Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / КУРАТОРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохова Галина Владимировна, Варфоломеева Светлана Васильевна

В данной статье поднимается острая проблема дифференциации мотивационных векторов в различных студенческих группах, что позволяет определить не только содержательную часть учебного процесса, но и наладить характер взаимодействия и коммуникации с обучающимися. Среди факторов, которые непосредственно оказывают влияние на типологические особенности мотивационной направленности, ряд экспертов выделяют семью, базовые институты социализации, среду, референтную группу, личный опыт, а также предметные предпочтения школьного периода обучения. Студенческие группы можно классифицировать по направленности их личности. Одни из них демонстрируют ориентацию именно на будущую профессию. Для одних студентов важна оценка среды и группы. При дифференцировании студенческих групп можно также выделить группу обучающихся, ориентированных на получение диплома. Такие студенты в большей степени ориентированы на стандартные траектории, уверенность в будущем, прирост связей и коммуникаций. Четкий алгоритм учебного процесса, максимально детализированные этапы освоения основной образовательной программы и критерии оценивания, необходимы для того, чтобы максимально замотивировать таких студентов. Базовой моделью ориентации студентов на личностный рост являются гибкие курсы. Систематический контроль, коучинг и гибкое наставничество во взаимодействии с такими обучающимися могут стать теми педагогическими условиями, которые позволят им достичь максимальных успехов в учебной деятельности. Актуальной для таких студентов является педагогическая технология индивидуальных бесед. Для повышения уровня мотивации студентов можно применять такую технологию как кросс-рецензирование с использованием онлайн-досок, которые способствуют выполнению образовательных функций, формированию у обучающихся опыта равноправного сотрудничества в процессе обучения, стимулируют познавательный интерес, способствуют организации собственной деятельности в новых ситуациях. Авторы убеждены, что данный цифровой ресурс содействует формированию у студентов умения осуществлять планирование своих действий, что является предиктором поиска и обретения своего индивидуального стиля, формирования положительной «Я - концепцию», развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохова Галина Владимировна, Варфоломеева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF MOTIVATION OF VARIOUS STUDENT GROUPS IN THE PROCESS OF TEACHING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES

This article raises the acute problem of differentiation of motivational vectors in various student groups, which makes it possible to determine not only the content of the educational process, but also to establish the nature of interaction and communication with students. Among the factors that directly influence the typological features of motivational orientation, a number of experts single out family, basic institutions of socialization, environment, reference group, personal experience, as well as subject preferences of the school period. Student groups can be classified according to the orientation of their personality. Some of them demonstrate a focus on the future profession. For some students, the assessment of the environment and the group is important. When differentiating student groups, it is also possible to distinguish a group of students focused on obtaining a diploma. Such students are more focused on standard trajectories, confidence in the future, and the growth of connections and communications. A clear algorithm of the educational process, the most detailed stages of mastering the basic educational program and evaluation criteria are necessary in order to motivate such students as much as possible. The basic model of students' orientation to personal growth is flexible courses. Systematic monitoring, coaching and flexible mentoring in interaction with such students can become the pedagogical conditions that will allow them to achieve maximum success in educational activities. The pedagogical technology of individual conversations is relevant for such students. To increase the level of motivation of students, it is possible to use such technology as cross-reviewing using online whiteboards, which contribute to the performance of educational functions, the formation of students' experience of equal cooperation in the learning process, stimulate cognitive interest, contribute to the organization of their own activities in new situations. The authors are convinced that this digital resource contributes to the formation of students' ability to plan their actions, which is a predictor of finding and finding their own individual style, forming a positive "I - concept", developing creative abilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

4. Исследования НАФИ в области финансовой грамотности населения: сайт. - 2021. - URL: https://nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (Дата обращения 2.04.2023)

5. Кокина, А.О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодёжи / А.О. Кокина // Электронный научный журнал SCIENCE TIME. - [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchniestati.ru/jumaly/mezhdunarodnyi-nauchnyj-zhumal-science-time/ (Дата обращения 2.04.2023)

6. Левина, Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности / Т.Ф. Левина. -СПб.: Нева. - 2005. - 146 с.

