие - у студентов 3-го курса ФМ факультета. «Амотивацию» чаще демонстрировали студенты-старшекурсники

физико-математического факультета, реже всего - будущие учителя начальных классов.

Опросник «Internet Addiction Test» позволил выявить, что 29,93 % студентов являются интернет-зависимыми, 62,28 % студентов имеют проблемы, инициированные с чрезмерным увлечением интернетом и лишь 7,78 % студентов являются обычными пользователями. Данные исследования указывают на отсутствие значимых различий у студентов гуманитарных и физико-математических специальностей. Более высокий уровень интернет-зависимости был диагностирован у обучающихся на третьих курсах (41,54 % будущих учителей начальных классов и 34,28 % студентов физико-математического факультета). Можно предположить, что более низкие показатели сформирован-ности интернет-заивисимости у студентов физико-математического факультета объясняются частым использованием компьютера в качестве средства обучения на учебных предметах, связанных с программированием.

Изучение характера взаимосвязей между интернет-аддикцией и академической мотивацией студентов, проведенного с помощью метода ранго-

вой корреляции Спирмена, позволило утверждать, что существует положительная корреляция между низкой интернет-зависимостью и высоким уровнем сфор-мированности мотивации саморазвития, являющейся побудительной силой достижения личностного развития и самосовершенствования (rs = 0.198; P<0.01), а также мотивацией самоуважения связанной с потребностью минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе (rs = 0.158; P<0.05).

5. Заключение (Conclusion)

1. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о среднем уровне сформированности академической мотивации студентов педагогического университета. Не выявлено существенных различий в уровне сформированности мотивов учения у студентов гуманитарного и физико-математического профилей.

2. Проведенное исследование позволило выявить, что почти треть студентов

(29,9%) являются интернет-зависимыми и лишь 7,8% являются обычными пользователями интернета. Данные исследования также указывают на отсутствие значимых различий по данному параметру у студентов гуманитарных и физико-математических специальностей.

3. Результаты проведенного исследования позволяют рассматривать отсутствие интернет-зависимости в качестве важной основы формирования таких аспектов академической мотивации студентов, как мотивация самоуважения и мотивация саморазвития.

6. Благодарности (Acknowledgments) Статья написана при финансовой поддержке гранта Шадринского государственного педагогического университета «Подготовка будущего учителя к работе с семьей младшего школьника по профилактике аддиктивного поведения», проект № 138Н от 26.04.2018. Руководитель проекта - К.И. Шишкина. ■'й

ф

га о га го тз

ф ^

ч—

О

С/3 ч-»

С

ф

тз □

ч-»

с

о

Е

о

Е ф тз

го тз с го с о

о ■О

тз го

ч-»

ф

с

ф

4-J

с

с

ф

ф ^ ф

■Q с

о

го ф

ф с

Библиографический список

1. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция, профилактика [Текст]: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

2. Дрепа, М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента [Текст] / М.И. Дрепа // Вестник ТГПУ. - 2009. №4. - С. 75-81.

3. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? [Текст] / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - Т. 6.- №1. - С. 11-13.

4. Цимберова, Е. Интернет-зависимость - современная проблема молодежи [Текст] / Е.И. Цим-берова, Н.Л. Бацурова, Д.О. Щурко // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. трудов. - Минск, 2002.- С. 341-345.

5. Антилогова, Л.Н. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов [Текст] / Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. -№ 2. - С. 40-44.

6. Жичкина, А.Е. Пространство, населенное другими [Текст] /А.Е. Жичкина // Интернет. -1999. - № 16. - С. 76-81.

7. Чудова, И.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета [Текст] // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113-117 (WoS).

8. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2003. - № 2. - С. 153-158.

9. Davis, R.A. (2001), A cognitivebehavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17, 187-195. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8 (WoS).

10. Hamburger, Y.A. Ben-Artzi, E. (2000), The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet. Computers in Human Behaviour. 16, 441-449. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00017-0 (WoS).