7. Мальцева, С.М. Обучение финансовой грамотности школьников: необходимость или причина появления людей, зависимых от денег / С.М. Мальцева, К.А. Ильина, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10, № 2(35). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-neobhodimost-ili-prichina-poyavleniya-lyudey-zavisimyh-ot-deneg/viewer (Дата обращения 2.04.2023)

8. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности (для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов»). - [Электронный ресурс]. - URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/15/1597297482.pdf (Дата обращения 2.04.2023)

9. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса / Г.К. Муравин. - М.: Дрофа. - 2017. - 38 с.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование. - 1998. - 256 с.

11. Симакова Е.Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Е.Ю. Симакова, О.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». - 2020. - №2. - С. 97-105

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Волохова Галина Владимировна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент Варфоломеева Светлана Васильевна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема дифференциации мотивационных векторов в различных студенческих группах, что позволяет определить не только содержательную часть учебного процесса, но и наладить характер взаимодействия и коммуникации с обучающимися. Среди факторов, которые непосредственно оказывают влияние на типологические особенности мотивационной направленности, ряд экспертов выделяют семью, базовые институты социализации, среду, референтную группу, личный опыт, а также предметные предпочтения школьного периода обучения. Студенческие группы можно классифицировать по направленности их личности. Одни из них демонстрируют ориентацию именно на будущую профессию. Для одних студентов важна оценка среды и группы. При дифференцировании студенческих групп можно также выделить группу обучающихся, ориентированных на получение диплома. Такие студенты в большей степени ориентированы на стандартные траектории, уверенность в будущем, прирост связей и коммуникаций. Четкий алгоритм учебного процесса, максимально детализированные этапы освоения основной образовательной программы и критерии оценивания, необходимы для того, чтобы максимально замотивировать таких студентов. Базовой моделью ориентации студентов на личностный рост являются гибкие курсы. Систематический контроль, коучинг и гибкое наставничество во взаимодействии с такими обучающимися могут стать теми педагогическими условиями, которые позволят им достичь максимальных успехов в учебной деятельности. Актуальной для таких студентов является педагогическая технология индивидуальных бесед. Для повышения уровня мотивации студентов можно применять такую технологию как кросс-рецензирование с использованием онлайн-досок, которые способствуют выполнению образовательных функций, формированию у обучающихся опыта равноправного сотрудничества в процессе обучения, стимулируют познавательный интерес, способствуют организации собственной деятельности в новых ситуациях. Авторы убеждены, что данный цифровой ресурс содействует формированию у студентов умения осуществлять планирование своих действий, что является предиктором поиска и обретения своего индивидуального стиля, формирования положительной «Я - концепцию», развития творческих способностей.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, направленность личности, педагогические технологии, цифровые ресурсы, форматы обучения, наставничество, кураторство, сотрудничество.

Annotation. This article raises the acute problem of differentiation of motivational vectors in various student groups, which makes it possible to determine not only the content of the educational process, but also to establish the nature of interaction and communication with students. Among the factors that directly influence the typological features of motivational orientation, a number of experts single out family, basic institutions of socialization, environment, reference group, personal experience, as well as subject preferences of the school period. Student groups can be classified according to the orientation of their personality. Some of them demonstrate a focus on the future profession. For some students, the assessment of the environment and the group is important. When differentiating student groups, it is also possible to distinguish a group of students focused on obtaining a diploma. Such students are more focused on standard trajectories, confidence in the future, and the growth of connections and communications. A clear algorithm of the educational process, the most detailed stages of mastering the basic educational program and evaluation criteria are necessary in order to motivate such students as much as possible. The basic model of students' orientation to personal growth is flexible courses. Systematic monitoring, coaching and flexible mentoring in interaction with such students can become the

pedagogical conditions that will allow them to achieve maximum success in educational activities. The pedagogical technology of individual conversations is relevant for such students. To increase the level of motivation of students, it is possible to use such technology as cross-reviewing using online whiteboards, which contribute to the performance of educational fonctions, the formation of students' experience of equal cooperation in the learning process, stimulate cognitive interest, contribute to the organization of their own activities in new situations. The authors are convinced that this digital resource contributes to the formation of students' ability to plan their actions, which is a predictor of finding and finding their own individual style, forming a positive "I - concept", developing creative abilities.

Key words: motivation, educational activity, personality orientation, pedagogical technologies, digital resources, training formats, mentoring, curatorship, cooperation.