11. Orzack, M.H. (1998), Computer addiction: What is it? Psychiatric Times. 15 (8), 34-38.

12. Тончева, А.В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной за-

го

X

Э

го m

о ^

о ^

QD

uJ

ГО~ са о

Ш

К ГО

О ^

О ф

т ^

о ш

2 uJ

висимостью [Электронный ресурс] / А.В. Тончева. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/ PDF/128PVN613.pdf [Дата обращения 27.09.2018].

13. Бобровицкая, С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз [Текст] / С.В. Бобровицкая // Психологическая служба образования. - СПб., 1997. - С. 26-29.

14. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н. Г. Малошонок, Т. В. Семенова, Е. А. Терентьев // Вопросы образования. -2015. - № 3. - С. 56-81. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-56-85 (WoS, Scopus).

15. Медведева, Т.Н. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа [Текст] / Т.Н. Медведева, Е. Пешкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 16-20. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm. [Дата обращения 27.09.2018].

16. Крылова, А.В. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов [Текст] / А.В. Крылова, И.А. Игнаткова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-2. - С. 323-326. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 [Дата обращения: 29.09.2018].

17. Дворецкая, Т.А. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течение учебного года / Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева // Профессиональное образование в современном мире. - 2018. - Т. 8. - № 2. - С. 1924 - 1933. DOI: 10.15372/PEMW20180222

18. Гордеева, Т.О. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т.О. Гордеева, О.А. Сычева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - № 1. - С. 67-87. DOI: 10/11621/vsp2017/01/69.

19. DiPerna, J.C. (1999), Development and validation of the academic competence evaluation scales. Journal of Psychoeducational Assessment. 17 (3), 207-225 (WoS, Scopus).

20. McClelland, D.C., Atkinson, J.W., Clark, R.A., Lowell, E.L. (1953), Century psychology series. The achievement motive. East Norwalk, CT, US: Appleton-Century-Crofts. 386. DOI: 10.1037/11144-000.

21. Wigfield, A., Eccles, J.S. (2002), The development of competence beliefs, expectancies for success, and achievement values from childhood through adolescence. Development of achievement motivation. 91-120. DOI: 10.1016/B978-012750053-9/50006-1/.

22. Vallerand, R.J., Pelletier, L.G., Blais, M.R., Briere, N.M., Seneca, C.B. (1992), Academic motivation scale (AMSC 28): College version. Educational and Psychological Measurement. 52, 1003-1017. DOI: 10.1177/0013164492052004025 (WoS, Scopus).

23. Deci, E.L., Ryan, R.M. (2000), The «what» and «why» of goal pursuits: human eeds and the self determination of behavior. Psychological Inquiry. 11, 227-268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01. WoS, Scopus.

24. Гордеева, Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» [Текст] / Т.О. Гордеева, О.А.Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 4. - С. 98-109 (WoS, Scopus).

25. Young, K.S. (2004), Internet Addiction. A New Clinical Phenomenon and Its Consequences. American behavioral scientist. 48 (4), 402-415. DOI: 10.1177/0002764204270278 (WoS, Scopus).

E.Y. Volchegorskaya1, M.V. Zhukova2, E.V. Frolova3, K.I. Shishkina4

1 ORCID No. 0000-0001-6764-7747, professor, doctor of pedagogical sciences, head of pedagogy, psychology and subject methods department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru

2 ORCID No. 0000-0003-1184-9977, Associate Professor at pedagogy, psychology and subject

methods department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: gukovamv@cspu.ru

3 ORCID No. 0000-0001-5659-9284, Associate Professor at pedagogy, psychology and subject

methods department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: frolovaev@cspu.ru 4 ORCID No. 0000-0003-0925-4616, Associate Professor at pedagogy, psychology and subject methods department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: shishkinaki@cspu.ru

interrelation between internet addiction and academic motivation students of pedagogical university

Abstract

Introduction. The article presents the results of studying the interrelation between Internet addiction and academic motivation of students, obtained on the basis of a study of 247 students of 1-4 courses of humanities and physics and mathematics specialties of the Pedagogical University. The goal is to reveal the features of the academic motivation of students of the humanities and physics and mathematics ° profiles and its relationship with the level of the formation of Internet addiction.