Введение. В настоящее время все чаще транслируется запрос на поиск мотиваторов в процессе обучения студентов. На наш взгляд, в основе определения вектора мотивации должна лежать дифференциация целевой аудитории с учетом направленности личности каждого, а также ориентиров и представлений о своем будущем со стороны обучающихся. В обобщенном виде для всех молодых людей, которые сталкиваются с выбором своей будущей профессионализации, доминирующими предикторами индивидуального выбора являются: семья, институты социализации, среда, группа значимых сверстников, личный опыт, любимые предметы в школе. В ряде исследований представлены данные о том, что большую значимость приобретают также личность авторитетного педагога, преподающего любимые предметы, потому что заинтересованность в донесении качественных знаний и высокий уровень мотивации самого преподавателя, как правило, положительно коррелирует с влиянием на мотивационные нарративы студентов. Также к значимым факторам высокого уровня мотивированности к учебной и самообразовательной деятельности, можно отнести индивидуально-типологические особенности самих обучающихся [1].

Для одних студентов важна оценка среды и группы. Как правило, при попадании в мотивирующую среду, они демонстрируют, что умеют чувствовать тех, кто рядом, видеть их психологические проблемы, и, как следствие, проявляют способности в обучении. Здесь есть и антиподная тенденция. Если немотивированный молодой человек оказывается в условиях мотивирующей среды, то он начинает подтягиваться в учебной деятельности и проявлять активность.

Если более подробно проанализировать сущность таких предикторов, как опыт и семья, то можно с уверенностью заявить, что научить ребенка учиться можно в возрастные периоды до перехода из начальной школы в среднее звено. Если у личности нет этого опыта, если самые важные десять лет для формирования этих паттернов упущены, если отсутствуют совместные усилия и систематическое сопровождение семьи и школы для достижения этой цели, то изменить ситуацию с мотивацией в лучшую сторону, как правило, бывает очень сложно или совсем невозможно. Если же бэкграунд молодого человека говорит об обратном: он активно развивался, участвовал в олимпиадах, волонтерских акциях и мероприятиях, и, у него есть поддержка со стороны семьи, поощряющей его стремление учиться, то стартовый уровень мотивации к обучению в вузе у представителей данной группы студентов будет априори очень высоким, и у них есть все шансы на трансляцию высоких результатов учебной деятельности [2].

Для каждого ученика, так или иначе, есть более мотивирующие учебные предметы и менее мотивирующие. Это не может не отразиться на их индивидуальной образовательной траектории, и на подходах к выбору ориентиров своего профессионального будущего. Дополнительную окраску этому придают личностные качества и педагогическое мастерство учителей, преподавателей. Характер межличностных отношений в диаде «учитель-ученик», «преподаватель - студент» также могут сыграть ключевую роль в процессе самоопределения и самоактуализации.

Изложение основного материала статьи. Студенческие группы можно классифицировать по направленности их личности. Одни из них демонстрируют ориентацию именно на будущую профессию. Это может быть сопряжено с тяжелой личной ситуацией, когда молодой человек не может себе позволить не работать, во время учебы в вузе. Это могут быть иногородние студенты со сложной семейной ситуацией, или сироты, которым помочь, кроме них самих, не может никто, и для которых работа важнее всего остального. Им нужны, в этой связи, прямые навыки, которыми они смогут пользоваться на практике. Культурный контекст в данном случае важен, но не первостепенен. Им также жизненно необходим гибкий график и практичность в приоритетах. Следовательно, система образовательной среды вуза должна быть гибкой и уметь подстраиваться под особенности такой целевой аудитории. Вариативность заданий и условия тайминга должны быть максимально удобными для таких студентов, что позволит им компенсировать очное обучение. Базовым инструментом для мотивированности данной группы студентов могут быть разнообразные медиа-инструкции и медиа-материалы.