Materials and methods. The main research methods are: analysis of scientific literature devoted to the a. problem of academic motivation of students and addictive behavior; methods of diagnosis, including ° testing using the questionnaire "Scales of academic motivation" and "Internet Addiction Test".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. Analyzed are the empirical data of the study of academic motivation and the level of the -o formation of Internet dependence of students-future teachers, the differences in the academic to motivation of students studying at the faculties of the humanities and natural-mathematical orientation, o as well as the degree of the formation of Internet dependence in future teachers are analyzed. Analyzed g are the empirical data of the study of academic motivation and the level of the formation of Internet dependence of students-future teachers, the differences in the academic motivation of students studying at the faculties of the humanities and natural-mathematical orientation, as well as the degree £ of the formation of Internet dependence in future teachers are analyzed. -o

Discussion. It is emphasized that the level of the formation of academic motivation and Internet dependence of students in the humanities and physics and mathematics faculties has no significant differences. There is a direct correlation between the level of the formation of Internet-dependence and the academic motivation of students in the aspect of motivating self-development and self-esteem. .2

Conclusion. Formation of academic motivation is more successful for students with a low level of inter-dependence. Id

Keywords: academic motivation, Internet addiction, students of Pedagogical University. "5

Highlights: fc

• The cumulative sample of students of different humanitarian and physical-mathematical pro files shows an average level of the formation of academic motivation; <¡3

• According to the results of the study of the formation of the Internet addiction, it is revealed that one third of students from the aggregate sample are Internet dependent, ordinary Internet users are less than 10% of respondents;

•At the statistical level, the relationship between the level of the formation of Internet addiction J5 and the academic motivation of future teachers on the scales "motivation for self-development" and "self-esteem motivation" was revealed.

£

<i3 >

'c

"ro о 'га

ф

References

го с

'jz

со

> uJ

(О >

о

N >

го го сл <5 та ф

£ uJ

1. Yureva L.N. (2006), Komp'yuternayazavasimost' [Computer dependence: formation, diagnosis, correction, prevention]. Dnepropetrovsk, Porogi. 196 (in Russian).

2. Drepa M.I. (2009), Psichologicheskiy portret lichnosti internet-zfvisimogo studenta [Psychological portrait of the personality of the Internet-dependent student]. Vestnik TGPU. 4, 75-81 (in Russian).

3. Loskutova V.A. (2000), Internet-zavasimost'-patologiyaXXIveka? [Internet addiction - the pathology of the XXI century?].Voprosyi mentalnoy medicinyi i ekologii. 6 (6), 11 - 13 (in Russian).

4. Zimberova E. (2002), Internet-zavasimost'sovremennaya probltma molodyezi [Internet addiction - the modern problem of youth]. Zdorov'e i okruzhayushchaa sreda:sbornik nauchnykh trudov. 441-345 (in Russian).

5. Antilogova L.N. (2014), Psichologicheskie osobennosti addiktivnogo povedeniya studentov [Psychological features of addictive behavior of students]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2, 40-44 (in Russian).

6. Zhichkina A.E. (1999), Prostranstvo, naselennoe drugimi [The space populated by other]. Internet. 16, 76-81 (in Russian).

7. Chudova I.V. (2002), Osobennosti obraza "Ya" zhitelya Interneta [Features of the "I" image of an inhabitant of the Internet]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2 (1), 113-117 (in Russian).

8. Mendelevich V.D., Sadykova R.G. (2003), Zavasimost kak psichologicheskiy i psikhopatologiches-kiy fenomen (problem diagnostiki I differenshiashii) [Dependence as a psychological and psychopatho-logical phenomenon (problems of diagnosis and differentiation)]. Vestnik klinisheskoy hsicholigii. 2, 153158 (in Russian).

9. Davis R.A. (2001), A cognitivebehavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17, 187-195. Doi: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8

10. Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. (2000). The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet. Computers in Human Behaviour. 16, 441-449. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00017-0.

11. Orzack M.H. (1998), Computer addiction: What is it? Psychiatric Times. 15 (8), 34-38.

12. Toncheva A.V. (2013), Motivaciya uchebnoi deyatelnosti podrostkov s kiberkommunicativnoi zavi-simostyu [Motivation of educational activities of adolescents with a cyber-dependent dependence]. Internet-Zhurnal "Naukovedenie". 6 (In Russ.). Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf). (accessed 26.09.2018) (in Russian).

13. Bobrovitskaya S.V. (1997), Nekotorye osobennosti mjtivatsii postupleniya v pedagoficheskiy vuzh [Some features of motivation to enter a pedagogical university]. Pskhologichcheskaya sluzhbaobraxhovaniya. 26-29 (in Russian).

14. Maloshonok N.G., Semenova T.V., Terentyev E.A. (2015), Uchebnaya motivaciya studentov rossi-iskih vuzov: vozmognosti teoreticheskogo osmisleniaya [Educational motivation of students of Russian universities: the possibilities of theoretical comprehension] Education issues. 3, 56-81. DOI: 10.17323 / 18149545-2015-3-56-85 (in Russian).

15. Medvedeva T.N., Peshkina E. (2015), Osobennosti uchebnoi motivacii u studentov vuzа [Features of educational motivation in university students]. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal "Konchept". 36. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm. (accessed 27.09.2018) (in Russian).

16. Krylova A.V., Ignatkova I.A. (2017), Metodika issledovaniaya motivacii i ustanovki na proffesional-nuyu deyatelnost u studentov [The methodology for studying motivation and attitudes to professional activity among students]. Mezhdunarodnyizhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2, 323-326. (In Russ.) Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192. (accessed 29.09.2018) (in Russian).

17. Dvoretskaya T.A., Akhmadieva L.R. (2018), Dinamika napravlennosti uchebnoi motivacii u studentov raznih kursov v techenii goda [Orientation dynamic of students" educational motivation of

different courses during the academic year] Professional education in the modern world. 8 (2), 1924-1933. DOI: 10.15372/PEMW20180222 (in Russian).

18. Gordeeva T.O., Sycheva, OA. (2017), Motivacionnii profile kak prediktori samoregulyacii i akademicheskoi uspeshnosti studentov [Motivational profiles as predictors of self-regulation and academic success of students] Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 1, 67-87. DOI: 10/11621 / vsp2017 / 01/69 (in Russian).

19. DiPerna J.C. (1999), Development and validation of the academic competence evaluation scales. Journal of Psychoeducational Assessment. 17 (3), 207-225.

20. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. (1953), Century psychology series. The achievement motive. East Norwalk, CT, US: Appleton-Century-Crofts. 386. DOI: 10.1037/11144-000.

21. Wigfield A., Eccles J.S. (2002), The development of competence beliefs, expectancies for success, and achievement values from childhood through adolescence. Development of achievement motivation. 91-120. DOI: 10.1016/B978-012750053-9/50006-1.

22. Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere, N.M., Seneca, C.B. (1992), Academic motivation scale (AMSC 28): College version. Educational and Psychological Measurement. 52, 1003-1017. DOI: 10.1177/0013164492052004025.

23. Deci E.L., Ryan R.M. (2000), The «what» and «why» of goal pursuits: human needs and the self determination of behavior. Psychological Inquiry. 11, 227-268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01.

24. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. (2014), Oprosnik "Shkaly akademicheskoy motivacii" [Test "Scales of Academic Motivation"]. Psikholigicheskiy zhurnal. 35 (4), 98-109 (in Russian). '¡ñ

25. Young K.S. (20014), Internet Addiction. A New Clinical Phenomenon and Its Consequences. .>

American behavioral scientist. 48 (4), 402-415. DOI: 10.1177/0002764204270278. J

ro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.