При дифференцировании студенческих групп можно также выделить группу обучающихся, ориентированных на получение диплома. Такие студенты в большей степени ориентированы на стандартные траектории, уверенность в будущем, прирост связей и коммуникаций. Фактор продолжения семейных традиций в выборе профессии также может играть в данном случае ключевую роль. Одной из особенностей направленности личности таких студентов является ориентация на формальный характер выполняемой деятельности. Значимым для их мотивации является именно формальное освоение учебных дисциплин. Четкий алгоритм учебного процесса, максимально детализированные этапы освоения основной образовательной программы и критерии оценивания, необходимы для того, чтобы максимально замотивировать таких студентов. В том случае, если в силу личностных особенностей им не достает внутренней мотивации, актуализируется внешняя сторона подхода через такой сценарий, при котором сама бюрократическая необходимость процесса изучения дисциплины заставит их учиться. Базовым инструментом для мотивированности данной группы студентов могут быть формализованный характер рабочих программ дисциплин и всего педагогического контента в целом [3].

Базовой моделью ориентации студентов на личностный рост являются гибкие курсы. Для студентов с такой мотивационной направленностью личности характерен высокий начальный уровень, они нуждаются в индивидуальном учебном плане, им свойственны частая смена ориентиров, нестабильность, что обусловливает необходимость контроля и наставничества. Такая форма ориентиров свойственна, как правило, молодежи из достаточно благополучных семей, которые могут себе позволить не думать только о работе, а думать о более важных и высоких целях, вплоть до кульминации потребностей, согласно теории А. Маслоу.

Эти молодые люди хотят персонального отношения к себе, они к этому привыкли, возможно, еще даже со школьной скамьи, скорее всего они были лидерами в своих классах, участвовали в олимпиадах и разнообразных творческих конкурсах, где признание личных достижений весомо и приоритетно. У них есть потребность в самовыражении. Но обратной стороной их личности является зачастую их невысокая стабильность. Они-люди переменчивые, у которых все меняется довольно часто. Именно поэтому систематический контроль, коучинг и гибкое наставничество могут стать теми педагогическими условиями, которые позволят им достичь максимальных успехов в учебной деятельности.

Актуальной для таких студентов является педагогическая технология индивидуальных бесед. Например, тем студентам, которые ориентированы на работу, абсолютно не нужны индивидуальные беседы. Для них важны инструкции, в

которых им важно показывать: как именно, то, что они изучают, дальше отразится на уровне их заработной платы и карьерных перспективах. Или те молодые люди, которые приходят в вуз ради диплома, - им также не нужны индивидуальные беседы. Для них важно освоить каждую учебную дисциплину и всю основную образовательную программу по выбранной специальности или направлению подготовки. При прохождении программы обучения для них актуализировано умение впитать максимум знаний, умений и навыков. А те студенты, направленность личности которых, связана с их личностным ростом, пытаются определить, как учебные курсы встраиваются в траекторию их собственного развития. Само наполнение этого развития должно быть оговорено с каждым из них в отдельности [4].

Для повышения уровня мотивации студентов можно применять такую технологию как кросс-рецензирование с использованием онлайн-досок. Например, онлайн-доска Рadlet - надежный и удобный инструмент для занятий по математике. Обучающимся всегда интересны возможности для проявления своего творческого потенциала. При использовании онлайн-доски Рadlet у студентов есть возможность выбрать красивый фон, редактировать посты, получать извещения об изменениях на доске, она проста в использовании, контент представлен в виде русского меню, функциональность релевантна цели визуализации и интерактивности в процессе преподавания математики. Онлайн-доска Рadlet выполняет образовательные функции, формирует у обучающихся опыт равноправного сотрудничества в процессе обучения, стимулирует познавательный интерес, способствует организации собственной деятельности в новых ситуациях [7].

Она способствует формированию умения осуществлять планирование своих действий, оказывает помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля, формирует положительную «Я - концепцию», развивает творческие способности, помогает овладеть умениями и навыками самообразования студента с целью дальнейшей коррекции своей работы [5].

Можно, например, предложить студентам выполнить такое задание. Составить дома облако любого математического понятия (например, «матрица», «определитель», «предел», «производная», «интеграл») и разместить на онлайн доске. Это индивидуальное задание, что, по сути, исключает проявление академической нечестности в процессе выполнения. В ходе работы над таким заданием активно реализуются личностные цели студентов, что самым тесным образом связано с их мотивацией. Это также дает им возможности проявить свои познавательные способности и дифференцировать свой индивидуальный рейтинг. Такие формы работы позволяют формировать информационную, коммуникативную и предметную компетенции; предоставить возможность каждому студенту провести исследовательскую работу, развить свои способности, не только изучить новый материал с использованием онлайн технологий, но и рефлексировать: в ходе кросс-рецензирования активно включается в учебный процесс совместная оценка деятельности обучающихся. Также возможно проведение работы над ошибками.

Интересной формой работы, мотивирующей студентов, являются также индивидуальные блиц-консультации с каждым студентом примерно на 5-7 минут. Для проведения и четкой организации таких консультаций можно составить план-график и в чате транслировать всю динамику этого процесса. В этом случае у обучающихся не возникнет соблазна проявлять активность только в период текущей аттестации и накануне зачетно-экзаменационной сессии. Когда студент понимает, что преподаватель ждет в определенное время его личного отношения и отлаженной системной коммуникации, он не будет запускать и откладывать выполнение поставленных перед ним учебных задач. Данную форму работы можно организовать через любые вебинарные платформы, которые в настоящее время отлажены практически в каждом вузе (в рамках совершенствования и модернизации Единой информационной среды (ЕИС) после пандемии коронавирусной инфекции) [6].

Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что в современных педагогических реалиях очень важно определиться, как необходимо работать с каждой из таких групп студентов, каким образом, и с помощью каких педагогических и образовательных технологий, организовать с ними конструктивное взаимодействие. Ключевым вызовом в этой связи является вопрос: «Как добиться успехов в процессе обучения студентов с такими разными мотивационными конструктами?» В парадигме дескрипторов наибольшую значимость для формирования высокого уровня мотивации учебной деятельности приобретают и характеристики, и контекст обученности, ожидаемой на каждом уровне от каждого обучающегося. Только учитывая разные векторы мотивации обучающихся, преподаватели смогут формировать адекватные ожидания относительно студентов, что позволит им не только обеспечить эквивалентность, но и создать все необходимые условия для системной эффективной совместной работы.

Для начала можно провести диагностические срезы, используя очень удобные для таких опросных целей Google-формы. Чтобы определить мотивацию студентов в академической среде, можно продумать и составить небольшие опросы, провести их, проанализировать полученные результаты, и принять взвешенное решение о том, что следует изменить в контенте или педагогическом дизайне преподаваемой дисциплины, а может и в процессе коммуникации, в целом. В дальнейшем нужно скорректировать план действий и обязательно отследить, каким образом изменения повлияли на целевую аудиторию. Безусловно, необходимо учитывать и тот факт, что существуют совершенно разные подходы к мотивации обучающихся в очном, гибридном и дистанционном формате педагогического процесса. Самомотивация практически не присутствует в настоящее время в студенческой среде. Возможны такие примеры, но они, как правило, являются единичными случаями. Большинство современных студентов являются априори ведомыми и нуждаются в наставничестве и сопровождении с ведущей ролью преподавателя. Так или иначе в образовательной среде вуза имеет место тот факт, что обучающиеся могут почувствовать себя расслабленными. В этом случае ряд преподавателей сообщает, что «не могут до них достучаться». Когда начинаются проблемы такого рода в учебном процессе, - весьма остро встает вопрос: «Как мотивировать студентов?».

Одной из педагогических технологий, повышающих уровень мотивации современных студентов, являются рейтинги. Это одна из самых простых, по воплощению, форма работы. Рейтинги можно внедрять в ежедневный рабочий процесс. При этом желательно транслировать их постоянно в открытом доступе. Рейтинг должен обновляться в режиме реального времени, - это значимый мотивационный предиктор выравнивания ситуации. Даже те студенты, которые в силу личностных причин, или безответственности, отставали от всех остальных, - имеют все шансы улучшить свои показатели успеваемости.

Следующий важный предиктор повышения мотивации, связан с соотношением тайминга выполнения учебных задач и итоговых результатов. Для гуманитарных дисциплин хорошей формой творческой интерактивной работы является эссе. Проверка эссе весьма трудоемкая, но результат информативен. Для общеобразовательных дисциплин, такой вид заданий, не подходит. В процессе преподавания математики хорошо работает такая форма, как: кросс-рецензирование.

Литература:

1. Есенбекова, А.Э. Современный подход к преподаванию математики в вузе / А.Э. Есенбекова, Л.К. Джумахметова, С.М. Дусталиева. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 189-192

2. Камкия, Ф.Г. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход / Ф.Г. Камкия, Н.А. Кондрашова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 116-117

3. Калашникова, О.В. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / О.В. Калашникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. - С. 338-341

4. Мормужева, Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н.В. Мормужева. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Т. 0. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163

5. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

6. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. -С. 54-66

7. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования / М.Н. Самарина // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Габеркорн Ирина Ивановна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. В данной работе раскрывается сущность понятий «поликультурная компетентность». Характеризуются цели, задачи формирования поликультурной компетентности, содержание поликультурного воспитания. Автор выявляет и обосновывает педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста. Особое внимание направлено на раскрытие широких возможностей формирования поликультурной компетентности в урочной и внеурочной деятельности. Показана необходимость использования активных методов обучения и поликультурного воспитания младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, урочная и внеурочная деятельность, поликультурная образовательная среда, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the formation of multicultural competence of primary school children. This paper reveals the essence of the concepts of "multicultural competence". The goals and objectives of the formation of multicultural competence, the content of multicultural education are characterized. The author identifies and substantiates the pedagogical conditions for the formation of multicultural competence of primary school children. Special attention is directed to the disclosure of broad opportunities for the formation of multicultural competence in the regular and extracurricular activities. The necessity of using active methods of teaching and multicultural education of younger schoolchildren in a multicultural educational space is shown.

Key words: multicultural competence, regular and extracurricular activities, multicultural educational environment, junior schoolchildren.

Введение. В российской педагогике примерно с середины 90-х годов XX века стали подниматься проблемы поликультурного образования, именно тогда и возникла необходимость теоретического обоснования новейших социально-культурных реалий в нашей стране. Испокон веков Россия была и есть многонациональным и многокультурным государством, где живут и взаимодействуют представители различных конфессиональных и этнических групп. У каждого народа имеется свой язык, культура ценностей, традиции, вера и уклад жизни.

Повышение уровня полиэтничности социальной среды оказывает влияние на пространство образования, в результате неизбежно возникает единство различных народов нашей Родины. На основе этого, основной целью поликультурной педагогики становится воспитание молодых российских граждан, способных эффективно взаимодействовать в многонациональном обществе.

Наиболее благоприятным периодом становления поликультурной компетентности является младший школьный возраст, поскольку именно на данной ступени обучения происходит изучение родной культуры, знакомство с бытом, этническими культурными традициями и обычаями, прививается этническая толерантность.

Цель статьи: обосновать педагогические условия формирования поликультурной компетентности детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты заявленной нами проблемы вызывают достаточно большой интерес у современных отечественных и зарубежных исследователей. В частности, можно отметить исследования Ш.А. Амонашвили, О.В. Аракелян, Ю.В. Арутюнян, И.В. Балицкой, Барышникова, И.С. Бессарабовой, Е.В. Бондаревская, Е.Г. Виноградовой, Н.И. Гез, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, А.В. Новицкой, А.П. Садохина, Ю.С. Свиридченко, Л.Л. Супрунова, Л.А. Энеевой и др.

Поликультурное воспитание в России обязано своим становлением А.Н. Джуринскому, А.Д. Сахарову, Д.С. Лихачеву, Г.Н. Волкову и др. В одном ряду с идеями этнопедагогики и педагогики формирования межнационального общения, также разрабатывались идеи поликультурного воспитания в работах известных ученых З.Т. Гасанова, Г.Н. Волкова, В.Г. Крысько и др. Данное направление педагогики раскрывает воспитательные и образовательные задачи одной межкультурной группы, рассматривает перспективу воспитания на национальных традициях. А сумма отдельных компонентов, включающая поликультурные знания о народах, воспроизведение духовных ценностей своей культуры, формирование самосознания и национального характера - является фундаментом поликультурного воспитания [8]. Более продуктивная позиция в педагогической организации воспитания на основе межкультурного диалога видится у исследователей А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриевой и др.

Поликультурная компетентность - понятие, которое включает наличие объективных представлений, знаний о своей и иной культуре, являющихся базой умений и навыков, моделей поведения [1, С. 16]. По мнению И.В. Хариной, поликультурная компетентность заключается в знаниях о культурном многообразии, что позволяет эффективно реализовывать педагогическую деятельность в поликультурном образовательном пространстве [7, С. 20].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.